Домой Гипертония Даже самые развитые люди я заметил глубоко.  Сочинение по тексту Соловейчика

Даже самые развитые люди я заметил глубоко.  Сочинение по тексту Соловейчика

Исходный текст:

(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью - значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился...

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою - споров, театров и выставок? (4)Что это значит - духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность - не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника - ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство - все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать... (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные - назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте... (С. Соловейчик)

Сочинение-рассуждение

Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление. Что же на самом деле кроется за этими понятиями?

Несомненно, эта проблема относится к категории нравственных. В 21 веке, веке информационных технологий, она актуальна, как никогда. Цитируя А. С. Пушкина, С. Соловейчик пытается настроить читателя на серьёзный разговор, чтобы доходчиво и последовательно объяснить истинное значение понятия «духовная жизнь».

Автор считает, что синонимом духовности является в некоторой степени интеллигентность – не уровень образованности, а богатство внутреннего мира человека. С. Соловейчик доказывает нам: посещение театров и выставок, чтение книг не есть духовная жизнь. Духовность – это стремление к чему-то высокому, выходящему за рамки обыденной жизни.

Я согласна с автором в его определении «духовности». По-моему, сила духа - это и есть основа духовной жизни. «Духовный человек» находится в постоянном поиске истины и красоты, правды и справедливости… Образование и искусство для него – лишь способ укрепить собственную веру в вечные ценности. Тяга к знаниям – ответ его духовным стремлениям. Люди же, лишённые этого нравственного стержня (силы духа), видят в книгах, театре, кино только способ весело провести время, к чему-то большему они не стремятся. А зачем?

В подтверждение своих слов хочу вспомнить героев романа Е. Замятина «Мы». «Нумера», как их называет автор, жили в математически идеальном государстве, их жизненный ритм был отточен до совершенства. Каждый нумер» по сути своей являлся математиком. Но умом всё и ограничивалось: герои не имели души. Они не ощущали потребности в стремлении к высокому, не интересовались красотой мира, отгороженного городскими стенами, она их пугала. Разве такую жизнь можно назвать духовной?

А вот Алешка, герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключённых. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.

Пока существуют вот такие Алёшки в книгах и в реальной жизни, человечество будет тянуться за ними к истине, добру, вере… Нужно только попытаться выйти за круг бытовых забот и подумать о чём-то большем…

Распопова Е., 2008 г.

Я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью

(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился…

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4)Что это значит – духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям.

(11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди , которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениями: «священный сéрдца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…(С. Соловейчик)
Задание 24.

«Тон размышлениям автора задаёт _____ (предложение 2). Строки высокой поэзии А.С. Пушкина настраивают читателя на участие в серьёзном разговоре, в котором центральными понятиями являются «духовность», «интеллигентность», «воспитанность». Именно поэтому с особым пафосом звучит _____ («духоподъёмно»). Делясь своими наблюдениями с читателем, автор прибегает к таким приёмам, как _____ (предложения 8, 9) и _____ (предложения 18, 19).»

Список терминов:


1)

литота

2)

сравнение

3)

ирония

4)

синтаксический параллелизм

5)

эпитеты

6)

цитирование

7)

индивидуально-авторское слово

8)

вопросно-ответная форма изложения

9)

противопоставление

10)

риторическое восклицание

Ответ: 6, 7, 8, 9
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, па месте которых пишется НН?

В совреме(1)ом строительстве цементом, смеша(2)ым с песком и водой или водным раствором солей, соединяют кирпичи и бето(3)ые блоки.

1) 1
2) 2
3) 1, 3
4) 1, 2, 3
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) пом_гать, д_кумент, безотл_гательный
2) изл_жение, д_рижировать, д_лёкая
3) в_новатый, пов_р, вбл_зи
4) акв_рельный, з_ря, ук_ротить
А14.В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) от_грали, без_скусный, транс_ранский
2) пр_мечать, пр_ободрился, пр_вратить
3) из_ян, необ_езженный, раз_ярённый
4) и_черпать, бе_ропотно, во_требовать
А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) усво_шь, независ_мый
2) брос_шь, подозрева_мый
3) встрет_шь, расходу_мые
4) постав_шь, пригрева_мое
А16.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. приветл_вый
Б. обид_ться
В. ноздр_ватый
Г. благоустра_вать

1) А, Б, Г
2) А, Б, В
3) В, Г
4) А, Г

А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Ляпишев н(1) во что н(2) верил, н(3) признавал н(4)каких авторитетов и при этом н(5) только не был мрачным и скучающим человеком, но легко увлекался новыми идеями.

1) 1, 4
2) 1, 2, 5
3) 2, 3
4) 4, 5
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений(НА)СЧЁТ условий поединка.
2) (В)ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В)ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.
3) (В)СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.
4) Нет возможности , лица его почти не видно, но (В)СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Жизнь для равнодушного человека быстро теряет краски () и он остаётся один со своим благополучием.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А20.

Слова (1) образованные от географических названий (2) довольно часто ставят перед говорящим и пишущим (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.

1) 2, 3
2) 1, 2, 4
3) 2, 4
4) 1, 3, 4
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Анатолий Федорович Кони, почётный академик, знаменитый юрист, был (1) как известно (2) человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости, но (3) по воспоминаниям современников Кони (4) горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык.

1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 2
3) 3, 4
4) 1, 3
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.
2) В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.
3) Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.
4) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.
А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В портрете воссоздаётся облик человеческой индивидуальности: вместе с внешним сходством художник запечатлевает духовный мир изображаемого человека.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

1) 1
2) 1, 2
3) 1, 4
4) 2, 3
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) просто поражён был (4) как изменился наш угрюмый дом.

1) 1, 4
2) 1, 2, 3, 4
3) 3
4) 2, 3, 4
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Самая большая и шумная компания образовалась вокруг Нины Семёновны, учительницы начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге школы.
2) Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп или Гималаев, когда-то формировались под водой.
3) Основным , которые населяют нашу планету, служит энергия солнечного света.
4) И летом и зимой панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.
А27. Прочитайте текст.

Иногда в горах отламываются не мелкие обломки, а огромные глыбы породы; обрушившись вниз, они разбиваются на более мелкие части, загромождая долины. Такое явление называется обвалом. Чаще всего так обрушиваются скалы, сложенные слоями осадочных пород, причём слои эти должны залегать не горизонтально, а под углом к горизонту - по этим слоям и проходят трещины, приводящие к обвалу.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Обвал - это загромождение долин огромными глыбами пород, которые разбились на более мелкие части.
2) К обвалу - обрушению скал и загромождению их обломками долин - обычно приводит появление трещит по слоям осадочных пород, залегающих под углом к горизонту.
3) Скалы, сложенные слоями осадочных пород, всегда обрушиваются в долины и загромождают их огромными каменными глыбами.
4) Обвалом называется явление, возникающее вследствие обрушения в долины мелких обломков осадочных пород.

А28.Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Духовность - это воспитанность и образованность.
2) Искусство бездуховно тогда, когда в нём нет стремления к правде и добру.
3) Нельзя считать духовным человека , который не хочет выйти за круг бытовых забот.
4) Стремление к добру, жажда правды, голод по красоте не ослабевают со временем.
А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 6-8 представлено рассуждение.
2) В предложении 10 содержится определение понятия.
3) Предложение 13 содержит описательный фрагмент.
4) В предложениях 20-22 объясняется суждение, высказанное в предложении 19 текста.
А30.Укажите предложение, в котором используются контекстные синонимы.

1) 5
2) 9
3) 10
4) 12
В1. Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
В2. Из предложений 5-10 выпишите прилагательное в форме простой превосходной степени.
В3. Определите вид подчинительной связи в словосочетании СПОСОБНЫЕ ЛЮБИТЬ (предложение 14).
В4. Среди предложений 14-22 найдите простое односоставное определённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
В5. Среди предложений 3-13 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 14-22 найдите сложное бессоюзное предложение, состоящее из трёх частей. Напишите номер этого предложения.
В7. Среди предложений 15-22 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза, лексического повтора и антонимов. Напишите номер этого предложения.
Ответы:

А12. 4
А13. 3
А14. 3
А15. 1
А16. 4
А17. 1
А18. 1
А19. 3
А20. 2
А21. 1
А22. 1
А23. 2
А24. 3
А25. 4
А26. 2
А27. 2

А28. 1
А29. 3
А30. 4

В1. собеседника // собеседник
В2. высочайшей // высочайшая
В3. примыкание
В4. 19
А5. 13
В6. 22
В7. 21
Алгоритм написания сочинения - рассуждения по русскому языку


1

Вступление

В последнее время в нашем обществе особенно много говорится о духовности. При этом очень часто в это понятие вкладывается разный смысл. Что же такое духовность на самом деле, какова ее роль в жизни отдельного человека и всего общества в целом? На чем основывается она и как созидается, необходимо ли опираться на духовные ценности в образовательном процессе? Что, вообще, духовность дает человеку?

2

Постановка проблемы

1.Проблема духовности. // Необходимо ли современному человеку такое понятие? // Что значит "жить духовной жизнью" в современную эпоху?
2. Проблема истинного содержания понятия духовности. // Не подменяется ли сегодня это понятие другими?
3. Проблема духовности в искусстве. // Можно ли говорить о духовности / бездуховности искусства?

3

Комментарий к поставленной проблеме

Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на тонус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повышают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.

4

Позиция автора

1 . Духовность - то качество, к которому многие стремятся, часто бессознательно; духовность - это сила духа, активное стремление к добру, правде, красоте, поиски идеала, посещение театров и чтение книг может быть и бесполезным для души человека.
2. Не зная, в чем проявляется духовность, многие зачастую путают это понятие с другими - с интеллигентностью, воспитанностью, образованностью; однако в каждом из них - собственное содержание.
3. Искусство должно быть духовным, и тогда человек сможет найти в нем собеседника, а также источник высоких стремлений.

5

Собственная позиция

По 3 проблеме:

  1. Подлинное искусство облагораживает человека.

  2. Искусство учит человека любить жизнь.
3. Нести людям свет высоких истин, «чистые ученья добра и правды» - в этом заключается смысл подлинного искусства.

4. Художник должен вложить в произведение всю душу , чтобы заразить своими чувствами и мыслями другого человека.


6

Аргумент

14 февраля 2009 г. Патриарх Кирилл обратился с приветственным словом к участникам III Сретенских встреч православной молодежи, которые представляли около сорока православных молодежных организаций России: «Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром».

Вспомним фильм П.Лунгина «Остров». Герой его, будучи совсем юным, необстрелянным солдатом, ещё не нюхавшим пороха, был захвачен фашистами. По их приказу он стреляет в пленного моряка. Кто он - этот герой в исполнении П.Мамонова? Что движет им? Растерянность? Внезапность захвата? Страх? Да. И он переступает нравственный закон совести ради сохранения своей жизни. А что дальше? А дальше мучительные годы искупления вины перед Богом и людьми. Не передать словами эти душевные терзания человека: здесь и самоистязание, и полная отрешённость от каких бы то ни было благ, и самая чёрная физическая работа, и бескорыстное излечение больных. Долгий и страшный путь покаяния, который проходит герой. Но всё это не может сравниться, по мнению автора фильма, с тем грехом, который совершил неопытный солдат. И нет ему никакой пощады. И только в конце жизни он узнаёт, что тот моряк выжил, прошёл боевой путь; служил на флоте и после войны, дослужился до адмиральского чина. Эта "случайная встреча” явилась своеобразным отпущением греха.

Выдающийся русский поэт Василий Жуковский, рассказывая о своих впечатлениях от картины Рафаэля «Сикстинская мадонна», говорил, что час, который он провел перед ней, принадлежит к счастливейшим часам его жизни, и ему казалось, что эта картина рождена в минуту чуда.

Люди верили в поистине магическую силу искусства.

Так, некоторые деятели культуры предлагали французам во время Первой мировой войны защищать Верден - свою сильнейшую крепость - не фортами и пушками, а сокровищами Лувра. «Поставьте «Джоконду» или «Мадонну с младенцем и святой Анной», великого Леонардо да Винчи перед осаждающими - и немцы не осмелятся стрелять!, - утверждали они.


7

Литературный аргумент

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Петербург Достоевского - это город-гигант, в котором люди постепенно утрачивают все лучшие душевные качества. Картины нищеты, надругательство над личностью, человека ожидают социальные и материальные тупики , порождающие трагедии. Отсутствие такой категории, как духовность, приводит к безысходности.

Гончаров «Обломов» (Обломов говорит литератору Пенкину, что литература должна не бичевать недостатки человека, а духовно возвышать его )

Чехов «Ионыч». Туркины считались самой талантливой семьей в городе, но на самом деле были бездарны и пошлы.

Будет день - и свершится великое,
Чую в будущем подвиг души. (А.Блок)

Да скажешь «встань!» душе моей..(Русский поэт Алексей Хомяков «Воскрешение Лазаря»)

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!(Николай Заболоцкий)

И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом мёда и роз.(С.Есенин)


8

Заключение

В связи с этим мне вспомнилось выражение…

1. Без Чехова мы были бы во много раз беднее духом и сердцем (К Паустовский. русский писатель).

В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится.
Омар Хайям

Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.Бондарев, русский писатель).

Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу (П. Чайковский, русский композитор).

Искусство - это тень божественного совершенства (Микеланджело, итальянский скульптор и художник).

Бездуховность - это равнодушие, ленность мысли, презрение к интеллекту, к глубокому чувству, это верование в то, во что выгодно верить…
Бондарев Юрий

Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека! Достоевский Ф.М.

Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение. (Лессинг - знаменитый немецкий писатель)

Сила духа превосходит силу тела; подобно мечу, держи ее всегда наготове в ножнах благоразумия. Она - щит личности. Немощь духа вреднее немощи телесной. (Грасиан-и-Моралес - испанский писатель)

Трудолюбивая душа должна всегда быть занята своим ремеслом, и частые упражнения для нее столь же живительны , как обычные упражнения для тела. (Суворов А. В.)


Сочинение-рассуждение

Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление. Что же на самом деле кроется за этими понятиями?

Несомненно, эта проблема высоконравственная. В 21 век, век информационных технологий, она актуальна, как никогда. Цитируя А.С.Пушкина, С.Соловейчик пытается настроить читателя на серьёзный разговор, чтобы доходчиво и последовательно объяснить истинное значение понятия «духовная жизнь».

Автор считает, что синонимом духовности является в некоторой степени интеллигентность – не уровень образованности, а богатство внутреннего мира человека. С.Соловейчик доказывает нам: посещение театров и выставок, чтение книг не есть духовная жизнь. Духовность – это стремление к чему-то высокому, выходящему за рамки обыденной жизни.

Я согласна с автором в его определении «духовности». По-моему, сила духа - это и есть основа духовной жизни. «Духовный человек» находится в постоянном поиске истины и красоты, правды и справедливости… Образование и искусство для него – лишь способ укрепить собственную веру в вечные ценности, Тяга к знаниям – ответ его духовным стремлениям. Люди же, лишённые этого нравственного стержня (силы духа), видят в книгах, театре, кино только способ весело провести время, к чему-то большему они не стремятся. А зачем?

В подтверждение своих слов хочу упомянуть героев романа Е.Замятина «Мы». «Нумера», как их называет автор, жили в математически идеальном государстве, их жизненный ритм был отточен до совершенства. Каждый нумер», по сути своей, являлся математиком. Но умом всё и ограничивалось: герои не имели души. Они не ощущали потребности в стремлении к высокому, не интересовались красотой мира, отгороженного городскими стенами, она их пугала. Разве такую жизнь можно назвать духовной?

А вот Алешка, герой рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключённых. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.

Пока существуют вот такие Алёшки в книгах и в реальной жизни, человечество будет тянуться за ними к истине, добру, вере… Нужно только попытаться выйти за круг бытовых забот и подумать о чём-то большем…
Сочинение

Проблема духовности - из тех, которые встают перед человечеством вновь и вновь. Казалось бы, все давно решено. Но в том и заключается особенность нравственных вопросов , что ответы на них каждый человек находит сам, даже если другим все ясно и понятно.

Так и С. Соловейчик обратился к «вечной» проблеме духовности. Раскрывая суть этого понятия, он вначале проанализировал те явления, которые с духовностью нередко путают. А ведь ее следует отличать от культуры поведения или образованности, с одной стороны, и от трудолюбия, незлобивости характера - с другой. Критерием духовности для С. Соловейчика является не посещение театров или музеев, даже не соблюдение моральных норм и не желание работать, а то, что человека к этому побуждает. Позиция автора такова: жизнь людей одухотворяется «бесконечным» стремлением к добру, правде и красоте.

Мне близка точка зрения, высказанная в данном тексте. По моему мнению, духовность или бездуховность человека определяется тем, ради чего он совершает поступки, какие желания руководят им. Об этом свидетельствуют многие жизненные факты, в правильности такой позиции убеждает и читательский опыт.

Одно из доказательств верности данного суждения можно обнаружить в «вечной книге» - Библии. У Екклесиаста написано: «Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается». Следовательно, уже тысячелетия назад люди осознавали важность «бесконечных стремлений» в духовной жизни.

Другой пример, сразу вспомнившийся мне при чтении текста С. Соловейчика, - легенда о Шартрском соборе. Как известно, трем строителям этого удивительного архитектурного сооружения задали один и тот же вопрос: что они делают? Ответы были разными: один считал, что таскает «проклятые камни», другой - что зарабатывает на жизнь себе и своей семье, третий - что строит прекрасный собор. Только последнего можно, на мой взгляд, назвать духовным человеком.

И наконец, аргумент, подтверждающий мою точку зрения, подсказывает история. В фашистской Германии, как мы знаем, на военных предприятиях добросовестно трудились рабочие и инженеры, в концлагерях - врачи и медсестры , а среди нацистов было немало ценителей красоты, грабивших музеи на завоеванных территориях и увозивших домой шедевры искусства. Бездуховность этих людей становится понятной после анализа их стремлений.

Безусловно, жизнь еще не раз поставит перед нами вопрос о том, что такое подлинная духовность, в чем она проявляется в новую эпоху. Мнение С. Соловейчика кажется мне точным и емким, вобравшим в себя многовековую мудрость человечества.

Задания

1. Определите коммуникативный замысел данного сочинения и его композиционные части. Найдите в сочинении фрагменты, в которых: а) определяется, формулируется и комментируется основная проблема текста; б) рассматривается позиция автора по данной проблеме; в) выражается позиция пишущего и приводится ее аргументация.
2. Определите, к какому типу вступлений и заключений относятся части сочинения, соответствующие первому и последнему абзацам.

Текст
(1)Даже самые раз­ви­тые люди, я за­ме­тил, глу­бо­ко убеж­де­ны в том, что жить ду­хов­ной жиз­нью – зна­чит хо­дить в те­ат­ры, чи­тать книги, спо­рить о смыс­ле жизни. (2)Но вот в «Про­ро­ке»:
    Ду­хов­ной жаж­дою томим,

В пу­сты­не мрач­ной я вла­чил­ся…

  (3)Чего же не хва­та­ло пуш­кин­ско­му герою – спо­ров, те­ат­ров и вы­ста­вок? (4)Что это зна­чит – ду­хов­ная жажда?

  (5)Ду­хов­ность не то, что куль­ту­ра по­ве­де­ния или об­ра­зо­ван­ность. (6)Огром­ное ко­ли­че­ство людей, не имея об­ра­зо­ва­ния, об­ла­да­ет вы­со­чай­шей силой духа. (7)Ин­тел­ли­гент­ность – не об­ра­зо­ван­ность, а ду­хов­ность. (8)От­че­го самые тон­кие це­ни­те­ли ис­кус­ства бы­ва­ют порой не­год­ны­ми лю­дь­ми? (9)Да по­то­му, что чте­ние книг, по­се­ще­ние те­ат­ров и му­зеев не есть ду­хов­ная жизнь. (10)Ду­хов­ная жизнь че­ло­ве­ка – это его соб­ствен­ное стрем­ле­ние к вы­со­ко­му, и тогда книга или театр вол­ну­ют его, по­то­му что от­ве­ча­ют его стрем­ле­ни­ям. (11)В про­из­ве­де­ни­ях ис­кус­ства ду­хов­ный че­ло­век ищет со­бе­сед­ни­ка, со­юз­ни­ка – ему ис­кус­ство нужно для под­дер­жа­ния соб­ствен­но­го духа, для укреп­ле­ния соб­ствен­ной веры в добро, прав­ду, кра­со­ту. (12)Когда же дух че­ло­ве­ка низок, то в те­ат­ре и кино он лишь раз­вле­ка­ет­ся, уби­ва­ет время, даже если он яв­ля­ет­ся це­ни­те­лем ис­кус­ства. (13)Точно так же может быть без­ду­хов­ным и само ис­кус­ство – все при­зна­ки та­лан­та на­ли­цо, но нет стрем­ле­ния к прав­де и добру и, зна­чит, нет ис­кус­ства, по­то­му что ис­кус­ство все­гда ду­хо­подъёмно, в этом его на­зна­че­ние.

  (14)Бы­ва­ет и об­рат­ное: есть доб­рые, спо­соб­ные лю­бить и на­де­ять­ся люди, ко­то­рые не знали в дет­стве и в юно­сти выс­ших ду­хов­ных стрем­ле­ний, не встре­ча­лись с ними. (15)Такие

Люди не на­ру­ша­ют мо­раль­ных за­ко­нов, но без­ду­хов­ность их сразу видна. (16)Доб­рый и ра­бо­тя­щий че­ло­век, но не му­ча­ет­ся его душа, не может, не хочет он выйти за круг бы­то­вых забот.

  (17)Чего жаж­дет че­ло­век, когда у него ду­хов­ное том­ле­ние? (18)Обыч­но же­ла­ния делят на вы­со­кие и низ­кие, доб­рые и дур­ные. (19)Но раз­де­лим их по иному прин­ци­пу: на ко­неч­ные и бес­ко­неч­ные. (20)Ко­неч­ные же­ла­ния могут быть осу­ществ­ле­ны к та­ко­му-то числу; это же­ла­ния при­об­ре­сти, по­лу­чить, до­стичь, стать… (21)Но ни­ко­гда не ис­пол­нят­ся пол­но­стью, не ис­чер­па­ют себя же­ла­ния бес­ко­неч­ные – назовём их стрем­ле­ни­я­ми: «свя­щен­ный сéрдца жар, к вы­со­ко­му стрем­ле­нье» (Пуш­кин). (22)Бес­ко­неч­но стрем­ле­ние к добру, не­уто­ли­ма жажда прав­ды, не­на­сы­тен голод по кра­со­те…

  (С. Со­ло­вей­чик)

Сочинение:

Что такое духовная жизнь человека? В чем проявляется духовность человека? Каким должен быть духовный человек? Именно эти вопросы поднимает в своем тексте С. Соловейчик.

Повествователь рассуждает над поднятым вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. Автор заметил, что даже развитые люди убеждены в том, что «жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни». По всей видимости, это противоречит его представлениям о духовной жизни, и он включает в свой текст отрывок из «Пророка». В наше время, если человек не имеет образования, то его считают необразованным и некультурным, но писатель утверждает обратное, что огромное количество таких людей обладают «высочайшей силой духа». Проблема, выдвинутая автором, может заставить читателя лучше понять себя и окружающих.

Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: «Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям».

Мне близка точка зрения, высказанная в данном тексте. По моему мнению, духовность или бездуховность человека определяется тем, ради чего он совершает поступки, какие желания руководят им. Об этом свидетельствуют многие жизненные факты, в правильности такой позиции убеждает и читательский опыт.

Данная проблема волновала многих великих русских писателей. Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский наделен не только внешним благородством, но и внутренним, которое он открыл в себе не сразу. Ему пришлось многое пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому до этого он испытывал только ненависть. Этот пример иллюстрирует способность благородного человека достигнуть подлинной духовной высоты.

Другой пример можно привести из произведения А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Герой рассказа Алёшка как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключенных.

Таким образом, С. Соловейчик поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает нас не судить человека только по его культуре или образованности. Действительно, духовность человека заключается в его силе духа, убеждениях, поступках и стремлениях.

(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился…

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4)Что это значит – духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях

искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениями: «священный сéрдца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

(С. Соловейчик)

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1. Формулируем проблему.

В этом тексте проблема сформулирована самим автором, причем в виде вопросов. Так что выявить её нетрудно. См. предложения 4) и 17). Если мы запишем эти вопросы без изменения, то получится нехорошо, так как неизбежен лексический повтор. Заменим прямую речь косвенной.

Текст С. Соловейчика посвящен проблеме, которая всегда волновала людей: что такое духовная жажда и как её утолить.

2. Комментируем проблему.

Автор обращает внимание читателей на то, что (продолжайте, опираясь на предложения 9, 12, частично цитируя их и пересказывая) . Однако если человек обращается к произведению искусства, испытывая духовное томление и желание укрепить свою веру в добро и красоту, это совсем другое дело.

Внимательно перечитаем текст и найдем в нём ответы на вопросы, которые мы поставили: что такое духовная жажда и как её утолить. Обратите особое внимание на предложения 10 и 11, только не цитируйте их целиком. Хорошо здесь употребить авторское словечко "духоподъёмное" из 13 предложения. Начать можно так.

Позиция автора выражена ясно. С. Соловейчик считает, что "духовная жизнь - это ..." , бесконечное желание ... . Утолить духовную жажду, поддержать "священный сердца жар" может (что?.. )

4. Выражаем свою точку зрения.

Я согласна (согласен) с автором и верю в то, что человеку недостаточно просто (что делать? см. предложение 12 )... или иметь "конечные желания" (чего? см. предложение 20 ). Ему нужно (что? )... .

5. Приводим первый аргумент, доказывая свою точку зрения.

Вспомним о героях русской литературы, которые томятся духовной жаждой: Онегин и Татьяна Ларина, Печорин и Обломов, князь Андрей и Пьер Безухов). Но будем учитывать и то, что проблема духовности поставлена автором текста в её связи с искусством как источником духовности. Так что нам подойдут только те примеры, которые эту связь иллюстрируют.

Так, Евгений Онегин в поисках ответа на трудные вопросы жизни обращался к книгам, "в которых отразился век / И современный человек изображен довольно верно." Татьяна, листая страницу за страницей в библиотеке Онегина, ясно видела труд его души в пометках, оставленных на полях. И ей "открылся мир иной", мир, в котором отразились все противоречия эпохи.

6. Приводим второй аргумент, доказывая свою точку зрения.

А что происходит с человеком, если его духовные стремления поддержать нечем? Об этом рассказывает Р. Брэдбери в романе "451о по Фаренгейту". Жители города жгут костры из книг. И это символизирует гибель культуры, уничтожение духовного в людях. Кем станет человек без книг, являющихся пищей для ума, побуждающих думать? Всего лишь винтиком в государственной машине, нерассуждающим заложником массовой культуры.

О влиянии искусства на человека и его духовный мир можно прочесть также в произведениях, фрагменты которых приведены ниже. Это будет замечательно, если вы найдёте аргументы именно в них или приведёте свои, найденные вами самостоятельно!

7. Делаем вывод-заключение.

В заключение еще раз подчеркну...

или

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что...

или

В заключение важно отметить: ...

А теперь соберите воедино получившийся текст.

Желаю успеха!

В. Астафьев. Домский собор

Дом… Дом… Дом…

Домский собор, с петушком на шпиле. Высокий, каменный, он по-над Ригой звучит.

Пением органа наполнены своды собора. С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья…

И снова грозным валом бушующих страстей сносит все, снова рокот.

Звуки качаются, как ладанный дым. Они густы, осязаемы. Они всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.

Все замерло, остановилось.

Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы - все-все это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.

«Может, все что было до этого, - сон? Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром.

Зачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? Зачем? Почему?»

Дом. Дом. Дом…

Благовест. Музыка. Мрак исчез. Взошло солнце. Все преображается вокруг.

Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стеклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.

Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, партийными и беспартийными, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.

И никого нет в зале!

Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.

Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра…

И вдруг, как наваждение, как удар: а ведь в это время где-то целят в этот собор, в эту великую музыку… пушками, бомбами, ракетами…

Не может этого быть! Не должно быть!

А если есть. Если суждено умереть нам, сгореть, исчезнуть, то пусть сейчас, пусть в эту минуту, за все наши злые дела и пороки накажет нас судьба. Раз не удается нам жить свободно, сообща, то пусть хоть смерть наша будет свободной, и душа отойдет в иной мир облегченной и светлой.

Живем мы все вместе. Умираем по отдельности. Так было века. Так было до этой минуты.

Так давайте сейчас, давайте скорее, пока нет страха. Не превратите людей в животных перед тем, как их убить. Пусть рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рев убийцы.

Домский собор! Домский собор! Музыка! Что ты сделала со мною? Ты еще дрожишь под сводами, еще омываешь душу, леденишь кровь, озаряешь светом все вокруг, стучишься в броневые груди и больные сердца, но уже выходит человек в черном и кланяется сверху. Маленький человек, тужащийся уверить, что это он сотворил чудо. Волшебник и песнопевец, ничтожество и Бог, которому подвластно все: и жизнь, и смерть.

Домский собор. Домский собор.

Здесь не рукоплещут. Здесь люди плачут от ошеломившей их нежности. Плачет каждый о своем. Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.

Домский собор. Домский собор.

Ты в моем содрогнувшемся сердце. Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. За все, за все благодарю!

Б. Екимов. Музыка старого дома (отрывок)

Прежде, в годы молодые, любя музыку, ходил я на филармонические концерты, в оперный театр. Рояль, нежная скрипка, могучий орган, симфонический оркестр, романс, пес­ня, ария, дуэт или опера - все было по сердцу.

Прошло время. А теперь? Спасибо музыке! Она помогла мне - не вдруг! - но услышать и прежде неведанную музыку жизни.

Поневоле внимаешь грозе, шумному ливню, могучему ледоходу, морскому шторму. Но понемногу, словно отворяется слух. От грома и молний переходишь к простому, будничному, но не менее прекрасному и оно всегда рядом, возле старого дома, в нашем дворе.

В детстве все мы грезим чем-то далеким, великим: Гималаями, Альпами, Великим Океаном - красой непостижимой. Спасибо художникам. Они мне открыли глаза и помогли увидеть иное. Этюд в Русском музее. Даже не помню чей, кажется Шишкина. Клочок земли, трава и простые ромашки. Но вдруг, словно стены ушли и большого города нет, а живая земля - вот она, и живая трава, цветок. Разве не чудо? Или портрет Нади Дервиз, Валентина Серова, неоконченный, написанный даже не на холсте, а на листе кровельного железа. И вовсе ведь не, красавица. Но какие глаза… Какое лицо дивное! Вот он - твой человек, мне близкий. А сколько их рядом? Проходят мимо мною незамеченные. Спасибо художникам. Они помогли мне. Теперь я в музеях бываю редко, но всякий день вижу красоту земли, людей, жизни. И все это здесь, возле старого дома.

Ю. Бондарев. Редкий дар

Один из наших видных ученых как-то сказал, что талант физика созревает до 20 лет. Я бы добавил, что великие качества человечности - любовь к жизни, ненависть к трусости, благородство, людское товарищество, ясная доброта - все эти нравственные качества возникают, прочно закладываются в детстве, а потом лишь шлифуются: время оттачивает и проверяет их.

Мало можно назвать людей, через чье детство не прошли бы великолепные сказки Корнея Чуковского - «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Крокодил». В этих сказках нет ненужной усложненности. Они просты, как глагол, и они поражают детское воображение. Ведь в память ребенка всегда врезывается то, что в движении, в жесте, в поступке: как произошло, что сделал, что совершил?

Слова и воздух этих сказок настолько чисты, настолько прозрачны, что дети мгновенно выучивают эти стихи наизусть и помнят их уже всю жизнь, а потом, становясь взрослыми, вновь возвращаются к ним, читая знакомые строки своим детям и внукам. И эта вторая и третья встречи нисколько не кажутся наскучившим повторением пройденного - новые встречи приносят истинную радость и всегда волнуют, как прохладный ветерок детства, где было раннее тихое утро, на траве косая вечерняя тень от дома, в котором когда-то жил, - до сих пор, кажется, ощущаешь запах нагретых солнцем подоконников.

Я не знаю почему, но дети, болея, всегда просят читать вслух сказки Корнея Чуковского. Я знаю это по своим детям и по детям многих знакомых. Казалось бы, строки знаменитых «Мухи-Цокотухи» или «Айболита» наизусть выучены, казалось бы, детское воображение уже не тронет история незадачливой «Цокотухи» и славного доктора Айболита, однако давно известные слова сказок не теряют силу свежести, своего аромата, своей действенности. И снова, как при первом чтении, блестят у детей глаза ожиданием, радостью, любопытством, вдруг затаилось дыхание, и смотришь - появилась улыбка, как будто совершилось открытие доброты, как будто теплое солнце осветило лицо. Дети очень чутки к слову, они остро чувствуют, где их обманывают, где становятся перед ними на корточки, конфетно сюсюкая, подделываясь под доброго дядю, беззастенчиво фальшивя. Так же как и у взрослых, в библиотеке детей есть книги зачитанные, затрепанные, а следовательно, и самые дорогие, и есть книги новенькие, с нестершимся золотым тиснением на переплетах, книги, раз только раскрытые и недолистанные до конца. Такие, как сухой школьный формуляр об обязанностях, при одном взгляде на них навевают пыльную скуку, к таким не тянется рука с трепетом волнения, они не друзья, они как надоедливые окрики старших: «Коля, не болтай ногами! Лида, вынь палец изо рта!» И названия книг этих стираются, как будто и нет их.

Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах детей, они будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима, просто не нужна детская литература. И это редкий дар, потому что писать для взрослых несколько проще - здесь легче настроить волну чувств, легче мысленно ощутить ответную волну, здесь иногда читатель простит непростоту, лишнее слово, лишний абзац, простит во имя общего направления мысли.

На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. Видимо, это объясняется тем, что сюжет, строфы его сказок, образы их, даже ритм (о ритме Чуковского можно говорить особо) являются настолько органичными для детского восприятия, что трудно представить себе ребенка, который не запомнил бы на всю жизнь и не полюбил храброго комара, или бесстрашного Ваню Васильчикова, или милого доктора Айболита, готового всегда прийти на помощь.

И вот сейчас, когда я думаю о сказках Чуковского, я вспоминаю военный госпиталь для тяжелораненых на станции Старая Рачейка, палату, залитую снежным зимним солнцем, и рыженького, с простреленной грудью паренька, который, сдерживая стон, тоскливо глядя на белую госпитальную дверь, спрашивал по утрам хрипло:

Братцы, когда ж мой Айболит придет? Где он?.. Братцы, кто-нибудь… позовите моего Айболита с уколом…

(1)Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчётливо противопоставляется миру интеллекта. (2)Мы ориентированы на знание, науку, технику; достижения разума поражают разум. (3)Сильный ум открывает новые способы производства; а что может дать ему сильное чувство? (4)Что страсти? (5)Разумный человек понимает свои обязанности, и на него можно положиться. (6)А что делать чувству возле конвейера? (7)И как чувством управлять?

(8)Так возникает ложное представление о превосходстве разума над чувствами, об антагонизме между чувствами и разумом, о пользе ума и бесполезности чувства. (9)Будем помнить об этой опасности, размышляя о воспитании ума. (10)Даже для удобного изучения, даже временно, даже в виде допуска не должны мы разделять ум и чувство. (11)В «чистом виде» ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения. (12)Вода - соединение кислорода и водорода, но не кислородом и водородом утоляем мы жажду, а всё-таки водой.

(13)Развитый ум, соединённый с высокой совестливостью, называется интеллигентностью. (14)Это слово появилось в России в середине XIX века, когда серьёзное образование от дворян перешло к разночинцам и снова обострилась вечная проблема «знание и нравственность». (15)Аристократы отличались, как было принято считать, благородством. (16)Но чем будут отличаться новые образованные люди? (17)В чём их благородство? (18)«В интеллигентности»,- был ответ. (19)В благородстве духа. (20)Так язык ответил на потребность общественного развития, и появилось новое слово, перешедшее во многие языки мира. (21)Интеллигентность то же, что и духовность, но в основе её вера в правду, порождённая разумом и образованием. (22)Интеллигент - человек, соединяющий в себе знания и нравственность. (23)На место дворянской родовой чести пришла честь интеллигента, которая состоит в уважении к разуму и правде.

(24)В наше время образование снова делает грандиозный скачок, оно становится всеобщим. (25)Следовательно, опять обостряется проблема знания и нравственности, ума и сердца. (26)Самыми опасными людьми становятся не тёмные, необразованные работники - их всё меньше и меньше, а именно образованные, но неинтеллигентные. (27)Выученные, но бессовестные. (28)Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если для их достижения приходится прибегать к неправым средствам. (29)Интеллигентность, которая прежде была уделом относительно небольшой группы людей, интеллигенции, теперь должна быть непременным качеством каждого человека.

(30)Будем растить ребёнка так, чтобы в этом мире на одного интеллигента стало больше.

(По С. Соловейчику)

*Симон Львович Соловейчик (1930-1996) - советский и российский публицист и журналист, теоретик педагогики.

Информация о тексте

Проблемы

Позиция автора

1. Проблема соотношения разума и чувства в жизни человека. (Можно ли утверждать пользу ума и бесполезность чувства в жизни человека?) Не должны мы разделять ум и чувство. В «чистом виде» ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения.
2. Проблема интеллигентности. (Что такое интеллигентность? Каковы основные качества интеллигентного человека?) Интеллигент - человек, соединяющий в себе знания и нравственность. На место дворянской родовой чести пришла честь интеллигента, которая состоит в уважении к разуму и правде.
3. Проблема знания и нравственности. Самые опасные люди образованные, но неинтеллигентные. Выученные, но бессовестные. Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если для их достижения приходится прибегать к неправым средствам.

Новое на сайте

>

Самое популярное