Домой Нарыв Диктанты по теме бессоюзные предложения. Бессоюзные сложные предложения

Диктанты по теме бессоюзные предложения. Бессоюзные сложные предложения

1. На улице завывала метель, мокрый снег налипал на оконные стекла. 2. Под окном и в саду зашумели птицы, туман ушел из сада, все кругом озарилось весенним светом, точно улыбкой. (Чех.)3. Прошла осень, за ней пришла зима. (Чех.) 4. На рассвете выл фабричный гудок, сын и Андрей наскоро пили чай, закусывали и уходили, оставляя матери десяток поручений. (М. Г.) 5. Дождь прошел стороной, опять показался месяц, и вскоре на картофельном поле закипела работа. (Печ.) 6. Проходило восемь минут. Звенел звонок, свистел паровоз, и сияющий поезд отходил от станции. (Купр.) 7. Елка стояла в лесу, ее грело солнце, над ней пели птицы, дятел постукивал о ее кору, а зимой она спала под мягким снегом. (Эмд.) 8. Биться в одиночку - жизни не перевернуть. (И. О.) 9. Здесь тучи смиренно идут подо мной; сквозь них, низвергаясь, шумят водопады. (П.) 10. Редел на небе мрак глубокий, ложился день на темный дол, взошла заря. (П.) 11. Черкесы в поле, нет надзора, в пустом ауле все молчит. (П.) (142 слова.)

а) 1. Замелькали суетно шапки, фуражки (…), защелкали прощальные поцелуи. (Фурм.) 2. Третий звонок… Засвистели свистки соловьями, загудели сычами гудки, зафыркала трудно паровозная глотка, зачадила, задышала, лязгнули колеса по мерзлым рельсам, хрустнули на съеме, треснули вагоны, снялись со стоянки, покатились… (Фурм.) 3. Деревня высыпала целиком посмотреть на него (Чапаева), мужички вступали в разговоры, бабы охали и шептались, мальчишки долго-долго кричали и бежали за санями. (Фурм.) 4. Бузулук был под ударом; неприятельские разъезды показывались всего в нескольких десятках верст от города. (Фурм.) 5. Из центра то и дело поступали приказы и распоряжения; с мест тоже приходили разные сведения и запросы, шли бесконечные собеседования по телефону, по прямому проводу. (Фурм.)

б) 1. Толпа дрогнула, сидевшие встали, на минуту все замерло, насторожилось, и много лиц побледнело. 2. Наступал вечер, шел дождь, с севера порывисто дул ветер. 3. Небо тяжело и мрачно, с него неустанно сыпались еле видные глазом капельки дождя. 4. По дереву лодки неугомонно стучал дождь, мягкий шум его наводил на грустные мысли. (143 слова.)

М. Горький.

1. Все четверо выходят вместе; Руслан уныньем как убит; мысль о потерянной невесте его терзает и мертвит. Садятся на коней ретивых; вдоль берегов Днепра счастливых летят в клубящейся пыли; уже скрываются вдали; уж всадников не видно боле. 2. Выога злится, вьюга плачет, кони чуткие храпят; вот уж он далече скачет; лишь глаза во мгле горят; кони снова понеслися; колокольчик дин-дин-дин. 3. Коням, барин тяжело; выога мне слипает очи; все дороги занесло. 4. Мчатся тучи, вьются тучи; невидимкою луна освещает снег летучий; мутно небо, ночь мутна. 5. Над Невою резво вьются флаги пестрые судов; звучно с лодок раздаются песни дружные гребцов; в царском доме пир веселый; речь гостей хмельна, шумна. 6. Кавказ подо мною. Один в вышине стою над снегами у края стремнины; орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне. 7. В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой, светит месяц, тройка мчится по дороге столбовой. 8. Месяц ясный светит хладно, грустен ветра дальний вой. (149 слов.)

А. Пушкин.

1. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно. 2. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. 3. В избах и по дворам было пусто: все ушли на огороды копать картошку. 4. Потом с юга затемнело, далеко проговорил что-то свое грозное гром, небо передернуло зловещим пламенем. 5. Жара убывала, дело шло к осени. 6. Они (берега реки) были готовы к зиме: листья давно осыпались, трава полегла, ботва почернела, а над избами прибрежных деревень курился белый дымок - всюду уже топили печи. (78 слов.)

К. Паустовский.

1. Серповидно изогнутое шило обманывало расчет неопытных пальцев: оно то выныривало очень далеко от строчки, то скрывалось, не прихватывая краев. (Никул.) 2. Вернувшийся дед мало походил на орла: руки у него были опущены, а взгляд хоть и сердитый, но усталый. (Никул.) 3. Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы. (Пришв.) 4. Свободного места нигде не видно: на полатях, на печке, на лавках и даже на грязном земляном полу - везде лежат люди. (Леек.) 5. На ярмарке случилось странное происшествие: все наполнилось слухом, что где-то между товаром показалась красная свитка. (Гог.) 6. Девушка наклонилась к рупору переговорной трубки и отдала в машинный зал первую команду. Земснаряд наполнился ровным басовитым гудением: это заработал насос. (…) 7. Степан Ильич (начальник земснаряда) кивнул девушке: вода пошла, трубы прочищены, теперь можно запускать фрезу. 8. В трубах зашуршал песок, защелкали мелкие колесики. (Мус.) 9. Воздух в лесу был свежий, с запахом сосновой смолы,- хотелось дышать глубоко, полной грудью. (132 слова.)

а) 1. Вот гостя важного встречает рой пчелиный - ему и место и почет раскрыты перед ним ячейки сочных сот, в них - сладкий дар садов, душистый дар долины. 2. Среди лесных певцов подъем и оживленье: окрестные леса вручают юбиляру адреса. 3. Счастливый юбиляр растроган и польщен - не зря в своих кустах свистел и щелкал он… 4. Проснулся Лев, услышав пьяный крик: наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался. 5. Иван Иваныча как будто подменили: кого не узнавал - теперь он узнает, кого не принимал - тех в гости сам зовет. 6. И порешили судьи тут: дать Волку выговор и не лишать свободы, раз изменился нрав у всей его породы.

С. Михалков.

б) 1. Две бочки ехали: одна с вином, другая - пустая. 2. Внимало все тогда любимцу и певцу Авроры: затихли ветерки, замолкли птичек хоры, и прилегли стада. 3. Дуб держится- к земле тростиночка припала. (133 слова.)

И. Крылов.

1. Кoль до когтей у них дойдет, то, верно, льву не быть живому: сильнее кошки зверя нет. (Кр.) 2. Шалун какой-то тень свою хотел поймать: он к ней, она вперед; он шагу прибавлять, она туда ж; он, наконец, бежать: но чем он прытче, тем и тень скорей бежала. (Кр.) 3. Паровоз прогудел протяжно и низко, вагоны громыхнули сцепами, и поезд тронулся. (Лас.) 4. Все стало ясно: значит, лодку унесло ветром, а в ней и нашего злополучного спутника. 5. Солнце сверкает на серебристых крыльях планеров, алые знамена ярко выделяются на фоне голубого неба. (…) Заиграла музыка - и на поле стадиона выбежали ребята в старинных русских костюмах. 6. Тоня родилась в героический год первой пятилетки, Павел был двумя годами старше ее. (Пост.) 7. Несколько мелких капель, упавших сверху, заставили меня остановиться: начал накрапывать дождь, (Арс.) (120 слов.)

1. За одну ночь все кругом совсем изменилось: лес казался ближе, река точно сузилась, а низкие зимние облака ползли над самой землей и только не цеплялись за верхушки елей и пихт. (М.-С.), 2. Наши ученые интересовались воздухоплаванием: с помощью воздушного шара можно было делать научные наблюдения высоко над землей. (Маз.) 3. Аэродром вертолету не нужен: поднимается он прямо, без разбега, и может неподвижно «висеть» в воздухе; садится тоже на любую, самую маленькую площадку. (Маз.) 4. Подруги работали молча. В школе было тихо. Сияли стекла дверей и шкафов, светились чисто вымытые бревенчатые стены. (Пост.) 5. Путник идет и дивится: куда же это я забрел? (Пост.) 6. Старик оглянулся назад, за свою избушку; за ней уходило ржавое болото, чуть тронутое кустиками и жесткой болотной травой. С небольшими перерывами это болото тянулось верст на пятьдесят и отделяло избушку от всего живого мира. (М.-С.) (128 слов.)

1. Стало совсем светло. Волки ушли в лесные чащобы, убралась с поляны лисица, оставив на снегу хитро запутанный след. (Пол.) 2. Зверь вздрогнул, кожа на спине его передернулась, задние ноги еще больше поджались. (Пол.) 3. Не спи, казак: во тьме ночной чеченец ходит за рекой. (П.) 4. Павка лег на дрова и уснул: усталость одолела. (И. О.) 5. Назвался груздем - полезай в кузов. (Посл.) 6. Лес рубят - щепки летят. (Посл.) 7. Подхожу к окну и вижу: дождь идет. Я. Ученица пишет - бисер нижет. 9. Жилин видит: дело плохо. (Л. Т.) 10. Стал Жилин вглядываться: маячит что-то в долине. (Л. Т.) 11. Стадо гонят - коровы ревут. (Л. Т.) 12. Только шагнули мы вперед - из-за куста раздался выстрел. 13. Лето припасает- зима поедает. (Посл.) 14. В январе дни становятся длиннее - морозы усиливаются. 15. Труд человека кормит - лень портит. 16. Семь раз отмерь -один раз отрежь. 17. Слов было сказано мало - работу провели большую. 18. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. (129 слов.)

1. Кончил дело - гуляй смело. (Посл.) 2. Ноги носят - руки кормят. (Посл.) 3. Проголодаешься - хлеб достать догадаешься. (Посл.) 4. Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. (Посл.) 5. Любишь кататься - люби и саночки возить. (Посл.) 6. Вы грозны на слова - попробуйте на деле. (П.) 7. Игнат спустил курок - ружье дало осечку. (Чех.) 8. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня с видом глубокого огорчения. (П.) 9. Служить бы рад - прислуживаться тошно. (Гриб.) 10. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит. (Л.) 11. Глубже вспашешь - хлеба больше возьмешь. 12. Я оглянулся: третьей тройки уже за нами не было. (Л. Т.) 13. Игорь взглянул на светлое солнце и увидел: от него тьмою все войско покрыто. 14. Отвернул кран Павка - вода не шла (Н. О.) 15. Хотел рисовать - кисти выпали из рук. Пробовал читать - взоры его скользили над строками. (Л.) 16. С моей сестрицей я почти не расставался; дружба сделалась крепче, теснее, нежнее. (Акс.) 17. Пригорки, рощи и долины весны огнем оживлены; с прохладой вьется ветер майский средь очарованных полей. (П.) (140 слов.)

1) Зайдешь в такую избушку зимой - жилым духом не пахнет. (В.Шукшин) 2) Ты лунной ночью в лес войди - не будет счета чудесам. (О.Константинова) 3) Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь - ничего нету. (Л.Толстой) 4) О силе стоят толкуют, а столкни сейчас в воду любого - в одну минуту пузыри пустит. (В.Шукшин) 5) Чуть свет - уж на ногах! (А.Грибоедов) 6) Хочу к нему - вы тащите с собой. (А.Грибоедов) 7) Пофилософствуй - ум вскружится. (А.Грибоедов) 8) Раскланяйся - тупеем не кивнут. (А.Грибоедов) 9) Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых - тот и жених. (А.Грибоедов) 10) Хочу забыть - забыть нельзя. (В.Брюсов) 11) Раздался крик - все высыпали во двор. 12) Послышался треск - дерево рухнуло вниз. 13) Удар - мяч летит в сетку ворот.

Диктант № 24. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

I. 1) Я совершенно не мог противиться его обаянию, и, когда он улыбался мне, я непроизвольно растягивал губы в ответной улыбке и чувствовал себя абсолютно счастливым. (А.Маринина) 2) Медвежонок, привыкший к жизни среди людей, немного поворчал, но, когда ему дали большую свежую рыбину, занялся лакомством и вновь перестал обращать внимание на собравшийся народ. (М.Семенова) 3) Внутри ателье оказалось вполне приличным, а если судить по количеству всяких грамот, развешанных аккуратно по стенам, то и просто выдающимся. (А.Адамов) 4) Глаза у нее были молодые, блестящие, и когда она во время работы надевала очки, то глаза становились совсем круглыми и даже чуть озорными, как у подростка. (В.Лидин) 5) Жар струился от камней, и, если смотреть вдоль пляжа, казалось, это не воздух колеблется над камнями, а шевелятся сами валуны. (А.Коновко)

Диктант № 25. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Троица стала двигаться к выходу из зала, и, когда она почти приблизилась к дверям, в помещение вошли два человека в синей униформе... (А.Глебов) 2) Какой-то молодой человек без шапки, со свертком в руке стоял на тротуаре и, когда карета поравнялась с ним, вдруг бросил сверток под ноги лошади. (Ю.Трифонов) 3) Книг он, вообще сказать, не любил читать; а если заглядывал иногда в гадательную книгу, так это потому, что любил встречать там знакомое, читанное уже несколько раз. (Н.Гоголь) 4) Я задумался над ее словами и, когда снова хотел обратиться к ней с каким-то вопросом, увидел, что Таня тихо спит, склонив голову на плечо. (И.Ефремов) 5) Но интересно вот что: когда поднимаешься из долины к безлюдным заснеженным пикам, пересекаешь много природных зон и в какой-то момент замечаешь, что прямо у обочины шоссе начинается березовая роща, дальше растут березы и липы, кажется, что вот-вот в просвете между деревьями будут скромные домики обычного русского села, пара коров, пасущихся за околицей, и, конечно же, маковка маленькой бревенчатой церкви. (В.Пелевин)

Данный материал адресован учителям русского языка и литературы и может использоваться на уроках при выполнении практических и контрольных заданий по теме «Бессоюзное сложное предложение». Задания содержат текст и тестовую часть. Контрольно - измерительные материалы могут оказать помощь учащимся при подготовке к ОГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В.М.»

Контрольно - измерительные материалы по русскому языку.

Бессоюзное сложное предложение

9 класс

Данный материал адресован учителям русского языка и литературы и может использоваться на уроках при выполнении практических и контрольных заданий по теме «Бессоюзное сложное предложение». Задания содержат текст и тестовую часть. Контрольно - измерительные материалы могут оказать помощь учащимся при подготовке к ОГЭ.

Инструкция учащимся по выполнению заданий:

1.Внимательно прочитайте текст. Расставьте знаки препинания.

2.Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения, выполните

Задания 2 – 4 по данной теме.

3.Выполните остальные задания.

4. Сверьте свои ответы с ключом.

Желаю успеха!

Текст 1.

Ручей.

(1)Бывает встретишь в лесных дебрях ручей. (2) Маленький он едва прокладывает себе путь он еще не может перепрыгнуть через поваленное дерево. (3) Но присмотришься к нему и видишь есть в нем все же что – то задорное сильное и многообещающее! (4) И невольно мелькнет мысль куда он течет этот ручей каким он будет когда пройдет сотни верст? (5) Может быть он станет могучей рекой которая проложит себе путь по чудесным просторам? (М.Бубеннов)

1) 2) 3) 4) 5)

3.В каком бессоюзном предложении стоит двоеточие?

1) 2) 3) 4) 5)

5.Замените словосочетание «лесных дебрях», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7.Среди предложений 2 – 4 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

9. Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными определениями.

Текст 2.

Утки.

(1)Там на берегу под кустом раскидистой ивы приютилось многочисленное семейство уток. (2) Одни из них мирно спят спрятав голову под крыло другие сладко дремлют положив свой широкий клюв на изогнутый горбом туго набитый зоб третьи тихо покрякивая чистят перебирают и приводят в порядок перышки. (3) При этом нет-нет да и упадет одно другое третье на землю. (4) Ветерок его подхватит кувырком докатит до воды а потом и пошло оно скользить по пруду белой лодочкой обгоняя по пути разноцветные кораблики. (5) Тут – то и подберет его катаясь на лодке какой – нибудь мальчуган.

1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

1) 2) 3) 4) 5)

4.Назовите номер сложносочиненного предложения:

1) 2) 3) 4) 5)

5.Замените словосочетание «семейства уток», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

7.Среди предложений 1 - 3 найдите предложение с уточняющим обстоятельством места. Напишите номер этого предложения.

9. Напишите номера предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами.

Текст 3.

(1)Недавно вставшее солнце затопляло всю рощу сильным хотя и неярким светом везде блестели росинки кой-где внезапно загорались и рделись крупные капли все дышало свежестью жизнью и той невинной торжественностью первых мгновений утра когда все уже так светло и так еще безмолвно. (2) Только и слышалось что рассыпчатые голоса жаворонков над отдаленными полями да и в самой роще две – три птички торопясь выводили свои коротенькие коленца и словно прислушивались потом как это у них вышло.(3) От мокрой земли пахло здоровым крепким запахом чистый легкий воздух переливался прохладными струями.

(И.Тургенев)

1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

2.Назовите номер бессоюзного сложного предложения:

1) 2) 3)

3. Составьте схему бессоюзного сложного предложения.

4.Назовите номер предложения с разными видами связи:

1) 2) 3)

5.Замените словосочетание «мгновений утра», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

7.Среди предложений 1 - 2 найдите предложение с необособленным определением. Напишите номер этого предложения.

9. В каком слове предложения 2 определяется ее значением – «неполнота действия»?

Текст 4

(1)В одном месте в глаза мне попало неожиданное впечатление недалеко от дороги вился тонкий дымок между валежником. (2) На пне сидел человек и его фигура одна чернела среди общей белизны темным пятном. (3) Над ним со всех сторон свесились мохнатые лапы лесной заросли вверху еще освещенные солнцем внизу уже охваченные сумраком наступающей ночи. (4) Зрелище это промелькнуло мимо моего неподвижного взгляда.

(В.Г.Короленко)

1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

2.Назовите номера бессоюзных сложных предложений:

1) 2) 3) 4)

1) 2) 3) 4)

5.Замените словосочетание «лесной заросли», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6.Выпишите грамматическую основу предложения 1.

7.Среди предложений 2 – 3 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

Текст 5

(1)В далекой и бледной глубине неба только что проступали звездочки на западе еще алело там и небосклон казался ясней и чище полукруг луны блестел золотом сквозь черную сетку плачущей березы. (2) Другие деревья либо стояли угрюмыми великанами либо сливались в сплошные мрачные громады. (3) Ни один листок не шевелился верхние ветки сиреней и акаций как будто прислушивались к чему – то и вытягивались в теплом воздухе.

4) Дом темнел вблизи пятнами красноватого света рисовались на нем освещенные длинные тени. (5) Короток и тих был вечер но сдержанный страстный вздох чудился в этой тишине.

(И.С.Тургенев)

1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

2.Назовите номера бессоюзных сложных предложений:

1) 2) 3) 4) 5)

3.В каком бессоюзном сложном предложении стоит дефис?

1) 2) 3) 4) 5)

4. Составьте схемы бессоюзных сложных предложений.

5.Замените словосочетание «страстный вздох», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6.Выпишите грамматическую основу предложения 2.

7.Среди предложений 3-5 найдите предложения с необособленным определением. Напишите номера этих предложений.

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

9. Напишите номер сложносочиненного предложения.

Текст 6

(1)С середины августа перед рождением молодого месяца вдруг наступили отвратительные погоды. (2)Несколько рыбачьих баркасов заблудилось в море. (3)А двое и совсем не вернулись только спустя неделю выбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега.

(4)Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем нежданно переменилась. (5) Сразу наступили тихие безоблачные дни такие ясные солнечные и теплые каких не было даже в июле. (6)Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.

(А.И.Куприн)

1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

2.Назовите номер бессоюзного сложного предложения:

1) 2) 3) 4) 5) 6)

3.В каком бессоюзном сложном предложении стоит двоеточие?

1) 2) 3) 4) 5) 6)

4. Составьте схему бессоюзного сложного предложения.

5.Замените словосочетание «рыбачьих баркасов», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6.Выпишите грамматическую основу предложения 2.

7.Среди предложений 4-6 найдите предложения с однородными членами предложения. Напишите номера этих предложений.

Текст 7

(1)Егорушка сам не заметил как очутился опять возле брички. (2) Дядя и отец Христофор крепко спали сон их должен был продолжаться часа два – три. (3)Как же убить это длинное время и куда деваться от зноя? (4)Задача мудреная… (5)Машинально Егорушка подставил рот под струйку бежавшую из трубочки во рту его стало холодно и запахло болиголовом. (6) Пил он сначала с охотой потом через силу и до тех пор пока острый холод изо рта не побежал по всему телу.

(По А.Чехову)

1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

2.Назовите номер бессоюзного сложного предложения:

1) 2) 3) 4) 5) 6)

1) 2) 3) 4) 5) 6)

4. Составьте схему бессоюзного сложного предложения.

5.Замените словосочетание «пил с охотой», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

6.Выпишите грамматическую основу предложения 3.

7.Среди предложений 4-6 найдите предложения с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номера этих предложений.

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

9. Напишите номер простого предложения.

Текст 8

(1)Город казался вымершим пустынные улицы замело снегом холодные громады домов зияли ранами безжизненно повисли сорванные провода троллейбусы намертво вмерзли в сугробы.

(2)Но раненый имученный город продолжал жить творческой жизнью в осажденном городе. (3)Шостакович написал свою знаменитую симфонию названную Ленинградской в подвалах Эрмитажа работали прославленные художники архитекторы ученые отказавшиеся уехать из Ленинграда. (4)Билибин работал над образами былинных русских богатырей.

(И.Никифорова)

1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

2.Назовите номера бессоюзных сложных предложений:

1) 2) 3) 4)

3.В состав какого бессоюзного сложного предложения входит 5 простых предложений?

1) 2) 3) 4)

4. Составьте схему бессоюзного сложного предложения.

5.Замените словосочетание «былинных богатырей», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6.Выпишите грамматическую основу предложения 2.

7.Среди предложений 2 - 4 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

9. Напишите номера простых предложений.

Текст 9

(1)Мы тронулись в путь с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд – Гору. (2)Мы шли пешком сзади подкладывая камни по колеса когда лошади выбивались из сил. (3)Казалось дорога вела в небо потому что сколько глаз мог разглядеть она все поднималась и наконец пропадала в облаке которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд – Горы как коршун ожидающий добычу.(4)Снег хрустел под ногами воздух становился редок было больно дышать кровь поминутно приливала в голову.

(По М.Лермонтову)

1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

2.Назовите номера бессоюзных сложных предложений:

1) 2) 3) 4)

3.В каком бессоюзном сложном предложении стоит точка с запятой?

1) 2) 3) 4)

4. Составьте схемы бессоюзных сложных предложений.

5.Среди предложений 1-3 найдите фразеологизм. Выпишите его.

6.Выпишите грамматическую основу предложения 1.

7.Среди предложений 2 - 4 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

9. Напишите номер предложения, в котором есть вводные слова.

Текст 10

(1)Опускался вечер. (2)Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката тянулись живыми струями в глубину. (3)Васютка взглянул в воду около травы копошились рыбы пошевеливали жабрами и хвостами.

(4)Небо уже потемнело в воду опускались сумерки. (5)Середина озера напоминала сейчас раскаленную печку. (6)Заря догорала.

(В.П.Астафьев)

1.Вставьте пропущенные знаки препинания.

2.Назовите номера бессоюзных сложных предложений:

1) 2) 3) 4) 5) 6)

3.В каком бессоюзном сложном предложении стоит точка с запятой?

1) 2) 3) 4) 5) 6)

4. Составьте схемы бессоюзных сложных предложений.

5.Среди предложений 1-3 найдите нераспространенное предложение.

6.Выпишите грамматическую основу предложения 5.

7.Среди предложений 2 - 4 найдите предложения с однородными сказуемыми. Напишите номера этих предложений.

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

9. Из предложений 4 – 6 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного.


КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

С ЗАДАНИЕМ В РАМКАХ ОГЭ

В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Разработала:

Камышова Юлия Минияровна

Учитель русского языка

и литературы

МБОУ ОСОШ с. Михайловка

Приморского края

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ С ЗАДАНИЕМ В РАМКАХ ГИА В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Тип урока: урок контроля знаний учащихся.

Цель: выявление пробелов в знаниях учащихся по теме «Сложносочиненное предложение».

Задачи:

Проверить знания учащихся по теме «Сложносочиненное предложение»;

Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

Развивать самостоятельность в проведении контроля, самоконтроля;

Воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чтение учителем текста диктанта.

Наступление на тайгу

1)Остров закрывал утренний густой туман. 2)Поднявшееся солнце ударило по нему золотыми лучами, и туман быстро рассеялся, растаял. 3)Строители расположились на прибрежной полосе земли со всеми завезенными сюда материалами: трубами, машинами, запасами продовольствия. 4)По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы.

5)Первыми на тайгу двинулись двумя колоннами тракторы.6) Моторы угрожающе ревели, и машины в напряжении тряслись. 7)Прошло мгновение - и первые деревья, подломленные под корень, накренились и упали. 8)Рычали тракторы, оглушительно трещали деревья, и лес окутался взметнувшейся в воздух снежной пылью. 9)Как будто гигантским ножом, надвое рассеклась тайга.

10)Широкая просека в лесу заполнилась людьми, и лесорубы и плотники начали расчищать ее под строительную площадку. 11)Всюду почувствовалось присутствие человека.12) На просеке то дружно звенели пилы, то раздавался треск раскалываемого дерева. 13)Лесорубы готовили бревна для устройства дороги, а плотники - полотняный городок.

(По В. Ажаеву.)

Грамматическое задание:

1 вариант

1)Из предложений 2-3 выпишите слово, в котором правописание гласной в приставке определяется значением «близость». .

2)Из предложений 1-2 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В отымённых прилагательных в суффиксе -ЕНН- пишется НН» .

3)Замените разговорное слово «накренились» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

4) Замените словосочетание « прибрежной полосе » , управление

5) Выпишите грамматическую основу предложения 3.

6)Среди предложений 5-7 найдите предложение с обособленным определением.

7) Напишите номер этого предложения.

8)Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.

9)Среди предложений 1-4 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.

2 вариант

1)Из предложений 10-11 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.

2)Из предложений 6-7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется -НН-» .

3)Замените книжное слово «гигантским» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

4) Замените словосочетание « снежной пылью » , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

5)Выпишите грамматическую основу предложения 11.

6) Среди предложений 7-9 найдите предложение со сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.

7) Среди предложений 1-4 найдите предложение с общим второстепенным членом предложения, относящимся к обоим предложениям. Напишите номер этого предложения.

8)Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

9)Среди предложений 10-13 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.

III. Запись учащимися текста под диктовку.

IV. Проверка записанного текста.

V. Выполнение грамматических заданий.

VI. Проверка учащимися выполненных заданий и текста в целом.

VII. Итог урока.

Учащиеся сдают тетради учителю.

ОТВЕТЫ

1 ВАРИАНТ

Прибрежной

Утренний

Наклонились

Полосе у берега

Строители расположились

2,4

2 ВАРИАНТ

Расчищать

Подломленные

Большим, огромным

Пылью из снега

Почувствовалось присутствие

10,12,13

Новое на сайте

>

Самое популярное