Домой Насморк На сколько лет делается соут. Специальная оценка условий труда(соут)

На сколько лет делается соут. Специальная оценка условий труда(соут)

С 2014 года все компании обязаны проводить . в соответствии с на проведение оценки труда рабочих мест. Это очень важно, потому что от проведения оценки зависит результат условий труда и величина в Пенсионный фонд РФ.

Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Как часто проводить специальную оценку?

По общему правилу специальную оценку необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет . Если же рабочее место было аттестовано, то оценку условий труда работников можно назначить через пять лет после завершения аттестации.

При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Прежде всего, это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест. Далее следуют изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов. Также внеплановая оценка труда обязательна при несчастном случае на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда. Наконец, поводом для внеплановой специальной оценки может послужить предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации.

Надо ли проводить СОУТ в зарубежном офисе компании?

Проводить СОУТ в представительстве компании, расположенном на территории другого государства, не надо. Указанные рабочие места не находятся в правовом законодательном поле РФ.

Работодатель должен соблюдать законодательство той страны, на территории которой он осуществляет свою деятельность. В вашем случае работодателю необходимо соблюдать требования законодательства КНР, в т. ч. в области охраны труда.

Примечание : Государственный инспектор труда не правомочен проводить проверки в отношении указанного представительства компании, т. к. оно расположено вне территории РФ (абз. 2 Трудового кодекса РФ).

Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если сотрудники постоянно работают на охраняемых объектах на территории заказчика

Да, нужно. Потому что данная категория сотрудников не поименована в перечне работников, в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. А перечень закрытый. Поэтому провести такую оценку надо, причем сделать это должен любой работодатель, без исключений (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Не проведя же спецоценку в отношении таких сотрудников, организация нарушит требования трудового законодательства. В частности, и Трудового кодекса РФ. За это может грозить административная ответственность.

Таким образом, вы должны обеспечить хотя бы косвенный контроль за рабочими местами, расположенными на территории заказчика. Для этого в договорах с заказчиками предусмотрите право работодателя на доступ к рабочим местам, на которых заняты ваши сотрудники. Как правильно провести спецоценку условий труда на таких рабочих местах, подскажут специализированные организации, имеющие право проводить данные процедуры.

Что делать, если работодатель переезжает из одного офиса в другой?

Вопросу проведения внеплановой СОУТ при перемещении рабочего места посвящено Письмо Минтруда РФ от 23.01.2017 № 151/ООГ-169 .

Специалисты ведомства указали, что в данной ситуации работодатель заново организует рабочее место и вводит его в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новое рабочее место. Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.

Что выгоднее – провести специальную оценку труда или продолжать платить допвзносы?

В 2012 году по итогам аттестации по всем рабочим местам в организации установлены допустимые условия труда (2 класс). Несмотря на то что ее результаты пока действительны, нам советуют провести специальную оценку условий труда. Каким образом проведение или непроведение этой процедуры влияет на тариф допвзносов в пенсионный фонд?

Самым прямым образом повлияет. До проведения оценки условий труда начисляется дополнительные взносы по тому тарифу, который закреплен частями 1, 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ (письмо ПФР от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707). Для должностей, поименованных в Списке № 1, – это шесть процентов, в Списке № 2 – четыре процента. Если вы проведете специальную оценку труда и условий и по ее результатам вам будет установлен оптимальный (1 класс) или допустимый (2 класс) класс условий труда, платить взносы по дополнительным тарифам вообще не придется.

С 1 января 2014 года дополнительный тариф в ПФР стал зависеть от результатов спецоценки (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ). Чем хуже условия труда, тем больше размер взносов, и наоборот.

Эксперты подсчитали, что стоимость оценки условий труда начинается от 1000 рублей за одно рабочее место. Вам необходимо сделать расчеты, что выгоднее – провести специальную оценку и обнулить взносы или платить их по-прежнему по тарифам четыре или шесть процентов.

Как применять дополнительный тариф, если сотрудник совмещает два вида вредных работ?

Работник совмещает одновременно два вида работ, подпадающих под разные значения доптарифов пенсионных взносов. Аттестацию и специальную оценку условий труда работников не проводили. Какой тариф применять?

Шесть процентов. Действительно, иногда сотрудник выполняет вредную или опасную работу, которая одновременно относится к двум разным классам или подклассам, каждому из которых соответствует своя ставка дополнительного тарифа. Например, в рамках одного трудового договора врач-рентгенолог может работать с осужденными в учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы.

Примечание : Если работник весь месяц был в учебном отпуске, то все выплаты, начисленные в этом месяце, дополнительными взносами не облагаются (п. 1 письма ПФР от 30 декабря 2013 г. № НП-30-26/20622)

В этом случае дополнительные взносы в ПФР исчисляются со всех сумм выплат по наибольшему тарифу. На 2014 год установлены следующие . Зарплата сотрудников, чьи должности поименованы в Списке № 1, утвержденном Постановлением № 10, облагается дополнительными взносами по ставке шесть процентов. С выплат работникам из Списка № 2 организации платят дополнительные взносы по ставке четыре процента. Таким образом, за своего сотрудника вам придется платить по наибольшему тарифу – шесть процентов (п. 14 письма ПФР от 30 декабря 2013 г. № НП-30-26/20622).

Облагается ли дополнительными взносами зарплата пенсионера?

В компании трудится пенсионер, который уже получает досрочную пенсию за «вредный» стаж. Сейчас он продолжает работать во вредных условиях. Нужно ли перечислять допвзносы с его зарплаты?

Да, нужно. Дополнительные взносы платятся за конкретных сотрудников, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, которые имеют право на досрочную пенсию. Списки таких должностей утверждены Постановлением № 10. В их числе, например, аккумуляторщики, электромонтеры, газосварщики, литейщики пластмасс и др.

Если пенсионер продолжает трудиться на такой работе, то с его зарплаты по-прежнему нужно перечислять допвзносы в ПФР. Закон не делает исключений для этой категории (п. 7 письма ПФР от 30 декабря 2013 г. № НП-30-26/20622).

Нужно ли с зарплаты кадровика начислять допвзносы, если условия его труда вредные?

По результатам аттестации рабочее место начальника отдела кадров отнесено к подклассу 3.1. Должность специалиста по кадровой работе не значится в списках профессий для досрочного назначения пенсии. Нужно ли с зарплаты такого сотрудника начислять дополнительные взносы в ПФР?

Нет, не нужно. Дополнительные взносы в ПФР платят только за тех сотрудников, у которых есть право на досрочную пенсию (ч. 1, 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ). За всех остальных дополнительные взносы платить не нужно независимо от результатов оценки условий труда.

Примечание : В ряде ситуаций работодатель должен провести внеплановую специальную оценку условий труда в течение полугода. Например, в связи с введением новых рабочих мест, изменением технологического процесса, предписанием государственного инспектора труда в связи с выявленными нарушениями и др. (ст. 17 Закона № 426-ФЗ)

Гарантии и компенсации за работу во вредных условиях

Следует помнить, закон устанавливает ряд гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях (ч. первая , ч. первая , ). В связи с принятием Закона № 421-ФЗ стали разделять гарантии и компенсации в зависимости от подклассов:

  • сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю, если рабочие места отнесены к подклассам условий труда: 3.3, 3.4 или классу 4;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее семи календарных дней, если рабочие места отнесены к подклассам условий труда: 3.2, 3.3, 3.4 либо классу 4;
  • повышенная оплата труда – не менее четырех процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда, если рабочие места отнесены к подклассам условий труда: 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 или классу 4.

Перечисленные гарантии и компенсации полагаются всем, кто занят на работах с вредными и опасными условиями, независимо от того, включены ли их профессии, должности или виды работ в списки, утвержденные Постановлением № 10. Главное, чтобы работу в условиях воздействия вредных и опасных факторов подтверждали результаты аттестации или специальной оценки условий труда.

Можно ли признать аналогичными рабочие места, созданные в разных подразделениях. Общие характеристики рабочих мест и характер работ совпадают

Ответ на этот вопрос зависит от конкретных обстоятельств дела. Для признания рабочих мест аналогичными необходима идентичность всех факторов, указанных в статье 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Если все характеристики рабочих мест, созданных в разных подразделениях, совпадают, то их можно признать аналогичными. Однако стоит учитывать, что сотрудники могут использовать разное оборудование (например, компьютеры с разными дисплеями или системными блоками), у них могут отличаться характеристики микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха), на их рабочих местах могут быть различная освещенность, пульсация источников освещения и т. п.

С учетом указанного принять окончательное решение о признании аналогичными рабочих мест, созданных в разных подразделениях, должна комиссия с учетом действующих в организации опасных и вредных производственных факторов и характеристик трудового процесса на оцениваемых рабочих местах.

Что брать в расчет общего числа рабочих мест: фактическое число сотрудников или количество единиц по штатному расписанию

Лучше брать то количество рабочих мест, которое соответствует числу единиц по штатному расписанию. Именно от этого числа надо считать 20 процентов, в отношении которых достаточно провести специальную оценку условий труда при выявлении аналогичных рабочих мест.

Законодательно этот вопрос не урегулирован, поэтому окончательное решение об этом должна принять комиссия.

Принимая решение, необходимо учитывать следующее. С одной стороны, при проведении специальной оценки исследуют и анализируют условия труда конкретного сотрудника. Ведь цель специальной оценки труда – выявить вредные и опасные факторы на конкретном рабочем месте во время работы. При этом учитывается производственное оборудование, материалы и сырье, которые использует сотрудник на рабочем месте. Это следует из статей 10 и 12 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. То есть идентификация вредного и (или) опасного фактора предполагает присутствие человека на рабочем месте.

Но вместе с тем, если сразу не провести оценку рабочих мест, которые числятся в штатном расписании, но пока вакантны, то это придется сделать, когда на данные вакансии возьмете человека. Поэтому решить, включать в общее число для специальной оценки условий труда те или иные рабочие места, должна специальная комиссия с учетом целесообразности. Например, если в штатном расписании предусмотрены вакантные рабочие места, на которые в ближайшее время планируется принять сотрудников, то имеет смысл включить данные рабочие места в число мест для специальной оценки.

Кто должен сдавать, Когда подается в трудовую инспекцию декларация о СОУТ?

Согласно статьи 11 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ декларацию должны подавать все работодатели (коммерческие организации, организации госсектора, предприниматели), которые провели специальную оценку условий труда на рабочих местах и при этом:

  • вредные или опасные производственные факторы не выявлены;
  • условия труда признаны оптимальными (1 класс) или допустимыми (2 класс). За исключением рабочих мест, на которых идентификацию не проводят.

Форма и порядок подачи декларации утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

С мая 2016 г. можно подавать декларацию и на рабочие места, где проводились не только идентификация, но измерения и исследования.

Если на 1 мая 2016 года у работодателя уже есть рабочие места, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, подайте уточненную декларацию до 16 июня 2016 года.

В государственную инспекцию труда по месту нахождения компании (месту жительства ИП). Это обязанность работодателя закреплена частью 1 статьи 11 Закона № 426-ФЗ и пунктом 3 Порядка № 80н.

Если Вы на руках имеете отчёт о СОУТ (Специальной Оценке Условий Труда), то декларацию подавать не нужно!

Она подаётся лишь в том случае, когда у Вас есть заключение эксперта проводившего СОУТ, что на рабочих местах не выявлено ни каких потенциально ВРЕДНЫХ или ОПАСНЫХ производственных факторов.

Примечание : По-сути, таких рабочих мест практически не бывает на практике.

Т.е., если эксперт-оценщик измерил хотя бы один параметр освещенности, что так же является потенциально "вредным" фактором, на Вашем рабочем месте и выпустил протокол измерений (в том числе и отчёт) и по результатам признал Ваше рабочее место Оптимальным или Допустимым, то декларация не подается! (Письмо МинТруда РФ)

Результаты спецоценки можно проверить и оспорить

Что делать работникам при их несогласии с результатами спецоценки?

В случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта Российской Федерации для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации по месту нахождения работодателя (часть 1 статьи 5 и статья 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Кто может инициировать проведение экспертизы качества спецоценки?

Инициатором проведения экспертизы качества спецоценки могут быть работодатель, работник, профсоюз или иной представительный орган работников, страховщики, территориальный орган Роструда, а также суд.

Примечание : ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ от 22.09.2014 № 652н "Об утверждении Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия..."

Есть вопросы по спецоценке? Минтруд дает разьяснения

Например, можно узнать, нужно ли проводить спецоценку (после окончания срока действия декларации) на рабочих местах, на которые была оформлена декларация, если выявлены профзаболевания на рабочих местах, ранее не входивших в состав декларируемых, или какие гарантии и компенсации нужно выплачивать в 2014 году работникам, занятым на вредной работе, если спецоценка еще не проводилась, но была проведена аттестация рабочих мест в 2013 году.


По результатам специальной оценки труда работодатели подают декларацию. Образец и форма такой отчетности и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

Нужна ли и кому по закону аттестация рабочих мест? Что включает в себя подобное мероприятие? Как часто проводится аттестация рабочих мест, сколько лет действует? В связи с тем, что термин АРМ с 01.01.14 г. заменен на СОУТ (специальная оценка условий труда) разберемся в нормативных нюансах.

В соответствии с нормами стат. 209 ТК аттестация рабочих мест по охране труда – это комплекс мероприятий по оценке безопасности рабочих условий с целью выявления и последующего устранения различных опасных или вредных факторов. Для чего нужна аттестация рабочих мест? Такая процедура направлена на установление классов/подклассов уровня вредности (опасности) рабочих условий (п. 2 стат. 3 Закона № 426-ФЗ). По результатам разрабатываются меры по приведению трудовых условий в соответствие с законодательными требованиями по охране труда; по оценке профриска; предоставлению сотрудникам дополнительных льгот, гарантий и компенсаций и т.д.

Обратите внимание! Для ФСС аттестация рабочих мест важна при установлении размера скидок или надбавок к основному тарифу по «травматизму». Эти сведения страхователи обязаны подтверждать ежегодно.

С 2014 г. определение аттестация рабочих мест было заменено на СОУТ. Произошло это после отмены Приказа Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26.04.11 г. и принятия Закона № 426-ФЗ от 28.12.13 г. Однако суть такой процедуры осталась прежней и заключается в оценке трудовых условий. Поэтому, что АРМ, что спецоценка рабочих мест по условиям труда – это синонимы.

Аттестация рабочих мест – обязательна или нет

Согласно стат. 212 ТК обеспечить безопасность труда сотрудников обязан работодатель. В связи с этим предприятие должно не только соблюдать действующие нормативы по охране труда, но и проводить СОУТ в соответствии с требованиями закона. Федеральный порядок оценки регламентируется Законом № 426-ФЗ, где в том числе определены:

  • Обязанности и права персонала и работодателя при СОУТ.
  • Порядок проведения оценки.
  • Оформление результатов СОУТ.
  • Иные условия оценки труда.

Все ли предприятия должны проводить оценку? В соответствии с нормами стат. 212 ТК абсолютно каждый работодатель обязан позаботиться о безопасности рабочих условий для персонала. Но поскольку некоторые организации ранее уже проводили АРМ, таким компаниям разрешается не организовывать повторно оценку, если с даты окончания аттестации не прошло еще 5 лет (п. 4 стат. 27 № 426-ФЗ). Исключение – случаи внеплановых проверок по п. 1 стат. 17 Закона № 426-ФЗ. Не проводится СОУТ в части сотрудников-надомников; дистанционных специалистов; сотрудников, имеющих трудовые взаимоотношения с гражданами без статуса ИП (п. 3 стат. 3 № 426-ФЗ).

Периодичность аттестации рабочих мест, сроки

Насколько часто работодателям необходимо проводить спецоценку трудовых условий? В соответствии с п. 4 стат. 8 № 426-ФЗ СОУТ следует организовывать каждые 5 лет, если иные требования не установлены законодательно. Обозначенный срок действия аттестации рабочих мест начинает исчисляться со дня утверждения результатов оценки.

К примеру, аттестация рабочих мест в школе должна проводиться раз в пятилетку, равно как и в дошкольных детских учреждениях. АРМ офисных работников не осуществляется, если занятость таких лиц направлена на собственные нужды организации (п. 4 Приказа № 342н). А при внеплановых мероприятиях срок аттестации рабочих мест по условиям труда составляет 12 мес. с момента введения в эксплуатацию новых мест занятости, изменения условий технологий производства, влияющих на степень опасности (вредности) труда (п. 2 стат. 17 № 426-ФЗ). В остальных ситуациях срок внеплановой АРМ равен 6 мес.

Как проводится аттестация рабочих мест на предприятии

Какие учреждения обладают правом проводить АРМ или СОУТ? Безусловно, это не все компании, а только имеющие право заниматься подобными услугами. В обновленном Классификаторе аттестация рабочих мест, ОПКД 2 71.20.19.130, занимает отдельный блок. Для проведения АРМ работодатель на основании договоров ГПХ привлекает стороннее независимое предприятие, требования к которому перечислены в стат. 19 № 426-ФЗ. Такое учреждение должно состоять в специальном реестре и иметь в штате не меньше 5 сертифицированных экспертов.

Аттестация и рационализация рабочих мест выполняются после утверждения работодателем приказа о необходимости подобных мероприятий и назначении ответственного лица. Затем выбирается учреждение, способное качественно провести АРМ. Для законности процедуры составляется договор на оказание услуг, в бюджетных структурах аттестация рабочих мест по КОСГУ – статья 226. По завершении процедуры составляются отчет, карта аттестации рабочего места по условиям труда, протоколы, ведомость, экспертное заключение и иные обязательные документы (стат. 15 № 426-ФЗ).

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает:

  • Определение наличия у работодателя вредных и/или опасных факторов для персонала.
  • Измерение на специальных приборах таких факторов, а также проведение испытательных работ.
  • Установление уровня классов (подклассов) трудовых условий на отдельных рабочих местах.
  • Составление завершающего пакета документации по результатам АРМ, включая отчет, протоколы, рекомендации, заключение эксперта.

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2018

С 01.01.15 г. была обновлена стат. 5.27.1 КоАП. В соответствии с ч. 2 указанной статьи за отсутствие у работодателя АРМ на рабочих местах, а также за нарушения в порядке проведения такой процедуры предусмотрены следующие размеры санкций:

  • Для должностных ответственных лиц – объявление предупреждения или взыскание штрафа в 5000-10000 руб.
  • Для предпринимателей – штраф в 5000-10000 руб.
  • Для организаций-юрлиц – штраф в 60000-80000 руб.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

По многочисленным просьбам руководителей частных охранных организаций размещаем на сайте краткий доклад (на выездном совещании НП «ГРОС «ЦЕНТР») исполнительного директора РОР НСБС Казарина Алексея Митрофановича по вопросу специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Данная процедура введена федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее - Закон № 426).

СОУТ пришла на смену аттестации рабочих мест и внесла ряд новшеств в исследование условий труда.

1. СОУТ проводится в отношении всех рабочих мест , в том числе с компьютерами и оргтехникой, за исключением:
- дистанционных работников;
- надомников;
- сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися ИП.

2. По результатам СОУТ рабочему месту присваивается класс опасности и (или) вредности, которые классифицируются на :
Оптимальные - условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают нормативов, установленных в качестве безопасных.
Допустимые - условия, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных факторов не превышают нормативов, а организм работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Вредные - условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают установленные нормативы.
При этом вредные условия труда делятся ещё на 4 подкласса.
Опасные условия - при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

3. Введён порядок декларирования условий труда.
Если проверкой не выявлены вредные и опасные факторы производства, работодателю необходимо заполнить соответствующую декларацию и сдать её в службу по труду и занятости.
Форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и порядок её подачи утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты России от 07.02.2014 № 80н.

Периодичность проведения СОУТ

Статьей 8 Закона № 426 установлено, что специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет , если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Если рабочее место было аттестовано, то СОУТ можно назначить через пять лет после завершения аттестации.
В тоже время статьей 17 Закона № 426 предусмотрен ряд случаев, когда специальная оценка проводится внепланово :
- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Организация проведения СОУТ

Статьей 8 Закона № 426 определено, что:
- обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя;
- специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Порядок проведения СОУТ

1. Создаётся специальная комиссия.

Работодатель издаёт приказ в свободной форме, которым утверждается состав и порядок работы комиссии.
Число членов комиссии должно быть нечетным.
Возглавляет комиссию сам работодатель или его представитель.
Кроме того в состав комиссии входят:
- специалист по охране труда;
- представители выборного органа первичной профсоюзной организации (если таковая имеется).

2. Утверждается график проведения СОУТ.

Указанный график утверждается приказом работодателя, составленным в свободной форме (ст. 9 Закона № 426).
До начала выполнения оценки комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться. В этом перечне должны быть указаны аналогичные рабочие места (ст. 9 Закона № 426). При их выявлении специальная оценка условий труда проводится только в отношении 20 процентов аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ст. 16 Закона № 426).

3. Заключается договор со специализированной организацией, которая будет проводить СОУТ.
При выборе такой организации работодателю необходимо учитывать требования, предъявляемые ст.ст. 19-20 Закона № 426 к специализированным организациям, а именно:
- указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
- наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом Российской Федерации по аккредитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Соответствующие организации и эксперты должны быть занесены в специальный реестр.
Кроме того, выбранная работодателем организация, проводящая СОУТ, должна быть по отношению к нему независимым лицом.

4. Подача декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то условия труда на нем признаются допустимыми и дальнейшие исследования не проводятся (ст. 10 Закона № 426).
В отношении таких рабочих мест работодатель подаёт в территориальный орган Минтруда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, в которой должны содержаться следующие сведения:
- наименование и место нахождения организации, в которой проводились исследования;
- фамилия, имя, отчество должность руководителя организации, от имени которого принимается декларация;
- перечень рабочих мест, соответствующих государственным требованиям охраны труда;
- сведения об организации, проводящей СОУТ;
- сведения об эксперте организации по СОУТ, проводившем идентификацию;
- дата принятия и срока окончания действия декларации.
Срок действия декларации – пять лет.

5. В случае выявления вредных и (или) опасных производственных факторов, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных факторов (ст. 10 Закона № 426).

6. Подводятся итоги СОУТ.

Специализированной организацией составляется отчёт о проведенной СОУТ, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается её председателем (ст. 15 Закона № 426).
Форма данного отчёта и инструкция по его заполнению утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты России от 24.01.2014 № 33н.

7. Ознакомление работников с результатами СОУТ

В соответствии с требованием ст.ст. 5 и 15 Закона № 426 работодатель обязан ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведённой на их рабочих местах. Сделать это необходимо в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчёта.

8. Специализированная организация обязана передать результаты СОУТ:
до 1 января 2016 года – в Министерство труда;
с 1 января 2016 года – в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения СОУТ.

Ответственность за не проведение СОУТ
В настоящее время ответственность предусмотрена статьей 5.27 КоАП России.
Размер штрафа:
- для должностных лиц от 1 000 до 5 000 рублей;
- для юридических лиц: от 30 000 до 40 000 рублей. Также предусмотрено приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

С 2015 года в случае отказа от СОУТ будет применяться новая норма - статья 5.27.1 КоАП РФ.
Размер штрафа составит:
- для должностных лиц и ИП от 5 000 до 10 000 рублей;
- для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей.
Предусмотрено также и предупреждение.
Если нарушение совершается повторно, размер штрафа составит:
- для должностных лиц и ИП от 30 000 до 40 000 рублей;
- для юридических лиц - от 100 000 руб. до 200 000 рублей.
Вместо штрафа повторно провинившихся должностных лиц смогут дисквалифицировать (на срок от одного года до трех лет), а деятельность организации приостановить на срок до девяноста суток.

Согласно законодательству, работодатель должен обеспечить безопасные условия работы в компании и охрану труда работников. Оценка условий труда – один из этапов для выполнения данного требования. Ранее работодатели обязаны были проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. С 2014 года вместо аттестации рабочих мест проводится специальная оценка условий труда.

Данная обязанность распространяется на все компании независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей. Сфера деятельности, в которой работает компания, а также статус предпринимателя (например, малый бизнес), количество сотрудников не играют роли.

Стоит отметить, что относительно некоторых работников оценка условий труда проводиться не должна. К таким работникам относятся:

  • работники, трудящиеся дома (надомники);
  • работники, трудящиеся дистанционно;
  • сотрудники, трудящиеся у физлиц, не имеющих статуса ИП.

В отношении некоторых рабочих мест по отдельным видам деятельности специальная оценка условий труда осуществляется с учетом некоторых особенностей, которые устанавливаются Минтрудом России. Так, например, особенности проведения установлены для некоторых категорий медработников, творческих работников театров, цирков и так далее.

Срок действия специальной оценки условий труда

По общему правилу специальная оценка условий труда проводится компаниями-работодателями не реже одного раза в пять лет, в некоторых случаях данный срок может составлять 6 и 12 месяцев. Большая часть работодателей (условия труда у которых не являются опасными или вредными), могут проводить оценку условий труда этапами и завершить ее проведение до конца 2018 года (до 31 декабря 2018 года).

Однако результаты специальной оценки являются действительными до момента, когда условия труда были изменены. Законодательством установлен ряд случаев, когда компания - работодатель обязана провести незапланированную оценку условий труда работников, таким образом, сроки проведения оценки условий труда будут сокращены. Так, в течение года (двенадцати месяцев) необходимо провести незапланированную проверку условий труда работников в случае, если:

  • В эксплуатацию вводится новое рабочее место. Под вводом стоит понимать именно фактическое начало работы на этом рабочем месте. Как правило, этим днем считается первый рабочий день сотрудника, который принят на это рабочее место;
  • Были изменены условия труда: замена оборудования на производстве, сырья, средств защиты, если от этого меняется влияние вредных факторов производства на организм работника.

Сроки проведения специальной оценки условий труда могут быть еще короче – полгода (6 месяцев) со дня, когда имели место быть следующие случаи:

  • Если в процессе проверки трудовой инспекцией были обнаружены нарушения законодательства об оценке условий труда;
  • Если произошло ЧП (несчастный случай) или у сотрудников предприятия было выявлено проф. заболевание (то есть вредное воздействие производства повлекло возникновение заболевания у работника);
  • Если профсоюзная организация работников выступила с обоснованным предложением о проведении внеплановой оценки.

Таким образом, спецоценка условий труда (сроки проведения) могут отличаться при возникновении некоторых случаев.

Стоит учитывать, если до начала 2014 года (1 января 2014 года) предприятие проводило аттестацию рабочих мест в установленном порядке, то специальную оценку условий труда оно имеет право не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (если не возникнут причины для проведения внеплановой оценки).

Специальная оценка условий труда – процедура, безусловно, обязательная для каждого работодателя в России. Однако четкого регламента ее проведения до сих пор не существует. И, хотя порядок СОУТ оформлен на официальном уровне, в нем есть довольно либеральные тезисы. Например, сроки проведения соут в организации. Как следует из п.6 ст.27 Закона «О специальной оценке условий труда», проверку некоторых мест разрешено проводить поэтапно, главное – завершить ее до конца декабря 2018 года.

Суды по-разному оценивают это требование и порой выносят разноречивые постановления. Случается, что штрафы за упущенные сроки проведения СОУТ достигают двухсот тысяч рублей. Чтобы избежать финансовых потерь, работодателю нужно ясно понимать, с какой периодичностью проводится СОУТ, чем отличаются первичная и последующие проверки, каков срок действия СОУТ и проч.

СОУТ: периодичность проведения и сроки

Начиная свою деятельность, новая организация порой даже не подозревает, какие мероприятия ей необходимо будет провести – даже если они носят сугубо формальный характер. Любое предприятие в России по закону обязано пройти процедуру СОУТ. Сроки проведения впервые (для новых организаций) составляют не более полугода. То есть, после регистрации компании работодатель должен провести проверку условий труда в первые 6 месяцев своей работы. Если предприятие существует свыше полугода, а проверка с момента его образования ни разу не проводилась, то сделать это необходимо как можно быстрее, а лучше, как говорится, еще вчера.

Результаты спецоценки действуют 5 лет, с момента выдачи отчета по итогам проверки.

Проведение СОУТ на рабочем месте, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, объясняется тем, что работодатель обязуется обеспечить:

  • безопасность и охрану труда работников;
  • информирование сотрудников о том, в каких условиях они работают и др.

Также из ст.219 Трудового кодекса следует, что сотрудники могут рассчитывать на:

  • безопасность и охрану условий, в которых они трудятся;
  • информирование об опасности/вредности этих условий.

Нанимаясь на работу, человек имеет полное право потребовать у своего работодателя информацию об уровне риска и потенциальных (или реальных) вредных факторах в процессе работы. Даже если это касается банального нахождения у экрана компьютера.

Если работодатель игнорирует это право и не озвучивают информацию наемному сотруднику, тот может обратиться в орган госнадзора. Сам факт такого обращения уже означает для работодателя штраф в размере 80 тысяч рублей и требование срочной спецоценки условий труда. Если предписание госнадзора остается без внимания, организации грозит приостановка деятельности до 90 календарных дней.

Итоги СОУТ: что делать с результатами проверки?

По итогам оценки вредные факторы могут быть:

  • Не выявлены вообще. В этом случае рабочее место можно задекларировать в Трудовой инспекции. Раз условия работы на этом месте соответствуют нормам охраны труда, значит, проводить проверку этого места в дальнейшем не нужно. Если в дальнейшие 5 лет работодатель не будет реорганизовывать рабочее место, то внеплановая СОУТ ему не понадобится. Декларация будет автоматически продлена.
  • установлены и классифицированы положенным образом Тогда срок действия СОУТ составляет 5 лет. Но закон не допускает прерывания в проверках. Поэтому по истечении пяти лет работодатель должен иметь уже результаты обязательно АРМ (аттестации). Аттестация рабочего места – по своему смыслу та же процедура, что и СОУТ, только под другим названием. Если работодатель провел АРМ не позднее 1.01.2014, то ему разрешено не делать никаких проверок вплоть до истечения срока действия аттестации.

Сроки проведения внеплановой СОУТ

У любого работодателя могут возникнуть причины для внеочередной оценки. В таких случаях периодичность СОУТ сдвигается, и организация имеет право провести оценку труда в течение двух временных интервалов: полугода и года.

Что делать по окончании спецоценки

Когда процедура СОУТ завершена и отчет по ее итогам утвержден, работодателю необходимо:

  1. в течение 3 рабочих дней поставить в известность проверяющую организацию
  2. в течение месяца (30 дней) ознакомить сотрудников с итогами СОУТ (они должны расписаться по прочтению)
  3. не позднее 30 дней разместить информацию об итогах СОУТ на интернет-сайте предприятия (при наличии).

В течение какого времени действуют материалы и отчеты по СОУТ

Срок подготовки отчетной документации: определяется работодателем еще на стадии сбора проверочной комиссии.

Срок хранения материалов по СОУТ в архивах: составляет 45 лет.

Срок действия материалов по СОУТ: имеют силу в течение всего периода установления класса опасности или в течение срока действия декларации о том, что условия труда соответствуют нормам охраны.

Новое на сайте

>

Самое популярное