Домой Суставы Образ Григория Мелехова. Трагическая судьба

Образ Григория Мелехова. Трагическая судьба

Михаил Шолохов впервые в литературе с такой широтой и размахом показал жизнь донского казачества и революции. Самые лучшие черты донского казака выражены в образе Григория Мелехова. «Крепко берег Григорий казачью честь». Он – патриот своего края, человек, начисто лишенный стремления приобретать или властвовать, ни разу не опустившийся до грабежа. Прототип Григория – казак с хутора Базки станицы Вешенской Харлампий Васильевич Ермаков.

Михаил Шолохов впервые в литературе с такой широтой и размахом показал жизнь донского казачества и революции.

Самые лучшие черты донского казака выражены в образе Григория Мелехова. «Крепко берег Григорий казачью честь». Он – патриот своего края, человек, начисто лишенный стремления приобретать или властвовать, ни разу не опустившийся до грабежа. Прототип Григория – казак с хутора Базки станицы Вешенской Харлампий Васильевич Ермаков.

Григорий – выходец из середняцкой семьи, которая привыкла сама трудиться на своей земле. До войны мы видим Григория мало задумывающимся над социальными вопросами. Семья Мелеховых живет в достатке. Григорий любит свой хутор, свое хозяйство, работу. Труд был его потребностью. Не раз во время войны с глухой тоской вспоминал Григорий близких людей, родной хутор, работу на полях: «Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат порезанной лемехом травы».

В тяжелой семейной драме, в испытаниях войны раскрывается глубокая человечность Григория Мелехова. Его характеру свойственно обостренное чувство справедливости. Во время сенокоса Григорий попал косой на гнездо, порезал дикого утенка. С чувством острой жалости смотрит Григорий на мертвый комочек, лежащий на его ладони. В этом чувстве боли проявилась та любовь ко всему живому, к людям, к природе, которая отличала Григория.

Поэтому естественно, что Григорий, брошенный в пекло войны, тяжко и мучительно переживает первый свой бой, не может забыть убитого им австрийца. «Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой», - жалуется он брату Петру.

Во время I мировой войны Григорий храбро сражался, первым из хутора получил георгиевский крест, не задумываясь над тем ради чего проливал кровь.

В госпитале встретился Григорию умный и язвительный солдат-большевик Гаранжа. Под пламенной силой его слов задымились устои, на которых покоилось сознание Григория.

Начинаются его поиски правды, которые с самого начала приобретают явный социально-политический оттенок, ему приходится выбирать между двумя различными формами правления. Григорий устал от войны, от этого враждебного мира, его охватило желание вернуться к мирной хуторской жизни, пахать землю и ухаживать за скотом. Очевидная бессмыслица войны пробуждает в нем беспокойные мысли, тоску, острое недовольство.

Война не принесла Григорию ничего хорошего. Шолохов, сосредоточив внимание на внутренних превращениях героя пишет следующее: «С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью… он знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства».

Во время революции поиски правды Григорием продолжаются. После спора с Котляровым и Кошевым, где герой заявляет, что пропаганда равенства – лишь приманка, чтобы ловить невежественный народ, Григорий приходит к выводу, что глупо искать единую всеобщую правду. У разных людей – своя разная правда в зависимости от их устремлений. Война представляется ему как конфликт между правдой русских крестьян и правдой казаков. Крестьянам нужна казачья земля, казаки защищают ее.

Мишка Кошевой, теперь его зять (т.к. муж Дуняшки) и председатель революционного комитета, принимает Григория со слепым недоверием и говорит, что его следует наказать без снисхождения за борьбу против красных.

Перспектива быть расстрелянным представляется Григорию несправедливым наказанием ввиду службы в 1 конной армии Буденного (Сражался на стороне казаков во время Вёшенского восстания 1919 г., затем казаки соединились с белыми, а после сдачи в Новороссийске Григорий не нужен стал), и он решает уйти от ареста. Это бегство означает окончательный разрыв Григория с большевистским режимом. Большевики не оправдали его доверия, не приняв в расчет его службу в 1-ой конной, и они сделали из него врага своим намерением лишить его жизни. Большевики подвели его более предосудительным способом, чем белые, у которых не доставало пароходов для эвакуации всех войск из Новороссийска. Эти два предательства – кульминационные моменты в политической одиссее Григория в 4-ой книге. Они оправдывают его моральное неприятие каждой из воюющих сторон и оттеняют его трагическое положение.

Предательское отношение к Григорию со стороны белых и красных находится в резком противоречии с постоянной верностью близких ему людей. Эта личная преданность не продиктована никакими политическими соображениями. Часто используется эпитет «верный» (у Аксиньи любовь «верная», Прохор – «верный ординарец», шашка Григория послужила ему «верно»).

Последние месяцы жизни Григория в романе отличаются полным отключением сознания от всего земного. Самое страшное в жизни – смерть его любимой – уже случилось. Все, что он хочет в жизни – увидеть еще раз свой родной хутор и своих детей. «Тогда можно бы и помирать», - думает он (в возрасте 30 лет), что у него нет никаких иллюзий, что ожидает его в Татарском. Когда желание увидеть детей становится непреодолимым, он едет в родной хутор. Последнее предложение романа говорит о том, что сын и родной дом – это «все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с семьей и со всем… миром».

Любовь Григория к Аксинье иллюстрирует взгляд автора на преобладание естественных импульсов в человеке. Отношение Шолохова к природе явно свидетельствует, что он, как и Григорий, не считает войну наиболее разумным способом решения социально-политических проблем.

Известные из печати суждения Шолохова о Григории сильно разнятся друг от друга, так как содержание их зависит от политического климата времени. В 1929 году перед рабочими с московских заводов: «Григорий, в моем мнении, является своеобразным символом середняцкого донского казачества».

А в 1935 году: «У Мелехова очень индивидуальная судьба, и в нем я никак не пытаюсь олицетворить середняцкое казачество».

А в 1947 году утверждал, что Григорий олицетворяет типичные черты не только «известного слоя донских, кубанских и всех других казаков, но также и русского крестьянства в целом». В то же время он подчеркнул уникальность судьбы Григория, назвав ее «в значительной степени индивидуальной». Шолохов, таким образом, убил сразу двух зайцев. Его нельзя было упрекнуть в том, что он намекает на наличие у большинства казаков таких же антисоветских взглядов, что и у Григория, и он показал, что прежде всего Григорий – лицо вымышленное, а не точная копия определенного социально-политического типажа.

В постсталинский период Шолохов был так же скуп по части комментариев о Григории, как и раньше, но он высказал свое понимание трагедии Григория. Для него это трагедия правдоискателя, который введен в заблуждение событиями своего времени и позволяет правде ускользнуть от него. Правда, естественно, на стороне большевиков. Одновременно Шолохов явно высказал мнение о сугубо личных аспектах трагедии Григория и выступил против грубой политизации сцены из фильма С. Герасимова (едет в гору – сын на плече – к вершинам коммунизма). Вместо картины трагедии можно получить этакий легкодумный плакат.

Высказывание Шолохова о трагедии Григория показывает, что по крайней мере в печати он говорит о ней на языке политики. Трагическая ситуация героя – результат неудачи Григория в сближении с большевиками, носителями истинной правды. В советских источниках – это единственная интерпретация правды. Кто-то возлагает всю вину на Григория, другие подчеркивают роль ошибок местных большевиков. Центральная власть, конечно, вне упреков.

Советский критик Л. Якименко замечает, что «борьба Григория против народа, против великой правды жизни приведет к опустошению и бесславному концу. На развалинах старого мира встанет перед нами трагически сломленный человек, - ему не будет места в начинающейся новой жизни».

Трагической виной Григория была не его политическая ориентация, а его истинная любовь к Аксинье. Именно так трагедия представлена в «Тихом Доне» по мнению более позднего исследователя Ермолаева.

Григорию удалось сохранить гуманные качества. Воздействие на него исторических сил устрашающе огромно. Они разрушают его надежды на мирную жизнь, втягивают его в войны, которые он считает бессмысленными, заставляют его утратить и веру в Бога, и чувство жалости к человеку, но они все же бессильны разрушить главное в его душе – его прирожденную порядочность, его способность к истинной любви.

Григорий остался Григорием Мелеховым, запутавшимся человеком, жизнь которого дотла выжгла гражданская война.

Система образов

В романе действует большое количество персонажей, причём многие вообще не имеют собственного имени, но они действуют, влияют на развитие сюжета и взаимоотношения героев.

Действие сосредоточено вокруг Григория и его ближайшего окружения: Аксиньи, Пантелея Прокофьевича и остальной его семьи. Действует в романе и ряд подлинных исторических персонажей: казаки-революционеры Ф. Подтелков, белогвардейские генералы Каледин, Корнилов.

Критик Л. Якименко, выражающий советский взгляд на роман, выделял в романе 3 основные темы и, соответственно, 3 большие группы персонажей: судьба Григория Мелехова и семьи Мелеховых; донское казачество и революция; партия и революционный народ.

Образы женщин-казачек

Свою долю тягот гражданской войны стойко несли женщины, жены и матери, сестры и любимые казаков. Тяжелый, переломный момент в жизни донских казаков показан автором сквозь призму жизни членов семьи, жителей хутора Татарского.

Оплотом этой семьи является мать Григория, Петра и Дуняшки Мелеховых – Ильинична. Перед нами уже пожилая казачка, у которой взрослые сыновья, а младшая дочь Дуняшка, уже подросток. Одной из главных черт характера этой женщины можно назвать спокойную мудрость. Иначе бы она просто не смогла ужиться со своим эмоциональным и вспыльчивым мужем. Без какой-либо суеты она ведет хозяйство, заботиться о детях и внуках, не забывая и об их душевных переживаниях. Ильинична экономная и расчетливая хозяйка. Она поддерживает в доме не только внешний порядок, но и следит за моральной атмосферой в семье. Она осуждает связь Григория с Аксиньей, и, понимая, как тяжело законной жене Григория Наталье жить с мужем, относиться к ней словно к родной дочери, всячески стараясь облегчить ее труд, жалеет ее, порой даже дает лишний час поспать. То, что Наталья живет в доме у Мелеховых после попытки самоубийства, многое говорит о характере Ильиничны. Значит, в этом доме было душевное тепло, в котором так нуждалась молодая женщина.

В любой жизненной ситуации Ильинична глубоко порядочна и душевна. Она понимает Наталью, которую измучили измены мужа, дает ей выплакаться, а потом пытается отговорить от необдуманных поступков. Нежно ухаживает за больной Натальей, за внуками. Осуждая Дарью за слишком вольное поведение, она тем не менее скрывает ее болезнь от мужа, чтобы тот не выгнал ее из дома. В ней есть какое-то величие, способность не обращать внимание на мелочи, а видеть главное в жизни семьи. Ей присущи мудрость и спокойствие.

Наталья: О силе ее любви к Григорию говорит ее попытка самоубийства. Ей слишком многое пришлось испытать, ее сердце измучено постоянной борьбой. Только после смерти жены Григорий понимает, как много она для него значила, каким сильным и красивым человеком была. Полюбил он свою жену через детей.

В романе Наталье противостоит Аксинья, тоже глубоко несчастная героиня. Муж ее часто избивал. Со всем пылом своего неистраченного сердца она любит Григория, готова с ним беззаветно идти, куда бы он ее ни позвал. Аксинья умирает на руках любимого, что становиться еще одним страшным ударом для Григория, теперь «черное солнце» светит Григорию, он остался без теплого, нежного, солнечного света – любви Аксиньи.

Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения…
даже доныне и не будет… Предаст же брат брата на смерть, и отец детей;
и восстанут дети на родителей и умертвят их.

Из Евангелия

Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова
выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплотившего в себя
основные черты мощного народного духа. Григорий - молодой казак,
удалец, человек с большей буквы, но в то же время он человек не без
слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней
женщине - Аксинье, которую он не в силах побороть.

Григорий Мелехов и Аксинья Астахова.
Судьба Григория стала символом трагических судеб русского
казачества. И потому, проследив весь жизненный путь Григория Мелехова,
начиная с истории рода Мелеховых, можно не только раскрыть причины его
бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической
эпохи, чей глубокий и верный облик мы находим на страницах «Тихого
Дона», можно многое осознать в трагической судьбе казачеств и русского
народа в целом.

Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия: вспыльчивый,
независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь
бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и
в его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях
русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им
шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Основное его
отличие, от простых казаков, заключалось в том, что его нравственное
чувство не позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей,
ни участвовать в казачьих грабежах и расправах. Создаётся такое
впечатление, что эта эпоха, посылающая Мелехову испытания, старается
уничтожить, либо сломить непокорного, гордого казака.

Григорий Мелехов в атаке в Первую мировую войну.

Озверения, вызванного гражданской войной, Григорий не приемлет. И в конечном счете оказывается чужим во всех враждующих станах. Он
начинает сомневаться, ту ли правду ищет. Мелехов думает о красных: "Они воюют, чтобы им лучше жить, а мы за свою хорошую жизнь воевали... Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет... А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался... В старину, слышно, Дон татары обижали, шли отнимать землю, неволить. Теперь - Русь. Нет! Не помирюсь я! Чужие они мне и всем-то казакам". Чувство общности испытывает он только с земляками казаками, особенно в пору Вёшенского восстания. Мечтает о том, чтобы казаки были независимы и от большевиков и от "кадетов", но быстро понимает, что никакой "третьей силе" в борьбе красных и белых не остается места. В белоказачьей армии атамана Краснова Григорий Мелехов служит без воодушевления. Здесь он видит и грабеж, и насилия над пленными, и нежелание казаков воевать за пределами области Войска Донского, и сам разделяет их настроения. И так
же без энтузиазма воюет Григорий с красными после соединения вёшенских повстанцев с войсками генерала Деникина. Офицеры, задающие тон в Добровольческой армии, для него люди не просто чужие, но и враждебные. Недаром врагом становится и есаул Евгений Листницкий, которого Григорий за связь с Аксиньей избивает до полусмерти. Мелехов предчувствует поражение белых и не слишком печалится по этому поводу. По большому счету война ему уже надоела, а исход едва ли не безразличен. Хотя в дни отступления "временами у него рождалась смутная надежда на то, что опасность заставит распыленные, деморализованные и враждующие между собою силы белых объединиться, дать отпор и опрокинуть победоносно наступающие красные части".

Разделы: Литература

План урока.

  1. История рода Мелеховых. Уже в истории рода закладывается характер Григория.
  2. Портретная характеристика Григория в сопоставлении с его братом Петром (именно Григорий, а не Петр явл-ся продолжателем рода “турок” – Мелеховых.)
  3. Отношение к труду (дом, имение Листницких Ягодное, тоска по земле, восемь возвращений домой: все возрастающая тяга к родному дому, хозяйственность.
  4. Образ Григория на войне как воплощение авторской концепции войны (долг, принуждение, бессмысленная жестокость, разрушение). Григорий никогда не воевал со своими казаками, ни разу не описывается участие Мелехова в междоусобной братоубийственной войне.
  5. Типичное и индивидуальное в образе Григория. (почему Мелехов возвращается домой, не дождавшись амнистии?)
  6. Точки зрения писателей и критиков на образ Григория Мелехова

I

В критике до сих пор не прекращаются споры о сущности трагедии Григория Мелехова.

Сначала было мнение, что это трагедия отщепенца.

Он, мол, пошел против народа и потому растерял все человеческие черты, стал одиноким волком, зверем.

Опровержение: отщепенец не вызывает сочувствия, а над судьбой Мелехова плакали. Да и не стал Мелехов зверем, не потерял способности чувствовать, страдать, не потерял желание жить.

Другие объясняли трагедию Мелехова заблуждением.

Здесь было верно, что Григорий, согласно этой теории, нес в себе черты русского национального характера, русского крестьянства. Далее говорили, что он наполовину собственник, наполовину труженик. /цитата Ленин о крестьянине (ст. о Л. Толстом))

Вот и Григорий колеблется, но в конце концов заблудился. Его надо поэтому и осудить, и пожалеть.

Но! Григорий путается не из-за того, что он собственник, а из-за того, что в каждой из воюющих сторон не находит абсолютной нравственной правды, к которой он стремится с присущим русским людям максимализмом.

1) С первых страниц Григорий изображается в повседневной созидательной крестьянской жизни:

  • На рыбалке
  • С конем у водопоя
  • В любви,
  • Сцены крестьянского труда

Ц: “Ноги его уверенно топтали землю”

Мелехов слит с миром, является его частью.

Но в Григории необычайно ярко проявляется личностное начало, русский нравственный максимализм с его желанием дойти до сути, не останавливаясь на половине, не мириться ни с какими нарушениями естественного хода жизни.

2) Он искренен и честен в своих мыслях и поступках. (особенно сильно это проявляется в отношениях с Наташей и Аксиньей:

  • Последняя встреча Григория с Натальей (ч.VII гл.7)
  • Смерть Натальи и связанные с ней переживания (ч.VII гл.16-18)
  • Смерть Аксиньи (ч.VIII гл.17)

3) Григория отличает острая эмоциональная реакция на все происходящее , у него отзывчивое на впечатления жизни сердце . В нем развито чувство жалости, сострадания, об этом можно судить по таким строкам:

  • На сенокосе Григорий нечаянно подрезал ********* (ч.I Гл.9)
  • Эпизод с Франей ч.2 гл.11
  • Суета с убитым австрийцем (ч.3 гл.10)
  • Реакция на известие о казни Котлярова (ч.VI)

4) Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и прямым по характеру , Григорий проявил себя как человек, способный на поступок.

  • Драка со Степаном Астаховым из-за Аксиньи (ч.I гл.12)
  • Уход с Аксиньей в Ягодное (ч.2 гл.11-12)
  • Столкновение с вахмистром (ч.3 гл.11)
  • Разрыв с Подтелковым (ч.3 гл.12)
  • Столкновение с генералом Фицхалауравым (ч.VII гл.10)
  • Решение, не дожидаясь амнистии, вернуться в хутор (ч.VIII гл.18).

5) Подкупает искренность его побуждений – он нигде не соврал перед самим собой, в своих сомнениях и метаниях. В этом нас убеждают его внутренние монологи (ч.VI гл.21,28)

Григорий – единственный персонаж, которому дано право на монологи – “мысли”, выявляющие его духовное начало.

6) Невозможно “подчиняться догматическим правилам”, заставили Григория бросить хозяйство, землю, уйти с Аксиньей в имение Листницких кошохом.

Там, показывает Шолохов, социальная жизнь нарушила ход жизни естественной. Там впервые герой оторвался от земли, от истоков.

“Легкая сытая жизнь,– его портила. Он обленился, растолстел, выглядел старше своих лет”.

7) Но слишком крепко в Григории народное начало , чтобы не сохраниться в его душе. Стоило Мелехову во время охоты оказаться на своей земле, как весь азарт пропал, а в душе втрепенулось вечное, главное чувство.

8) Эта пропасть м/у стремлением человека к сожалению и разрушительными тенденциями эпохи расширилась и углубилась на первой мировой войне. (верен долгу – активен в боях – награды)

Но! Чем больше он углубляется в военные действия, тем больше его тянет к земле, к труду. Ему сниться степь. Сердцем он с любимой и далекой женщиной. А душу его гложет совесть: “… трудно целовать реб., открыть глянуть в его глаза.”

9) Революция вернула Мелехова к земле, с любимой, к семье, и детям. И он всей душой встал на сторону нового строя. Но та же революция своей жестокостью с казаками, своей несправедливостью к пленным, да и к самому Григорию вновь толкнула его на тропу войны.

Усталость и озлобленность ведут героя к жестокости - убийство Мелеховым матросов (именно после него Григорий будет мотаться по земле в “чудовищном просветлении”, осознавая, что далеко ушел от того, для чего рожден и за что сражался.

“Неправильный у жизни ход, и, может и я в этом виноватый”, – признался он.

10) Вступившись со всей присущей ему энергией за интересы тружеников и потому стал одним из руководителей Вешенского восстания, Григорий убеждается, что оно не принесло ожидаемых результатов: от белого движения казаки страдают также, как до этого страдали от красных. (мир на Дон не пришел, а возвратились те же дворяне, презиравшие рядового казака,казака-крестьянина.

11) Но Григорию чуждо чувство национальной исключительности: с глубоким уважением относится Григорий к англичанину – механику с трудовыми мазолями.

Свой отказ от эвакуации за море Мелехов предваряет утверждением о России: “Какая бы ни была мать, а она родней чужой!”

12) И вновь спасение для Мелехова – возврат к земле, к Аксинье, и детям . Насилие вызывает в нем отвращение. (он отпускает из тюрьмы родственников красных казаков) загоняет лошадь, чтоб спасти Ивана Алексеевича и Мишку Кошевого.)

13) Перейдя к красным в последние годы гражданской войны, Григорий стал , по словам Прохора Зыкова, “веселый и гладкий ”. Но немаловажно и еще то, что роли Мелехова не сражался со своими , а находился на польском фронте.

В VIII ч. Очерчен идеал Григория: “Он ехал домой, чтобы в конце концов взяться за работу, пожить с детьми, с Аксиньей…”

Но его мечте не суждено было сбыться. Михаил Кошевой ( представитель революционного насилия) спровоцировал Григория на побег из дома, от детей, Аксиньи .

15) Он вынужден прятаться по хуторам, примкнуть к банде Фомина.

Отсутствие выхода (а под расстрел ему не давала идти жажда жизни) толкает его на явное неправое дело.

16) Все, что осталось у Григория к концу романа, – это дети, земля-матушка (Шолохов трижды подчеркивает, что боль в груди Григория лечит, ложась на “сырую землю”) и любовь к Аксинье. Но и это немногое еще уходит с гибелью любимой женщины.

“Черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца” (это характеризует силу чувства Григория и степень ощущения или потери).

“Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других”.

В этой тяге к жизни нет личного спасения Григорию Мелехову, а есть утверждение идеала жизни.

В финале романа, когда возрождается жизнь, Григорий бросил в воду винтовку, наган, патроны, вытер руки “перешел Дон по синему мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…”

Мнение критиков о финале.

Критика долго и много спорила о дальнейшей судьбе Мелехова. Советские литературоведов утверждал, что Мелехов вольется в социалистическую жизнь. Западные критики говорят, что на следующий день маститый казак будет арестован, а потом казнен.

Шолохов открытым финалом оставил возможность для обоих путей. Это не имеет принципиального значения, т.к. в финале романа утверждается то, что составляет суть гуманистической философии главного героя романа, человечества в XX в.: под холодным солнцем” сияет огромный мир, продолжается жизнь, воплощенная в символической картине ребенка на руках у отца. (образ ребенка как символа вечной жизни присутствовал уже во многих “Донских рассказах” Шолохова, им завершается и “Судьба человека”.

Вывод

Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XXв.

“Григорий Мелехов – целостный человек в трагически разорванном времени”. (Е. Тамарченко)

  1. Портрет, характер Аксиньи. (ч.1 гл.3,4,12)
    Зарождение и развитие любви Аксиньи и Григория. (ч.1 гл.3, ч.2, гл.10)
  2. Дуняша Мелехова (ч.1 гл.3,4,9)
  3. Дарья Мелехова. Драматичность судьбы.
  4. Материнская любовь Ильиничны.
  5. Трагедия Натальи.

Тем, что Мелехов всегда искал правду во всём. Далее подробнее.

В романе «Тихий Дон» автор повествует о сложнейшем периоде жизни нашей страны, о социальных и моральных потрясениях в годы революции и Гражданской войны. Рушится привычный уклад жизни, коверкаются и ломаются судьбы людей. Трагичен и путь главного героя романа Григория Мелехова, как и путь всего российского народа этого времени.

Григорий Мелехов – потомственный донской казак. Он представитель двух кровей – турецкой и казацкой. Но при этом в его облике явно преобладают черты, унаследованные от бабки-турчанки: восточные, чуть раскосые глаза, вислый нос, подсиненные миндалины глаз, острые скулы и что-то звероватое в улыбке и взгляде. Но, кроме внешнего сходства со своими предками, Григорий перенял и особенности родового характера: хозяйственность и трудолюбие, гордость и независимость, свободолюбие и своеволие. Среди земляков он выделяется храбростью, горячностью в поступках, глубиной чувств, добротой и нежностью в отношениях с женщинами. Как истинный казак, Мелехов никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы, не был карьеристом. И на протяжении всего романа мы видим глубокую привязанность Григория к родному хутору, к дому, к земле.

Но основной чертой характера Мелехова является его стремление к нравственной истине. Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, он при этом размышляет, оценивает, судит себя и других. Несмотря на природную сметливость, Григорию трудно разобраться в общественных противоречиях. Но обостренное чувство справедливости заставляет его постоянно искать историческую правду и смысл жизни.

Началом жизненных испытаний для Григория Мелехова стала Первая мировая война. Оказавшись в гуще военных событий, он проявляет себя как смелый и стойкий боец. Уклоняться от военной службы ему не приходило в голову, потому что это противоречило бы его представлениям о казачьем долге и чести. Но при этом Мелехов не приемлет смерть и утверждает значимость человеческой жизни. Поэтому таким тяжелым нравственным испытанием стало для него первое убийство австрийского солдата. «Меня совесть убивает», - признается он брату. Со временем Григорий перестает щадить свою и чужую жизнь. Но война не разрушила его моральных принципов, он не принимает утверждения об оправданности смерти. И здесь проявляется трагический разлад в душе героя между собственными убеждениями и суровой реальностью.

Очевидная жестокость и бессмысленность кровавых сражений пробуждают в Мелехове тоску, беспокойные мысли. Он разочарован в войне.

Получив ранение, Григорий попадает в госпиталь, где встречает большевика Гаранжу. Эта встреча совершила в душе Мелехова глубокий переворот, заставив его коренным образом пересмотреть свои взгляды на верность царю, воинскому долгу. Таким образом, встреча с Гаранжой привела Мелехова к пониманию, что он жил в мире иллюзий, далеких от справедливой жизни.

Вопрос поиска правды для главного героя особенно обостряется в период Гражданской войны. Революция словно бы провела черту, разделившую людей на «своих» и «чужих». Многие выбрали свой путь, подчинившись внезапному порыву или стечению обстоятельств. Григория же одолевают сложные, противоречивые чувства, он находится в постоянных сомнениях. В жизни Мелехова наступает период неуверенности в правильности своих действий, справедливости выбора. Он воюет то на стороне красных, то на стороне белых. Но жестокость, грабежи, убийства, насилие отталкивают Григория и от тех, и от других. Переходя с одной стороны на другую, Мелехов понимает, что справедливости нет ни у белых, ни у красных: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет…».

Перед Верхнедонским восстанием Григорий решил, что нашел, наконец, свою правду: «Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее…». Мы видим ожесточившегося человека, готового яростно защищать свою собственность, свой кусок земли. И все же Григорий чувствует, что правда его слишком жестока, усталость от войны, ощущение безысходности происходящего не покидают его.

На протяжении всего романа Мелехов находится в положении «между», что еще больше усиливает трагичность его судьбы. Испытывая внутреннее стремление к мирному труду на своей земле, Григорий вынужден постоянно участвовать в боевых действиях, таким образом, находясь в состоянии между войной и миром. И чем больше Мелехов втянут в круговорот Гражданской войны, тем сильнее он мечтает о мирной жизни.

Но оторванный от своей земли, вынужденный воевать, Мелехов разрывается между гуманизмом и необходимостью убивать. И если сначала Григорий с ненавистью рубит матросов, то совсем скоро он бьется в истерике, осознавая содеянное им. В такие минуты он испытывает чувство безотчетной жалости к людям, ему хочется «отвернуться от бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира».

И в личной жизни Мелехов вынужден постоянно находиться «между». С одной стороны – дом, жена, дети, с другой – любимая женщина. Выбирая между Натальей и Аксиньей, Григорий сумел полюбить и ту, и другую. «Он не прочь был жить с ними с обеими, любя каждую из них по-разному…». Но роковые обстоятельства прерывают мучительный выбор главного героя между двумя женщинами. Теперь у него есть только сын.

Итак, на протяжении всего романа мы видим, как человек, страстно любивший жизнь, постепенно теряет веру в нее, веру в себя и в свою правоту. Путь к правде оказался для Григория долгим, извилистым, тернистым. И все же на этом пути он не убил в себе человека окончательно. Об этом говорит добровольное разоружение и возвращение Мелехова в родной хутор, его готовность ответить перед народом за совершенные ошибки и пролитую им людскую кровь. Заключительная картина с сыном на руках у отца – это и есть то немногое сбывшееся, о чем мечтал Григорий. Эта сцена утверждает жизнь ради жизни, жизнь, в которой нет места смерти, ненависти, изматывающим поискам абсолютной нравственной правды, позволяющей построить честный, справедливый и счастливый мир для большинства.

Таким образом, на примере Григория Мелехова М.А.Шолохов показал нам сложные, напряженные, мучительные поиски истины, которые охватили весь российский народ в период революции и Гражданской войны. Трагический путь донского казака с его сомнениями, колебаниями, печалями – это путь всего русского народа того мятежного времени.

Григорий Мелехов – центральный персонаж романа «Тихий Дон», безуспешно ищущий свое место в изменяющемся мире. В разрезе исторических событий показал нелегкую судьбу донского казака, умеющего страстно любить и самоотверженно воевать.

История создания

Задумывая новый роман, Михаил Шолохов не предполагал, что работа в итоге выльется в эпопею. Начиналось все невинно. В средине осени 1925 года писатель приступил к первым главам «Донщины» – так изначально называлось произведение, в котором автор хотел показать жизнь донского казачества в годы революции. С того и начал – казаки пошли в составе армии на Петроград. Вдруг автора остановила мысль, что читатели вряд ли поймут мотивы казаков в подавлении революции без предыстории, и он отложил рукопись в дальний угол.

Только спустя год замысел полностью созрел: в романе Михаил Александрович хотел отразить жизнь отдельных людей через призму исторических событий, случившихся в период с 1914 по 1921 годы. Трагические судьбы главных героев, в том числе Григория Мелехова, предстояло вписать в эпическую тематику, а для этого стоило ближе познакомиться с обычаями и характерами жителей казачьего хутора. Автор «Тихого Дона» переехал на свою родину, в станицу Вишневскую, где с головой погрузился в жизнь «донщины».

В поиске ярких характеров и особой атмосферы, которая поселилась на страницах произведения, писатель исколесил окрестности, встретился со свидетелями Первой мировой войны и революционных событий, собрал мозаику из баек, верований и элементов фольклора местных жителей, а также штурмовал московские и ростовские архивы в поисках правды о жизни тех лихих лет.


Наконец, первый том «Тихого Дона» увидел свет. В нем предстали русские войска на фронтах войны. Во второй книге добавились февральский переворот и Октябрьская революция, отголоски которых донеслись до Дона. Только в первые две части романа Шолохов поместил около сотни героев, в дальнейшем к ним присоединились еще 70 персонажей. В общей сложности эпопея растянулась на четыре тома, последний был завершен в 1940 году.

Произведение публиковалось в изданиях «Октябрь», «Роман-газета», «Новый мир» и «Известия», стремительно завоевывая признание у читателей. Они скупали журналы, заваливали редакции отзывами, а автора – письмами. Трагедии героев советские книгочеи воспринимали как личные потрясения. Среди любимцев, конечно же, выступал Григорий Мелехов.


Интересно, что в первых черновиках Григорий отсутствовал, зато персонаж с таким именем встречался в ранних рассказах писателя – там герой уже наделен некоторыми чертами будущего «жителя» «Тихого Дона». Прототипом Мелехова исследователи творчества Шолохова считают казака Харлампия Ермакова, приговоренного в конце 20-ых годов к расстрелу. Сам автор не признавался в том, что именно этот человек стал прообразом книжного казака. Между тем Михаил Александрович во время сбора исторической основы романа познакомился с Ермаковым и даже вел с ним переписку.

Биография

В романе изложена вся хронология жизни Григория Мелехова до войны и после. Донской казак родился в 1892 году на хуторе Татарском (станица Вешенская), при этом точную дату рождения писатель не указывает. Его отец Пантелей Мелехов когда-то служил урядником в Атаманском лейб-гвардии полке, но по старости лет отправлен на пенсию. Жизнь молодого парня до поры до времени проходит в безмятежности, в обычных крестьянских делах: покосы, рыбалка, уход за хозяйством. По ночам – пылкие встречи с красавицей Аксиньей Астаховой, дамой замужней, но страстно влюбленной в юношу.


Его отец недоволен этой сердечной привязанностью и спешно женит сына на нелюбимой девушке – кроткой Наталье Коршуновой. Однако свадьба не решает проблемы. Григорий понимает, что забыть Аксинью не в силах, поэтому бросает законную супругу и селится с любовницей в поместье местного пана. Летним днем 1913 года Мелехов становится отцом – на свет появилась его первая дочь. Счастье пары оказалось недолгим: жизнь разрушила начавшаяся Первая мировая война, позвавшая Григория отдать долг Родине.

Мелехов сражался на войне самозабвенно и отчаянно, в одном из боев получил ранение в глаз. За храбрость воина отметили Георгиевским крестом и повышением в звании, а в будущем к наградам мужчины прибавятся еще три креста и четыре медали. Перевернуло политические взгляды героя знакомство в госпитале с большевиком Гаранжой, который убеждает его в несправедливости царского правления.


Тем временем дома Григория Мелехова ждет удар – Аксинья, убитая горем (смертью маленькой дочери), поддается чарам сына хозяина поместья Листницкого. Прибывший на побывку гражданский муж не простил предательства и вернулся к законной супруге, которая позднее родила ему двоих детей.

В разгоревшейся Гражданской войне Григорий встает на сторону «красных». Но к 1918 году разочаровывается в большевиках и вступает в ряды тех, кто учинил на Дону восстание против Красной Армии, становится командиром дивизии. Еще большую злость к большевикам в душе героя пробуждает смерть старшего брата Петро от рук односельчанина, ярого сторонника советской власти Мишки Кошевого.


На любовном фронте тоже кипят страсти – Григорий не может найти покоя и буквально разрывается между своими женщинами. Из-за еще живых чувств к Аксинье Мелехову не удается спокойно жить в семье. Постоянные измены мужа толкают Наталью на аборт, который ее и губит. Преждевременную кончину женщины мужчина переносит с трудом, ведь к супруге тоже питал пусть своеобразные, но нежные чувства.

Наступление Красной Армии на казаков вынуждает Григория Мелехова податься в бега в Новороссийск. Там загнанный в тупик герой присоединяется к большевикам. 1920 год ознаменовался возвращением Григория на родину, где он селится вместе с детьми у Аксиньи. Новая власть начала гонения на бывших «белых», и во время побега на Кубань за «спокойной жизнью» Аксинью смертельно ранили. Поскитавшись еще немного по свету, Григорий вернулся в родную станицу, ведь новые власти обещали амнистию казакам-повстанцам.


Михаил Шолохов поставил точку в повествовании на самом интересном месте, так и не поведав читателям о дальнейшей судьбе Мелехова. Впрочем, нетрудно предположить, что с ним случилось. Историки призывают любопытных любителей творчества писателя считать датой смерти полюбившегося персонажа год расстрела его прототипа - 1927.

Образ

Нелегкую судьбу и внутренние изменения Григория Мелехова автор передал через описание его внешности. Влюбленный в жизнь беззаботный статный юноша к концу романа превращается в сурового воина с сединой и заледеневшим сердцем:

«…знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы, а во взгляде его все чаще стал просвечивать огонек бессмысленной жестокости».

Григорий – типичный холерик: темпераментный, вспыльчивый и неуравновешенный, что проявляется как в любовных делах, так и в отношениях с окружением в целом. Характер главного героя «Тихого Дона» представляет собой сплав из храбрости, героизма и даже безрассудства, в нем соединились страсть и покорность, мягкость и жестокость, ненависть и бесконечная доброта.


Григорий – типичный холерик

Шолохов создал героя с открытой душой, способного на сострадание, прощение и человечность: Григорий мучается от случайно убитого на покосе гусенка, защищает Франю, не побоявшись целого взвода казаков, спасает на войне Степана Астахова, своего заклятого врага, мужа Аксиньи

В поисках правды Мелехов мечется от красных к белым, в итоге становится отщепенцем, которого не принимает ни одна сторона. Мужчина предстает настоящим героем своего времени. Его трагедия кроется в самой истории, когда спокойную жизнь нарушили потрясения, превратив мирных тружеников в несчастных людей. Духовные искания персонажа точно передала фраза романа:

«Стоял он на грани в борьбе двух начал, отрицая оба их».

Все иллюзии развеялись в сражениях гражданской войны: злоба к большевикам и разочарование в «белых» заставляет героя искать третий путь в революции, но он понимает, что в «середке нельзя – задавят». Когда-то страстно любивший жизнь, Григорий Мелехов так и не находит веры в себя, оставаясь одновременно народным персонажем и лишним человеком в сложившейся судьбе страны.

Экранизации романа «Тихий Дон»

Эпопея Михаила Шолохова четыре раза появилась на киноэкранах. По первым двум книгам в 1931 году сняли немой фильм, где главные роли исполнили Андрей Абрикосов (Григорий Мелехов) и Эмма Цесарская (Аксинья). Ходят слухи, что с оглядкой на характеры героев этой постановки писатель создавал продолжение «Тихого Дона».


Пронзительную картину по мотивам произведения подарил советскому зрителю в 1958 году режиссер . Прекрасная половина страны влюбилась в героя в исполнении . Усатый красавец-казак крутил любовь с , которая убедительно предстала в роли страстной Аксиньи. Жену Мелехова Наталью сыграла . Копилка наград фильма состоит из семи премий, включая диплом Гильдии режиссеров США.

Еще одна многосерийная экранизация романа принадлежит . Над фильмом «Тихий Дон» 2006 года выпуска трудились Россия, Великобритания и Италия. На главную роль утвердили и .

За «Тихий Дон» Михаила Шолохова обвиняли в плагиате. «Величайшую эпопею» исследователи считали украденной у белого офицера, погибшего на Гражданской войне. Автору даже пришлось на время отложить работу по написанию продолжения романа, пока специальная комиссия расследовала поступившую информацию. Впрочем, проблема авторства до сих пор не решена.


Начинающий актер Малого театра Андрей Абрикосов после премьеры «Тихого Дона» проснулся знаменитым. Примечательно, что до этого в храме Мельпомены он ни разу не выходил на сцену – просто не давали роли. С произведением мужчина тоже не удосужился познакомиться, читал роман, когда уже вовсю шли съемки.

Цитаты

«Умная у тебя голова, да дураку досталась».
«Слепой сказал: «Посмотрим».
«Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других».
«Иной раз, вспоминаючи всю свою жизнь, глянешь, - а она как порожний карман, вывернутый наизнанку».
«Жизнь оказалась усмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда».
«Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет… А я дурную правду искал».

Новое на сайте

>

Самое популярное