Домой Насморк Дозирование физической нагрузки в лфк. Двигательные режимы в лечебной физической культуре

Дозирование физической нагрузки в лфк. Двигательные режимы в лечебной физической культуре

Дозировка в ЛФК -- это суммарная величина физической нагрузки, которую больной получает на занятии процедуре.

В ЛФК лечебно-профилактические задачи дополняются воспитательными. В связи с этим большое значение имеет ряд дидактических принципов в обучении больных физическим упражнениям: сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность и последовательность. Принцип систематичности и последовательности предусматривает использование следующих правил:

  • а) от простого к сложному;
  • б) от легкого к трудному;
  • в) от известного к неизвестному.

Дозирование физической нагрузки в ЛФК - установление суммарной дозы (величины) физической нагрузки при применении как одного физического упражнения, так и какого-либо комплекса (утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, прогулки и др.). Физическая нагрузка должна быть адекватной состоянию больного и его физическим возможностям.

Основные критерии дозировки при проведении лечебной гимнастики:

  • а) подбор физических упражнений;
  • б) количество повторений;
  • в) плотность нагрузки на протяжении процедуры (занятия);
  • г) продолжительность процедуры.

Кроме того, общая физическая нагрузка подразделяется на 3 степени. Большая нагрузка

  • (А) -- без ограничения выбора физических упражнений, применяемых в ЛФК; средняя нагрузка
  • (Б) исключает бег, прыжки и более сложные гимнастические упражнения; слабая нагрузка
  • (В) допускает применение элементарных гимнастических упражнений, преимущественно для рук и ног в сочетании с дыхательными упражнениями.

Дозировка прогулок по ровному месту определяется в основном расстоянием, продолжительностью и темпом ходьбы. Дозировка терренкура определяется длительностью, рельефом дорожки, количеством остановок для отдыха и номером маршрута. Маршруты ближнего туризма дозируются их продолжительностью, рельефом местности и темпом ходьбы, а также соотношением продолжительности ходьбы и отдыха на привалах. Дозировка оздоровительного бега (трусцой) предусматривает сочетание бега, ходьбы и дыхательных упражнений с учетом постепенного возрастания продолжительности бега. Дозировка нагрузки при купании и плавании зависит от температуры воды и воздуха, активности занимающегося и продолжительности процедуры. Прогулочная гребля дозируется чередованием движений гребца с паузой для отдыха, сменой гребцов и использованием привалов для отдыха на берегу. При прогулках на лыжах и катании на коньках дозировка нагрузки определяется продолжительностью и темпом передвижения, а также паузами для отдыха.

Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного. Для дозировки нагрузки, следует принимать во внимание ряд факторов, которые влияют на величину нагрузки, увеличивая или уменьшая ее:

Исходные положения лежа, сидя -- облегчают нагрузку, стоя -- увеличивают.

Величина и число мышечных групп. Включение небольших групп (стопы, кисти) -- уменьшает нагрузку; упражнения для крупных мышц -- увеличивают.

Амплитуда движения: чем больше, тем больше нагрузка.

Число повторений одного и того же упражнения: увеличение его повышает нагрузку.

Темп выполнения: медленный, средний, быстрый.

Ритмичное выполнение упражнений облегчает нагрузку.

Требование точности выполнения упражнений: вначале увеличивает нагрузку, в дальнейшем при выработке автоматизма -- уменьшает.

Упражнения сложные на координацию -- увеличивают нагрузку, поэтому их не включают в первые дни.

Упражнения на расслабление и статические дыхательные упражнения -- снижают нагрузку: чем больше дыхательных упражнений, тем меньше нагрузка. Их соотношение к общеукрепляющим и специальным может быть 1:1; 1:2; 1:3; 1:4; 1:5.

Положительные эмоции на занятиях в игровой форме помогают легче переносить нагрузку.

Различная степень усилий больного при выполнении упражнений: изменяет нагрузку.

Принцип рассеивания нагрузки с чередованием различных мышечных групп: позволяет подобрать оптимальную нагрузку.

Использование предметов и снарядов влияет не только на повышение, но и на уменьшение нагрузки.

Общая физическая нагрузка на занятии зависит, от интенсивности, длительности, плотности и объема ее. Понятие плотности нагрузки обозначает время, затраченное на фактическое выполнение упражнений, и выражается в процентах к общему времени занятия. Объем нагрузки -- это общая работа, которая выполнена на занятии. Равномерное без перерывов выполнение упражнений на занятии обозначают как поточный метод, общая физическая нагрузка при этом определяется интенсивностью и длительностью занятий. При интервальном (раздельном) методе с паузами между упражнениями нагрузка зависит от плотности занятий.

Опорно-двигательный аппарат занимает особое место в жизнедеятельности человека. Он включает в себя костную систему, суставы, связки, скелетные мышцы и обладает большими анатомическими и функциональными резервами (возвращение способности к движению за счет деятельности здоровых групп мышц при ранениях или атрофии какой-либо мышцы).

Человек начинает двигаться еще в период внутриутробной жизни. Шевеление плода удовлетворяет потребность мышц в движении. После рождения ребенка потребность в движениях проявляется в беспорядочных движениях рук и ног. Но такие движения целесообразны. Это приучает ребенка координировать движения, тренировать мышцы.

Известно, что малоподвижные дети нередко отстают в развитии, их слабым мышцам трудно поддерживать туловище в правильном положении, в связи с чем, обычно в школьном возрасте появляется сутулость, искривление позвоночника, нарушающие нормальную деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхания, пищеварения.

Большинство подростков отличаются подвижностью. Они охотно бегают, много ходят пешком, занимаются спортом. Двигательная активность людей среднего и пожилого возраста значительно снижена, недостаточная мышечная активность стала распространенной у лиц многих профессий и, на их фоне возникают болезни опорно-двигательного аппарата, уменьшается жизненная емкость легких и нарушение сердечно-сосудистой системы, учащаются травмы.

ЛФК - это метод лечения и, следовательно, должна применяться строго по показаниям и под контролем.

Существует огромное количество разработанных комплексов ЛФК, мы коснемся только тех, которые человек может выполнять по разработанной методике, но самостоятельно.

Как уже упоминалось, малоподвижность характерна для многих профессий. Люди жалуются на разбитость, непонятную усталость (а ведь целый день сидят), боли в пояснице, раздражительность. Таким людям рекомендуют больше ходить пешком вне работы, в выходные дни уделить внимание физическим нагрузкам и спортивным упражнениям и играм. В то же время на работе использовать так называемую невидимую для посторонних глаз гимнастику.

ЛФК используется в сочетании с правильно организованным режимом в клинической, поликлинической, санаторно-курортной практике и в домашних условиях.

Физические упражнения изменяют реактивность организма: в первую очередь влияют на центральную нервную систему, вызывая изменение подвижности нервных процессов в коре головного мозга; корригируют функции основных систем организма (кровообращение, дыхание и др.), процессов обмена; способствуют их компенсации; влияют на эмоциональное состояние больного, отвлекают от мысли о болезни, вызывают чувство бодрости и уверенности.

ЛФК показана при открытых и закрытых переломах, повреждениях мягких тканей с целью более быстрого заживления, образования костной мозоли, при контрактурах различного происхождения, полиартрите, спондилоартрите,спондилезе. Широко используется при операциях на брюшной, грудной полостях и др. (пред- и послеоперационная гимнастика) как средство предупреждения различных послеоперационных осложнений (пневмония, атония кишечника, спайки, ограничения движения в суставах и др.) и борьбы с ними.

Физические упражнения улучшают питание мышцы сердца, усиливают ее сократительную функцию. ЛФК применяется при пороках сердцав начальных стадиях недостаточности кровообращения, миокардитах в подостром и хроническом периоде, кардиосклерозе,стенокардии, инфаркте миокарда, гипертонической болезни, гипотонических состояниях; при заболеваниях сосудов конечностей: облитерирующих поражениях артерий, хронических тромбофлебитах и варикозном расширении вен. Лечебная физкультура показана при заболеваниях легких (пневмонии, плевриты, туберкулез, бронхиальная астма, эмфизема, пневмосклерози др.); желудка и кишечника (гастриты, колиты,энтериты, энтероколиты), при опущении желудка и других внутренних органов, запорах,язвенной болезни, болезнях печени и желчевыводящих путей; при болезнях обмена и эндокринных (ожирение, подагра, сахарный диабет); заболеваниях женской половой сферы (хронические воспалительные процессы, опущение стенок влагалища, неправильные положения матки, расстройства менструального цикла).

ЛФК применяется в послеродовом иклимактерическом периодах. Физические упражнения широко применяются при заболеваниях и травмах центральной и периферической нервной системы. ЛФК показана как метод восстановительной терапии при параличах и парезах, вызванных нарушением мозгового кровообращения, при последствиях заболеваний нервной системы(энцефалиты, менингиты, полиомиелит, полиневриты, радикулиты, нарушения вестибулярной функции и неврозы). ЛФК широко применяется в комплексном лечении различной патологии у детей (ревматизм, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем и др.). Особенно показана ЛФК как лечебное и профилактическое средство при дефектах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие и др.).

Основное средство лечебной физкультуры -- комплексы физических упражнений -- делятся на гимнастические, спортивно-прикладные (плавание, гребля, лыжи, конькии др.), подвижные и спортивные игры. Они применяются в сочетании с естественными факторами природы (воздух, вода, солнце), которые наиболее полно используются в условиях санаторно-курортного лечения. Из комплекса средств чаще всего назначают гимнастические упражнения в форме лечебной гимнастики. (Упражнения для исправления сколиоза)

При назначении больному самостоятельных занятий в домашних условиях даются специальные рекомендации по самоконтролю

Методические принципы занятий: нагрузку дозируют соответственно физическим возможностям больного, общеукрепляющие упражнения должны чередоваться с дыхательными и специальными. Величина нагрузки в занятиях зависит от исходного положения, продолжительности процедуры, количества повторений упражнений, темпа, объема движений, их сложности, степени усилия в упражнении, применения снарядов, сочетания с дыхательными упражнениями.

Методическое руководство ЛФК осуществляется врачебно-физкультурными диспансерами, в составе которых имеются кабинеты ЛФК со штатом специалистов врачей и инструкторов по ЛФК.

Занятия ЛФК в условиях фельдшерско-акушерского пункта проводит только инструктор (методист) лечебной физкультуры или средний медработник, имеющий специальную подготовку. Кабинеты лечебной гимнастики должны иметь гимнастическую скамейку, стенку, горизонтальную лестницу, палки, булавы, гантели, мячи и др.

Дозировка это суммарная величина ФН, которую больной получает как при выполнении одного упр, так и всего занятия, а также и всей двиг. деятель-ти в течение дня . Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать возможностям б-го. Выделяют 3 степени нагрузки : 1.Большая(А ) без ограничения выбора ср-в ЛФК. 2.Средняя(Б) исключающая бег, прыжки и др. сложные упр. 3.Малая(В ) допускает применение ГУ в сочетании с ДУ. Изменить величину ФН можно методприемами :1.Выбором ИП лежа, сидя (облегчают нагрузку), стоя (увеличивают). 2.V мышечных групп, участвующих в упр. 3.Амплитудой движения. 4.Числом повторений.5.Темпом выполнения. 6.Ритмом движений. 7.Степенью сложности упр. 8.Точностью выполнения. 9.Степенью силового напряжения м-ц при выполнении упр. 10.Чередованием мышечных групп, участвующих в упр-ях. 11.Кол-вом ОРУ и ДУ. 12.Паузами отдыха между упр и упр на расслабление. 13Использование предметов и снарядов. 14.Эмоц-тью. 15.Продолжит-тью. 16.МП занятий. Определение РС. В клинической практике используются субмак-ные нагрузки 75-85% мак-но переносимых нагрузок. Мак-ную нагрузку и соответствующую ей ЧСС можно определить на велоэргометре. По формуле 220-число лет обследуемого, для б-ных 190-число лет (+-5-10 у\м) Разница между ЧСС мак-ной нагрузке и ЧСС в покое составляет РС. РС=ЧСС макс–ЧСС в покое. Тренировочная нагрузка в 75% от максим-ной рассчитывается ЧСС в покое + (ЧСС макс - ЧСС в покое) х 75%. Эти формулы до 20 лет не работают.

56.Организация учебного процесса по физической культуре в специальных медицинских группах. Особенности структуры и содержание занятий.

На ежегодном медосмотре в зависимости от физразвития и физподготовленности уч-ся делятся на медгруппы(подготовительная, основная, ЛФК, СМГ).Уч-ся СМГ в школе с учетом тяжести и характера заболевания подразделяются на подгруппы А и Б А относятся уч-ся с обратимымизаболеваниями и ослабленные после перенесенных заболеваний. Для них ФН постепенно возрастает по интенсивности и двигательному режиму при ЧСС 120\130 уд\мин вначале четверти, в дальнейшем 130\140 в младших классах и 140\150 в старших. К Б относятся уч-ся с необратимыми заболеваниями,для них занятия показаны при ЧСС 120\130 уд\мин в течение года. В ВУЗах выделяют подгруппы А - с заболеваниями ССС, ДС; Б - ЖКТ, мочевыделительной системы; В - миопия, ОДА, неврозы. В группе 8-12 человек. Занятия 2 р в нед. Учитель и медработник заполняют индивидуальную карту на уч-ся, в к-рой отражаются результаты медосмотров- диагноз, индивидуальный комплекс упр, рекомендации. Уч процесс делится на 2 периода: 1)Подготовительный . Задачи: 1)Адаптация организма уч-ся к ФН. 2) Овладение навыками правильного дыхания. 3) Формирование навыков правильной осанки. 4) Научить уч-ся быстро находить и правильно считать пульс. 5)Обучить элементарным правилам самоконтроля. 2) Основной. Задачи: 1)Освоение основных ДУ и ДН. 2) Увеличение общей тренированности организма уч-ся. 3) Основой тренировочного процесса явл упр на выносливость. Структура урока: 1.Вводная ч (3-5 мин)-цели,задачи; 2.Подготовительная ч(10-25 мин) сост из ОРУ, проводимых в медленном и среднем темпе. 3. Основная ч(15-18 мин) пик нагрузки.4.Заключительная ч (3мин) медленная ходьба, малоподвижные игры, упр на осанку, ДУ на расслабление.



Формы контроля и методы дозирования физических нагрузок в СМГ. Определение моторной плотности урока.

Формы контроля : 1.врачебный (медосмотр, распределение в группы, степень наруш ф-ции, контроль нагрузки). 2. педагогический – следить за интенсивностью даваемых нагрузок и степенью их соответствия. Осущ-ся наблюдением за выраженностью внешних признаков утомления путем определения моторной плотности урока, пульсовой кривой урока. Основной признак утомления – снижение работоспособности. Внешние проявления: гиперемия лица, потливость, нарушение координации, одышка. 3. самоконтроль (дети должны уметь оценить свое состяние). Эффективность уроков по ФВ при разл з-ниях и травмах оценивается по динамике физ состояния уч-ся (физразвития – длина и масса тела; функц-го состояния – пробы с физнагрузками, с задержкой дыхания, спирографические; физподготовленности – доступные тесты). - соответственно возрастным нормам должна увеличиваться длина и масса тела; - самый надежный критерий эффективности – улучшение качества реакции на физнагрузку, что проявляется ум-нием времени на восстановление. - время задержки дыхания (проба Штанге и Генчи) должно увеличиваться.

Изменить величину физнагрузки можно следующими методическими приемами: выбором и.п., объемом мыш групп, участвующих в упр, чередование мышечных групп, амплитудой движений, числом повторений, числом повторений, темпом, ритмом, точностью выполнять заданное упр, степенью сложности упр, использованием статич ДУ + упр на расслабление, паузами отдыха, степенью силового напряжения м-ц, использованием предметов и снарядов, эмоциональностью занятий, моторной плотностью его и его продолжительностью. Моторная плотность урока - %-ное отношение времени, затраченного на выполнение ФУ или всей двигательной активности по отношению к общей продолжительности занятия. Для ее определения проводят хронометраж по секундомеру, записывают и суммируют отрезки времени, затраченного одним или 2-мя учениками на двигательную активность во время урока. Например: сумма отрезков 30 мин, значит МП=(30*100)/45=66,6% (оптимал считается 70%). Величина среднего пульса – сумма измерений в теч урока и делим на кол-во измерений. В начальном периоде используются упр малой интенсивности, повышающие ЧСС на 20-30% от исходного. В дальнейшем вкл-ют нагрузки средней интенсивности, повыш-щие ЧСС на 45%. При достаточной адаптации к физнагрузкам – упр с большой интенсивностью – ЧСС до 80%.

Ещё в древних обществах было замечено, что физические упражнения влияют на состояние здоровья человека. А правильно подобранные тренировочные комплексы помогают в лечении и профилактике многих заболеваний.

В Китае была разработана и успешно применяется до сих пор дыхательная гимнастика, в Индии – йога. Известны методики применения лечебной физкультуры Авиценной и Гиппократом.

В последующие годы использование ЛФК развивалось и совершенствовалось, и в современном обществе стало необходимой частью практически любого лечения.

Правила и формы

Лечебная физкультура применяется в виде тренировок с целью получения терапевтического воздействия. Она должна проводиться при соблюдении общих правил:

  • регулярность занятий;
  • обоснованная продолжительность;
  • чередования занятий и отдыха;
  • постепенное увеличение физической нагрузки в процессе лечения;
  • комбинация физического упражнения и правильного дыхания;
  • соблюдение гигиены;
  • индивидуальный подход к каждому пациенту.

Формы физкультурных занятий зависят от цели лечебного воздействия – общеукрепляющего, трофического, при формировании компенсаций или нормализации функций организма.

  1. Гигиеническая гимнастика или утренняя зарядка. Выполняется для общеукрепляющего и тонизирующего эффекта. Может применяться для всех пациентов, за исключением находящихся в коме. Непродолжительные упражнения (не более 15 минут) в проветренном помещении или на открытом воздухе, можно под музыку.
  2. Лечебная гимнастика. Комплекс упражнений, сформированный с учётом конкретного заболевания. Может содержать различные занятия – в постели, на улице, в воде.
  3. Прогулочная ходьба, дозированная для каждого пациента. Применяется для пациентов с заболеваниями дыхательных органов, сердца и сосудов с целью постепенной адаптации к нагрузкам. Дозировка производится скоростью ходьбы, преодолеваемым расстоянием, местным рельефом (равнины, подъёмы, спуски).
  4. Плавание, спортивные игры, туризм на ограниченные расстояния и т. д.

Лечебная гимнастика

Это основная форма физических тренировок, применяемая почти при всех заболеваниях. Упражнения разрабатываются индивидуально, для малых и больших групп.

По индивидуальному плану занятия выполняются тяжелобольными. Если состояние пациента улучшается, его можно вводить в группу.

Малые группы (до 5 чел.) подбираются, исходя из однотипности заболевания.

Большие группы (до 15 чел.) составляются из больных, находящихся на одном этапе излечения, при схожих целях. Занятия назначаются в кабинете для ЛФК или на открытой площадке.

Важно! Групповой способ приносит наибольший эффект из-за одновременного воздействия на большое количество пациентов.

Для проведения занятий должен быть составлен план, согласно которому тренировка делится на вводные упражнения, основные, заключительные.

Вводная часть имеет разминочный характер и подготавливает пациентов к основному комплексу спецупражнений. Здесь происходит настрой организма на физическую деятельность, оптимизация взаимодействия между нервной системой и мышцами. Это примерно 10-15 % от общей протяжённости занятия.

Основная часть нацелена непосредственно на решение лечебных задач. Упражнения воздействуют на проблемные органы и части тела и в целом на укрепление организма. Длительность главного раздела составляет 75-80 %.

Заключительная часть состоит из упражнений, предназначенных для плавного снижения физической нагрузки. Занимает оставшуюся часть занятий.

Отношение времени выполнения упражнений к общей продолжительности тренировки должно быть:

  • больные в стационаре – 50 % (при начале занятий – 25 %);
  • пациенты в санатории – 80 %.

Кроме занятий в группе больным можно дополнять лечебный курс индивидуальными занятиями для повышения эффективности ЛФК.

Оценка эффективности

Во время проведения тренировок нужно организовать наблюдение за пациентами. Измеряются и изучаются ответные реакции в процессе выполнения упражнений. При этом на основании таких показателей, как пульс, артериальное давление и частота дыхания выстраивается график – физиологическая кривая.

На ней отображается влияние спортивной нагрузки на состояние организма. График имеет вид пиков и снижений, где пики соответствуют наиболее частым сокращениям сердца, а снижения – замедлению пульса во время дыхательной гимнастики, отдыха, расслабления мышц тела.

Важно! Оценка эффективности занятий нужна ещё для того, чтобы регулировать, по мере необходимости, физическую нагрузку. Оптимальная дозировка упражнений необходима для правильного воздействия на организм. Передозировка может ухудшить состояние пациента, недостаток нагрузки ослабляет производимый эффект.

Способы отслеживания влияния ЛФК находятся в зависимости от вида заболевания, формы лечебной физкультуры. Они сводятся к оценке состояния пациента – изменениям в частоте пульса, деятельности сердца и сосудов, работе дыхательной системы, появлению утомления или одышки.

Функционально-диагностические способы включают взятие проб и анализов, исходя из вида заболевания, например:

  • в травматологии – измерение окружности ног и рук, динамометрия, миотонометрия;
  • заболевания сосудистой системы и сердца – пульсометрия, электрокардиография;
  • патологии органов дыхания – пневмотахометрия, спирография.

Все полученные результаты сравниваются относительно времени замеров (при начале занятий, их развитии и окончании).

Виды контроля эффективности

  1. Этапный контроль. Проводится перед началом тренировок и в конце. Состоит из глубокого обследования пациента с использованием способов функциональной диагностики для оценки деятельности сердца, сосудов, нервной системы, органов дыхания, опорно-двигательной системы. Диагностические способы зависят от характера заболевания.
  2. Текущий контроль. Проведение наблюдений в течение лечения раз в неделю с применением простейших способов диагностики – контроль пульса, кровяного давления, ЭКГ и т. д.
  3. Экспресс-контроль. Замер реакции организма на конкретную физическую нагрузку. Может проводиться с применением расширенных способов исследования или по сокращённой программе. Обязательно оцениваются внешние проявления – утомляемость, самочувствие, ведётся контроль пульса.

Противопоказания к занятиям лечебной физкультурой

  1. Заболевание в острой форме.
  2. Повышенная температура, жар.
  3. Наличие сильных болей.
  4. Возможность кровотечения.
  5. Консервативная терапия злокачественных новообразований.
  6. Интоксикация организма.
  7. Психические патологии, олигофрения в тяжёлой форме.
  8. Существование инородных предметов в опасной близости от сосудов или нервных стволов.

Значение физкультуры в комплексном лечении

Лечебная физкультура, как важная часть терапии, применяется без ограничения возраста, при любых заболеваниях и травматических повреждениях. В её основе – задействование регуляторных механизмов для активации приспособительных, защитных, компенсаторных функций организма с целью их участия в преодолении заболевания. Доминирующая роль движения способствует общему восстановлению и поддержке здоровья.

Тонизирующий эффект физических тренировок – самый универсальный. При любом заболевании они используются для активации возбуждения в нервной системе, нормализации и улучшения функционирования сосудистой системы, сердца, органов дыхания, ускорения обмена веществ и иммунобиологических реакций. В результате выбора упражнений задействуются определённые группы мышц, улучшается работа внутренних органов.

Трофическое действие ЛФК заключается в стимулировании процессов регенерации. Если реальная регенерация органа невозможна, тренировки ускоряют формирование рубцовой ткани. Быстрее происходит компенсаторная гипертрофия.

В связи с улучшением кровоснабжения под влиянием физкультуры активируется рассасывание нежизнеспособных элементов тканей. При различных патологиях замедляются окислительные процессы. Деятельность мышц, стимулируя все формы метаболизма, ускоряет и окислительные реакции.

Нормализующее влияние лечебной физкультуры выражается в торможении возникших условно-рефлекторных взаимодействий, имеющих патологический характер, и возврате к нормальной жизнедеятельности организма.

Компенсаторный эффект наблюдается при патологиях определённой функции. Специальные упражнения способствуют использованию здоровых систем для компенсации деятельности поражённых. ЛФК стимулирует эти процессы, ускоряя и совершенствуя их.

Вывод

Грамотно разработанные и систематически выполняющиеся упражнения лечебной физкультуры помогут скорейшей реабилитации в случае серьёзных заболеваний. Послужат отличной профилактикой для укрепления организма, повышения иммунитета, выносливости.

Лечебная физкультура, как и любой другой метод лечения, может быть эффективной, если ее дозировка будет соответствовать особенностям течения заболевания, задачам и периоду лечения, а также функциональным возможностям больного и его тренированности. Под дозировкой в ЛФК понимают суммарную величину физической нагрузки при работе над отдельными упражнениями , так и над их сочетаниями в пределах занятия или курса. Физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей больного, но в то же самый момент обладать тренирующим эффектом.

Величину физической нагрузки при проведении ЛГ можно изменить различными методическими приемами : выбором исходного положения для занятий (лежа, сидя или стоя); объемом мышечных групп , задействованных в упражнениях; амплитудой движений; числом повторений отдельных упражнений; темпом их выполнения; степенью их сложности и силового напряжения мышц; ритмом движений; точностью выполнения заданных движений; чередованием мышечных групп; использованием статических дыхательных упражнений и упражнений на расслабление; использованием спортивного инвентаря и других предметов и тренировочных снарядов; длительностью занятий, эмоциональной окраской. Дозирование других форм ЛФК (бег, ходьба, терренкур и др.) осуществляется в основном расстоянием, темпом, продолжительностью, рельефом местности, количеством остановок и дыхательных упражнений.

Общая нагрузка на занятиях силовыми упражнениями характеризуется ее интенсивностью, продолжительностью, плотностью и насыщенностью. В ходе занятий ЛФК нагрузка лимитируется физической работоспособностью больного, определяемой при помощи велоэргометрии (или другим методом). Пороговая или пиковая нагрузка и соответствующая ей частота сердечных сокращений (ЧСС) определяется при выполнении возрастающей нагрузки на велоэргометре до появления критериев ее непереносимости. Разница между ЧСС при пороговой (максимальной) нагрузке и ЧСС в покое составляет резерв сердца (PC). Так, тренировочная нагрузка в 75% от максимальной рассчитывается по формуле: ЧСС в покое + (ЧСС макс - ЧСС в покое) х 75%. Предельно допустимая ЧСС у здоровых лиц может быть вычислена по формуле: 220 отнять возраст (в годах), а у больных: 190 отнять возраст (в годах). Установлено, что общеукрепляющий и лечебный эффект от тренировок физическими упражнениями будет оптимальным, если интенсивность нагрузки соответствует 30-40% от предельно переносимого (порогового) уровня в начале и 80-90% - в завершении курса лечения.

Продолжительность нагрузки высчитывается общим временем силовых занятий. А вот плотность нагрузки выражает процентное отношение продолжительности фактического выполнения упражнений к общему суммарному времени отведенному на занятие. В ЛФК плотность нагрузки может варьировать в зависимости от состояния больного и динамики заболевания и составляет 20-25% в начале стационарного периода лечения и 50-75% при его завершении. В лечебно-оздоровительной программе плотность нагрузки внушительно повышается - до 80-90%. Главным образом она зависит от продолжительности перерывов между упражнениями из которых состоит программа ЛФК. Объем полученной нагрузки представляет собой общую работу, проделанную на данном занятии. Она измеряется в килокалориях или килоджоулях. Общая физическая нагрузка, помимо этого, делится на:

  • большую - без ограничения выбора средств ЛФК;
  • умеренную (среднюю) - исключающую бег, прыжки и другие сложные упражнения;
  • малую (слабую) - допускающую применение элементарных гимнастических упражнений в сочетании с дыхательными.

Местная нагрузка осуществляет главным образом локальное воздействие. К местным нагрузкам можно отнести упражнения для мимических мышц, нормализации тонуса мышц, растяжения контрактур и прочих тренингов, входящих в курсы ЛФК.

ЛФК принципы дозирования нагрузки

В зависимости от целей и периодов лечения различают:

  1. лечебные,
  2. тонизирующие (или поддерживающие),
  3. тренирующие дозировки нагрузок.

Лечебная дозировка предназначена для оказания терапевтического воздействия на орган или систему, формирования компенсации или предупреждения осложнений. При этом общая нагрузка незначительная и от тренинга к тренингу увеличивается малозаметно. Местная нагрузка состоит из специальных упражнений и бывает малой или умеренной. Признаки общего утомления, как правило, отсутствуют, может наблюдаться утомление отдельных мышечных групп. Сдвиги со стороны ССС и дыхательной систем не выражены.

Тонизирующая (поддерживающая) дозировка используется при удовлетворительном состоянии больного. Общие и местные нагрузки направлены на стимуляцию функции основных систем организма, оказание тонизирующего действия, поддержку достигнутых результатов. Применяются физические нагрузки умеренной и большой интенсивности , не увеличивающиеся в течение курса ЛФК

Тренирующая дозировка назначается при необходимости высокой компенсации функции или повышения физической работоспособности. Данная программа ЛФК подразумевает физические нагрузки (общеразвивающие и специальные), которые постоянно повышаются от занятия к занятию до достижения утомления. Для вычисления объема физических нагрузок, оказывающих тренирующее воздействие, применяют различные нагрузочные тесты.

ЛФК принципы утомления, переутомления и сверхкомпенсации

Тренировка физическими упражнениями должна проводиться с учетом функциональных возможностей человека и чередоваться с отдыхом. При несоблюдении этого важного условия могут возникнуть разнообразные отклонения, вплоть до болезненных состояний. Утомление проявляется ощущением усталости, снижением работоспособности, ухудшением координации движений, одышкой, сердцебиением и др. Это временная физиологическая (нормальная) реакция организма на выполненную работу. После непродолжительного отдыха или при снижении интенсивности нагрузки указанные изменения понемногу проходят, и работоспособность организма восстанавливается , при этом на некоторое время даже может превысить исходную (фаза суперкомпенсации). Занятия лечебной физкультурой с больными должны проводиться с таким расчетом, чтобы физические нагрузки не вызывали у них выраженных признаков утомления.

В случае если новые нагрузки назначаются в период неполного восстановления работоспособности, симптомы утомления накапливаются и наступает переутомление. Это пограничное состояние между физиологическим явлением и патологией. В его основе лежит нарушение функционального состояния ЦНС, которое проявляется помимо признаков, характерных для утомления, ухудшением самочувствия, вялостью, апатией, нарушением сна, нестабильностью артериального давления и ритма сердечной мышцы и т. д. С целью устранения переутомления хватает снизить величину нагрузки и/или удлинить время отдыха.

При применении однократной физической нагрузки, превышающей функциональные возможности человека, особенно при его недостаточной физической подготовленности или болезни, может возникнуть острое перенапряжение. Это состояние проявляется чаще всего сердечной или сосудистой недостаточностью: острой слабостью, легким головокружением, возможным потемнением в глазах, иногда в тяжелых случаях - тошнотой, рвотой, усиленной одышкой, падением артериального давления. Возможно также острое перенапряжение ЦНС, дыхательных органов, почек и прочее. В таких ситуациях больному должна быть оказана необходимая медицинская помощь, обеспечен полный покой. При длительном использовании неадекватных тренировочных нагрузок, превышающих возможности их выполнения, постепенно развивается так называемое состояние хронического перенапряжения. Оно характеризуется избирательным поражением отдельных органов или систем (ЦНС, ССС, почек, ОДА) и требует врачебной диагностики и лечения.

Двигательные режимы, включаемые в основные курсы ЛФК

Для дозирования и нормирования физических нагрузок и составления лечебно-реабилитационных комплексов разработаны и используются двигательные режимы. Двигательный режим подразумевает назначение и рациональное распределение разнообразных видов двигательной активности пациента на протяжении дня и курса лечения в определенном сочетании и последовательности с другими средствами комплексной терапии. ЛФК основы эффективности лечебно-реабилитационного процесса во многом зависят от построения режима движения. Грамотное и своевременное использование соответствующего двигательного режима стимулирует приспособительные механизмы и адаптацию организма больного к возрастающим нагрузкам. Для больных, находящихся на стационарном лечении, применяют: 1) строгий постельный, 2) расширенный постельный, 3) палатный и 4)свободный режимы, а для больных, находящихся на амбулаторном лечении или в санатории, - 1) щадящий, 2) щадяще-тренирующий и 3) тренирующий режимы.

Режим «Строгий постельный» назначают тяжелобольным на непродолжительное время. Положения больного - лежа на спине, на спине с приподнятым изголовьем, на боку, на животе. Обслуживание (туалет, гигиенические процедуры, питание, изменение положения тела) осуществляется только с помощью медицинского персонала. В программе лечебной физкультуры применяют курс массажа и пассивные упражнения с неполной и полной траекторией движения для конечностей обычно по 2- 3 раза в сутки продолжительностью 5-10 мин. При наличии показаний назначается статическое концентрированное дыхание, проводимое 2- 3 раза в каждый час бодрствования пациента.

Расширенный постельный режим показан при общем удовлетворительном состоянии больного. Допускаются активные повороты в постели, непродолжительное нахождение в положении сидя (обычно 2-3 раза в день по 5-15 мин), сперва с опорой на подушки, освоение навыков самообслуживания. По мере улучшения состояния рекомендуется более длительное пребывание в положении сидя (до 1-2 часов 2-3 раза в день), сидение с опущенными ногами на кровати или кресле (2-4 раза в сутки по 10-30 мин). Занятия ЛГ проводятся 1 раз в день по 15-20 мин в начальном положении лежа на спине или на боку. Используют физические упражнения для мелких и средних мускулатурных групп и суставов, выполняемые без усилия с ограниченной и постепенно нарастающей амплитудой, в медленном ритме, с малым числом повторений; статические и динамические упражнения на дыхание. Предельно допустимое учащение сурдцебиения - на 12 ударов в 1 мин.

Палатный курс назначают с целью постепенной адаптации ССС, дыхательной систем и организма в целом к возрастающей силовой нагрузке, профилактике осложнений, связанных с гипокинезией. Он характеризуется нахождением вне постели в положении сидя в течение 50% всего времени бодрствования. Разрешается медленная ходьба в темпе около 60 метров в 1 мин на дистанцию до 100-150 м, пользование туалетом и/или столовой. ЛФК проводят в позициях лежа, сидя и стоя. Проводят упражнения без предметов или со снарядами массой до 0,5 кг. Понемногу включают упражнения для мускулатуры туловища. Продолжительность занятий - 20-25 мин. Предельно допустимое учащение сердечных сокращений - на 18-24 удара в 1 мин.

Свободный режим подразумевает принцип свободного передвижения в пределах отделения, ходьбу по лестнице до 3-го этажа при необходимости с отдыхом на площадках. Разрешается дозированная ходьба с темпом 60- 80 шагов в 1 мин на дистанцию до 1 км с паузами на отдых через каждые 200 м. ЛФК проводят в кабинете 1 раз в сутки в течение 25-30 мин. В программу занятий добавляют:

  • упражнения с предметами весом до 1 кг,
  • малоподвижные игры,
  • упражнения в бассейне (по показаниям), рекомендуем бассейн Кропоткинская ,
  • упражнения на тренажерах (по показаниям).

Пиковое допустимое учащение пульса - на 30- 32 удара в 1 мин при общей ЧСС до 108 ударов в 1 мин. Предельное артериальное давление повышается на 5- 10 мм рт. ст., а минимальное уменьшается на 5-10 мм рт. ст. или остается неизменным. Основная цель режима - адаптация ССС к предстоящей бытовой и проф. деятельности.

При поступлении в санаторий или отделение медицинской реабилитации больному назначают один из указанных ниже режимов.

Щадящий режим (№ 1) незначительно отличается от свободного режима стационара и является режимом малой физической нагрузки. Занятия УГГ и ЛГ планируют по той же программе. Контролируемая ходьба по гладкой поверхности разрешена на расстояние от 1,5 км до 3 км, скорость ходьбы – медленная и средняя. Общее продолжительность ходьбы 30-60 мин с паузами через каждые 1/3 часа. Разрешено купание, плавание и водные процедуры при температуре воды выше 20°С продолжительностью 5-10 мин. Показана четкая дозировка применяемых форм курса ЛФК. Исключаются спортивные игры, дальние экскурсии и туризм.

Щадяще-тренирующий режим (режим средней физической нагрузки, тонизирующий, № 2) предполагает использование упражнений большей нагрузки, интенсивности и длительности. На тренировках ЛГ допускается непродолжительное учащение пульса в основной фазе занятий на 42-48 ударов в 1 мин и увеличение максимального давления на 30-35 мм рт. ст. Насыщенность и плотность занятий способна достигать 70-75%, а их длительность - до 45 мин. В значительной мере используется дозированная ходьба в среднем и быстром ритме на дистанцию до 4 км за 1 ч и терренкур. Допускается использование упражнений со снарядами весом до 3 кг, спортивных игр (волейбол, теннис, бадминтон), плавания, прогулок на лыжах, катания на лодках. Спортивные игры проводят по облегченным и типовым правилам.

Тренирующий режим (режим больших нагрузок, № 3) назначают людям без выраженных отклонений в их состоянии здоровья и физического развития, с незначительными возрастными изменениями и при минимальных отклонениях со стороны функций отдельных органов и их систем. Рекомендуются ЛГ, дозированная ходьба, бег, спортивные игры. У этой группы пациентов допускается повышение пульса до 120- 150 ударов в 1 мин, подъем максимального давления до 150 мм рт. ст., понижение минимального артериального давления до 55 мм рт. ст. У лиц пожилого возраста учащение пульса не должно превышать 100-120 ударов в 1 мин.

В последнее время при назначении больным двигательных режимов с целью медицинской реабилитации более точно физическую подготовленность оценивают, определяя физическую работоспособность и толерантность к физической нагрузке.

Весь курс лечебной физкультуры подразделяют на три периода :

  1. подготовительный, или вводный (3-6 дней), характеризующийся применением щадящих физических нагрузок;
  2. основной, или тренировочный, когда используют все доступные формы ЛФК в соответствии с двигательным режимом для решения задач общей или специальной тренировки;
  3. заключительный (3-5 дней), предусматривающий обучение больных правильному выполнению упражнений в домашних условиях.

К формам занятий лечебной физической культурой относятся:

    утренняя гигиеническая гимнастика;

    занятия лечебной гимнастикой (групповые и индивидуальные);

    самостоятельные занятия;

    лечебная ходьба;

    терренкур;

    спортивные упражнения и спортивные игры;

    массовые формы физкультурной работы (физкультурные праздники, соревнования).

Утренняя гигиеническая гимнастика проводится непосредственно после сна в стационарах (больницах, клиниках, госпиталях), санаториях и самостоятельно в домашних условиях.

Утренняя гигиеническая гимнастика оказывает общетонизирующее действие, повышает обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствует более быстрому переходу от сна к бодрствованию. Длительность занятий зависит от контингента больных и условий проведения (в палате, на спортивной площадке) и составляет в среднем 10-20 минут. В условиях санаторно-курортного лечения утреннюю гимнастику следует проводить на открытой площадке, с музыкальным сопровождением, по возможности сочетая с прогулкой и последующей водной процедурой.

Занятия лечебной гимнастикой - основная форма занятий ЛФК . Лечебная гимнастика проводится в стационаре, поликлинике, санатории (в стационаре и санатории обычно ежедневно, а в поликлинике через день). Длительность индивидуальных занятий 10 - 15 минут, групповых - 30 - 45 минут. Занятия лечебной гимнастикой решают задачи общего укрепления организма (общетонизирующее влияние, предупреждение осложнений, особенно при постельном режиме) и специальные лечебные задачи, которые зависят от диагноза, стадии болезни и пр.

По возможности больных следует объединить в общие группы в зависимости от характера заболевания и стадии его протекания, так как групповые занятия можно проводить более эмоционально и интересно, включая упражнения со снарядами, игры.

Занятие лечебной гимнастикой состоит из вводной, основной и заключительной частей .

Вводная часть составляет 10 - 20% времени всего занятия. Упражнения вводной части оказывают тонизирующее влияние на организм больного, создают положительные эмоции, способствуют подготовке организма к нагрузке в основной части занятия. К средствам вводной части относятся элементарные упражнения для верхних и нижних конечностей и туловища, дыхательные упражнения, ходьба, упражнения на внимание, малоподвижные игры.

Основной части занятия лечебной гимнастикой отводится 60-80% времени. Задачи основной части конкретизируются в зависимости от заболевания. Главное внимание уделяется улучшению трофики, формированию компенсаций или восстановлению функции. Средства основной части: общеразвивающие и специальные для данного заболевания упражнения. Удельный вес последних зависит от двигательного режима больного. Кроме того, могут использоваться ходьба, упражнения на снарядах, игры, прикладные упражнения.

Заключительная часть занимает 10-20% времени всего занятия. Задача заключительной части - снижение физиологической нагрузки, нормализация функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Средства: гимнастические упражнения с незначительной нагрузкой, ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на внимание и на расслабление.

Самостоятельные занятия . Для повышения эффективности лечебной физической культуры больным могут быть рекомендованы самостоятельные занятия. Специальный комплекс физических упражнений предварительно показывает инструктор, затем больной выполняет их в его присутствии. Комплекс следует выполнять 3-5 раз в день (в стационаре или в домашних условиях). Такие задания приобретают особое значение при травмах опорно-двигательного аппарата, заболеваниях центральной и периферической нервной системы.

Лечебная ходьба проводится в виде дозированной ходьбы или прогулок. Особенности лечебной ходьбы заключаются в возможности точно дозировать нагрузку по пройденному расстоянию, скорости, числу и длительности остановок для отдыха. Особенно точная дозировка с постепенным увеличением нагрузки при ходьбе должна соблюдаться при инфаркте миокарда, заболеваниях сосудов нижних конечностей. В стационарах лечебная ходьба рекомендуется в период свободного двигательного режима.

В условиях санаторного лечения, в зависимости от климатических зон и условий местности, лечебная ходьба назначается по определенным схемам с использованием различных маршрутов в соответствии с режимом больного. Поскольку лечебная ходьба легко дозируется, ее можно широко использовать для самостоятельных занятий в различных лечебных учреждениях и домашних условиях.

Прогулки применяются в тех случаях, когда не требуется точной дозировки нагрузки. Они повышают общий тонус и обмен веществ, улучшают функцию нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат.

Терренкур (дозированное восхождение) является разновидностью дозированной ходьбы. Однако восхождение в гору оказывает большее воздействие на организм, так как оно проводится пересеченной и горной местности. Маршруты терренкура разрабатывают заранее с учетом постепенно возрастающей трудности (расстояния и угла подъема).

Спортивные упражнения и спортивны игры широко используются в санаториях и центрах реабилитации. Эта форма занятий отличается высокой эмоциональностью, а спортивные игры и трудностью дозировки нагрузки. Поэтому занятия некоторыми играми (волейболом, теннисом, бадминтоном) и спортивными упражнениями (плаванием, греблей, ходьбой на лыжах) должны проводиться под руководством инструктора лечебной физической культуры, который обучает технике данных упражнений, проводит судейство, дозирует нагрузку. Достаточно подготовленным больным разрешают и самостоятельные занятия, в которых также широко можно использовать упражнения и игры с небольшой нагрузкой (крокет, кегельбан).

В процессе выполнения спортивных упражнений и спортивных игр наряду с лечебными задачами (общее укрепление организма, улучшение двигательных возможностей, повышение работоспособности) решаются и педагогические (воспитание смелости и решительности, настойчивости, чувства коллективизма и др.).

Массовые формы физкультурной работы характерны для домов отдыха, санаториев, поликлиник. К этим мероприятиям относятся: физкультурные праздники, подвижные игры и развлечения; тематические вечера, которые проводятся эпизодически и часто приурочиваются к праздничным дням; «школы здоровья». Их задачей является пропаганда физической культуры и лечебной физической культуры; привлечение больных к ежедневным занятиям физическими упражнениями, пропаганда активного отдыха. В «школах здоровья» проводят циклы занятий, во время которых объясняют лечебное действие упражнений, демонстрируют основные упражнения гигиенической и лечебной гимнастики, обучают их выполнению.

Перед проведением праздников проводится большая организационная работа (за 10-15 дней); содержание их зависит от местных условий санаторно-курортных учреждений, состава отдыхающих и больных.

В домах отдыха и санаториях могут проводиться соревнования по гребле, волейболу, городкам, бадминтону, сдача отдельных норм ГТО. Соревнования способствуют более широкому вовлечению отдыхающих и больных в занятия физической культурой, но участвовать в них можно только с разрешения врача. Соревнования проводятся на первенство дома отдыха или санатория и между домами отдыха и санаториями. Сроки проведения соревнований, положение и программа определяются заранее.

Новое на сайте

>

Самое популярное