Домой Нарыв Термин интеракция означает. Привет студент

Термин интеракция означает. Привет студент

англ. interaction, лат. inter - между и actio деятельность) определяется как взаимодействие, взаимное влияние людей или групп друг на друга. В зап. социальной психологии, базирующейся на концепции американского психолога Дж. Мида, под И. понимается непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»). В кач. важнейшей особенности И. обозначается способность субъекта О. «принимать роль другого» и адекватно представлять себе, как его воспринимает партнер по О. И. взаимное влияние людей или групп друг на друга как своеобразный социальный диалог. Осн. положение теории символического интеракционизма Дж. Мида гласит: становление Я происходит в контексте ситуаций О., к-рые являются по существу системой взаимно ориентированных действий, развернутых во времени и межличностном пространстве. Само представление человека о самом себе формируется в соответствии с тем, как его воспринимают др. люди в процессе взаимодействия. Интеракционизм подчеркивает роль установления контроля действий и проявлений как механизма формирования личности. Осн. роль здесь играет ориентация на «значимого другого» его поведение и то, как он воспринимает проявления партнера. Предметная область термина интеракция включает: социальную И., как процесс взаимного влияния людей друг на друга; символическую И. (symbolic interaction) как социально-психол. подход к изучению жизни человека или иной социальной группы; облегчающая И. как эффект, возникающий в результате суммации воздействия 2 последовательно предъявляемых в О. идентичных стимула. Выделяют также вербальную и невербальную И. Невербальная И. (англ. interactive - взаимодействие и лат. verbalis - устный) - рассматривается как взаимодействие, неречевой контакт. Выделяются механизмы невербальной И. разного уровня: согласование, пристройки, перенос моделей невербального поведения партнера. В. А. Лабунская определяет невербальную интеракцию как результат взаимодействия между структурами экспрессивного невербального поведения, кинесико-такесической, просодической, ольфакторной и пространственно-временными компонентами О. - проксемикой. В процессе невербальной И. формируются паттерны невербального взаимодействия, что позволяет различать виды взаимодействия. Паттерны невербальной И. отличаются по выраженности признаков: однозначность - многозначность; абстрактность - конкретность; произвольность - непроизвольность; осознанность - неосознанность; динамичность - устойчивость; целенаправленность - нецеленаправленность; определенность - неопределенность; дискретность - континуальность. Тезаурус паттернов невербального взаимодействия субъекта отражает социокультурную, статусно-ролевую принадлежности, индивидно-личностные особенности. Функции невербальных И.: адаптация, идентификация, стратификация, регуляция, презентация отношений к себе и партнеру. Культурная, этнич., социальная, возрастная, гендерная и профессиональная принадлежности определяют содержание и специфику половозрастного и статусно-ролевого невербального взаимодействия. Сформированные паттерны невербального поведения устойчивые образования в структуре общей активности человека и являются индикаторами половозрастных и статусно-ролевых отношений (В. А. Лабунская). Невербальные интеракции бывают деструктивными и конструктивными, монологическими и диалогическими, личностно-направленными и социально ориентированными. В основе этого выделения лежат характеристики интеракции как психол., так и формально динамические. При оценке смысловой нагрузки отдельных паттернов невербальной И. учитывается вся совокупность выраженности проксемических характеристик О.: дистанция и особенности движений, степень динамичности смены паттернов, синхронность жестов, мимических масок и поз, демонстрируемых партнерами, а также закрытость и открытость, напряжение - покой, стремление к завоеванию пространства или сворачивание активной зоны взаимодействия. Социально-психол. смысл невербальной И. проявляется в отношениях доминирование-подчинение, степень включенности и аффилиации представленных в ситуации О. партнеров. Лит.: Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000; Социальная психология. Словарь / Под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 т. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. М., 2006; Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Лабунской. М., 1999. Т. Н. Щербакова

ИНТЕРАКЦИЯ - двустороннее каузальное влияние и обоюдная зависимость двух переменных в физических и социальных системах, интеракция заключается в последовательности стимулирующих реакций, которые поддерживают или восстанавливают некое стабильное состояние. К ним относятся, например, действия и коммуникативные сигналы (язык, жесты), передающие информацию в отношениях между двумя индивидами (по типу организм-организм, организм-машина, машина-машина). Подобные процессы управления, процессы обратной связи - как внутренние (присущие системе стимулы), так и внешние (изменения в системе, обусловленные внешней средой), а также специфические свойства сложных систем вообще исследуются в кибернетике.

Процесс взаимодействия между индивидами, в котором формируется собственное и коллективное, общественное сознание, осмысляется уже в немецком идеализме посредством введенного И.Г. Фихте понятия «признание»; оно есть основа правового отношения между людьми. Утверждение интеракции между членами общества как фундамента обоюдного признания в качестве правового лица и заявление прав, обязанностей и опирающегося на них обоснования правовых норм и принципов очень важны для современных теорий договора (например, у Дж. Ролза ). Напротив, в феноменологии, персонализме и Экзистенциализме интерсубъективные отношения рассматриваются отдельно от практических обязанностей и статуса правовой личности.

В немецкой философии понятие интеракция в смысле коммуникативного действия впервые вводится Ю. Хабермасом . Под коммуникативным действием он понимает «осуществляющуюся в символическом горизонте интеракцию», которая «следует действующим обязательным нормам, определяющим взаимные ожидания в контактах»; последние должны «пониматься и признаваться по меньшей мере двумя активными субъектами».

Общественные науки с помощью понятия и. исследуют человеческие взаимоотношения на двух уровнях: (а) межличностном и (б) между человеком и обществом. В социальной системе две или более личности координируют свои действия, коммуникацию и отношения на основе определенных ожиданий (социальных ролей, контекста) и поведенческих норм. Согласно концепции символически реализующегося интеракционизма (Дж. Болдуин, Ч. Кули и Дж. Г. Мид), развитие индивидуальной личности сводится к процессу межличностной интеракции. При этом идентичность Я формируется только через дополнительные социальные роли, осваиваемые и практикуемые в пространстве интерсубъективности на основе деятельностных ожиданий и результативно-успешной межличностной коммуникации. Последняя подробно исследуется - в аспекте соотношения сложных информационных систем и общества - в теории систем Н. Лумана. При этом общество более не рассматривается как конституирующееся посредством комплексной интеракции, а понятие общества не определяется через названную комплексную интеракцию; вместо того интеракция переносится во внешнюю среду системы, поскольку, по мнению Н. Лумана, всякий смысл конституируется трансинтеракционально с перспективой применения вне проходящей в соответствующий момент тем или иным образом интеракции. В философии духа термином «интеракционизм» характеризуется дуалистическая позиция, подразумевающая каузальную интеракцию между телом и духом. Наиболее известный пример подобного дуализма - декартовское разделение в понятиях «res externa» и «res cogitans» тела и духа как самостоятельных онтологических субстанций, которые каузально воздействуют друг на друга через шишковидную железу. Эта теория, во-первых, неверна относительно физических законов сохранения и представлений о единстве причинно-следственного характера в физике, а во-вторых, в ней не объясняется, как функционирует процесс каузальной интеракции между двумя различными субстанциями и каким образом осуществляется ментальное причинение. Последующие попытки решить проблему интеракции в рамках дуалистической теории предпринимались в окказионализме, параллелизме, эпифеноменализме, а также в концепции интеракционистского дуализма Поппера-Икклса.

Теоретическая психология, исследующая феномен и., занимается проблемой понимания ментальных состояний Другого (теория мнений), эмоций и мотиваций как слагаемых успешной межличностной интеракции. Современная психология, как и философия, рассматривает интеракцию в контексте социального познания, теории действия, развития самосознания и культурной идентичности. 

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 145.

Интеракция взаимодействие людей в ходе общения, планирование общей деятельности , организация совместной деятельности, психологическое воздействие друг на друга.

Взаимодействие это действия индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей – практических задач или для реализации ценностей. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга.

Социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить:

  • – субъекты связи (их может быть двое или тысячи людей);
  • – предмет связи (по поводу чего осуществляется связь);
  • – механизм регулирования взаимоотношений.

Структура взаимодействия зависит от ступеней его развития:

  • а) пространственный контакт;
  • б) психический контакт – взаимная заинтересованность;
  • в) социальный контакт – связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком;
  • г) совместная деятельность;
  • д) систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера;
  • е) социальные отношения – устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер (Я. Щепаньский).

Взаимодействия можно разделить на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий. Взаимодействие людей зависит от ситуации и позиций общения участников. Позиции в общении выделяют следующие :

  • 1) доброжелательная позиция принятия собеседника;
  • 2) нейтральная позиция;
  • 3) враждебная позиция непринятия собеседника;
  • 4) доминирование, или "общение сверху";
  • 5) общение "на равных";
  • 6) подчинение, или позиция "снизу".

Анализ позиций в общении осуществляется и в концепции транзактпого анализа (Э. Берн). Единица взаимодействия называется транзакция . Э. Берн писал: "Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Человек, к которому обращен транзакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Мы называем этот ответ транзакционной реакцией. Транзакция считается дополнительной, если стимул влечет ожидаемую реакцию". Транзактный анализ общения выделяет три основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.

При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

С позиции Родителя "играются" роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего "зайдите завтра". С позиции Ребенка – роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста-любимца публики. С позиции Взрослого – роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену и др.

В позиции Родителя могут быть две разновидности:

  • 1) карающий Родитель – указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки;
  • 2) опекающий Родитель – советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

В позиции Ребенка выделяют:

  • 1) послушного ребенка ,
  • 2) бунтующего ребенка ("Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!" и т.п.).

Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, могут друг друга понять и два Ребенка.

Транзакция – единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций каждого. Изображается стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого участника общения:

Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер ("послушный Ребенок"), так и конфликтный характер ("бунтующий Ребенок").

Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения нс совпадает, маскирует истинный психологический уровень общения. Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца ("Вещь хорошая, но дорогая") и покупателя ("Именно это я и возьму") был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).

Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят "дополнительный" характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Второй показатель эффективности – адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней. Существует много классификаций ситуаций взаимодействия:

  • – социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные ситуации (А. А. Леонтьев);
  • – официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации в обучении, руководстве (М. Аргайл);
  • – различные ритуалы, полуритуалы (имеющие место в развлечениях) и игры (понимаемые весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.) (Э. Берн).

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному "подает" себя, а если эта самоподача неадекватна, взаимодействие затруднено.

Различают три основных стиля действий: ритуальный стиль, который задан культурой, традициями, манипулятивный стиль и гуманистический.

Э. Берн выделяет разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др. Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими психологическими позициями.

Два противоположных вида взаимодействия: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт. Структура конфликта включает следующие элементы: конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, "инцидент" (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта. В основе конфликтов лежит отсутствие согласия людей, наличие противоречий, наличие противоборствующих сторон со своими взаимонесовместимыми потребностями, интересами, целями, когда достижение целей одного препятствует достижению целей другого, т.е. конкуренция, соперничество выступают как объективная ситуация конфликта.

Типы конфликтов могут варьировать: когнитивный конфликт (борьба точек зрения людей) может переходит к борьбе личностей (межличностный конфликт), к конфликту между личностью и группой, затем к межгрупповому конфликту и далее к социальному конфликту – столкновению различных социальных общностей: классов, наций, государств, социальных институтов. Л. Коузер выделяет реалистические и нереалистические (беспредметные) конфликты.

Реалистические конфликты направлены на достижение конкретного результата, они вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым распределением между ними каких-либо преимуществ и ограниченных ресурсов (власти, богатства, территории).

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.

Конфликты могут быть деструктивными (т.е. они нарушают эффективное взаимодействие и приносят вред обеим сторонам) и конструктивными (способствуют выявлению и разрешению противоречий, способствуют движению вперед, развитию, коррекции взаимодействия). Л. Коузер подчеркивает, что конфликт не может иметь односторонних последствий: только позитивных или только негативных. Конфликт одновременно продуцирует и те, и другие.

Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями. Понятие интеракции дало название целому направлению социальной психологии - интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия (взаимного действия). Интерактивный аспект общения включает в себя многообразные проблемы взаимодействия людей. Согласно теории интеракционизма развитие личности осуществляется в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы в ходе совместной деятельности. При этом действия каждого индивида всегда ориентированы на другого человека и зависят от него. Несмотря на то что общение рассматривается в психологии как вид деятельности, вполне допустимо выделить его особо. Общение всегда сопровождает любую деятельность взаимодействующих индивидов и является, таким образом, «деятельностью в деятельности». Продуктивное общение благоприятно сказывается на совместной деятельности. Непродуктивное общение может даже прервать сам процесс деятельности.

17. Проблема совместимости в общении.

Психологическая совместимость - важный фактор успешного общения субъектов взаимодействия. В условиях совместной деятельности разные люди ведут себя по-разному. Одни успешно работают в относительном одиночестве - им мешает присутствие коллег; другие могут хорошо выполнять свои функции только в сотрудничестве; некоторые осуществляют эффективную деятельность, лишь подчинив себе окружающих; кто-то работает ради эффективности группы в целом. Под психологической совместимостью в социальной группе понимают эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое позволяет осуществить их максимально возможную взаимозаменяемость и взаимодополняемость. Причем, как показали исследования, в этом случае легко решаются гомеостатические задачи взаимодействия, т.е. психологическое напряжение отсутствует или оно легко снимается при общении индивидов. При изучении психологической совместимости людей особое внимание уделялось индивидуальным особенностям участников взаимодействия. Было выявлено, что наиболее совместимыми оказались: во-первых, люди, которые имеют высокую потребность в общении (особенно важным это является на первом этапе взаимодействия); во-вторых, эмоциональные, неуравновешенные (аффективные) люди, предпочитающие иметь дело с себе подобными; в-третьих, лица, которые имеют сильную нервную систему, склонные к взаимодействию с теми, у кого более слабая нервная система; в-четвертых, субъекты с разным практическим интеллектом (Н.Н.Обозов, Т.Шибутани). А.Б.Добрович выделял социальные качества человека, которые наиболее ярко проявляются при взаимодействии с другими людьми и влияют на психологические характеристики общения: интроверсия - экстраверсия, мобильность - ригидность, доминантность - недоминантность. К.Юнг первый описал экстраверсию и интроверсию как основные направленности или жизненные установки человека. Они амбивалентны, т.е. присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу. При этом, если одна проявляется как ведущая, то другая выступает в качестве вспомогательной. Экстравертированному типу личности свойственна направленность на окружающих, гибкость поведения, общительность. Интровертированному типу личности присуще стремление к уединению, сосредоточенности, интерес к собственному внутреннему миру. Мобильность и ригидность - качества, определяющиеся типологическими свойствами высшей нервной деятельности и темпераментом. Мобильные люди динамичны и выразительны. Они относятся к изменениям как к положительной особенности жизнедеятельности. Ригидные люди предпочитают устойчивость и стабильность во всем. Они достаточно основательны и воспринимают изменения с негативной оценкой. Вполне понятно, что при общении ригидного человека с мобильным возникает немалое количество недоразумений, и их взаимодействие может быть эффективным лишь в исключительных условиях. 18. Стратегии взаимодействия личности и их связь с ценностями личности

Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.

Взаимодействие - это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем. Категория «взаимодействие» выражает характер содержания отношений между людьми. А также социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов; связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия - это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это межличностные отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Механизм социального взаимодействия включает:

    индивидов (совершающих действия);

    изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями;

    влияние этих изменений на других индивидов;

    обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.прим

Под влиянием П. А. Сорокина и Г. Зиммеля взаимодействие в его субъективной интерпретации было принято в качестве исходного понятия теории групп, а затем стало исходным понятием американской социологии. «Главное в социальном взаимодействии - содержательная сторона. Все зависит от индивидуальных и социальных свойств и качеств взаимодействующих сторон.»

Повседневный опыт, символы и значения, которыми руководствуются взаимодействующие индивиды, придают их взаимодействию известное качество. Но в данном случае остается в стороне главная качественная сторона взаимодействия реальные социальные процессы и явления, которые выступают для людей в виде символов, значений, повседневного опыта.

Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет «преломление» социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм, а также ценностей.

Способ взаимодействия включает шесть аспектов:

    Передачу информации;

    Получение информации;

    Реакцию на полученную информацию;

    Переработанную информацию;

    Получение переработанной информации;

    Реакцию на эту информацию.

"

Словарь лингвистических терминов

Интеракция

Социальное взаимодействие, приравниваемое к коммуникативному поведению, трактуемому в духе необихевиористской теории социального поведения. И. – термин символико-интеракционистской теории в социологии, где деятельность понимается как активность индивидуального сознания. И. используется в двух основных значениях:

1. И. социальная – социальное взаимодействие индивидов.

2. И. речевая – речевое взаимодействие индивидов на уровне речи.

Этнографический Словарь

Интеракция

(от англ. interaction , лат. inter + activus деятельный) - термин, используемый в социальной психологии и культурологии; обозначает взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга как непрерывный диалог.

В социальной психологии Дж. Мида И. - непосредственная межличностная коммуникация ("обмен символами"), важнейшей особенностью которой признается способность человека "принимать роль другого", представлять себе (ощущать), как его воспринимает партнер по общению (или группа).

(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999 )

Словарь социолингвистических терминов

Интеракция

1. социальная - социальное взаимодействие индивидов;

2. речевая - речевое взаимодействие индивидов на уровне речи.

«Интеракция» - термин символико-интеракционистской теории в социологии. Деятельность понимается как активность индивидуального сознания, а социальное взаимодействие (интеракция) приравнивается к коммуникативному поведению, трактуемому в духе необихевиористской теории «социального поведения».

Новое на сайте

>

Самое популярное