Домой Ожог Экономическое развитие Китая в начале XXI века - социологический анализ. Китай: внешняя политика

Экономическое развитие Китая в начале XXI века - социологический анализ. Китай: внешняя политика

Новое тысячелетие Китай встретил в качестве одного из мировых экономических лидеров. Страна сумела создать собственную экономическую модель, в которой использовались сильные стороны централизованного государственного управления в сочетании с рыночными механизмами конкуренции в производственной сфере.

Наличие дешевой рабочей силы делало страну привлекательной для иностранного капитала. Производство дешево продукции и выход это продукции на мировой рынок стали прорывом страны в сфере получения валютных прибылей.

Китай в начале XXI века является космической и ядерной державой. Окончательное формирование и поддержка рыночной экономики осуществляется в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика КНР остается многоукладной. Хотя доля иностранных инвестиций в экономику страны высока, почти 80% всех иностранных инвесторов - этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом. То есть Китай вовлекает в сферу своей экономики в первую очередь патриотически настроенных сограждан, продвигая, тем самым. Свои интересы в развитые страны мира. К 2020 году Китай, согласно планам КПК, должен догнать США по совокупному доходу ВВП.

Для поддержки структурных изменений экономики Китай активно развивает собственную систему образования, а также поддерживает обучение студентов за рубежом (в первую очередь в США и Японии). Поощряется импорт технологий, которые позволяют развивать такие прогрессивные и перспективные направления экономики как разработка программного обеспечения, телекоммуникационная индустрия, производство новых материалов, биотехнологии, медицинская и фармакологическая промышленность. В КНР свыше 384 миллионов пользователей сети Интернет, страна является мировым лидером по числу пользователей мобильной телефонной связи (487,3 миллионов пользователей на апрель 2007 года, что объясняется, конечно, численностью населения страны). В районе Хайдянь севернее Пекина создана китайская "Силиконовая долина". Интенсификация производства имеет, однако, и побочные результаты: уровень скрытой безработицы в сельской местности почти в два раза превышает официальные показатели (4,6 %). Китай негласно поощряет эмиграцию Экономика Китая. Структура экономики Китая. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.ereport.ru/articles/weconomy/china2. htm.

Динамика экономики Китая хорошо иллюстрируется рядом диаграмм, приведенных на рисунке 1.

ВВП КНР в млрд. долларов США

Темпы роста ВВП Китая в %

Темпы промышленного производства в КНР

Объем экспорта Китая, млрд. долларов США


Объем импорта Китая, млрд. долларов США

Рис. 1 Основные показатели экономики Китая в динамике

Приведем некоторые статистические данные, говорящие о современном уровне китайской экономике и. тем самым, подтверждающие эффективность проведенных в стране реформ.

К 2006 году Китай стал третьим по величине производителем транспортных средств в мире (после США и Японии) и вторым по величине потребителем (после США). Производство автомобилей очень резко выросло за время реформ. Китай стал автомобилестроителем номер один в мире в 2009 году. Сегодня говорят также о том, что за последние несколько лет произошел и скачек в качестве выпускаемых в КНР автомобилей.

Китай - крупнейший производитель стали в мире, причем сталелитейная промышленность быстро увеличивала свое производство в начале ХХI века. Производство железной руды шло в ногу с производством стали в начале 1990-ых, но значительно отстало в связи с началом импортом железной рудой и других металлов в начале 2000-ых. Производство стали выросло от 140 миллионов тонн в 2000 году до 419 миллионов тонн в 2006 году (цифры приведены с округлением). Большая часть стали производится на небольших предприятиях. Китай - основной экспортер стали в мире. Объем экспорта стали в 2008 году составил 59,23 миллионов тонн (снижение на 5,5% по сравнению с 2007 годом).

Бурный рост экономики потребовал от Китая приобретать энергетические ресурсы, в то время, как до реформ страна была их поставщиком. Крупнейшим поставщиком нефти и газа в КНР является Россия. В то е время Китай наращивает и собственные энергетические мощности. "В 2009 году Китай вышел на третье место в мире по сумарным мощностям ветроэнергетики - 25104 МВт. В конце 2009 года около 90 китайских компаний производили ветряные турбины, более 50 компаний производили лопасти и около 100 компаний производили различные компоненты…

В 2009 году в Китае на возобновляемых источниках энергии работали электростанции суммарной мощностью 226 ГВт. Из них 197 ГВт гидроэлектростанций, 25,8 ГВт ветряных электростанций, 3200 МВт на биомассе, и 400 МВт фотоэлектрических электростанций, подключённых к электрическим сетям. К 2020 году правительство Китая планирует построить 300 ГВт новых гидроэлектростанций, 150 ГВт ветряных электростанций, 30 ГВт станций, работающих на биомассе, 20 ГВт фотоэлектрических электростанций. Суммарная мощность электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии достигнет 500 ГВт., мощности всей электроэнергетики Китая вырастут до 1600 ГВт. к 2020 году.

Активно развивается и ядерная энергетика. Планируется вводить в строй не менее 1,8 ГВт ядерных генерирующих мощностей ежегодно, чтобы к 2020 году суммарная мощность китайских АЭС выросла до 40 ГВт, что к тому времени должно составлять около 4 % в общем энергобалансе страны. Китайская ядерная энергетика за предыдущие 20 лет развития построила АЭС с суммарной мощностью энергоблоков на уровне 6,7 ГВт, что дает чуть больше 1 % всей выработки электроэнергии в стране…

Производство зерновых в стране в 2007 году превысило 500 млн. тонн против 497 млн. тонн, произведенных в 2006 г. Аналитики министерства отмечают постепенное снижение годового потребления зерна на душу населения - с 412 кг в 1996 г. до 378 кг в 2006 г.

Китай занял первое место в мире по объемам экспорта овощей и производства фруктов. В последние годы в стране значительно расширены посевные площади под овощные культуры. Если в 1996 году их общая площадь составляла 11 млн. га, то в 2006 году она достигла 15 млн. га. Объем производства овощей способен не только удовлетворить внутренний спрос, но и увеличить их экспорт. В 2007 г. на 676 оптовых рынках сельскохозяйственной продукции крупных и средних городов был создан механизм мониторинга качества и безопасности продуктов.

Общая площадь фруктовых садов увеличилась с 9 млн. га в 1996 году до 10 млн. га в 2006 году, за данный период объем урожая фруктов повысился с 46,53 млн. т. до 95,99 млн. т. В настоящее время производство фруктов в Китае составляет 17% мирового объема. В 2007 году валовое производство аквапродукции автономного района Внутренняя Монголия (Северный Китай) достигло 94 тыс. тонн, увеличившись на 8%. Чистые среднедушевые доходы рыбаков составили 740 долл. США с приростом в 10%.

В 2007 году в Китае стабильно развивается рыбоводство, на китайском рынке представлен широкий ассортимент продукции водного промысла, цены на морепродукты стабильные, растет торговый оборот. Валовый объем производства в этой сфере за 2007 г. составил около 69,4 млрд. долл. США. " Экономика Китая. Структура экономики Китая. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.ereport.ru/articles/weconomy/china2. htm

Таким образом, сегодня экономика Китая оказалась не только конкурентоспособной, но и более устойчивой к кризисным явлениям. Чем экономики развитых стран Запада.

Первый этап реформ Китая (1978-1984 годы)ПЕРВЫЙ ЭТАП РЕФОРМ КИТАЯ (1978-1984 ГОДЫ)
В 1978 Г. ПАРТИЙНЫЙ ЛИДЕР ДЭН СЯОПИН НАЧАЛ СЕРИЮ РЕФОРМ. БЫЛИ
ЛИКВИДИРОВАНЫ КОММУНЫ-КОЛХОЗЫ, КРЕСТЬЯНЕ ВНОВЬ ПОЛУЧИЛИ ЗЕМЛЮ.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ БЫЛО СОКРАЩЕНО,
ДИРЕКТОРА ПРЕДПРИЯТИЙ ПОЛУЧИЛИ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА
ОРГАНИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ. ПРОДУКЦИЮ, ВЫПУЩЕННУЮ
СВЕРХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА, РАЗРЕШАЛОСЬ ПРОДАВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО
ВНУТРИ СТРАНЫ И ЗА ГРАНИЦЕЙ ПО СВОБОДНЫМ ЦЕНАМ. НА ЮГО-ВОСТОЧНОМ
ПОБЕРЕЖЬЕ КИТАЯ СТАЛИ СОЗДАВАТЬСЯ «ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ», В
КОТОРЫХ ДЕЙСТВОВАЛИ ЗАКОНЫ СВОБОДНОГО РЫНКА. В СТРАНЕ СТАЛО
УВЕЛИЧИВАТЬСЯ ЧИСЛО КООПЕРАТИВОВ И НЕБОЛЬШИХ ЧАСТНЫХ ЛАВОЧЕК.
РЕЗУЛЬТАТЫ НЕ ЗАМЕДЛИЛИ ПРОЯВИТЬСЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ ДОСТИГ
НЕСЛЫХАННОГО УРОВНЯ: 12-18 % В ГОД. К 1984 Г. КНР ПРОИЗВОДИЛА 400 МЛН ТОНН
ЗЕРНА И ПОЛНОСТЬЮ ОБЕСПЕЧИЛА СЕБЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ. В СТРАНЕ ПОЯВИЛИСЬ
ЗАЖИТОЧНЫЕ ГОРОЖАНЕ. ВМЕСТО БЕЗЛИКОЙ УНИФОРМЫ, В КОТОРОЙ КИТАЙЦЫ
ХОДИЛИ ВО ВРЕМЕНА МАО, ЖИТЕЛИ КНР СТАЛИ ОДЕВАТЬСЯ ПО ЕВРОПЕЙСКОЙ И
АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕ. В КИТАЕ УВЕЛИЧИЛОСЬ КОЛИЧЕСТВО ЛИЧНОГО
АВТОТРАНСПОРТА, А СОТНИ ТЫСЯЧ МЕЛКИХ ТРАКТОРОВ ОКАЗАЛИСЬ ВОСТРЕБОВАНЫ
В ДЕРЕВНЕ.

Путь Китая к социализму

ПУТЬ КИТАЯ К СОЦИАЛИЗМУ
РЕФОРМАТОРАМ НЕ УДАЛОСЬ ДО КОНЦА ИСКОРЕНИТЬ НИ КОРРУПЦИЮ,
НИ БЮРОКРАТИЗМ ЧИНОВНИКОВ. НО МНОГИЕ КИТАЙЦЫ ГОТОВЫ БЫЛИ
ПРОСТИТЬ ЭТИ «ИЗДЕРЖКИ» ЗА ПОВЫСИВШИЙСЯ ЖИЗНЕННЫЙ
УРОВЕНЬ. ЖИТЕЛИ КНР НАУЧИЛИСЬ ПРОЯВЛЯТЬ ИНИЦИАТИВУ И
ЗАРАБАТЫВАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ОБЪЁМОМ И КАЧЕСТВОМ РАБОТЫ.
ТАКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ БЫЛА НАЗВАНА РУКОВОДСТВОМ КПК
«КИТАЙСКИЙ ПУТЬ К СОЦИАЛИЗМУ», ОНА ПРЕДПОЛАГАЛА СОХРАНЕНИЕ
ОДНОПАРТИЙНОЙ ДИКТАТУРЫ КОММУНИСТОВ И ОДНОВРЕМЕННОЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ В ЭКОНОМИКЕ.
В МАРТЕ 1992 Г. ДЭН СЯОПИН НА ЗАСЕДАНИИ РУКОВОДСТВА
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КИТАЯ ЗАЯВИЛ: «НЕ СТОИТ СКОВЫВАТЬ
СЕБЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКИМИ И ПРАКТИЧЕСКИМИ АБСТРАКТНЫМИ
СПОРАМИ О ТОМ, КАКОЕ ИМЯ ЭТО ВСЁ НОСИТ - СОЦИАЛИЗМ ИЛИ
КАПИТАЛИЗМ».

События на площади Тяньаньмэнь (4 июня)

СОБЫТИЯ НА ПЛОЩАДИ ТЯНЬАНЬМЭНЬ (4 ИЮНЯ)
РУКОВОДСТВО КПК (ПРЕЖДЕ ВСЕГО «АРХИТЕКТОР РЕФОРМ» ДЭН СЯОПИН,
ФОРМАЛЬНО ОТОШЕДШИЙ ОТ ВЛАСТИ, НО КОНТРОЛИРОВАВШИЙ ЕЁ) ОПАСАЛОСЬ,
ЧТО НОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ МОГУТ ВЫЗВАТЬ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ, КОТОРУЮ ОНИ НА
БЛЮДАЛИ В СОСЕДНЕМ СССР ВО ВРЕМЯ ПЕРЕСТРОЙКИ. МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ ХА
РАКТЕР КИТАЯ И НЕРЕШЁННОСТЬ МНОГИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ (В ЧАСТНОСТИ,
НА ТИБЕТЕ, ГДЕ БОЛЬШИНСТВО НАСЕЛЕНИЯ БЫЛО НЕДОВОЛЬНО КИТАЙСКИМ
«ПРИСУТСТВИЕМ») РОЖДАЛИ ОПАСНОСТЬ РАСПАДА ГОСУДАРСТВА. ПРЕКРАСНО
ОСОЗНАВАЯ, ЧТО СТЕРЖЕНЬ В ВИДЕ КОМПАРТИИ ЦЕМЕНТИРУЕТ ГОСУДАРСТВО,
КИТАЙСКИЕ РУКОВОДИТЕЛИ НЕ СОБИРАЛИСЬ РАСШИРЯТЬ ДЕМОКРАТИЮ. А РЫНОК
ТРЕБОВАЛ РАСШИРЕНИЯ ИНИЦИАТИВЫ И ОТКАЗА ОТ ДИКТАТУРЫ. В КОНЦЕ 1980-Х
ГГ. СТУДЕНЧЕСКИЕ ДЕМОНСТРАЦИИ ТРЕБОВАЛИ ОТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КПК
ДЕМОКРАТИЗАЦИИ. НО ОТВЕТ БЫЛ ЖЁСТКИМ: ЛЕТОМ 1989 Г. НА УЛИЦЫ ПЕКИНА
БЫЛИ ВЫВЕДЕНЫ ТАНКИ, НА ПЛОЩАДИ ТЯНЬАНЬМЭНЬ МАНИФЕСТАНТЫ БЫЛИ
ЖЕСТОКО РАЗОГНАНЫ, ЧИСЛО ПОГИБШИХ НЕИЗВЕСТНО ДО СИХ ПОР. ДЭН СЯОПИН
РЕШИЛ ПОКА НЕ ВЫПУСКАТЬ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ.
СИТУАЦИЯ НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ И ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ В 1997 Г. ВЛАСТИ СТРАНЫ
ЖЁСТКО КОНТРОЛИРУЮТ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ.

Экономика Китая сегодня

ЭКОНОМИКА КИТАЯ СЕГОДНЯ















Экономика Китая сегодня

ЭКОНОМИКА КИТАЯ СЕГОДНЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНЫ КИТАЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЛИТИКИ РЕФОРМ
ПРОДОЛЖАЛИСЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ 1980-2000-Х ГОДОВ. В КОНСТИТУЦИЮ БЫ
ЛИ ВНЕСЕНЫ ПОПРАВКИ, РАЗРЕШАЮЩИЕ ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ. ПРА
ВИТЕЛЬСТВО НАЧАЛО ПОСТЕПЕННУЮ ПРИВАТИЗАЦИЮ НЕЭФФЕКТИВНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ ГОССЕКТОРА. В КИТАЕ ПОЯВИЛИСЬ КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ.
ЧИНОВНИЧИЙ АППАРАТ ПОДВЕРГСЯ РЕШИТЕЛЬНОМУ СОКРАЩЕНИЮ, А РЯД
ВЗЯТОЧНИКОВ БЫЛИ НАКАЗАНЫ. ЭТО ПРИНЕСЛО ОЩУТИМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. В
2006 Г. ВВП КНР ПРЕВЫСИЛ 10 ТРЛН ДОЛЛАРОВ, А ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
ТЕПЕРЬ НЕ ОПУСКАЕТСЯ НИЖЕ 7 % В ГОД. ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ИНО
СТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ПРЕВЫСИЛИ 600 МЛРД ДОЛЛАРОВ. КИТАЙСКИЕ ТО
ВАРЫ СОСТАВЛЯЮТ 20 % ВСЕГО ЭКСПОРТА В МИРЕ. 200 ТЫС. ФАБРИК КНР
РАБОТАЮТ НА ЗАГРАНИЧНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. ПО ПРОИЗВОДСТВУ МЯСА, ЯИЦ,
САХАРА, ЧАЯ И ХЛОПКА СТРАНА ВЫШЛА НА ПЕРВОЕ МЕСТО В МИРЕ. УРОВЕНЬ
ЖИЗНИ ПОСТОЯННО ПОВЫШАЕТСЯ. КИТАЙСКАЯ АРМИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ
САМЫХ СОВРЕМЕННЫХ В РЕГИОНЕ. КИТАЙ ЗАНЯЛ ПРОЧНОЕ МЕСТО В
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ (ТРЕТЬЯ ЭКОНОМИКА МИРА).

Проблемы экономики Китая

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ
ПРИ ЭТОМ В КИТАЕ ОСТАЁТСЯ НЕМАЛО ПРОБЛЕМ. В
СЕЛЬСКИХ РАЙОНАХ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ
НАСЕЛЕНИЯ НАМНОГО НИЖЕ СРЕДНЕГО УРОВНЯ.
ОДНОЙ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПРОБЛЕМ ТАКЖЕ
ЯВЛЯЕТСЯ НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ РАЗНЫХ
РЕГИОНОВ. БУРНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
НАНОСИТ УЩЕРБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ.


ПОМИМО ЭКОНОМИКИ, КИТАЙ ЗАНЯЛ ТВЁРДОЕ МЕСТО В МЕЖДУНАРОДНОЙ
ПОЛИТИКЕ. УШЛИ В ПРОШЛОЕ ЕГО АГРЕССИВНЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ С СОСЕДЯМИ.
ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕ ПРИЗНАВАЯ ТАЙВАНЬ, ВЛАСТИ КНР УЖЕ НЕ НАСТАИВАЮТ НА
ВОЕННОМ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ РАЗДЕЛЁННОЙ СТРАНЫ. В 1997 Г. КИТАЙЦЫ
СУМЕЛИ ВЕРНУТЬ СЕБЕ СЯНГАН (ГОНКОНГ), НАХОДИВШИЙСЯ РАНЬШЕ ПОД
УПРАВЛЕНИЕМ ВЕЛИКОБРИТАНИИ. А В 2003 Г. КИТАЙСКИЙ ФЛАГ ВЗВИЛСЯ НАД
АОМЫНЕМ (МАКАО) - БЫВШИМ КОЛОНИАЛЬНЫМ ВЛАДЕНИЕМ ПОРТУГАЛИИ. БЫЛИ
УРЕГУЛИРОВАНЫ ПОГРАНИЧНЫЕ СПОРЫ С РОССИЕЙ И ИНДИЕЙ. В 2005 Г. СТРАНА
ВСТУПИЛА ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ, А ЛЕТОМ 2008 Г.
БЛЕСТЯЩЕ ПРОВЕЛА ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ, В КОТОРЫХ КИТАЙЦЫ ЗАНЯЛИ ПЕРВОЕ
ОБЩЕКОМАНДНОЕ МЕСТО.
ВПОЛНЕ ЗАКОНОМЕРНЫ СПОРТИВНЫЕ УСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ. ОБИЛИЕ
СТАДИОНОВ, ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СПОРТИВНОЙ НАУКИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО
МАСТЕРСТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЯХ, ЧЁТКАЯ СИСТЕМА ОТБОРА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ, ДОБРОСОВЕСТНОЕ
ОТНОШЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ К ТРЕНИРОВКАМ И СВОИМ НАСТАВНИКАМ - ВОТ В
ЧЁМ СЕКРЕТ СТРЕМИТЕЛЬНОГО ВЗЛЁТА СПОРТА В КИТАЕ.

Внешняя политика Китая в начале 21 века

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В НАЧАЛЕ 21 ВЕКА
МЕЖДУ КИТАЕМ И ИНДИЕЙ ИМЕЮТСЯ НЕРАЗРЕШЁННЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. ОДНАКО
НЕСМОТРЯ НА ЭТО ОТНОШЕНИЯ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ НЕСКОЛЬКО СМЯГЧАЮТСЯ.
В АПРЕЛЕ 2005 ГОДА В ХОДЕ ВИЗИТА В ИНДИЮ ПРЕМЬЕРА ГОССОВЕТА КНР ВЭНЬ ЦЗЯБАО ПО ИТОГАМ
ЕГО ПЕРЕГОВОРОВ С ИНДИЙСКИМ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРОМ МАНМОХАНОМ СИНГХОМ СТОРОНЫ
ОБЪЯВИЛИ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ МЕЖДУ СТРАНАМИ «СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА».
КИТАЙ ИСПОЛЬЗУЕТ ЭТОТ ТЕРМИН ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТНОШЕНИЙ СО СВОИМИ ВАЖНЕЙШИМИ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТНЁРАМИ - НАПРИМЕР, С РОССИЕЙ И ЕВРОСОЮЗОМ.
КИТАЙ И ИНДИЯ НАМЕРЕНЫ ДОВЕСТИ ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ С 13,5 МЛРД ДОЛЛ. В 2004 ГОДУ ДО
20 МЛРД В 2008 И 30 МЛРД ДОЛЛ. В 2010 ГОДУ. САМОЙ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ОБЛАСТЬЮ
СОТРУДНИЧЕСТВА СТОРОНЫ СЧИТАЮТ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ПРОБЛЕМЫ В ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЯХ ТАКЖЕ КАСАЮТСЯ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ВОЕННОТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ С ПАКИСТАНОМ И АКТИВНОСТИ НА ИНДИЙСКОЙ
ТЕРРИТОРИИ ТИБЕТСКИХ ЭМИГРАНТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ВЫСТУПАЮЩИХ ЗА ОТДЕЛЕНИЕ ТИБЕТА ОТ
КНР. ИНДИЯ ПРЕДОСТАВИЛА ТИБЕТСКОМУ ДУХОВНОМУ ЛИДЕРУ - ДАЛАЙ-ЛАМЕ УБЕЖИЩЕ ПОСЛЕ
ПОРАЖЕНИЯ АНТИКИТАЙСКОГО НАРОДНОГО ВОССТАНИЯ В ТИБЕТЕ В 1959 ГОДУ.
В 2012 ГОДУ В МУМБАИ ПРИБЫЛ МИНИСТР ОБОРОНЫ КНР ЛЯН ГУАНЛЕ. ОН ОБСУДИТ С ИНДИЙЦАМИ
ПРОБЛЕМУ БЕЗОПАСНОСТИ В ЮЖНОЙ АЗИИ В СВЕТЕ ПРЕДСТОЯЩЕГО УХОДА НАТО ИЗ АФГАНИСТАНА.
КИТАЙСКИЕ АГЕНТСТВА ПРЕДПОЛАГАЮТ, БУДЕТ ДОСТИГНУТА ДОГОВОРЕННОСТЬ О ПРОВЕДЕНИИ
СОВМЕСТНЫХ ВОЕННЫХ УЧЕНИЙ. ЦЕЛЬЮ УЧЕНИЙ, ПО ОДНОЙ ИЗ ВЕРСИЙ, БУДЕТ БОРЬБА С УГРОЗОЙ
ПРОНИКНОВЕНИЯ ТЕРРОРИСТОВ ИЗ ПАКИСТАНА И БАНГЛАДЕШ.

Внешняя политика Китая в начале 21 века

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В НАЧАЛЕ 21 ВЕКА
МЕЖДУ КНР И ЯПОНИЕЙ СУЩЕСТВУЮТ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ В ОТНОШЕНИИ НЕОБИТАЕМОГО
АРХИПЕЛАГА СЭНКАКУ (ДЯОЮЙДАО) В ВОСТОЧНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ.
16 СЕНТЯБРЯ 2012 ГОДА ОТНОШЕНИЯ КИТАЯ И ЯПОНИИ ОБОСТРИЛИСЬ ПОСЛЕ ТОГО, КАК В КИТАЕ
НАЧАЛИСЬ МАССОВЫЕ АКЦИИ ПРОТЕСТА ПРОТИВ «НАЦИОНАЛИЗАЦИИ» ЯПОНИЕЙ ОСТРОВОВ,
КОТОРЫЕ КНР СЧИТАЕТ СВОЕЙ ТЕРРИТОРИЕЙ. АНТИЯПОНСКИМИ ДЕМОНСТРАЦИЯМИ С УЧАСТИЕМ
НЕСКОЛЬКИХ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК ОХВАЧЕНЫ ШАНХАЙ, ГУАНЧЖОУ, ЦИНДАО И ЧЭНДУ.
ПОЗЖЕ ТЫСЯЧА КИТАЙСКИХ РЫБОЛОВЕЦКИХ СУДОВ НАПРАВИЛИСЬ К НАХОДЯЩИМСЯ ПОД
КОНТРОЛЕМ ЯПОНИИ ОСТРОВАМ СЕНКАКУ. В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
КНР ОБЪЯВИЛО, ЧТО КИТАЙСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ГОТОВО ПОДАТЬ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТОВ
ОТНОСИТЕЛЬНО ВНЕШНЕЙ ГРАНИЦЫ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА ЗА ПРЕДЕЛАМИ 200-МИЛЬНОЙ
МОРСКОЙ ЗОНЫ В ВОСТОЧНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ КОМИССИИ ООН ПО ГРАНИЦАМ
КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА, СОЗДАННОЙ НА ОСНОВЕ КОНВЕНЦИИ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ СМИ И БЛИЗКИЕ К ВЛАСТЯМ ПОЛИТОЛОГИ РЕГУЛЯРНО ТРЕБУЮТ ПЕРЕСМОТРА
СТАТУСА ВСЕЙ ОКИНАВЫ, ДО СВОЕГО ВХОЖДЕНИЯ В СОСТАВ ЯПОНИИ ПОДДЕРЖИВАВШЕЙ
ТЕСНЫЕ СВЯЗИ С КИТАЕМ.
«КИТАЙ НЕ ДОЛЖЕН БОЯТЬСЯ ВСТУПИТЬ В ПРОТИВОСТОЯНИЕ С ЯПОНИЕЙ ДЛЯ ПОДРЫВА ЕЁ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ», - ГОВОРИТ ГАЗЕТА THE GLOBAL TIMES, СНИСКАВШАЯ
РЕПУТАЦИЮ РУПОРА КИТАЙСКИХ «ЯСТРЕБОВ». НА ЭТУ ЖЕ ТЕМУ НЕОДНОКРАТНО ВЫСКАЗЫВАЛСЯ
ГЕНЕРАЛ-МАЙОР ЦЗИНЬ ИНАНЬ, ВОЗГЛАВЛЯЮЩИЙ ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ МОЗГОВЫХ ЦЕНТРОВ
МИНОБОРОНЫ КНР - ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Социальные проблемы

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА, НЕСМОТРЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, КИТАЙ СТОЛКНУЛСЯ С РЯДОМ СЕРЬЁЗНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ,
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ: УВЕЛИЧИЛСЯ РАЗРЫВ В ДОХОДАХ МЕЖДУ БОГАТЫМИ И БЕДНЫМИ; ВЫРОСЛА РАЗНИЦА В
РАЗВИТИИ СЕЛА И ГОРОДА, ЗАПАДНЫХ И ВОСТОЧНЫХ, ОСОБЕННО ПРИБРЕЖНЫХ, РАЙОНОВ; УВЕЛИЧИЛАСЬ БЕЗРАБОТИЦА, В
НЕКОТОРЫХ РАЙОНАХ ОКАЗАЛАСЬ ОТРАВЛЕНА ЗЕМЛЯ, ПОЧВА И ГИДРОСФЕРА. В КИТАЕ НАРАСТАЮТ УЛИЧНЫЕ ПРОТЕСТЫ.
СОГЛАСНО СОЦОПРОСУ (ОКТ. 2013) ПОЧТИ ТРИ ЧЕТВЁРТЫХ КИТАЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ СЧИТАЮТ, ЧТО В БЛИЖАЙШЕЕ
ДЕСЯТИЛЕТИЕ РАЗРЫВ МЕЖДУ БОГАТЫМИ И БЕДНЫМИ БУДЕТ УВЕЛИЧИВАТЬСЯ, И ЛИШЬ КАЖДЫЙ ДЕСЯТЫЙ ИЗ ОПРОШЕННЫХ - ЧТО
СИТУАЦИЯ УЛУЧШИТСЯ И БУДЕТ СФОРМИРОВАН СРЕДНИЙ КЛАСС. ВОПРОС СОЦИАЛЬНОГО РАССЛОЕНИЯ МЕЖДУ БОГАТЫМИ И
БЕДНЫМИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ (2013) СТАЛ САМЫМ ВОЛНУЮЩИМ НАСЕЛЕНИЕ КИТАЯ СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСОМ (РАНЕЕ ТАКОВЫМ
ЯВЛЯЛСЯ ВОПРОС ЦЕН НА ПРОДУКТЫ И ЖИЛЬЁ). В РЕЙТИНГЕ ЖУРНАЛА FORBES ЗА 2015 ГОД КОЛИЧЕСТВО ДОЛЛАРОВЫХ
МИЛЛИАРДЕРОВ В КИТАЕ СОСТАВЛЯЕТ 213 ЧЕЛОВЕК, ПО КОЛИЧЕСТВУ МИЛЛИАРДЕРОВ КИТАЙ НА ВТОРОМ МЕСТЕ ПОСЛЕ США.
БЕЗРАБОТИЦА
ПО ОФИЦИАЛЬНЫМ ДАННЫМ НА 2010 ГОД УРОВЕНЬ ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КИТАЯ
СОСТАВИЛ 4,1 % ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ (9,08 МЛН ЧЕЛОВЕК). ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЧИСЛЕННОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ
ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА УЧИТЫВАЕТ ТОЛЬКО ГОРОЖАН, СОСТОЯЩИХ НА УЧЁТЕ И ПОЛУЧАЮЩИХ ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ. НЕ
РАССМАТРИВАЮТСЯ В КНР КАК БЕЗРАБОТНЫЕ СЕЛЬСКИЕ ЖИТЕЛИ (ОКОЛО ПОЛОВИНЫ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ), СЯГАН (ПОЛУЧАЮЩИЕ
ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ СОКРАЩЕННЫЕ РАБОТНИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ), МУЖЧИНЫ СТАРШЕ 50 ЛЕТ И ЖЕНЩИНЫ
СТАРШЕ 45 ЛЕТ. В КНР ПО СОСТОЯНИЮ НА 2010 ГОД ПРАВО НА ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ ИМЕЕТ ЛИШЬ ГОРОЖАНИН, КОТОРЫЙ,
РАБОТАЯ, ПЛАТИЛ СПЕЦИАЛЬНЫЙ СТРАХОВОЙ ВЗНОС, ПРИЧЕМ ПЕРИОД ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЯ ЗАВИСИТ ОТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
УПЛАТЫ ЭТОГО ВЗНОСА.
ТЕРРОРИЗМ
ТЕРРОРИЗМ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ВАЖНЕЙШЕЙ ПРОБЛЕМ КНР, ОСОБЕННО В ПРОВИНЦИИ СИНЬЦЗЯН (ТОЛЬКО ПО ОФИЦИАЛЬНЫМ
СООБЩЕНИЯМ В 2013 ГОДУ В РЕГИОНЕ БЫЛО СОВЕРШЕНО ОКОЛО 200 ТЕРАКТОВ).
НЕРАВЕНСТВО МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙДЛЯ КНР ХАРАКТЕРЕН ПОСТЕПЕННО РАСТУЩИЙ РАЗРЫВ В ДОХОДАХ ГОРОЖАН И
СЕЛЬЧАН: ДОХОДЫ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРЕВЫШАЛИ ДОХОДЫ СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ В 1990 ГОДУ В 2,2 РАЗА, В 1995 ГОДУ В 2,5
РАЗА, В 2003 ГОДУ В 3,2 РАЗА, А В 2008 ГОДУ В 3,3 РАЗА.

РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
КИТАЙ И РОССИЯ – ДВЕ СТРАНЫ, ИМЕЮЩИЕ ВАЖНОЕ ВЛИЯНИЕ В МИРЕ,
НЕСУТ ОСОБУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОДДЕРЖАНИЕ МИРА НА
ПЛАНЕТЕ И СОДЕЙСТВИЕ СОВМЕСТНОМУ РАЗВИТИЮ.
- ОФПРЕДСТАВИТЕЛЬ МИД КНР, 2005

Российско-китайские отношения

РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
1991 - ПОСЛЕ РАСПАДА СССР НАЧИНАЕТСЯ НОВАЯ ЭРА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ, ПОДДЕРЖИВАЮТСЯ
ОФИЦИАЛЬНО ХОРОШИЕ ОТНОШЕНИЯ. НАЧИНАЯ С ПЕРИОДА 1991-1996 ГГ., КОГДА ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДВУМЯ ГОСУДАРСТВАМИ
ПЕРЕШЛИ ОТ ПРОСТОЙ НОРМАЛИЗАЦИИ К ДОБРОСОСЕДСКОМУ ПАРТНЕРСТВУ, А В 1996 Г – К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ. 16 ИЮЛЯ 2001 Г. ПО ИНИЦИАТИВЕ ЦЗЯН ЦЗЭМИНЯ - ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КНР, БЫЛ ПОДПИСАН ДОГОВОР О
ДОБРОСОСЕДСТВЕ, ДРУЖБЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ :
2001 - ЗАКЛЮЧЕНИЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ДОГОВОРА О ДОБРОСОСЕДСТВЕ, ДРУЖБЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ, СОЗДАНИЕ
ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА.
2005 - РАТИФИЦИРОВАН ДОГОВОР ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ СПОРНЫХ ПОГРАНИЧНЫХ ВОПРОСОВ МЕЖДУ ДВУМЯ СТРАНАМИ. В
РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО КИТАЙ ПОЛУЧИЛ РЯД СПОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОБЩЕЙ ПЛОЩАДЬЮ 337 КВАДРАТНЫХ КИЛОМЕТРОВ
. ПРОВОДЯТСЯ ПЕРВЫЕ СОВМЕСТНЫЕ ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ. НА САММИТЕ ШОС ПРИНЯТА ДЕКЛАРАЦИЯ С ПРИЗЫВОМ К США
ОПРЕДЕЛИТЬ СРОКИ ВЫВОДА АМЕРИКАНСКИХ ВОЕННЫХ БАЗ ИЗ БЫВШИХ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.
КАК ОТМЕЧАЕТ К. П. Н. ЕЛЕНА ПОДОЛЬКО: РОССИЯ И КИТАЙ ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ ПРОВЕЛИ В 2006
Г. ГОД РОССИИ В КИТАЕ И В 2007 Г. – ГОД КИТАЯ В РОССИИ, А В 2005 И В 2007 ГГ. – БЕСПРЕЦЕДЕНТНО МАСШТАБНЫЕ ВОЕННЫЕ
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ПООЧЕРЕДНО В КИТАЕ И РОССИИ С УЧАСТИЕМ СТРАН – ЧЛЕНОВ ШОС.
2007 - АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ШОС.
2006 - ГОД РОССИИ В КИТАЕ.
2007 - ГОД КИТАЯ В РОССИИ.
2009 - ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РЕГИОНАМИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ РФ И СЕВЕРО-ВОСТОКА
КНР ДО 2018 ГГ
2009 - ГОД РУССКОГО ЯЗЫКА В КИТАЕ.
2010 - ГОД КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В РОССИИ, ЗАВЕРШЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ОТВЕТВЛЕНИЯ НА КИТАЙ
НЕФТЕПРОВОДА ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ - ТИХИЙ ОКЕАН.
2012 - ГОД РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА В КИТАЕ. (ПО СТАТИСТИКЕ РОССИЙСКОЙ СТОРОНЫ, КОЛИЧЕСТВО КИТАЙСКИХ ТУРИСТОВ,
ПОБЫВАВШИХ В РОССИИ В 2012 ГОДУ, УВЕЛИЧИЛОСЬ НА 47 % ПО СРАВНЕНИЮ С ПРЕДЫДУЩИМ ГОДОМ.)
2013 - ГОД КИТАЙСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ.

Российско-китайские отношения

РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
В 2005 ГОДУ СОСТОЯЛАСЬ РАТИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ РФ И
ВСЕКИТАЙСКИМ СОБРАНИЕМ НАРОДНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ РФ И КНР О
РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ В ЕЁ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ. ЭТОТ ПРОЦЕСС ЗАВЕРШИЛ
УРЕГУЛИРОВАНИЕ ПОГРАНИЧНЫХ ПРОБЛЕМ В ОТНОШЕНИЯХ РОССИИ И КНР - МНОГОЛЕТНИЙ ПЕРЕГОВОРНЫЙ
ПРОЦЕСС, КОТОРЫЙ БЫЛ НАЧАТ ЕЩЁ СССР И КНР В 1964 И КОТОРЫЙ, ПОМИМО ПЕРЕГОВОРОВ ДИПЛОМАТОВ,
СОПРОВОЖДАЛСЯ ЕЩЁ И КРОВОПРОЛИТИЕМ С ОБЕИХ СТОРОН.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЛИНИЮ ПРОХОЖДЕНИЯ ГРАНИЦЫ В РАЙОНЕ ОСТРОВА БОЛЬШОЙ В
ВЕРХОВЬЯХ РЕКИ АРГУНЬ (ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ) И ТЕРРИТОРИИ ОСТРОВОВ ТАРАБАРОВ И БОЛЬШОЙ УССУРИЙСКИЙ
НА АМУРЕ. ЭТИ ДВА УЧАСТКА СОСТАВЛЯЮТ МЕНЕЕ 2 % ОБЩЕЙ ПРОТЯЖЁННОСТИ ГРАНИЦЫ В 4,3 ТЫС. КМ.
СОГЛАШЕНИЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ РАВНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАЙОНОВ ОБЩЕЙ ПЛОЩАДЬЮ 380 КВ. КМ., НЕ
СОГЛАСОВАННЫХ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ПРЕДЫДУЩЕГО СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ СССР И КНР О СОВЕТСКО-КИТАЙСКОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ НА ЕЁ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ ОТ 16 МАЯ 1991. ГРАНИЦА БУДЕТ ЗАФИКСИРОВАНА ПО
ФАРВАТЕРУ СУДОХОДНЫХ РЕК, А ДЛЯ НЕСУДОХОДНЫХ - ПО СЕРЕДИНЕ РЕКИ. ДОКУМЕНТ БЫЛ ПОДПИСАН ГЛАВАМИ
ГОСУДАРСТВ 14 ОКТЯБРЯ 2004.
ПОДПИСАНИЕ И РАТИФИКАЦИЯ СОГЛАШЕНИЙ С РОССИЙСКОЙ СТОРОНЫ БЫЛА ВОСПРИНЯТА В ШТЫКИ РОССИЙСКИМИ
ПАТРИОТИЧЕСКИ-ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСКИМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ КРУГАМИ, РАССМАТРИВАЮЩИМИ ИХ КАК УСТУПКУ
КИТАЮ ИСКОННО РУССКИХ ТЕРРИТОРИЙ. ПО МНЕНИЮ МИД РОССИИ, ПОДПИСАНИЕ И РАТИФИКАЦИЯ ЭТОГО
СОГЛАШЕНИЯ НЕ ОЗНАЧАЕТ НИ УСТУПОК, НИ ПЕРЕДАЧИ «РОССИЙСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КИТАЮ, И РЕЧЬ НЕ ИДЁТ О КАКИХТО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЗАВОЕВАНИЯХ ЭТОЙ СТРАНОЙ НАШЕЙ ТЕРРИТОРИИ».
В АВГУСТЕ 2005 ГОДА ПРОШЛИ ПЕРВЫЕ СОВМЕСТНЫЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ.
В АВГУСТЕ 2012 ГОДА В ПРОЦЕССЕ ДЕМАРКАЦИИ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КНР ВОЗНИКЛИ РАЗНОГЛАСИЯ ПО ЛИНИИ
ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ НА ЗАПАДНОМ УЧАСТКЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ГРАНИЦЫ. КИТАЙ
ТРЕБУЕТ СМЕЩЕНИЯ ЛИНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ ВГЛУБЬ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ. ПЛОЩАДЬ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРЕТЕНЗИЙ КНР К РОССИИ ДОСТИГАЕТ 17 ГЕКТАР.

«Китайская угроза»

«КИТАЙСКАЯ УГРОЗА»
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ВОЗРАСТАНИЯ РОЛИ КИТАЯ БЫЛИ СОЗДАНЫ РЕФОРМАМИ ДЭНА СЯОПИНА В
КОНЦЕ 1970-Х - НАЧАЛЕ 1980-Х ГОДОВ, КОТОРЫЕ РАЗРЕШИЛИ ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
И ОТКРЫЛИ ГРАНИЦЫ СТРАНЫ, ПРИ ЭТОМ ПРОВОДЯ СТРОГО ПРОТЕКЦИОНИСТСКУЮ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ. В СВЯЗИ С ЭТИМИ НЕКОТОРЫЕ ПУБЛИЦИСТЫ И АНАЛИТИКИ
УЖЕ В 1990-Х ГОДАХ СТАЛИ ГОВОРИТЬ О «КИТАЙСКОЙ УГРОЗЕ» В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СИНДРОМ «ЖЕЛТОЙ ОПАСНОСТИ» АКТУАЛИЗИРУЕТСЯ В РОССИИ. ПРИ ЭТОМ
САМ ТЕРМИН ПРАКТИЧЕСКИ ВЫХОДИТ ИЗ РЕАЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ, ЧАЩЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ
ТЕРМИН «КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ». ЕСЛИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ КИТАЙЦЫ РАССМАТРИВАЛИСЬ
КАК ПРЕДСТАВИТЕЛИ «ЖЕЛТОЙ РАСЫ», В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ОБ ЭКСПАНСИИ, КОТОРУЮ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ И МОБИЛИЗУЕТ КНР. ВСТРЕЧАЮТСЯ
НЕПОДТВЕРЖДЁННЫЕ СЕРЬЁЗНЫМИ ПОДСЧЕТАМИ И ДАННЫМИ ПОГРАНИЧНЫХ СЛУЖБ ОЦЕНКИ
ЧИСЛЕННОСТИ КИТАЙЦЕВ В РОССИИ ОТ СОТЕН ТЫСЯЧ ДО 5-6 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК В СВЯЗИ С
ЯКОБЫ МАССОВОЙ НЕЛЕГАЛЬНОЙ ИХ МИГРАЦИЕЙ В РФ. ТАКЖЕ С НАЧАЛА 90-Х ГОДОВ
ФОРМИРУЕТСЯ МИФ О МЕСТАХ КОМПАКТНОГО РАССЕЛЕНИЯ КИТАЙЦЕВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ.
СУЩЕСТВУЕТ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Н. МИХАЛКОВ ОТКАЗАЛСЯ ВОПЛОТИТЬ ЕЁ В
ПРЕДЛОЖЕННОМ ЕМУ ПЛАНЕ СЦЕНАРИЯ ФИЛЬМА, НО ПОДРОБНО РАССКАЗАЛ О НЕМ В
ТЕЛЕПЕРЕДАЧЕ: ВМЕСТО ПОСТЕПЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ
МАЛОЗАСЕЛЁННОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА, ИМЕЮТСЯ УСЛОВИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ АРМИИ КНР
БЫСТРО ЗАХВАТИТЬ СОПРЕДЕЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ. ДАННАЯ ИМ НИЗКАЯ ОЦЕНКА СПОСОБНОСТИ
РОССИЙСКОЙ АРМИИ ЗАЩИТИТЬ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ ЭКСПЕРТА.

Сохранение своих территорий - это результат многовековых традиций. Китай, внешняя политика которого имеет уникальные особенности, последовательно отстаивает свои интересы и при этом умело выстраивает отношения с соседними государствами. Сегодня эта страна уверенно претендует на мировое лидерство и это стало возможным в том числе благодаря «новой» внешней политике. Тройка крупнейших государств на планете - Китай, Россия, США - на данный момент является важнейшей геополитической силой, и позиция Поднебесной в этой триаде выглядит очень убедительно.

История международных отношений Китая

В течение трех тысячелетий Китай, граница которого и сегодня включает исторические территории, существует как крупная и важная держава региона. Этот огромный опыт установления взаимоотношений с самыми разными соседями и последовательное отстаивание собственных интересов творчески применяется и в современной внешней политике страны.

На международные отношения Китая наложила отпечаток общая философия нации, которая основывается во многом на конфуцианстве. Согласно китайским воззрениям истинный владыка ничто не считает внешним, поэтому международные отношения всегда рассматривались как часть внутренней политики государства. Еще одной особенностью представлений о государственности в Китае является то, что, согласно их взглядам, Поднебесная не имеет конца, она охватывает весь мир. Поэтому Китай мыслит себя некой глобальной империей, «Срединным государством». Внешняя и внутренняя политика Китая строится на главном положении - китаецентризме. Это легко объясняет достаточно активную экспансию в разные периоды истории страны. При этом китайские правители всегда считали, что влияние куда более значительно, чем власть, поэтому Китай устанавливал особые отношения с соседями. Его проникновение в другие страны связано с экономикой и культурой.

До середины 19 века страна существовала в рамках имперской идеологии Большого Китая, и только европейское вторжение заставило Поднебесную менять свои принципы взаимоотношения с соседями и другими государствами. В 1949 году провозглашается Китайская Народная Республика, и это приводит к значительным переменам во внешней политике. Хотя социалистический Китай декларировал партнерские отношения со всеми странами, однако постепенно произошло деление мира на два лагеря, и страна существовала в его социалистическом крыле, вместе с СССР. В 70-х годах правительство КНР меняет это распределение сил и заявляет, что Китай находится между сверхдержавами и странами третьего мира, и что Поднебесная никогда не захочет стать сверхдержавой. Но к 80-м годам концепция «трех миров» начала давать сбои - появляется «координатная теория» внешней политики. Усиление США и их попытка создать однополярный мир привели к тому, что Китай заявляет о новой международной концепции и своем новом стратегическом курсе.

«Новая» внешняя политика

В 1982 году правительство страны провозглашает «новый Китай», который существует на принципах мирного сосуществования со всеми государствами мира. Руководство страны умело налаживает международные отношения в рамках своей доктрины и при этом соблюдает свои интересы, как экономические, так и политические. В конце 20 века наблюдается рост политических амбиций США, которые ощущают себя единственной сверхдержавой, которая может диктовать собственный миропорядок. Это не устраивает Китай, и, в духе национального характера и дипломатических традиций, руководство страны не делает никаких заявлений и меняет свою линию поведения. Успешная экономическая и внутренняя политика Китая выводит государство в ранг самых успешно развивающихся на рубеже 20 и 21 веков. При этом страна старательно избегает присоединения к любой из сторон многочисленных геополитических конфликтов мира и старается защищать исключительно свои интересы. Но усиление давления со стороны США заставляет порой руководство страны предпринимать различные шаги. В Китае существует разделение таких понятий, как государственные и стратегические границы. Первые признаются незыблемыми и ненарушаемыми, а вторые, по сути, не имеют пределов. Это сфера интересов страны, и она распространяется практически на все уголки земного шара. Эта концепция стратегических границ и является базой для современной китайской внешней политики.

Геополитика

В начале 21 века планету охватывает эпоха геополитики, т. е. происходит активное перераспределение сфер влияния между странами. Причем о своих интересах заявляют не только сверхдержавы, но и небольшие государства, которые не желают становиться сырьевыми придатками к развитым странам. Это приводит к возникновению конфликтов, в том числе и вооруженных, и союзов. Каждое государство ищет наиболее выгодный для себя путь развития и линию поведения. В связи с этим не могла не измениться и внешняя политика Китайской Народной Республики. К тому же на современном этапе Поднебесная набрала значительную экономическую и военную мощь, которая позволяет ей претендовать на больший вес в геополитике. В первую очередь Китай начал противиться поддержанию однополярной модели мира, он выступает за многополярность, и поэтому ему, волей-неволей, приходится сталкиваться с конфликтом интересов с США. Однако КНР умело выстраивает собственную линию поведения, которая, как обычно, ориентирована на отстаивание своих экономических и внутренних интересов. Китай напрямую не заявляет о претензиях на господство, но постепенно проводит свою «тихую» экспансию мира.

Принципы внешней политики

Китая заявляет, что его главной миссией является сохранение мира на всей земле и всяческая поддержка всеобщего развития. Страна всегда была сторонницей мирного сосуществования с соседями, и это является базовым принципом Поднебесной в выстраивании международных отношений. В 1982 году в стране был принят Устав, в котором зафиксированы основные принципы внешней политики Китая. Их всего 5:

Принцип взаимного уважения суверенитета и государственных границ;

Принцип ненападения;

Принцип невмешательства в дела других государств и недопущения вмешательства во внутреннюю политику собственной страны;

Принцип равноправия в отношениях;

Принцип мира со всеми государствами планеты.

Позже эти базовые постулаты были расшифрованы и скорректированы с учетом изменяющихся мировых условий, хотя суть их осталась неизменной. Современная внешнеполитическая стратегия предполагает, что Китай будет всячески способствовать развитию многополярного мира и стабильности международного сообщества.

Государство провозглашает принцип демократизма и уважает различия культур и право народов на самоопределение своего пути. Также Поднебесная выступает против всех форм терроризма и всячески способствует созданию справедливого экономического и политического миропорядка. Китай стремится к установлению дружеских и взаимовыгодных отношений со своими соседями по региону, а также со всеми странами планеты.

Эти базовые постулаты являются основой политики Китая, но в каждом отдельном регионе, в котором у страны есть геополитические интересы, они реализуются в конкретной стратегии построения взаимоотношений.

Китай и США: партнерство и противостояние

У взаимоотношений Китая и США долгая и непростая история. Эти страны долгое время находились в латентном конфликте, который был связан с противодействием Америки коммунистическому режиму Китая и с поддержкой Гоминьдана. Снижение напряженности начинается только в 70-х годах 20 века, дипломатические отношения между США и КНР установлены в 1979 году. Долгое время китайская армия была готова отстаивать территориальные интересы страны в случае нападения Америки, которая считала Поднебесную своим противником. В 2001 году госсекретарь США заявила, что считает Китай не противником, а конкурентом в экономических отношениях, что означало изменение политики. Америка не могла игнорировать бурный рост китайской экономики и наращивание его военной мощи. В 2009 году США даже предложили руководителю Поднебесной создать особый политико-экономический формат - G2, союз двух сверхдержав. Но Китай отказался. Он часто не согласен с политикой американцев и не желает брать на себя часть ответственности за нее. Между государствами постоянно растет объем торговли, Китай активно вкладывает средства в американские активы, все это только усиливает необходимость партнерских отношений в политике. Но США периодически пытается навязать Китаю свои сценарии поведения, на что руководство Поднебесной реагирует резким сопротивлением. Поэтому отношения между этими странами постоянно балансируют между противостоянием и партнерством. Китай говорит, что готов «дружить» с США, но ни в коем случае не допустит их вмешательства в свою политику. В частности, постоянным камнем преткновения является судьба острова Тайвань.

Китай и Япония: сложные соседские отношения

Взаимоотношения двух соседей часто сопровождались серьезными разногласиями и сильнейшим влиянием друг на друга. С истории этих государств есть несколько серьезных войн (7 века, конца 19 и середины 20 века), которые имели серьезные последствия. В 1937 году Япония напала на Китай. Ей оказывали серьезную поддержку Германия и Италия. значительно уступала японской, что позволило Стране восходящего солнца быстро захватить большие северные территории Поднебесной. И сегодня последствия той войны являются препятствием для установления более дружеских отношений между Китаем и Японией. Но эти два экономических гиганта сегодня слишком тесно связаны торговыми отношениями, чтобы позволить себе конфликтовать. Поэтому страны идут на постепенное сближение, хотя много противоречий остается неразрешенными. Например, Китай и Япония никак не придут к согласию по нескольким проблемным территориям, в том числе по Тайваню, что не позволяет странам сильно сблизиться. Но в 21 веке отношения между этими азиатскими экономическими гигантами сильно потеплели.

Китай и Россия: дружба и сотрудничество

Две огромные страны, расположенные на одном материке, просто не могут не пытаться строить дружеские отношения. История взаимодействия двух стран насчитывает уже более 4 столетий. За это время были разные периоды, плохие и хорошие, но прервать связь между государствами было невозможно, слишком тесно они переплелись. В 1927 году официальные были прерваны на несколько лет, но в конце 30-х годов связи начинают восстанавливаться. После Второй мировой войны к власти в Китае приходит коммунистический лидер Мао Цзэдун, начинается тесное сотрудничество между СССР и КНР. Но с приходом к власти в СССР Н. Хрущева отношения ухудшаются, и только благодаря большим дипломатическим усилиям их удается наладить. С перестройкой отношения России и Китая значительно теплеют, хотя между странами есть спорные вопросы. В конце 20 и начале 21 века Китай становится важнейшим стратегическим партнером для России. В это время усиливаются торговые связи, растет обмен технологиями, заключаются политические соглашения. Хотя Китай, как обычно, прежде всего блюдет свои интересы и неуклонно их отстаивает, и России порой приходится идти на уступки большому соседу. Но обе страны понимают значимость их партнерства, поэтому на сегодняшний день Россия и Китай - большие друзья, политические и экономические партнеры.

Китай и Индия: стратегическое партнерство

Эти две крупнейшие связывают более чем 2-тысячелетние отношения. Современный этап начался в конце 40-х годов 20 века, когда Индия признала КНР и установила с ней дипломатические контакты. Между государствами существуют пограничные споры, что мешает большему сближению государств. Однако экономические индийско-китайские отношения только улучшаются и расширяются, что влечет за собой и потепление политических контактов. Но Китай остается верен своей стратегии и не уступает в своих важнейших позициях, осуществляя тихую экспансию, в первую очередь на рынки Индии.

Китай и Южная Америка

Такая крупная держава, как Китай, имеет свои интересы по всему миру. Причем в поле влияния государства попадают не только ближайшие соседи или равные по уровню страны, но и сильно отдаленные регионы. Так, Китай, внешняя политика которого значительно отличается от поведения на международной арене других сверхдержав, уже много лет активно ищет точки соприкосновения со странами Южной Америки. Эти усилия достигают успеха. Верный своей политике Китай заключает со странами этого региона договоры о сотрудничестве и активно налаживает торговые связи. Китайский бизнес в Южной Америке связан со строительством дорог, электростанций, добычей нефти и газа, развивается партнерство в области космоса и автомобилестроения.

Китай и Африка

Такую же активную политику правительство Китая проводит и в странах Африки. КНР осуществляет серьезные инвестиции в развитие государств «черного» континента. Сегодня китайский капитал присутствует в добывающей, обрабатывающей, военной промышленности, в строительстве дорог и производственной инфраструктуры. Китай придерживается деидеологизированной политики, соблюдая свои принципы уважения других культур и партнерства. Эксперты отмечают, что китайские инвестиции в Африку сегодня уже столь серьезны, что меняют экономический и политический ландшафт этого региона. Влияние Европы и США на страны Африки постепенно снижается, и тем самым реализуется главная цель Китая - многополярность мира.

Китай и страны Азии

Китай, как азиатская страна, очень много внимания уделяет соседним государствам. При этом во внешней политике последовательно реализуются заявленные базовые принципы. Эксперты отмечают, что правительство Китая чрезвычайно заинтересовано в мирном и партнерском соседстве со всеми странами Азии. Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан - это зона особенного внимания Китая. В этом регионе существует немало проблем, которые обострились с распадом СССР, но Китай старается разрешить ситуацию в свою пользу. Серьезных успехов удалось достичь КНР в установлении отношений с Пакистаном. Страны совместно разрабатывают ядерную программу, что очень пугает США и Индию. Сегодня Китай ведет переговоры по совместному строительству нефтепровода для обеспечения Поднебесной этим ценным ресурсом.

Китай и Северная Корея

Важным стратегическим партнером Китая является ближайший сосед - КНДР. Руководство Поднебесной поддержало Северную Корею в войне в середине 20 века и всегда выражало готовность оказать помощь, в том числе и военную, при первой необходимости. Китай, внешняя политика которого всегда направлена на защиту своих интересов, ищет в лице Кореи надежного партнера по дальневосточному региону. Сегодня Китай является самым крупным торговым партнером КНДР, отношения стран складываются позитивно. Для обоих государств партнерские связи в регионе очень важны, поэтому у них есть прекрасные перспективы для сотрудничества.

Территориальные конфликты

Несмотря на все дипломатическое искусство, Китай, внешняя политика которого отличается тонкостью и хорошей продуманностью, не может решить всех международных проблем. У страны есть целый ряд спорных территорий, которые осложняют отношения с другими странами. Больной темой для Поднебесной является Тайвань. Уже более 50 лет руководство двух Китайских республик не может решить вопрос о суверенитете. Руководство острова все годы поддерживает правительство США, и это не позволяет решить конфликт. Еще одной нерешаемой проблемой является Тибет. Китай, граница которого определялась в 1950 году, после революции, считает, что Тибет входит в состав Поднебесной еще с 13 века. Но коренные тибетцы под предводительством Далай-ламы считают, что имеют право на суверенитет. Китай проводит жесткую политику по отношению к сепаратистам, и пока решение этой проблемы не предвидится. Есть территориальные споры у Китая и с Туркестаном, с Внутренней Монголией, Японией. Поднебесная очень ревностно относится к своим землям и не желает идти на уступки. В результате распада СССР Китай смог получить часть территорий Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Китай в конце XX в.
Рубрика (тематическая категория) История

I. Возобновление преобразований в 1992 ᴦ.

После событий на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 ᴦ. создалось впе­чатление, что с реформами покончено. Вновь усилена цензура, десят­ки диссидентов арестованы, активизировались ʼʼлевакиʼʼ.

Санкции Запада против нарушения прав человека в Китае оказа­лись неэффективными и были прекращены. Период неопределœенности продолжался два года. Казалось бы, надежд на изменение политики нет. Тем более что в 1991 ᴦ. Дэн Сяопин отказался от своего последне­го официального поста - Председателя Военного совета ЦК КПК; ему уже было 87 лет. Но вскоре подтвердилось, что он всœе еще сохра­няет руководящее положение в стране.

Весной 1992 ᴦ. Дэн Сяопин совершает поездку в Шанхай, Ухань и на юг, где он посœетил особые экономические зоны. В ходе поездки Дэн впервые заговорил о крайне важно сти возобновления рыночных реформ; это стало сигналом - сопротивление ʼʼлеваковʼʼ было легко сломлено.

В октябре 1992 ᴦ. состоялся XIV съезд КПК. С докладом на съезде выступал уже укрепивший свои позиции новый партийный лидер Цзян Цзэминь. Он и дал сигнал к возобновлению рыночных реформ. Οʜᴎ свелись к следующему:

1. Уже в 1992 ᴦ. началась широкомасштабная либерализация цен; от­менялась централизованная система государственного распределœения ресурсов. В результате уже в 1993 г лишь 5% товаров в Китае продава­лось по твердым государственным ценам. Были введены свободные це­ны на зерно; в 1993 г по государственным ценам продавалось лишь 10% всœей сельскохозяйственной продукции Китая. Это были ключевые ме­ры, решиться на которые китайское руководство долгое время не могло.

2. С 1992 ᴦ. в КНР введен двойной государственный бюджет: регу­лярный и бюджет развития. Первый пополняется за счёт налогов, второй - за счёт неналоговых поступлений: он идет на нужды ре­форм.

3. В 1994 ᴦ. в КНР проведена налоговая реформа: снижены ставки единого подоходного налога с предприятий до 33% (с 55%); для низ­корентабельных производств установлены на два года пониженные ставки налогообложения, чтобы дать им время для осуществления преобразований. 15% налогов стали возвращать предприятиям для пополнения оборотных средств.

4. В 1994 ᴦ. установлен единый, плавающий валютный курс юаня; в КНР запрещено обращение любых иностранных валют, всœе валют­ные операции перешли под контроль государства.

5. В том же 1994 ᴦ. принят закон о внешней торговле: государствен­ная монополия в целом отменялась; теперь предприятия могли само­стоятельно выходить на внешний рынок. Государственная монополия сохранялась лишь на 16 наименований продукции.

19 февраля 1997 ᴦ. умер Дэн Сяопин - ʼʼотец реформʼʼ. При этом к то­му времени Цзян Цзэминь достаточно укрепил свои позиции, чтобы продолжать реформы и в отсутствие патриарха. В сентябре 1997 ᴦ. со­стоялся XV съезд КПК. Он подтвердил прежнюю стратегию и принял грандиозную ʼʼПрограмму модернизации госсектораʼʼ.

Государственные предприятия давали лишь ] / 3 валового внутреннего продукта͵ но зато поглощали львиную долю капиталовложений и государственного финансирования. В ведении государства находилось 100% всœей инфраструктуры страны (желœезные дороги, авиация, энергетика, ;вязь, почта), примерно 90% всœех банков, предприятий металлургии химии, 60% машиностроения и строительных фирм, больше полови­ны всœей внешней торговли. При этом примерно половина предприятий были нерентабельными, убытки погашались за счёт казны.

Съезд принял решение: оставить в госсобственности лишь одну ты­сячу предприятий, главным образом основные объекты инфраструкту­ры. Οʜᴎ должны превратиться в корпорации с широкой хозяйствен­ной самостоятельностью, приспособленные к деятельности в условиях рынка. Все прочие (около 17 тыс.) должны сами определять форму хо­зяйствования: акционирование, передачу собственности в аренду или продажу ее в частные руки.

Это было непростым решением, поскольку оно касалось устране­ния главных препятствий на пути реформ.

Весной 1998 ᴦ. новым премьер-министром Китая назначен Чжу Жунцзы. До этого он занимал пост первого зама Ли Пэна и считался главным инициатором акционирования государственного сектора. Чжу Жунцзы родом из провинции Хунань, но долгое время работал в Шанхае, вместе с Цзян Цзэминœем. Во время трагических событий в Пекинœе в июне 1989 ᴦ. Чжу Жунцзы не допустил в Шанхае каких-либо столкновений. Человек он очень работоспособный, энергичный, на­строен в пользу быстрых реформ; в Китае его называют ʼʼцарь эконо­микиʼʼ, за границей - ʼʼкитайский Людвиг Эрхардʼʼ (отец германского ʼʼэкономического чудаʼʼ 1950-1960-х гᴦ.).

Став премьер-министром, Чжу Жунцзы начал решительную ре­форму госаппарата͵ поставив задачу сократить его численность вдвое. Старые чиновники безжалостно увольнялись: им на смену пришли более молодые (в возрасте моложе 50 лет) и профессионально подго­товленные. Началось сокращение персонала и на государственных предприятиях: только в 1999 ᴦ. было уволено свыше 3 млн. человек. Чжу Жунцзы предпринял наступление и на позиции военных, прежде всœего он потребовал свернуть всю экономическую и коммерческую деятельность в армии, для этого принят специальный двухлетний план. Ныне в КНР в составе Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК нет ни одного военного.

В ноябре 2002 ᴦ. состоялся XVI съезд КПК. Наметилась смена выс­шего руководства. Цзян Цзэминь подал в отставку с поста генераль­ного секретаря КПК. На его место избран 59~летний Ху Цзинтао. Ему перешел и пост председателя КПК в начале марта 2003 ᴦ. Другой более молодой деятель, Вэнь Цзябао, стал тогда же премьером Госсовета вместо Чжу Жунцзы.

П. Экономические достижения современного Китая

Курс реформ был продолжен, несмотря на ʼʼазиатский кризисʼʼ 1998- 1999 гᴦ. - спад в государствах Юго-Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Индонезия, Малайзия, Таиланд). Это на­прямую коснулось и Китая, поскольку экономически он тесно связан с этими странами.

Особую роль сыграл Гонконг, который летом 1997 ᴦ. вошел в состав КНР. Инвестиции Гонконга составляют ныне свыше 60% всœех иност­ранных капиталовложений в КНР. Это третий в мире банковский центр, с 1987 ᴦ. - крупнейший в мире порт. Его валовой внутренний продукт сократился в 1998 ᴦ. на 4%, в 1999 ᴦ. - на 2%.

В данный критический момент Национальный банк КНР оказал под­держку Гонконгу, не допустив тем самым девальвации и его валюты, и своей собственной. В 2000 ᴦ. последствия кризиса были окончатель­но преодолены.

В 1990-е гᴦ. КНР достигла выдающихся успехов в экономике: средне­годовые темпы экономического роста превысили 9%, промышленно­го - 9,7%; максимальные темпы промышленного роста наблюдались в 1993 ᴦ.-23%.

По некоторым оценкам, сегодня китайская экономика занимает третье место в мире (после США и Японии). Планы роста валового внутреннего продукта до 2000 ᴦ. выполнены уже к 1995 ᴦ. Согласно прогнозам Всемирного банка, по масштабам экономики КНР к 2010 ᴦ. догонит США, а к 2020 ᴦ. превзойдет ее в 1,4 раза и станет лидирую­щей державой в XXI в. Но в сопоставлении с огромным населœением Китай всœе еще существенно отстает от развитых стран.

Тем не менее КНР устойчиво занимает первое место в, мире по про­изводству стали телœевизоров, цемента (35% мирового производства) и каменного угля (30% мирового производства). Качество китайских товаров значительно выросло, о чем объек­тивно свидетельствует огромное активное сальдо внешней торгов­ли - свыше 40 млрд. долл. в год. 11 декабря 2001 ᴦ. Китай вступил в ВТО, чего долго добивался. Сейчас в китайском экспорте доля промышленных изделий со­ставляет около 80%. Объем экспорта КНР превысил 200 млрд. долл., да еще можно прибавить такой же примерно экспорт Гонконга. У КНР огромное положительное сальдо торгового баланса с разви­тыми странами Запада, особенно с США (самое большое положитель­ное сальдо после Японии). Только стоимость текущих строительных контрактов с американскими корпорациями превышает 100 млрд. долл.

Попытки американских президентов Дж. Буша и Б. Клинтона вве­сти дополнительные тарифы на китайский экспорт, под предлогом нарушения прав человека в КНР или авторских прав на интеллекту­альную собственность, успеха не имели. КНР сумела создать огром­ные золотовалютные резервы - свыше 150 млрд. долл., плюс еще ре­зервы Гонконга на сумму 100 млрд. долл.

После возобновления реформ в 1992 ᴦ. начался рост иностранных инвестиций в КНР. Сейчас по их общему объёму страна занимает второе место в мире после США; ежегодно они возрастают на сумму примерно 60 млрд. долл. Сегодня иностранные капитало­вложения составляют 13% от общего числа инвестиций в китайскую экономику, дают 14% промышленного производства; на предприятия с иностранным капиталом приходится ныне половина всœего экспорта КНР.

Китай в конце XX в. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Китай в конце XX в." 2017, 2018.

  • - ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО США НАЧАЛА XX в.

    Градостроительство начала XX в. Лекция 2 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ЗАПАДНЫХ СТРАН В XX в. На пороге XXI века мы предлагаем позитивное видение устойчиво развивающихся населенных пунктов, надежду на наше общее будущее и призыв подключиться к... .


  • - Скульптура XX века

    В 20-х гг., с переходом к мирной жизни, скульптура успешно развивается. Одним из известнейших скульпторов этого периода был Н. А. Андреев. Он создал ряд монументов для московских улиц и площадей. Его памятник драматургу А. Н. Островскому стал частью Театральной площади.... .


  • - Україна наприкінці XX – на початку XXI ст.

    ЗМІСТОВИЙ МОДУЛЬ 6 Українська РСР другій половині 40-х – першій половині 80-х років XX ст. Самостійна робота до теми 9. Україна в роки Другої світової війни (1939-1945 рр.). Самостійна робота до теми 8. ЗМІСТОВИЙ МОДУЛЬ...

  • Слайд 2

    Вводная часть. СССР и Китай: от союза к противостоянию. Внутренняя политика Китай на пути реформ. Внешняя политика Китая. Заключение.

    Слайд 3

    Вводная часть.

    Китай - страна древнейшей цивилизации, сохраняющей преемственность на протяжении более 3 тыс. лет. Его население составляет около 1/5 всех жителей Земли. Войдя в XX в. полуколонией ведущих держав, к исходу столетия Китай стал одной из самых влиятельных и динамично развивающихся стран мира.

    Слайд 4

    СССР и Китай: от союза к противостоянию.

    Гражданская война в Китае завершилась победой коммунистов. 1 октября 1949г. Была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР). Остатки войск гоминьдана отступили под прикрытием американского флота на остров Тайвань. Правительство КНР возглавил Мао Цзэдун. Политический режим, утвердившийся в Китае, стал называться «демократической диктатурой народа». В стране началась аграрная реформа. Земли помещиков, монастырей, собственников, не обрабатывающих их самостоятельно, а также принадлежавший им скот и инвентарь были распределены между крестьянами. Земля, леса и т.д. стали собственностью государства. Особое внимание уделялось развитию системы образования, строительству железных дорог, предприятий тяжелой промышленности. Затем руководство КНР взяло курс на строительство социализма по примеру СССР и вступило на путь создания коллективных хозяйств в деревне. Осуществлялась национализация промышленных предприятий и банков, экономика почти полностью перешла под контроль государства.

    Слайд 5

    В 1950 г. между Китаем и СССР был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. Во второй половине 1950-x гг. отношения между СССР и Китаем постепенно начали ухудшаться. Отчасти это было связано с развенчанием культа личности И.В. Сталина XX съездом КПСС(1956). Мао Цзэдун считал, что КПСС не имела права единолично оценивать деятельность Сталина – лидера всего коммунистического движения. Недовольство вызвал также отказ СССР передать Китаю технологию производства ядерного оружия. Визит Н.С. Хрущева в США (1959) был воспринят как предательство интересов КНР. Мао Цзэдун видел в Соединеных Штатах главного врага Китая, так как американцы не признавали КНР и продолжали считать гоминьдановский режим на Тайване единственным законным представителем китайского народа. В 1971 г. КНР нормализовала отношения с США, которые признали Тайвань ее неотъемлемой частью. Представитель Китая занял свое место в Совете Безопасности ООН, которое ранее принадлежало Тайваню. Чтобы укрепить свое влияние на международной арене, Китай стал поддерживать коммунистическое движение в других странах Азии и Африки, подталкивая их к выбору в пользу китайской модели социализма.

    Слайд 6

    Внутренняя политика.

    На базе обобществления всей крестьянской собственности создавались аграрные коммуны, вводилось уравнительное распределение произведенной продукции. Под страхом наказания трудящиеся были обязаны работать с полной отдачей сил при минимальном обеспечением продовольствием, что означало перевод страны на казарменное положение. От коммун требовали выпускать не только аграрную, но и промышленную продукцию. По всему Китаю создавались примитивные печи для выплавки железа. Правда, низкое качество исключало возможность его дальнейшего использования. От такого ритма Китай столкнулся с проблемой голода, от которого погибли миллионы человек. Голод и спад промышленного производства сопровождались милитаризацией страны.

    Слайд 7

    Китай на пути реформ.

    В 1981 г. В Китае началось осуществление рыночных реформ. Их идейным вдохновителем был Дэн Сяопин. Реформы были ориентированы на получение конкретного результата в ближайшем будущем. Именно поэтому их назвали «прагматическими». Были ликвидированы коммуны. Крестьянство получило возможность реализовывать произведенные излишки продукции на свободном рынке. Сократилась численность вооруженных сил, а главной задачей стало производство потребительских товаров. К модернизации был привлечен иностранный капитал. Создавались свободные экономические зоны, на территории которых снижались налоги и таможенные тарифы. Предприятиям предоставлялась значительная хозяйственная самостоятельность. Разрешалось развитие кооперативного и частного сектора в сфере производства, торговли и обслуживания. В то же время Компартия Китая сохранила за собой руководящую роль в политической жизни.

    Слайд 8

    Политическая стабильность в сочетании с экономикой, открытой для зарубежных инвесторов, сделала Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Среднегодовые темпы роста производства ВВП на душу населения в Китае в 1980 – 2000-е гг. были самыми устойчивыми и высокими в мире – около 10%. Китай полностью обеспечивает свои потребности в продовольствии. Китай освоил производство продукции на основе информационных технологий. Он стал третьей после России и США космической державой, самостоятельно осуществив в 2003 г. запуск космического аппарата с человеком на борту. Планируется строительство китайской орбитальной станции и базы на Луне. По многим оценкам, Китай в середине XXI в. Сможет на равных конкурировать с Соединенными Штатами.

    Слайд 9

    Внешняя политика Китая.

    С началом реформ Китай начал проводить сбалансированную внешнюю политику, то есть избегать конфликтов с соседями, поддерживать торгово – экономические отношения со всеми странами мира. В последние годы КНР быстрыми темпами развивает торгово – экономическое сотрудничество со странами Африки и Латинской Америки. Особое значение предается сближению с Венесуэлой, руководство которой заявляет о своей приверженности социализму. В 2001 г. был подписан российско – китайский Договор о добрососедстве, дружестве и сотрудничестве. Стороны отказались от применения силы друг против друга, обязавшись консультироваться в случае возникновения угрозы миру. В 2004 г. Россия и КНР достигли компромисса по спорным вопросам о линии прохождения границы. Китай стал одним из ведущих покупателей российской военной технике и технологий. Многие китайские предприниматели ведут активную экономическую деятельность на территории стран СНГ, особенно в России.

    Слайд 10

    Заключение.

    С 1977 года Дэн Сяопин возглавил фракцию умеренных и начал работу по программе «четырех модернизаций», которой предстояло укрепить промышленность, сельское хозяйство, науку и оборону. С 1994 года национальная валюта Китая, юань, приобрела твердый курс. В настоящее же время Китай - огромная страна с большими экономическими, социальными и политическими перспективами.

    Посмотреть все слайды

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное