Домой Головная боль Дайте определение понятию «поэма» и проиллюстрируйте на примере произведения М. Лермонтова «Мцыри»

Дайте определение понятию «поэма» и проиллюстрируйте на примере произведения М. Лермонтова «Мцыри»

Писатели XIX века всегда тянулись к Кавказу - их манила природа и кавказская чарующая атмосфера, однако Лермонтов, пожалуй, был впечатлен Кавказом больше других. Возможно, в этом сыграло роль его пребывание на юге в детстве, когда он лечился кавказскими водами и воздухом. Лермонтов был пленен горами, реками и укладом жизни гордых горцев, и став поэтом, он много писал о Кавказе. Самой популярной поэмой Лермонтова о Кавказе стала "Мцыри", анализ которой мы сейчас проведем.

Сюжетная линия поэмы

В 1837 году поэт отправился в Грузию, чтобы больше узнать о местных обычаях и сказах. Находясь там, Лермонтов повстречал одного сына горца, который когда-то давно попал в плен к русским. Теперь этот человек состарился и был монахом в старом монастыре. Но интересна история, как он туда попал и стал монахом. Оказывается, пока русские во главе с генералом Ермоловым вели мальчика, на них напала болезнь, поэтому плененного сына горца генерал решил отпустить, а рядом был монастырь. Мальчик остался жить при монастыре и всю жизнь провел в его стенах.

Монах рассказал Лермонтову, что ему не нравилась жизнь в монастыре, он предпринимал несколько попыток бежать, а один раз побег чуть не стоил ему жизни, поэтому вернувшись, юноша принял сан и смирился со своей судьбой.

Эта история очень важна при анализе "Мцыри" Лермонтова, потому что именно ее поэт взял за основу произведения. Изначально поэма называлась "Бэри", поскольку на грузинском языке так переводится слово "монах", но прижилось второе название - "Мцыри", которое также подходит по значению.

Краткий анализ "Мцыри"

В поэме Лермонтова герой Мцыри является романтическим персонажем. Этот мальчик становится затворником в монастыре насильно, и теперь ему предстоит нелегкая судьба. То, как описан Мцыри, прекрасно подходит для классического образа романтического героя. Еще будучи совсем маленьким, Мцыри отличался от своих сверстников, не ладил с ними. Причина в том, что у него другие интересы, он взрослее, он более серьезен. Попав в монастырь, мальчик жаждет свободы, его душат стены и он хочет бежать в другой мир, искать другой жизни. Мцыри понимает, что есть лучшее, и этого лучшего нужно добиться.

Получается, делая анализ "Мцыри", мы четко видим, что Лермонтов в своей поэме реализовал основные принципы, относящиеся к романтизму - исключительный герой и исключительные обстоятельства, в которые он попал, а кроме того изображение двух миров. Причем, проявление романтизма видно на любом уровне поэмы.

Например, в ключе романтизма показана природа Кавказа - читатель не встретит серых, обычных и будничных картин. Наоборот, большое впечатление внушает яркое представление южных гор, стремительных рек и непроходимых зарослей. Мцыри пробирается сквозь преграды нетронутой рукой человека природы, когда бушует ветер и воют дикие шакалы. На сказку похожа речная вода, чистая и прозрачная.

Другие детали анализа

Опираясь на текст поэмы, можно выделить еще некоторые важные детали анализа "Мцыри". Лермонтов написал великолепную поэмы с удивительно тонким слогом, выразительную и красивую с точки зрения сюжета. Как построена рифма в поэме? Учтем, что стихотворный размер, который применил автор - это ямб , рифмована поэма парным способом.

Когда будете делать самостоятельный анализ "Мцыри", старайтесь брать завершенные эпизоды, и уже в них находить средства выражения, ведь поэма наполнена эпитетами , метафорами , сравнениями и т. д.

Хотя часто "Мцыри" называют исповедью, и частично так оно и есть, все-таки, главный герой не изливает всю свою душу, делясь пригрешениями и сожалея о них. Скорее, он винит в своих страданиях других, монах виноват в том, что герой влачит такую жизнь.

Судя по концовке поэмы, Лермонтов использует характерный для себя финал, ведь для его романтических персонажей не присуще становиться счастливыми. После борьбы с барсом, израненый, главный герой возвращается в монастырь - он лишен свободы, его мечта не сбылась, вера разрушена. Другого счастья он не видит и не знает. Лермонтов ярко показывает, какую жажду жизни и свободы может испытывать человек, какие страсти души претерпевать.

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (НА ПРИМЕРЕ ПОЭМЫ «МЦЫРИ»)

Сочинение написано в классе по итогам изучения темы. На подготовку и написание было отведено 4 ака­демических часа. Сочинение анализировали трое одно­классников автора.

Сочинение представляет собой анализ поэтики поэ­мы «Мцыри». Автор работы указал в первую очередь на жанрообразующие особенности романтической поэмы, верно отметив слияние позиций автора и рассказчи­ка, своеобразие сюжетного построения произведения, определив черты характера главного героя как героя романтической поэмы, обозначив особую роль приро­ды в произведении. Примечательно то, что ученица не только указала черты, характерные для жанра поэмы, но и отметила, в чем состоит новаторство М. Ю. Лер­монтова.

Поэма «Мцыри» – наиболее зрелое лиро-эпическое произведение М. Ю. Лермонтова. «Мцыри» представля­ет собой романтическую поэму. Традиционен для роман­тизма уже сам сюжет – бегство героя из неволи и стрем­ление обрести свободу. Характерно, что лермонтовское понимание свободы полярно традиционному православ­ному, то есть под свободой поэт подразумевает не сми­рение перед объективным ходом вещей и подчинение воле Божьей, а вседозволенность. Это выражено даже на сюжетном уровне – герой совершает побег с целью «уз­нать, для воли иль тюрьмы» он рожден на свет, именно из православного монастыря. Многие критики обвиняли Лермонтова в натянутости сюжета, ведь на деле стать по­слушником довольно сложно.

Главная жанровая особенность поэмы заключается в ее исповедальности. Мцыри является и рассказчиком, и героем одновременно. Во многом это объясняется эго­центризмом и субъективизмом, которые свойственны

поэтам-романтикам. Исповедальность свидетельствует о тождественности взглядов героя и автора. Для Мцыри, как и для Лермонтова, главной ценностью является сво­бода. Больше всего на свете он стремится вырваться на волю:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть…

Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот дивный мир тревог и битв…

«Тоска по родине святой» выражается не только в жела­нии вернуться в родной аул и отцовский дом, Мцыри дви­жет и жажда самоутверждения. В этом смысле побег на Кавказ – это способ обретения собственного «я».

Особую роль в поэме Лермонтова играет тема при­роды. Во-первых, с ней тесно связан конфликт произве­дения, который заключается в противостоянии человека враждебному миру природы. Не случайно кульминаци­онной сценой поэмы является бой героя с барсом. Кон­фликт Мцыри, как и любого романтического героя, прин­ципиально неразрешим, ведь он вступает в схватку с са­мой судьбой. Характерно, что Мцыри не помогает даже его тесная связь с природой. Он, например, обладает способностью слышать речь деревьев «о тайнах неба и земли», а в ходе повествования сам не раз сравнивается с животными:

Я сам, как зверь, был чужд людей И полз, и прятался, как змей…

Я был чужой

Для них навек, как зверь степной…

На близость героя и природного мира указывает и вставная конструкция поэмы – песнь рыбки. Рыбка словно озвучивает мечты Мцыри о «привольном житье». А. С. Пушкин дал природе эпитет «равнодушная». И дей­ствительно так. На третий день странствий природа из родственной стихии превращается во враждебную.

Мцыри чуть не погибает, очнувшись на краю пропасти, на него нападает барс, в конце же, заблудившись в лесу, он снова возвращается к монастырю. Подобно героям древнегреческих трагедий, Мцыри своими действиями только ускоряет свершение того, что предначертано ему судьбой.

В финале поэмы герой гибнет. На первый взгляд может показаться, что Лермонтов на сюжетном уровне хотел по­казать поражение своего героя. Но данное мнение было бы ошибочным. Да, Мцыри умирает, но он не отрекается от своих убеждений, «не молит о прощенье». Он говорит иноку:

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей.

Мцыри гибнет даже не от физического истощения, а от невозможности вернуться к прежней жизни, познав сво­боду. Эта мысль выражена в эпиграфе к поэме: «Вкушая, вкусив мало меда, и сe аз умираю».

Помимо конфликта между человеком и судьбой, в по­эме намечен и еще один, менее значительный, конфликт. Он заключается в противоречии между стремлениями Мцыри и его потенциальными возможностями. Отсюда сравнение героя с «в тюрьме воспитанным цветком».

Природа в поэме составляет и отдельную тему фило­софских размышлений автора. Эта тенденция прослежи­вается во всем творчестве Лермонтова. Природа была своеобразной лестницей между ним и Создателем, в еди­нении с ней поэт находил умиротворение:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, –

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

(«Когда волнуется желтеющая нива…»)

Следующей ярко выраженной чертой поэмы является динамичность ее сюжета. В романтических поэмах тради­ционно преобладает лирическое начало. Автор, прежде всего, ставит перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, показать его психологию. Здесь же лирическое и эпическое начала уравновешены. Интересно и то, что в произведении отсутствует любовная линия. Она лишь слегка намечена, хотя обычно ей отводится значительное место в романтической поэме.

Таким образом, поэма «Мцыри» – уникальное произ­ведение, один из лучших образцов поэтики романтизма. О верности Лермонтова этому литературному течению свидетельствует и свод излагаемых идей, и художествен­ные приемы, используемые автором, и особенности по­строения сюжета. Но в то же время Лермонтов вносит в поэму и много новых, индивидуальных черт. На мой взгляд, именно этот синтез традиционных романтических и новаторских приемов автора и привлекает читателей больше всего.

Здесь искали:

  • краткие Особенности жанра поэмы в творчестве М Ю Лермонтова (на примере поэмы “Мцыри”)

Замысел о написании романтической поэмы о скитаниях свободного горца, обреченного на монашеское затворничество, возник у Лермонтова на пороге юности - в 17 лет.

Об это свидетельствуют дневниковые записи, наброски: юноша, который вырос в стенах монастыря и ничего, кроме монастырских книг и безмолвных послушников не видел, внезапно обретает кратковременную свободу.

Формируется новое мировоззрение…

История создания поэмы

В 1837 году 23-летний поэт оказывается на Кавказе, который полюбил еще ребенком (бабушка возил его на санаторное лечение). В сказочном Мцхете он встретил старого монаха, последнего служителя уже не существующей обители, рассказавшего поэту историю своей жизни. В семилетнем возрасте, горец, мусульманский мальчик, был пленен русским генералом и увезен из родного дома. Мальчик болел, поэтому генерал оставил его в одном из христианских монастырей, где монахи решили вырастить из пленника своего последователя. Парень протестовал, несколько раз сбегал, в ходе одной из попыток едва не погиб. После очередного неудавшегося побега, все-таки принял сан, так как привязался к одному из старых монахов. Рассказ монаха восхитил Лермонтова - ведь он до странности совпадал с его давними поэтическими замыслами.

Вначале поэт озаглавил поэму «Бэри» (с грузинского это переводится как «монах»), но затем он заменил название на «Мцыри». В этом названии символически слились значения «послушник» и «пришелец», «чужеземец».

Поэма была написана в августе 1839 года, издана в 1840 году. Поэтическими предпосылками к созданию этой поэмы стали стихотворения «Исповедь» и «Боярин Орше», в новом произведении Лермонтов перенес действие в экзотическую, а потому очень романтичную обстановку - в Грузию.

Считается, что в описании монастыря у Лермонтова проступает описание мцхетского собора Светицховели, одного из древнейших святынь Грузии.

Вначале Лермонтов намеревался использовать для поэмы эпиграф на французском «Родина бывает только одна». Потом передумал - эпиграфом к поэме служит библейская цитата, переводимая с церковнославянского, как «Вкушая, вкусил мало меда - и вот, умираю». Это отсылка к библейской истории о царе Сауле. Предводитель воинства, Саул напутствовал своих воинов на битву. Он пригрозил казнью любому, кто сделает перерыв в битве, чтобы поесть и восстановить силы. Царь не знал, что его собственный сын вкусит запретного меда и ринется в бой. После удачного сражения царь решил казнить сына, в назидание всем, и сын готов был принять наказание («Выпил мёду, теперь я должен умереть»), но народ удержал царя от расправы. Смысл эпиграфа в том, что непокорный, свободный по своей природе человек не может быть сломлен, никто не вправе распоряжаться его правом на свободу, а если затворничество неизбежно, то подлинной свободой станет смерть.

Анализ произведения

Сюжет, жанр, тема и идея поэмы

Сюжет поэмы почти совпадает с изложенными выше событиями, но начинается не в хронологическом порядке, а представляет собой экскурс. Юноша, готовящийся к постригу в монахи, во время бури остается за стенами своего монастыря. Три дня свободы подарила ему жизнь, когда же его нашли больным и израненным, он рассказал старому монаху то, что ему довелось пережить. Юноша осознает, что непременно умрет, хотя бы потому, что после трех дней свободы он уже не сможет мириться с прежней жизнью в монастыре. В отличие от своего прототипа, Мцыри, герой поэмы, не мирится с монастырскими обычаями и умирает.

Почти вся поэма целиком - это исповедь юноши перед стариком-монахом (назвать исповедью этот рассказ можно только формально, так как рассказ юноши проникнут вовсе не стремлением к покаянию, а страстью к жизни, страстным желанием её). Напротив, можно сказать, что Мцыри не исповедуется, а проповедует, вознося новую религию - свободу.

Основной темой поэмы считается тема бунта как против формального затворничества, так и против обыденной, скучной, бездеятельной жизни. Также в поэме поднимаются темы:

  • любви к родине, потребности в этой любви, потребности в собственной истории и семье, в «корнях»;
  • противостояния толпы и ищущего одиночки, непонимания между героем и толпой;
  • тема свободы, борьбы и подвига.

Первоначально критика восприняла «Мцыри» как революционную поэму, призыв к борьбе. Тогда её идею понимали как верность своей идеологии и важность сохранения этой веры, несмотря на возможное поражение в борьбе. Мечты о родине Мцыри критики рассматривали как потребность присоединиться не только к совей утраченной семье, но и как возможность присоединиться к армии своего народа и сражаться вместе с ней, то есть, добиваться свободы и для своей родины.

Однако позже критики усмотрели в поэме больше метафизических смыслов. Идея поэмы видится более широко, так как образ монастыря пересматривается. Монастырь служит прообразом общества. Живя в обществе, человек мирится с определенными рамками, оковами для собственного духа, общество отравляет естественного человека, каким является Мцыри. Если бы проблема состояла в потребности сменить монастырь на природу, то Мцыри был бы счастлив уже за стенами монастыря, но и за пределами обители он не находит счастья. Он уже отравлен влиянием монастыря, и он стал чужим в мире природы. Таким образом, в поэме утверждается, что поиск счастья - сложнейший путь в жизни, где для счастья нет обязательных условий.

Жанр, композиция и конфликт поэмы

Жанр произведения - поэма, это жанр, наиболее любимый Лермонтовым, стоит на стыке лирики и эпоса и позволяет рисовать героя более детально, чем лирика, так как отражает не только внутренний мир, но и поступки, действия героя.

Композиция поэмы кольцевая - действие начинается в монастыре, переносит читателя в отрывочные детские воспоминания героя, в его трехдневные приключения и снова возвращается в монастырь. Поэма включает в себя 26 глав.

Конфликт произведения романтический, типичный для произведения в жанре романтизма: противопоставляется стремление к свободе и невозможность получить её, романтический герой в поиске и толпа, препятствующая его поиску. Кульминация поэмы - момент встречи с диким барсом и поединок со зверем, полностью вскрывающий внутренние силы героя, его характер.

Герои поэмы

(Мцыри рассказывает монаху свою историю )

В поэме всего два героя - Мцыри и монах, которому он рассказывает свою историю. Впрочем, можно сказать, что действующий герой только один, Мцыри, а второй безмолвен и тих, как и положено монаху. В образе Мцыри сходится множество противоречий, которые не позволяют ему быть счастливым: он крещенный, но иноверец; он монах, но бунтует; он сирота, но у него есть дом и родители, он «естественный человек», но не находит гармонии с природой, он из «униженных и оскорбленных», но внутренне свободнее всех.

(Мцыри наедине с собой и природой )

Это сочетание несочетаемого - трогательный лиризм в созерцании красот природы с могучей силой, мягкость и твердые намерения на побег - то, к чему сам Мцыри относится с полным пониманием. Он знает, что счастья для него нет ни в образе монаха, ни в образе беглеца; он удивительно точно понял эту глубокую мысль, хотя не является ни философом, ни хотя бы мыслителем. Последняя ступень протеста не дает примириться с этой мыслью, потому что человеку чужд оковы и тюремные стены, потому что он создан для того, чтобы стремиться к чему-нибудь.

Мцыри умирает, сознательно не прикасается к еде, предложенной монахом (тот спасает его второй раз от смерти, да еще и является его крестителем), просто не хочет выздоравливать.Он видит смерть как единственное возможное избавление от оков навязанной религии, от того, кто походя, не задумываясь, написал его судьбу. Он смотрит в глаза смерти мужественно - не так, как смиренно должен опустить перед нею глаза христианин, - и в этом его последний протест перед землей и Небом.

Художественные средства, значение поэмы в искусстве

Кроме типичных для романтических произведений средств художественной выразительности (эпитеты, сравнения, большое число риторических вопросов и восклицаний), роль в художественном своеобразии произведения играет поэтическая организация. Поэма написана 4-стопным ямбом, используется исключительно мужская рифма. В.Г. Белинский в отзыве о поэме подчеркнул, что этот настойчивый ямб и мужская рифма - словно могучий меч, рубящий врагов. Этот прием позволил нарисовать поистине страстные и яркие образы.

«Мцыри» стал источником вдохновения для множества поэтов и художников. Героические темы не раз пытались переложить на музыку, так как поэма стала настоящим символом неискоренимого стремления к свободе.

ПОЭМА – крупное стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом. Лиро-эпическое произведение, т.к. рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает собственные мысли, чувства, переживания.

Произведение Лермонтова «Мцыри» - это романтическая поэма.
Композиция поэмы своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе – строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трёх днях, проведённых на свободе, написана целая поэма.

Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны».

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

В поэме «Мцыри» рассказывается о трагической судьбе кавказского мальчика, плененного и увезенного русским генералом Ермоловым из родных краев. По дороге ребенок заболел и был оставлен в одном из местных монастырей. Здесь мальчик был вынужден проводить свою жизнь «вдали от солнечного света». Ребенок все время скучал по кавказским просторам, стремился обратно в горы.

Через некоторое время он как будто привык к стесненным условиям жизни в обители, выучил чужой язык и уже готовился к постригу в монахи. Однако в семнадцать лет юноша вдруг ощутил сильный душевный порыв, заставивший его внезапно покинуть монастырь и убежать в неведомые края. Он почувствовал себя свободным, к нему вернулась память детских лет. Парень вспомнил родной язык, лица некогда близких ему людей.

Опьяненный свежим воздухом и детскими воспоминаниями, юноша провел на воле три дня. За этот короткий срок он увидел все, чего лишила его неволя. Парень любовался картинами грузинской могучей природы, красивой девушкой, грациозно наполняющей кувшин водой. Он одолел в смертельной схватке барса и постиг степень собственной силы и ловкости. За три дня юноша прожил целую жизнь, наполненную яркими эмоциями и ощущениями. Найденный совершенно случайно в окрестностях монастыря без памяти, парень отказался принимать пищу, потому что понял, что прежнюю жизнь в неволе он продолжать не сможет.

Путь к мятежному сердцу Мцыри нашел только старый монах, который его крестил. Исповедуя юношу, старец узнал о том, что увидел и почувствовал парень за три дня своего неудавшегося побега.


Роль художественной детали в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».

Любая художественная деталь помогает раскрыть идейный смысл произведения. Пример - контрастное сопоставление цветов (доминирующий белый и розовые цвета первой части противопоставлены красному, пестрому, неестественному виду спины татарина во второй части рассказа) , контрастное сопоставление звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном повторяющихся на протяжении второй части) .
Улыбка полковника - благопристойный гражданин, заботливый отец. И как не приятен Этот человек Ивану Васильевичу во второй части рассказа.

Писатель обращается к резко социальному конфликту, который выражен и на уровне контрастной композиции (бал - наказание). Положительные в первой части рассказа детали (красивое лицо, статная фигура полковника, усы как у Николая I, обаятельная улыбка) становятся отрицательными во второй части. Красота полковника вызывает у Ивана Васильевича, наблюдающего наказание, отвращение (оттопыренная губа, надутые щеки полковника). Писатель прибегает к приему контрастного сопоставления цветов (доминирующий белый и розовые цвета первой части противопоставлены красному, пестрому, неестественному виду спины татарина во второй части рассказа), а также контрастного сопоставления звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном повторяющихся на протяжении второй

В рассказе "После бала" Толстой поднимает важную проблему: "Что влияет на становление личности человека: среда или случай? ". Он решает её, рассказывая о двух моментах жизни Ивана Васильевича, главного героя произведения: его любви к девушке Вареньке, счастливейшем балу в его жизни и сцене экзекуции, свидетелем которой он стал на следующее утро.
Толстой делает акцент именно на эпизод утра, и это не случайно. В небольшой сцене наказания, занимающей всего лишь четверть рассказа, и раскрывается основная мысль, авторская позиция. Поэтому Толстой называет свой рассказ "После бала".

В.П. Астафьев основную мысль рассказа «Фотография, на которой меня нет» выразил в финале: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». Объясните, как вы понимаете смысл этой фразы.

Основную мысль выразил автор в финале: «Деревенская фотография - своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». История - это не только войны, перевороты, эпохальные события; история страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет - часть этой истории.

В данном фрагменте автор, на мой взгляд, поднимает проблему связи между поколениями.
Вопрос, волнующий писателя, очень важен. Он представляет интерес для писателей, философов, педагогов, социологов и для любого простого человека, который задумывается о том, как жили его предки, что удалось сохранить после них.

Герой В. Астафьева «со стыдом» вспоминает, сколько бесценного уничтожил» он, «уничтожил безвозвратно. Он сожалеет о том, что у него не осталось ни одной фамильной вещи, что он ничего не унаследовал, как будто разорвалась «цепь времён». Писатель рассказывает и о другом человеке – учителе истории Николае Ивановиче, который по крупицам собирает четверть века старинные вещи не из этнографического интереса, а ради того, чтобы восстановить, не утратить связи между поколениями.
Рассказчик искренне восхищён музеем, созданным руками Николая Ивановича. Таким образом, вырисовывается авторская позиция: каждый человек должен стремиться к тому, чтобы сохранить хоть какую-то старинную вещь, особенно дорогую для родителей, дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек. Эта вещь должна вызывать особые воспоминания.
Невозможно не согласиться с мыслями автора. В. П. Астафьев прав в том, что фамильные вещи помогают сохранить, оживить воспоминания о близких людях, не разорвать цепь времён.

Я считаю, что смысл финальной фразы рассказа «Фотография, на которой меня нет» заключается в том, что снимок - это та вещь, которая напоминала людям о их корнях, о их прошлом, которое постепенно и неотвратимо стирается с памяти. Фотография - это исторический источник, который позволяет восстановить прошлое нашего народа, его быт. А так, как долгое время основное население нашей страны составляли крестьяне, то и деревенская фотография - это летопись всего российского народа.

В статье поговорим об анализе “Мцыри”. Это произведение, которое изучается ещё в школе. Оно очень полезно для детей, так как позволяет взглянуть на многие вещи с другой стороны. В статье мы проанализируем историю и постараемся сделать выводы.

История создания

Прежде чем говорить об анализе “Мцыри”, поговорим об истории создания. Замысел у автора появился еще в 1831 году. Тогда 17-летний Лермонтов много думал о судьбе своего знакомого монаха, который томился в монастыре. Также на юного творца повлияли впечатления, которые он получил, побывав на Кавказе и познакомившись с его фольклором. Кстати, впервые там он побывал еще в раннем детстве вместе со своей бабушкой. Путешествуя по дорогам Кавказа, Лермонтов встретил старика.

Тот жил в монастыре и поведал свою историю. Монах рассказал, как в детстве его пленили, и ему пришлось жить в монастыре. Он не раз предпринимал попытки бегства, так как был горцем и хотел вернуться к своей интересной жизни. Однако эти попытки заканчивались провалом, и он возвращался в стены обители. Наконец он сильно заболел, постарел, но уж больно привязался к одному монаху. Таким образом, он решил вести более спокойный образ жизни и свыкнуться со своей судьбой. Лермонтов услышал эту историю и решил запомнить её, только немножко видоизменить.

Заметьте, что на поэме стоит дата - 1839 г. Значит, именно в этом году автор завершил свою работу. Через год она была напечатана. Кстати, черновой вариант назывался «Бэри», что на грузинском языке означает «монах». А вот «мцыри» означает «послушник». Отметим также, что анализ произведения “Мцыри”, который будет представлен ниже, передает не только поверхностную канву истории, но и её глубинный смысл. Тема такой борьбы человека с обстоятельствами является излюбленной у Лермонтова. Он очень ценил это произведение и не раз читал его вслух.

Творческий метод и жанр

Отметим, что жанр поэмы был любимым для Лермонтова. Всего он написал около тридцати поэм, из которых опубликовал лишь три. Эти произведения автора носили сложный характер, часто представляли идеалы героев и лирическое мировоззрение. Таким образом, Лермонтов рисовал психологический портрет личности не просто отдаленно и со стороны, а в самой гуще всех событий. Кстати, не будем забывать, что в 30-х годах главным объектом изображения становился человек, который сталкивается с миром, и возникающие романтические конфликты. Рассматривая все характерные черты описываемой нами поэмы, можно заметить, что в ней тоже есть лирические нотки.

Особенности

Анализ поэмы Лермонтова “Мцыри” показывает настоящее противоречие между суровой действительностью и идеалами. Для этого автор использует символические образы и исповедальное повествование.

Рассмотрим образ самого мцыри. Он обладает цельным характером и романтическими чертами. Благодаря исповеди мы можем понять его внутренний мир и психологию. Отметим, что эпиграф является ключом к пониманию этого произведения. Лермонтов привел фразу из библейской легенды, где сын нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера.

Тема

Анализ стихотворения “Мцыри” Лермонтова показывает, что здесь много здравого рассудка и образности. Определения и толкования весьма разнообразны, но все они рациональные. При этом каждое из них выражает некоторую часть замысла Лермонтова.

Мы рассматриваем историю человека, который погибает от жажды жизни в противном ему монастыре. Кстати, в этом произведении Лермонтов выразил свое отношение к войне на Кавказе и судьбе многих молодых людей. Таким образом, мы понимаем, что поэма не просто образная - она напрямую касается современников автора. При этом он очень гармонично соединяет образ Родины и Свободы в единое целое. Главный герой ради своей родной земли готов отказаться от всех благ. Желание покинуть стены монастыря и вырваться на свободу обрекает мученика на одиночество. Ему приходится делать сложный выбор, и он не может примирить в себе два начала. Все темы, которые были затронуты в произведении, так или иначе характеризуют самого М. Лермонтова.

Идея

Анализ стихотворения “Мцыри” показывает, что оно полно бунтарского пафоса. Во всех речах и монологах слышится голос человека, который ощущает собственную силу духа и уверенность. По мнению некоторых критиков, мцыри является идеалом для самого М. Лермонтова.

Однако в современном мире гораздо ярче проявляется философский смысл поэмы, а не бунтарский пафос. Монашеское общество далеко от горца, оно ему чуждо. Именно поэтому ему хочется вернуться в свою культурную среду, которая ему близка, но разорвать узы с монахами не так-то просто. Художественное произведение состоит из борьбы человека за свою волю. Герой готов на всё в борьбе за свободу, свои идеалы и верность, даже если грядет поражение.

Характер конфликта

Анализ произведения “Мцыри” Лермонтова сосредоточен исключительно на романтическом аспекте. Конфликт главного героя и монахов - это не просто история, это глубокая внутренняя проблема. Именно поэтому автор очень часто использует образы ветра, земли, птиц, зверей. Кроме того, даже появляются невидимые силы, которые выражают саму судьбу. Современники автора отмечали, что его герой охвачен какой-то немыслимой силой, страстью, заставляющей действовать против принятых в обществе порядков.

Это очень близкий и характерный для М. Ю. Лермонтова мотив в творчестве, который заключается в борьбе между внутренним миром и жестокой реальностью. Мы наблюдаем, как горец мечтает о свободе, о бегстве, какие планы он строит на будущее. Но трагедия главного героя заключается в том, что он мечется между силой духа и слабостью тела.

Сюжет и композиция

А что еще можно сказать об анализе “Мцыри” Лермонтова? Кратко говоря, в основе лежит романтическая история. Однако образ монастыря вовсе не символизирует протест Лермонтова против веры. Однако автор считал, что для настоящей веры не нужны стены, черные одежды и скудная еда. Для этого достаточно быть человеком и жить, следуя своему сердцу.

Надо заметить, что поэма состоит из 26 глав. В некоторых из них главный герой выступает не только собственно героем, но и рассказчиком.

Максимально раскрывается психология героя в форме исповеди, которая позволяет проникнуться всеми его чувствами. Перед этим идёт небольшое авторское отступление, которое позволяет читателю обратить внимание на исторический фон описываемых событий. Завязка начинается со сцены бегства во время грозы из монастыря. Затем мы наблюдаем схватку с барсом, которая является кульминацией. При этом композиционное построение замкнуто, так как действие начинается и заканчивается в монастыре. Таким образом автор акцентировал внимание на роке судьбы.

Художественное своеобразие

Анализ поэмы “Мцыри” позволяет раскрыть образ героя-бунтаря, который не склонен к полутонам и полумерам. Такие характеры очень глубокие и сложные, они требуют особой психологической проработки. Несмотря на это, личность горца цельная и свободная, он не находится во власти каких-то страхов или мыслей. Но при этом для Лермонтова “Мцыри” был скорее символом, в котором он воплотил свои идеи о том, какой должна быть личность и её путь. Мы наблюдаем за человеком, который при любой возможности готов начать борьбу и защищать свои интересы, даже если в итоге ему достанется всего глоток свободы.

Анализ “Мцыри” Лермонтова позволяет понять, что на самом деле автор и герой очень близки, а эпиграф является откровением автора. Поэма восхищает, так как в ней удивительным образом сочетаются голоса героя и автора, а также прекрасная кавказская природа. Правильному пониманию истории помогают поэтические образы, важнейший из которых - гроза. Она выражает не просто явление природы, а настоящую Божью кару.

Анализ поэмы Лермонтова показывает, что автор с удовольствием использует средства художественной выразительности. Его излюбленным приемом является сравнение. Благодаря ему он подчеркивает образ горца, сравнивая его с тростником или горами. Также благодаря сравнению мы можем понять мечтательность главного героя. Этот художественный прием позволяет прочувствовать, насколько близок он с природой и как далек от мира людей.

Значение

Анализ “Мцыри” был проведён нами для того, чтобы понять, какое значение имеет это произведение. При этом надо сказать, что Лермонтов является крупнейшим представителем не только русского, но и мирового романтизма. Практически все его произведения определяются романтическим пафосом. Он продолжил лучшие традиции предшествующих ему авторов. Свой поэтический талант он максимально раскрыл в поэме “Мцыри”. Анализ произведения позволил нам увидеть, что у самого автора есть высокие идеалы, к которым он стремится. Также отметим, что эта поэма вдохновляла множество поколений творческих людей.

Подводя итоги статьи, хотелось бы сказать о том, что анализ поэмы - интересный, увлекательный процесс, который заставляет задуматься о вечных ценностях и ценности самой личности вне зависимости от обстоятельств. Не каждый человек способен на такую силу духа, и, наверное, приобрести эту способность очень сложно, таким нужно родиться. Однако это всё же несправедливое утверждение, так как иногда жизнь позволяет человеку освободиться от лишнего и проявить свою волю.

Новое на сайте

>

Самое популярное