Домой Язва Кто писал психологическое познание. Происхождение слова «психология

Кто писал психологическое познание. Происхождение слова «психология

Каждый знает, что люди различаются по характеру, способности запоминать и мыслить, действовать мужественно или трусливо и т. психология. Такие обыденные представления о различиях между людьми складываются у нас с малых лет и обогащаются по мере накопления жизненного опыта.

Иногда хорошим психологом называют писателя или судью, а то и просто того, кто лучше других разбирается в окружающих людях, в их вкусах, предпочтениях, мотивах их поступков и т. д. В этом случае под психологом подразумевают знатока человеческих душ (независимо от того, читал ли он книги по психологии, обучался ли специальному анализу причин поведения или душевной смуты), т. е. здесь мы имеем дело с житейскими представлениями о психике.

Однако житейскую мудрость следует отличать от научного знания. Именно благодаря ему люди овладели атомом, космосом и компьютером, проникли в тайны математики, открыли законы физики и химии... И не случайно научная психология стоит в одном ряду с этими дисциплинами. Более того, ее предмет неизмеримо сложнее, ибо сложнее человеческой психики нет ничего в известной нам Вселенной.

При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют естественные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые - общество, культуру и историю, третьи связаны" с изучением и созданием средств производства и орудии труда. Человек - существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам. Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической.

Уже в раннем детстве ребенок говорит "я хочу", "я думаю", "я чувствую". Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир. На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего мира во многом определяет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения.

Человек - это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет "читать" по внешним проявлениям - мимике, жестам, интонации, особенностям поведения - эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый человек - своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей. Житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний.

Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения - случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.

В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, "вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов". В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.

В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. В свою очередь, задачей психологии является исследование психических явлений. Характеризуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: "Психологическое познание - это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей".

Итак, в первом, дословном своем значении психология - это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением. Область психологического широка и многообразна: это и отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ, и сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует человек. Сознанием обычно называют высшую форму психики, необходимую для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.

Во втором, наиболее распространенном значении, слово "психология" относят и к самой психической, "душевной" жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии - конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии и т. психология

Понятно, что общей задачей психологии является изучением как психики субъекта, так и его психологии.

Познание (в психологии)

Когнитивность в господствующих направлениях психологии

Изучение типов психических процессов, называемых когнитивными (собственно когнитивные процессы) находится под серьезным влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память , внимание , восприятие , действие , принятие решений и воображение . Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».

Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.

Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism ).

Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм , господствовавший вплоть до 1950-х гг.

Влияния

Успех когнитивной теории отразился на применении ее в следующих дисциплинах:

  • Психология (особенно когнитивная психология) и психофизика
  • Когнитивная неврология, неврология и нейропсихология
  • Кибернетика и изучение искусственного интеллекта
  • Эргономика и проектирование пользовательского интерфейса
  • Лингвистика (в особенности, психолингвистика и когнитивная лингвистика)
  • Экономика (особенно экспериментальная экономика)
  • Теория обучения

В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:

  • Информатика и теория информации , где попытки построить искусственный интеллект и так называемый «коллективный интеллект » фокусируются на имитации способностей живых существ к распознаванию (т.е. к когнитивным процессам)
  • Философия , эпистемология и онтология
  • Физика , где эффект наблюдателя изучается математически

Нерешённые проблемы когнитивной теории

  • Насколько сильное сознательное вмешательство человека требуется для выполнения когнитивного процесса?
  • Какое влияние оказывает на когнитивный процесс индивидуальность?
  • Почему в настоящий момент настолько сложнее распознать компьютеру человеческую внешность, чем коту - своего хозяина?
  • Почему «горизонт понятий» у некоторых людей шире, чем у других?
  • Может ли наличествовать связь между скоростью когнитивного процесса и частотой моргания?
  • Если да, то в чем эта связь заключается?

Когнитивная онтология

На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин - когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии . При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также квалиа) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.

На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.

Когнитивность как компрессия

Когнитивность как социальный процесс

Когнитивность в культурном контексте

Обобщение

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Познание (в психологии)" в других словарях:

    Познание приобретение или результат приобретения знаний: Познание (философия) совокупность процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание (в психологии) (когнитивность) термин, обозначающий в… … Википедия

    - “ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования” (Erkenntnis und Irrtum. Skizzen zuer Psychologie der Forschung, 1905; рус. пер. 1912) одно из главных сочинений Э. Маха, посвященное проблемам теории познания. Для того, чтобы… … Философская энциклопедия

    Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования - «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ. ОЧЕРКИ ПО ПСИХОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ» («Erkenntnis und Irrtum. Skizzen zur Psychologie der Forschung») одно из главных сочинений Эрнста Маха, посвященное проблемам теории познания, увидевшее свет в 1905 г. (рус. пер …

    - «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Очерки по психологии исследования» (Erkenntnis und Irrtum. Skizzen zuer Psychologie der Forschung, 1905; рус. пер. 1912) – одно из главных сочинений Э.Маха, посвященное проблемам теории познания. Для того, чтобы… … Философская энциклопедия

    Познание и действительность - «ПОЗНАНИЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ» под таким названием издательство «Шиповник» (Спб.) в 1912 г. в серии «Библиотека современной философии» опубликовало книгу приват доцента Берлинского университета Эрнста Кассирера «Substanz und… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    познание религиозное - в отличие от науки, коей свойственна готовность к самоопровержению (далеко не всегда реализуемая) вплоть до базовых принципов, религиозное знание в рамках любой конфессии обычно направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символа …

    познание художественное - свойственно искусству; отличается от познания научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (хотя в психологии это не всегда так), тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его… … Большая психологическая энциклопедия

Основания когнитивной психологии

Психология познания по своей проблематике и научным достижениям за-
нимает центральное место в структуре общей психологии. Однако мало кто
сомневается в том, что сегодня все так же для нас актуальны призыв Со-
крата: «Познай самого себя» и формула Декарта: «Я мыслю, следователь-
но, я существую». И, разумеется, никто не может дать исчерпывающий от-
вет на вопрос: «Что есть истина?»

В основе современной психологии познания лежат достижения есте-
ственнонаучной мысли исследователей XX века, а также философская те-
ория познания. Поворотным пунктом в развитии представлений о чело-
веке, познающем мир, стало возникновение и распространение теории
критического рационализма Карла Поппера и его учеников. Пассивно-от-
ражательному подходу к человеческому познанию была противопоставле-
на модель человека, активно порождающего догадки об окружающем мире
и перерабатывающего знания, получаемые в ходе поисковой деятельнос-
ти, для коррекции этих догадок.

Теория познания Поппера базируется на ряде основных посылок.

Все люди решают проблемы. Проблемы существуют объективно.

По каждой проблеме возможно в принципе бесконечное число гипо-
тез.

Проблема решается путем исключения гипотез методом проб и оши-
бок, т.е. в ходе активного экспериментирования.

Человек не знает заранее, какие гипотезы верны, а какие ошибочны.

Неудачные гипотезы либо устраняются, либо корректируются, и цикл
познания начинается вновь.

Таким образом, позиция Поппера противоположна индуктивизму,
представители которого считают, что решающую роль в познании играет
обучение через повторение и нахождение обоснования для решения. Он
провозглашает первенство дедуктивного подхода и двух основных механиз-
мов познания: отбора догадок и критического устранения ошибок.


Человек - активен, он действует и в ходе своей деятельности сталки-
вается с проблемами (например, препятствием или новизной ситуации).
Человек ведет постоянный поиск информации для решения проблем, но
чтобы знать, что искать, он выдвигает догадки.

Человек обладает психикой - системой, порождающей гипотезы об
окружающем мире («варианты мира») и сличающей гипотезы с информа-
цией, полученной в ходе активного поиска.

Человек порождает собственную субъективную модель мира, или «об-
раз мира», по А.Н. Леонтьеву , которая никогда не может быть пол-
ностью адекватной, ибо индукция всегда неполна.

~" «Человек ведет себя так, как будто он настойчиво пытается угадать пра-
вила игры, по которым с ним "играет" природа» (В.М. Аллахвердов
).



Для осуществления привычных, автоматизированных действий в при-
вычной ситуации психическая регуляция и познание не нужны. Лишь тог-
да, когда человек сталкивается с препятствием, с новой ситуацией, по
мнению П.Я. Гальперина , включаются психические механизмы ори-
ентировочной деятельности. У высших животных ориентировочная, поис-
ковая активность самостоятельна и отделена от исполнительской.

Другие предпосылки современной психологии познания - квантовоме-
.ханическая революция в физике и возникновение синергетики. Вероятно-
стное описание событий рассматривается не в качестве признания непол-
ноты знания о законах мира, а как адекватное выражение процессов, как
мера предрасположенности объекта к определенному поведению, внутрен-
не присущая объекту- Спектр возможностей, которыми актуально обладает
объект, бесконечно велик, но во взаимодействии с другими объектами (сре-
дой, наблюдателем, прибором) реализуется лишь одна возможность из
многих. Будущее объективно открыто и не полностью прогнозируемо, из-
менение мира необратимо, мир открыт к появлению новых реалий; ста-
бильные системы возникают в нем как результат самоорганизации хаоса.

Человек живет не в мире отдельных объектов: он является сложной сис-
темой, существующей во взаимодействии с другой системой - с природной
и социально-культурной средой. Не стимулы воздействуют на человека, а
он сам активно взаимодействует с целостной актуальной ситуацией.

Наконец, огромное воздействие на современную психологию познания
оказали результаты исследований психофизиологии, нейропсихологии и
нейрофизиологии, полученные во второй половине XX века. Этот период
характеризуется революцией в сфере наук о мозге и нейронных механиз-
мах переработки информации. Итак, психология человеческого познания
опирается на сведения о том:

«что познает» - знания об устройстве мира;

«кто познает» - знания об устройстве человека как познающей сис-
темы;

«как познает» - представления, почерпнутые из философии (теории
познания).


Методологические принципы и предмет психологии познания

Зачем познает человек? На этот вопрос не дают ответа ни философия,
ни естествознание, ни психология. Психолог пытается открыть законы,
«механизмы» индивидуального человеческого познания. Человек, как в
зеркале, обнаруживает себя в продуктах собственного творчества. Компь-
ютерная революция, преобразившая жизнь большей части человечества,
изменила и представления психологов о человеческом знании и механиз-
мах его приобретения. Компьютер является единственной психической
системой, единственным орудием труда, предназначенным для содействия
человеку в осуществлении функций, которые условно всегда считались чи-
сто ментальными: дедуктивный вывод, вычисление, управление объекта-
ми, хранение и преобразование информации и т.д.

Психологи, инженеры, философы использовали принцип структурно-
функциональной аналогии: сходство функций компьютера и «человека по-~
знающего» позволило говорить о сходстве структур, реализующих эти фун-
кции. Так в психологию проникла «компьютерная метафора».

Огромную роль в становлении современной психологии сыграло разви-
тие математики и, в частности, таких ее отраслей, как теория алгоритмов,
теория конечных автоматов, теория информации, математическая лингви-
стика и т.д. Следует упомянуть о достижениях лингвистов, расширивших
представления об языке, грамматических и семантических структурах.

Данная книга не случайно названа «Когнитивная психология». Назва-
ние может ввести в заблуждение, так как под когнитивной психологией мы
привыкли понимать одно из направлений в психологии, возникшее в конце
50-х годов в США и опирающееся на информационный подход. Психоло-
гия познания, или психология познавательных процессов, является тради-
ционной областью, включающей психологию ощущения и восприятия, па-
мяти, воображения, внимания, мышления, т.е. разделы общей психологии.
Область когнитивной психологии, понимаемой как научное направление,
значительно шире: от психофизиологии до социальной психологии и даже
социологии. Это скорее обший подход к решению проблем, возникаюших
в различных науках. Но возможно и другое понимание когнитивной пси-
хологии, а именно, как науки о процессах приобретения, хранения, пре-
образования, порождения и применения человеком знаний.

Понимаемая таким образом, когнитивная психология охватывает на-
ряду с вышеперечисленными процессами и процессы творчества, приня-
тия решения, оценивания, семантические процессы, процессы понима-
ния и речевые процессы, системные когнитивные процессы (интеллект,
метакогнитивное управление и пр.). В сферу когнитивной психологии
неизбежно входит дифференциальная психология познавательных спо-
собностей и психология познавательного развития. Таким образом, ког-,
нитивная психология является психологией познания на современном 7
этапе ее развития.

Определим, какой этап можно характеризовать как современный.

Истоки психологи познания, развивавшейся первоначально, как и все
психологическое знание, в недрах философии, восходит к античности, к
трудам Демокрита, Платона и Аристотеля. Формирование эксперименталь-


Глава 1. Основания когнитивной психологии

ной психологии в середине XIX века также связано в первую очередь с ре-
шением проблем познания и сознания.

Однако, несмотря на огромный вклад в развитие психологии ее осно-
воположников, труды их представляют в большей степени исторический
интерес. Воздадим им должное.

Кардинальный сдвиг в подходе к человеческому познанию произошел
в 30-50-х годах XX века. Именно к этому времени был совершен перево-
рот в естествознании, теории познания, были созданы первые компьюте-
ры, а психология достигла высокого уровня развития как самостоятельная
дисциплина, равная по возможностям другим наукам.

Однако индуктивизм является не предрассудком, а методологической
основой, которую выбирают и сегодня многие исследователи. В подходе к
человеческому познанию полемизируют представители двух основных на-
правлений. Представители первого направления полагают, что познание
осуществляется опосредованно: человек выдвигает гипотезы, задается
вопросами к миру, экспериментирует; информация о реальности непол-
на изначально и ее нужно дополнять и перепроверять; психика «богаче»
воспринимаемого мира, не все знание осознается. Представители второго
направления полагают, что основой нашего знания является непосредствен-
ное восприятие: человек пассивен, он отражает только то, что ему представ-
ляет мир; в стимуляции содержится вся полнота информации; психика «бед-
нее» поступающей от мира информации, все знание осознается.

Разумеется деление этих подходов совершенно условно. Но можно в
первом приближении считать, что позиции необихевиористов, когни-
тивных психологов, представителей деятельностного подхода, таких как
А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн , ближе к первому направ-
лению. Соответственно, гештальтпсихологи (лишь отчасти!) и экологичес-
кие психологи представляют второе направление. Первая позиция восхо-
дит к И. Канту, утверждавшему, что восприятие, вопреки утверждениям
эмпириков и ассоцианистов, является результатом активной работы разу-
ма по организации элементов опыта в единую структуру. Соответственно
эмпиризм Дж. Локка и Дж. С. Милля и психология сознания являются пра-
родителями второго направления.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche - «душа», logos - «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII -X I Х вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология - это наука о психике и психических явлениях.

Предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. В свою очередь, задачей психологии является исследование психических явлений. Характеризуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: «Психологическое познание - это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей».

Главной задачей психологии как науки является исследование особенностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. При этом она ставит перед собой и ряд других задач:

    1) изучать качественное и структурное своеобразие психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;

    2) анализировать функционирование психических явлений и процессов в связи с их детерминированностью объективными условиями жизни и деятельности людей;

    3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;

    4) содействовать планомерному внедрению научных знаний и представлений психологической науки в практику жизни и деятельности людей, их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей)

    Соотношение житейской и научной психологии

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором - для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

Житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие (см. схему)

Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения - случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.

В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.

    Отрасли психологии: общие, фундаментальные, прикладные

Современная психология представляет собой многоотраслевую науку. Отрасли психологии являются относительно самостоятельными развивающимися направлениями. Их условно разделяют на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).

Фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение в изучении психических явлений. Это базис, который объединяет все отрасли психологии, а также служит основой их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, называют термином «общая психология». Основными понятиями, которые рассматривает общая психология, являются: психические процессы (ощущения, восприятия, внимание, представления, память, воображение, мышление, речь, эмоции, воля), психические свойства (способности, мотивация, темперамент, характер) и психические состояния. Возникновение общей психологии в качестве фундаментальной отрасли связывают с именем С. Л. Рубинштейна, создавшего в 1942 г. фундаментальный труд «Основы общей психологии». К фундаментальным отраслям психологии относятся общая психология, дифференциальная психология, психология развития, история психологии, психология личности, психофизиология.

Прикладными называют отрасли психологии, которые имеют практическое значение. В число таких отраслей входят, например, педагогическая психология, возрастная психология, дифференциальная психология, социальная психология, медицинская психология, юридическая психология и многие другие.

    Связь психологии с другими отраслями научных знаний

Вопросы психологии долгое время рассматривались в рамках философии. Только в середине XIX века психология стала самостоятельной наукой. Но отделившись от философии, она продолжает сохранять тесную связь с ней. В настоящее время существуют научные проблемы, которые изучаются как психологией, так и философией. К числу таких проблем относятся понятия личностного смысла, цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и другое. Психология использует экспериментальные методы для проверки гипотез. Однако есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путём. В таких случаях психологи могут обращаться к философии. К числу философско-психологических проблем относятся проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияние общества на личность и личность на общество.

А. Г. Маклаков указывает, что, хотя долгое время философия разделялась на материалистическую и идеалистическую, сейчас наметилось сближение этих течений философии, и можно говорить об одинаковой значимости для психологии обоих направлений. Материалистическая философия является основной при рассмотрении проблем деятельности и происхождения высших психических функций. Идеалистическая философия, по мнению Маклакова, ставит такие проблемы как ответственность, совесть, смысл жизни, духовность. Маклаков отмечает, что использование в психологии обоих направлений (материалистического и идеалистического) «наиболее полно отражает двойственную сущность человека, его биосоциальную природу».

По мнению А. Г. Маклакова, к числу проблем, которые можно решить только при сотрудничестве психологов и философов, относятся проблемы эпистемологии. Некоторые теории психологии имеют психолого-философский характер, как, например, теоретические работы неофрейдистов. К примеру, работы Эриха Фромма используются в психологии, социологии и философии.

Психология тесно связана с общественными науками. Она имеет много общего с социологией. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих взаимоотношений. Психология широко использует такие методы сбора научной информации как опрос и анкетирование, которые традиционно считаются социологическими. Существуют различные концепции, которые психология и социология перенимают друг у друга. Множество проблем, такие как национальная психология, психология политики, проблемы социализации и социальных установок психологи и социологи решают совместно.

Важны для психологии также такие общественные науки как педагогика и история. Примером синтеза истории и психологии является теория культурно - исторического развития высших психических форм Л. С. Выготского. Использование в психологии исторического метода заключается в изучении фило- и онтогенетического развития психических явлений от элементарных к сложным формам. В основе сближения истории и психологии лежит концепция о том, что современный человек является продуктом развития человечества.

Психология тесно связана с медицинскими и биологическими науками. Использование в психологии достижений этих наук основано на том, что большинство психических явлений и психических процессов физиологически обусловлены. Известны факты взаимного влияния психического и соматического друг на друга. Психическое состояние оказывает влияние на физиологическое. Особенности психики могут способствовать развитию определённых заболеваний. Обратная связь состоит в том, что хронические заболевания влияют на психическое состояние.

Психология активно взаимодействует с большим числом наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется, прежде всего, в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психология личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией, анатомией и физиологией центральной нервной системы обнаруживается реализуется через нейропсихологию, психофизиологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с дефектологией - в существовании специальной психологии; лингвистика, взаимодействуя с психологией, рождает психолингвистику; с юриспруденцией связь отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.

    Структура, функции психики. Высшие психические функции

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Структура психики. Психические явления можно разделить на три группы: психические процессы, психические состояния, и психические свойства личности.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Однако сами но себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него не значимы. Вы, наверное, обращали внимание на то, что одни события у вас остаются в памяти надолго, а о других вы забываете на следующий день. Иная же информация вообще может остаться для вас незамеченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмоциональную окраску, т. е. может быть значимой или не значимой. Поэтому наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.

Мы вправе полагать, что если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается па его деятельности или состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процессов - неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.

Пихические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них общей особенностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе и патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека.

Следующий класс психических явлений - психические свойства личности - характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

ТЕМА: Предмет, задачи и методы психологии.

1. Предмет психологии, ее задачи.

3. Основные отрасли психологии.

4. Основные методы психологических исследований.

1 -Предмет психологии, ее задачи.

Исследование внутреннего мира человека, общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука – психология (от греч. psiche – душа и logos – наука). Греческая буква y(пси) – символ психологии.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.

Важно отметить, что понятие «душа» у всех «племен и народов» ассоциируется с внутренним миром человека - его сновидениями, переживаниями, воспоминаниями, мыслями, чувствами, желаниями. Внутренний мир человека весьма отличен от внешнего, о чем свидетельствуют те же сновидения.

Происхождение слова «психология»

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса верховное божество греков превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.



Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.

Психея, или Психе, - в греческой мифологии олицетворение души, дыхания. Психе отождествлялась с живым существом. Дыхание ассоциировалось с ветром, дуновением, полетом, вихрем, поэтому душа обычно изображалась порхающей бабочкой или летящей птицей. По Аристотелю, Психе и есть «душа» и «бабочка». На основе различных мифов о Психее римский писатель Апулей (ок. 125 - ок. 180 н.э.) создал книгу «Метаморфозы», в которой в поэтической форме представил странствия человеческой души в поисках любви.

Мнения историков о том, кто изобрел слово “психология”, расходятся. Одни считают его автором Меланхтона, другие – философа Гоклениуса, который применил слово “психология” в 1590 году.

Слово «психология» стало общеизвестным в 18 веке в научных кругах Европы благодаря деятельности немецкого философа Христиана Вольфа (1679 – 1754 гг). В книгах “Эмпирическая психология” (1732г.) и “Рациональная психология” (1734 г.) Вольф использовал термин “психология”.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл . В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисципли­ны, во втором - для описания поведения или психических особенностей отдель­ных лиц и групп людей.

Житейские психологические знания очень приблизительны, расплыв­чаты и во многом отличаются от научных знаний :

1. житейские психологические знания конкретны, привязаны к кон­кретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобще­нию, для чего используются соответствующие понятия.

2. житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения - случайным опытом и его субъектив­ным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознава­емы.

3. существуют различия в способах передачи знаний. В силу конкретности и интуитивности житейские знания передаются из уст в уста, от поколения к поколению, с большим трудом, а часто эта переда­ча просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В науке знания по психологии накапливаются, сохраняются веками и передаются посредством научной литературы (письменно), а также устно в рамках лекций (при обучении), конференций, семинаров и в других формах.

4. научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Отношения научной и житейской психологии многозначны: научная психология опирается на житейский психологический опыт, извлекает из него свои исследовательские задачи, и житейским опытом научное знание проверяется.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осо­знаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология - это наука о психике и психических явлениях .

Рис. Основные различия житейских и научных психологических знаний

В современном общественном сознании слова «душа» и «психика» фактически являются синонимами: научная психология предпочитает использовать термин «психика», религиозные мыслители и некоторые философы говорят о «душе».

Психика - сложнейший феномен, возможно, самое сложное, что есть в мире. Поэтому дать исчерпывающее определение психики не представляется возможным. Психика – это "субъективный образ объективного мира" .

Психика - субъективный внутренний мир человека, опосредующий взаимодействие человека с внешним миром. Современными психологическими словарями психика определяется как «форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая регулятивную функцию в их поведении (деятельности)»*, как «высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем»**.

* Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1997. С. 291.

** Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Ростов н/Д: Феникс, 1998. С. 279.С

Предметом психологии являются психика и психические явле­ния как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Классификация психических явлений. (существуют различные точки зрения на структуру психических явлений.)

Общепринято разделять психические явления на три основных класса:

- психические процессы,

- психические состоянии,

- психические свойства личности.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведе­ния человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются опреде­ленные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познаватель­ные, эмоциональные и волевые.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощуще­ние, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внима­ние. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

Эмоциональные психические процессы . В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чув­ства, настроения и эмоциональный стресс.

Волевые психические процессы - наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процессов - неосознаваемые процессы . В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.

Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имею­щими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них общей особенностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе и патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека.

Следующий класс психических явлений - психические свойства личности - характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенно­сти личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют непо­вторимость человека, его индивидуальность.

Характеризуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: «Психологическое познание - это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей».

Основная задача психологии - установить основные закономерности психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы.

А также психология изучает:

- нейрофизиологические основы психической деятельности;

Сознание человека как высшую форму психики;

Обусловленность психики человека социально-историческими факторами;

Закономерности формирования психических образов мира и воплощения этих образов во внешней, практической деятельности человека;

Структуру психики человека;

Отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов,

Индивидуально-психологические особенности личности,

Психологию конкретных видов человеческой деятельности.

Современная научная психология все глубже познает закономерности психической деятельности человека – закономерности психического отражения действительности и психической регуляции поведения, выявляет условия и средства оптимизации человеческой деятельности.

основные принципы психологии:

принцип детерминизма (принцип, согласно которому все в природе порождается действием материальных причин и законов. ПСИХИКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ И ИЗМЕНЯЕТСЯ С ИЗМЕНЕНИЕМ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ),

- принцип единства психики и деятельности (принцип психологии, утверждающий неразрывное единство сознания и деятельности - СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАХОДЯТСЯ В НЕПРЕРЫВНОМ ЕДИНСТВЕ. СОЗНАНИЕ ОБРАЗУЕТ ВНУТРЕННИЙ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА),

- принцип развития (ПСИХИКА МОЖЕТ БЫТЬ ПРАВИЛЬНО ПОНЯТА, ЕСЛИ ОНА РАССМАТРИВАЕТСЯ В НЕПРЕРЫВНОМ РАЗВИТИИ, КАК ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).

Категории – это предельно широкие понятия, в которых отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений действительности и познания. Категории являются научными средствами организации знания о психической реальности. Категории отражают психические явления не только глобально, но в специфических характеристиках. Категории отражают существующие теоретические схемы, которые, в свою очередь, обобщают факты.

Совокупность научных категорий образует категориальный строй науки . Категориальный строй – предельно общая, глубинная, исторически развивающаяся познавательная структура, отображающая психическую реальность в её цельности и специфических характеристиках.

Ядерными в психологии являются категории “образа”, “мотива”, “действия”, “личности”.

Категория психического образа издревле выступала в качестве основы представлений о душе и сознании. В категории образа представлена реальность, которая существует независимо от мысли о ней и степени познанности человеческим умом.

Знание об окружающем мире, данное в форме ощущений, восприятий, представлений, мыслей, отделенное от самих вещей, явлений и телесных органов, их порождающих, подтолкнуло людей к пониманию независимого существования образов. Образ является результатом отделения от реальности, во-первых, и от органов, воспринимающих эту реальность, во-вторых. Образ не сводим ни к физическим, ни к физиологическим процессам. Но открытие этого обстоятельства произошло благодаря соотнесению образа с указанными процессами.

Первоначально разграничили образы ощущений и мыслей. В психологии это соответствовало выделению двух механизмов приобретения знания – через органы чувств и посредством мышления.

Далее категория психического образа была увязана с категорией психического действия. Для создания образа необходимы активные усилия субъекта, лишь в процессе реального взаимодействия организма с объектами внешнего мира возникают образы. Например, мы смотрим в книгу и видим образы букв. Мы осознаем реальность существования букв независимо от нашего их видения и реальную представленность образов букв в нашей психике. Чувственно-двигательная активность глаз была первой моделью для изучения связи образов и действий. Сопряженность образа с действием, как мышечным, так и умственным, была открыта психофизиологами – Г. Гельмгольцем (1821 – 1894 гг.) и Сеченовым И. М. (1829 – 1905 гг.).

Постепенно в исследованиях образов были открыты свойства, функции, структура образов. Важным свойством образа является его целостность.

Чувственные образы (ощущения, восприятия) образуют сенсорную ткань сознания. Умственные и чувственные образы вместе создают основу для целостной категории психологического познания – категорию “образа”. Категория образа касается всех уровней психики.

Опыты В. Келера показали, что образы есть даже у обезьян. То есть даже на более низком уровне отражения психической реальности – у животных – наличествуют образы. Из опытов Э. Толмена следует, что образы имеются у крыс.

Исследования образов гештальтпсихологов показали, что образы обладают свойством инвариантности, то есть относительной устойчивости при наличии изменений. Одновременно было доказано, что порождение образа – активный процесс. Активность образов как их фундаментальное свойство стала предметом изучения отечественной психологии 70 – 80-х гг. ХХ в. Активность образов связывает категорию образа с категорией мотива, так как качество активности предполагает вопрос “Зачем, для какой цели осуществляется активность?”.

В заключение отметим, что природа образа может быть изучена целостным категориальным аппаратом, в котором категория образа является одним из компонентов.

“Мотив” происходит от латинского слова “мовео”, означающего “двигаю”. Мотив – это то, что двигает поведением человека, ради чего он тратит свою жизненную энергию. Категория “мотива” используется для обозначения всех психологических образований и процессов, побуждающих и направляющих поведение. Мотив определяет пристрастность, избирательность и конечную направленность поведения. На уровне конкретного поведения знание о мотивах субъекта объясняет, почему данное существо предпочитает делать именно это, а не что-то иное. Например, во время катастрофы на “Титанике” не все люди на судне стремились спасти свою жизнь во что бы то ни стало. Различия в их поведении может быть поняты только при наличии знания о мотивах, определявших поведение. Отказ от действий в сторону самосохранения не является безусловным биологически заложенным мотивом.

Первоначально категория мотива применялась для обозначения побуждений, имеющих осознанный характер. Позже оказалось, что поведение мотивировано, в смысле его целенаправленности, даже если оно не сопровождается сознательным намерением. Таким образом, наличие цели у поведения является одним из аспектов мотивированности поведения. Сопряженность мотива и цели поведения особенно очевидна в случае, когда один и тот же человек, имея определенное намерение, пытается реализовать его разными способами. Если непосредственная попытка достижения цели наталкивается на преграду, то выбирается другой, обходной, путь. Е. Брунсвик назвал свойство направленности мотива на достижение цели эквифинальностью. Мотив может быть реализован в различных действиях. Так, мотив связан ещё с одной категорией – “действия”. Действие – это инструментальная сторона осуществления мотива.

Мотивы не наблюдаемы непосредственно. Они не могут быть представлены как факты действительности. Они вообще не являются фактами в смысле вещности, реальной предметности. Мотивы – это условные, облегчающие понимание причин поведения конструкты, причем конструкты гипотетические. В действительности никаких мотивов не существует. Среди ядерных категорий психологии мотив является самым условным. Для категории образа можно пытаться обозначить материальную ткань этой категории. Мотив – это условная категория, объединяющая категории действия, личности, а также понятие цели. Ведущий специалист по исследованию мотивов Хайнц Хекхаузен считает, что мотив является промежуточной переменной в объяснительных психологических схемах. Это, однако, не означает, что категория мотива выдумана и произвольно помещена в мир. Мотив является плодотворной категорией, т. к. позволяет объяснять, предсказывать и выявлять особенности поведения индивидов.

Несмотря на то, что мотив является условным конструктом, были разработаны классификации мотивов человека. Во всех классификациях осуществлялось деление мотивов на безусловные, или врожденные, и приобретенные. Безусловными считаются стремления к сохранению жизни и безопасности, пище, питью, продолжению рода, уходу за детенышами, поддержанию постоянной температуры тела, избеганию боли, осуществлению выделений тела, дыханию, отдыху и сну, активности и агрессивности. Ряд авторов добавляют к безусловным потребностям ещё и познавательную мотивацию. Отметим, что данные мотивы свойственны не только для человека, но и для многих групп животных. К истинно человеческим относится мотивация к эстетическим впечатлениям. Человек, в отличие от животных, приобрел множество условных потребностей, таковыми являются потребности в алкоголе, табаке, наркотиках, кофе и др.

С древних времен философы и психологи локализуют мотивы в теле человека. Стремления происходят из тела, а разум обуздывает и направляет стремления при участии воли.

З. Фрейд полагал, что человеку присуща психическая энергия, которая и служит основой действия мотивов. Резервуаром энергии является тело, побуждения которого структурируются личностными структурами Супер-Эго, Эго и Оно. По Фрейду, все мотивы являются врожденными, а объекты мотивов фиксируются в раннем детстве.

Курт Левин обогатил содержание категории мотива изысканиями по взаимодейстию личности и её мотивов с окружающей реальностью, которую он обозначал как феноменальное поле. По Левину, мотивы реализуются не только сами по себе, исходя из внутренней заданности, но силы поля влияют на рождение и осуществление мотивов. Мотивационной напряженностью, по Левину, обладает окружающее пространство, а не только сам субъект. Левин считал, что актуальность мотивов сохраняется для определенных, коротких интервалов времени. Прошлый опыт влияет на мотивы, если он значим “здесь и теперь”. По Левину, нет принципиальных различий между органическими, биологическими мотивами и истинно человеческими мотивами (Левин изучал мотивацию, движущую людьми при чтении стихов и рисовании).

Деятельность, действия и операции – это инструментальные воплощения активности человека.

Деятельность – самая крупная единица анализа активности. Результатом деятельности является динамика переживаний, выражающих отношение субъекта и реализацию его потребности в деятельности. Метафорически деятельность может быть представлена как движение в поле переживаний. Переживания, в зависимости от того, положительные они или отрицательные, окрашивают эмоцией и дают эмоциональную оценку результату деятельности.

Деятельность состоит из действий. Действия имеют целенаправленность. Действия, как правило, осознанны, так как их цели ясно осознаются человеком. Результатом действий становится преобразование жизненной ситуации или её познание.

Действия могут быть представлены в процессе анализа в виде последовательности операций. Операции – наиболее дробная единица активности. Выделение операций в категории действия позволяет проводить тонкий анализ действий. Одни и те же действия, например, письмо на бумаге, различные люди осуществляют неодинаково. Левши пишут левой рукой в инвертированной позиции. Правши пишут правой рукой. Маленькие дети пишут с большим напряжением пальцев руки. Операции – это очень мелкие движения, которые часто выполняются автоматически, т. е. неосознанно. Осознание автоматизированных движений возможно при произвольном контроле движения, а также при затруднениях в выполнении движения.

Деятельность, действия, операции могут быть внешне наблюдаемы. Несмотря на внешнюю простоту, деятельность представляет собой сложное психическое образование. Деятельность взаимосвязана с мотивами, целями и личностью субъекта деятельности.

Большой вклад в изучение активности и движений человека внес отечественный физиолог Николай Александрович Бернштейн (1896 – 1966 гг.). Бернштейн создал оригинальную концепцию построения движений. На основании концепции построения движений Бернштейна возможен анализ как непроизвольных, автоматизированных движений, так и сложных символических действий.

Индивид и личность.

Человек рождается уже с набором качеств, в которых заложены предпосылки для развития у него собственно человеческих качеств: прямохождение, строение мозга, строение руки обеспечивают человеческие возможности. В понятии “индивид” зафиксирован факт принадлежности человека к человеческому роду. Индивидом является и новорожденный, и необразованный взрослый из первобытной культуры, и высокообразованный человек.

В детском возрасте индивид включается в систему общественных взаимоотношений – через общение и предметные действия. Дальнейшее развитие человека как индивида формирует его как личность. Качества личности индивид приобретает постепенно.

Признаками сформированности личности Л. И. Божович называет:

· наличие соподчиненности мотивов во внутреннем мире человека;

· способность к сознательному контролю поведения;

· наличие самосознания.

Формирование личности происходит примерно к подростковому возрасту. В этом возрасте человек впервые задумывается над вопросом “Кто я?”.

Личность – это прижизненное образование. Формирование личности происходит стихийно. Одним из важных механизмов формирования личности является механизм идентификации. С помощью психологической идентификации происходит усвоение половой роли.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении в связи с включенностью в общественные отношения.

Можно усомниться в том, каким образом маленький ребенок включен в общественные отношения. Он ведь не бывает в широком обществе. Во-первых, в социальные связи маленький ребенок вступает через своих родителей; первоначально они и другие дети представляют для него социум. Во-вторых, в игре ребенок знакомится с предметами, сделанными другими людьми, может быть, изобретенными другими поколениями. Предметная деятельность с такими игрушками как машинки, волчки, куклы несет в себе историю достижений человечества в области материальной культуры. В-третьих, усваивая язык, ребенок познает значения слов, значения вещей, явлений, отношений окружающего мира. В языке зафиксированы достижения человечества, причины многих явлений. В словах “горизонт”, “восход солнца” сосредоточены достижения человека в области астрономии.

Таким образом, личность – это такое образование, которое возникает благодаря вхождению индивида в общественные отношения и посредством усвоения этих отношений. Личность формируется как социальная сторона человека (на основании биологических индивидных качеств).

Личность – это особое социальное, системное и сверхчувственное качество, носителем которого является телесный индивид со всеми его природными свойствами.

Социальное и системное качество – потому что личность включена в систему общественных отношений.

Сверхчувственное качество личности – потому что данное качество не может быть осязаемым, видимым. У человека есть вполне чувственные качества – тело, речь, мимика и др. Но включенность личности в общественные отношения, культуру и историю человечества может быть открыта только посредством научного анализа.

Таким образом, становится понятно определение личности по К. Марксу: личность – это совокупность всех общественных отношений.

Если индивид, вступая в общественные отношения, становится личностью, то закономерны вопросы: “Может ли существовать индивид, который не является личностью?”, “Возможно ли появление личности без индивидной основы?”.

Гипотетически может быть и то, и другое. Имеется ряд случаев, когда дети воспитывались животными в течение 3 – 4 и более лет. Почти все дети-маугли в дальнейшем почти не были способны усвоить человеческую речь. Они сохраняли качества биологической особи рода человека, но почти не обретали личностных качеств.

Допустимо, при известной доле условности, признать существование личностей, за которой не стоит реальный телесный индивид. Примерами такого рода являются литературные персонажи – Василий Тёркин, Анна Каренина и др.

Личность и индивидуальность.

Конкретная личность наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих её индивидуальность. Индивидуальность – это своеобразие человека как личности, отличающее его от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, привычках, интересах, интеллекте, качествах восприятия, мышления и др. Нет двух людей с одинаковым сочетанием психологических особенностей. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Индивидуальность есть только одна из сторон личности человека.

Категория личности объединяет множество понятий и категорий. Личность является субъектом реализации мотивов, действий. Образы существуют не сами по себе в некой абстрактной психической реальности, а в пределах личности. Личность формируется при жизни конкретных людей. Формирование личности происходит стихийно, хотя известны некоторые психологические механизмы, обеспечивающие становление личности, например, механизм идентификации.

Личность обладает целостностью. Условные деления личности на индивидные качества, волю, мотивационную сферу, процессы познания являются научными конструктами, необходимыми для психологического анализа. На практике все люди усматривают друг в друге целостность, которая существует не только как внешнее проявление, но и существует внутренне.

2. Психология в структуре современных наук.

Современная психология занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Психология находится в родственных отношениях с философией , поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах.

При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют есте­ственные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые - общество, культуру и историю, третьи связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда. Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Рис. Классификация А. Кедрова

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания.

Несколько иначе подошел к вопросу об определении места психологии в системе наук выдающийся швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896-1980). Традиционно вопрос о связи психологии с другими науками рассматривается в таком аспекте: что психология может получить от других наук. Такая постановка вопроса была логичной, поскольку психология - одна из самых молодых наук («математика существует уже 25 веков, а психология едва один век!»)*. В своем докладе на XVIII Международном психологическом конгрессе, который состоялся в Москве в 1966 г., Пиаже поставил вопрос иначе: что может дать психология другим наукам?

* Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук // XVIII Международный психологический конгресс. М., 1969. С. 128.

Ответ Ж. Пиаже знаменателен: «Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития» *. Пиаже отмечает, что испытывает чувство гордости по поводу того, что психология занимает ключевую позицию в системе наук. «С одной стороны, психология зависит от всех других наук... Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математической координации, которая выражает структуру реальности, но овладение которой возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии»**. Плодотворное будущее психологии автор видит в развертывании междисциплинарных связей.

* Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук. С. 128; см. также: Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. М.: Гардарики, 2001.

** Пиаже Ж. Указ. соч. С. 152.

Б.Г. Ананьев в работе «Человек как предмет познания» рассмотрел связи психологии с другими научными дисциплинами. Анализ этих связей в рамках разработанной Ананьевым концепции комплексного человекознания позволил сделать вывод, что психология синтезирует достижения других наук. Известный отечественный психолог Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии» отмечал, что важнейшая функция психологии в том, что она «является интегратором всех (или во всяком случае большинства) научных дисциплин, объектом исследования которых является человек». Ломов отмечает, что взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: с общественными науками через социальную психологию, с естественными - через психофизику, психофизиологию, сравнительную психологию, с медицинскими науками - через медицинскую психологию, патопсихологию, нейропсихологию и др., с педагогическими - через психологию развития, педагогическую психологию и др., с техническими - через инженерную психологию, и т.д.

Психология тесно связана с другими науками.

Подчеркивая единство науки вообще, великий физик Макс Планк писал, что наука представляет собой внутренне единое целое. Её разделение на отдельные отрасли обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью способности человеческого познания. Рассматривая взаимосвязь психологии с другими науками, будем осознавать, что существует единый континуум научного знания и науки.

Психология и философия.

К необходимости обращения к философии психологов привела сложность и необычность проблем, с которыми они столкнулись. Многие явления и процессы в психологии с большим трудом поддаются экспериментальному – лабораторному – анализу и наблюдению. Во многом они решаются философски, то есть умозрительно, в результате осмысления. Такие проблемы, как смысл жизни, цели жизни, ценности, духовность, конструирование образа мира выступают как общие для философии и психологии.

Новое на сайте

>

Самое популярное