Домой Отеки Восхождение на эльбрус в мае. Эльбрус - восхождение в мае Среднемесячная температура в мае в городе Эльбрус

Восхождение на эльбрус в мае. Эльбрус - восхождение в мае Среднемесячная температура в мае в городе Эльбрус

9 мая 2020 года наша страна отмечает 75-летие Великой Победы. В честь этой памятной даты в начале мая состоятся восхождения на Эльбрус и водружения на вершине горы Флага Победы.

Восхождения и ски-туры с восхождением на Эльбрус с южной стороны :

3 мая - 10 мая 2020 года

Продолжительность - 8 дней . Стоимость туров: Стандарт - 45000,0* руб., Комфорт - 65000,0* руб.

2 мая - 9 мая 2020 года

Продолжительность 8 дней . Стоимость тура 82000,0 * руб.


2 мая - 10 мая 2020 года (восхождения Стандарт и Комфорт с проживанием в приюте Сердце Эльбруса)

Продолжительность 9 дней . Стоимость туров: Стандарт - 49900,0* руб., Комфорт - 72000,0 * руб.


1 мая - 9 мая 2020 года (восхождение VIP с проживанием в приюте Липрус)

Продолжительность 9 дней . Стоимость тура 8 9000,0 * руб.

1 мая - 10 мая 2020 года (восхождения Стандарт и Комфорт с проживанием в приюте Сердце Эльбруса)

Продолжительность - 10 дней . Стоимость туров : Стандарт - 56000,0* руб., Комфорт - 79000,0* руб.

2 мая - 10 мая 2020 г. (ски-тур с восхождением на Эльбрус с юга)

Продолжительность - 9 дней . Стоимость тура: Стандарт - 54000,0* руб., Комфорт - 72000,0 * .

Восхождение на Эльбрус с северной стороны:

1 мая - 10 мая 2020 года


Продолжительность - 10 дней. Стоимость тура: Стандарт - 55000,0 * руб., Комфорт - 75000,0 * руб.

*- при бронировании туров в срок до 31 января 2020 года предоставляется скидка для 2-х и более человек 3% .

Программа восхождения на Эльбрус с юга в мае (10 дней)

Из истории Эльбруса

В ночь на 24 июля 1942 года войска 17-й немецкой армии генерала Руоффа прорвали оборону Ростова, ворвались в город и устремились на юг. Ворота на Кавказ были распахнуты. Их целью был Баку, снабжавший нефтью советский фронт. Гитлером даже была назначена дата захвата города - 25 сентября 1942 года.

Передовой отряд из 99-го горно-стрелкового полка под названием «Эдельвейс» наступал вдоль Кубани. Он был цветом и гордостью фашистской армии. В него входили лучшие альпинисты, укомплектованные самым современным снаряжением и оружием, которые должны были, обойдя Эльбрус, выйти в район Баксанской долины и закрепиться там. Вблизи находились два перевала - Бечо и Донгуз-Орун или Накра, через которые пролегал путь в Грузию.

Отряд возглавлял капитан Грот. Уроженец Баварии, он хорошо знал горы. Знал и эти кавказские места. Три года назад с паспортом инженера-горняка он побывал в Тырныаузе, где добывали редкостную руду молибдена, жил в поселке Терскол, поднимался к Эльбрусу, к знаменитому "Приюту Одиннадцати". По возвращении представил в германский генштаб подробный отчет обо всем разведанном и изученном.

14 августа Грот повел отряд по указанному маршруту к Эльбрусу. В пути он получил еще одно задание от самого фельдмаршала Листа. Тот возглавлял кавказскую группу армий. Ревностный сторонник Гитлера, Лист всегда старался показать преданность германской империи, фюреру. На Кавказе Лист приказал установить германские флаги на Эльбрусе, чтобы внушить всему миру мысль о безусловной вечности фашизма.

Группа под командованием капитана Грота готовилась к восхождению на Эльбрус, чтобы выполнить приказ Листа: установить на вершинах флаги. Сделать это им удалось 21 августа 1942 года. По этому поводу в Германии поднялся великий шум. Нацистская пропаганда сделала "эдельвейсовцев" национальными героями. В журналах и газетах появились фотографии бородатого гауптмана Грота у штандарта третьего рейха и воткнутым в снег ледорубом. Заголовки вещали: "Мы - хозяева Европы! Кавказ покорен! На очереди нефтяной Баку, а потом Иран, Индия!"

Овладев под Эльбрусом господствующим рубежом, немцы создали там многоярусную оборону. Все значительные объекты и тропы находились под обстрелом. Круглосуточно несли дежурство их снайперы. Ночью подступы к позициям освещались ракетами. Не жалея боеприпасов, егеря обстреливали из пулеметов и минометов места, где отмечалось движение наших солдат. На пути наступающих создавалась стена огня. Нелегко было действовать нашим подразделениям в этих условиях.

Сохранилось письмо одного из участников тех сражений, Евгения Лукича Шевченко. В нем он писал: "Мы занимали боевой участок на самом Эльбрусе, у 150-го пикета и "Приюта Пастухов". Против нас в районе "Приюта Одиннадцати" находились горно-стрелковые части фашистов. Они носили нарукавные знаки в виде белой ромашки. Фашисты располагались в помещениях, а на нашу долю оставались скалы. Вооружены они были лучше нас, имели пулеметы, минометы и даже пушки. В нашем же отряде, кроме одного пулемета "Шкода", было несколько ручных пулеметов, трехлинейные винтовки да пистолеты системы "Наган". Нам доставили американские автоматы "Райсинг", но мы от них отказались, из-за их непригодности к горным условиям.

За время пребывания на Эльбрусе нам почти ежедневно приходилось вести бои. Самыми сильными были 11-го и 27-го сентября.

11 сентября мы получили задачу выбить противника из базы "Новый кругозор" и "Приюта Одиннадцати". Егеря находились наверху, в укрытиях, нам же пришлось наступать снизу, по глубокому снегу. Бой продолжался до полудня, и задачу мы не смогли выполнить. Помню, был ранен политрук Безискаев, боец Скрипка, убиты Чекменев и медсестра Ольга Орел. Эта девушка, будучи раненной, пересиливая боль, оказывала помощь другим. Вторая пуля оборвала ее жизнь. Откуда пришла в отряд Ольга Орел, я не знаю. Слышал только разговор, будто она - студентка Ленинградского мединститута. Она погибла геройски.

А 27-го сентября наша группа занимала боевой рубеж у 105-го пикета. Я находился за небольшой скалой неподалеку от Терскольского ледника. Примерно в 4 часа утра немцы открыли вначале автоматный огонь, а потом и минометный. Мины ложились шахматным порядком, и огонь был настолько сильным, что нельзя было поднять головы. Однако вреда нам не нанес. Скалы были надежной защитой. А потом, не прекращая огня фашисты, набросились на защитников нашего передового рубежа, где находился офицер Белов и курсанты Орджоникидзевского училища. Отбиваясь от немцев, они израсходовали весь боезапас. Командир приказал мне доставить им патроны. Схватив две цинковые коробки, я поспешил к ним. Не помню уже как, задыхаясь, из последних сил, под огнем егерей, доставил патроны нашим ребятам. Бой кончился около 12 часов дня. Потерь с нашей стороны не было. Зато двое немцев навсегда остались на склоне Эльбруса: обер-лейтенант и унтер. От трупов несло водкой, как из бочек. Ночью мне пришлось спуститься с Эльбруса около турбазы ЦДКА, чтобы доставить донесение о прошедшем бое и документы обер-лейтенанта...»

Наступившее в горах зимнее ненастье осложнило боевые действия, вынудило немецкие части перейти к обороне. Вызвав фельдмаршала Листа в ставку, Гитлер отстранил его от командования. "Это безрассудство - загнать в горы альпийские дивизии и обречь их на бездействие!" - упрекал Гитлер. - "Отныне руководить войсками на Кавказе буду я!".

К началу 1943 года обстановка для кавказской гитлеровской группировки стала катастрофической. Сокрушив на Волге 6-ю армию Паулюса, советские войска стремительно продвигались к Ростову, грозя "захлопнуть" спасительный выход из ловушки. Из Берлина последовала команда на отход 1-й танковой армии и 49-го горно-стрелкового корпуса к Ростову, а оттуда - на Миус. 17-й армии генерала Руоффа приказано было отходить к Новороссийску и на Тамань. Выполняя команду, егеря альпийских дивизий бежали из-под Эльбруса и кавказских перевалов.

В начале февраля из штаба Закавказского фронта последовал приказ: сбросить с вершин Эльбруса немецкие флаги! Исполнение возлагалось на альпинистов, возглавляемых военинженером А. Гусевым. К 10 февраля команда из 20 человек сосредоточилась на "Приюте Одиннадцати". Погода выдалась неблагоприятной: валил снег, бушевала метель. Подъем к вершинам в такие дни опасен. Однако приказ надо выполнять.

13 февраля в 2 часа 30 минут ночи, опытный альпинист Николай Гусак повел группу на западную вершину. О том восхождении позже А. Гусев вспоминал: "В нормальную погоду группа сильных альпинистов может дойти от "Приюта" до вершины за 8-10 часов. Прошло более 15 часов, а ушедшие все еще не возвращались. Мысленно мы представляли себе, как они пробиваются сквозь облака и метель, как валит их с ног ураганный ветер. Каждые 15 минут дежурившие посменно вне дома товарищи подавали сигналы сиреной, стреляли из автоматов, пускали ракеты. Но разве "перекричишь" разгулявшийся буран? Разве заметят наши друзья сигнальную ракету в плотном слое облаков, окутавших весь массив Эльбруса.

"Надо идти на помощь!" - решили мы. усталости. Мы подхватили ребят и чуть ли не на руках внесли в здание. Здесь они швырнули на пол обрывки фашистских военных флагов...". Вместо них ребята установили на вершине советский флаг.

Пурга еще бушевала, но сообщение об освобождении Ростова от гитлеровцев заставило начать поход второй группы к восточной вершине 17 февраля. На седловине они неожиданно увидели вмерзшие в лед и снег тела немцев. Все в альпийской форме, из 99-го полка. Того самого, в котором числился капитан Грот. Позже установили, что среди погибших был и он, "герой" - эдельвейсович. В сентябре он с отрядом находился на седловине Эльбруса, когда появился советский самолет. Обстреляв фашистов, летчик сбросил фугасные бомбы. Взорвавшись, бомбы вызвали огромную снежную лавину. Она-то всех и погребла.

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет...

В серьезных горах я еще не был, максимум 3100 м (подъем на гондоле Монтблана на 3842 м не в счет). Так что я даже не представлял, насколько Эльбрус мне будет по зубам. Но чтобы жизнь медом не казалась, решено было взять с собой сноуборд с целью затащить его на вершину и спуститься затем на нем вниз. По поводу целесообразности последней идеи сомнения возникли сразу после сбора вещей. Туго набитый 90л рюкзак, сверху привязанная доска, сверху еще рюкзак на 45 л. Вся конструкция потянула на 34 кг, и как со всем этим лезть в гору по снегу, было не очень понятно. Ладно, как-нибудь выживем...

День 1,2 – прибытие

Летел я из Вены в Минеральные Воды с пересадкой в Москве. Еще пятеро покорителей ехали на поезде из Киева в Пятигорск. Я прилетал на день раньше и по плану должен был встретить их на следующее утро на ж/д вокзале.

В Москве оказалось, что мне надо перебраться с одного Шереметьево в другой. При выходе из Шереметьево-2 я был просто оглушен таксистами, отбиться от которых казалось нереально. Позднее я понял, что таксисты – это просто такой уникальный подвид людей, ни на кого не похожий. Пока же я переехал в Шереметьево-1 на автобусе и далее без проблем долетел до Мин. Вод.

Проблемы начались там, причем сразу. Моя конструкция из пухлого рюкзака с пришнурованным к нему сноубордом так и не появилась среди прочего багажа. Это было очень грустно, т.к. ломало все планы. Я позаполнял там кучу всяких бланков, женщина, занимающаяся утерей багажа, названивала в Москву, а меня тем временем поместили в гостиницу – за счет Аэрофлота. Гостиница прямо возле аэропорта, в очень аскетическом стиле, с многоместными номерами. Зато дешевая – до 100 рублей за ночь. Вечером женщина по багажу обрадовала меня, что рюкзак найден и завтрашнем рейсом должен прибыть. «Если не забудут» – добавила она после паузы. Вообще, очень приятная женщина, и работу свою знает отлично.

Короче, планы скорректировались. Остальная группа десантировалась на след. день в Мин. Водах и ехала ко мне в аэропорт, т.к. тут же оказался и автовокзал. В общем, мы благополучно встретились и пошли покупать билеты на автобус в Тырныауз, по пути отбиваясь от таксистов и маневрируя между постами милиции.

А билеты надо покупать в автобусе, - сказала кассирша, - если он придет еще. Вчера, например, не было.

Мда... А я тем временем пошел в аэропорт встречать свой рейс. С замиранием сердца следил за лентой выдачи багажа и чуть не прослезился, когда увидел свой родной зеленый неуклюжий сноуборд. Вообще, как оказалось, багаж с первого раза почти никогда не доходит с европейских направлений. Сидящий рядом немец заметил: «Очевидно, на перевозку багажа из одного Шереметьево в другой просто требуется один день». В жизни больше не буду оформлять багаж транзитом.

Автобус на Тырныауз так и не приехал. Зато был автобус в Нальчик, и мы отправились туда. В Нальчике мы стали невольной причиной разборки между таксистами. Как обычно, те налетели на нас стаей: «Куда вам? В Тырныауз? Садитесь, счас долетим с ветерком, автобусов больше не будет сегодня». Это было правдой, последний автобус уже ушел. Но были маршрутки.

Таксист хотел 2000 рублей, мы отказались. Тут подходит другой таксист и говорит так тихо: «Ребята, тот чувак конечно загнул, я вас за 1000 отвезу». Мы так прикинули, вроде неплохо. Начали грузиться в его бусик. Однако выскочку не поняли сотоварищи по профессии. В общем, они его тихонько так куда-то увели, наверно объяснять политику и кодекс чести таксистов. Скромно подождав несколько минут, мы вышли и перебазировались в маршрутку. Та отправлялась минут через 20, бедняга таксист так и не вернулся к тому времени. Кстати, за маршрутку мы заплатили в сумме 530 рублей...

В Тырныаузе нам, как иностранным гражданам далекой Украины, нужно было оформить регистрацию. Но на дворе было воскресенье, вечерело, а завтра 1 мая, а там 2-е... Короче, конечно все было закрыто. Стоим грустные на дороге. Тут подъезжает веселый таксист. Объясняем ситуацию.

А, вам начальник нужен. Он сейчас на свадьбе. Подождите, у меня есть телефон его жены...

В общем, через полчаса приехал начальник собственной персоной и практически на шару поставил нам регистрации, даже денег не взял за беспокойство. Хороший мужик... В благодарность таксисту мы поехали на его машине и машине его друга в Терскол. По пути видели следы от сшедшей несколько лет назад лавины. Очень впечатляющее зрелище, деревья все кругом повалены строго в одном направлении.

Собственно, в Терсколе и начался наш поход. Решили идти пока на Чегет до наступления темноты. Через некоторое время навстречу выходят трое молодых людей в форме и с автоматами:

Приграничная зона. Куда направляетесь? Пропуск есть? Нет? Тогда вам сюда нельзя.

Зато оказалось, что можно идти по другой тропке, ползем дальше вверх. Через 15 минут нас догоняет та же тройка:

Извините, сюда вам тоже нельзя.
- А куда же можно???
- Никуда нельзя, возвращайтесь.

Злые от того, что весь проделанный путь был напрасным, спускаемся. В общем, на Чегете нельзя находиться в темное время суток. Идем вдоль дороги обратно в Терскол, по пути тихо сворачиваем в лес и разворачиваем там свои 2 палатки. Это запрещено, здесь всюду территория Национального Парка Приэльбрусье (НПП). Запрещено и разведение костров, но нам плевать. Заканчивается этот длинный день тем, что мы ночью терпеливо сидим вокруг костра и минут 40 ждем, когда же наконец закипит чай в котелке...

День 3 – начало пути

Встаем поздно, в 9-30, выходим вообще в 12. Идем вдоль шоссе мимо Терскола в Азау. Азау – начальная точка подъема, высота 2350 м. Здесь ходят канатки, но мы хотим, чтобы все было честно, поэтому будем подниматься пешком. Перед выходом решаем подкрепиться. Солнышко, воздух, тарелка горячих вкуснейших чанахи, хачаны (они же хичины, они же хычины), стакан холодного айрана – красота... Это были наши последние часы отдыха – я имею в виду, пассивного отдыха.

А потом начался отдых активный, точнее, он даже не начался, а просто обрушился на нас. Медленно ползем по снегу вверх. Рюкзак безжалостно давит на плечи, на пояс, спину ломит, на сложных участках гудят ноги, иногда ботинки уходят глубоко в снег, иногда скользят вниз. И это только самое начало. Нет, я не дойду...

Но постепенно находишь свой ритм, открывается второе дыхание. И вот уже изредка даже поднимаешь голову, чтобы оглядеться, в голове опять начинают шевелиться какие-то мысли. В общем, привыкаешь потихоньку. Постепенно отрываемся с Тимуром от остальных, наша промежуточная цель – станция канатки «Старый Кругозор». Сначала она кажется близко, потом очень близко, потом ОЧЕНЬ близко. А мы все идем, идем, идем... В конце особенно тяжело, силы на исходе, подъем кажется круче. Но рано или поздно мы наверху, с облегчением снимаем, точнее даже сбрасываем, скидываем рюкзаки.

Через полчаса подходят остальные, направляемся дальше. Но идем мы недолго. Во-первых, пару человек сильно устало, во-вторых, мы нашли отличное живописное место для палатки на гребне. Решаем не рвать больше когти и становиться тут на ночлег. Решение оказалось правильным, вскоре повалил снег, видимость резко упала – далеко бы мы не ушли.

Ночью очень сильный ветер, валит снег, палатка шумит вовсю. Утром погода плохая, а жаль – ведь отсюда по идее были бы красивые виды. Выходим опять поздно, в 11-30. Только немного прошли, как выглянуло солнце и моментально оказываешься как бы в другом мире. Стало невыносимо жарко, а я легкие вещи упаковал в самый низ. Пришлось перепаковывать весь рюкзак на снегу.

Наша следующая цель – станция «Мир». Вообще, обидно конечно немного идти вдоль канатки, когда все вокруг тебя беззаботно на ней поднимаются, а потом так же весело спускаются на лыжах и бордах. Слишком много цивилизации. Но с другой стороны, мы ненадолго почуствовали себя звездами. Желающих сфотографироваться с этими суровыми парнями, которые в одних шортах и фуболках упорно тащат огромные рюки вверх, было много. Ближе к «Миру» фотосессии стали заменять нам паузы для отдыха, все горнолыжницы были наши.

Ой, вы на самых верх идете? Как я вам завидую!

Мда, я себе во время подъема точно не завидовал... Но вот мы и на месте, направляемся в кафешку. Горячий облепиховый чай кажется нереально вкусным, пьем несколько чашек. В 14-00 отправляемся дальше. Степа с Андреем остаются еще отдыхать. Степа, кстати, единственный, кто взял с собой в поездку лыжи. Он с лыжами, я со сноубордом.

Тем временем, остальная четверка отправляется дальше. Очень медленно, но почти без пауз (главным образом на фотосессии), доходим до «бочек». Там очередной отдых. Скидываю рюкзак и тут обнаруживаю неприятность – ремень у меня болтается расстегнутый. А ведь там висел чехол с фотоаппаратом. На всякий случай решаю возратиться вниз налегке и мне везет – метров через 150 в снегу нахожу свой фотоаппарат.

Все, дальше подъемники никакие не ходят. Зато ездят ретраки. Один из них нас обгоняет, и толпа что-то весело кричит нам с него. Вымучиваем улыбки в ответ. До нашей конечной цели, лагеря «Приют-11», все ближе. Дорога тут не крутая и разретраченная, идти легче. Вот уже и приют видно, до него остался последний подъем. На этом подъеме мы чуть не сдохли. Отличным стимулом идти была погода. Солнце ушло, поднялся ветер. На высоте 4200 находиться в шортах стало холодно, а сил переодеваться не было. Оставалось только идти, шаг за шагом.

Но вот мы и в лагере. Я никак не могу отдышаться, хотя рюкзак уже давно валяется рядом. Пока Жмен, Артем и Тимур ставят свою палатку, связываюсь с Андреем и Степой. Они до приюта сегодня уже не дойдут, разбивают нашу палатку возле бочек. Решаю налегке спуститься к ним на сноуборде.

Это была плохая идея, просто не могу передать, насколько плохая. Спускаться очень тяжело – глубокая целина, сильная одышка. Но главное – вокруг ни черта не видно, все вокруг белое. Куда ехать, я мог догадываться только по уклону дороги. Доходило до того, что я часто реально не мог понять, я еду или стою на месте в данный момент времени. Мир существовал в виде меня, сноуборда и белого цвета вокруг, чистая «Матрица».

Некоторое время я спускался, потом понял, что это нереально. Более того, так можно было и не вернуться. Я смутно видел сзади начало гряды камней, которая должна была вывести обратно к приюту, и побрел к ней по глубокому снегу. Как это было тяжело! Я делал 2 шага и валился с ног. Как ни странно, идти оказалось намного сложнее, чем раньше с тяжелым рюкзаком. Я добрался до камней и дальше кое-как покарабкался по ним. До приюта расстояние было смешное – метров 100-150, но шел я их целую вечность, шаг за шагом, камень за камнем, а между ними отдых, отдых и отдых. Иногда я даже думал, что не дойду.

В какой-то момент времени меня увидел работник приюта. Бросив свою работу, он некоторое время недоверчево смотрел на меня, а потом позвонил куда-то: «Представляешь, работаю тут, и вдруг из-за камней выростает силуэт черного сноубордиста»...

Спать нам пришлось вчетвером в одной палатке, было тесно. Плюс стала сказываться высота, голова гудела. До 3-х часов вообще не мог заснуть, пока не съел таблетку.

День 5 – акклиматизация №1

С утра видимость опять нулевая, «молоко». На акклиматизацию пошли большой толпой. Вокруг нифига не видно, с трудом различаешь внизу следы впереди идущего. Как ни странно, мне идется вообще без напряга. Может привык немного к высоте, может из-за воздуха – он чистый, ветренный и холодный, хорошо освежает. Шли часа 2, не дошли до скал Пастухова (4800 м) около 100 м. Там начинался лед, а кошек с собой ни у кого не было.

В 3 вернулись в лагерь. В 4 подошли Степа с Андреем. В старом приюте палатку ставить уже было некуда, пришлось расчищать место снаружи. Тем временем, погода прояснилась, пошли со Степой прыгать с трамплина, наконец-то можно было использовать сноуборд по назначению, а не только тащить его за спиной.

Заснуть опять не могу. Странно – 3 часа ночи, а желания спать никакого, даже глаза закрытыми трудно держать. Пришлось опять есть колесо от головы.

День 6 – акклиматизация №2

На следующий день решили делать еще одну акклиматизацию, на этот раз взяли с собой кошки. Вышли по традиции не рано – около 12-ти, погода как обычно никакая. Но я все же решил взять сноуборд, была злая уверенность, что к обеду прояснится. Тем более, зря я что ли, таскаю с собой эту доску?!

До скал Пастухова дошли быстро, дальше по льду в кошках. Идти довольно круто, и лед осколочный. На сноуборде тут не спуститься. Тут он служит разве что как парус под порывами ветра. Дошли со Жменом и Тимуром где-то до 4900, Степа с Андреем остановились чуть ниже, Артем вообще решил остаться в лагере.

Перед спуском решили сделать дежурное фото. Тимур отходит чуть дальше с фотоаппаратом, потом спотыкается и срывается вниз. Лед гладкий, угол неслабый, поэтому скользил Тимур долго, держа фотоаппарат в вытянутой руке. Метров через сто его остановил какой-то островок снега, случайно оказавшийся на пути. Тимур не пострадал, чего не скажешь о фотоаппарате. Батарейки вылетели, а карточка перестала читаться (фотки я потом все же спас). Нежная техника пошла...

Ладно, идем вниз. Обидно конечно тащить сноуборд вниз, но я еще не настолько самоубийца, чтобы по таким участкам ездить – спускаться тут просто нереально. Тем временем, погода действительно прояснилась.

У подножия скал Пастухова Степа как раз одевал лыжные ботинки. Ехать до приюта было одно удовольствие – покрытие супер, природа вокруг супер, трасса супер. Долетели мы очень быстро. Хотелось ехать дальше и дальше, но останавливала мысль, что потом весь этот путь придется подниматься пешком. У приюта народ построил прекрасный трамплин, жаль, что сил уже никаких не было на нем прыгать.

День 7 – восхождение

На сегодня обещали хорошую погоду, поэтому было решено попытаться взойти на вершину. Подъем в 3 часа, для меня это не проблема, я все равно не могу спать. Пока собрались, вышли только в 5. Падает снежок, налобные фонарики освещают путь в темноте. Сноуборд оставлен в лагере, к сожалению, брать его смысла нет.

Акклиматизация все же хорошая вещь, идти довольно легко. Я потихоньку отрываюсь от группы, до вчерашнего рекорда в 4900 иду вообще без пауз. Там тоже не задерживаюсь, энергично поднимаюсь все выше, обгоняя по пути небольшие группы и одиночных туристов. Справа выходит яркое солнце, слева дует ветерок. Ледовый участок длинный и крутой, но идти несложно, кошки надежно вгрызаются в лед. Вот уже виднеется и траверс – длинная тропа влево, со снежным покрытием и менее крутым подъемом. Кажется, что там идти будет еще легче.

Черта с два! На этой тропе я чуть копыта не откинул. Траверс – это мега-коварная штука. Он просто бесконечный. Ты вроде видишь где-то там конец, но не приближаешься к нему ни на грамм. Идти очень тяжело, высота уже больше 5000. Самое главное – не повернуть назад. Паузы надо делать очень часто, иначе кружится голова, подступает тошнота. На этой тропе я замедлился конкретно.

Постепенно меня стал догонять Артем, и я решил его подождать. Хотелось пить, а наша со Степой бутылка чая осталась у последнего. Пока жду, звонит рация – у Андрея проблемы с кошками, он возвращается в лагерь.

У Артема интересная походка – он идет очень медленно и ноги как-то заплетаются. Такое чувство, что он вот-вот упадет. Но он все идет и идет, не останавливаясь. Поэтому в итоге Артем нас всех сильно обошел.

А я наконец-то дошел до седловины, 5300 м. Там на развилке чуть было не ушел на Восточную вершину (нам надо на Западную). Лезть туда тяжело – 2 шага по целине и валишься в снег, пытаясь восстановить дыхание. Идти на этой высоте вообще было очень трудно. Решил ждать остальных, залез на какую-то возвышенность, откуда отлично просматривалась тропа.

Через час появился Жмен, за ним с равными интервалами Тимур и Степа. Вместе мы дошли до конца седловины и минут 20 отдыхали под мощными порывами ветра. Наконец, потихоньку отправились наверх. Идти по-прежнему тяжело, но я уже знал, что взойти сегодня удастся. Времени у нас было вагон, погода солнечная, поэтому мы могли позволить себе большие перерывы. Во время одного из них нас и встретил Артем, который уже спускался вниз.

Ближе к вершине порывы ветра реально сносят с ног, особенно, когда ветер внезапный. И все же мы преодолеваем последний подъемчик и около 13-00 взбираемся на самую высшую точку Европы, 5642 м! Чувство незабываемое – для того, чтобы стоять здесь, стоило пройти весь этот путь. Под тобой со всех сторон горы и облака, выше тебя только синее небо и яркое солнце. И ветер свистит вокруг...

Неспеша, идем вниз. Торопиться нам некуда, главная цель поездки выполнена. Спуск длился тоже бесконечно, ближе к лагерю ни у кого уже не оставалось сил. Радовала мысль, что завтра наконец-то вниз, а там чанахи, айран...

День 8 - спуск

Андрей встает в 2 часа ночи, он будет делать еще одну попытку восхождения, на этот раз возьмет кошки Степы. Другая группа утром быстро собирается и сваливает вниз. Мы со Степой не торопимся. У нас лыжи и сноуборд, мы спустимся быстрее. Я, правда, пока не знаю, как буду спускаться на доске с 30 кг за плечами, но стараюсь об этом не думать.

Утром самочуствие не очень. Болит горло, но это не главное. Главное – у меня сильно сгорело лицо. С трудом впихиваю в щель между распухшими и потрескавшимися губами таблетку для горла. Чувствую, что выгляжу неважно, зеркала у нас нет, поэтому делаю фотку своего лица.

Мда... Жуткая смесь небритости, облезлости и сгорелости. Так страшно я не выглядел никогда в жизни. Даже когда постригся налысо, однозначно. А все потому, что ничем не закрывал лицо и не мазался кремами. Ну не могу я закрывать лицо – на высоте и так воздуха мало, а если дышать через шарф, то я просто задыхался. Лицо создавало 2 проблемы. Во-первых, невозможно было сморкаться – это жутко неудобно и больно. Во-вторых, невозможно было питаться, по той же причине.

Как бы то ни было, мы со Степой собрались, оставили палатку Андрею и стали готовиться к спуску. Погода с утра была как обычно ужасная, потом вроде прояснилось, но к 12-ти стали спускаться облака. Вышел на связь Андрей – он дошел до седловины, дальше погода не пускает, придется возвращаться.

А мы начали спуск. Сначала ехать очень тяжело, контролировать на сноуборде огромный рюкзак за спиной просто нереально. Также невероятно сложно вставать после падения. Вставать на сноуборде вообще нетривиальная задача, а если ты в глубоком снегу на плоской поверхности и за плечами у тебя 33 кг, то это тяжелее раз в сорок. А когда падаешь на спину, то это примерно то же самое, как если жук лежит на спине и не может перевернуться на живот. А еще были плоские участки на целине, по которым приходилось брести с доской в руках. В общем, намучился я конкретно.

Но после бочек стало легче. Там спуск начинается более крутой, а на скорости ехать проще. Я даже начал получать удовольствие от езды. Падал я уже только от усталости, вот только усталости со временем становилось все больше. Несомненный недостаток сноуборда – ты не можешь остановиться отдохнуть (в отличие от лыж). Ты обязательно должен сесть, а каждый подъем с рюкзаком и начало пути отнимает много сил.

Но в целом, было интересно. Это был самый длинный спуск в моей жизни, длился он почти 2 часа. Внизу уже была смесь мокрой целины и грязи, но кое-как я добрался до финиша. Вся компания уже сидела за столом кафешки «Лейла» и пировала. Я тут же заказал долгожданную тарелку чанах, но удовольствия от еды не получил. Есть горячие чанахи распухшими губами было одно мучение.

Еще мы увидели сходящую с гор лавину. Говорят, небольшая, но все равно впечатляет. И шумит довольно эффектно.

На этом наш совместный поход заканчивался. Жмен, Тимур и Артем назавтра уезжали, а у нас со Степой и Андреем были еще 5 дней, которые предстояло на что-то убить. Первая тройка ушла в лес ставить палатку, Андрей все еще был наверху в приюте, а мы со Степой пошли искать недорогую гостиницу.

Номера по 500 руб показались нам дорогими, и нам предложили «Погребок» за 300 руб. Название, честно говоря, мало вдохновляло, но «Погребок» оказался отличным местом. Он был расположен прямо под нижней станцией канатки и там было все. Главным образом, это вода. Ее не нужно было больше добывать из снега, ею можно было наконец помыть голову, побриться, помыться, почистить зубы... А ночной выход в туалет переставал быть геройским подвигом. Короче, «Погребок» оказался просто раем.

День 9 – отдых

Сегодня мы хотели покататься на лыжах. Трасса тут практически одна, но она просто отличная. К сожалению, план этот оказался невыполнимым. Очередь на канатку длится минимум час, ждать столько времени было нереально.

Проводили вторую группу на автобус в Терсколе, там же я наконец-то поменял деньги. Обмен валюты на Кавказе – занятие нетривиальное. До этого я неделю жил на 10 евро, которые менял еще в московском аэропорту.

Пошли со Степой на поляну нарзанов, что в 4 км от Терскола. Там бьют около 3х источников с нарзаном, вкус довольно интересный, отдает железом. Еще там прикольно было пугать цивилизованных туристов с видеокамерами и фотоаппаратами, которых толпами завозили на автобусах. Некоторые отшатывались от меня сразу, другие долго не могли оторвать взгляд, третьи отпускали комментарии типа «господи, какой страшный». Я им говорю – не пейте вы много нарзана, а то с вами то же самое будет. Не верят...

Вечером встретились с Андреем, заселили его в наш «Погребок». Андрей расстроен тем, что не смог подняться. Но в следующие дни погода была еще хуже. Мы поднимались 5-го мая (Андрей делал попытку еще 6-го), а через несколько дней нам сообщают, что 9-го мая группа из 14-ти человек застряла на седловине из-за плохих погодных условий. В настоящий момент найдено 7 трупов, поиски продолжаются. Да, опасная вещь – горы...

День 10 – Чегет

Вволю отоспавшись, мы направили свои стопы на гору Чегет. Там поднялись на канатке до куда можно и сделали попытку взойти на вершину. Попытка потерпела поражение. Повалил снег, видимость упала, идти дальше никакого смысла не было, все равно ничего не видно. Мы со Степой еще покатались по чегетским трассам, но мне не понравилось – снега много, он весь мокрый, кругом разрыты ямы. У меня было такое чувство, что я первый раз стал на сноуборд.

В конце концов, спустились почти в самый низ (до куда снега хватало), хотя трасса официально была закрыта. На ночлег пошли в лес в то же место, где мы ночевали самую первую ночь. Кажется, так давно это было...

День 11-13 – Сарай-гора

Оставшиеся дни было решено убить на легкий походик по окрестностям Нальчика. Я купил путеводитель по Кабардино-Балкарии, там заманчиво описывался маршрут через Сарай-гору к Голубым озерам длиной 50 км.

Доехав до Нальчика, пришлось выдержать очередную атаку таксистов. Все же это интересные ребята, только с ними возможны подобные диалоги:

Ребята, вам куда?
- Никуда.
- А сколько вас?
...
- Давайте отвезу на ж/д вокзал.
- Нам не надо на ж/д вокзал.
- Как это не надо? Сегодня поезд раньше уходит!
...
- Ребята, поехали в Терскол.
- Да мы только что оттуда.
- Ну и что?

В общем, мы сдали ненужные вещи в камеру хранения, на маршрутке добрались до пос. Хасанья и начали наш трип. Маршрут на Сарай-гору теоретически обозначен красно-белыми метками на деревьях. Практически же метки часто исчезали, но мы их отыскивали заново дальше. Через несколько часов пути метки исчезли минут на 20, а потом исчезла и тропа, просто растворилась. Зато появилась дорога, мы решили шлепать по ней налево (как потом оказалось, это было верно). Дальше мы вышли к реке и свернули на развилке вниз по течению (как потом оказалось, это была ошибка). А затем дорога пересекла реку. Пришлось разуваться и переходить вброд. Затем еще раз. И еще.

Когда река встала на нашем пути в четвертый раз, мы обиделись. Решили тут заночевать, а завтра отправиться обратно. Жаль конечно, что не попали на озера, но что поделаешь. Всю дорогу моросил дождь, тропа и дорога почти всегда состояли из одной грязи. Но в целом шлось неплохо, и места красивые – речка, лес, горы, скалы...

Утром пошли обратно, причем дошли очень быстро. Поставили палатку на полянке где-то в 5 км от Хасаньи. По пути обнаружили залежи черемши, та оказалось очень вкусной. Набрали полный кулек.

На следующий день вышло долгожданное солнце, и мы долго не могли себя заставить встать с ковриков. Наконец-то удалось высушить вещи. Затем вернулись на автовокзал, а оттуда на автобусе до Мин. Вод. В Мин. Водах очередной контроль, проверка паспортов. Мой загранпаспорт с кучей виз определенно понравился человеку в форме, и он приказал следовать за ним в каморку.

С Эльбруса? Говорят, там ваши застряли, да?... Ну что ты нам скажешь, Юрий?
- А что вам сказать?
- Ну... дай нам на магарыч! У тебя там в Европе сколько зарплата?... Да что ты 100 рублей всего даешь, дай еще!

В общем, было весело... Поселились мы в ту же дешевую гостиницу, где я ожидал багаж.

На след. день Степа с Андреем уезжали на поезде в 12 дня, и мы решили с утра смотаться быстро на электричке в Ессентуки, попить водички. Андрею еще надо было поменять 20 баксов, но как оказалось, в Мин. Водах нет обменников (впрочем, меня это уже перестало удивлять). Все советовали обратиться к «валютчикам», ошивающимся на вокзале. Валютчики оказались теми еще барыгами, курс у них был довольно низкий, но выбора не было.

В Ессентуках большой парк, красивый фонтан и минеральная водичка, №4 и №17. Вода есть холодная, есть горячая. Пить можно сколько влезет, набирать нельзя. Но народ втихаря наполняет бутылки. Официально литр стоит 7 рублей.

Дальше мы расстались. Степа с Андреем поехали в Пятигорск, откуда у них поезд. У меня самолет был завтра утром, поэтому я решил сгонять еще в Кисловодск. Кисловодск – просто супер-мега город. Огромный парк с 3-мя длинными маршрутами, горная речка, все живописно, чисто и ухожено. Очень красивый центральный бульвар, большая церковь, даже краеведческий музей-крепость есть. Жалко только, Эльбруса я не увидел, хотя погода была ясная. Поднимался по одной из троп на гору, даже на каком-то чертовом колесе прокатился – не видно. Очевидно, закрывают ближние горы.

Тоже дают водичку – карбонатная, нарзанная и другие. Нахлебался всего. Вообще, гулять по Кисловодску – одно удовольствие, я не ожидал, что город окажется настолько приятным.

Добрый день, можно взглянуть на ваши документы?
- Конечно, пожалуйста
- Ага... Пройдемте-ка в конторку.

Блин, доблестная российская милиция все же подпортила немного день. А где ваша регистрация (Тырныауз не подходит)? А квиток с гостиницы? А авиабилет? А автобусный билет? А страховка? Как, ничего нет??? Ну тогда ты попал, парень.

Дал им денег 10 евро, еще не хотели брать, все просили рублями. Нет у меня лишних рублей, сами поменяете. В общем, понял, что оставаться в этом городе больше небезопасно, и спешно ретировался в Мин. Воды, куда и прибыл, к счастью, никем более не задержанный. А на след. день благополучно улетел, увозя с собой кучу впечатлений от поездки.

Вместо заключения

И напоследок, случай с бараном. Возвращаемся мы как-то со Степой из Терскола в Азау. Тут видим, метрах в 100 впереди на дороге стоит молодой баран. Вокруг барана один асфальт, т.е. щипать траву возможности нет. Чем еще можно заняться в этой жизни, баран не знал, а потому жалобно блеял.

Баран стоял ровно посреди дороги на разделительной полосе, обращенный лицом в нашу сторону, и на фоне гор был прекрасен. Желая подбодрить животное, я сделал ему ответное «бэээ». Реакция была неожиданной – обрадованный пришедшей помощью, баран как на крыльях помчался нам навстречу. Не добежав метров 20, он с недоверием остановился. Что-то ему подсказало, что мы не из его круга – баран развернулся и убежал на исходную позицию.

Тут стала приближаться машина. По всем правилам дорожного движения, водитель решил объехать препятствие, блеющее ровно посреди дороги, слева. Желая облегчить задачу водителю, баран побежал прочь с дороги. Причем тоже налево. Таким образом, автомобиль оказался вытесненным на обочину, но каким то чудом сумел проскочить, лишь слегка зацепив барашка. Тот же в свою очередь неожиданно быстро нашел выход в свой хлев (или как у них там это называется) и скрылся в зеленых сочных травах. Полный хеппи-энд.

День 1 - Прибытие на "Восхождение на Эльбрус с Юга".

Прибытие группы в город Минеральные Воды в аэропорт или на железнодорожный вокзал (автовокзал) до 14:30 часов. Оптимальные варианты прибытия в регион: самолетом или поездом в город Минеральные Воды.

Встреча группы в аэропорту Минеральные Воды.

Трансфер в поселок Терскол (2000 метров над у.м.) Кабардино-Балкарской республики. Переезд до Терскола 3,5-4 часа (от города Минеральные Воды до Терскола около 190 км) по горной дороге к Эльбрусу.

Размещение в поселке Терскол в двух-трех-четырех местных стандартных номерах с удобствами в гостинице "Салам", «Снежный Барс», «Смайл-Отель», в гостинице "Пик Европы" поселка Эльбрус или другой равноценной по уровню.

(Для желающих по предварительному заказу организуется одноместное размещение в гостинице любого уровня).

Знакомство гида с группой. Приветственный ужин. Ночевка в гостинице.

День 2 - Акклиматизационный выход на гору Чегет до высоты 3000 метров.

Завтрак. Сегодня акклиматизационный выход пешком на склоны горы Чегет-Тау-Чана (в простонародье – Чегет) до высоты – 3000 метров или на склоны пика Терскол через водопад «Девичьи косы» к обсерватории Российской Академии Наук (по усмотрению гида).

Со склонов горы Чегет в хорошую погоду открывается прекрасный вид на Эльбрус, Донгуз-Орун, Накру и другие красивейшие вершины района. На Чегете рекомендуется не пользоваться канатной дорогой, так как наилучшие результаты достигаются при подъеме пешком.

Легкий обед с горячим чаем. (На первой станции Чегетской канатной дороги можно зайти в знаменитое кафе «Ай» (в переводе «Луна») и отведать горячих пирогов с мясом или черникой).

Спуск и возвращение в поселок Терскол. После отдыха - подготовка к подъему в высокогорную зону: осмотр, подбор и аренда личного альпинистского снаряжения.

Ночевка в гостинице.

День 3 - Подъем на горный приют «Гара-Баши» («Бочки») до высоты 3800 метров. Акклиматизационный выход к "Приюту-11" (4200 метров) и выше к скалам гряды до высоты 4300-4400 метров.

Завтрак. Трансфер пос. Терскол – «Азау» - нижняя станция Эльбрусской маятниковой канатной дороги (2500 метров над у.м.).

Подъем на Эльбрусской маятниковой канатной дороге на приют «Гара-Баши» («Бочки») – 3800 метров. Канатная дорога имеет две очереди: (первая очередь Азау, 2500 метров – Кругозор, 3000 метров и вторая очередь Кругозор, 3000 метров – Мир,3500 метров).

От верхней станции «Мир» (3500 метров) к приюту «Гара-Баши» («Бочки») проложен кресельный подъемник, который работает, к сожалению, не всегда. В связи с этим запасной вариант подъема: поднимаемся пешком.

Размещение на высокогорном приюте «Гара-Баши» («Бочки») либо в одном из других равнозначных по уровню горных приютов: «Приют-11» («Дизель-Хат»), «Мария» и др.

Легкий обед с горячим чаем.

Инструктаж о мерах безопасности при нахождении в высокогорье, правилах поведения в горах.

Акклиматизационный выход к «Приюту-11» до высоты 4200 метров и выше к скалам гряды до высоты 4300-4400 метров.

Возвращение на приют «Гара-Баши». Отдых. Подгонка снаряжения с гидом (обвязки, «кошки» и др.).

Ужин. Ночевка в приюте.

День 4 - Акклиматизационный выход на скалы Пастухова (4600 - 4800 метров) и выше до 5000 метров.

Завтрак. Сегодня акклиматизационный выход на скалы Пастухова (4600 - 4800 метров). Если позволяет погода и самочувствие участников, рекомендуется подняться как можно выше - ориентировочно до 5000 метров. Решение о высоте подъема для получения акклиматизации принимает ваш горный гид.

При необходимости провешиваются перила (закрепленные веревки для обеспечения безопасности при подъеме-спуске) выше скал Пастухова.

Занятия по технике передвижения по снегу и льду: хождение в "кошках" с ледорубом. Отработка техники самозадержания на снегу.

Обзорная экскурсия по району.

Во время акклиматизационных выходов - подкрепляем силы легким обедом (ланч-пакеты с бутербродами, печеньем и т.д.) и горячим чаем из термосов.

Спуск и возвращение на приют. Ужин. Ночевка в нашем приюте.

День 5 - День отдыха.

Завтрак. Сегодня день отдыха и день подготовки к восхождению на Эльбрус. Также этот день уже можно использовать для подъема на вершину в случае хорошего самочувствия группы и достаточной акклиматизации.

Если же этот день используется для дополнительной акклиматизации и отдыха - рекомендация: спуститься с приюта до одной из станций канатной дороги «Мир» (3500 метров) или «Кругозор» (3000 метров) или «Азау» (2500 метров), погулять 2-3 часа внизу и снова подняться на приют.

Желающие могут покататься на лыжах или сноуборде.

Подготовка к выходу на восхождение на Эльбрус. С вечера рекомендуем собрать рюкзак, "подогнать" снаряжение.

Ужин. Ранний отбой. Ночевка в приюте.

День 6 - Восхождение на Эльбрус (5642 метра).

Ранний подъем в 2.00 часов утра. Сегодня день восхождения на вершину Эльбрус. Выход на восхождение на вершину Эльбрус в 3.00 (если позволяет погода, видимость и состояние маршрута). С утра наполняем термоса горячим чаем, берем с собой "карманный перекус" и ланч-пакет.

Желающие могут использовать подъем на ратраке до высоты 4600 метров (скалы Пастухова) для экономии сил и времени (экономится 3-4 часа времени на подъеме). Выбор вершины (Восточная или Западная) накануне – в зависимости от состояния группы, погоды, маршрута. Решение принимает гид по согласованию с группой. Решение обязательно для исполнения всеми участниками группы.

Путь до вершины Эльбрус при благоприятных условиях занимает 8-10 часов. При необходимости используем перила, провешенные ранее. Контрольный срок выхода на вершину – 13 часов. После этого срока вся группа обязана спуститься вниз. Спуск занимает 5-6 часов.

Ужин. Ночевка в приюте.

День 7 - Спуск в пос.Терскол или Резервный день для восхождения.

В случае непогоды в предыдущий день, этот день мы можем использовать как резервный день для восхождения на вершину Эльбрус. В случае совершения восхождения в предыдущий день - спускаемся в поселок Терскол для отдыха.

Завтрак. Спуск на Эльбрусской маятниковой канатной дороге до станции «Азау». Трансфер станция «Азау» - пос.Терскол. Размещение в гостинице в поселке Терскол. Отдых. Для желающих после спуска можно заказать сауну.

Праздничный ужин в кафе с национальной кухней. Вручение сертификатов о восхождении на Эльбрус.

Ночевка в гостинице.

День 8 - Отъезд домой.

Завтрак. Трансфер пос.Терскол – Минеральные Воды в 9 часов утра. Отъезд домой.

Стоимость тура: 38 500 рублей.

В стоимость тура включено:

  • Встреча группы в городе Минеральные Воды;
  • Групповой трансфер Аэропорт Минеральные Воды - гостиница в пос.Терскол и обратно. Воспользоваться трансфером можно в случае прибытия в Аэропорт Минеральные Воды не позже 14:30 часов;
  • Трансфер пос.Терскол-ст.Азау и обратно;
  • Сопровождение группы горным гидом в течение всей программы (одна попытка восхождения) - 1 гид на 4 чел, 2 гида на 5-8 чел, 3 гида на 8-12 чел;
  • Проживание в гостинице в 2-х, 3-х, 4-х местных номерах в пос.Терскол или пос.Эльбрус - 3 суток;
  • Завтраки в гостинице в пос.Терскол - 3 завтрака;
  • Проживание в высокогорном приюте «Гара-Баши» ("Бочки") или равнозначном по уровню сервиса - 4 суток;
  • Продукты питания при проживании на горном приюте "Гара-Баши" для приготовления еды;
  • Услуги повара, приготовление поваром 3-х разового питания во время проживания на приюте;
  • Обеспечение безопасности (регистрация в МЧС, связь на маршруте, GPS-навигатор, аптека);
  • Оплата подъема и спуска на Эльбрусской канатной маятниковой дороге;
  • Групповое специальное снаряжение для обеспечения безопасности на маршруте (веревки, ледобуры, карабины для организации перил и т.д.) и кухонного оборудования (газовые горелки и баллоны, кухонная посуда и т.д.);
  • Cертификат о восхождении на Эльбрус для каждого участника;

Погода в мае в городе Эльбрус - подробно

Май - последний весенний месяц перед началом лета. в мае постепенно повышается. Так, если средняя температура в начале составляет +8°C (днём +8°C, ночью +7°C), то средняя температура в конце в городе Эльбрус равна +11°C (днем +13°C, ночью +13°C).

Средняя в мае составляет 68%. При этом влажность в начале месяца равна 66%, в конце месяца - 64%.

Погода в мае в городе Эльбрус в разные годы

Самый холодный день в был в 2017 году. Средняя температура составила всего +3°С. Это было 24 мая 2017 года.

Самый тёплый день в был в 2014 году. Средняя температура достигла +17°С. Это было 31 мая 2014 года.

Температура на каждый день в мае в городе Эльбрус в разные годы представлена на графике ниже:

Среднемесячная температура в мае в городе Эльбрус

Самый был в 2017 году. Средняя температура составила всего +7°С.

Самый был в 2014 году. Средняя температура достигла +13°С.

График среднемесячной температуры в городе Эльбрус в мае за разные годы наглядно демонстрирует это:

Рекорды погоды в городе Эльбрус в мае

Следит за погодой в городе Эльбрус с 2014 года. Каждый год, каждый месяц и едва ли не каждый день в том или ином городе природа устанавливает климатические рекорды. Ниже приведены сведения о минимальных и максимальных температурах в городе Эльбрус в мае.


На майские праздники "2009 была задумка совершить восхождение на Эльбрус с севера. С этой стороны нет канатных дорог, толп людей, мусора и всего такого, в отличие от популярного легко доступного южного склона со стороны Азау.

Конечно, с севера тоже ходит много людей, но это люди, приехавшие ради Эльбруса, а не посидеть в кафешке, и мусора тут нет, природа почти дикая, дорога сюда долгая.

01. Едем на Уазике-"буханке" из Кисловодска. Открылась Цель!

02. Всё ближе и ближе:

03. Вот такая дорога была в 2009 году. Сейчас уже до урочища Джилысу сделали асфальт

05. Первая ночевка. Ночью прошло чуть-чуть снега, но с утра отличная погода!

06. Эльбрус кажется близким, но это обманчиво. Только по высоте до вершины еще более 2 километров:

07. Высота Эльбруса свыше 5600 м. Сходу идти нельзя, организм должен акклиматизироваться, постепенно привыкая к высоте, т.е. меньшему количеству кислорода в воздухе. Для этого сначала заносим часть вещей, альпинистское снаряжение на

хижину Олейникова (3900 м), немного сидим там и обратно в Джилысу на 2500 м. Вид по пути к хижине на горы северного Приэльбрусья:

08. Затем уже собрав лагерь, снова поднялись на хижину, связались и сходили к началу скал Ленца на 4800 м. Погода неустойчивая:

09. Или даже буранистая

10. Выждав окно, установили на скалах Ленца "аварийную палатку" - на случай, если при предстоящем восхождении выше нас прихватит Настоящая Эльбрусская Непогода, при которой можно не дойти живыми до хижины Олейникова. В хорошо

укрепленной палатке оставили газовые горелки с баллонами, некоторые продукты, расстелили коврики и оставили некоторую дополнительную одежду. Пока ставили палатку, погода резко наладилась. Вот даже Стас без перчаток и шапки, и это в мае

на 4800 метрах высоты!

11. Вернулись на хижину 3900. Вечером любовались красивым закатом:

12. А ночью - мистическим видом луны над громадным Эльбрусом:

13. Утро дня восхождения. Далекая равнина закрыта облачным слоем:

14. Солнце взошло!

15.

16. Только середина пути, а уже все видимые вершины Кавказа ниже нас:

17. Подходим к скалам Ленца. В небе не очень хорошие облака - предвестники ухудшения погоды:

18. Облако, похожее на огромную птицу:

19. Мощные ледопады к северу от седловины Эльбруса. Эти "кубики" метров 30 в поперечнике:

20. Вперед, к вершине!

21. "Нехорошее" облако над Эльбрусом увеличилось - значит, погода может испортиться. Но пока продолжаем восхождение:

22. Вид с середины скал Ленца, примерно с 5000 метров высоты:

23.

24. Вершину Эльбруса затянуло "шапкой" из облачного урагана, не знаю, как точнее описать. В общем, делать там уже нечего, спешно возвращаемся, т.к. такая шапка обычно после появления увеличивается и распространяется вниз по

склону Эльбруса. Не хватило 300 м высоты до вершины...

25. Убежать от "шапки" не успели. Вот так внутри:

И это только начало. С помощью GPS в полной пурге вернулись к хижине Олейникова.

26. А утром следующего дня - хорошая погода:

27. Спустились из зимы в весну, в урочище Джилысу. Цветут крокусы.

28. Но над Эльбрусом не очень:

29. Песчаниковые "пальцы" в урочище Джилысу:

Но главная достопримечательность там, конечно, теплые нарзанные источники (собственно, "джилы суу" и переводится как "тёплая вода").
Прямо из скалы бьет мощный поток теплого сильно газированного нарзана (минеральной воды) температурой +23 градуса.
Вот одна из выложенных людьми "ванн":

На фото вода спущена, но если в районе дна вставить в трубу заглушку, ванна наполнится, и можно купаться. Это чрезвычайно благодатно для здоровья.

30. В оставшееся время сходили на перевал Нартджол в хребте Ташлысырт. По пути обратили внимание на забавные сосульки, образованные замерзшим родником:

31. А вот целый замерзший ручей на склоне:

32. Вид с перевала Нартджол на север. Где-то там гора Бермамыт, а в облаках Кисловодск:

33.

34. Прогулялись по гребню к участку довольно ярко-красной осыпи:

35. Панорама с хребта Ташлысырт на северные предгорья Эльбруса:

36. Возвращаемся по долине Кызылкола (верховья Малки):

38. Эльбрус из урочища Джилысу:

39. Возвращаемся к тому месту, где нас заберет машина обратно в Кисловодск. А на Эльбрусе погода наладилась. Вот так не повезло в тот раз взойти на его вершину - непогода пришлась именно на время восхождения. Но главное, все живы и

здоровы, вовремя отступив.

Новое на сайте

>

Самое популярное