Домой Язва Тайна исчезновения группы клочкова. Буянов Евгений

Тайна исчезновения группы клочкова. Буянов Евгений

Случаев бесследного исчезновения туристических групп не так много. Конечно, люди попадали под лавины, осыпи и бураны, но почти всегда оставался в живых хоть кто-то, и открывал другим картину произошедшей трагедии. Одним из самых ярких случаев является гибель группы Клочкова на Памире в 1989 году.

Далее привожу фрагменты из статьи Е.Буянова, долгое время занимавшегося историей этой трагедии:

7 августа 1989 года они не вышли в контрольный срок и сигналы тревоги начали расходится от ленинградской контрольно-спасательной службы (КСС) по телефонам спасателей между Ленинградом и Душанбе и дальше между Джиргиталем и Ляхшем.

Облеты района на вертолетах начались уже 8-го августа, а 13 августа первые поисковые группы достигли ущелий Муксу и Суграна.В поисках принимало участие 54 человека.

Район поиска - квадрат гор Центрального Памира со стороной около 15 км (примерно 200 кв.км), изорванный скалистыми гребнями высотой до 6000 м, глубокими ущельями и каньонами, обрывами морен и ступенями ледопадов...

В пропавшей группе было 6 участников: Петр Клочков (руководитель), Ирина Лебедева, Евгений Вол, Леонид Локшин и супруги Хрустовские - Ольга и Ростислав.

Для сложной горной "пятерки" состав этот был минимальным (меньшее количество участников запрещено), причем в последний момент, перед выездом в горы, один из участников группы отказался от похода и руководитель без разрешения КСС уговорил пойти в поход Женю Вола, самого молодого участника группы (19 лет). Женя не имел необходимого походного опыта: до этого он участвовал только в "двойке".

Остальные участники в возрасте около 24 лет были уже достаточно опытными туристами, но в поход по Памиру и на такие высоты шли в первый раз.

Поиски велись до 9 сентября. Путеводной нитью спасателей были копия маршрутной книжки и показания участника, не ушедшего в поход. Ориентированные на начало первой и второй половины маршрута пропавшей группы, спасатели быстро установили, что группа "потерялась" на первом участке. Небольшие группы, снабженные радиосвязью, и перебрасываемые на вертолетах, обследовали ущелья Суграна, Шагазы, Вера, Бырс, Хадырша, Шапак, ШиниБини. Активно проводились облеты, просмотры и фотографирование всех участков маршрута, на которых могла произойти авария.

Выход группы Клочкова на активную часть маршрута начался во второй половине дня 14 июля, когда она достигла высокогорного поселка Мук в ущелье реки Муксу. Взяв часть продуктов и горючего на вторую половину похода, туристы сделали радиальный выход к леднику Шагазы. Заброска была оставлена примерно в двух километрах ниже "языка" ледника. Она была обнаружена поисковой группой Королева 15 августа, уже на третий день поиска. Ее однозначно идентифицировали по упаковкам и нескольким предметам одежды и снаряжения. При обнаружении заброски круг поиска замкнулся упомянутым квадратом Памира: стало ясно, что, во-первых, группа "потерялась" на первой половине маршрута и, во-вторых, что, если с группой произошла авария, то с момента этой аварии прошло уже около 20 суток и... никаких вестей! Вероятность спасения уменьшилась...

Совершив небольшой подъем по отрогу, разделяющему ущелья Бырс и Хадырша, группа Клочкова должна была перейти на боковой отрог, разделяющий ущелья Иргай и Хадырша и пройти около километра по этому гребню, оставляя слева крутой обрыв в долину Иргая и мощные ледосбросы над верховьем ледника Тамаша - левой, боковой ветви ледника Хадырша. Затем склон позволяет относительно безопасно спуститься вправо, на пологую часть ледника Тамаша и двигаться вдоль его левого края. На этом участке группа Курицина обнаружила засыпанные снегом следы, которые потерялись перед выходом на бесснежную часть ледника. Скорее всего это были следы группы Клочкова: как явствовало из ее записки на перевале Рыжий, предыдущая группа проходила перевал год назад. Конечно, в течение десяти дней перевал могла пройти еще одна группа, оставить следы на леднике, не снять и не оставлять записку, но такое стечение обстоятельств слишком маловероятно. Перевал труднодоступен, относительно малоизвестен, посещается достаточно редко, да и найти эту группу не удалось. Дальнейший спуск по леднику Тамаша имел два технических участка, на которых могла произойти авария. Но по отзыву руководителей всех поисковых групп. обследовавших ледник Тамаша, масштабной аварии с "накрытием" группы из шести человек здесь произойти не могло. Такая авария могла произойти только в самом верховье ледника Тамаша выше обнаруженных следов. Туда, под мощные ледосбросы, группе идущей на спуск, подниматься было незачем. Авария произошла не здесь. Вряд ли группа спустилась с ледника Тамаша в тот же день. Скорее всего она закончила спуск 19-го июля и в тот же день постаралась подойти по леднику Хадырша, обогнув отрог у правого края ледника Тамаша. Начать подъем на перевал Хадырша 19-го, безусловно, не удалось: штурмовать такой сложный перевал на исходе дня - совершенно безнадежная затея. Группа могла только углубиться в ледопад на подходе к перевалу или сделать часть обхода ледопада. Подъем на перевал Хадырша был начат не ранее 20-го июля.

На следующем, весьма сложном участке у группы Клочкова не было запасного варианта: она должна была пройти перевал Хадырша по очень мощному и крутому снежно-ледовому ребру, преодолев по вертикали свыше 2000 м до высоты перевала 5300 м. Это ребро по перепаду высот и сложности чем-то напоминает ребро Бородкина (4000-6000 м, с ледника Вальтера на Памирское фирновое плато), хотя абсолютная высота его несколько меньше. Далее, высотным траверсом группа должна была подняться на пик Шапак (5967 м), спуститься на седловину перевала Восточный Бырс, перевалить через вершину 5622 м и сойти по гребню на перевал Шапак (5380 м). Затем - спуск по ущелью Шини-Бини с выходом в долину Суграна немного выше того места, откуда группа начала поход (ущелья Шини-Бини и Бырс - соседние правые притоки Суграна. Отсюда были заявлены два варианта пути: основной через перевалы Скалистый и ПКТ, либо запасной - с ледника Вера через перевал Шагазы (2Б, 4680 м). Оба пути приводили к заброске ниже ледника Шагазы. Спасатели активно искали следы группы в районе перевала Скалистый и на леднике Вера. По сообщению группы из Невинномысска с перевала ПКТ в самом конце июля была снята записка, датированная прошлым годом. Каких-либо признаков пребывания группы Клочкова найдено не было. На леднике Вера был обнаружен след крупного ледового обвала. Возникло подозрение, что группа могла попасть под него...

Можно предположить, что группа дошла до ледника Вера и пошла по запасному варианту (особенно в случае опоздания). Однако в этом случае она должна была оставить свои записки на высотном траверсе (три перевала и две вершины) и, вероятно, повстречать какую-либо группу в ущельях Шини-Бини и Сугрансу. Выяснилось, что в это время - с 21 по 23 июля по Шини-Бини поднимались группы Кирсиса (Рига) и Манерного (Томск). Группу Клочкова они не встречали. Группа спасателей во главе с Олегом Пановым одолела подъем на перевал Хадырша, но записки Клочкова не обнаружила: на перевале и на вершине 5622 были записки, датированные прошлым годом. По свидетельству других групп записки Клочкова не было ни на пике Шапак, ни на перевалах Восточный Бырс и Шапак. Быть может, наша информация и не была полной и какая-то группа сняла записку Клочкова с участка высотного траверса. Пока же напрашивается вывод: ГРУППА КЛОЧКОВА НЕ ВЫШЛА НА ПЕРЕВАЛ ХАДЫРША, т.е. авария произошла на подъеме к перевалу, либо еще раньше, на подходе. Зона поиска резко сужается.

Подход к перевалу Хадырша по леднику и моренам вначале несложный и безопасный. Но выход к подъемному ребру заперт мощным ледопадом с ледосбросом под ребром. Обход мощных разрывов возможен и слева и справа; обычно выходят справа, на уровне верхнего плато ледника Хадырша. Прохождение ледопада, особенно при не очень удачном выборе варианта и в плохую погоду может отнять сутки и более (по опыту спасателей, исследовавших ледопад). Возможность аварии? Но высота здесь относительно невелика (около 3500 м) и ветер не так опасен... Поэтому авария здесь могла произойти только вследствие достаточно мощного обвала ледопада или срыва всей группы в ледовую трещину. И то и другое возможно, но вероятность таких исходов представляется очень небольшой. В средней части ледопада есть крупный ледосброс с обвалами льда, но по этому участку ледопад обычно не проходят, это тактически нецелесообразно...

Следующий участок подъема на перевал Хадырша сложен и потенциально опасен, поскольку крут и местами, особенно в правой части, пролегает по лавинным желобам с нижней части ребра, куда группе предстояло выйти. Возможность аварии здесь в результате схода лавины, особенно в условиях жесткой непогоды, представляется весьма вероятной. Это могло случиться и при попытке выхода на ребро и при попытке отступления с ребра (например, из-за непогоды) и при неудачной установке бивака на пути схода лавины.

Период непогоды в тот момент был... Кроме того, в ночь с 19 на 20 июля и с 21 на 22 июля по данным института физики Земли имели место два несильных замлетрясенья (волна одного докатилась из Гиндукуша). На Памире такие землетрясенья не редкость, но здесь важно определенное время и сопутствующие обстоятельства. Даже несильное землетрясенье после снегопада может вызвать массовый сход лавин. Чуть позже, 24 июля в соседнем ущелье Бырс, на перевале Южный Бырс произошла авария: в результате схода снежной лавины-"доски" погиб участник одной из московских групп и для спасательных работ сюда немного позже подошла группа из Балашихи (Моск. область). Уже этот случай говорит о том, что снежная обстановка в районе была очень опасной.

После выхода на ребро лавинная опасность уменьшалась, но на верхнем участке ребра она вновь возрастала. Здесь группе, не прошедшей до конца процесс высотной акклиматизации, предстоял тяжелый подъем с троплением глубокого снега, включая свежевыпавший. Непогода и ветер здесь, на большой высоте, являются очень опасными. Как показывает печальный опыт целого ряда аварий (например, аварии женской команды альпинисток в 1974 году на пике Ленина), положение группы на большой высоте в условиях суровой непогоды является очень неустойчивым, критическим. Даже через пуховки ураганный ветер способен за 1-3 часа вызвать летальное переохлаждение организма, серьезно ослабленного гипоксией (кислородным голоданием из-за высоты). Полумокрая метель опаснее леденящей!... Не исключено, что пик непогоды застал группу уже на ребре и ее положение быстро стало критическим, поскольку опасно было и спускаться выше, и подниматься, и останавливаться. Отсутствие видимости в "белой мгле", пронизывающий ветер, хлещущий в лицо острыми иглами или мокрыми хлопьями, глубокий снег и быстрое истощение сил... В такой обстановке роковые ошибки начинают совершать даже самые опытные туристы, если опыт и осторожность не помогли им вовремя отступить. Иногда туристы не сразу осознают, в насколько опасной ситуации они находятся. Так было с группой Сергея Левина на Эльбрусе в мае 1990 года. Эта группа, достаточно сильная и опытная, готовилась к походу по Памиру с поиском группы Клочкова и частично по его маршруту. После анализа и тщательной проработки Левин, в частности, оценивал вторую часть маршрута Клочкова как "авантюру". Большая часть группы Левина вместе с руководителем погибла в жестокую непогоду. Об этой аварии - отдельный разговор, но какое-то внутреннее чувство заставляет провести эту аналогию. Оба случая одинаково трагичны, каждый из них по-своему загадочен и есть между ними какой-то общий злой рок: поисковая экспедиция 1990 года не смогла взойти на перевал Хадырша и пройти высотный траверс (заявленный Клочковым), в частности, из-за отсутствия сильной группы Левина...

Состав группы Клочкова по крайней мере ФИЗИЧЕСКИ не был сильным: две девушки и один молодой, не имеющий достаточного опыта участник. Тем не менее руководитель отважился на поход в самом высокогорном районе страны с фактическим включением участков первопрохождения на той категории трудности, которую участники группы еще не освоили, по крайней мере на памирских маршрутах. Участок траверса фактически был первопрохождением, а перевал Хадырша по старому классификатору оценивался как "3А со звездой" ("звезда" "подвешивается" либо за дополнительную сложность, либо за повышенную опасность) и "звезда" в новом классификаторе, вероятно, была снята напрасно. Явной тактической ошибкой было на 6-7 день похода начинать штурм шестикилометровой высоты: на памирских высотах это можно делать только на 10-11 день похода при нормальном физическом состоянии участников. Подспудно мог давить и промах с отсутствием запасного варианта для обхода перевала Хадырша: обход в условиях непогоды мог стать необходим. Был ли вариант обхода проработан, - остается загадкой. Ясно, что руководитель стремился пройти именно перевал Хадырша, тем более что участок траверса через две вершины был технической "изюминкой" похода, существенно увеличивающей спортивный вес маршрута в случае успеха.

Возможны, конечно, и такие причины аварии, которые не были логически связаны с перечисленными. Например, под группой мог оборваться карниз на гребне. Возможна и цепочка из аварий с отдельными участниками. Однако цельный анализ всех собранных обстоятельств и фактов показывает, что подобные исходы менее вероятны (в ходе анализа и поисков был проработан целый ряд версий случившегося и здесь приведены только главные версии и факты). Похоже, что в момент аварии группа не была разобщена, иначе ее следы было бы легче обнаружить.

Случай очень сложный, неординарный. "Накрыть" группу лавиной, обвалом или снегопадом могло очень "плотно" (слоем в несколько метров) из-за масштабности памирского рельефа. Примерно в то же самое время мы проводили поиски на Центральном Тянь-Шане, хребет Сарыджас. Там было точно известно, в какой лавинный конус упали два туриста, но найти их тела в результате долгих поисков так и не удалось. В последнем случае, как и в большинстве других, авария является следствием слагаемых цепочки: тактическая ошибка (ошибки; здесь было: выбор неизученного, нестандартного пути спуска) + техническая ошибка (ошибки; здесь было: отсутствие самостраховки у трех туристов на крутом склоне большой крутизны, в снежном кулуаре) + объективный фактор (нередко, случайные обстоятельства, действия, проявления природы; здесь была небольшая снежная лавина, сорвавшая двух туристов в кулуар). Иногда, правда, отдельные слагаемые отсутствуют. Например, чтобы попасть под лавину, надо оказаться на ее пути: тактическая ошибка и лавина должна сойти: объективный фактор. Подрезка склона: техническая ошибка, - добавляет третье слагаемое. Опыт, однако, подсказывает, что чем крупнее авария, тем сильнее проявляется эта логика, при увеличении масштаба аварии влияющих факторов оказывается больше и удельные веса слагаемых цепочки как-бы выравниваются. В случае с группой Клочкова первое и третье слагаемые просматриваются, но только их для такой крупной аварии еще мало. Возможно, группа была "затянута" в ситуационную ловушку, возникшую в результате указанных промахов (частично заложенных в плане похода), не слишком сильного состава группы, объективных факторов непогоды и тех тактических и технических ошибок уже на маршруте, о которых пока ничего неизвестно. Чем труднее ситуация и больше давление внешних обстоятельств, тем проще совершаются эти ошибки... Если вовремя не отступить, не спасут ни самые высокие чемпионские звания, ни самый большой походный опыт. Расплата в данном случае была роковой... Для нас катастрофа группы Клочкова должна стать еще одним уроком.

В предполагаемый период аварии (20-23 июля) в районе совершали путешествия несколько групп. Большая часть установленных нами групп совершала здесь походы чуть позже: в конце июля. Зафиксированы маршруты и получены данные от групп из Москвы (руководители: Цой, Костин, Деянов, Степков), Горького (Курицин), Минска (Москалев), Симферополя (Чесноков), Тулы (Макаров), Риги (Кирсис), Томска (Ждудько, Манернов), Днепропетровска (Куликов), Краснодара (Дубинин, Левченко). Нам известно о наличии нескольких групп, с которыми связаться не удалось: из Шевченко (Паршин), из Душанбе (Елентеев), из Омска (Новиков). От некоторых других групп была получена небольшая дополнительная информация (в основном о погодных условиях в районе, в различных ущельях). Может быть, кто-то сможет добавить, может кто-то встретил их на маршруте. Главное, точно неизвестно, какая погода была в ущелье Хадырша 19-23 июля (24-го в районе была ясная, солнечная погода, а затем опять переменно) и проходил ли кто в это время перевал Курай-Шапак. Может быть, кто-то обнаружит вторую заброску группы Клочкова на Сугрансу (в районе "языка" ледника Бырс): карамель Студенческая, сухари мелкие в чулках и кальке с перевязкой зеленой ниткой, крупы в чулках, часть продуктов в черных геологических мешочках с завязками, супы в пакетах (свекольники, мясной, московский, суп-пюре картофельный), перевязанные синей или прозрачной изолентой крестнакрест, масло в отечественных банках из-под растворимого кофе, шоколад "Особый", стеклянные баночки с домашней приправой, блестящие пакеты от "Шрота" (сублимированное мясо). Группа имела две палатки: каркасную юрту и двускатную "памирку". Рюкзаки и одежда капроновые, яркие.

Пока все причины этой тяжелой аварии не видны из-за малого количества собранной информации. Достаточно ясным мне кажется то, что Клочков спланировал маршрут, который был явно не по силам его группе. А график маршрута не соответствовал особенностям памирского рельефа, он был слишком напряженным… Техническая и физическая сложность участка подъема на перевал Хадырша вместе с недостаточной акклиматизацией участников группы и с периодом суровой непогоды сложились в аварийную цепочку. Могли сказаться какие-то неожиданные проявления стихии, например, удар локального землетрясенья. Что с ними случилось, - лавина, замерзание, групповой срыв, или что-то иное, пока можно только гадать...


Эта непонятная авария на Эльбрусе
Тайна исчезновения группы Клочкова
Тогда...на Орто-Каре
Лавины!
Трещины

7 августа 1989 года они не вышли в контрольный срок и сигналы тревоги начали расходится от ленинградской контрольно-спасательной службы (КСС) по телефонам спасателей между Ленинградом и Душанбе и дальше между Джиргиталем и Ляхшем.


Пик Москва, Памир, 1988. Вид с ребра "Буревестника"

Облеты района на вертолетах начались уже 8-го августа, а 13 августа первые поисковые группы достигли ущелий Муксу и Суграна.В поисках принимало участие 54 человека.

Район поиска - квадрат гор Центрального Памира со стороной около 15 км (примерно 200 кв.км), изорванный скалистыми гребнями высотой до 6000 м, глубокими ущельями и каньонами, обрывами морен и ступенями ледопадов...

В пропавшей группе было 6 участников: Петр Клочков (руководитель), Ирина Лебедева, Евгений Вол, Леонид Локшин и супруги Хрустовские - Ольга и Ростислав.

Для сложной горной "пятерки" (поход пятой категории сложности) состав этот был минимальным (меньшее количество участников запрещено), причем в последний момент, перед выездом в горы, один из участников группы отказался от похода и руководитель без разрешения КСС уговорил пойти в поход Женю Вола, самого молодого участника группы (19 лет). Женя не имел необходимого походного опыта: до этого он участвовал только в "двойке".

Остальные участники в возрасте около 24 лет были уже достаточно опытными туристами, но в поход по Памиру и на такие высоты шли в первый раз.

Поиски велись до 9 сентября. Путеводной нитью спасателей были копия маршрутной книжки и показания участника, не ушедшего в поход. Ориентированные на начало первой и второй половины маршрута пропавшей группы, спасатели быстро установили, что группа "потерялась" на первом участке. Небольшие группы, снабженные радиосвязью, и перебрасываемые на вертолетах, обследовали ущелья Суграна, Шагазы, Вера, Бырс, Хадырша, Шапак, ШиниБини. Активно проводились облеты, просмотры и фотографирование всех участков маршрута, на которых могла произойти авария.

Выход группы Клочкова на активную часть маршрута начался во второй половине дня 14 июля, когда она достигла высокогорного поселка Мук в ущелье реки Муксу. Взяв часть продуктов и горючего на вторую половину похода, туристы сделали радиальный выход к леднику Шагазы. Заброска была оставлена примерно в двух километрах ниже "языка" ледника. Она была обнаружена поисковой группой Королева 15 августа, уже на третий день поиска. Ее однозначно идентифицировали по упаковкам и нескольким предметам одежды и снаряжения. При обнаружении заброски круг поиска замкнулся упомянутым квадратом Памира: стало ясно, что, во-первых, группа "потерялась" на первой половине маршрута и, во-вторых, что, если с группой произошла авария, то с момента этой аварии прошло уже около 20 суток и... никаких вестей! Вероятность спасения уменьшилась...

Вернемся к началу маршрута.


После спуска к поселку Мук группа двинулась по дороге вдоль реки Муксу, прошла поселок Девшар, еще 3 км и, не доходя до окончания дороги у фермы, свернула на тропу к перевалу Бель-Кандоу (3330 м). Этот несложный перевал используется для выхода в ущелье Суграна в обход прижима у слияния рек Муксу и Сугрансу. После спуска с перевала группа перешла реку Сугрансу по мосту над каньоном и ее правым берегом быстро поднялась к морене ледника Бырс, язык которого перегораживает все ущелье Суграна. Осталось загадкой, делала ли группа вторую заброску продуктов, которая могла быть оставлена и на правом и на левом берегу Сугрансу и должна была предназначаться для обеспечения участка маршрута через перевалы Скалистый (2б-3а категории трудности) и ПКТ (1б) до заброски-1 ниже ледника Шагазы. Очень вероятно, что эта заброска была оставлена, но ее упорные поиски не принесли успеха спасателям. Если они ее оставили, у Клочкова было очень мал запас времени для прохождения первого участка маршрута, - до следующего выхода в ущелье Сугрансу. Какое соображение "перевесило": идти ли с меньшим весом в рюкзаках или немного утяжелиться, но иметь больший продуктовый резерв на случай всяких неожиданностей? Ответ неизвестен, хотя наличие более короткого запасного варианта через ледник Вера на Шагазы говорит о том, что второй заброски не было, либо она была очень небольшой, на 1-2 дня. А может быть, Клочков вообще не продумал серьезно этот момент?..

Повернув влево, группа прошла вдоль ледника Бырс по морене и одолела скально-осыпной подъем на гребень отрога, отделяющего ущелье Бырс от соседних ущелий Иргай и Хадырша. Здесь, на перевале Рыжий (2б к.тр., 4500 м) группа была около 16.00 18-го июля, опережая заявленный график похода примерно на полсуток. Об этом стало известно из записки группы, которую сняли туристы из Горького (группа Курицина) 29-го июля, т.е. через 11 суток. Из той же записки известно, что группа Клочкова сняла с перевала записку, датированную предыдущим годом, т.е.до нее, похоже, в том же году перевал никем не проходился.

Кроме заброски ниже ледника Шагазы и записки на перевале Рыжий, снятой горьковчанами, никаких следов группы Клочкова обнаружено не было. В создавшейся обстановке спасатели сделали все, что смогли. Безуспешные поиски пришлось прекратить из-за перерасхода средств, моральной и физической усталости поисковых групп, делавшей дальнейшие поиски небезопасными: многие спасатели были брошены в район поиска после своих походов и с других спасательные работ (на Тянь-Шане велись поиски двух погибших ленинградцев и часть спасателей была направлена оттуда). Это позволило им сразу, без высотной акклиматизации, с вертолета, включиться в поиск, но запас сил у людей не беспределен. По ходу поиска спасатели оказали реальную помощь двум туристским группам, находившимся в аварийной ситуации, предотвратив возможные тяжелые последствия.

В течение последующего года горная комиссия Федерации туризма Ленинграда постаралась собрать и проанализировать всю доступную информацию о пропавшей группе с тем, чтобы возобновить поиски в новом, 1990 году. Информацию о всех находившихся в районе поиска группах, фактах встречи с ленинградцами, метеорологических условиях и наблюдаемых аномальных явлениях запросили у 53-х советов по туризму и экскурсиям (письменным запросом дважды и запросами на совещании председателей горных комиссий и у групп, которые были в районе в нужное время по предварительным сведениям. Были даны сообщения в печать: статьи "Последняя записка на перевале Рыжий" (журнал "Турист", N 5-1990), и "Откроет ли тайну Памир" (газета "Советский спорт" от 23.11.89 г.; позже вышла статья "Рыжий" пока молчит" в N 7-8,1992 г.,с.10 журнала "Мир путешествий", являющаяся журнальной редакцией данной статьи, по мнению автора не совсем удачной). Путем переписки и телефонных звонков собрали сведения у руководителей туристских групп, находившихся в районе поиска в период возможной аварии группы Клочкова.

К сожалению, полученную информацию даже по формальным признакам нельзя считать полной: из 53-х советов ответ дали только 17, а от части остальных информацию удалось получить только по личным каналам. Не удалось получить точных данных о метеоусловиях в ущелье Хадырша в период с 19 по 24 июля, хотя достоверно стало известно, что в окружающих ущельях Суграна, Шини-Бини и Бырс наблюдался период непогоды со снегопадом.

Должен заранее оговориться, что прямых фактов, указывающих однозначно, "на все 100", на место аварии, в ходе поиска найдено не было. Собранные факты носят косвенный характер и только в совокупности позволяют достаточно определенно указать это место. А то, как произошла авария, можно только предполагать. Можно указать и несколько видимых причин происшедшего, хотя "удельный вес" каждой из них пока неясен. Далее изложение пойдет уже с учетом фактов, полученных в ходе сбора информации и в ходе поисковой экспедиции 1990 года.

Продолжим мысленно путь группы за перевал Рыжий. Совершив небольшой подъем по отрогу, разделяющему ущелья Бырс и Хадырша, группа Клочкова должна была перейти на боковой отрог, разделяющий ущелья Иргай и Хадырша и пройти около километра по этому гребню, оставляя слева крутой обрыв в долину Иргая и мощные ледосбросы над верховьем ледника Тамаша - левой, боковой ветви ледника Хадырша. Затем склон позволяет относительно безопасно спуститься вправо, на пологую часть ледника Тамаша и двигаться вдоль его левого края. На этом участке группа Курицина обнаружила засыпанные снегом следы, которые потерялись перед выходом на бесснежную часть ледника. Скорее всего это были следы группы Клочкова: как явствовало из ее записки на перевале Рыжий, предыдущая группа проходила перевал год назад. Конечно, в течение десяти дней перевал могла пройти еще одна группа, оставить следы на леднике, не снять и не оставлять записку, но такое стечение обстоятельств слишком маловероятно. Перевал труднодоступен, относительно малоизвестен, посещается достаточно редко, да и найти эту группу не удалось. Дальнейший спуск по леднику Тамаша имел два технических участка, на которых могла произойти авария. Но по отзыву руководителей всех поисковых групп. обследовавших ледник Тамаша, масштабной аварии с "накрытием" группы из шести человек здесь произойти не могло. Такая авария могла произойти только в самом верховье ледника Тамаша выше обнаруженных следов. Туда, под мощные ледосбросы, группе идущей на спуск, подниматься было незачем. Авария произошла не здесь. Вряд ли группа спустилась с ледника Тамаша в тот же день. Скорее всего она закончила спуск 19-го июля и в тот же день постаралась подойти по леднику Хадырша, обогнув отрог у правого края ледника Тамаша. Начать подъем на перевал Хадырша 19-го, безусловно, не удалось: штурмовать такой сложный перевал на исходе дня - совершенно безнадежная затея. Группа могла только углубиться в ледопад на подходе к перевалу или сделать часть обхода ледопада. Подъем на перевал Хадырша был начат не ранее 20-го июля.

На следующем, весьма сложном участке у группы Клочкова не было запасного варианта: она должна была пройти перевал Хадырша по очень мощному и крутому снежно-ледовому ребру, преодолев по вертикали свыше 2000 м до высоты перевала 5300 м. Это ребро по перепаду высот и сложности чем-то напоминает ребро Бородкина (4000-6000 м, с ледника Вальтера на Памирское фирновое плато), хотя абсолютная высота его несколько меньше. Далее, высотным траверсом группа должна была подняться на пик Шапак (5967 м), спуститься на седловину перевала Восточный Бырс, перевалить через вершину 5622 м и сойти по гребню на перевал Шапак (5380 м). Затем - спуск по ущелью Шини-Бини с выходом в долину Суграна немного выше того места, откуда группа начала поход (ущелья Шини-Бини и Бырс - соседние правые притоки Суграна. Отсюда были заявлены два варианта пути: основной через перевалы Скалистый и ПКТ, либо запасной - с ледника Вера через перевал Шагазы (2Б, 4680 м). Оба пути приводили к заброске ниже ледника Шагазы. Спасатели активно искали следы группы в районе перевала Скалистый и на леднике Вера. По сообщению группы из Невинномысска с перевала ПКТ в самом конце июля была снята записка, датированная прошлым годом. Каких-либо признаков пребывания группы Клочкова найдено не было. На леднике Вера был обнаружен след крупного ледового обвала. Возникло подозрение, что группа могла попасть под него...

Можно предположить, что группа дошла до ледника Вера и пошла по запасному варианту (особенно в случае опоздания). Однако в этом случае она должна была оставить свои записки на высотном траверсе (три перевала и две вершины) и, вероятно, повстречать какую-либо группу в ущельях Шини-Бини и Сугрансу. Выяснилось, что в это время - с 21 по 23 июля по Шини-Бини поднимались группы Кирсиса (Рига) и Манерного (Томск). Группу Клочкова они не встречали. Группа спасателей во главе с Олегом Пановым одолела подъем на перевал Хадырша, но записки Клочкова не обнаружила: на перевале и на вершине 5622 были записки, датированные прошлым годом. По свидетельству других групп записки Клочкова не было ни на пике Шапак, ни на перевалах Восточный Бырс и Шапак. Быть может, наша информация и не была полной и какая-то группа сняла записку Клочкова с участка высотного траверса. Пока же напрашивается вывод: ГРУППА КЛОЧКОВА НЕ ВЫШЛА НА ПЕРЕВАЛ ХАДЫРША, т.е. авария произошла на подъеме к перевалу, либо еще раньше, на подходе. Зона поиска резко сужается.

Подход к перевалу Хадырша по леднику и моренам вначале несложный и безопасный. Но выход к подъемному ребру заперт мощным ледопадом с ледосбросом под ребром. Обход мощных разрывов возможен и слева и справа; обычно выходят справа, на уровне верхнего плато ледника Хадырша. Прохождение ледопада, особенно при не очень удачном выборе варианта и в плохую погоду может отнять сутки и более (по опыту спасателей, исследовавших ледопад). Возможность аварии? Но высота здесь относительно невелика (около 3500 м) и ветер не так опасен... Поэтому авария здесь могла произойти только вследствие достаточно мощного обвала ледопада или срыва всей группы в ледовую трещину. И то и другое возможно, но вероятность таких исходов представляется очень небольшой. В средней части ледопада есть крупный ледосброс с обвалами льда, но по этому участку ледопад обычно не проходят, это тактически нецелесообразно...

Следующий участок подъема на перевал Хадырша сложен и потенциально опасен, поскольку крут и местами, особенно в правой части, пролегает по лавинным желобам с нижней части ребра, куда группе предстояло выйти. Возможность аварии здесь в результате схода лавины, особенно в условиях жесткой непогоды, представляется весьма вероятной. Это могло случиться и при попытке выхода на ребро и при попытке отступления с ребра (например, из-за непогоды) и при неудачной установке бивака на пути схода лавины.

Период непогоды в тот момент был... Кроме того, в ночь с 19 на 20 июля и с 21 на 22 июля по данным института физики Земли имели место два несильных замлетрясенья (волна одного докатилась из Гиндукуша). На Памире такие землетрясенья не редкость, но здесь важно определенное время и сопутствующие обстоятельства. Даже несильное землетрясенье после снегопада может вызвать массовый сход лавин. Чуть позже, 24 июля в соседнем ущелье Бырс, на перевале Южный Бырс произошла авария: в результате схода снежной лавины-"доски" погиб участник одной из московских групп и для спасательных работ сюда немного позже подошла группа из Балашихи (Моск. область). Уже этот случай говорит о том, что снежная обстановка в районе была очень опасной.

После выхода на ребро лавинная опасность уменьшалась, но на верхнем участке ребра она вновь возрастала. Здесь группе, не прошедшей до конца процесс высотной акклиматизации, предстоял тяжелый подъем с троплением глубокого снега, включая свежевыпавший. Непогода и ветер здесь, на большой высоте, являются очень опасными. Как показывает печальный опыт целого ряда аварий (например, аварии женской команды альпинисток в 1974 году на пике Ленина), положение группы на большой высоте в условиях суровой непогоды является очень неустойчивым, критическим. Даже через пуховки ураганный ветер способен за 1-3 часа вызвать летальное переохлаждение организма, серьезно ослабленного гипоксией (кислородным голоданием из-за высоты). Полумокрая метель опаснее леденящей!... Не исключено, что пик непогоды застал группу уже на ребре и ее положение быстро стало критическим, поскольку опасно было и спускаться выше, и подниматься, и останавливаться. Отсутствие видимости в "белой мгле", пронизывающий ветер, хлещущий в лицо острыми иглами или мокрыми хлопьями, глубокий снег и быстрое истощение сил... В такой обстановке роковые ошибки начинают совершать даже самые опытные туристы, если опыт и осторожность не помогли им вовремя отступить. Иногда туристы не сразу осознают, в насколько опасной ситуации они находятся. Так было с группой Сергея Левина на Эльбрусе в мае 1990 года. Эта группа, достаточно сильная и опытная, готовилась к походу по Памиру с поиском группы Клочкова и частично по его маршруту. После анализа и тщательной проработки Левин, в частности, оценивал вторую часть маршрута Клочкова как "авантюру". Большая часть группы Левина вместе с руководителем погибла в жестокую непогоду. Об этой аварии - отдельный разговор, но какое-то внутреннее чувство заставляет провести эту аналогию. Оба случая одинаково трагичны, каждый из них по-своему загадочен и есть между ними какой-то общий злой рок: поисковая экспедиция 1990 года не смогла взойти на перевал Хадырша и пройти высотный траверс (заявленный Клочковым), в частности, из-за отсутствия сильной группы Левина...

Итак, судя по всему, авария произошла на подъеме к перевалу Хадырша. Этот участок маршрута являлся очень высотным, сложным и потенциально опасным. Могла ли группа отклониться от этого участка? Руководителю похода дано право изменить маршрут, если это вызвано условиями обстановки, но такое случается нечасто. Обычно стараются выдержать маршрут, хотя бы в рамках запасных вариантов. Запасного варианта здесь, на этом участке, не было и это, похоже, было тактической ошибкой плана похода, результатом толи недоработки, толи недостаточного знания специфики района. Ошибка, конечно, очень небольшая, но исправить ее без нарушения графика похода было трудно. Более существенная ошибка была заложена именно в график. Пусть несколько более протяженный запасной вариант можно было спланировать: через перевал Курай-Шапак (2А, 4700 м), ледник Шапак и далее с выходом на перевал Хадырша, либо прямо на перевал Шапак и далее в ущелье Шини-Бини. Очень надежный вариант, особенно на случай непогоды и без снижения оценочной трудности "3А". Но по графику этот вариант никак не укладывался в одни сутки, отведенные на подъем к перевалу Хадырша. Одних суток было явно мало для обеих вариантов. Перевал Курай-Шапак хорошо известен, посещается достаточно часто и за 10 суток (с 19 по 29 июля) его могли пройти 1-2 группы, но о них ничего не известно... Проходившая его 29 июля группа записки на перевале не обнаружила. Предполагалась возможность еще одного отклонения группы Клочкова: в условиях тумана она могла по ошибке выйти на ребро, начинающееся у левого края ледника Хадырша. Это мощное ребро отходит от отрога, разделяющего ущелья Бырс и Хадырша. Иногда туристы используют его для преодоления (обычно, на спуск) перевала Северный Бырс. Спасатели проводили поиски в нижней части этого ребра и осмотр его с вертолета, но никаких следов не обнаружили.

Поисковая экспедиция следующего, 1990 года обследовала верховья ледника Хадырша и Тамаша. На морене были обнаружены следы стоянки какой-то группы, которые определенно идентифицировать не удалось. Объективные обстоятельства не позволили обследовать подъем к перевалу Хадырша и участок высотного траверса.

Хотя выяснено далеко не все, но и по имеющимся данным можно с достаточной достоверностью указать на ряд причин, которые, по-видимому, способствовали аварии, ряд ее "слагаемых". Оформление Клочковым походной документации проходило, как отмечают, в спешке, группа не проходила проверку на местности. Принимавшие документы члены ОМКК были туристами самой высокой квалификации и с памирским опытом, но, к сожалению, не в данном районе. Поэтому, в частности, не удалось восстановить тонкие детали маршрута по разговору в МКК (прежде всего, какой вариант подъема на перевал Хадырша Клочков предполагал использовать). Анализ также показал, что график похода был хотя и неявно, но перенапряженным: на первую половину маршрута следовало отвести как минимум на 3-4 дня больше. Памирский поход с его высотностью и перепадами был спланирован как кавказский! Ошибка. Ошибка в расчете графика движения, возможно, заставляла форсировать его тогда, когда это делать было нельзя из-за погоды и плохого самочувствия участников. Задержка же оставляла группу без продуктов. Ошибка в графике была неочевидной: заметить ее мог только тот, кто сам совершил поход по данному горному узлу.

Состав группы Клочкова по крайней мере ФИЗИЧЕСКИ не был сильным: две девушки и один молодой, не имеющий достаточного опыта участник. Тем не менее руководитель отважился на поход в самом высокогорном районе страны с фактическим включением участков первопрохождения на той категории трудности, которую участники группы еще не освоили, по крайней мере на памирских маршрутах. Участок траверса фактически был первопрохождением, а перевал Хадырша по старому классификатору оценивался как "3А со звездой" ("звезда" "подвешивается" либо за дополнительную сложность, либо за повышенную опасность) и "звезда" в новом классификаторе, вероятно, была снята напрасно. Явной тактической ошибкой было на 6-7 день похода начинать штурм шестикилометровой высоты: на памирских высотах это можно делать только на 10-11 день похода при нормальном физическом состоянии участников. Подспудно мог давить и промах с отсутствием запасного варианта для обхода перевала Хадырша: обход в условиях непогоды мог стать необходим. Был ли вариант обхода проработан, - остается загадкой. Ясно, что руководитель стремился пройти именно перевал Хадырша, тем более что участок траверса через две вершины был технической "изюминкой" похода, существенно увеличивающей спортивный вес маршрута в случае успеха.

Возможны, конечно, и такие причины аварии, которые не были логически связаны с перечисленными. Например, под группой мог оборваться карниз на гребне. Возможна и цепочка из аварий с отдельными участниками. Однако цельный анализ всех собранных обстоятельств и фактов показывает, что подобные исходы менее вероятны (в ходе анализа и поисков был проработан целый ряд версий случившегося и здесь приведены только главные версии и факты). Похоже, что в момент аварии группа не была разобщена, иначе ее следы было бы легче обнаружить.

Случай очень сложный, неординарный. "Накрыть" группу лавиной, обвалом или снегопадом могло очень "плотно" (слоем в несколько метров) из-за масштабности памирского рельефа. Примерно в то же самое время мы проводили поиски на Центральном Тянь-Шане, хребет Сарыджас. Там было точно известно, в какой лавинный конус упали два туриста, но найти их тела в результате долгих поисков так и не удалось. В последнем случае, как и в большинстве других, авария является следствием слагаемых цепочки: тактическая ошибка (ошибки; здесь было: выбор неизученного, нестандартного пути спуска) + техническая ошибка (ошибки; здесь было: отсутствие самостраховки у трех туристов на крутом склоне большой крутизны, в снежном кулуаре) + объективный фактор (нередко, случайные обстоятельства, действия, проявления природы; здесь была небольшая снежная лавина, сорвавшая двух туристов в кулуар). Иногда, правда, отдельные слагаемые отсутствуют. Например, чтобы попасть под лавину, надо оказаться на ее пути: тактическая ошибка и лавина должна сойти: объективный фактор. Подрезка склона: техническая ошибка, - добавляет третье слагаемое. Опыт, однако, подсказывает, что чем крупнее авария, тем сильнее проявляется эта логика, при увеличении масштаба аварии влияющих факторов оказывается больше и удельные веса слагаемых цепочки как-бы выравниваются. В случае с группой Клочкова первое и третье слагаемые просматриваются, но только их для такой крупной аварии еще мало. Возможно, группа была "затянута" в ситуационную ловушку, возникшую в результате указанных промахов (частично заложенных в плане похода), не слишком сильного состава группы, объективных факторов непогоды и тех тактических и технических ошибок уже на маршруте, о которых пока ничего неизвестно. Чем труднее ситуация и больше давление внешних обстоятельств, тем проще совершаются эти ошибки... Если вовремя не отступить, не спасут ни самые высокие чемпионские звания, ни самый большой походный опыт. Расплата в данном случае была роковой... Для нас катастрофа группы Клочкова должна стать еще одним уроком.

В предполагаемый период аварии (20-23 июля) в районе совершали путешествия несколько групп. Большая часть установленных нами групп совершала здесь походы чуть позже: в конце июля. Зафиксированы маршруты и получены данные от групп из Москвы (руководители: Цой, Костин, Деянов, Степков), Горького (Курицин), Минска (Москалев), Симферополя (Чесноков), Тулы (Макаров), Риги (Кирсис), Томска (Ждудько, Манернов), Днепропетровска (Куликов), Краснодара (Дубинин, Левченко). Нам известно о наличии нескольких групп, с которыми связаться не удалось: из Шевченко (Паршин), из Душанбе (Елентеев), из Омска (Новиков). От некоторых других групп была получена небольшая дополнительная информация (в основном о погодных условиях в районе, в различных ущельях). Может быть, кто-то сможет добавить, может кто-то встретил их на маршруте. Главное, точно неизвестно, какая погода была в ущелье Хадырша 19-23 июля (24-го в районе была ясная, солнечная погода, а затем опять переменно) и проходил ли кто в это время перевал Курай-Шапак. Может быть, кто-то обнаружит вторую заброску группы Клочкова на Сугрансу (в районе "языка" ледника Бырс): карамель Студенческая, сухари мелкие в чулках и кальке с перевязкой зеленой ниткой, крупы в чулках, часть продуктов в черных геологических мешочках с завязками, супы в пакетах (свекольники, мясной, московский, суп-пюре картофельный), перевязанные синей или прозрачной изолентой крестнакрест, масло в отечественных банках из-под растворимого кофе, шоколад "Особый", стеклянные баночки с домашней приправой, блестящие пакеты от "Шрота" (сублимированное мясо). Группа имела две палатки: каркасную юрту и двускатную "памирку". Рюкзаки и одежда капроновые, яркие.

Пока все причины этой тяжелой аварии не видны из-за малого количества собранной информации. Достаточно ясным мне кажется то, что Клочков спланировал маршрут, который был явно не по силам его группе. А график маршрута не соответствовал особенностям памирского рельефа, он был слишком напряженным… Техническая и физическая сложность участка подъема на перевал Хадырша вместе с недостаточной акклиматизацией участников группы и с периодом суровой непогоды сложились в аварийную цепочку. Могли сказаться какие-то неожиданные проявления стихии, например, удар локального землетрясенья. Что с ними случилось, - лавина, замерзание, групповой срыв, или что-то иное, пока можно только гадать…

Со временем всем нам, - участникам прошлых и будущих походов, - удастся вписать недостающую главу этой истории, отдать дань памяти шести нашим товарищам, не вернувшимся с горного маршрута. Их опыт принадлежит нам, этот трагический случай не должен быть предан забвенью, не должен повториться...

Наверняка каждый не раз слышал о таинственной истории, приведшей к смерти целой группы туристов в горах – трагедия на перевале Дятлова. Гибель тургруппы Дятлова по праву считается одним из самых жутких происшествий прошлого века.

Тайна истории перевала Дятлова

Зимой 1959 года группа из девяти молодых туристов собралась в поход на Северный Урал в местечко, названное в последствии «перевал Дятлова». Они планировали пройти маршрут длиной в 350 км на лыжах и приурочить прохождение съезду КПСС. Однако все пошло не по плану. Поход должен был завершиться 12 февраля, но в назначенный день туристы не вернулись. Их поиски начались только спустя четыре дня, когда друзья и родные перестали верить в возможность непредвиденных задержек в пути и забеспокоились. Только в конце февраля-начале марта после длительных поисков отряды добровольцев начали находить тела пропавших одно за другим.

Кто-то был найдет раздетым до нижнего белья, кто-то – без обуви. Вплоть до весны продолжались поиски. С исчезновением оттаявшего снега открывались новые подробности. Как установило следствие, на разбитой (по всем правилам альпинизма) палатке были обнаружены подозрительные разрезы и появилась версия об убийствах. Однако следов смертельных травм на всех телах погибших не было, поэтому версию насильственной смерти всей группы пришлось отмести.

Вскоре начали поступать странные сообщения от местных жителей неподалеку от рокового перевала. Оказывается, многие видели в начале февраля непонятные «огненные шары», а некоторые очевидцы даже смогли зарисовать это явление. Одежду и некоторые личные предметы погибших тут же направили на физико-техническую экспертизу. Однако, никаких отклонений от нормы обнаружено не было.

До сих пор, спустя более полувека история Перевала Дятлова так и осталась неразгаданной. Однако это не единственный случай в истории, когда туристы не могли победить природу и навсегда терялись в горах.

Таинственная пропажа группы Петра Клочкова

Еще одна трагическая история произошла через тридцать лет. Группа Петра Клочкова отправилась покорять горные хребты Памира. 14 июля команда из шести альпинистов достигла небольшой деревни под названием Мук и отправилась дальше, на перевал Рыжий. Их передвижения после пересечения перевала уже неизвестны. Последние следы, которые команда оставила о себе – это небольшая заброска с продуктами около Мука и записка, которую нашли в перевале. Дальнейших следов не обнаружено.

На данный момент уже спроецировано примерное развитие событий. Предполагается, что фатальная авария произошла на перевале Хадырша, либо на леднике Томаша или его окрестностях. Там, как выяснилось позже, произошел обвал, но раскопки под таким большим завалом снега оказались невозможными, поэтому однозначно сказать – там ли находятся тела четырех мужчин и двух женщин – не представляется реальным.

Бурятский «перевал Дятлова»

Ужасная история произошла в Бурятии через несколько лет, в 1993 году. Их было тогда семеро – шестеро молодых юношей и девушек вместе с руководителем отряда. Их маршрут проходил через перевал Хамар-Дабан. Вернулся только один.

Даже сейчас почти нет деталей происшествия, по которым можно восстановить картину событий. Известно только то, что находясь на привале, у одного туриста внезапно полилась кровь из ушей, у другого пошла пена изо рта. Один из ребят скончался сразу же, после чего у остальных началась паника – люди бились головами о камни, а руководительница экспедиции умерла от сердечного приступа.

Выжившая девушка смогла добраться до реки, где ей помогли другие туристы. До сих пор она отказывается комментировать произошедшее, поэтому ученым и следователям удается лишь строить догадки. Кто-то предполагает, что на путешественников так повлияли ультрозвуковые волны, кто-то считает, что никакой мистики здесь нет и ребята просто замерзли в пути, не успев добраться до жилой местности.

Экспедиция Соломона Андре

Похожая история произошла в 1896 году со шведской полярной экспедицией. После крушения самолета экипажу пришлось проделать длинный путь к земле Франца-Иосифа пешком, неся за собой спасенные припасы и снаряжение. Их тела были обнаружены лишь в 1930-м году. Среди найденных вещей были дневники, по записям в которых и пытались восстановить хронологию событий.

Официальная версия – обморожение, но она вступает в противоречие с некоторыми факторами. Температура на острове была не ниже -10 градусов, а среди вещей была теплая одежда, спички и медвежьи шкуры в достатке. Однако, если это не воздействие температуры, то что же? Отравление окисью углерода от примуса? Но примус был найден закрытым. Отравление медвежьим мясом? Однако другие экспедиции также ели мясо медведей и остались вполне здоровы. Сход лавины с ледника? Но на данном участке это невозможно. Что же, очевидно, пока эта экспедиция остается покрытой тайной.

В ночь с 1-го на 2-е февраля 1959 года на склонах горы Отортен на Северном Урале произошла трагедия: при загадочных обстоятельствах погибла группа туристов под руководством Игоря Дятлова. С момента гибели группы прошло уже более 50 лет, но причина, по которой погибли туристы, среди которых были довольно опытные люди, неизвестна до сих пор. На этот сет выдвигались самые разнообразные предположения. Мы решили рассказать о десяти тайнах, связанных с гибелью туристической группы Дятлова.

Загадочные названия

Группа студентов Уральского политехнического института во главе с опытным руководителем Игорем Дятловым отправилась в поход по Северному Уралу. Почему туристы направились к вершине Отортен? Возможно, их влекла ее таинственность, следовавшая из рассказов охотников, и даже само название. Согласно некоторым предположениям, оно означает «не ходи туда».

Дятлов оказался в невыгодных условиях ночевки и принял решение разбить палатку на склоне «1079» с тем, чтобы утром следующего дня, не теряя высоты, пройти к горе Отортен, до которой по прямой оставалось 10 км. На последнюю ночевку студенты расположились у подножия горы Холотчахль (в переводе означает «гора мертвецов»). По вогульской легенде, название дали задолго до гибели группы Дятлова, из-за погибшей здесь группы манси, в которой также было 9 человек.

Внезапно покинутая палатка

Расположение и наличие предметов в палатке (почти вся обувь, вся верхняя одежда, личные вещи и дневники) свидетельствовали о том, что палатка была оставлена внезапно и одновременно всеми туристами. Причем, как установлено последующем криминалистической экспертизой, подветренная сторона палатки, куда туристы располагались головами, оказалась разрезана изнутри в двух местах, на участках, обеспечивающих свободный выход человека через эти разрезы.

Ниже палатки на протяжении до 500 метров на снегу сохранились следы людей, идущих от палатки в долину и в лес... Осмотр следов показал, что некоторые из них оставлены почти босой ногой (например, в одном хб носке), другие имели типичное отображение валенка, ноги, обутой в мягкий носок и т.п. Дорожки следов располагались близко одна к другой, сходились и вновь расходились недалеко одна от другой. Ближе к границе леса следы оказались занесены снегом. Ни в палатке, ни вблизи нее не было обнаружено следов борьбы или присутствия других людей.

Палатка группы. Фото спасателя Вадима Брусницына 26 или 28 февраля 1959 г. Слева - поисковик Юрий Коптёлов.

Загадочные обстоятельства смерти

В 1,5 км от палатки, в долине реки, у старого кедра, туристы после бегства из палатки развели костер и здесь стали погибать, один за одним. Один человек вышел разутым, в шерстяных носках. Затем этот след необутых ног прослеживается вниз, в долину. Были все основания построить версию, что именно этот человек подал сигнал тревоги, и у него самого уже не осталось времени обуться. Значит, была какая-то страшная сила, которая испугала не только его, но и всех других. Что-то заставило их срочно покинуть палатку и искать убежище внизу, в тайге.

26 февраля 1959 года внизу, у кромки тайги, были обнаружены остатки небольшого костра и здесь же нашли тела раздетых до нижнего белья туристов Дорошенко и Кривонищенко. Затем в направлении палатки обнаружено тело Игоря Дятлова, невдалеке от него еще двое - Слободин и Колмогорова. Последние трое были наиболее сильными и волевыми личностями, они ползли от костра к палатке за одеждой - это совершенно очевидно по их позам. Последующее вскрытие показало, что эти трое мужественных людей погибли от переохлаждения - они замерзли, хотя и были одеты лучше других. Уже в мае, около костра, под пятиметровым слоем снега специалисты обнаружили погибших Дубинину, Золотарева, Тибо-Бриньоля и Колеватова. При внешнем осмотре и на их телах не было повреждений.

Труп Игоря Дятлова

Необъяснимые травмы

При вскрытии трупов обнаружились удивительные факты. Дубинина, Тибо-Бриньоль и Золотарев имели обширные, несовместимые с жизнью телесные внутренние повреждения. У Людмилы Дубининой было сломано десять ребер, один обломок ребра проник в сердце. У Золотарева было сломано шесть ребер. Такие повреждения обычно бывают, когда на человека действует направленная большая сила, например автомобиль на большой скорости. Но таких повреждений нельзя получить от падения с высоты собственного роста. В окрестностях горы были занесенные снегом валуны и камни разной конфигурации, но они не находились на пути туристов , и камни эти, естественно, никто не бросал.

Наружных кровоподтеков также нет. Следовательно, была направленная сила, которая избирательно действовала на отдельных людей. Характер повреждений всех членов группы Дятлова, позволяет полагать, что эти травмы получены от воздействия чрезвычайно мощной воздушной взрывной волны. Ведь в момент воздействия силы, причинившей увечья, все члены группы Дятлова находились в разных местах, на довольно значительном расстоянии друг от друга.
Необычный цвет кожи погибших

На открытых участках кожи лица, шеи и кистей рук людей из группы Дятлова образовался «солнечный ожог-загар» озадачивший многих исследователей.

Этот эффект может быть объяснен если допустить, что трагедия связана с падением метеорита. Согласно теории электроразрядного взрыва Александра Невского, в момент образования столпа электроразрядного взрыва возникает мощное ультрафиолетовое, инфракрасное, рентгеновское и нейтронное излучение. Палатка группы Дятлова оказалась совсем рядом с эпицентром взрыва, вследствие чего люди подверглись более сильному воздействию электроразрядного взрыва, о чем свидетельствуют ожоги лица, шеи и кистей рук, а также тяжелейшие травмы, возможно полученные от воздействия взрывной волны.

Взрыв метана

По другой версии, причиной трагедии мог стать взрыв метана. Метан образуется при биологических процессах в болотах (анаэробное брожение). Так как процессы в глубине болота прекращаются значительно позднее, чем на поверхности, то вполне вероятно накопление метана под слоем льда или плотного снега. Костер разрушил прикрывавшую воздушно-метановую смесь шапку и спровоцировал взрыв этой смеси. Можно смоделировать этот эффект, бросив в костер на две трети или на три четверти израсходованную зажигалку, а затем представить себе многократно более сильный взрыв. Эта версия объясняет и опаленные ветки.

Юрий Юдин, единственный оставшийся в живых, обнимается на прощание с Людмилой Дубининой. Сзади - Игорь Дятлов, справа - Николай Тибо-Бриньоль. 28 января 1959, посёлок 2-го Северного рудника

Погасший костер

Исследователи задаются вопросом почему погас костер? Скорее всего, он погас не от недостатка топлива, а от того, что люди, бывшие у костра, не видели, что надо делать или были ослеплены. В нескольких метрах от костра находилось сухое дерево, а под ним валежник, который не был использован. При наличии костра не использовать готовое топливо - более чем странно. Запасенное топливо осталось целым.

Следователи отмечали наличие на одиночно стоящих деревьях следы ожогов. Для того чтобы стволы получили термические ожоги, температура на их поверхности должна была быть около 500 градусов. Температура столба электроразрядного взрыва составляет не менее 1500-2000 градусов. От яркой вспышки взрыва некоторые из участников группы Дятлова могли получить световые ожоги глаз. Таким образом, погасший костер скорее подтверждает версию электроразрядного взрыва, который привел к угасанию костра и к ожогам деревьев.

Секретные испытания

Интересно также то, что бывший прокурор Евгений Окишев говорит про случай, когда один из военных наблюдал какие-то вспышки в стороне, где случилась трагедия.

По рассказу бывшего прокурора, областная прокуратура обратилась в генеральную прокуратуру с просьбой установить, не проводились ли в месте гибели туристов какие-либо испытания. После этого на место приехал заместитель генерального прокурора и забрал дело. Он дал указание областной прокуратуре, чтобы они объясняли трагедию группы Дятлова несчастным случаем. По мнению некоторых наблюдателей, высокопоставленному сотруднику прокуратуры было известно то, что не было известно местным прокурорам. Возможно, он знал о секретных военных испытаниях, проводившихся в этом районе.

Группа ставит палатку на склоне Холатчахль. Среди обнародованных фотографий эта считается одной из последних, сделанных 1 февраля 1959 года. По мнению следствия она была сделана около пяти часов дня

Северное сияние

Некоторые исследователи полагают, что гибель туристов могла быть вызвана северным сиянием. Известно, что когда возникает полярное сияние, некоторые люди впадают в странное состояние. Они полностью отрешаются от окружающего мира, возбужденно разговаривают с невидимым собеседником, раскачиваются в такт воображаемой музыке. Часто они движутся, как лунатики, уходят из дома в тундру.

После этого люди смутно вспоминают, что слышали сказочной красоты звуки и повиновались Полярной звезде, зовущей в истинное местообитание - древнюю землю предков. Феномен так и назвали - «Зов предков».

Ученые объясняют этот эффект низкочастотными электромагнитными волнами, воспроизводимыми полярным сиянием.

Кроме того, такое природное явление, как полярное сияние, сопровождается инфразвуком. Он неразличим на слух, но биологически активен. Под его воздействием люди испытывают непонятный страх, и даже ужас, в панике начинают вести себя совершенно неразумным образом и в конце концов покидают корабль. Возможно, что-то подобное происходило с туристами на Северном Урале в 1959 году.

18 февраля 1959 года в газете «Тагильский рабочий» появилась заметка, озаглавленная «Необычное небесное явление». В ней рассказывалось о светящемся шаре, который появился в районе гибели группы Дятлова: «В 6 часов 55 минут местного времени вчера на востоке-юго-востоке на высоте 20 градусов от горизонта появился светящийся шар размером с видимый диаметр луны. Шар продвигался в направлении восток-северо-восток. Наибольшая высота над горизонтом - 30 градусов - была достигнута примерно в 7 часов 05 минут. Продолжая движение, это необычное небесное явление слабело и размывалось. Думая, что оно каким-то образом связано со спутником, включили приемник, однако приема сигналов не было».

Через сорок лет после закрытия дела о группе Дятлова дал свои «показания» журналистам и бывший прокурор Иванов: «В мае 1959 года мы осматривали окрестности места происшествия и обнаружили, что некоторые молодые елки на границе леса как бы обожжены - эти следы не носили концентрической или иной формы, не было и эпицентра. Это подтверждали и направленность луча или сильной, но совершенно неизвестной, во всяком случае, нам энергии, действующей избирательно: снег не оплавлен, деревья не повреждены».

Эта информация навела многих на мысль о том, что экспедиция могла погибнуть из-за вмешательства необычных природных явлений (например, шаровой молнии) или даже инопланетян.

Уже очень много написано книг и снято фильмов и программ об экспедиции Дятлова, но страсти вокруг этой истории не утихают и по сей день. Все материалы расследования засекречены до сих пор, хотя прошло уже более 50 лет. В 1988 году для служебного пользования частично был открыт доступ к документам. В 1980 году погиб автор первой книги об этом происшествии. Причем случилось это накануне издания.

Сама история эта произошла в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года. Шесть парней и две девушки (Рустем Владимирович Слободин, 11.01.1936 г.р., выпускник механико-машиностроительного факультета, инженер комбината № 817 в Челябинске-40, Юрий Николаевич Дорошенко, 12.01.1938 г.р., студент факультета подъёмно-транспортных машин, Георгий (Юрий) Алексеевич Кривонищенко, 07.02.1935 г.р., выпускник строительного факультета, инженер комбината № 817 в Челябинске-40, Николай Владимирович Тибо-Бриньоль, 05.06.1935 г.р., выпускник строительного факультета, инженер, Семен (Александр) Алексеевич Золотарёв, 02.02.1921 г.р., инструктор Коуровской турбазы, Александр Сергеевич Колеватов, 16.11.1934, студент 4-го курса физико-технического факультета, Зинаида Алексеевна Колмогорова, 12.01.1937 г.р., студентка 4-го курса радиотехнического факультета, Людмила Александровна Дубинина, 12.05.1938 г.р., студентка 3-го курса инженерно-экономического факультета) под руководством Игоря Алексеевича Дятлова (13.01.1936 г.р., студент-пятикурсник радиотехнического факультета) отправились в турпоход, но назад не вернулись. Через месяц на склоне вершины «1079» нашли палатку. Одна из сторон была разрезана изнутри так, что туда могли пролезть люди. Возле палатки следов борьбы обнаружено не было. В 1,5 км от палатки нашли туристов, но уже не живых. Сперва нашли Дорошенко и Кривонищенко. Они лежали возле костра и были раздеты до нижнего белья. В 300 метрах от них лежало тело Дятлова, головой в сторону палатки. В 180 метров от него – Слободин, а в 150 метрах от Слободина лежала Колмогорова. Экспертиза установила, что умерли они от переохлаждения, из травм на них были только мелкие царапины и ссадины. Только у Слобрдина была трещина черепа.

Палатка погибшей группы, установленная в прокуратуре

В мае в ручье обнаружили четыре трупа. Это оказались Дубинина, Золотарев, Тибо-Бриньоль и Колеватов. Тела были изуродованы, на лицах непонятные раны, тяжелые внутренние травмы. У одной из девушек полностью отсутствовали глазные яблоки и язык. Только Колеватов был без повреждений. На них была одежда с двух трупов у костра, разрезанная. Как будто ее срезали с умерших людей. Получается, что они срезали ее, а потом сами провалились в русло и погибли. Да только трое из них были те самые, у которых нашлись травмы, несовместимые с жизнью. То есть, мало того, что они все переломанные срезали одежду с трупов у костра, так еще и добрались до русла реки. А на одном из них было трое часов и три фотоаппарата. Зачем? Тела этих четверых туристов были занесены четырехметровым слоем снега, который могли нанести только люди. Часы остановились практически в одно время: одни в 8.14, другие в 8.39.


От палатки к лесу вели следы самих туристов. Следы были от ног без обуви. В палатке обнаружили еду, спиртные напитки, горючее, а также и саму верхнюю одежду. Палатка стояла на склоне горы Халат-Сяхыл, что в переводе с мансийского означает Горы Мертвецов. Версия следствия такова: причина гибели молодых людей – стихийная сила, которую туристы не смогли преодолеть.

Конечно, один из вопросов, который мучает до сих пор, зачем же вообще они покинули палатку? Ночью, раздетые, босиком, в спешке? Первая, и пока что самая главная версия, это сход лавины. Все версии, которые были озвучены еще, были строго запрещены к печати. Считается, что именно лавина и убила половину участников группы. Но профессиональные альпинисты опровергают эту версию. Они утверждают, что палатка стояла на склоне всего 18-200 и в таком месте просто не может быть лавины. Так же, лавина сходит только в тех местах, где есть скопление снега. Но на горе Халат-Сяхыл такого быть не может, так как это обдуваемый со всех сторон склон и накопится нужное количество снега для лавины просто физически невозможно. Выдвигалась версия, что это была поземочная лавина, которая состоит из свежего снега и вызывается порывом ветра. Верхний слой сдувается и устремляется вниз, увлекая за собой все новые слои свежего снега. Но как же тогда такая лавина могла нанести столь серьезные травмы? Ведь от вершины горы до палатки было всего 150 метров и собрать столько снега поземочная лавина тоже не могла. Да и руководитель поисковой группы Масленников говорит о том, что когда он обнаружил палатку, она была совсем чуть-чуть завалена снегом. Скорее всего его нанесло в течение того месяца, пока искали группу. Сама палатка с одной стороны стояла целая, а с другой - были сорваны растяжки. Так как же могла устоять эта палатка под лавиной снега, которая переломала все кости нескольким участникам экспедиции? Да и первоначально такая версия не стояла на повестке дня: опытные спасатели никаких следов лавины и не обнаружили.



Так выглядела палатка, когда ее нашли поисковики

Не понятно, как вообще палатка оказалась на Горе Мертвецов. Группа не собиралась на нее заходить, они планировали взойти только на соседнюю гору Отыртен. Даже если они внесли изменения в свой маршрут, то все равно за один день они не могли взойти на две горы сразу. Следы лыж тоже идут в соответствии с планом, намеченным экспедицией (то есть уводит от горы Халат-Сяхыл в сторону горы Отыртен). К палатке вообще не ведут следы лыжни, есть только следы голых ног от палатки. Да и не было смысла ставить палатку в этом месте, так как там очень сильно гуляет ветер, а предыдущее место ночевки всего в 1,5 км, в лесу, где нет ветра и гарантия от лавин. Напрашивается вопрос: а точно ли группа Дятлова сама устанавливала эту палатку или это сделал кто-то другой, кто не знал точного маршрута туристов?

У трех участников группы были очень тяжелые травмы, не совместимые с жизнью. Как же они могли бежать 200 метров, если у них многочисленные переломы ребер с внутренним кровоизлиянием в сердце? Если трагедия произошла возле палатки, то тогда всего шесть человек могли бежать дальше, но следы есть всех восьмерых туристов. Донести их тоже не могли, ведь сборы были в спешке, тем более, что есть утверждение, что была лавина. Не могли же остальные во время лавины сооружать носилки, чтобы перенести товарищей. Да и следов волочение тел тоже обнаружено не было. Что еще говорит о том, что палатку установили не они? Да то, что не было следов топления железной печки и было всего одно полено дров. Естественно, на всю ночь такого горючего не хватило бы для отопления палатки. А ведь надо еще и еду приготовить. Да и странно, что палатка вообще не отапливалась, не говоря уже о еде.

Есть версия, что экспедиция наткнулась на секретный полигон в районе горы Отыртен. Их просто «зачистили», а наиболее пострадавших спрятали, надеясь на то, что найдут их попозже, когда уже разложение спрячет все следы преступления. Так как при допросе отбирают вещи, то после зачистки просто не смогли идентифицировать, что кому принадлежит. Поэтому и были найдены трупы не в своей одежде. А часы и фотоаппарат решили повесить на одного из товарищей, якобы он все забрал. Недалеко от палатки были найдены большой костер, огромный лежак, эбонитовые ножны, которые были больше похожи на спецназовские. Юдин, турист, который не пошел в поход, не узнал эти ножны. Так же были найдены следы не только босых ног, но и ног в ботинках с каблуками или сапог (но эти улики никто не взял во внимание). Сами туристы не могли сделать такой привал, так как они были раздетые, босые, без топоров или пил, в панике.

Больше всего пострадал Тибо-Бриноль. Как сказано в протоколе вскрытия, который частично стал доступен после 1988 года, «смерть его наступила в результате закрытого многооскольчатого вдавленного перелома в область свода и основания черепа». Излюбленный прием спецназа. Согласно этому же протоколу, смерть всех участников группы была насильственной. Самое интересное, следствие закрыли в 1959 году, а горы Отортен были закрыты до 1962 года. За это время могли закончиться работы и секретный объект был свернут.


Когда проходили поисковые работы, две группы должны были высадится на горах Ойко-Чакур и Отыртен и идти на встречу друг другу. Но группу, летевшую на гору Отыртен, так и не высадили там, где первоначально планировалось. Ее высадили перед долиной Лозьвы, там они и заночевали. А утром прилетел самолет и сбросил вымпел с запиской, что нашли одну из стоянок Дятлова. Такой расклад тоже подтверждает, что «дятловцы» вышли на какой-то засекреченный объект на горе Отыртен. Именно поэтому поисковую группу туда не пустили. Летчик высадил их перед Горой Мертвецов по, до сих пор, неизвестной причине.

Новое на сайте

>

Самое популярное