Домой Туберкулез Князь андрей боголюбский. Андрей Боголюбский: Трудный путь к единству

Князь андрей боголюбский. Андрей Боголюбский: Трудный путь к единству

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1110-1174), внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны (в святом Крещении Марии), еще в юности был назван Боголюбским за постоянно присущее ему глубокое молитвенное внимание, прилежание к церковным службам и "утаенных молитв к Богу присвоение". От деда, Владимира Мономаха, внук унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к Слову Божию и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни.

Храбрый воин (Андрей - означает "мужественный"), участник многих походов своего воинственного отца, не раз в сражениях был он близок к смерти. Но каждый раз Промысл Божий незримо спасал князя-молитвенника. Так, 8 февраля 1150 года в битве под Луцком святой Андрей был спасен от копья немецкого наемника молитвой к великомученику Феодору Стратилату, чья память совершалась в тот день.

Вместе с тем летописцы подчеркивают миротворческий дар святого Андрея, редкий в князьях и полководцах того сурового времени. Сочетание воинской доблести с миролюбием и милосердием, великого смирения с неукротимой ревностью о Церкви было в высшей степени присуще князю Андрею. Рачительный хозяин земли, постоянный сотрудник в градостроительной и храмоздательной деятельности Юрия Долгорукого, он строит с отцом Москву (1147), Юрьев-Польский (1152), Дмитров (1154), украшает храмами Ростов, Суздаль, Владимир. В 1162 году святой Андрей с удовлетворением мог сказать: "Я белую Русь городами и селами застроил и многолюдною сделал".

Когда в 1154 году Юрий Долгорукий стал великим князем Киевским, он дал сыну в удел Вышгород под Киевом. Но Бог судил иначе. Однажды ночью, это было летом 1155 года, двинулась в Вышгородском храме чудотворная икона Божией Матери, писанная святым евангелистом Лукой, незадолго до того принесенная из Царьграда и названная впоследствии Владимирской. В ту же ночь, с иконой в руках, двинулся из Вышгорода на север, в Суздальскую землю, святой князь Андрей, тайно, без отчего благословения, повинуясь лишь воле Божией.

Чудеса от святой иконы, бывшие на пути от Вышгорода до Владимира, были записаны духовником князя Андрея "попом Микулицей" (Николаем) в "Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери".

В десяти верстах от Владимира кони, везшие икону в Ростов, вдруг остановились. Ночью князю Андрею явилась Богородица со свитком в руках и приказала: "не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни". В память о чудесном событии святой Андрей повелел иконописцам написать икону Божией Матери такой, как Пречистая явилась ему, и установил празднование этой иконе 18 июня. Икона, названная Боголюбской, прославилась впоследствии многочисленными чудотворениями

На указанном Царицей Небесной месте построен князем Андреем (в 1159 году) храм Рождества Богородицы и заложен город Боголюбов, ставший его постоянным местопребыванием и местом мученической кончины.

Когда умер отец, Юрий Долгорукий († 15 мая 1157), святой Андрей не пошел на отчий стол, в Киев, а остался на княжении во Владимире. В 1158-1160 гг. был построен Успенский собор во Владимире, в который помещена Владимирская икона Божией Матери. В 1164 году воздвигнуты Золотые Ворота во Владимире с надвратной церковью Положения Ризы Богоматери и церковь Спаса на Княжьем дворе.

Тридцать храмов было создано святым князем Андреем за годы его княжения. Лучший из них - Успенский собор. Богатство и благолепие храма служило распространению православия среди окружающих народов и иноземцев-купцов. Всех приезжих, и латинян, и язычников, святой Андрей приказывал водить в воздвигнутые им храмы и показывать им "истинное христианство". Летописец пишет: "и болгаре, и жидове, и вся погань, видевше славу Божию и украшение церковное, крестились".

Завоевание великого волжского пути стало для святого Андрея основной задачей его государственного служения России. Волжская Болгария со времен походов Святослава († 972) представляла серьезную опасность для Русского государства. Святой Андрей стал продолжателем дела Святослава.

Сокрушительный удар по врагу был нанесен в 1164 году, когда русские войска сожгли и разрушили несколько болгарских крепостей. Святой Андрей брал с собой в этот поход Владимирскую икону Божией Матери и двухстороннюю икону, на которой были изображены "Спас Нерукотворенный" на одной стороне и "Поклонению Кресту" - на другой. (В настоящее время обе иконы в Государственной Третьяковской галерее.)

Великое чудо было явлено русскому войску от святых икон в день решающей победы над болгарами, 1 августа 1164 года. После разгрома болгарского войска князья (Андрей, его брат Ярослав, сын Изяслав и др.) вернулись к "пешцам" (пехоте), стоявшим под княжескими стягами у Владимирской иконы, и поклонились иконе, "хвалы и песни воздавающе ей". И тогда все увидели ослепительные лучи света, исходившие от лика Богородицы и от Нерукотворного Спаса.

Оставаясь во всем верным сыном Православной Церкви, блюстителем веры и канонов, святой Андрей обратился в Царьград к патриарху с сыновней просьбой об учреждении особой митрополии для Северо-Восточной Руси. С соответствующей княжеской грамотой в Византию отправился избранный князем кандидат в митрополиты - суздальский архимандрит Феодор. Патриарх Лука Хризоверг согласился посвятить Феодора, но не в митрополита, а лишь во епископа Владимирского. В то же время, стремясь сохранить расположение князя Андрея, наиболее могущественного среди владетелей Русской земли, он почтил епископа Феодора правом ношения белого клобука, что было в древней Руси отличительным признаком церковной автономии - известно, как дорожили своим белым клобуком архиепископы Великого Новгорода. Очевидно, поэтому русские летописи сохранили за епископом Феодором прозвище "Белый Клобук", а позднейшие историки называют его иногда "автокефальным епископом".

В 1167 году умер в Киеве святой Ростислав, двоюродный брат Андрея, умевший вносить умиротворение в сложную политическую и церковную жизнь того времени, а из Царьграда был прислан новый митрополит, Константин II. Новый митрополит потребовал, чтобы епископ Феодор явился к нему для утверждения. Святой Андрей вновь обратился в Царьград за подтверждением самостоятельности Владимирской епархии и с просьбой об отдельной митрополии. Сохранилась ответная грамота патриарха Луки Хризоверга, содержащая категорический отказ в устроении митрополии, требование принять изгнанного епископа Леона и подчиниться киевскому митрополиту.

Исполняя долг церковного послушания, святой Андрей убедил епископа Феодора с покаянием поехать в Киев для восстановления канонических отношений с митрополитом. Покаяние епископа Феодора не было принято. Без соборного разбирательства Митрополит Константин, в соответствии с византийскими нравами, осудил его на страшную казнь: Феодору отрезали язык, отрубили правую руку, выкололи глаза. После этого он был утоплен слугами митрополита (по другим сведениям, вскоре умер в темнице).

Не только церковные, но и политические дела Южной Руси потребовали к этому времени решительного вмешательства великого князя Владимирского. 8 марта 1169 года войска союзных князей во главе с сыном Андрея Мстиславом овладели Киевом. Город был разгромлен и сожжен, участвовавшие в походе половцы не пощадили и церковных сокровищ. Русские летописи рассматривали это событие как заслуженное возмездие: "се же здеяся за грехи их (киевлян), паче же за митрополичью неправду". В том же 1169 году князь двинул войска на непокорный Новгород, но они были отброшены чудом Новгородской иконы Божией Матери Знамения (празднуется 27 ноября), которую вынес на градскую стену святой архиепископ Иоанн († 1186, память 7 сентября). Но когда вразумленный великий князь преложил гнев на милость и миром привлек к себе новгородцев, благоволение Божие вернулось к нему: Новгород принял князя, назначенного святым князем Андреем.

Таким образом, к концу 1170 года Боголюбский сумел добиться объединения Русской земли под своей властью.

Зимой 1172 года он послал на Волжскую Болгарию большую рать под командованием сына Мстислава. Войска одержали победу, радость ее была омрачена смертью доблестного Мстислава († 28 марта 1172 года).

В ночь на 30 июня 1174 года святой князь Андрей Боголюбский принял мученическую кончину от руки изменников в своем Боголюбском замке. "Тверская летопись" сообщает, что святой Андрей был убит по наущению его жены, участвовавшей в заговоре. Во главе заговора стояли ее братья, Кучковичи: "и свещаша убийство на ночь, якоже Иуда на Господа". Толпа убийц, двадцать человек, пробралась к дворцу, перебила малочисленную охрану и вломилась в опочивальню безоружного князя. Меч святого Бориса, постоянно висевший над его постелью, был предательски похищен в ту ночь ключником Анбалом. Князь успел повергнуть на пол первого из нападавших, которого сообщники тут же по ошибке пронзили мечами. Но вскоре они поняли свою ошибку: "и посем познаша князя, и боряхуся с ним велми, бяше бо силен, и секоша и мечами и саблями, и копийные язвы даша ему". Копьем был пробит сбоку лоб святого князя, все остальные удары трусливые убийцы наносили сзади. Когда князь наконец упал, они опрометью бросились вон из опочивальни, захватив убитого сообщника.

Но святой еще был жив. Последним усилием он спустился по дворцовой лестнице, надеясь позвать стражу. Но стенания его были услышаны убийцами, они повернули обратно. Князь сумел укрыться в нише под лестницей и разминуться с ними. Заговорщики вбежали в опочивальню и не нашли там князя. "Погибель нам предстоит, ибо князь жив", - в ужасе вскричали убийцы. Но кругом было тихо, никто не пришел на помощь святому страдальцу. Тогда злодеи вновь осмелели, зажгли свечи и по кровавому следу пошли искать свою жертву. Молитва была на устах святого Андрея, когда его вновь обступили убийцы.

Русская Церковь помнит и чтит своих мучеников и созидателей. Андрею Боголюбскому принадлежит в ней особое место. Взяв в руки чудотворный образ Владимирской Божией Матери, святой князь как бы благословил им отныне и до века главнейшие события русской истории. 1395 год - перенесение Владимирской иконы Божией Матери в Москву и избавление столицы от нашествия Тамерлана (празднуется 26 августа); 1480 год - спасение Руси от нашествия хана Ахмата и окончательное падение монгольского ига (празднуется 23 июня); 1521 год - спасение Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея (празднуется 21 мая). Молитвами святого Андрея сбылись над Русскою Церковью его самые заветные чаяния. В 1300 году митрополит Максим перенес Всероссийскую митрополичью кафедру из Киева во Владимир, сделав Успенский собор, где покоились мощи святого Андрея, первопрестольным кафедральным храмом Русской Церкви, а Владимирскую чудотворную икону - ее главной святыней. Позже, когда общерусский церковный центр сместился в Москву, пред Владимирской иконой совершалось избрание митрополитов и патриархов Русской Церкви. В 1448 г. пред нею совершилось поставление Собором русских епископов первого русского автокефального митрополита - святителя Ионы. 5 ноября 1917 года пред ней совершилось избрание Святейшего Патриарха Тихона - первого после восстановления патриаршества в Русской Церкви. В 1971 году, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, состоялась интронизация Святейшего Патриарха Пимена.

Литургическая деятельность святого Андрея была многогранна и плодотворна. В 1162 году Господь послал благоверному князю великое утешение: в Ростове были обретены мощи угодников Ростовских - святителей Исайи и Леонтия. Общецерковное прославление ростовских святителей началось немного позже, но начало их народному почитанию положил князь Андрей. В 1164 году войска Боголюбского разгромили давнего врага, Волжскую Болгарию. Победы православного народа были ознаменованы расцветом литургического творчества в Русской Церкви. В тот год по почину святого Андрея Церковь установила празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 августа (почитаемый русским народом "медовый Спас"), - в память о Крещении Руси святым равноапостольным Владимиром и в память победы над болгарами в 1164 году. Учрежденный вскоре праздник Покрова Божией Матери 1 октября воплотил в литургических формах веру святого князя и всего православного народа в принятие Богородицей Святой Руси под Свой омофор. Покров Божией Матери стал одним из любимейших русских церковных праздников. Покров - русский национальный праздник, не известный ни латинскому Западу, ни греческому Востоку. Он является литургическим продолжением и творческим развитием богословских идей, заложенных в празднике Положения Ризы Богородицы 2 июля.

Первым храмом, посвященным новому празднику, был Покров на Нерли (1165), замечательный памятник русского церковного зодчества, воздвигнутый мастерами святого князя Андрея в пойме реки Нерли так, чтобы князь всегда мог видеть его из окон своего Боголюбовского терема.

Святой Андрей принимал непосредственное участие в литературном труде владимирских церковных писателей. Он причастен к созданию Службы Покрову (древнейший список - в пергаменной Псалтири ХIV века. ГИМ, Син. 431), проложного сказания об установлении праздника Покрова (Великие Минеи Четьи. Октябрь. СПб., 1870, стлб. 4-5), "Слова на Покров" (там же, стлб. 6, 17). Им написано "Сказание о победе над болгарами и установлении праздника Спаса в 1164 году", которое в некоторых старинных рукописях так и называется: "Слово о милости Божией великого князя Андрея Боголюбского". (Издано дважды: Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. С предисловием В. О. Ключевского. М., 1878, с. 21-26; Забелин И. Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского. - "Археологические известия и заметки", 1895, № 2-З). Участие Боголюбского заметно и в составлении Владимирского летописного свода 1177 года, завершенного после смерти князя его духовником, попом Микулой, который включил в него особую "Повесть о убиении святого Андрея". Ко времени Андрея относится и окончательная редакция "Сказания о Борисе и Глебе", вошедшая в "Успенский сборник". Князь был особенным почитателем святого мученика Бориса, главной домашней святыней его была шапка святого Бориса. Меч святого Бориса всегда висел над его постелью. Памятником молитвенного вдохновения святого князя Андрея является также "Молитва", внесенная в летопись под 1096 годом, после "Поучения Владимира Мономаха".

Годы правления:1157-1174

Из биографии.

  • Сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха. Выдающийся и мудрый государственный деятель. Был сторонником сильной княжеской власти, властный, порой деспотичный с непокорными.
  • Своей резиденцией сделал Боголюбово, где построил дворец и церковь, поэтому вошёл в историю как Боголюбский.

Исторический портрет Андрея Боголюбского

1.Внутренняя политика

Направления деятельности Результаты
1.Укрепление княжеской власти, стремление быть единовластным правителем. 1. Опирался на горожан и младшую дружину, дружинники перестали быть вассалами князя, а стала слугами.2. преследовал и жестоко карал непокорных бояр

3. перенёс столицу во Владимир-на Клязьме, так как в нём не было вече.

2.Стремление сделать Владимир духовным центром Руси. Неудачная попытка, так как константинопольский патриарх не дал согласия на создание самостоятельной от Киева патриархии во Владимире.Вывез из Вышгорода во Владимир икону Владимирской Божьей матери.Ввёл новые праздники: Спас и Покров.
3. Стремление распространить власть на всю Русь. 1. Временно подчинил Новгород2. Подчинил Киев, однако править оттуда не захотел, посадил княжить своего Брата Глеба.
3. Дальнейшее развитие культуры. Велось активное строительство. При Боголюбском было построено:- церковь Покрова на Нерли

— Золотые ворота во Владимире- Успенский собор во Владимире

Стремился освободиться от влияния Византии и приглашал западноевропейских мастеров. Родоначальник русского белокаменного зодчества.

4. Усиление экономической мощи страны. Развитие ремесла и торговли. Установление новых торговых отношений со странами, создание новых торговых речных путей.

2. Внешняя политика

Итоги деятельности Андрея Боголюбского:

  • Значительно укрепилась великокняжеская власть, опирающаяся на дворянство, положено начало самовластию.
  • Расширилось влияние владимирского князя на Русь, произошло подчинение таких важных центров, как Киев и Новгород. Владимиро — Суздальское княжество становится ядром будущего Российского государства.
  • Происходило дальнейшее развитие культуры, развивались её самобытные черты.

Именно в его правление были построены шедевры мировой архитектуры.

  • Значительное укрепление экономической мощи страны, установление новых торговых путей.
  • Удачная внешняя политика.

Хронология жизни и деятельности Андрея Боголюбского

1158 Церковь Успения Божьей Матери
1160 Попытка создать во Владимире самостоятельную патриархию.
1158-1161
1158 Владимир становится столицей княжества
1158-1165 Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Боголюбово
1164 Построены Золотые ворота во Владимире
1164, 1172 Удачные походы на волжских булгар
1165 Церковь Покрова на Нерли
1169 Захват Киева
11591169-1170 Неудачная попытка подчинить Новгород.Временное подчинение Новгорода.
1174 Убит заговорщиками из своего окружения.
Около 1702г. Канонизирован русской православной церковью.

Успенский собор во Владимире. 1158-1161г.

Золотые ворота во Владимире. 1158-1164г.

Храм покрова на Нерли.1165г.

1158-1165г.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Боголюбово.

Изучая историю родной страны, каждый из нас еще в школе узнает о благоверном князе Андрее Боголюбском. Как гласят исторические источники, рожден он был приблизительно в 1111 г., а сражен неприятелем в 1174. За время своей жизни государственный деятель успел побывать в роли князя Вышгородского, Дорогобужского, Рязанского, Владимирского. В последнем городе он правил в роли великого князя, в этом же статусе и был убит.

Как все начиналось

Насколько известно из старинной истории, великий князь Андрей Боголюбский был либо вторым, либо третьим ребенком в семье. Его отец - прославленный Юрий Долгорукий, а мать - первая жена этого известнейшего правителя. Женщина была дочерью хана Аепы. Родившийся у Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский хоть и станет в будущем прославленным правителем, в момент его рождения таковым не считался, да и ребенок был у отца не первым. Точную дату его рождения история до нас не донесла. Предполагается, что второе чадо у Юрия появилось в 1111. Сведения о точном дне, когда был рожден Андрей, можно найти в созданной за авторством Татищева «Истории», но книга эта была написана через шесть веков после смерти великого князя, и указание на точные даты, приведенное в ней, у многих вызывает сомнения.

Из достоверных источников до наших дней не сохранилось информации о том, как проходили детство и юность человека, в будущем занявшего положение великого князя. Известно, что для своего времени этот деятель был одной из важнейших фигур. Об этом рассказали миру его дела, и именно за них он запомнился на долгие тысячи лет.

Любовь и уважение

Известно, что благоверный Андрей Боголюбский особенную любовь и почтение вызывал у Иоанна Четвертого, в историю Руси вошедшего как Грозный. Этот правитель чтил своего давнего предшественника, что особенно было заметно в период приготовлений к Казанскому походу, случившемуся в 1548 году и длившемуся четыре года. Из истории мы знаем, что в подготовительный период русский царь нередко наведывался во Владимир, и даже распорядился в каждый год поминать всех знатных людей, погребенных в Успенском соборе. Относительно Андрея было решено служить панихиду дважды ежегодно. Первым был выбран день смерти князя, второй - день памяти, последний ноябрьский день года.

В период правления Ивана Четвертого сформировалась концепция истории, утверждавшая, что именно великий Андрей Боголюбский был основоположником самодержавия. Его почитают за человека, заложившего фундамент Владимирского княжества, за которым последовало создание страны с центром в Москве.

Значимый и известный

В период своего существования и правления святой князь Андрей Боголюбский был одной из наиболее важных фигур в политике Руси. Особенно ярко это было выражено в двенадцатом столетии, а именно в 60-70-х годах. Благодаря этому князю в северо-восточных русских землях сформировалось очень сильное княжество, объединившее Владимир и Суздаль. Места были выбраны не случайно - ранее это была вотчина деда, прадеда князя. Как известно из дошедших до наших дней сведений, в период правления государственного деятеля сформировалась совершенно отличная от прежних лет политика. Князь приложил все силы к тому, чтобы Владимир-на-Клязьме получил статус основного центра русской власти, окончательно вытеснив с арены событий Киев, занимавший такую позицию прежде.

В описаниях биографии Андрея Боголюбского отмечается, что впервые такие стремления в его деятельности можно было увидеть еще в тот период, пока был жив и активен отец будущего великого князя - ему пришлось сражаться за престол в Киеве с племянником Изяславом. Уже тогда Андрей показал себя исключительно храбрым воином, что особенно ярко проявилось в произошедшем в 1149 г. бое под Луцком. Вместе с тем сын предпринимал попытки помирить отца и воинственного Изяслава, что проявило его как мудрого и миролюбивого человека.

Вчера, сегодня, завтра

Еще в период, когда будущий святой Андрей Боголюбский воевал во славу своего отца, как можно заключить из дошедших до нас достоверных источников, у наследника были довольно обширные и честолюбивые замыслы. Дважды, когда у него был выбор, он остановился на Владимирском уделе - именно его он получил от отца в управление. Среди прочих городов ему достался Вышгород. В 1155 г. он выезжал из своих владений в сторону Владимира, забрав с собой клир, святой Борисоглебский меч и образ Богородицы, ранее хранившийся в женском монастыре. Эта икона вскоре станет одной из наиболее чтимых в области Владимира и Суздаля, затем - Москвы и всего созданного князьями великого и могучего государства.

Уже в тот момент поступки Андрея Юрьевича Боголюбского позволили ему рассчитывать на благосклонность бояр Ростова и Суздаля. В 1157 г. скончался отец. За ним осталось завещание, по которому престол Суздаля и Ростова должен был перейти младшим детям, рожденным второй женой Долгорукого - Всеволоду, Михалку. Однако любовь боярства была столь сильна, что Андрей без особенного труда смог воспротивиться последней отцовской воле и оставить престол себе. Из суздальской долгоруковской резиденции, из старой ростовской столицы центр княжества под влиянием Андрея сместился. Теперь главным городом был Владимир.

Новая метла по-новому метет

Придя к власти, Андрей Юрьевич Боголюбский приложил все возможные усилия, дабы консолидировать княжество изнутри. Его активность была столь выраженной, что оппозиция посмела поднять голову, и в 1161 г. это даже привело к столкновению. В числе противодействующих лиц были младшие из рода Юрия Долгорукого. Впрочем, ничем хорошим для них это не закончилось, и вскоре недовольные сбежали в Византию. Убежища там искали Всеволод, Мстислав, Василько, а также мать Всеволода - она же вторая жена князя Юрия. Предполагается, что женщина была родом из Византии, поэтому для нее оказалось естественным попросить убежища у Мануила. Вместе с ними вынуждены бежать были племянники Андрея - дети Ростислава, к этому моменту уже скончавшегося старшего ребенка Юрия Долгорукого. Вместе с родственниками княжество, управляемое теперь Андреем, покинули служившие при отце передними знатные люди. Исходя из сведений, которые дошли до нас об этом периоде, можно с уверенностью говорить о радикализме реформ, которые продвигал Андрей.

Известно, что в этот же этап правления Андрея Боголюбского многообещающий молодой князь вступил в противоборство с епископом Леонтом, в тот момент отвечавшим за Ростов. Считается, что князь дважды изгонял церковного служителя, но точные даты этих событий неизвестны. Предполагается, что это происходило в период 59-64 годов двенадцатого столетия. Леонт, как считают историки, был греческого происхождения, что объясняло его склонность к византийским обычаям и традициям. На Руси было решено по средам, пятницам отменять пост, ежели день приходился на великое празднество, но епископ пожелал отменить такое послабление, дабы во всем соответствовать исходной византийской традиции.

Религия и политика: противоборство взглядов

Еще одним поводом для конфликта князя и епископа стало стремление правителя сформировать Владимирскую митрополию, которая бы находилась наравне с Киевской и ни в чем от нее не зависела. Более того, вместо восседавшего митрополита в Киеве Андрей Боголюбский пророчил в главы митрополии своего фаворита - Феодорца, к этому времени приписанного к кафедре Владимира и Суздаля. Ее Андрей планировал отделить от Ростовской, и Леонт нашел себе сподвижников в лице киевских священнослужителей, также не согласных с политикой нового правителя.

Когда великий князь обратился за одобрением своих действий к Патриарху Константинополя, ответом внезапно стал категорический отказ. Это превратилось в ощутимую препону на пути реформ. С одной стороны, патриарх отметил княжеское усердие и воздал ему за это похвалу, вместе с тем дозволил сместить епископскую резиденцию во Владимир, дабы священнослужитель был ближе к двору правителя. Окончательно проблему решили лишь в 1169, когда Андрея вынудили отказаться от Феодорца. Его направили на киевский суд митрополитов, где было вынесено решение о срочной смертной казни.

Границы: а много ли они значат?

Склонный к автократии Андрей Боголюбский вскоре перестал умещаться в границах выданной ему зоны правления. Уже в конце 60-х годов века своего правления интересы великого князя вышли далеко за пределы изначальной области. В 59-67 в Киеве княжеский престол занимал Ростислав Смоленский, приходившийся Андрею двоюродным братом, да еще и бывший его старше. В это время группировка князей Волыни, Киева и Смоленска была достаточно сильна, чтобы регулировать равновесие в области политики. Когда Ростислав скончался, всем стало очевидно: силы Андрея существеннее любых потенциальных противников.

Во многом активные действия были спровоцированы князем из Волыни Мстиславом, который воспользовался помощью поляков и галицких войск и направился на Киев, дабы захватить престольный город. В ответ Андрей Боголюбский организовал аж 11 князей, в числе которых были сыновья покойного, ближайшие соратники самого Андрея, смоленские и черниговские правители, князь из Дорогобужа. Уже тогда можно было говорить о мощной коалиции, и ее духовным центром, головой и сердцем стал Андрей, в будущем нареченный святым.

Военные успехи

Как и предполагалось, Андрей Боголюбский и его соратники одержали победу. В марте 1169 г. Киев был взят и разграблен, причем боевые действия сильно повредили святым местам города. Пострадали монастыри. Летописцы из Владимира зафиксировали это в книгах, как результат неправильных поступков местного митрополита. Известно, что незадолго до описываемых событий Константин Второй поставил крест на поддерживавшем Андрея игумене Поликарпе, согласившемся с великим князем относительно практики постов. Результатом военного успеха было водворение на киевском престоле Глеба - младшего брата Андрея. С этого момента окончательно стало ясно: Владимир теперь становится более значимым и статусным городом, нежели древняя столица Руси.

Вскоре, в зимние месяцы 69-го, Андрей решил организовать еще один военный поход, в этот раз - в направлении Новгорода. Усобица выдалась очень крупной, но объединенное войско Владимира и Суздаля проиграло сражение. Впрочем, еще через год жители Новгорода все равно признали власть Андрея Боголюбского, поскольку его усилиями были перекрыты все пути поставки хлеба. С 1172 г. на княжение в Новгород прибыл сын Андрея Юрий, которого жители вынуждены были принять.

Постепенно, но неотвратимо

Немногим раньше жителей Новгорода правление Андрея Боголюбского признали Ростиславичи, в награду за это Роману достался киевский престол. Объединенные земли Суздаля и Владимира под княжением великого правителя получили прибавление. С восточной стороны был основан населенный пункт Городец-Радилов, благодаря чему стала подвластной Волжская Булгария, а с северной стороны земля пополнилась Заволочьем.

Политика Андрея Боголюбского, чьим центром было военное давление, начала давать сбои в 70-х годах. Массовые походы, как показывала практика, не показывают желаемого результата, налицо был кризис. В 1172 г. организовали сражение с волжскими булгарами, но знатные люди, союзные княжества отказались поддержать Андрея. Тогда же взбунтовались Ростиславичи. В 1174 г. в сторону киевских земель выступили карательные войска - многочисленные воины из разных земель, объединенных под властью Андрея. Несмотря на численный перевес, великий князь потерпел абсолютное поражение.

Современные историки предполагают, что в годы правления Андрея Боголюбского произошел социальный кризис, и именно им следует объяснять его внезапные неудачи периода 70-х. Безапелляционная автократия, которую продвигал князь, устанавливалась крайними военными и фискальными мерами, в силу чего знать воспылала недовольством по отношению к такому правителю. Конфликт был как между князем и боярам Суздаля и Ростова, так и во владимирских землях. В свое время Андрей попытался сформировать прослойку верной ему служилой знати, которая должна была стать сильнее родового боярства, но успехи достигнуты не были.

Кому платить за ошибки?

Правивший во Владимире Андрей Боголюбский стал жертвой заговора. Великий князь был убит в 1974 г. Сердцем заговорщицкой группировки были близкие к правителю представители Кучковичей. Кстати говоря, значительно позднее смерти Андрея появилась легенда о том, будто бы жена князя происходила именно из этой семьи. Историки считают, что она не стоит внимания и не имеет ничего общего с действительностью. Зато точно сохранилась информация о том, что великого правителя убили в ночное время в Боголюбовском дворце.

Про смерть великого князя рассказывали очевидцы. В настоящее время неизвестно точно, писали ли очевидцы летописи сами или же ответственный человек записывал все это напрямую со слов того, кто присутствовал в центре событий. В любом случае, в Киевской летописи можно видеть длинное и пространное описание событий той ночи. В краткой форме все изложено во Владимирской летописи. В 1934 г. организовали лабораторное обследование княжеских останков, по итогам чего подтвердили верность описанного в книгах. Из сохранившихся до наших дней источников видно, насколько острым было социальное недовольство, как сильно не любили князя к периоду окончания его правления. Некогда личность Андрея вызывала у простого и знатного люда уважение, он был настоящим героем, но к моменту смерти стал фокусом ненависти общества.

Однозначности быть не может

Из краткой биографии Андрея Боголюбского известно, что после смерти князя его тело пролежало еще два дня, дожидаясь отпевания. Сперва заговорщики и вовсе бросили его на огород, откуда затем было решено перенести в церковный притвор. Лишь спустя неделю княжеские останки отправили в Успенский собор во Владимире, здесь же было решено их захоронить. Дворец князя вскоре разграбили, во Владимире грабили административные здания, убивали представителей управленческого слоя, процветавших при Андрее. Аналогичные волнения происходили на всей территории волости. Лишь крестный ход, для которого пришлось взять образ Богоматери, прекратил непотребства и бесчинства.

Любопытным кажется тот факт, что во всех рассказах, посвященных убийству князя Андрея Боголюбского, можно видеть прославление этого политика как создателя храма. Обязательно отмечают, что он много и часто жертвовал церковным приходам, любил нищих и активно распространял христианскую веру. Благочестие, присущее личности князя, высоко оценивалось как его приверженцами, так и врагами. Известно, что правитель в ночное время зачастую приходил в церковь, дабы помолиться и испросить у Господа покаяние за все свои грехи. За это он обрел причисление в лице народа к рядам святых.

А что дальше?

Как известно из любой краткой биографии Андрея Боголюбского, вскоре после смерти князя началась активная борьба за все то, что создал великий правитель. Удивительным для многих кажется тот факт, что сыновья не были реальными претендентами на княжение - они полностью согласились с законом лествичного права. В записанной под контролем Владимирского полихрона четырнадцатого столетия Ипатьевской летописи впервые назвали убиенного князя великим. Во многом титул объяснили именно нюансами его смерти.

Из заключений Ключевского известно, что Андрея можно описать как человека, забывавшегося в битве, заносившегося в самые опасные места, не обращавшего внимание на риски. Усобицы и опасности были для него как вода для рыбы - и это качество в целом характеризовало многих южных жителей. В отличие от своих современников, Андрей мог не только быть активным в битве, но и быстро приходить в себя, едва только следовало о чем-то здраво рассудить. Воинственное опьянение, еще минуту назад заставлявшее сиять его глаза, проходило практически мгновенно, и посреди боя князь мог стать осторожным и разумным, наблюдательным, аккуратным - настоящим правителем, распоряжающимся обстановкой.

Отмечается, что Андрей был предусмотрительным, у него в любой момент все было готово к тому, как развернутся события. Этого человека никакие обстоятельства не заставали врасплох, и как бы ни был велик хаос вокруг, Андрей сохранял ясность ума. Каждую минуту он ожидал опасности, стремился упорядочивать все окружающее, во многом был сходен с Владимиром Мономахом. Удалый в бою, Андрей признавался, что воевать не любил. Пока отец еще был жив, после каждого успешного боя сын обращался к нему, прося примирения с побежденными.

Помнить и любить

После убийства князя Андрея Боголюбского о нем не забыли, и особенно сильной память хранилась в церковных кругах. В 1702 г. было решено канонизировать правителя. Князя назвали благоверным. День его памяти - 4 июля. Княжеские мощи хранятся во владимирском Успенском соборе. Для их сохранения выделили Андреевский придел.

Всего известно, что сыновей у Андрея Боголюбского было четверо, кроме того, была одна дочка. В 1165 г. скончался Изяслав, из летописей известный тем, что вместе с отцом принял участие в походе в Волжскую Булгарию. В 1173 г. умер Мстислав. Сравнительно много информации в исторических источниках можно найти про Юрия. Этот сын правил в Новгороде в 73-75 годах, в 85-89 был мужем Тамары, царившей в Грузии. Точная дата смерти неизвестна, предполагается, что Юрий скончался около 1190 года.

Четвертого сына звали Глебом. Точная дата рождения в летописях не отражена, предположительно, ребенок у Андрея появился в 1155 г. Юноша умер в двадцатилетнем возрасте и был канонизирован. Из исторических источников о нем ничего не известно, но есть определенная информация в более поздних записях. Считается, что, будучи двенадцатилетним, ребенок усердно читал церковные книги и много общался с монахами, вел добродетельную жизнь. Его смерть пришлась на период незадолго до того, как случилось убийство Андрея Боголюбского.

Также известно, что у князя была одна дочка, названная Ростиславой. Она стала супругой Святослава Вщижского.

С юга на север: как семья предопределяет судьбу

Человек, которого в будущем в исторических летописях окрестят первым великим князем Руси, в некотором смысле уже по своему роду обязан был стать правителем. Отцом Андрея был Юрий Долгорукий, определивший путь развития княжества. Он и его отец, Мономах, приложили немало сил к тому, чтобы объединить княжества, и чтобы Андрей продолжал это великое дело. В летописях позднего времени про него говорили, что именно Андрей был первым русским хозяином, действительно энергичным и жестким, как того требовало время. Властолюбивый от природы, талантливый по натуре, добродетельный по складу характера, этот человек просто не мог избежать судьбы известного правителя.

Как политик он впервые проявил себя в южных русских регионах, где пришлось поучаствовать в военном деле на стороне отца. Задачей рода было отстоять свое старшинство в родных землях, и им это удалось. Когда Юрий Долгорукий в 1149 г. получил Киев, он решил выделить престол этого древнего города именно Андрею - это не могло не попасть в летописи. Такое решение князь принял не случайно: уже к этому году сын проявил свою доблесть, верность, рассудительность и способность принимать адекватные решения, соответствующие ситуации. Он стал тем человеком, которому прозорливый Долгорукий мог доверить старинный город.

Новый опыт и иные традиции

Оказавшись в южных землях, Андрей столкнулся с обычаями, сильно отличавшимися от привычных ему дома. В летописях говорится о недовольстве и возмущении, даже смущении будущего великого князя - столь ему странны казались удельные усобицы между близкими. Бесконечные раздоры, как следствие - постоянно проливавшаяся родственная кровь. Все это вынуждало Андрея скорбеть о происходящем. Нет ничего удивительного в том, что молодой человек возжелал вернуться в родные края. Удельные порядки не были для него приемлемыми, тем более он не смог заставить себя их полюбить. Сперва Андрей удалился от того, что ему было противно, а едва набрал силу, стал принимать меры для исправления ситуации.

Переезд в Суздаль в 1156 г. произошел без согласия и одобрения княжившего в тот период отца. Вышгород остался без иконы - в будущем образ станет самой великой и значимой святыней всей русской земли. Из легенд известно, что переезд иконы по всему пути следования князя вызывал великие чудеса. Вблизи Владимира под иконой внезапно встали лошади, и было решено на этом же месте разбить лагерь для ночевки. Во сне к Андрею пришла сама Божья матерь, которая предостерегла от перемещения образа в Ростов, и повелела основаться во Владимире. Пробудившись, князь в точности исполнил божественную волю. В том месте, где ему пришло видение, повелитель решил разбить село, чье название Боголюбово дало имя ему самому. По прошествии некоторого времени в том же селе он поставит великолепную церковь из камня и роскошный терем. Село станет его постоянным и самым любимым местом жизни, здесь же произойдет убийство Андрея Боголюбского.

Новая жизнь и новые правила

Святыня, которую получил в свои руки Андрей, позволила ему сделать северо-восточные области значимее, важнее, сильнее. Икона, которую украсят драгоценными камнями, будет самым важным объектом не только Успенского собора, но и города, а затем - всей земли. По прошествии некоторого времени этот образ примут как самый важный для всей Руси.

В мае 1157 г. скончался Юрий Долгорукий, и Андрей принял власть. Он не пожелал ориентироваться на старое боярство, поэтому не поехал в Суздаль, вместо этого приблизил доверенных младших дружинников. Кроме того, фундаментом власти Андрея было южное население, независимое от бояр Суздаля и во многом существовавшее за счет администрации молодого князя.

Андрей прикладывал усилия для предотвращения междоусобиц. Одной из основных задач, определенных им для себя, было исключение борьбы с братьями, племянниками. В те же времена было решено поставить новый город, названный Владимиром-на-Клязьме, и приложить усилия, дабы тот превратился в истинную столицу, более прекрасную, нежели Киев. Здесь выстроили церкви, мощные укрепления и ворота из серебра и золота - такие же, как киевские. Успенский храм строился как кафедральный собор. Ожидалось, что здесь будет создана самостоятельная митрополия, но патриарх запретил такое самовольство.

Желания и реалии

Одним из спорных аспектов правления стала внешняя политика Андрея Боголюбского. Великий князь отличался обширностью военных замыслов, причем широта их не объяснялась потребностями страны. Более того, бояре также не поддерживали дальнейшего расширения княжеских земель. Подобное несогласие обязательно должно было стать поводом для конфликта, и отношения внутри управляемых Андреем земель обострялись. Предполагают, что проблемы в отношениях с боярами во многом были обусловлены еще и внутренними политическими решениями - князь пытался подчинить себе это свободолюбивое сословие. Кстати говоря, это заметно из книг писателя Заточника: в текстах он не раз говорил о том, что боярину, живущему на северо-востоке русских земель, свой терем лучше ставить вдали от резиденции князя, иначе разорения не избежать.

В 1173 г. было решено пойти в поход. Направлением выбрали Волжскую Булгарию. Для увеличения основного войска пригласили рязанских воевод и людей из Мурома. К месту сбора дружины подтягивались крайне медленно, вовсю демонстрируя нежелание идти на войну. В летописях про этот период и поведение подчиненных князя говорилось: «идучи не идут». Казалось бы, неповиновения не было, но от похода военные очевидно уклонялись.

В 1174 г. князь казнил Кучковича, и его брат и княжеский зять устроили заговор. Вскоре в нем приняли участие осетин Анбал, некий пришлый Ефрем. Как известно из летописей, суммарно в заговоре участвовали два десятка человек. Все они руководствовались страхом за свою жизнь.

Помним и сегодня

Кровавые события 1174 г. не прошли незамеченными для истории. Дворцовая часть, где все случилось, и по наши дни еще стоит. В 1935 г. в ленинградских лабораториях провели антропологическое исследование, которое показало, что рассказы о силе князя были полностью правдивыми.

Человек, без устали боровшийся с врагами извне, оказался не готов к нападению внутреннему, и родственники, приближенные смогли нанести ему смертельный удар. Сопротивление было отчаянным. Ежели бы князь смог выжить в ту страшную ночь, наверняка заговорщиков ожидала бы смерть - это было абсолютно в характере правителя. Бунтовщики и сами это понимали, поэтому боролись до победного конца, чего бы им это ни стоило. Что любопытно, несмотря на разграбление киевских святых мест, народ почитал Андрея за светлого князя и достойного правителя.

Он заложил основы русского централизованного государства.

Андрей Юрьевич Боголюбский, сын суздальского и великого князя киевского Юрия Владимировича Долгорукого, стал первым настоящим хозяином Северо-Восточной Руси – жестким, властолюбивым, энергичным. Историк Н.Костомаров назвал его первым великорусским князем.

Путь на север

Политическая биография князя Андрея началась в Южной Руси, где он участвовал в борьбе своего отца за старшинство в русской земле; именно в связи с этим он впервые попал на страницы летописей. В 1149 году, овладев Киевом, Юрий посадил Андрея на княжение в Вышгороде.

Здесь, на юге, Андрею пришлось увидеть еще незнакомые ему нравы удельной усобицы. Это оказалось невыносимо для него. "Князь Андрей, - говорит летопись, - смущался о нестроении братии своей и братаников, и сродников, и всего племени своего, яко всегда в мятеже и волнении все бяху и мнози крови лияше". Андрей "скорбяше о сем и восхоте идти в Суздаль и Ростов, яко там, рече, спокойнее есть". Он не взлюбил удельных порядков, и сначала удалился от них, а затем, когда настала возможность, начал "ломать старину".

В 1156 году Андрей бросил свой Вышгород и без отцовского благословения уехал в Суздальскую землю. Из Вышгородского женского монастыря он увез с собой знаменитую икону Богородицы, которая впоследствии стала почитаться как величайшая русская святыня. Как гласит легенда, путь иконы на север сопровождался многими чудесами, а неподалеку от Владимира кони под иконой вдруг встали. Князь велел здесь заночевать. Ночью Богоматерь явилась ему во сне и запретила везти икону в Ростов, как он прежде собирался, а велела оставить ее во Владимире. Андрей так и поступил. А на месте видения построил село, названное им Боголюбовом. Позже Андрей построил там богатую каменную церковь и терем. Со временем Боголюбово сделалось его любимым местопребыванием, так что историческое прозвище князя "Боголюбский" связано с названием его любимой резиденции.

Князь Андрей "приобрел" святыню для усиления самостоятельности и значимости, а в дальнейшем и процветания его родины – Северо-Восточной Руси, куда он и направлялся с "нелюбимого" юга. Позже икона Владимирской Божией матери, украшенная драгоценностями, составит главную святыню владимирского Успенского собора, города Владимира и всей Залесской земли, а в последующие века и всей Руси.

Время для представления собственной политической линии наступило очень скоро. В мае 1157 года Юрий Долгорукий умер в Киеве.

#comm#Андрей принял власть в Суздале и в Ростове, но не поехал в эти старые города, а сделал стольным городом Владимир.#/comm#

Особенностью Суздальской земли было то, что старое боярство, стоявшее во главе народного представительства, было сосредоточено в древних городах Ростове и Суздале. Но новый князь в своей политике опирался не на них, а на преданных лично ему младших дружинников и массы пришлого населения с юга, которые еще не попали в зависимость к суздальским боярам и больше зависели от княжеской администрации.

Уже с 1157 года князь Андрей начал сосредотачивать власть в своих руках. Он изгнал своих младших братьев и племянников. Это было сделано для предотвращения усобиц между родственниками и для укрепления своего единовластия. "Се же сотвори, желая быть самовладцем в Суздальской и Ростовской земле", - поясняет летопись. Затем князь провозгласил столицей относительно новый город – Владимир на Клязьме, население которого составили, в основном, недавно пришедшие на эти земли переселенцы из Южной Руси.

Андрей Боголюбский сделал все возможное, чтобы затерянный в лесах городок превратился в настоящую столицу великого княжества, которая затмила бы своей красотой и величием даже Киев. Во Владимире были выстроены новые укрепления, возведены церкви, сооружены, в подражание Киеву, Золотые и Серебряные ворота. Тогда же заложили и белокаменный Успенский храм, который задумывался как кафедральный собор отдельной митрополии. Князь потратил много усилий, упрашивая константинопольского патриарха основать во Владимире новую, независимую от Киева, митрополию. Но просьба его была отвергнута.

В 1168 году Андрей посылает суздальского игумена Феодора на большой собор в Киев с целью добиться смещения киевского митрополита Константина. Не найдя поддержки у русских епископов, Феодор направился в Константинополь, надеясь уговорить патриарха назначить митрополитом себя, однако добился лишь поставления ростовским епископом. Несмотря на это, епископ Феодор расположил свою кафедру не в древнем центре епархии – Ростове, а в новой столице – Владимире. В 1169 году у Андрея Боголюбского возник конфликт с неуживчивым и честолюбивым Феодором, который закончился тем, что князь выдал епископа на суд митрополита в Киев, где Феодор был казнен по обвинению в ереси. Неизвестно, был ли он в чём-либо виноват, но ясно, что казнившие епископа хотели продемонстрировать свою силу князю Андрею. Князь использовал это как один из поводов для нападения на Киев.

#comm#Начиная с переселения из Вышгорода на север, всё поведение Андрея стало не только преднамеренно, но даже демонстративно "самовластительским".#/comm#

Он как будто старается не пропустить ни одного случая показать всем "сословиям", что нет иной власти, кроме его, великого князя. В правление Андрея Боголюбского наметились важнейшие изменения в отношениях князя с его ближайшим окружением, а именно с дружиной. Раньше дружинники были друзьями, соратниками и ближайшими советниками князя. Теперь же они стали постепенно превращаться в княжеских слуг. Для осуществления этих изменений Андрей Боголюбский изгнал дружину своего отца, которая хорошо знала старые порядки и, придерживаясь их, не одобряла нововведения Андрея. А младшая дружина, на которую и опирался князь, оказалась в гораздо большей зависимости от князя. Именно тогда, в конце XII века, младших дружинников стали все чаще называть дворянами, т.е. людьми, служащими в княжеском дворе.

Зона стратегических интересов

Но стремления Андрея к "самовластию" шли гораздо дальше. Северо-Восточная Русь начинает оказывать все более возрастающее влияние на жизнь окружающих земель. Свое политическое влияние князь Андрей стремился распространить на все четыре стороны света, продолжая в этом смысле начинания своего отца Юрия Долгорукого. Только руки Андрея Юрьевича простерлись куда дальше отцовской длани. Помимо киевского юга, зона жизненных интересов владимирского князя на востоке провоцировала конфликт с Волжской Булгарией, а на севере и северо-западе требовала подчинения Новгорода.

В 1160 году Андрей Боголюбский, пользуясь званием старшего князя, предъявил права на Новгород. "Да будет вам ведомо, - объявил он вече вольного города, - что я хочу покорить Новгород добром или лихом, чтобы вы мне целовали крест, иметь меня великим князем, а мне вам хотеть добра". Добившись власти в Новгороде, Андрей пользовался ею с широтой настоящего царя, действующего исключительно по своей воле, в интересах справедливости. Он менял своих посаженников – князей в Новгороде, иногда, как будто нарочно давая не тех, кого желали новгородцы. Один раз он сменил князя, потому что нашел посадника правым в одном из конфликтов того с княжеской властью. Когда в угоду Андрею новгородцы изгнали от себя Святослава Ростиславича, Андрей дал им своего племянника, но потом, помирившись с Ростиславом, снова дал Новгороду недавно изгнанного Святослава, и притом Новгород должен был принять его "на всей его воле". Когда у Святослава начались ссоры с новгородцами и он вынужден был бежать, то Андрей, на просьбу города назначить другого, отвечал: "Нет вам иного князя, кроме Святослава".

#comm#Своими притязаниями Андрей довел Новгород до отчаянного сопротивления.#/comm#

В 1168 году новгородцы перебили сторонников Святослава и взяли себе в князья Романа Мстиславича, сына ненавистного Андрею Мстислава Изяславича. Это было знаком открытого неповиновения, и зимой 1169 года владимирский князь отправил на Новгород огромное войско во главе со своим сыном Мстиславом. Опустошив окрестности Новгорода, суздальская рать должна была отступить, ничего не добившись. Но князь Андрей запретил подвоз хлеба к Новгороду, в городе начался голод. И новгородцы сдались, пошли на уступки, главной из которых было то, что отныне вече обязано было приглашать к себе князей выходцев из Владимиро-Суздальского княжеского дома.

В 1164 году Андрей с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием, взяв с собой икону Владимирской Божией Матери, удачно воевал с камскими булгарами. Булгары хотя и не были ближайшими соседями суздальской земли (между ними простиралась мордовская земля), стали соперниками в осуществлении контроля над волжским торговым путем. Князь булгарский с малой дружиной едва успел убежать в Великий город (Булгар). После этого Андрей взял булгарский город Бряхимов и пожег три других города. В память об этой победе был установлен праздник Спаса 1 августа. Этого праздника не было в греческих святцах и нововведение стало лишним символом "самовластья" Боголюбовского правителя.

Заговор

Главной и постоянной целью Андрея было стремление принизить значение Киева, лишить его древнего старшинства над русскими городами, перенести это старшинство во Владимир на Клязьме.

Десять лет он укреплялся в своем Суздале, а в Киевской Руси шли усобицы. В 1168 году наступил любопытный момент определения прав на первое место. О старших линиях уже никто не думал, претендентами выступали только Мономашичи. Было три кандидата, имеющих права: Владимир, Мстислав и Андрей. Мстислав занимал Киев, но спорный вопрос о старшинстве стал решаться избранием. Коалиция из 10 князей признала старшим князя Андрея. Боголюбский воспользовался своим избранием для того, чтобы начать радикальную ломку старого строя на началах единодержавия. Мстислав не мог устоять против коалиционной рати, возглавляемой сыном Андрея. В 1169 году Киев, упорно защищавший своего князя, был взят "на щит", и войско победителей подвергло его двухдневному грабежу. Были в Киеве тогда, говорит летописец, во всех людях стон и тоска, печаль неутешная и слезы непрестанные. Город сожгли, разграбили его церковные сокровища, причём Андрей считал, что это всё – справедливое наказание за грехи киевлян. Обращение Андрея со стольным Киевом, как с завоеванным городом, было, очевидно, преднамеренным уроком. Довершил унижение удельной столицы Андрей тем, что, оставшись великим князем, не поехал в Киев, и даже не взял его себе, а отдал младшему брату Глебу с намерением и впредь сажать там такого князя, какого ему угодно будет. Боголюбский достиг своей цели. Древний Киев потерял свое вековое старейшинство. Некогда богатый город, заслуживавший от посещавших его иностранцев название второго Константинополя, теперь был ограблен, сожжен, лишен значительного числа жителей, перебитых или уведенных в неволю. С тех пор Киев фактически утратил значение общерусской столицы, а Владимирское княжество стало называться великим.

Историк С.Соловьев оценил значение этого события так: "Поступок Андрея был событием величайшей важности, событием поворотным, с которого начинался на Руси новый порядок вещей". Это был акт величайшего самовластия великого князя в отношении как остальных князей, так и русской земли.

#comm#Андрей собственной волей, вопреки общему мнению князей и земли, заявил фактически, что власть в нем самом, а не в земле и не в князьях. #/comm#

…Слишком широкие военные замыслы князя Андрея, не связанные ни с потребностями обороны, ни с интересами боярства, должны были обострить взаимоотношения внутри княжества. По всей вероятности, конфликты с боярством были вызваны и внутренней политикой Андрея Боголюбского, пытавшегося прибрать боярство к рукам. Именно здесь, в Северо-Восточной Руси, писатель Даниил Заточник давал совет боярину ставить свой двор и села подальше от княжеской резиденции, чтобы князь его не разорил.

В 1173 году Андрей задумал новый поход на Волжскую Булгарию. В походе, кроме основных владимирских сил, участвовали муромские и рязанские войска. В Городце на Волге в устье Оки (Нижний Новгород) был назначен сбор всем дружинам. Две недели князья безуспешно ожидали своих бояр: путь им был "не люб", и они, не выказывая прямого неповиновения, нашли хитроумный способ уклониться от нежелательного похода – они "идучи не идяху" (идучи не идти).

Все эти события свидетельствовали о крайней напряженности взаимоотношений между самовластным князем и боярством. Рано или поздно этот конфликт должен был разрешиться в пользу той или иной стороны.

В 1174 году Андрей казнил одного из ближайших родственников своей жены, Кучковича. Тогда брат казненного, Яким вместе со своим зятем Петром решили избавиться от своего господина. К заговору вскоре пристали домашние слуги князя – некий яс (осетин) по имени Анбал и еще какой-то иноземец по имени Ефрем Моизич. Всего же заговорщиков было двадцать человек. Они говорили: "Нынче казнил он Кучковича, а завтра казнит и нас, так помыслим об этом князе!" 28 июня 1175 года в селе Боголюбове, где обыкновенно жил Андрей, собрались они в доме кучковского зятя Петра и сговорились убить князя на другой день, 29-го ночью.

…Последними слова князя Андрея были: "Господи! В руци Твои предаю дух свой".

Память

Та часть дворца, где разыгралась кровавая трагедия, сохранилась до сих пор в Боголюбове. Антропологическое исследование скелета Андрея Боголюбского, проведенное в 1935 году в Ленинграде, подтвердило слова летописи о физической силе князя и о ранах, нанесенных ему. Победив внешних врагов, князь оказался не готов к заговору среди приближённых и родственников. Он пытался отчаянно сопротивляться, и если бы уцелел, то жестоко расправился бы с бунтовщиками, что было в его характере. Тем не менее, в народе разглядели в Андрее нечто светлое и стали почитать его святым, простив жестокое разграбление киевских святынь, властолюбие, агрессивность, подчинение церкви политическим интересам, - всё то, что не смогли простить ему домашние, ставшие убийцами.

Андрей Боголюбский, по наблюдению Л.Тихомирова, "представляет князя, значительно опередившего свой век, но идея, развитая им очень круто и последовательно, была уже у Мономаха и у Юрия Долгорукого, и точно также продолжала развиваться, только более осторожно, у преемников Андрея Боголюбского… Насколько эта семейно-самодержавная идея развивалась, показали смутные времена Василия Темного".

#comm#Именно в суздальщине времен Андрея Боголюбского на смену отношениям "князь – дружина" начали приходить отношения "государь – подданные".#/comm#

Отсюда понятно возмущение южного летописца поведением Андрея Боголюбского, изгнавшего своих братьев и племянников из Северо-Восточной Руси и желавшего "самовластец быти всей Суждальской земли". Соответственно начались изменения и в менталитете. Не случайно именно в Северо-Восточной Руси возникли "Моление" и "Слово" Даниила Заточника – подлинный гимн княжеской власти.

Историческая заслуга князя состояла в том, что он показал способ прекращения распада Руси. Ему удалось, пусть ненадолго, но решительно разорвать замкнутый круг княжеских усобиц в Русской земле. По сути, он предначертал Суздальскому княжеству, в котором зародилась великорусская нация, роль нового центра ее объединения. Андрей стал основателем нового государства. Князь объявил себя единодержавным великим князем всей земли Русской, а город Владимир провозгласил престольным городом. Андрей явился зачинателем нового государственного порядка – русского централизованного государства, идея которого позднее была воспринята и с успехом воплощена Москвой. Перенеся великокняжеский престол из Киева во Владимир, канонизированный церковью, князь Андрей стал первым великорусским государем.

Специально для Столетия

Князь Андрей Боголюбский - противоречивая фигура русской истории. С одной стороны, это был правитель, пытавшийся противодействовать углубляющейся децентрализации русских земель. При этом он не чурался деспотических методов, что к концу его жизни вызвало ожесточенное сопротивление даже ближайших приближенных. С другой же, князь стал известен своей искренней набожностью, украсил Русь многими церквями, которые сохранились по сей день.

Сын Юрия Долгорукого

О детстве князя информации очень мало. Предполагается, что он родился в 1111 году, хотя существуют и другие варианты, например промежуток между 1120 и 1125 годами. Его родителями были известный не только основанием Москвы, но и зачинщик ряда кровавых междоусобиц Юрий Долгорукий и не известная по имени дочь половецкого хана.

Изучение сохранившихся останков князя подтверждает летописные данные о том, что в седло Андрей Боголюбский сел в раннем возрасте и уже с детства владел мечом, причем обоими руками. На это указывает сильная деформация плечевых костей.

Летописное молчание

Первое упоминание о князе относится к 1149 году. Сорок лет, отделяющие рождение Андрея Боголюбского от даты первого появления на политической арене Древней Руси, окружены молчанием. Трудно поверить, чтобы в такую беспокойную эпоху старший сын одного из главных претендентов на великое княжество Киевское оставался в стороне от баталий. Однако одно из житий великого князя сообщает, что многие годы Андрей Боголюбский провел в Иерусалиме. На это указывают, во-первых, все те же деформации костей, свидетельствующие о том, что князь применял необычную для Руси технику боя. Во-вторых, став великим князем, Андрей использует на своем гербе изображение льва, сходное с тем, что имеется на гербе Иерусалима. В-третьих, политика князя будто находилась вне всех сложившихся традиций. Вместо борьбы за Киев он создает сильное княжество на северо-востоке с центром во Владимире.

Один из образованнейших людей своего времени, князь Андрей Юрьевич Боголюбский вряд ли знал о Европе лишь по слухам. Если его не было в Иерусалиме, он запросто мог находиться там. На это указывает его переписка с германским императором Фридрихом Барбароссой, родственные связи с английскими королями, а также владение шестью языками.

Усобицы южной Руси

Отец Андрея по уровню активности может сравниться разве что с черниговским князем Олегом, прозванным печальным именем "Гориславич" за использование половцев в борьбе с киевскими князьями. Юрий Долгорукий половецкой помощью тоже не брезговал и даже женился на дочери хана. Первое упоминание Андрея Боголюбского в летописях связано именно с его участием в войнах отца за Киев.

Строптивый нрав князя проявляется уже тогда. Одержав победу над племянником, Юрий занял главный город юго-западной Руси, обладание которым связывалось с великим княжением. Старшему сыну он в качестве благодарности за помощь отдает второй по значению город региона - Вышгород. Однако Андрей там не задерживается. После нескольких месяцев княжения он самовольно покидает выделенный ему удел и отправляется в Суздальское княжество.

При князе Владимире Святом (980-1015) Русь приняла христианство по византийскому образцу, отличающееся склонностью к мистицизму, почитанию икон и святых. Жизнь любого человека, в том числе и князя, оценивалась в координатах, заданных православием, да и сами люди не помышляли выйти из них. Князь Андрей Боголюбский ничем в этом отношении от своих современников не отличался.

Во Владимир он увез хранившуюся в Вышгороде икону Богородицы, которая с этого времени стала называться Владимирской. Эта икона стала одной из наиболее чтимых, а Богородицу стали считать небесной покровительницей Владимира и всей Северо-Восточной Руси.

Великое княжение

В 1157 году умер Юрий Долгорукий. Поговаривали, что неутомимого князя отравили. Перед смертью он успел распорядиться о наследовании своих земель: Киевское княжество должно было достаться Андрею как старшему сыну, а Суздаль и Ростов - главные города Северо-Востока наследовали его младшие сыновья, Михаил и Всеволод.

Однако Андрей отцовскую волю не выполнил. Вместо того, чтобы отправиться в Киев, он остался во Владимире, который с этого момента постепенно выдвигается на лидирующие роли в регионе. Андрей Боголюбский укрепляет свое княжество, ведет активные строительные работы. О пренебрежении к Киеву свидетельствует тот факт, что подавив выступление киевлян, он отдает город младшему брату Глебу.

Церковное строительство

Свое прозвище князь получил по названию села Боголюбово - его любимой резиденции. Именно на его территории Андрей начинает возведение многих храмов, не забывая и о Владимире. Князь всячески стремился подчеркнуть равенство новой столицы Киеву. На въезде в город он возводит Золотые ворота, подобные тем, что находились в Киеве. Учитывая, что те были возведены в подражание Константинополю, можно сделать вывод, что преобразовательные планы князя были достаточно обширны.

Одна из наиболее знаменитых построек князя Андрея Боголюбского - храм Покрова Пресвятой Богородицы, возведенный на берегу реки Нерли. Рядом с ним вскоре появился православный монастырь. Помимо него, князь вновь отстроил сгоревший Успенский собор в Ростове.

Кризис власти и заговор

В истории Андрей Боголюбский известен как храбрый воин, не щадивший себя и презиравший опасности. Во многом благодаря этому ему удалось выиграть ряд крупных сражений. Однако к концу жизни удача все чаще изменяет князю. Сначала ему не удалось вторично наказать киевлян за их попытку выйти из его сферы влияния. Затем не удался поход на волжских булгар: северо-восточные князья не поддержали инициативу князя.

Причиной тому был подчеркнуто авторитарный стиль правления. Оценивая княжение Андрея Боголюбского кратко, можно сказать, что он не щадил себя, но и других щадить не собирался. Фактически все знатные семейства отказали князю в поддержке, причем многие сделали это в открытой форме. Кроме того, военные походы во все времена требуют значительных финансовых вливаний. Учитывая, что каменное строительство тоже не было дешевым удовольствием, можно предполагать, что Андрей Боголюбский измучил своих бояр да и простой народ бесконечными поборами.

В итоге в боярской среде сложился заговор. Это свидетельствует о том, что кризис достиг крайней точки. Со времен гибели князей Бориса и Глеба убийство правителя считалось тяжким грехом. Но заговорщиков это не останавливало. Их возглавили боярин Яким Кучков и его зять Петр. Также к заговору был привлечен ключник великого князя, осетин по имени Анбал.

Убийство

Заговорщики тщательно подготовились. Зная, что Андрей обладает недюжинной силой и превосходно владеет мечом, Анбал заблаговременно унес оружие из княжеской спальни. В ночь на 30 (по другим версиям - 29) июня 1174 года заговорщики проникли в покои Боголюбского. Тот пытался защищаться и небезуспешно. Во-первых, убийц было слишком много, около 20 человек, и в тесноте и темноте они наносили удары скорее друг по другу, чем по князю. Во-вторых, они были очень пьяны: на трезвую голову пойти на такое преступление оказалось невозможно. В итоге им удалось побороть Андрея. Исследование останков показало, что князь получил 45 ударов различным оружием: саблями, мечами и копьями.

Словно испугавшись содеянного, заговорщики поспешили покинуть дворец, забыв сделать самое главное: проверить, действительно ли мертв князь. По ошибке с собой они унесли тело своего убитого коллеги. Между тем Андрей всего лишь на короткое время потерял сознание. Очнувшись, он попытался спрятаться и уже спустился вниз. Но заговорщики далеко не ушли. Они услышали стоны Андрея, вернулись и добили его.

Казна Боголюбского была разграблена, а тело князя несколько дней лежало на улице в пыли. Опасаясь наказания, священнослужители и простые владимирцы даже не пытались убрать тело. Наконец, не выдержал один из слуг великого князя по имени Кузьма. Он завернул тело Андрея в ковер и отнес в церковь. Когда страсти улеглись, было совершено отпевание. Андрея Боголюбского похоронили в Успенском соборе Владимира.

Новое на сайте

>

Самое популярное