Домой Нарыв Собор софии новгородской. Описание Собора Святой Софии в г

Собор софии новгородской. Описание Собора Святой Софии в г

«Там, где Святая София, там и Новгород»

Так говорят на Руси уже тысячу лет. С тех самых пор, когда в XI веке был построен грандиозный собор Софии Премудрости Божьей . Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром . Задумывался собор как центральный городской храм. По прошествии многих веков в храме Софии продолжаются богослужения, и каждый желающий может прикоснуться к этой древнейшей православной святыне. Собор открыт ежедневно с 8 утра до 8 вечера. Богослужения проводятся в 10:00 и в 18:00. Собор служит и городским некрополем. В его южной галерее похоронены знаменитые граждане этого города. Епископы, князья и посадники.

Храм строился с 1045 по 1050 год и является самой древней из сохранившихся каменных построек Руси . Сами новгородцы во все времена относились к собору с величайшим благоговением. Например, они считали, что именно благодаря заступничеству Софии их город никогда не подвергался набегам татар. Известно, что 1238 году их отряды повернули назад, не дойдя совсем немного до города. Горожане увидели в этом Божье знамение. В 1391 году город был спасен от страшного мора. И снова новгородцы соотнесли это с заступничеством Святой Софии. Нужно заметить, что во время своей постройки храм был единственным каменным зданием в Новгороде. Строили его киевские и византийские мастера , без сомнения, очень талантливые, которые смогли передать в камне черты новгородского северного характера. Сдержанность, суровость, грандиозность помыслов, мощь.

Существует легенда о том, как во время росписи купола, на котором должен был быть изображен Спаситель с простертой десницей , рука Иисуса Христа оказалась сжатой в кулак. Фреску переписывали несколько раз, пока художнику не приснился сон, в котором Христос говорил, что он специально сжал ладонь, чтобы держать там Новгород .

Собор имеет пять куполов. В XV веке центральный из них был покрыт позолотой, что придало храму еще более величественный вид. Одновременно с позолотой купола на кресте был укреплен свинцовый голубь , символизирующий Святой Дух . На Руси того времени была еще одна такая же постройка - Киевский храм, не сохранившийся до наших дней. От Киевского собора, Новгородский отличался меньшими размерами и более строгими формами.

Телепроект «Новгородинки» телеканала « Триада »: Экскурсия по Софийскому собору с Сергеем Горминым .

Время не пощадило внутреннее убранство собора. Но, все же, кое-что сохранилось. Например, в Мартирьвской паперти сохранились удивительные изображения Святых Константина и Елены. Изображения датируются XI веком. Необычность этой фрески заключается в том, что она была написана не по сырой штукатурке, как обычно, а по сухой. Такая необычная техника, примененная древним художником, придет изображению своеобразный «парящий» вид. Исследователи считают, что именно в такой технике были расписаны древние деревянные церкви Руси. К сожалению, время не сохранило ни одну из них.

Окончательное оформления внутреннего убранства Софийского собора было завершено в XII веке. По сохранившимся фрагментам мы можем видеть, что центральный барабан украшали фигуры пророков трехметровой высоты. Алтарная часть была декорирована мозаикой и фигурами святых. В южной галерее находилось изображение Деисуса, то есть канонические иконы с изображением Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя.

От алтаря XI века сохранились две иконы. Это:

  • «Спас на престоле»
  • «Апостолы Петр и Павел»

Новый иконостас, более высокий, был установлен в Софийском соборе гораздо позже, в XIV-XVI веках.

Магдебургские врата

Сегодня посетители могут войти в собор через северные двери. Главными же считаются западные ворота, и они открываются во время торжественных богослужений. Ворота эти тоже необычны. Они попали в Новгород как военный трофей из Швеции в XII веке. Изготовлены ворота были в Германии, в городе Магдебурге. В XV веке ворота были реконструированы русским мастером Авраамом, чье изображение сегодня можно увидеть на воротах рядом с изображением немецких литейных дел мастеров Вейсмута и Риквина.

Одна из знаменательных икон, написанная в 1170 году , считается чудотворной . Икона эта и сегодня хранится в Софийском соборе. Речь идет об иконе Божьей Матери «Знамение» , которая защитила город от нашествия Суздальцев. Событие это сыграло такую большую роль в жизни города, что по сей день празднуется как почитаемый церковный праздник. Событие это легло в основу сюжета другой известной иконы, которая так и называется «Битва новгородцев с суздальцами».

Софийский собор является действующим храмом, открыт с 8 до 20 часов. Службы проводятся в 10 и 18 часов.

На стенах Софийского собора сохранились не только фрагменты фресковых росписей XII века, но и древние граффити. Древние граффити - так называют надписи на стенах русских средневековых зданий, нацарапанные «писалом» - инструментом для письма на бересте, - весьма распространенное явление на Руси до XV века (впоследствии бересту сменяет бумага - писалом больше не пользуются - граффити не появляются), несмотря на то, что еще в X веке князь Киевской Руси Владимир Креститель указом запретил вырезать надписи на стенах храмов. Именно Новгород, архитектура которого не была разрушена набегами татар, в наибольшем объеме донес до нас эти надписи. Кроме Софийского собора, их можно встретить в церкви Спаса на Нередице, церкви Федора Стратилата на Ручью и др. храмах Новгорода. Как и берестяные грамоты, новгородские граффити донесли до нас живые голоса жителей средневекового Новгорода. Но в отличие от берестяных грамот, привязанных к конкретной жизненной ситуации, большинство граффити обращено к Богу или святым, выражает мысли и чувства их писавшего («царапавшего»). Некоторые отрывки содержат отголоски язычества, или просто представляют собой надписи бытового характера.

Программа Новгородского областного телевидения: «По святым местам Новгородской земли. Софийский собор»

Граффити

Археологи, которые исследовали когда-то место гибели древнеримского города Помпеи, смогли извлечь много информации из надписей на стенах домов, которые делали простые люди. То же самое произошло в Новгороде. Именно на стенах Софийского собора сохранились так называемые граффити - надписи, сделанные при помощи «писала» - приспособления для письма не бересте.

На бересте писали на Руси вплоть до XV века. И до этого времени можно прочесть многочисленные надписи. Любопытно будет узнать, что еще в X веке киевский князь Владимир запретил специальным указом царапать надписи на стенах храмов. Но видимо народ не слишком-то спешил слушаться княжеских указов, поэтому в Новгороде, который не был разрушен татарами, на стенах древнейшего русского каменного здания можно прочесть обращения простых людей. Обилие надписей свидетельствует о том, что большинство новгородцев были грамотны. Надписи носят характер обращения к христианскому Богу, но попадаются и такие, которые несут на себе отголосок языческих верований. Впрочем, попадаются и надписи чисто бытовой направленности.

Именно благодаря граффити нам известны имена некоторых мастеров, которые работали когда-то при постройке и украшении этого шедевра древнерусского зодчества. Это Георгий, Стефан и Сежир.

Живопись XI века

Известно, что после постройки храм был расписан лишь частично, отдельными фрагментами. Настоящие работы по росписи собора начались только в 1108 году. Эти работы частично скрыли более ранние фрески, но они были обнаружены во время реставрации собора, которая проводилась в конце XIX века. Именно тогда и были обнаружены изображения императора Константина и императрицы Елена . Фигуры стоят по обе стороны огромного креста.

По всей видимости, жители Новгорода проводили параллели, между византийскими владыками и местными князьями. Так, глядя на Константина и Елену горожане вполне могли видеть своего князя Владимира Киевского, крестившего Русь и княгиню Ольгу. Также навевалась ассоциация с князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого и княгиней Анной. Именно эти люди принимали непосредственное участие в строительстве Софийского собора. И по сей день отмечают дни памяти этих исторических личностей, сыгравших такую большую роль в судьбе города.

Чудотворные иконы Софийского собора

В Софийском соборе сегодня имеется два иконостаса. Это главный, Успенский и Рождественский. Перед Успенским иконостасом можно увидеть чудотворную икону «Божья Матерь Знамение».

На Рождественском иконостасе можно видеть сразу две иконы, которые считаются чудодейственными. Это:

  • «Тихвинская Богоматерь»
  • «Спас на престоле»

Подробнее об иконах

Богоматерь Тихвинская наиболее почитаемая икона. Она является точной копией с другой такой же иконы. Считается, что такая копия, «список», полностью перенимает все свойства оригинала. Считается, что эта икона написана в конце XV или начале XVI века.

Икона, называемая «Спас на престоле» была написана в XVI веке. Икона была написана поверх более древнего изображения, которое тоже сохранилось и которое можно посмотреть через специально сделанные небольшие окошечки.

Статья написана на основе книги «Где святая София, там и Новгород», СПб, 1997 г.

С офийский собор - главный Новгородский собор который стоит на территории Кремля.
Это одна из древнейший церквей на территории России. Храм был поставлен в 1045 - 1050 годах. Собор был заложен на месте Владычного двора на закладке присутствовал великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингигерда) которые приехали из Киева.

Пятинефный крестово-купольный храм. Подобные храмы строились на Руси лишь в XI веке. Старый план храма.


Фото (С) http://www-wikipediya.ru/wiki/

Здесь проходило Новгородское вече.

Магдебургские (Корсунские, Плоцкие, Сигтунские) врата. По одной из версий их изготовили в Магдебурге, отсюда и название.

Ворота недавно отреставрировали. В течение нескольких столетий они служили торжественным входом в Софийский собор.

В описи 1803 года они обозначены как немецкие. Есть легенда, что их привез из Византии Великий Князь Владимир и их называли Корсунскими. По другой версии они являются воинским трофеем новгородцев и северных русских, который был привезен из похода в шведскую столицу Сигтуну в 1187 году.

На вратах имеется изображение сотворивших их мастеров-литейщиков Риквина (с весами в правой и клещами в левой руке) и Вайсмута (с клещами в руках). Между фигурами немецев помещена и фигура русского мастера со старинным русским именем Авраам))) Имена у немцев на латинском языке, а вот имя Авраама на русском.

Сделаны врата на Западе, и он имеет католический, а не православный характер изображений. На воротах сцены из Ветхого и Нового Заветов. Тут и русалки и кентавры и прочая нечисть. Кентавр (Китоврас), целящийся из лука, — олицетворяет двойственность человеческой натуры. Только сам лук у него кто-то отобрал уже.

Адам и Ева в окружении ангелов и не только)))

Вместо ручек странные львы на индийский манер. Они напоминают всем входящим про Ад и о грядущем Страшном Суде. В пасти у львов головы грешников. С левой стороны три черепа грешников, справа два. Это еще раз подтверждает - левых нигде не любили, даже в Европе.

Какие-то дракончики кого-то жрут...

Вообще смотреть на них можно много и разгадывать что же тут изображено. Во время шведской оккупации Новгорода в XVII веке шведский король Густав II Адольф, веря, что эти ворота из Сигтуны, пытался их возвратить, но его военачальник Якоб Делагарди, опасаясь гнева горожан, оставил врата на месте.

В 1045 году собор Святой Софии начали расписывать греческие мастера. Они должны были изобразить на своде храма Спаса Вседержителя с простертой правой рукой. Иконописцы изображали Христа по православным канонам с благословляющей рукой. Но наутро все увидели не благословляющую, а сжатую в кулак руку. Трижды мастера переписывали и трижды утром рука оказывалась сжатою. И когда на четвертый день они опять решили переписать руку, то услышали повелевающий с небес голос: «Писари! Не пишите мя с благословляющею рукой, напишите мя со сжатою рукою, аз бо в сей руце моей Великий Новгород держу; а когда рука моя распространится, тогда будет граду сему скончание...». О как...

Здесь очень лояльно относятся к туристам. Даже не делают замечание женщинам без платочков.

В соборе похоронен юноша из княжеской семьи, который дал обет целомудрия, но при этом очень почитал родителей, которые естественно, хотели продолжения княжеского рода. Долгими ночами он молил Бога дать ему возможность сохранить целомудрие и выполнить волю родителей. В результате он женился и умер на свадьбе. Т.е. Бог выполнил его просьбу.

Одна из легенд, которая имеет реальное подтверждение. В соборе хранится святыня Великого Новгорода - икона «Знамение Пресвятой Богородицы». Зимой 1169 года произошла знаменитая битва суздальцев с новгородцами. Войско суздальцев осадило Новгород. Новгородцы понимали, что им не победить, оставалось лишь надеяться на чудо. Настоятель Иоанн три дня молился в храме Святой Софии. А затем он услышал голос, повелевший снять с иконостаса икону Божией матери и установить ее на стену города. Когда Иоанн отправился за иконой, сами собой зазвонили колокола на соборе. Икону поставили на крепостную стену и несколько вражеских стрел вонзились в святой лик. И тут икона повернулась лицом к городу и из глаз Богородицы нее потекли слезы. И замерла битва, а судальцы перестали отличать своих от чужих и напали друг на друга. В страхе враги сняли осаду. Уже в наши дни икону тщательно исследовали и нашли следы от наконечников стрел.

Сильно храм врос в землю. Метра на три наверное уровень старого пола ниже. Это Мартириева паперть Софийского собора.

Строительство: 1045-1050

Освящение: 1052 год

Главный престол: в честь Успения Пресвятой Богородицы

Архитектурный стиль: византийский

Адрес: Великий Новгород, Кремль, 11

История

Каменное здание Софийского собора возвели в 1045-1050 году. Инициаторы постройки - князь Ярослав Мудрый и его старший сын Владимир. Они привлекли для строительства греков, к которым позже присоединились киевляне, уже построившие свой храм, и новгородцы. Посвящение храма Святой Софии - Божественной Премудрости (имя София в переводе с древнегреческого означает «мудрость») - стало продолжением древней традиции, начатой еще ветхозаветным царем Соломоном, построившим храм в честь Премудрости Всевышнего Творца.

Открытки начала XX века

В 1929 году храм закрыли и превратили в музей атеизма. В 1991 году Софию Новгородскую передали Русской Православной Церкви. Собор несколько раз реставрировался, но капитальных перестроек не было - он в основном сохранил архитектурные формы XI века.

Как устроен Собор Святой Софии

Мартирьевская паперть

В Софии есть уникальный участок, по которому можно проследить строительную историю храма - Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити.

Средневековые новгородцы оставили множество надписей-граффити на стенах собора. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» - текст явно вызвал негодование.

Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и княжеских захоронений.

Голосники

В стены и своды собора вмонтированы глиняные горшки-голосники для лучшей акустики. Они облегчают верхние части конструкций и поглощают эхо. После войны, когда в соборе работал музей, здесь устраивали музыкальные концерты.

Иконостас

Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна - апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее. Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда - храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии - олицетворение Божественной Премудрости. Венчает его Христос, рядом с Софией - Богородица и Иоанн Предтеча.

Купола

Изначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму.

Голубь на кресте

На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь - символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным. Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию. Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.

Фреска

Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама - ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.

Магдебургские врата

В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата - работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно - неизвестно. Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы. В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде.

Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи

Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского у придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото Н. Басмановой

Собор Святой Софии - главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами.

В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.

Собор был строго симметричным и ещё не имел галерей. Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействем архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика - фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году.

На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур. В 1930 собор был закрыт и вошёл в состав Новгородского музея-заповедника. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был сильно повреждён и разграблен, после войны полностью восстановлен. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005-2007 произведена реставрация куполов собора.

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним помимо новгородской Софии относятся: Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. Апсид три, центральная пятигранная, боковые - округлые. С трех сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы - 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не обделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича.

Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от средневековых фресок остались лишь фрагменты купола и «Константин и Елена» в Мартирьевской паперти. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Фреска «Пантократор» в главном куполе была уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Основная роспись сделана в XIX веке. В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (XV-XVI) и Рождественский (XIV-XVI, отдельные иконы - XIX век). Среди икон особо выделяются:

  • Икона Божией Матери «Знамение»
  • Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный
  • София, Премудрость Божия (XV век). Находится в центральном иконостасе. Отличается большим символизмом даже по сравнению с иконами того же типа. Например, Премудрость в новгородской версии имеет красный цвет, означая жертву Христа.
  • Тихвинская икона Богородицы (XVI). Находится в Рождественском иконостасе. Эта икона находилась с новгородцами во время заключения Столбовского мира. Риза на иконе изготовлена по заказу царевны Софьи.

В соборе постоянно находятся останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава и Фёдора, архиепископов Никиты и Иоанна. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII-XIX вв

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя - символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу - и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород. При одном из авианалётов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепёжных тросах, и комендант города распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию.

По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора; крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007. Точную копию креста оставили и в испанском музее.

Паломнические поездки к Собору Святой Софии в г. Великий Новгород

  • Поездка из Обнинска в Собор Святой Софии в г. Великий Новгород
  • Поездка из Вышнего Волочка в Собор Святой Софии в г. Великий Новгород
  • Поездка из Великого Новгорода в Собор Святой Софии в г. Великий Новгород
  • Поездка из Волгограда в Собор Святой Софии в г. Великий Новгород
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Собор Святой Софии в г. Великий Новгород
  • Поездка из Одессы в Собор Святой Софии в г. Великий Новгород
  • Поездка из Минска в Собор Святой Софии в г. Великий Новгород
  • Поездка из Великого Новгорода в Собор Святой Софии в г. Великий Новгород
  • Поездка из Тюмени в Собор Святой Софии в г. Великий Новгород
  • Поездка из Коломны в Собор Святой Софии в г. Великий Новгород
  • Поездка из Великого Новгорода в Собор Святой Софии в г. Великий Новгород
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Собор Святой Софии в г. Великий Новгород
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Собор Святой Софии в г. Великий Новгород
  • Поездка из Москвы в Собор Святой Софии в г. Великий Новгород
  • Поездка из Киева в Собор Святой Софии в г. Великий Новгород
  • Поездка из Минска в Собор Святой Софии в г. Великий Новгород
  • Поездка из Великого Новгорода в Собор Святой Софии в г. Великий Новгород

Построенный в 1050 году по образцу своего киевского тезки, Софийский собор в Великом Новгороде – древнейший каменный храм на российской территории. Совершенно уникальные иконы, сохранившиеся фрагменты старинных фресок, чудотворные мощи дополняют архитектурную прелесть здания, с которым неразрывно связаны многоплановые исторические события. По преданию, заложение собора происходило в присутствии Ярослава Мудрого его сыном Владимиром, умершим вскоре после освящения храма в 1052 году.

Расположенный в северной части городского кремля, Софийский собор в Великом Новгороде был и религиозной святыней, и хранилищем ценностей казны. Облик собора достаточно известен и популярен. Чтобы подчеркнуть древность храма, напомним, что строили его еще до окончательного раскола христианства.

Великим чудом, а скорее промыслом Божьим он сохранился до наших дней, пережив ряд критических событий. Храм остается кафедральным собором Новгородской епархии, предоставляя всем желающим доступ к хранимым бесценным историческим реликвиям. Поддерживаемый в идеальном состоянии, Софийский собор в Великом Новгороде остается архитектурной жемчужиной.

Софийский собор в Великом Новгороде — издали и в деталях

Расположение храма полностью соответствует канонам христианства – алтарные апсиды на востоке, главный вход с запада. Четверик основного объема, увенчанный пятью куполами, с запада, севера и юга имеет галереи из 2-х этажей. Входная башня южнее главного входа имеет собственный, шестой купол, который отличает Софийский собор в Великом Новгороде от других храмов.

Другой отличительной особенностью новгородской Софии, возникшей предположительно в ходе стройки, является вытянутый вертикально объем. Эта устремленность ввысь, видная снаружи и особенно внутри, стала фирменной чертой местного храмового строительства. Софийский собор в Великом Новгороде внешне отличен своими куполами в форме русских боевых шлемов серого цвета, кроме позолоченного центрального. Есть и другие отличия, о них далее.

Святой героический князь

Памятная доска на стене собора напоминает о том, что отсюда уходили войска князя Александра Невского на судьбоносные сражения. Знаменитый полководец и его дружинники разбили шведов на Неве, откуда потомок Мономаха и Рюрика получил свое прозвище, ставшее фамилией. К его заслугам относятся освобождение ряда городов от тевтонских захватчиков – немцев, в том числе легендарная победа на Чудском озере (Ледовое побоище).

Новгородским князем Александр Невский был до 1251 года, когда стал великим князем Владимирским. Известно, что он отверг предложение Папы римского о переходе в католичество, а во взаимоотношениях с Золотой Ордой проявил себя тонким дипломатом. Был канонизирован православным святым, а Сталиным объявлен национальным героем, его именем назван один из почетнейших орденов.

Фреска и ворота

Весьма примечателен западный фасад, которым Софийский собор в Великом Новгороде обращен внутрь пространства Владычного двора. Здесь сохранен и снабжен специальным укрытием фрагмент фрески XI века, позволяющий представить хотя бы тональность древнего оформления. Различимы некоторые образа по периферии выделенного участка, содержание основного изображения можно только угадывать, либо узнавать из статей ученых.

Другим замечательным экспонатом западного фасада считаются Магдебургские врата, имеющие еще несколько названий, как и версий приобретения. Высказывалось мнение о том, что это военный трофей новгородских дружинников XII века, вывезенный из древней шведской столицы (отсюда наименование Сигтунские). Другие источники говорят о подарке немецких мастеров либо покупке местными торговцами.

Не вызывает разночтений только немецкое происхождение изделия, причем на металле отображены даже фамилии литейщиков из Магдебурга и их фигуры с инструментами в руках. Достаточно четки изображения сюжетов из Библии, включая людей, животных и архитектурные элементы, с подписями на латинском языке. Есть и добавление по-русски о собравшем врата мастере Аврааме с его фигурой.

Многие века Магдебургские врата в западном фасаде были повседневным входом в Софийский собор в Великом Новгороде. Сейчас их используют лишь по праздникам, когда в богослужении участвует архиепископ. Повседневный проход как прихожан на церковную службу, так и любознательных поклонников старины осуществляется через южный вход, ворота там тоже не новые, но не чета парадным.

Здесь на одной из обычных деревянных створок укреплена бронзовая литая табличка. На ней современным русским языком указан высокий статус Кафедрального собора, часы посещения как музея и время проведения богослужений. К элементам украшения можно причислить разве что дверные ручки, изготовленные из бронзы литейным способом. Проводя визит в общедоступное время, мы убедились в набожности значительной части музейных посетителей.

Интерьеры и реликвии новгородского храма

Первым впечатлением вошедших в Софийский собор в Великом Новгороде в большинстве случает становится ощущение некоторой тесноты. Так кажется не столько от немалого количества посетителей, сколько от непропорциональности площади и объема внутри здания. Большая высота потолков в проходе контрастирует с его малой шириной, еще уменьшающейся из-за расставленных под образами подсвечников.

Не добавляет простора и расположившаяся на пути посетителей церковная лавка, хотя и расположившаяся в нише, но прилавком ограничивающая проход. Зато ассортимент товаров здесь довольно разнообразен, от религиозной литературы и символики до святых образов самых разнообразных размеров и качества работы. Единственно свободным остается пространство под потолком, озаренное светом люстр.

Иные ощущения посетители испытывают возле алтарного иконостаса, где существенно свободнее. Первым и главным впечатлением у большинства становится явная, даже чрезмерная скромность оформления. Скудностью это назвать язык не поворачивается, но приглушенность красок, отсутствие существенного декора, позолоты, ярких деталей заметно. Впрочем, скромность не порок, возможно, так и было в старину.

Алтарный иконостас храма содержит ряд редких и особо почитаемых икон, о которых предусмотрительные посетители нашли информацию заранее. Именно возле этих образов концентрируются посетители, желающие получить помощь или решение проблем. Прежде всего это иконы Софии Премудрости Божией, Тихвинской Божьей Матери и помещенная в шкаф перед иконостасом икона Божьей Матери Знамение.

Особенности Софии новгородской

Очень привлекательно выглядит Софийский собор в Великом Новгороде, если посмотреть в сторону главного купола. Завораживает головокружительная высота, ощущение усиливают вертикальные выступы стен. Похоже, что верхняя часть конструкций сохранила фрагменты древних росписей, но центральный образ Христа как был выбит фашистским снарядом, так и не восстановлен.

Отличает Софийский собор в Великом Новгороде от других православных храмов еще нечто почти неуловимое, на уровне подсознательной догадки. Иконостас, отделяющий алтарное пространство от публичного, кажется чужеродным в этой обстановке. И это действительно так, возводился он позднее освящения собора, уже после окончательного размежевания католиков и православных до уровня взаимных проклятий.

Противоречия между ветвями одной религии проистекали из обычной для политиков, но негодной для служителей Бога стремлении к господству. Раздел Римской империи на Западную и Восточную, позднее ставшую Византией, породил противоречия не только между государствами. Уже в обозримом будущем этому конфликту исполнится тысяча лет, неужели христиане никогда не объединятся?

Святые мощи и обычаи

Кроме уже упомянутых чудотворных икон, Софийский собор в Великом Новгороде сохраняет целый ряд мощей православных святых. Первой здесь упокоилась супруга Ярослава Мудрого Анна, мать строителя храма. О смерти Владимира Ярославича сразу после освящения уже говорилось, а ведь исполнилось ему лишь 32 года. На примере этой личности показываем, как и в чем хранит мощи Софийский собор в Великом Новгороде.

Канонизация русских князей, а затем монархов в православии была обычным делом, для них существовал специальный лик (тип) святости, обозначаемый как Благоверный. Критерии отнесения к лику святых не включали воинских подвигов и завоеваний. Отмечалась благочестивая жизнь и дела во имя церкви. Поскольку строительство и содержание храмов явно относится к таковым, канонизация построившего Софийский собор в Великом Новгороде объяснима.

Не совсем понятен повод для канонизации, также в лике благоверного старшего брата Александра Невского, Федора Ярославовича. Он числился новгородским князем всего год и умер, не достигнув 15-летия, накануне женитьбы. На нашем фото видна поклоняющаяся его мощам прихожанка, видимо, выбор кумира для почитания – дело тонкое либо нам неведомое.

Впрочем, церковные ритуалы во многом загадочны для мирян, не слишком в эти тонкости углубляющихся. Даже правильно поставить свечу за здравие или же за упокой сейчас сможет не каждый, есть люди, не видящие разницы в этих категориях. Хорошо, что в любом храме найдется благожелательный советчик, будь то посетитель или священник. Поэтому редки такие посетители, которые покинут Софийский собор в Великом Новгороде, не поставив ту или иную свечу в один из подсвечников храма.

Для посетивших Софийский собор в Великом Новгороде кремлевская территория предлагает еще целый ряд познавательных объектов. Это и крепостные стены с сохранившимися сторожевыми башнями, и Софийская звонница , однажды обрушавшаяся вместе с подмытой половодьем стеной. Между нею и храмом на снимке видно здание музыкального колледжа (бывшего духовного училища), где есть народный музей Аренского, Лядова и Рахманинова . Не забудьте и о , виденной на одной из первых фотографий.

Новое на сайте

>

Самое популярное