Домой Трещины Межрегиональная интеграция. Принципы, типы и формы интеграции

Межрегиональная интеграция. Принципы, типы и формы интеграции

Интеграция, понимаемая как процесс нарастания тесноты связей между объектами, в данном случае регионами, часто сопровождается их сближением, появлением новых общих признаков. Исходный латинский термин «integralio» означает восстановление, восполнение некого единства. Интеграционные процессы в принципе ведут к становлению некой новой целостности.

В современной экономической и экономико-географической литературе последние годы произошло заметное изменение понятия межрегиональной интеграции. Согласно рыночному подходу, господствовавшему еще 20-25 лет тому назад, процесс интеграции состоит, главным образом, в устранении препятствий, которые мешают интеграции национальных рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Так, отмена таможенных тарифов, создание европейского единого рынка, свободное движение капитала и европейский валютный союз представлялись последовательными стадиями в этом процессе. Согласно модели зон “свободной торговли”, главная роль формирующихся европейских институтов заключалась в обеспечении справедливой конкуренции и ценовой стабильности через макроэкономическую координацию.

Согласно институциональному подходу, процесс межрегиональной интеграции, в частности, европейской, понимался как постепенная передача законодательных и административных полномочий от национальных властей наднациональным (в конкретном случае - европейским институтам). Эта модель, которая часто характеризует стратегию интеграции, предложенную Европейской Комиссией, подразумевает технократический ("еврократический") и централизованный процесс перераспределения финансовых ресурсов как основной инструмент снижения региональных различий.

Наконец, третий, гак называемый "сетевой" подход рассматривает социально-экономическое пространство как систему пересекающихся транснациональных "макрорегионов", характеризующихся сотрудничеством между различными административными областями, включенными в этот макрорегион, и конкуренцией с областями, принадлежащими другим макро-регионам. Эти макрорегионы могут быть представлены как пересекающиеся сети больших и малых городских центров, выполняющие как дополняющую, гак и конкурирующую роли в европейском масштабе. Примерами таких макрорегионов являются Средиземноморский и Балтийский бассейны, Альпийский регион, Средняя Европа, "Атлантическая Дуга" и область столиц в Северо-западной Европе.

Согласно этому подходу границы регионов и стран не столько разделяют отдельные регионы и страны и создают искусственные препятствия экономической и социальной интефации, сколько превращаются в своеобразные мосты, объединяющие макрорегионы, в результате процесса всеобщей интернационализации. Кроме того, некоторые из этих европейских макрорегионов являются связующими между регионами Европейского Союза и стран Центральной и Восточной Европы, Балканского полуострова и Южного Средиземноморья, не входящих в ЕС.

Методологические основания первого подхода, восходят к неолиби- ральной теории, рассматривающей любое воздействие государства как вмешательство в "естественный" рыночный процесс и искажающий рыночную информацию для субъектов экономики. В данном случае в качестве таких искажений рассматриваются международные и межрегиональные фаницы.

Второй подход, базирующийся на попытках синтеза нсокейнсианской и институциональной теорий, а также науки об управлении, основывается на неизбежности и принципиальной необходимости активной роли государства, государственных и негосударственных институтов в регулировании рыночных процессов. В случае ЕС, этот подход концентрируется на оптимизации распределения функций и отношений между наднациональными органами, национальными правительствами и региональными и городскими органами управления при участии всякого рода ассоциаций предпринимателей, профсоюзов, партий и движений в процессах принятия решений.

"Сетевой" подход рассматривает барьеры в виде границ и различий в законодательстве, но не столько как препятствие на пути установления разнообразных долгосрочных связей между ра йонами и рынками, а как источник дополнительной выгоды, иногда незаслуженной, для хозяйствующих субъектов Иными словами, следовательно, стимул для трансграничных обменов.

Сложились несколько подходов на эволюцию взглядов но проблеме межрегиональных взаимодействий.

Первый подход наиболее адекватен господствующей экономической системе первой половины века, когда основной моделью производства был массовый выпуск стандартизованной продукции, ограниченный спросом и возможностями привлечения основных ресурсов: капитала и груда.

Второй подход соответствует "дерижистской" политике середины прошлого века годов с крупными государственными программами, частичной национализацией, пятилетним планированием, регулированием цен и спроса, борьбой с инфляцией и безработицей.

Третий подход соответствует современному периоду высокотехнологичного производства, когда предприятия ориентируются на выпуск небольших партий продукции и услуг с заданными параметрами, их организационные структуры и сами предприятия строятся иод проект, а не наоборот, а главным ресурсом становится информация.

Очевидно, что при любом подходе остается главное в понимании процесса интеграции (равно как и дезинтеграции) - развитие многообразных связей между регионами, объединяющими их в единое целое.

Анализ процессов интеграционных процессов в Европе в контексте возможного использования этого опыта в условиях России позволил сделать несколько общих выводов:

1. Если говорить не об европейской интеграции в целом, а именно о межрегиональной интеграции, то в современной Европе получила наибольшее развитие, финансовую и институциональную поддержку межрегиональная интефация не внутри отдельных стран, а отдельных регионов различных стран.

Особенно ярко это проявляется в приграничном сотрудничестве смежных регионов, регулируемых Программой ЕС "Interregll". Эта программа охватывает такие ареалы, как Западное Средиземноморье и Альпы, область Северного моря, Юго-Западную Европу и т.д. Основная задача - содействовать транснациональному сотрудничеству через элементы структурной политики, развитие систем коммуникаций, управление водными ресурсами и т.д. Одна из важных декларируемых целей Программы "Interregll" заключается в снижении социально-экономических неравенств в развитии смежных регионов соседних государств.

Подобное стимулирование межрегионального сотрудничества, несомненно, связано с процессами глобализации мировой экономики и политики и нашло яркое выражение в концепции и практике формирования "еврорегионов" (Euro-regions). Фактически, речь идет о неформальном объединении в крупные макрорегионы территорий нескольких соседних государств на основе принципов экономического единства или специализации, исторических и культурных связей, использования выгод экономи- ко-геофафического положения и т.д. (например, очень интересен опыт "еврорегиона", объединяющего испанскую провинцию Каталония и французский регион "Ланжедок-Руссильон"). Для регулирования процессов межрегионального взаимодействия создаются совещательные органы и различные структуры "содействия" кооперации в промышленной, сельскохозяйственной, транспортной сферах и г.д.

Другой пример, являющийся очень показательным - эго оформление сотрудничества наиболее развитых в промышленном отношении регионов Германии, Франции, Италии и Испании. Речь идет о знаменитых

"Четырех моторах Европы" - неформальном объединении таких ра йонов, как Баден-Вюргенберг (Германия), Ломбардия (Италия), Роны-Альпы (Франция) и Каталония (Испания). Характерно, что все эти регионы хотя и расположены в "сердцевине Европы", непосредственно не 1раничаг друг с другом. Идея межрегиональной кооперации и сотрудничества четырех "элитных" европейских регионов, инициированная их деловыми кругами и представителями властных структур, безусловно имеет серьезные перспективы, в том числе на основе объединения усилий этих наиболее развитых частей европейского континента в реализации новой промышленной и научно-технической политики ЕС.

Иными словами, в рамках европейской региональной политики достаточно активно реализуется идея образования наднациональных макрорегионов в виде "мягких" структурных форм. В ряде случаев это, безусловно, попытка отдельных регионов уменьшить пресс излишней централизации национального правительства на основе самостоятельного выхода на интеграционные связи с регионами других государств.

2. Что касается законодательной, финансовой и институциональной поддержки межрегиональной интеграции внутри европейских государств, то в современных условиях она не получила должного развития, как в силу относительной однородности регионов внутри отдельных стран Европы, так и по причине недостаточной актуальности самой этой проблемы. Как правило, различного рода интеграционные проекты и программы в отдельных государствах Европы, которые охватывают сферой своего влияния несколько смежных территорий этих стран (например - в области создания транспортной инфраструктуры) или уже реализованы, или они выходят на наднациональный уровень (в случае, например, с европейскими транспортными коридорами). Чаще всего такого рода интеграция воссоздается в новых формах в рамках третьего "сетевого" подхода и связана с современными формами взаимодействия городов и агломераций.

Государства Европы и их регионы прошли длительный путь цивилизованного развития рыночной экономики, создания прочных федераций, сильных традиций в области законотворчества. Они фактически преодолели "синдром изоляционизма" и попыток получения необоснованных нре- имущесгв"за счет соседа". Однако все это происходило на фоне политической стабильности и экономического роста - двух абсолютно необходимых атрибутов интеграции. То, что происходит сегодня в объединенной Европе - "путеводный маяк" для развития межрегиональной интеграции в России.

Однако в любом случае на развитие межрегионального сотрудничества в России будут оказывать влияние следующие объективные условия, принципиально отличающие ее от как от каждого европейского государства, гак и от ЕС в целом:

  • Колоссальные масштабы территории страны формируют естественные предпосылки более тесного сотрудничества и взаимодействия смежных ра йонов, хотя бы принимая во внимание лишь один фактор - необходимость экономии на транспортных затратах;
  • Исключительно сильное разнообразие природно-климатических, ресурсных, структурных, демографических, этнических и других условий и факторов развития субъектов Федерации и наличие невиданной в мире асимметрии в социально-экономическом развитии регионов. Асимметричность российского федерализма (фактическое правовое неравенство различных субъектов Федерации - национальных республик, краев и областей) и усложненная и "утяжеленная" федеративная (административно- территориальная) структура страны;
  • Отсутствие опыта и менталитета "федерализма сотрудничества" у политических региональных элит;
  • Слабость федеральной региональной политики государства.

Очевидно, что специфику ингарационных процессов в России будут определять и такие факторы, как "наследие" жестких централистских традиций бывшего Союза ССР (и, кстати, царской России), а также проявившийся в последнее время (и часто преувеличенный) "синдром опасности" влияния сопредельных государств на развитие отдельных российских регионов (чаще всего имеется в виду опасность "китаизации" ряда дальневосточных субъектов Федерации).

Экономическая интеграция - объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интарация имеет место, как на уровне национальных хозяйств целых стран, гак и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, гак и в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию компаний.

В результате реформ, проведенных в конце 80-х и начале 90-х годов прошлого столетия, СССР и впоследствии, Россия прошли через глубокий кризис.

Из-за догматичности и недостаточного уровня развития нашей экономической науки мы по-настоящему не изучили общество, в котором жили, и не обладали научно обоснованными выводами о достоинствах и недостатках практики социалистического строительства.

В эти годы исторический период советской власти оценивался исключительно в черных тонах, утверждалось, что дореволюционная Россия якобы занимала в тогдашнем мире ведущие позиции. Эго не совсем так. В 1913 г. Россия производила лишь 4% мировой промышленной продукции и занимала по этому показательно четвертое место в Европе и пятое - в мире.

А вот в 1966 г. наша страна с населением, составлявшим 7% землян, производила 20% мировой промышленной продукции и занимала второе место в мире но объему национального дохода, промышленного производства, уровню сельскохозяйственного производства, первое место - по числу студентов, научных работников, врачей на сто жителей и, что особенно важно, но темпам развития экономики.

Высшее политическое руководство страны тех времен продемонстрировало полное непонимание происходящих в мире и стране процессов: свернуло реформу, начатую Алексеем Николаевичем Косыгиным, несмотря на достижения военного паритета, продолжало наращивание вооружений, в большинстве случаев не новейших, а обычных, проявило неспособность обеспечить ускорение научно-технической революции, как основы успешного решения экономических и социальных задач. Это и породило нарастание кризисных явлений в экономике и обществе.

Не вызывает сомнения необходимость реформирования системы управления экономикой, введения регулируемого рынка. Нобелевский лауреат, один из крупнейших экономистов российского происхождения В.В. Леонтьев говорил: "Экономика - эго корабль, которому нужен парус, наполненный ветром свободного предпринимательства, и руль государственного регулирования". По его мнению, рыночные отношения в России будут формироваться около трех десятилетий. И из этого следует исходить!

Сегодня необходимо определить главную идею, вокруг которой можно сплотить народ, основные общественно-политические движения, организовать работу но повышению эффективности производства, прежде всего общественной производительности груда - решающего условия получения необходимых средств и для расширения воспроизводства, и для роста благосостояния людей.

Уровень благосостояния в развитых странах существенно возрос за последние тридцать лег, и эго происходило благодаря стремительному развитию науки.

Поэтому, в наш технологический век именно отечественная наука должна стать генеральной объединяющей идеей. Государственный патриотизм, социальная справедливость, демократия и отечественная наука должны стать мощными опорами возрождения великой России.

И в этой непростой работе велика роль межрегиональных связей, как "инструмента", и межрегионального сотрудничества, как "результата" развития экономического взаимодействия с регионами и регулирования процессов экономической интеграции субъектов РФ.

В условиях рыночной экономики к управлению межрегиональным экономическим сотрудничеством все активнее подключаются общественные объединения и союзы предпринимателей. Процесс создания системы таких общественных организаций, представляющих интересы предпринимательского сообщества в регионах России, еще не завершился. Не отработаны механизмы взаимодействия этих объединений с госструктурами на всех территориальных уровнях, включая муниципальный. Общемировой тенденцией является усиление роли общественных организаций в проведении региональной политики, развитии и углублении связей между регионами. По этому пути должна идти и Россия, учитывая огромную территорию, наличие общественных природных ресурсов, исторически сложившиеся территориальное разделение груда, специализацию и кооперирование производства и сложности в проведении экономических реформ.

Россия всегда была страной с большими внутренними различиями: разный климат, различные экономические структуры, временные зоны, различные религии и др. В советский период сильная централизованная плановая система пыталась объединить и унифицировать эту мозаику. Несмотря на то, что согласно названию страна была федерацией социалистических республик, сильно централизованный план социального и экономического развития Советского Союза вместе с существовавшими структурами КПСС сглаживали региональную разноголосицу. В конце 80-х годов XX столетия ситуация коренным образом изменилась. Коммунистическая партия утратила свою руководящую и координирующую роль. Правопреемником Советского Союза стало действительно федеративное государство, в котором система управления организовывается на региональной основе.

Основным стимулом межрегионального сотрудничества становится взаимная выгода регионов. Эффективность сотрудничества прямо зависит от активности его участников. В контексте рыночной экономики межрегиональное сотрудничество - эго создание экономики новой России, ключевая составляющая самого рынка взамен разрушенной системы Госплана СССР.

Межрегиональные экономические связи сегодня создаются не силовыми методами, не командным планированием, а путем, основанным на взаимном интересе и выгоде. Государство, вне сомнения, все равно станет тем общим экономическим пространством, развитие которого не может идти без экономического взаимодействия регионов. Должна действовать единая экономическая система.

Основы интеграционного права

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 04.02.2014
ISBN: 9785392141487
Язык:
Объем текста: 291 стр.
Формат:
epub

Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу

§ 3. Региональная, межрегиональная и глобальная интеграция

Третьим основанием классификации международной интеграции на разные виды являются ее территориальный уровень (масштаб) — количество и географическое расположение участвующих в ней государств.


Если в интеграции участвуют все или подавляющее большинство стран планеты, расположенных в разных частях земного шара, то она может рассматриваться как глобальная, т. е. общемировая. В настоящее время главным форумом для осуществления глобальной интеграции в экономической сфере выступает Всемирная торговая организация, в рамках которой сокращены торговые барьеры между подавляющим большинством стран. После присоединения к ВТО в XXI в. сначала Китая, затем России (2012) Всемирная торговая организация объединяет не только государства всех регионов земного шара, но и все крупнейшие экономики мира.


Некоторые интеграционные мероприятия на глобальном уровне также проводятся в рамках других универсальных организаций, прежде всего Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений. Примером может служить устранение препятствий международным авиаперевозкам грузов и пассажиров путем введения так называемых свобод воздуха, действующих между государствами-членами специализированного учреждения ООН — Международной организации гражданской авиации (ИКАО):


право на транзитный беспосадочный полет через территории других государств (первая свобода воздуха);


право транзитного полета с посадкой в других странах без коммерческих целей, т. е. без принятия на борт или высадки (выгрузки) пассажиров, грузов и почты (вторая свобода воздуха);


право доставлять в другие страны пассажиров, грузы и почту, взятых на борт в государстве регистрации воздушного судна (третья свобода воздуха);


право принимать на борт в иностранном государстве пассажиров, грузы и пассажиров в целях их доставки в государство регистрации воздушного судна (четвертая свобода воздуха) и т. д.


В свою очередь, подписанная под эгидой Организации Объединенных Наций Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. делает более открытыми границы государств для морского судоходства, гарантируя в ст. 17 «право мирного прохода» через их территориальное море судам из любых стран, даже из тех, которые не имеют выхода к морю.


Еще в одном специализированном учреждении ООН, в котором состоят почти все страны мира — Международном валютном фонде (МВФ), государства-члены обязались не налагать ограничений на платежи и переводы между собой по текущим международным операциям без утверждения МВФ (ст. VIII «Общие обязательства государств-членов» Статей соглашения Международного валютного фонда 1944 г. с последующими изменениями).


Как отмечается в трудах представителей российской юридической науки, государства-члены по учредительному договору МВФ тем самым отказываются «от части своей юрисдикции, что можно расценивать как добровольное самоограничение суверенитета, идущее в русле глобализации». В то же время согласно переходным положениям учредительного договора МВФ (ст. XIV «Переходные положения») государствам-членам разрешено сохранять валютные ограничения на международные переводы и платежи в интересах защиты своих платежных балансов, и многие из них воспользовались таким правом на изъятие.


Упомянутое изъятие служит дополнительным свидетельством более осторожного (частичного) характера глобальной интеграции. Вполне очевидно, что ввиду большого количества участвующих государств развитие международной интеграции в глобальных масштабах происходит заведомо труднее, а ее степень является заведомо более низкой, чем в случае интеграционных процессов между государствами отдельных регионов планеты, т. е. региональной интеграции.


Региональная интеграция представляет собой интеграционные процессы между отдельными группами государств, расположенных поблизости друг от друга, обычно в рамках одного континента земного шара или иного географического региона.


По своим максимальным географическим пределам региональная интеграция, таким образом, может совпадать с территорией одной части света и охватывать все находящиеся в нем государства. Попытки такого рода континентальной интеграции предпринимаются, например, в рамках Африканского союза, Союза Южноамериканских наций УНАСУР или Совета Европы.


Однако с учетом многоскоростного характера интеграционных процессов более успешными обычно оказываются региональные интеграционные объединения с более узким кругом государств-членов. Например, в Европе самой эффективной интеграционной организацией является Европейский союз, объединяющий сегодня большинство, но все же не все страны Восточной и Западной Европы.


В Африке интеграционные процессы сегодня развиваются, преимущественно не в рамках Африканского союза в целом, а внутри более компактных интеграционных союзов и сообществ между странами отдельных регионов этого континента: Южноафриканский таможенный союз, Восточноафриканское сообщество, Центральноафриканское экономическое и валютное сообщество, Западноафриканский экономический и валютный союз и т. д.

Основы интеграционного права



Первое в России учебное пособие, в котором комплексно рассмотрен и обобщен мировой опыт правового регулирования интеграционных процессов, проанализированы закономерности становления и развития интеграционного права на региональном, межрегиональном и глобальном уровнях, охарактеризованы важнейшие достижения правового регулирования международной интеграции в экономической, политической и других сферах общественной жизни, исследован правовой статус ведущих интеграционных организаций, функционирующих в разных частях земного шара.
Особое внимание уделяется практическим аспектам участия России в интеграционных процессах, включая правовые основы интеграции на территории бывшего СССР в перспективе формирования Евразийского союза и правовые механизмы регулирования глобальной экономической интеграции в рамках Всемирной торговой организации.
Для студентов юридических вузов и факультетов, студентов факультетов международных отношений, работников органов государственной власти, внешнеэкономических и внешнеполитических организаций, аспирантов, преподавателей, а также для всех заинтересованных читателей.

Контент страницы

Глобализация и регионализация в настоящее время являются важнейшими тенденциями развития мировой экономики. Оба процесса в значительной степени дополняют друг друга, но, при этом, характеризуются и определенными противоречиями. Существующие в мире противоречия основываются на различиях интересов стран и в значительной степени обусловливаются различиями в уровнях экономического развития. При этом усиление конкуренции за рынки сбыта и источники сырья обуславливает необходимость кооперации и консолидации хозяйств территориально сопряженных стран.

До начала глобального финансово-экономического кризиса в работах российских специалистов преобладала точка зрения, что развитие постсоветской интеграции должно происходить на основе повторения опыта стран ЕС с преимущественным упором на глобальную интеграцию, а не на развитии связей на постсоветском пространстве. Однако по мере усиления противоречий глобализации происходит углубление особых преференциальных отношений между государствами на региональном уровне, что находит свое воплощение в создании зон свободной торговли и таможенных союзов. В рамках подобных региональных объединений достигается беспошлинная торговля, интенсифицируется взаимный товарооборот и происходит постепенная консолидация хозяйств соседних стран. Такая ситуация характерна для всех регионов мира. Так, в зоне АТР активно развиваются интеграционные связи в восточноазиатском регионе в формате «АСЕАН+» и особенно в связанном этнической общностью субрегионе «Большого Китая» (КНР, Тайвань, Гонконг, Макао, Сингапур). Как отмечает Р. Лоуренс, для интеграции в Азии характерны собственные закономерности и движущие силы и совсем необязательно, что она пойдет по общепризнанной европейской модели.

Одной из наиболее актуальных проблем последних лет являются вопросы взаимодействия стран –участников региональной интеграции в контексте общепризнанных правовых норм Всемирной торговой организации, регулирующих вопросы интеграции на региональном уровне. Данные правила, в основном сосредоточены в статье XIV ГАТТ « Территориальное применение – приграничная торговля - таможенные союзы и зоны свободной торговли», где содержатся основные требования ВТО к зонам свободной торговли и таможенным союзам.

Согласно правилам ВТО под таможенным союзом понимается замена двух и более таможенных территорий на одну, когда ограничительные меры торгового регулирования отменяются отношении, в основном, всей торговли между территориями, составляющими таможенный союз и каждый член союза применяет одни и те же меры государственного регулирования торговли в отношении третьих стран. Как отмечает В.Д. Баранов, основные противоречия вызывает формулировка « в основном вся торговля». В нормативных документах ВТО по вопросам интеграции данное понятие не уточнено, что позволяет органам ВТО на переговорах о присоединении давать самые различные толкования.

Наличие глобального и регионального уровней международных экономических отношений, вступление в ВТО и участие в интеграционных процессах на постсоветском пространстве ставит перед Россией комплекс задач, связанных с поиском оптимальных направлений торгово-экономического взаимодействия со своими партнерами, что в конечном счете должно определяться потребностями модернизации и повышения конкурентоспособности национальной экономики, соответствуя при этом критериям и нормам Всемирной торговой организации.

Необходимо отметить, что подобного рода задачи стоят не только перед Россией. Как отмечет С.И. Рекорд, после глобального экономического кризиса на глобальном и региональном уровнях возникает достаточно много проблем, которые меняют повестку дня, причем как на практическом, так и на научном уровнях, дня в отношении дальнейшего развития интеграционных процессов. Среди этих проблем выделяются: снижение эффективности развитых интеграционных группировок (в частности, Европейского союза и еврозоны), которые не справляются с внешними и внутренними вызовами; несостоятельность неолиберальной модели развития, которая не способна обеспечить стабильность экономических систем; обостряющаяся борьба ведущих глобальных игроков за природные, финансовые и информационные ресурсы, что требует осуществлять постоянный мониторинг международных экономических процессов и корректировать внешнеэкономическую стратегию, опираясь на более глубокие теоретические подходы.

Большинство теоретиков интеграции сходятся во мнении, что начальными формами экономической интеграции являются зона свободной торговли и таможенный союз, далее следуют стадии общего рынка, экономического и валютного союза, а завершает процесс полное экономическое объединение интегрирующихся стран. Отмена таможенных пошлин, постепенное формирование единой экономической политики способствует развитию экономических связей и хозяйственному росту членов интеграционного сообщества, а также возможностям противостоять внешним негативным экономическим явлениям, вызванным процессами глобализации.

Общепризнанным фактом в настоящее время является то, что формирование новой архитектуры мировой экономики, вызванное процессами глобализации и сопровождающими их кризисными потрясениями последнего десятилетия, требуют поиска новых моделей коллективного соразвития. В таких условиях в целом ряде регионов мира, включая зону АТР, Северную и Южную Америку, Европу предпринимаются меры по укреплению региональных экономических союзов.

В качестве одной из приоритетных задач российской экономической политики, которая рассматривается в контексте необходимости создания механизмов долгосрочного развития является активизация интеграционных связей на постсоветском пространстве в рамках Евразийского экономического пространства(ЕЭП).

Основными целями формирования ЕЭП должны стать создание и эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; создание единых транспортных, энергетических и информационных систем; создание общей системы государственной поддержки приоритетных отраслей промышленности; развитие промышленной и научно-технической кооперации. По словам академика РАН С.Ю. Глазьева, евразийский интеграционный процесс призван стать частью политики экономического развития России и необходимым условием формирования общей экономической политики стран-участников.

К настоящему времени в основном завершено создание общего рынка товаров и активизированы усилия по обеспечению его эффективной работы. Дальнейшее развитие интеграционных процессов связано с созданием общего рынка услуг, капиталов и рабочей силы, что предполагается создать за период предстоящих трех лет. В базовых документах государств-членов определено, что услуги будут предоставляться на основе национального режима доступа на рынок и будет проводиться согласованная политика в области торговли услугами в отношении третьих стран.

Одновременно предпринимаются усилия на создание общего рынка капиталов. Для этого в настоящее время формируется механизм, обеспечивающий свободное перемещение капитала и равный доступ на рынок финансовых услуг на основе предоставления национального режима, а также предпринимаются меры для расширения использования национальных валют стран-членов ЕЭП во внешнеторговых платежах.


Pobert Lowrence . China and the Multilateral Trading System./ China, Asia and the New World Economy. Edited by Barry Eichengreen and Charles Wyplosz, New York, Oxford University Press, 2008, p.155

Баранов В.Д. В ВТО-тройственным таможенным союзом: намерения и реальность// Мировая экономика и международные отношения, 2010, № 3, с. 67

Рекорд С.И. Мезоэкономический синтез концепций кластерного развития и международной экономической интеграции.Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Санкт-Петербург, 2013, с. 42

Глазьев С.Ю. О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции. Научный доклад. М.: РАН. Научный совет по моплексным проблемам Евразийской экономической интеграции, конкурентоспособности и устойчивому развитию, 2013, с.46​

Межрегиональная интеграция - процесс создания новой, более общей надсистемы, которая образуется на базе объединения ряда подсистем (регионов одного или нескольких государств), взаимодействующих между собой в социально-экономической, политической и иных сферах. При этом происходит объединение некоторых общих функций, решаются общие задачи, разрабатывается стратегия и совместные программы развития, что в итоге приводит к полному или частичному организационному слиянию в единый интегрированный регион.

Таким образом, полная межрегиональная интеграция подразумевает создание нового субъекта федерации.

Интегрированный регион (результат процесса межрегиональной интеграции) - новый более крупный субъект федерации, образованный путем полного или частичного организационного слияния более мелких субъектов с целью получения синергетического эффекта, оптимизации управления и проведения более эффективной социально-экономической политики в федерации.

Приведем основные признаки интеграции каждого вида.

1. Виды интеграции по охвату территории и институтов:

Макроэкономическая (или региональная) интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между отдельными национальными хозяйствами. Он характеризуется сращиванием национальных рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы различных государств, формированием целостного рыночного пространства с единой финансово-валютной системой, единой, в основном, правовой системой, созданием наднациональных органов управления и т. д.

Мезоэкономическая (или межрегиональная) интеграция - процесс создания новой вышестоящей системы, которая образуется на базе объединения ряда подсистем (регионов одного или нескольких государств), взаимодействующих между собой в социально-экономической, политической и иных сферах. При этом происходит объединение некоторых общих функций, решаются общие задачи, разрабатывается стратегия и совместные программы развития, что в итоге приводит к полному или частичному организационному слиянию в единый интегрированный регион.

Микроэкономическая (или локальная) интеграция - процесс слияний и поглощений на уровне предприятий или производственных отраслей одного региона или государства в целом. Содержит в основном экономическую составляющую интеграции. Основными причинами микроэкономической интеграции можно назвать: стремление получить и усилить синергетический эффект и эффект масштаба, сократить трансакционные издержки и пр.

2. По источникам инициации:

Интеграция «сверху» (авторитарная или традиционная модель) - подразумевает властное решение на уровне правительственных кругов, обусловленное такими высшими государственными интересами, как геополитическая стратегия, обеспечение национальной безопасности, выстраивание «вертикали власти», решение этнических, социальных и других проблем.

Интеграция «снизу» (рыночная модель) - официальное закрепление создания некоего единства (субъект федерации, союз и пр.), возникшего на определенном этапе развития общества в силу совокупности ряда предпосылок политического, экономического и социально-культурного характера.

3. Виды интеграции в зависимости от сферы приложения:

- Экономическая - подразумевает образование единого экономического пространства, устраняющего ограничения свободного перемещения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, консолидации производства и продуманной политики размещения производственных мощностей; создание благополучного инвестиционного климата и т. д.

Политическая - это объективный процесс, позволяющий достичь взаимовыгодных результатов с меньшими издержками для всех субъектов-участников. Он требует образования формальных или неформальных институтов для принятия совместных решений. Он также предполагает высокий уровень осознания политическими единицами общности интересов и ценностей, наличие устойчивых взаимных ожиданий. Этот процесс может протекать на местном, национальном и международном уровнях.

Социальная - предполагает сближение, преодоление разобщенности, а также изменение структуры социума за счет разворачивающихся процессов интеграции. Социальная интеграция консолидирует капитал общественности, духовности, толерантности, коммуникативности, снижает социальную напряженность и т. д. Это позволяет проводить согласованную политику в области образования, здравоохранения, культуры, создать необходимую систему мер по охране прав человека и социальной защите населения.

Культурная - предполагает создание единого культурного пространства, расширение международных и межнациональных культурных связей, создание новых механизмов социализации, инкультурации и самореализации личности. Усиливается личностная, эмоциональная и эстетическая согласованность между культурными значениями. Возможно создание единых библиотечных, архивных, музейных фондов и т. д.

4. По степени интегрированности:

Интеграция на принципах ассоциаций - предполагает сохранение экономической и политической автономии контрагентов. При этом хозяйствующий субъект-контрагент не подвергается управляющему воздействию наднациональных или надрегиональных властных институтов. Здесь возникают такие формы сотрудничества, как ассоциации, союзы и стратегические альянсы.

Интеграция на принципах агломераций - объединение образуется в результате частичной или полной централизации бюджетов субъектов интеграции, образовании наднациональных или надрегиональных властных институтов, проводящих скоординированную политику во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов-контрагентов (вплоть до полного слияния).

5. По особенностям проявления в многосоставных обществах:

Гетерогенная - означает, что границы, разделяющие общества на сегменты, становятся более прозрачными (но не исчезают) при установлении границ общественного единства. Возникающее согласие между этими сегментами общества используется для достижения определенных целей (чаще всего это защита от внешних врагов). Подобные соглашения и договоры, сопровождающиеся усилением политических, экономических и социально-культурных связей, несут в себе потенциал федерализма. Отличительным признаком гетерогенной интеграции является постоянное продуцирование консенсуса, что связано с постепенным увеличением дифференциации интересов различных сегментов общества.

Автономная - это процесс единения внутри автономной единицы, (подразумевается наличие гомогенного общества). В отличие от гетерогенной интеграции, здесь потенциал конфликта распределения властных полномочий внутри интегрированного целого носит менее агрессивный характер, поэтому данное объединение более устойчиво и стабильно.

Основными признаками межрегиональной интеграции по принципу агломерации, продолжая исследования процессов региональной и межрегиональной интеграции российских ученых (О. Буториной, М. Стежневой и др.), можно назвать следующие:

1. Объединение регионов в интегрированный регион рождает новое качество, которое было бы невозможно (или неизмеримо трудно) получить на индивидуальной основе. Интеграция представляется игрой с положительной суммой, что делает ее выгодной как для каждого участника, так и для группировки в целом. Условием нормальной интеграции считается синергетический эффект, т.е. получение такой силы, которая превышает сумму индивидуальных сил.

2. Новое объединение выделяется из остального мира и тем или иным образом обособляется от него. Так, создание таможенного союза предполагает устранение таможенных барьеров между странами-участницами и введение единого таможенного барьера по отношению к третьим государствам. То же справедливо и на региональном уровне. Например, установление более «мягких» тарифов на электроэнергию на территории всего интегрированного региона, проведение единой политики по отношению к другим регионам и государствам.

3. Добровольный и партнерский характер объединения. Стихийное усиление взаимозависимости регионов (например, вследствие активной межрегиональной торговли или деятельности крупных предприятий и фирм), как считают многие исследователи, нельзя считать интеграцией. Интеграция - дело сугубо добровольное, на которое участники этого процесса идут сознательно. Поэтому силовое объединение территорий не может называться интеграцией.

4. Межрегиональная интеграция распространяется на различные области как внешней, так и внутренней политики регионов-участников. Этим она отличается от межрегиональных организаций и других форм межрегионального сотрудничества, которые обычно имеют только одну сферу деятельности. Интеграционные же объединения всегда имеют политическую и экономическую составляющие, а также распространяют свою деятельность на другие области: право, экологию, миграцию населения, науку и технику, образование.

5. Межрегиональная интеграция строится на осознании ее участниками общности их будущей исторической судьбы, т.е. здесь чувство политической общности направлено не в прошлое, а исключительно в будущее. Общие черты исторического развития важны для интеграции только с точки зрения их современных результатов. Помимо этого нужен еще один, стержневой, элемент - общее представление о настоящей и будущей глобальной идентичности.

6. Межрегиональная интеграция определяется как объединение с наднациональными (надрегиональными) органами управления, т.е. с центральными органами власти, пользующимися лояльностью наряду с другими властными структурами. Этот признак мы выдвигаем вслед за последователями новой институциональной теории, которые придают ему первостепенное значение.

7. Понимание межрегиональной интеграции как проявления глобализации дает основание полагать, что ее глубинной движущей силой является не только стремление к безопасности или решение этнических проблем, но, главным образом, стремление участников объединения попасть в лучшую страту (или совместно сформировать лучшую страту), нежели та, к которой они объективно принадлежали бы без интеграции. Это означает укрепление позиций каждого региона-участника в наиболее важных для данного этапа стратификации областях или в областях, где у региона имеются для этого наибольшие возможности.

Все это дает основание полагать, что только интегрированное объединение на принципах агломерации может называться интегрированным регионом и давать соответствующий эффект.

Рационально и гармонично развиваться в нынешнем качестве в жестких условиях реальности рыночной экономики многие из этих республик, краев, областей и округов просто не способны. Таким образом, становится очевидным, что новые преобразования административно-территориального устройства страны в современных условиях рыночной экономики требуют использования рыночной модели, т. е. интеграции «снизу».

Анализ современных межрегиональных интеграционных тенденций в нашей стране позволяет нам выделить, помимо государства (интеграция «сверху»), еще три движущие силы процесса объединения регионов, которые позволяют нам говорить о возможности интеграции «снизу». Их наличие также доказывает возможность проведения эффективного и относительно безболезненного процесса создания интегрированных регионов на территории нашего государства на принципах демократии и общего блага. Основные движущие силы и их жизненно важные интересы, связанные с предстоящей интеграцией, можно представить следующим образом:

Государство

1. Геополитические интересы.

2. Геоэкономические интересы.

3. Национальная безопасность и оборона.

4. Оптимизация управления.

5. Экономическое оздоровление регионов.

6. Обеспечение устойчивого развития регионов.

7. Создание единого экономического пространства.

8. Снижение социальной напряженности.

Субъекты федерации

1. Обретение экономической стабильности и самостоятельности.

2. Обретение определенной независимости от политики Федерального Центра.

3. Обеспечение внешнеэкономической и политической безопасности регионов.

4. Повышение управляемости, усиление координации и контроля, сокращение бюрократического аппарата.

5. Возможности реализации масштабных проектов.

6. Возможность более рационального и эффективного использования всех региональных ресурсов.

7. Возможность выхода из депрессивного состояния.

8. Восстановление и укрепление экономических связей.

9. Объединение искусственно созданных регионов с точки зрения производственных цепочек.

10. Возможность создания крупных интеграционных структур в промышленности, сельском хозяйстве, образовании, здравоохранении, сфере услуг и т. п.

11. Повышение конкурентоспособности.

12. Повышение инвестиционной привлекательности.

13. Обмен опытом, устранение региональной ограниченности и консервативности.

Общество

1. Возможность дальнейшего развития демократических институтов, реализация истинных принципов демократии.

2. Налаживание более дружественных отношений, укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной, политической и других областях.

3. Возможности социальной и культурной интеграции населения.

4. Повышение уровня жизни населения, появление новых рабочих мест, устранение ограничений на миграцию рабочей силы и т. п.

5. Усиление координации и контроля в области экологии и охраны окружающей среды.

Частный сектор (бизнес-структуры)

1. Повышение производительности труда на основе более качественного и обоснованного разделения труда и межрегиональной специализации.

2. Расширение границ хозяйственного пространства.

3. Увеличение размеров рынка.

4. Ликвидация ограничений на перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

5. Экономия, обусловленная увеличением масштабов деятельности.

6. Возможность минимизации трансакционных издержек.

7. Восстановление кооперационных связей между предприятиями и институциональных связей с другими организациями.

8. Унификация торговых, финансовых, налоговых и прочих правил и норм.

9. Возможность создания единой энергетической и транспортной инфраструктуры.

Не менее важно и то утверждение, что эффективно интегрированный регион для получения возможности максимального использования всего своего потенциала должен сочетать в себе все признаки экономической, политической, социальной и культурной интеграции.

Таким образом, при соблюдении всех необходимых условий доля вероятности создания эффективно интегрированного региона очень высока. Эффективно интегрированный регион получает возможность максимально использовать весь свой имеющийся потенциал для саморазвития и развития всего государства в целом. Однако процесс интеграции должен быть максимально взвешенным и продуманным с учетом всевозможных рисков, использования международного опыта и собственной специфики регионов.

В рамках межрегиональной интеграции создаются различные структуры и институты , которые поддерживают различные формы интеграционных процессов. «Мягкая» форма (формирование ассоциаций) и «жесткая» интеграция – создание межрегиональных структур и межрегиональных ОИВ. Жесткие формы и институты в завершающей стадии могут привести к изменению административно-территориального деления страны. Речь может пойти о формировании новой модели федеративного государственного управления, конфедеративного ГУ на основе федеральных округов на макроуровне.

Крайним вариантом «мягкой» интеграции являются ассоциации, объединения, играющие информационную и пропагандирующую роль в нескольких субъектах РФ («Сибирское соглашение», «Возрождение Урала», «Большая Волга» и т.д.). Современный вариант межрегиональной интеграции это – смесь «жесткой» и «мягкой» форм, выражающийся в создании координационных органов. Имеются отдельные примеры такого взаимодействия – «Пермский проект».

Наиболее значимыми формами межрегиональной интеграции, которые возникли в начале 90-х, как реакция на бездействие региональных властей в области региональной политики, являются межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия.

Согласно Федеральному закону от 17 декабря 1999 г. «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимо­действия субъектов РФ»: Ассоциация экономического взаимодействия (АЭВ) субъектов РФ - некоммерческая организация, учредителями которой являют­ся органы государственной власти субъектов РФ и которая создается на доб­ровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально- экономического развития субъектов РФ.

Они начали формироваться с 1991 года, и в 1992 году центр тяжести ассоциаций сместился в экономическую сферу.

Основные причины образования:

Разрушение единого народнохозяйственного комплекса бывшего Со­ветского Союза;

Необходимость складывания новых отношений между федеральными, региональными и местными уровнями власти;

Потребность в налаживании хозяйственных связей, информационном обмене между территориями, координации действий и другие.

Ассоциации четко представляют специфику хозяйства регионов, по­требности территорий в инвестициях. Это даёт им возможность находить встречные потоки свободных средств как внутри региона, так и за его преде­лами. Члены ассоциаций мобилизуют финансовые ресурсы для поддержки приоритетных программ развития территорий. Во многих случаях действия ассоциаций более эффективны, чем действия отдельно взятых субъектов РФ.

Основными целями и задачами ассоциаций являются:

1. обеспечение необходимых условий для эффективного взаимодей­ствия субъектов РФ в вопросах социально-экономического развития на ос­нове объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресур­сов;

2. подготовка предложений по вопросам рационального использо­вания экономического потенциала субъектов РФ;

3. оптимальное размещение производительных сил;

4. развитие социальной и производственной инфраструктуры, ком­муникаций;

5. представление членов ассоциаций;

6. подготовка предложений по бюджетно-финансовым вопросам.

Основная деятельность ассоциаций ведется по двум направлениям:

1. координация усилий региональных властей по социально- экономической стабилизации и развитию макрорегионов; попытки осуще­ствлять интеграционную политику в масштабах данного макрорегиона;

2. диалог с федеральными властями на коллективной основе по ши­рокому кругу вопросов; оказание влияния на Правительство при решении вопросов об экономических правах территорий, о выделении ресурсов для регионального развития и т. д.

Первой ассоциацией стала – Северо-западная, позже появились: ассоциация Центральной России, Черноземья, «Большая Волга», Северного Кавказа, «Возрождение Урала», «Сибирское согласие». В состав входят субъекты федерации, которые расположены на территориях официально зафиксированных экономических районов. Высшим коллегиальным органом межрегиональной ассоциации является совет или президиум, в состав которого входят руководители законодательной власти всех составляющих субъектов. Руководит ассоциацией губернатор. В некоторых случаях (Дальне-восточная ассоциация) в управление включены федеральный инспектор и полпред президента по Дальне-восточному федеральному округу. Все наиболее важные решения ассоциации принимаются на заседании совета, который собирается несколько раз в год. На этом совете могут присутствовать в качестве приглашенных лиц группы экспертов, руководители предприятий и организаций, научные элиты регионов. Деятельность ассоциаций сконцентрирована вокруг важнейших экономических, социальных, правовых вопросов, поэтому в составе ассоциации создается отдельные советы и комиссии по различным направлениям. В их состав входят представители ОИВ и ОЗВ, предприниматели, ученые, руководителем является губернатор. Совет межрегиональной ассоциации имеет свой исполнительный орган (крупная исполнительная дирекция с четкой структурой, департаментами, курирующими и обобщающими работу комиссий). Все межрегиональные ассоциации имеют бюджет, формирующийся за счет взносов регионов в соответствии с расходной статьей в региональных бюджетах и взносов от различных предприятий и организаций. Все эти ассоциации имеют свои крупные представительства в Москве, которые осуществляют оперативное взаимодействие со всеми заинтересованными федеральными органами.

  • Социальное включение» людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности: социальная и образовательная интеграция.
  • Специфика методологии научного познания в области физической культуры. Интеграция подходов к познанию процесса или явления на модели тематического исследования.

  • Новое на сайте

    >

    Самое популярное