Домой Гипертония Гражданское общество статья конституции. Конституционные основы гражданского общества в рф

Гражданское общество статья конституции. Конституционные основы гражданского общества в рф

Термин "гражданское общество был предметом научного внимания Аристотеля и Цицеро на, Гоббса и Локка, Гумбольдта и Маркса и многих других мыслителей прошлого. Естественно, что с развитием самого общества взгляды ученных на его природу постепенно трансформировались. Абстрагируясь от многообразия исторических фактов и ситуаций, можно выделить три спектра мнений и три основных этапа формирования данного понятия.

На заре человеческой цивилизации гражданское общество полностью отожествлялось с государством. В более поздний период (XVIII - XIX в. в) общество стало восприниматься либеральными теоретиками как реакция на опасность беспредельного вмешательства государства в частную жизнь индивида, произвольного ограничения его свободы. В последние годы все более заметной в науке становится тенденция поиска оптимальных возможностей между человеком, государством и гражданским обществом, выявления содержательных моментов, отражающих богатство взаимоотношений между людьми, разнообразие их личных и коллективных интересов.

Решающее значение для характеристики гражданского общества имеет его многогранная естественная связь с правом. С одной стороны, лишь в условиях гражданского общества действительно могут быть реализованы естественные права человека, обеспечена правовая защищенность отдельной личности, с другой - только при наличии конституционно-правовой стабильности, развитой правовой системы и системы правосудия возможно формирование гражданского общества.

Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу доверия и миролюбия, уважения к правовым традициям и законам, обще-гуманистическим нравственным и духовным идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

В научных кругах активно заговорили о гражданском обществе в начале 90-х годов. Данная проблема органично увязывалась с задачей построения правового государства в обновленных суверенных государствах (СНГ), и термин получил широкое распространение в литературе по конституционному праву. Однако в Конституции 1993 года о гражданском обществе прямо нигде не упоминалось, тогда как Конституция 1995 года в преамбулу термин: "сознавая себя миролюбивым гражданским обществом…". А потому возникает вопрос: можно ли вести речь о категории, которая не получила законодательного закрепления в качестве конституционной в основных разделах Конституции? Полагаем, что да. В пользу этого говорят следующие аргумента: 1) конституционное право как научная учебная дисциплина не должно, да и не может быть адекватно тексту Основного Закона; 2) категория "гражданское общество", прошедшая проверку временем, традиционно связывается с идеями конституционализма не случайно. Само гражданское общество есть источник и основа возникновения и развития конституционно-правовых форм; 3) положения разделов 1 и 2 Конституции РК фактически отражают сложившиеся в теории представления о содержании и структуре гражданского общества; 4) рассматриваемая категория исторически и логически неразрывна с категорией "правовое государство", цель создания которого заложена в Конституции РК; 5) без всестороннего анализа гражданского общества нельзя раскрыть значение конституционных положений о демократическом, светском, правовом и социальном характере национальной государственности в РК.

Гражданское общество в Республике Казахстан - реальность XX столетия. Но многие его черты и качества еще находятся на стадии развития и формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленностью выхода экономики к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. И все же, несмотря на названные сложности, формирование гражданского общества в Казахстане, как и в других странах, идет в русле мирового развития с сохранением позитивного опыта собственного прошлого, своих самобытных черт. Оно зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Одним из действенных рычагов здесь является конституционно-правовое регулирование основополагающих отношений гражданского общества, определение круга правомочий его структурных элементов. Значение такого правового регулирования заключается в решении при помощи права двух основных задач: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина; установить обязанности государства перед гражданским обществом.

I. Правовое государство – это такая форма организации государства, при которой граждане, государственные органы и должностные лица, действуют строго в рамках установленных правовых норм, основанных на идеях справедливости, свободы, равенства, братства для реализации прав и свобод индивида через удовлетворение общегосударственных интересов.

В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация является правовым государством.

Правовое государство – это прежде всего конституционное государство, которое и является практическим воплощением идеи правового государства. Конституция является центром правовой системы. Правовое государство по самой своей сути требует наличия Конституции , оформленной в виде нормативного документа и обязывающей государственную власть действовать на основе установленного порядк а. Функционирование правового государства исключает сохранение и воспроизводство в будущем всех форм правового неравенства, предполагает последовательное внедрение в жизнь принципов социальной справедливости.

В Конституции закреплены важнейшие предпосылки построения правовой государственности:

1. Признание прав и свобод человека высшей ценностью.

2. Верховенство Конституции Российской Федерации. Конституции не может противоречить ни один нормативный правовой акт. Все органы государственной власти и местного самоуправления обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию и федеральные законы, а любое их действие в нарушение данного принципа, может быть обжаловано в суде и повлечь меры ответственности. Кроме того, Конституция обладает прямым действием, то есть подлежит непосредственному применению в случае противоречия ей любого нормативного правового акта.

3. Разделение властей.

В главе 1 Конституции закрепляются органы, осуществляющие государственную власть в Российской Федерации: Президент, Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство, суды Российской Федерации. Причем суды, непосредственно призванные защищать права и свободы личности, контролировать соблюдение Конституции и законов, в своей деятельности независимы и подчиняются только Конституции и федеральным законам.

4. Признание и гарантии местного самоуправления в Российской Федерации. Конституция России впервые в истории государства закрепило местное самоуправление как право населения соответствующей территории самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, его независимость от системы органов государственной власти.

5. Приоритет международного права, который означает:

а) включение общепризнанных принципов и норм международного права в качестве составной части правовой системы Российской Федерации;


б) более высокая юридическая сила правил международного договора Российской Федерации по отношению к ее внутренним законам. Причем сами международные договоры должны соответствовать Конституции России, а случае противоречия ей могут быть предметом рассмотрения Конституционным Судом.

Тем самым устанавливается важнейшая гарантия против возможного произвола власти в отношении прав и свобод личности путем принятия антигуманных, недемократических и несправедливых законов.

II. Гражданское общество – совокупность индивидов, обладающих определенной самостоятельностью и автономностью по отношению к государству, способных к саморегуляции и оказывающих влияние на государственную власть, выступая в роли ограничителя ее произвола для реализации интересов данного общества.

Гражданское общество - это своеобразные социальные условия, наличие экономических, политических, правовых, социальных и иных отношений (институтов), в рамках которых реализуется подавляющая часть прав, свобод и потребностей человека.

Основы гражданского общества: равенство людей, юридическая свобода, частная собственность, охрана прав от нарушений.

Элементы гражданского общества:

1. Важнейшим элементом гражданского общества является институт экономических отношений . Он представляет собой важную предпосылку полновластия народа и реальной свободы личности. Экономические отношения представляют собой как бы экономический базис гражданского общества и направлены на производство, обмен, распределение и потребление материальных и духовных благ. Государство со своей стороны обязано создавать благоприятные условия для всестороннего развития этих отношений.

КРФ закрепляет: единство экономического пространства, поддержка конкуренции (запрет на недобросовестную и монополизацию), свобода экономической деятельности.

2. Институт политических отношений . В гражданском обществе политическую власть осуществляет не только государство, но и все институты, образующие политическую систему общества - политические партии, общественные движения и объединения, профсоюзы и др. В развитие Конституции РФ приняты федеральные законы, регулирующие права, обязанности и порядок деятельности политических сил в обществе. Институт социального развития, культуры, науки, семьи. Гражданское общество как система охватывает собой не только экономические или политические, но и социальные отношения, с помощью которых осуществляется социальная политика государства.

3. Основными направлениями социальной политики является регулирование отношений между трудом и капиталом, межнациональных отношений, семьи и брака, сохранение окружающей среды, охраны жизни и здоровья человека, защиты прав потребителя и др.

В современных условиях российской действительности институты гражданского общества всего лишь формируются, в силу чего не могут в полной мере осуществлять действенный контроль над государственной властью. В то же время институты гражданского общества не должны полностью поглотить государство, подменив осуществление его основных функций негосударственными структурами. Без эффективной реализации государством основных его функций невозможно создание и развитие полноценного гражданского общества в России.

Государство, способствуя формированию гражданского общества в России, стремится предоставить человеку максимальную степень свободы и дает человеку право самому принимать решение об использовании или неиспользовании того или иного конституционного права.

Конституция РФ 1993 г. дает следующую основу для взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества:

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 2 ст. 3);

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10);

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (ст. ст. 12, 130 - 132).

Утвержденная всенародным голосованием в декабре 1993 г. Конституция Российской Федерации характеризует государство как правовое (п.1 ст.1) и одновременно ни разу не упоминает о существовании в стране гражданского общества . Между тем уже давно стало общим местом в теоретических воззрениях представление о том, что правовое государство мыслимо лишь в паре с гражданским обществом и без последнего превращается в декорацию.

Правовое государство играет роль социального регулятора функционирования гражданского общества , определяя нормы и границы его автономии. Обслуживая потребности саморегулирующегося общества и тем самым обеспечивая режим господства в обществе права, правовое государство создает надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы общественной жизнедеятельности, защищает интересы производителей и потребителей социальных благ.

В политической системе гражданского общества государство (политическая, государственная власть - это сущность государства) представляет собой тот стержневой элемент, вокруг которого концентрируются другие элементы политической системы.

Правовое государство обеспечивает политическую поддержку гражданского общества. В самой основе этого государства заложена установка на достижение стабильности, устойчивости социальных отношений. Лишь при исчерпании всех возможных путей к согласию и согласованию правовое государство вправе прибегнуть к легитимному насилию.

Гражда?нское о?бщество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское общество - общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, которые способствуют образованию обратных связей между обществом и государством. Впервые термин «гражданское общество» был подробно рассмотрен

Одно из общепризнанных определений гражданского общества: гражданское общество есть объединение людей для удовлетворения своих потребностей вне и возможно против государства в аспекте сохранения свободы, собственности и безопасности его граждан.

Институтами гражданского общества можно считать все негосударственные организации: политические партии, профсоюзы, общественные неправительственные организации, прессу и т. д. Разумеется, это не относится к тоталитарному обществу, где все упомянутые институты носят государственный характер и гражданское общество подменено государством.

Реализуется в виде самоорганизующихся посреднических групп.

Общественно-политические процессы развития гражданского общества в современной демократической России неразрывно связаны с развитием ее конституционных основ.

Конституционное развитие России происходит сложно и противоречиво. Тем не менее, на современном этапе развития нашего общества созрели условия для формирования целостной системы гражданского общества и ее конструктивного взаимодействия с системой государственной и местной власти. Сущность этого процесса можно определить как поэтапный переход от государственного (властного) к государственно-общественному управлению в масштабах страны, субъектов федерации и на местном уровне. Проблема развития гражданского общества - это, в первую очередь, проблема взаимодействия государства и общества, органов власти и общественных объединений в решении всего спектра социально-экономических и общественно-политических задач.

Новая Конституция провозгласила Россию правовым государством, в центре внимания которого, как и всего общества, находится человек, его права и законные интересы, которые признаются высшей ценностью. Никогда за всю многовековую историю России даже в период, когда самодержавие, казалось, пошло на конституционные уступки, человек не выдвигался в центр государственной политики, а его интересы всегда открыто игнорировались властью.

В России, впервые за всю ее многовековую историю, реально реализуются гражданские права и свободы по отношению ко всему населению. Вопрос лишь заключается в качестве и полноте обеспечения этих прав и свобод.

Становление демократического правового государства в России зависит не только от самого государства, но и от каждого его гражданина. Если каждый человек станет стремиться к процветанию страны, отстаивать собственные и коллективные интересы, выполнять возложенные обязанности, только тогда возможно развитие России как правового государства с развитым гражданским обществом.

Сегодня одной из важнейших потребностей России является развитие и усиление влияния гражданского общества и Конституция РФ является базовым документом для его развития. В этом заключается основной потенциал Основного Закона страны. Государству необходим общественный центр политической поддержки. В условиях демократии от гражданского общества исходят стратегические инициативы во всех областях национального строительства, а государство только выполняет общественный заказ. Однако, полноценный диалог между обществом и властью возможен лишь при наличии развитой системы гражданских институтов.

Одним из важнейших прав является право участвовать в референдуме, избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

1. Понятие и основополагающие принципы гражданского общества 2. Структура гражданского общества и конституционное закрепление важнейших институтов гражданского общества: а) социальная система российского общества и ее конституционное регулирование; б) экономическая система и ее конституционное закрепление; в) политическая система, ее структура и конституционное закрепление; г) духовно-культурная и информационная системы, конституционное обеспечение их развития. 3. Основные направления и закономерности становления и формирования гражданского общества в Российской Федерации.

Два направления в определении понятия гражданского общества Общество не поглощается государством. Существуют определенные области общественной жизни, автономные от государства, относительно независимые от него. Общество отождествляется с общественным строем в целом. Государство рассматривается в качестве официального выражения гражданского общества.

Аристотель Перед тем, как определить, что есть государство, необходимо выяснить понятие о гражданине, ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество. Потребность в общении и воспитание гражданской добродетели реализуются в государстве, которое служит «общему благу» , является высшей формой человеческого общежития. Макиавелли Н. Государь, имеющий возможность и право управлять подданными с помощью страха и насилия, не будет этим злоупотреблять, не будет нарушать имущественных и личных прав подданных, чтобы не возбудить их ненависть.

Кант И. Гегель Г. Главный путь сочетания свободы каждого со свободой других – формирование гражданского общества. Гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству в процессе длительного и сложного процесса исторической трансформации от средневековья к новому времени, при котором из естественного, «некультурного» состояния «люди должны вступить в гражданское общество, ибо только в последнем правовые отношения обладают действительностью» .

Авакьян С. А. Гражданское общество - это все то, что не относится к государству, это ядро общества. Матузов Н. И. Гражданское общество - это сфера общественных отношений, в своей основе не подконтрольная государством, но связанная с последним и взаимообусловленная им. Яценко И. С. Одним из главных свойств гражданского общества является его рефлексия, т. е. то, как общество обобщает себя, как оно осознает свою роль в стране, по отношению к государству. Гражданское общество – это совокупность отношений и институтов, функционирующих независимо от государственной власти и способных на неё воздействовать.

1. экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; 2. безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; 3. легитимность и демократический характер власти; 4. равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; 5. правовое государство, основанное на принципе разделения властей; 6. политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; 7. свобода слова и печати, независимость средств массовой информации; 8. невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; 9. эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

1. республиканская форма правления (ст. 1 Конституции Российской Федерации); 2. принцип разделения властей (ст. 10 Конституции Российской Федерации); 3. правовой характер государства (ст. 1 Конституции Российской Федерации); 4. демократический характер государства (ст. 1, 3 Конституции Российской Федерации); 5. социальный характер государства (ст. 7 Конституции Российской Федерации); 6. приоритет основных прав и свобод гражданина Российской Федерации (ст. 2 Конституции Российской Федерации); 7. демократические принципы функционирования политической системы (ст. 13 Конституции Российской Федерации); 8. свобода экономической деятельности (ст. 8 Конституции Российской Федерации).

СОВРЕМЕННЫЙ ТИП ОБЩЕСТВА ЗАВИСИТ ОТ ГАРАНТИРОВАННОСТИ И ЗАЩИЩЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ОСНОВ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА СТЕПЕНИ ЛЕГИТИМНОСТИ, ДЕМОКРАТИЗМА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МНОГООБРАЗИЯ И ЗРЕЛОСТИ СТРУКТУР ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО включает в себя три уровня: 1. семейные неформальные связи индивидов; 2. экономические отношения; 3. общественно-политические отношения Структурные элементы гражданского общества: 1. семья; 2. религия, религиозные объединения; 3. воспитание, образование, наука, культура; 4. собственность, свободный труд, предпринимательство; 5. общественные объединения; 6. средства массовой информации

Запрещению подлежат общественные объединения, цели и действия которых направлены на (ст. 13 Конституции Российской Федерации): 1. насильственное изменение основ конституционного строя; 2. нарушение целостности Российской Федерации; 3. подрыв безопасности государства; 4. создание вооруженных формирований; 5. разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Модели формирования Общественной палаты субъекта Российской Федерации посредством проведения Гражданского Форума (Пензенская область) путем делегирования в состав Палаты представителей общественных объединений путем утверждения членов Палаты представителями органов государственной власти (чаще всего Губернатором)

НАПРАВЛЕНИЯ государственной поддержки развития институтов гражданского общества Изменение принципов функционирования органов государственной власти Содействие развитию институтов гражданского общества Налаживание надежных механизмов диалога между государственными и общественными структурами

Социальные задачи правового государства по отношению к гражданскому обществу Обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности Охрана труда и здоровья людей Проведение гуманной демографической политики

Конституционно-правовой механизм гарантированности основ гражданского общества в России включает в себя: 1. совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности институтов гражданского общества; 2. создание правовых механизмов, гарантирующих гражданское общество от незаконного, произвольного вмешательства государства и его органов; 3. повышение уровня общественного контроля и надзора за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления; 4. повышение уровня ответственности государства и его органов за посягательства на права и интересы гражданского общества; 5. повышение уровня правовой культуры населения.

" Россия, как одно из цивилизованных государств мировой экономической системы, начинает развиваться по экономическим законам, по которым развивались остальные мировые державы. А за экономикой идет становление политической системы, ее развитие и совершенствование.

Наличие единых законов, указывающих направление и конечную точку маршрута, не исключает своеобразия движения для каждой страны. Теоретически конечная точка маршрута для всех демократических государств одна, но путь к ней может иметь специфические особенности, и Россия - не исключение из этого правила. Особенности могут существенно осложнить или облегчить процесс экономического и политического развития государства.

Какие особенности, на наш взгляд, имеет Россия?

Во-первых, население России (точнее его абсолютное большинство) было отчуждено от земли и средств производства как до, так и после 1917 г.

Во-вторых, традиционно сильны коллективистские начала у населения, привычка трудиться коллективом, прячась от ответственности.

В-третьих, столетиями сформирована привычка «уповать на доброго царя», т. е. подчиняться сильной авторитарной власти и все блага ждать только от нее.

В-четвертых, длительная оторванность и разрыв экономических связей с развитыми мировыми державами.

В-пятых, отсутствие у большинства населения надлежащей информации о происходящем.

Можно назвать ряд других, но это, на наш взгляд, основные.

Поэтому построение гражданского общества в России может быть реализовано при решении следующих задач:

1. Приход во властные государственные структуры лиц, понимающих необходимость построения гражданского общества.

2. Преобразование политической системы, которое связано с созданием настоящих партий, опирающихся на определенные круги населения, а не просто считающих себя чьими-то представителями, по сути никого не представляя.

Создание партий сможет вовлечь в политическуюжиз нь широкие народные массы.

3. Создание «среднего класса» и, как следствие этого, изменение социально-экономической структуры общества. Понятие «средний класс» для России еще необходимо определить, так как средний класс в Великобритании или в Германии не может сейчас быть однороден с российским. Очевидно, что средний класс не появляется за считанные месяцы или годы.

4. Создание экономической основы гражданского общества, которое бы основывалось на эффективном товарном производстве, а не на вывозе сырья.

5. Достижение экономической свободы и самостоятельности граждан при условии создания достаточного количества рабочих мест с высокой оплатой труда.

6. Повышение роли граждан в социально-политической жизни общества и развитие гражданской культуры.

Гражданское общество немыслимо без широкого идеологического и политического плюрализма, который обусловлен свободой человека выражать свои взгляды и участвовать в политической деятельности.

Конституция России, принятая в 1993 г., создает благоприятные условия для формирования полноценного гражданского общества. Однако сам процесс с неизбежностью потребует длительного переходного периода, постоянного внимания к нему и помощи со стороны государства.

В России это особенно актуально, поскольку в течение столетий Россия была монархическим государством с сильной центральной властью, причем эта власть сосредоточивалась в руках монарха. Все равно, как он назвался в разные периоды (царь, император, генеральный секретарь, президент и т. д.). Народ еще до настоящего времени рассматривает верховную власть как силу, способную переустроить общество.

Необходимо признать, что власть осознала необходимость строить гражданское общество. На наш взгляд, это происходит в результате изменения сознания личностей, из которых власть состоит. Основы этих изменений заложены в Конституции, чтобы иметь возможность развития гражданского общества.

Рассматривая конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации, прежде всего следует обратить внимание на нормы, регулирующие основы экономической системы.

Конституция РФ (ст. 8) устанавливает разнообразные формы собственности, равным образом защищая их.

Основы конституционного строя закрепляют важнейшие характеристики Российского государства как демократического, федеративного и правового государства с республиканской формой правления (ст. 1); устанавливают источник государственной власти, принцип неделимости суверенитета и высшие формы осуществления народовластия (ст. 3); формулируют начала федеративного устройства (ст. 4-5); определяют взаимоотношения граждан, государства и общества с закреплением приоритета человека, его прав и свобод (ст. 2). Равным образом закрепляются и иные конституционные положения: признание РФ социальным государством (ст. 7); гарантирование системы местного самоуправления (ст. 12); светский характер государства (ст. 14); забота о природных ресурсах как основы жизнедеятельности народов России (п.1 ст. 9). Глава об основах конституционного строя, таким образом, составляет первичную основополагающую нормативную базу; всех положений Конституции, всего текущего и конституционного законодательства.

Демократическое правовое государство - это общество свободных, полноправных граждан, обладающих неотчуждаемыми, естественными правами и реально участвующих в делах государства. Такое государство характеризуется прежде всего тем, что в нем человек, его достоинство, права и свободы утверждаются в качестве высших (основных) ценностей с возложением при этом на государство конституционной обязанности их признания, осуществления и защиты, причем личности, из которых формируются структуры государства, это осознают и хотят этого.

Конституционное закрепление народовластия в качестве основы российского общества с развертыванием системы политических, организационных и правовых гарантий - одна из существенных отличительных черт Конституции РФ. Государственная власть не может быть самостоятельна и независима от народа, поскольку она призвана осуществлять его совокупную волю и интересы. Одной из идеологических установок недалекого прошлого было утверждение, что власть принадлежит народу, а реально ее осуществляла партийно-политическая элита. Доступ к этой власти определялся принадлежностью к КПСС, чем закреплялась вплоть до 1991 г. политическая привилегия одной партии на управление страной. И это неизбежно приводило к утверждению эгалитарного государства. Исключительно важным для утверждения народовластия в России являются конституционные положения о недопустимости присвоения кем-либо функции верховной суверенной власти (п. 4 ст. 3). Однако нельзя утверждать, что с принятием Конституции РФ 1993 г. народовластие прочно укоренилось в стране. Еще должно пройти немало времени, когда человек, воспитанный К; в новых условиях поймет, что он и есть власть, а не чиновники на различных должностях, пусть даже на выборных. Воспитание этого чувства очень сложная и длительная задача.

Закрепляя организацию государственной власти, КонституцияРФв рамках парламентарно-президентской республики учреждает президентскую власть как наиболее приемлемую в условиях геополитического положения России. Президент РФ - не только символ единства нации, но и гарант общественно-политической стабильности, единства и территориальной целостности страны. Характерным при этом является развитие парламентской демократии как одного из путей утверждения правовой государственности.

На конституционном уровне закрепляются основные демократические принципы организации и функционирования государственной власти - участия граждан в управлении делами государства (ст. 3, 32 и др.), разделения властей (ст. 10), идеологического и политического плюрализма (ст. 13), обеспечивающие необходимую и наиболее полную реализацию народовластия, а вместе с этим - и эффективность управления обществом. Отмеченные выше принципы защищены не только провозглашением их в качестве составной части конституционного строя, но и соответствующими гарантиями. Например, о самостоятельности и взаимодействии ветвей государственной власти, о равном праве граждан на доступ к государственной (муниципальной) службе, о независимости судей и т. д. Они обеспечиваются также конституционным, судебным контролем по вопросам законности, принимаемых на всех уровнях управления решений.

Конституционное закрепление идеологического и политического плюрализма, предоставляя гражданам свободу политических действий, предусматривает определенные ограничения в реализации данного принципа. Для защиты интересов общества вводятся ограничения в отношении тех общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (п. 5 ст. 13), что для России особенно актуально.

Конституция РФ закрепляет суверенитет Российской Федерации как верховенство, полноту и единство государственной власти.

Традиционно в суверенитете различают три его составляющие:

народный, национальный и государственный суверенитет. Народный суверенитет выражает верховную политическую волю народа; национальный - право наций на самоопределение, создание самостоятельных либо в рамках содружества национально-государственных образований; государственный суверенитет - это воплощение независимости и самостоятельности государственной власти внутри страны, а также в сфере международных, межгосударственных отношений. Практика реализации суверенитета отрицает его абсолютный характер, допуская определенные Ограничения, связанные с вопросами войны и мира, с обеспечением безопасности, с защитой прав человека, с сосуществованием различных стран и народов, но эти ограничения вытекают из общепризнанных принципов конституционного и международного права.

Закрепляя федеративное устройство России в качестве основополагающего принципа ее конституционного строя (ст. 1), Конституция РФ в построении федерализма исходит из принципа не конституционно-договорной, а конституционной федерации.. При этом федерализм в России основывается на государственной и территориальной ее целостности, равноправии и самоопределении народов, единстве системы государственной власти с разграничением предметов ведения и полномочий между государственными органами Федерации и ее субъектами. Исторически сложившаяся многонациональность страны обусловливает то обстоятельство, что суверенной по Конституции РФ является воля многонационального народа России (п. 1 ст. 3).

Федеративное устройство России исходит из права народов на самоопределение, однако это право реализуется с учетом определенных международно-правовых, конституционных положений, исторических и других условий, например, в случае дискриминации, угнетения или геноцида народа. Принцип федерализма - это не только сфера межнациональных, но и всех экономических, духовных и политических отношений. Данное обстоятельство при многовековой общности народов, совместном проживании, ведении хозяйства, сохранении национальных языков, культуры и традиции создало ряд уникальных факторов российского государства, которые не позволяют сводить самоопределение народов только к их праву на отделение, на выход из России, как иногда думают или делают вид, что думают некоторые «слишком» честолюбивые» политики национальных республик, преследуя своекорыстные интересы. Положения Преамбулы Конституции о сохранении исторически сложившегося государственного единства России отражают стремление народа не допустить ослабления, а тем более разрушения и распада Российского государства. «Не безудержная суверенизация, а, напротив, интеграция национально-государственных образований в различного рода содружества и союзы становится в современных условиях определяющей тенденцией мирового геополитического процесса» 5 .

Федеративное устройство Российской Федерации объединяет в качестве самостоятельных ее субъектов республики (национально-государственные образования), края, области и города федерального значения (территориальные образования) и автономные образования (автономная область, автономные округа) (ст. 65). Конституционно разграничены предметы ведения и полномочия между Федерацией и ее субъектами. Это разграничение осуществляется отнесением одних полномочий к исключительному ведению Федерации (ст. 71), других

К совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72), третьих

К ведению субъектов Федерации (ст. 73). "

Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что в условиях развивающегося гражданского общества в России, любой народ может найти форму своего самовыражения и развития в рамках федерации без необходимости строить суверенное государство. В единстве сила, возможность свободной экономической интеграции и социального развития государства. Базовый закон (Конституция РФ 1993) провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

Российское, как и любое другое демократически развитое государство, призвано обеспечить мир, гражданское согласие и благополучие общества. Именно поэтому государство характеризуется не только в качестве политического, но и социального учреждения. Идеалы и идеи государства не могут быть реализованы вне данной экономической и политической реальности. Кстати говоря, указанная выше конституционная норма не отличается достаточно богатым социальным содержанием. Поэтому в ней нет указания на достижение такого жизненного уровня народа, который, отвечает современным условиям цивилизации.

Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, что является отражением такого ее качества, как верховенство Конституции. Все. законы и нормативные акты, принимаемые на федеральном уровне, субъектами Федерации и органами местного самоуправления, должны строго соответствовать Конституции. Любая норма права, которая входит в противоречие с основами конституционного строя, признается антиконституционной, независимо от того, идет ли речь об экономических, социальных или политических отношениях, взаимоотношениях граждан, государства и общества. Эти конституционные положения имеют особое значение для всей системы правотворчества, а в равной мере и для право-применительной деятельности государства.

Традиционно конституционный строй общества складывается не только из Конституции, но и из системы конституционных законов, которые конкретизируют и развивают нормы и принципы, закрепленные в Конституции. На основе действующей Конституцией РФ предстоит принять целый ряд федеральных конституционных законов с, целью дальнейшего развития и углубления процессов построения демократического правового государства среди них. Реализуя правовой механизм, эти законы вместе с Конституцией РФ будут надежно работать на необратимость процессов демократического обновления и преобразования российского общества.

Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного (публичного) права, а равно и заключаемые международно-правовые договоры являются неотъемлемой частью правовой системы России, что приобретает значение не только для регулирования внутригосударственных (гражданско-правовых, трудовых, уголовных и т. д.) отношений, но и всего развития национального права.

Конституция РФ является документом переходного периода. С ее принятием еще не завершено формирование конституционного строя в России. Поэтому утверждение общечеловеческих, гуманистических идеалов, социального и правового государства, общенациональной идеи станут главными слагаемыми конституционно-правового развития, формирования гражданского общества в России, его укрепления, а также конституционного оформления, учитывая особенности России на этом пути, связанные с ее национальным составом и геополитическими интересами как в Европе, так и в Азии. Россия - евразийская страна и не считаться с этим невозможно,. Баланс между интересами Запада и Востока очень хрупок, а это налагает на Россию дополнительные задачи, которые сможет решить только она сама.

"Глава 3

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

Новое на сайте

>

Самое популярное