Домой Отеки Вопросы по катехизису. Что такое катехизис православной и католической церквей

Вопросы по катехизису. Что такое катехизис православной и католической церквей

Православный катехизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения богу и спасения души.

Катехизис в переводе с греческого языка значит оглашение, изустное наставление, а в соответствии с употреблением со времен апостольских этим словом обозначается первоначальное учение о православной вере христианской, всякому христианину необходимое (Лк. 1,4. Деян. 18,25)

Катихизис содержит основы Православно-Христианской Веры. Он обыкновенно излагается в кратких и ясных вопросах и ответах. Книгу можно разделить на четыре части: I-Введение, II-Христианскую Веру, III-Христианскую Надежду и IV-Христианскую Любовь.
В I-Введении говорится о Божественном откровении, Священном Писании и Священном Предании.
В II-м отделе «Христианская вера» изучаются догмы православной веры которые содержатся в Символе веры.
В III-м отделе «Христианская надежда» изучается молитва. Как образец молитвы берется Господня молитва — Отче наш.
В IV-м отделе «Христианская любовь» изучается Закон о жизни: Десять заповедей и Заповеди блаженства.

I — ВВЕДЕНИЕ В КАТИХИЗИС.

Православная-Христианская Церковь берет свое учение из естественного и сверхъестественного Божественного откровения. Естественное откровение это те знания которые мы черпаем наблюдая природу и мир который создал Господь Бог. Сверхъестественное откровение это те знания которые находятся в книгах Священного Писания.

Книги Священного Писания делятся на Ветхий Завет и Новый Завет.
Ветхий Завет описывает происшествия до рождения Иисуса Христа, а Новый Завет после Его рождения.
Книги Ветхого Завета делятся на законоположительные, исторические, учительные и пророческие. Самая известная книга Ветхого Завета называется Псалтырь.
Книги Нового Завета делятся на Евангелие и Апостол. В состав Евангелия входят 4 Евангелия написанные апостолами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Они описывают происшествия во время земной жизни Иисуса Христа.
Книга Апостол описывает происшествия после Его вознесения на небо. Это начало апостольской проповеди и Православной-Христианской Церкви. В Апостоле находятся историческая книга «Деяния святых апостолов», 21-но послание апостолов и пророческая книга «Откровение Иоанна Богослова».

II — ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА.

Символ веры это самое краткое определение православной христианской веры. В нем есть 12 членов (частей).
Первые 7 членов были утверждены на 1-ом, а остальные 5 на 2-ом Вселенских Соборах (325 и 381 гг.).
Утверждение было основано на том чтобы Символ больше не менять. Неизменный Символ веры остался только у Православных Христиан. Западные христиане, следуя за Римской Церковью изменили 8-й член.

1-ый член Символа веры говорит о Господе Боге, 2-ой до и включая 7-ой члены говорят об Иисусе Христе и 8-ой о Духе Святом. 9-ый о Церкви,
10-ый о крещении, 11-ый о воскресении из мертвых и 12-ый о будущей жизни. Все эти члены подробно разбираются в Катихизисе.

Так как крещение есть таинство, то в 10-ом члене разбираются все 7 таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство и Елеосвящение. Таинство это священное действие, через которое подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.

На литургии (в третьей части), после возгласа дьякона: «Двери, двери, премудростию вонмем» хор поет Символ веры и каждый стих отмечается ударом в колокол.

Каждый православный христианин должен знать наизусть Символ веры. Конечно тоже нужно знать и его значение. Во время крещения новокрещенный говорит Символ веры, а если это младенец то тогда за него говорит крестный отец.

III — ХРИСТИАНСКАЯ НАДЕЖДА.

Эта часть Катихизиса называется Христианской надеждой, потому что здесь изучаются молитвы. Молитва это общение с нашим Отцом, Господом Богом и от этого исходит надежда на услышание нашей молитвы. Поэтому часть Катихизиса, в которой изучается молитва и называется надеждой.

Образцом христианской молитвы является для нас Господня молитва (Отче наш) которую нам дал сам Господь Бог Иисус Христос (Матфея 6:9-13)(Луки 11:2-4). Ее можно разделить на три части: призывание, прошение и славословие. Это похоже на письмо которое содержит приветствие, просьбу и окончание.

IV — ХРИСТИАНСКАЯ ЛЮБОВЬ.

Эта часть Катихизиса называется Христианская любовь, потому что здесь находится учение о христианской жизни. Вся жизнь христианина и все его взаимоотношения должны быть построены на христианской любви.

Десять Заповедей (Исход 20:2-17; Второзаконие 5:6-21)

Десять Заповедей были даны еще в Ветхом Завете (1615 лет до Рождества Христова), пророку Моисею на горе Синай, на пятидесятый день Исхода евреев из Египта. Вся проповедь Иисуса Христа основывается на Ветхом Завете и углубляет его. Когда древние евреи Его обвинили что Он учит что-то другое, то Он им ответил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон и пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мат. 5:17). Таким образом евреи разделились на две группы. Первая группа последовала за Иисусом Христом. Вторая группа не только не последовала за Ним, но и считала Его опасным бунтарем.

Таким образом, древние евреи и их потомки теперь толкуют заповеди буквально, а Иисус Христос толкует их широко. Грех не только нарушать их, но грех тоже и любой поступок который, прямо или косвенно, ведет к нарушению заповеди. В этом и есть основная разница между Ветхим Заветом и Новым Заветом и людьми которые придерживаются первого или второго.

10 заповедей и Заповеди Блаженства из Евангелия, в течение почти 2000 лет, являются основой всех цивилизованных обществ. Наши гражданские законы основываются на этих заповедях. Соблюдение заповедей создает благополучие в нашей жизни на земле, а также и вечное спасение. (Последнее время наблюдается постепенное отступление от христианских норм в жизни).
Католики, а за ними и весь западный мир, очень близки к пониманию заповедей как и древние евреи — то-есть буквально. Часто от них можно услыхать что раз я никого не убил, то значит что я не грешен.

Заповеди Блаженства (Матфея 5:3-12; Луки 6:20-23)

Десять Заповедей вместе с Заповедями блаженства являются основой Христианского учения о жизни. Десять заповедей описывают заповеди по которым мы должны жить, а Заповеди блаженства учат нас какие душевные расположения мы должны иметь. Заповеди Блаженства не нарушают Десять Заповедей а пополняют их. Заповеди Блаженства поются на Литургии во время Малого входа.
Православное-Христианство учит нас не только жить по заповедям, но и постепенно изгонять из себя греховные привычки и исправлять себя. Заповеди Блаженства показывают нам путь этого исправления.

В любой религии есть определенный сборник руководств, с помощью которого каждый человек, как служитель храма, так и прихожанин, может ознакомиться с тонкостями вероисповедания. В вопросе о христианстве роль данного пособия играет катехизис. Что это такое? Когда он появился в стенах церквей? Кто его придумал?

Опираясь на Википедию, скажем, что катехизис – это вероисповедный документ официального уровня в рамках какой-либо конфессии. Иными словами, это книга, в которой оглашены все правила по принятию религии и дальнейшей вере в Бога.

Обычно наставления и правила изложены в виде вопросов и ответов, которые чаще всего задают прихожане.

Определение катехизиса как таковое не является догматическим ни для одной христианской церкви.

Ни в католичестве, ни в протестантстве, ни в православии им не пользуются как четким наставлением по праведному пути, лишь используют как документ вспомогательный, который позволяет вновь прибывшим прихожанам и детям ознакомиться с азами веры, понять, что из себя представляет Бог и религия, и постичь простейшие истины, связанные с вероисповеданием.

Интересно знать! Существуют детские катехизисы. Что это такое? Тот же самый свод вопросов о вере и ответов на них, только в более упрощенной и даже игривой форме, чтобы дети прихожан смогли наиболее точно ознакомиться с основами религии и понять суть всего происходящего в мире.

История создания

Впервые о создании такого пособия в православном мире заговорили в первой половине 19 столетия. Именно в то время население, включая крепостных крестьян, стало более образованным, уже куда большее количество людей научилось читать. Это послужило причиной создания письменного религиозного руководства на тему веры, которое помогло бы каждому постичь таинство причастия.

В основе православия на тот момент лежало два подобных документа – руководства митрополитов Платона и Петра Могилы. Однако власть и духовенство раскритиковали первый потому, что имел ярко выраженный протестантский настрой, а второй – из-за явной католической направленности.

Было принято решение создать новый подобный документ, который вместил бы в себя все истины, по которым православный народ проживал ранее, а также обратиться к греческим первоисточникам, в которых христианская догматика изложена в чистом виде.

Так что православный катехизис – это наставление, состоящее из «сливок» нашей религии. Создание сего документа было инициировано в 1822 году.

Год спустя митрополит Филарет (именно ему доверили написание столь важной книги) показал результат своей работы. Он получил название «Пространный катехизис» и состоял из трех частей: о Вере, о Надежде, о Любви.

В нем была также отображена структура «вопрос-ответ» и сохранены все догмы, взятые из греческих первоисточников.

Следует отметить, что в справочнике Филарета есть множество выделений текста жирным шрифтом. Митрополит сам выбирал важные моменты в работе и таким образом подчеркивал их.

Полезное видео: опрос жителей столицы о том, что такое катехизис

Дальнейшая судьба катехизиса

Имперская власть была не полностью удовлетворена работой митрополита, поэтому к 1824 году, уже руками иных церковнослужителей, были созданы и выпущены новые катехизисы (свыше четырех). В них были устранены «ошибки» первого издания, а также включены новые факторы.

Обратите внимание! Первый катехизис, который получил название «пространный», нередко именуется не «православный», а «христианский». Все потому, что рассчитан он «на весь мир», то есть не ограничивается лишь православной конфессией. Скорее всего, именно этот факт и смутил императора, из-за чего данный свод правил был неоднократно переписан впоследствии.

Знаменательно также то, что такое явление, как катехизис, заявило о себе в самый разгар критики деятельности РБО и многих священников-переводчиков, которые перекладывали древние тексты на русский язык.

Понятно, что это осуществлялось с целью образовать в религиозном смысле все слои населения, включая крепостных крестьян. Они бы смогли читать и изучать азы религии на родном и привычном языке.

Но вот такие церковные деятели, а точнее критик А.С. Шишков и архимандрит Фотий открыто заявили, что тот, кто написал сам катехизис, совершил акт кощунства. Нельзя, мол, священные тексты обращать в народный, светский язык, так как это служит причиной не только неуважения к церкви, но и утери первоначального смысла.

Относительно катехизиса Филарета, составленного в 1823 году, было принято следующее решение. Документ подвергся критике и был сильно сокращен. Появился так называемый «Краткий катехизис», издание которого даже не удостоилось царской печати.

Эта книга была предназначена для детей и малообразованных личностей. Наряду с ней вышло еще несколько вариантов пособий, но в каждом из них также наблюдались расхождения с истиной.

Позднее Шишков и Фотий также начали заявлять, мол, текст первого, Пространного документа плох не только тем, что написан на русском языке, но и своей фактической недостоверностью.

Однако данное замечание уже не было воспринято всерьез, так как Филарет, работая над данным религиозным руководством, делал крайне точные переводы.

Полезное видео: о книге «Православный катехизис»

О чем поведает катехизис?

Наверное, вам стало интересно, что из себя представляет текст самого катехизиса и что ценного в нем содержится. Кратко расскажем о содержании этого свода направлений и рекомендаций, чтобы каждый мог точно знать, о чем и почему были эти извечные споры.

По традиции, первый раздел указывает читателю на основы христианской веры, ее столпы и азы, на которых она держится. Наряду с этим представлена позиция Русской церкви относительно всего Божественного и духовного в нашем мире.

Второй раздел катехизиса наполнен истинами о трех главных христианских добродетелях: о Вере, о Надежде, о Любви.

  • В части о Вере дает подробное понятие Никео-Цареградского Символа. Для более удобного рассмотрения его разделили на 12 составляющих. После представлено семь таинств христианства.
  • Вторая часть – о Надежде, главным образом повествует о мотивах и смысле бытия в рамках религии. Подробно и с множество пояснений рассматривается такое положение, как «Отче Наш». Следом идет четкое пояснение всем 10 заповедям о блаженстве.
  • Третий раздел – о Любви, дает подробное разъяснение 10 Божьим Заповедям. Первые четыре из них были высечены Господом на первой скрижали. Они дают наставление относительно любви простого человека к Всевышнему. Оставшиеся шесть заповедей позволяют людям понять и принять любовь к ближнему к своему как к себе самому. Также в этой части кратко описанные основные грехи с точки зрения христианства и возможные пути их отпущения.

Отметим, что читая этот текст, каждый прихожанин, который только начинает знакомиться с религией, может без лишних вопросов и проблем все понять и постичь.

Эта книга выступает в роли вступления перед прочтением куда более громоздкой и серьезной литературы, например, Библии.

О том, что это простая и доступная литература, знают даже дети, которые знакомы со специальными изданиями, написанными в упрощенной форме.

Интересно знать! И тот, кто написал первый в мире катехизис, и те митрополиты, которые в дальнейшем занимались его реструктуризацией, использовали так называемые «архаические» термины и слова. Для примера, словосочетание «в каком смысле» будет звучать как «в каком разуме».

Католический вариант

Пришло время узнать, что это такое – катехизис католической церкви и чем он отличается от нашего, православного.

Несмотря на то, что письменные руководства, многочисленные книги, документы и акты, касающиеся непосредственно католицизма, всегда были в избытке, своего свода правил католики длительное время заиметь не могли.

Окончательно сформировался и был впервые опубликован такой документ католической церкви в 1985 году на одном из советов. Утвержден он был Папой Иоанном Павлом Вторым в 1992 году.

Данный сборник сводов и правил относительно католического вероисповедания имеет много общего с православным или общехристианским. Он также составлен в структуре «вопрос-ответ» и поделен на определенные главы. В первой из них идет речь о Символе Веры. То есть обо всех азах и основах, на которых христианство и католицизм были построены.

Вторая глава посвящена таинству этой веры, ее особенностям. В третьей главе прихожан учат жизни в вере, то есть Заповеди. О том, как нужно действовать в рамках бытия, что дозволено, а что под запретом. Ну и четвертый раздел посвящен молитве – «Отче Наш», ее детальному разбору и сути.

Полезное видео: новый православный катехизис


Определение катехизиса, как оказалось, не может быть однозначным. Это одновременно и четкий свод правил, который должен оставаться незыблемым для каждого прихожанина, и некое вступление в религиозную науку, и таинство причастия, раскрывающее все карты христианства.

Изучить катехизис и придерживаться основ православной веры– значит быть праведным, всесторонне развитым и Богу угодным мирянином.

КАТЕХИЗИС
КАТЕХИЗИС (от греч. katechein, "оглашать", "устно наставлять"), огласительное наставление, учебник, содержащий основные положения христианского вероучения. Большинство катехизисов предназначены для наставления в вере детей, однако существуют и катехизисы для взрослых или для преподавателей христианского учения. Как правило, катехизисы составляются в форме вопросов и ответов. Катехизисы отличаются от символов (исповеданий) веры прежде всего тем, что являются устной формой наставления, тогда как символ представляет собою письменную формулу вероисповедания. В раннехристианскую эпоху основным поводом для преподания основ христианского вероучения служила подготовка взрослых к принятию крещения. Кириллу Иерусалимскому, Иоанну Златоусту и Августину принадлежали целые циклы огласительных поучений, или гомилий, послуживших образцом для позднейших средневековых и новоевропейских катехизисов. Готовящимся принять крещение и приобщиться Св. Даров в таинстве евхаристии следовало получить представление о смысле этих таинств. Кроме того, предполагалось ознакомление с Апостольским (на Западе) или другим символом веры как важнейшим изложением основ христианского вероучения, с Молитвой Господней ("Отче наш") как выражением сути христианской духовности и с десятью заповедями как основным нравственным руководством для христиан. В эпоху Средневековья создавались многочисленные доктринальные руководства для священнослужителей и мирян, например, составленные Алкуином (авторство которого спорно), Ноткером Заикой, Гонорием Отенским и Гуго Сен-Викторским. Впервые подобный учебник был облечен в форму вопросов и ответов Бруно Вюрцбургским (ум. 1045). В 1273 Фома Аквинский произнес три цикла блестящих проповедей на итальянском языке, посвященных разъяснению символа веры, Молитвы Господней и десяти заповедей. Одновременно церковные власти предпринимали шаги, направленные на законодательное обоснование практики преподания катехитических наставлений. Собор в Альби (1254) обязал пастырей разъяснять символ веры во время воскресных богослужений, а Ламбетский собор (1281) определил четыре периода литургического года, когда священники должны были давать объяснения символа веры, десяти заповедей, семи таинств и других вопросов христианского вероучения. Эпоха протестантской Реформации была отмечена усилением катехитической активности. Первой книгой, получившей название "катехизиса", стал Катехизис в вопросах и ответах протестанта А.Альтхамера. Составленные Лютером Малый катехизис и Большой катехизис (оба 1528) стали, пожалуй, самыми авторитетными из когда-либо написанных катехизисов. Кальвин издал в 1541 катехизис на французском языке, а в 1545 - на латинском, однако самыми влиятельными книгами у кальвинистов стали Гейдельбергский катехизис (1562) и Вестминстерский краткий катехизис (1648). У католиков Петр Канизий опубликовал три катехизиса в период между 1555 и 1558, а Роберто Беллармино в 1598 издал своего рода пособие для учителей вероучения, однако наибольшим авторитетом пользовался Римский катехизис (1566), в котором нашли отражение реформистские идеи Тридентского собора. Тогда же был составлен православный катехизис Петра Могилы (1642). Протестанты предпочитали использовать катехизисы, созданные в эпоху Реформации (в частности, катехизисы Лютера), между тем как католики продолжали создавать новые катехизисы. В США наибольшим влиянием пользуется Балтиморский катехизис (1885). В издающемся огромными тиражами Катехизисе Католической Церкви (1994) предпринята осторожная попытка привнести в религиозное наставление идеи, выработанные современной богословской мыслью. Катехизисы в основном удерживают традиционную схему, предполагающую разъяснение Молитвы Господней, символа веры и десяти заповедей, а также христианских таинств. В церковной педагогике катехизисы обычно использовались как источники формул, которые детям предлагалось заучивать наизусть.

Священный синод Русской Православной Церкви поручил Синодальной Богословской комиссии начать подготовку нового православного катехизиса — особого краткого свода церковной догматики. В XIX веке таких катехизисов было написано около десятка, большинство из них и сегодня можно встретить на церквоных книжных прилавках. Зачем Церкви понадобился новый «справочник о вере» и каким он будет?

Ответы без вопросов

В течение почти трех веков истории русской богословской науки в Русской Церкви использовался катехизис Московского святителя Филарета (Дроздова). Еще в первой трети XIX века он был рекомендован к использованию Святейшим синодом. Именно этот катехизис, щедро переиздаваемый православными книгоиздателями, зачастую становится первым «справочником» в области православного богословия для многих тысяч неофитов. «Если вы меня спросите, каким я хотел бы видеть новый катехизис, я бы ответил: таким, как катехизис святителя Филарета, — признается завкафедрой догматического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Борис Левшенко . — Он должен давать точные и емкие ответы на прямые вопросы, и именно таким был катехизис московского святителя». Однако катехизис свт. Филарета спустя 200 лет воспринимается скорее как музейный экспонат. И дело не только в устарелых формулировках или тяжеловесном языке — «не катехизис устарел (он, как и догматы Церкви, устареть не может), а общество и сознание людей изменилось. А это значит, что должен меняться и язык проповеди», считает председатель ОВЦС архиепископ Иларион (Алфеев) .

Решение написать новый катехизис принял еще Архиерейский собор 2008 года, состоявшийся под председательством Патриарха Алексия II менее чем за полгода до смерти Предстоятеля. Летом 2009-го его преемник Патриарх Кирилл поручил Богословской комиссии приступить к работе. «Кроме доступности языка новизна катехизиса должна заключаться прежде всего в доступном языке и акценте на тех проблемах, которые волнуют современных людей, — говорит архиепископ Иларион (Алфеев). — Например, в Росси больше нет монархии, не практикуются дуэли, о которых митрополит Филарет пишет среди грехов, нарушающих заповедь “не убий”. А вот ставшие массовыми в наше время аборты совсем не упомянуты святителем. Надо помнить и о том, что филаретовский катехизис был предназначен для людей, родившихся и воспитанных в Православии. Мы же живем в обществе, воспитанном атеистической пропагандой, которое не только не православно по своему духу, но часто вообще относится к христианству враждебно». Кроме того, в настоящее время имеют хождение немало катехизисов, «претендующих на официальность, но зачастую обладающих слишком низким качеством текста и даже иногда неправославными утверждениями, — особо подчеркивает владыка. — Вопрос об эталонном издании, объясняющем начала православного вероучения, до сих пор остается открытым».

«Катехизисы, какими они были в XIX веке, — это набор правильных ответов на несуществующие вопросы, — известный церковный публицист, миссионер и преподаватель Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев настроен решительно. — Я просто не могу себе представить человека, который мог бы в такой формулировке о чем-то спрашивать. Форма вопросов и ответов (как в катехизисе свт. Филарета) тогда была не более чем уловкой. Сегодня же мы живем в мире, где люди готовы задавать вопросы по сути православного вероучения, в том числе и те, которые просто не могли возникнуть у человека XIX века. Конечно, катехизис — не попытка кого-то убедить, а торжественная декларация, обозначение условия членства в Церкви. Но для современного человека он должен быть современным».

Протоиерей Борис Левшенко считает, что такие изменения естественны: «Разные эпохи церковной истории подразумевали разные формы ответов на одни и те же вопросы, и лучше всего эти ответы давать на том универсальном языке, который существует в конкретное время».

Учение без дури

Катехизисы бывают разные: есть такие, которые являются в первую очередь учебными пособиями, есть катехизисы-справочники, есть катехизисы для новоначальных. Есть катехизис как инструмент для миссионера, который можно дать человеку, чтобы он уяснил себе основную суть Православия, а есть катехизис как камертон для внутрицерковных дискуссий, поясняет протодиакон Андрей Кураев. Каким будет новый «учебник веры», еще не решено, но одна из главных задач уже поставлена. «Катехизис — это попытка положить предел личной дури некоторых церковных или даже околоцерковных проповедников, — говорит протодиактон Андрей Кураев. — Новый катехизис нужен, чтобы простой человек не торопился отождествлять любую публикацию или устный совет, исходящий из уст приходского священника, с мнением Православной Церкви. Перед создателями катехизиса будет стоять проблема: как не перейти пределов, положенных святыми отцами. Сегодня мы видим немало людей, которые эти границы Православия очерчивают по своему вкусу, причем часто в круг вероучительных вопросов включаются и вопросы чисто светские — политические, культурные, отношение к явлениям современной культуры. Авторы катехизиса должны быть осторожны. Нельзя торопиться выдавать за учение святых отцов даже те вопросы, по отношению к которым в современной Церкви есть единая позиция».

В отличие от всех предыдущих, первый с начала XIX века официальный катехизис Русской Православной Церкви, по словам архиепископа Илариона, станет не авторской работой, а итогом труда лучших современных богословов и церковных ученых, целого коллектива авторов под руководством Богословской комиссии и Синода.

«Я думаю, будет использована та же технология, что и при создании “Основ социальной концепции РПЦ”, — предполагает архиепископ. — Будет создана рабочая группа, в которую войдут специалисты из разных областей богословской науки, и новый катехизис станет коллективным трудом, который утвердит сначала Библейско-богословская комиссия, а затем Священный синод и Архиерейский собор». Конкретный состав авторов в скором будущем должна утвердить Библейско-богословская комиссия.

СПРАВКА
Что такое катехизис?

Катехизис — это краткое, точное и емкое изложение веры, своего рода религиозная «таблица умножения». Подробности проясняет для «НС» председатель ОВЦС, известный богослов и церковный ученый, ректор общецерковной аспирантуры им. свв. Кирилла и Мефодия архиепископ Илларион (Алфеев):
— Катехизис (от греч. katecheo — оглашать, наставлять, учить) — краткое наставление в вере новоначальным христианам или тем, кто желает принять крещение. В раннем христианстве катехизисом называли устное наставление тем, кто готовился принять крещение. Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. Таким образом, «катехизис» превратился в жанр христианской литературы, раскрывающий незыблемые вероучительные принципы христианства. В современном понимании катехизис действительно можно назвать справочником по основным догматическим понятиям православия. Э то книга, содержащая в сжатой форме квинтэссенцию христианства, притом в такой форме, которая не должна вызывать недоумений или неоднозначных толкований. Это концентрированное выражение того, что Церковь полагает необходимым основанием веры каждого человека. В этой традиционной для нас форме катехизис впервые сформировался на Западе. Первой книгой, получившей название «Катехизис», стал труд протестанта Андреаса Альтхамера, составленный в форме вопросов и ответов в начале XVI столетия.
Однако еще в раннехристианскую эпоху святым Кириллу Иерусалимскому, Иоанну Златоусту, блаженному Августину принадлежали целые циклы огласительных поучений или гомилий, послуживших образцом для позднейших средневековых и новоевропейских катехизисов. Готовящимся принять крещение необходимо было получить представление о смысле церковных таинств, а также ознакомиться с Символом веры как важнейшим изложением основ христианского вероучения, с молитвой Господней («Отче наш») как выражением сути христианской духовности и с десятью заповедями как основным нравственным руководством для христиан. В раннем христианстве жанровая форма катехизиса, как и его содержание, была достаточно свободной — необязательно вопрос-ответ. Да и в эпоху Средневековья в Западной Церкви были созданы многочисленные доктринальные руководства для священнослужителей и мирян, далекие от жанрового своеобразия современных катехизисов.
В нынешнем терминологическом значении катехизис (как догматически точное изложение основ веры в вопросах и ответах) появляется только в Реформацию. Самые популярные из них — Малый и Большой катехизисы, составленные Мартином Лютером. Существовали также и катехизисы Кальвина, Меланхтона, приверженцев Цвингли и других протестантских вождей. В качестве католической реакции появились катехизисы, подготовленные иезуитами. Именно католические катехизисы (а их известно не так много) по количеству изданий и тиражам стали самыми массовыми из вероучительных книг. Например, катехизис иезуита Петра Канизия, написанный им в 1554 году, за двести лет выдержал более 400 изданий. Последний обновленный католический катехизис был создан в 1992 году при папе Иоанне Павле II .
В русской церковной традиции подготовка к крещению называлась «оглашением», а те, кто проходил такую подготовку, именовались «оглашенными». Было также слово «оглашенник», которым обозначалась книга поучений для готовящихся принять христианство, и выражение «оглашенные словеса», т. е. поучения для оглашенных. Вплоть до XVII столетия на Руси перечисления основных категорий христианства вместе с Символом веры и катехизисом, как правило, помещались в букварях, толковых молитвенниках и других учебно-богослужебных сборниках или сводах.
Первый «катехизис» в восточнославянской традиции был написан в 1562 году знаменитым белорусским протестантом Симоном Будным, причем не на церковнославянском, а на простом наречии, и назывался «Катехизис, то есть наука стародавная христианская, от святого писма, для простых людей языка руского, в пытаниах и отказах събрана». Это — протестантский катехизис, находящийся в большой зависимости от лютеровских изданий.
Первый православный катехизис у восточных славян разработал учитель Львовской братской школы Лаврентий Зизаний. Однако из-за плохого перевода на славянский его катехизис оказался во многом не точен. В итоге тираж был конфискован и почти полностью уничтожен. С именем Лаврентия Зизания и его брата Стефана исследователи связывают еще несколько, к сожалению, не сохранившихся катехизисов конца XVI — первой трети XVII века.
После Зизания у Русской Церкви вплоть до XX века было два официальных православных катехизиса. Первый — это «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви Восточной» знаменитого ректора Киевской академии, киевского митрополита Петра Могилы, и второй — «Катехизис пространный христианский» московского митрополита Филарета (Дроздова). Эти катехизисы в основном удерживают традиционную схему: разъяснение молитвы Господней, Символа веры и десяти заповедей, а также христианских таинств.

  • Катихизис свящ. Борис Левшенко
  • свящ. Максим Козлов
  • свт.
  • свт.
  • еп. Александр (Семенов-Тянь-Шанский)
  • прот. Николай Вознесенский
  • прот.
  • Что такое «Катехизис» митр. Волоколамский Иларион
  • Введение в православное богословие сост. еп. Артемий (Кищенко)
  • мч. Ник. Варжанский
  • Мария Дикарева
  • игум. Силуан (Туманов)
  • свящ. Александр Богдан
  • прот. Кирилл Фотиев
  • Катехи́зис (греч. κατήχησις; лат. catechismus, catechesis – устное поучение, наставление) - краткое наставление в вере новоначальным христианам или тем, кто желает принять Крещение; руководство, содержащее основные положения христианского вероучения; жанр христианской вероучительной литературы.

    В раннем христианстве катехизисом называли устное наставление тем, кто готовился принять Крещение. Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. Таким образом, «катехизис» превратился в жанр христианской литературы, раскрывающий незыблемые вероучительные принципы христианства.

    В современном понимании катехизис можно назвать справочником по основным догматическим понятиям Православия. Это книга, содержащая в сжатой форме квинтэссенцию христианства, притом в такой форме, которая не должна вызывать недоумений или неоднозначных толкований. Это концентрированное выражение того, что полагает необходимым основанием веры каждого человека.

    В этой традиционной для нас форме катехизис впервые сформировался на Западе. Первой книгой, получившей название «Катехизис», стал труд Андреаса Альтхамера, составленный в форме вопросов и ответов в начале XVI века.

    Однако еще в раннехристианскую эпоху свт. , свт. , блж. Августину принадлежали целые циклы огласительных поучений или гомилий (омилий), послуживших образцом для позднейших средневековых и новоевропейских катехизисов. Готовящимся принять Крещение необходимо было получить представление о смысле церковных Таинств, а также ознакомиться с Символом веры как важнейшим изложением основ христианского вероучения, с молитвой Господней («Отче наш») как выражением сути христианской духовности и с десятью заповедями как основным нравственным руководством для христиан. В раннем христианстве жанровая форма катехизиса, как и его содержание, была достаточно свободной - необязательно вопрос-ответ. Да и в эпоху Средневековья в Западной Церкви были созданы многочисленные доктринальные руководства для священнослужителей и мирян, далекие от жанрового своеобразия современных катехизисов.

    В современном терминологическом значении катехизис (как догматически точное изложение основ веры в вопросах и ответах) появился в Западной Европе в эпоху Реформации.

    В русской церковной традиции подготовка к крещению называлась «оглашением», а те, кто проходил такую подготовку, именовались «оглашенными». Было также слово «оглашенник», которым обозначалась книга поучений для готовящихся принять христианство, и выражение «оглашенные словеса», то есть поучения для оглашенных. Вплоть до XVII столетия на Руси перечисления основных категорий христианства вместе с Символом веры и катехизисом, как правило, помещались в букварях, толковых молитвенниках и других учебно-богослужебных сборниках или сводах.

    Первый православный катехизис у восточных славян разработал учитель Львовской братской школы Лаврентий Зизаний. Однако из-за плохого перевода на славянский его катехизис оказался во многом не точен. В итоге тираж был конфискован и почти полностью уничтожен. С именем Лаврентия Зизания и его брата Стефана исследователи связывают еще несколько, к сожалению, не сохранившихся катехизисов конца XVI - первой трети XVII века.

    После Зизания у Русской Церкви вплоть до XX века было два официальных православных катехизиса. Первый - это «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви Восточной» знаменитого ректора Киевской академии, киевского митрополита , и второй - «Катехизис пространный христианский» московского митрополита . Эти катехизисы в основном удерживают традиционную схему: разъяснение молитвы Господней, Символа веры и десяти заповедей, а также христианских таинств.

    В течение почти трех веков истории русской богословской науки в Русской Церкви использовался катехизис Московского святителя Филарета (Дроздова). Еще в первой трети XIX века он был рекомендован к использованию Святейшим синодом. Именно этот катехизис, щедро переиздаваемый православными книгоиздателями, зачастую становится первым «справочником» в области православного богословия для многих неофитов.

    В XX веке появилось большое количество авторских катехизисов: митр. , еп. Александра (Семенова-Тян-Шанского), свт. и др.

    В настоящее время определением Архиерейского Собора РПЦ от 27 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» «признано важным начать работу по созданию современного катехизиса Русской Православной Церкви» (п. 21). На заседании Священного Синода 27 июля 2009 года постановили «начать подготовку современного катехизиса Русской Православной Церкви» (журнал 62).

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное