Домой Суставы Спортивные достижения и тенденции. Основные направления современного спорта высших достижений Спортом высших достижений занимаются с целью

Спортивные достижения и тенденции. Основные направления современного спорта высших достижений Спортом высших достижений занимаются с целью

На современном этапе формирования и развития российской государственности многократно повышается интерес к исследованию исторических проблем, связанных с таким социальным явлением каким является отрасль физическая культура и спорт. Понятие «физическая культура» по отношению к понятию «спорт» более общее:

физическая культура – это совокупность общественных целей, задач, форм, мероприятий, существующих для физического совершенствования человека.

Спорт – доминирующая форма проявления физической культуры.

Основными функциями физкультурно-спортивных организаций являются: физическое воспитание, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные тренировки и соревнования.

К систематическим занятиям физической культурой и спортом привлекаются представители различных социальных слоев – от дошкольников до пенсионеров, от здоровых до инвалидов, от начинающих до мастеров спорта России международного класса.

В тоже время, масса приверженцев спорта причастна фактически к разным явлениям спортивной реальности. И не только потому, что различаются друг от друга виды спорта, а более всего потому, что в реальной практике существуют различные типы спортивной деятельности, в рамках которых ее конкретная направленность, содержание и порядок построения имеют свои существенные особенности.

Это нашло отражение в том, что в силу ряда объективных причин современное спортивное движение довольно глубоко дифференцировалось, то есть, как бы расчленилось на ряд неоднозначных направлений, разделов и подразделов. Поэтому не случайно, что в области физической культуры и спорта стали широко употребляться такие категории как «массовый спорт» и «большой спорт» , «общедоступный спорт» и «элитный спорт» , «любительский спорт» и «профессиональный спорт» , «спорт для всех» и «спорт высших достижений» .

Однако в обыденном сознании пока не сформировалось четких представлений ни о причинах дифференциации спорта, ни о действительной структуре его разделов в современном обществе. Наиболее крупное разграничение спортивного движения в обществе произошло тогда, когда стремительный прогресс высших спортивных достижений человечества сделал их дальнейшее возрастание посильным лишь для тех, кто незаурядно одарен в спортивном отношении и надолго посвящает себя спорту как основной жизнедеятельности.



В современном мире спорт высших достижений становится все более значимым социальным явлением. Благодаря широкому участию средств массовой информации, развитию спортивной индустрии и другим факторам он стал отраслью, в которую, в большей или меньшей степени вовлечено огромное количество людей и значительные финансовые средства.

Спорт высших достижений ориентирован на покорение новых рубежей, находящихся на пределе возможностей человеческого организма.

Закономерности реализации такой установки в современных условиях неизбежно ведут к профессионализации данного раздела спорта. Не секрет, что высшие спортивные достижения человечества в наступившее время доступны только тем, кто на многие годы посвящает себя спорту как доминирующей деятельности в своем образе жизни.

При этом основное ее «наполнение» составляет именно то, что прямо или косвенно служит факторами неуклонного повышения уровня спортивной результативности, прежде всего – ежегодные и неоднократные в день тренировочные занятия в течение круглого года, а также предельно насыщенная соревновательная практика. Спорт в таком случае естественно превращается в основной вид жизнедеятельности спортсмена и в основной источник его благосостояния на протяжении значительной части жизни. А это и означает, что он, по сути, становится профессией .

С правовой точки зрения это положение нашло логическое отражение в принятом в мае 1999 года Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», включающем 7 глав .

В рассматриваемом аспекте существенно и то, что олимпийское движение в последние полвека и особенно в последние два десятилетия подвергалось сильным изменениям. Олимпийский спорт в лице своих главных воплотителей – ведущих спортсменов, выступающих на олимпийской арене, фактически профессионализировался и превратился в одну из разновидностей профессионального спорта высших достижений.

Существует широко распространенное мнение, что спорту высших достижений и олимпийскому движению сопутствуют неизбежные негативные явления, которые все в большей степени проявляются по мере усиления коммерциализации спорта. Эти процессы находят отражение в огромных нагрузках, особенно для женщин и детей, «нетрадиционных» методах подготовки, включающих в себя допинги и стимуляторы, многочисленных травмах, жесткой, бескомпромиссной борьбе за место на пьедестале почета, за место в сборной команде, за выгодные контракты.

В тоже время, в ряде исследований отмечается, что спорт высших достижений и олимпийское движение служат престижу государства, укреплению мира, и даже развитию массового спорта. Достижения спортсменов высшего класса обогащают массовую практику физического воспитания наиболее эффективными

средствами и методами физического совершенствования . Рекорды в международных, национальных и других видах соревнований создают моральный стимул для развития массового спорта и занятий физической культурой.

Действительно, нельзя отрицать определенные положительные черты «спорта высших достижений, который превратился в отдельную, самостоятельную сферу жизнедеятельности, имеющую культуротворческое значение.

Объективные процессы, характерные для современного физкультурно-спортивного движения в полной мере нашли отражение в развитии спорта высших достижений во всех субъектах Российской Федерации.

Не смотря на социально-экономический кризис конца 80-х – начала 90-х годов, результатом которого стал распад стройной многоуровневой системы физического воспитания населения, девальвация ценностей физической культуры и резкое сокращение числа занимающихся спортом. Благодаря усилиям краевых органов власти, физкультурно-спортивного актива к началу XXI века в основном удалось сохранить число спортивных школ, контингент занимающихся, тренерских кадров, высококвалифицированных спортсменов.

Основными ориентирами здесь по-прежнему остаются: доступность занятий, качество тренировочного процесса, индивидуальный подход к занимающимся, внедрение инноваций и использование накопленного опыта работы по всем направлениям развития такого социального явления как отрасль физическая культура и спорт.

Постановка проблемы.

В XI веке спортивное движение в мире непрерывно расширялось, несмотря на пессимистические оценки ряда социологов и философов, предрекавших постепенный закат спорта высших достижений в связи с отдельными негативными тенденциями, сопровождавшими его развитие.

В настоящее время большинство специалистов пришли к общему мнению о том, что спортивная практика разделилась на два направления: массовый (общедоступный, ординарный ) спорт и спорт высших достижений для ограниченного числа наиболее одаренных в двигательном и психическом развитии людей. И если структура массового спорта - его составляющие - не вызывает дискуссий среди специалистов, как теоретиков, так и практиков, то взгляды на структуру другого направления спортивного движения - структуру современного спорта высших достижений - в методических и управленческих литературных источниках значительно различаются. Одни авторы делят его на олимпийский и профессиональный спорт , другие - на профессиональный супердостиженческий и профессиональный коммерческий . На наш взгляд, такое деление связано с субъективным подходом к рассматриваемой проблеме. Такое структурирование современного спорта не позволяет специалистам надежно прогнозировать его развитие, организовать целевую подготовку спортсменов и оказывать им оправданную государственную поддержку, а в системе подготовки специалистов в учебных заведениях вносит путаницу в умы студентов и учащихся.

Цель -

на основе системного анализа сложившихся в мире направлений и форм спортивной практики попытаться найти их взаимосвязи, определить структуру современного спорта высших достижений, социальный и правовой статус спортсменов в условиях профессионализации и коммерциализации спорта.

О структуре современного спорта .

В последние два десятилетия в спортивном движении мира непрерывно происходили существенные качественные изменения. Это прежде всего выражалось в коммерциализации и профессионализации спорта высших достижений. Наиболее ярко данные тенденции проявлялись в увеличении числа как официальных, так и коммерческих соревнований 1 и турниров на международном уровне, с их значительными материальными вознаграждениями как за участие в соревнованиях, так и за достигнутый результат. Стоимость спортсменов и команд возрастала пропорционально их спортивному результату (мастерству). Из Олимпийской хартии был исключен параграф, определяющий статус спортсмена-олимпийца как любителя , а к участию в Олимпийских играх стали допускаться все спортсмены, так как большинство международных спортивных федераций (ассоциаций, союзов) также сняли ограничения на участие в играх Олимпиад спортсменов-профессионалов (кроме бокса и частично футбола). В связи с этим подавляющее большинство участников современных Олимпиад - это люди, профессионально занимающиеся спортом, часть из которых кроме спортивной деятельности не участвует в других ее видах, и меньшая - это студенты и военнослужащие, которым созданы специальные условия для подготовки. Однако большинство тех и других спортсменов имеют сейчас значительные заработки вне зависимости от социальной группы, к которой принадлежат. Поэтому большинство специалистов относят их к спортсменам -профессионалам, хотя их правовой статус в строгом смысле слова не соответствуют этому званию.

А теперь обратимся к отечественному опыту. Как известно, при социализме считалось, что спорт в нашей стране является любительским и все спортсмены тоже любители. В СССР профессиональный спорт рассматривался как форма эксплуатации спортсменов -профессионалов владельцами клубов и профессиональных команд. Поэтому мы подвергали жесточайшей критике профессиональный спорт в зарубежных странах и вели активную борьбу против коммерциализации международного спортивного движения . В то же время многие наши спортсмены и спортсмены бывших социалистических стран получали государственные или ведомственные стипендии или числились на различных должностях в трудовых коллективах, получая там заработную плату, то есть были фиктивными любителями.

Развитие профессионального спорта в России и странах СНГ стало происходить быстрыми темпами в условиях перехода этих стран к рыночным отношениям. Для этого постепенно создавались и необходимые правовые предпосылки, которые в России нашли правовое оформление в законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (1999 г.). Этот закон устанавливает, что"профессиональный спорт - это предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей " . Организационная структура профессионального спорта определяется спецификой каждого вида спорта и состоит из профессиональных спортивных лиг, ассоциаций, союзов, входящих в официально признанную федерацию по какому-либо виду спорта, профессиональных спортивных клубов, а также спортивных команд и спортсменов -профессионалов, заключающих контракты в установленном порядке с указанными профессиональными физкультурно-спортивными объединениями.

Статья 24 этого Закона предусматривает, что "деятельность спортсменов-профессионалов" регулируется трудовым законодательством Российской Федерации, а также правовыми нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно-спортивных организаций и утвержденными профессиональными физкультурно -спортивными объединениями по согласованию с общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта".

Изучение российского опыта показывает, что наибольшее распространение профессиональный спорт в современной России получил в футболе и хоккее, где существуют профессиональные футбольные лиги, и в ряде других спортивных игр, в велоспорте, боксе и пр. Российские спортсмены-профессионалы, как и спортсмены других стран, участвуют в Олимпийских играх.

Таким образом, современный спорт высших достижений, в том числе и олимпийский, - это смешанный спорт, субъектами которого являются как спортсмены-любители, так и спортсмены -профессионалы. В связи с этим разделять спорт высших достижений на "профессиональный" и "олимпийский" нелогично, так как на Олимпиадах профессионалов выступает все больше и больше. Кроме того, при такой классификации спорта высших достижений за ее рамками остается значительная часть спортсменов, занимающихся видами спорта, не включенными в программы летних и зимних Олимпийских игр, по которым проводятся чемпионаты мира и отдельных континентов, а также Игры по неолимпийским видам спорта.

Другая классификация, предусматривающая деление на профессиональный супердостиженческий и профессиональный коммерческий спорт , также, на наш взгляд, не соответствует положению, сложившемуся в реальной спортивной практике. К тому же сам термин "супер" в переводе с латинского обозначает слово "над", или главный, или расположенный сверху. Между тем сам термин "спорт высших достижений" уже указывает на высокий уровень спортивной квалификации.

Можно ли говорить о том, что одна из этих выделенных групп спортсменов имеет более высокие результаты, чем другая? Например, в чемпионатах NBA, NHL и AT и ATF, в которых собраны самые лучшие спортсмены-профессионалы в мире; разработаны эффективные способы получения доходов, выплачиваются самые высокие заработки игрокам и в то же время это самые лучшие в достиженческом смысле спортсмены и команды.

Модель структуры современного спорта

Возьмем другой пример. За последнее время лет мировое достижение в марафонском беге улучшалось несколько раз и только на коммерческих соревнованиях. При этом сами мировые рекордсмены не добивались успехов в крупных официальных стартах (Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира). В настоящее время при проведении коммерческих соревнований и турниров учитываются условия, необходимые для реализации специфических спортивных, экономических и общекультурных функций. При этом организаторам приходится искать компромиссные решения, позволяющие в какой-то мере сгладить противоречия между этими функциями.

Интерес зрителей, СМИ, спонсоров, проявляемый к коммерческим и другим соревнованиям, определяется ожидаемым высоким качеством соревновательной деятельности участников. Поэтому организаторы приглашают для участия в них ограниченный круг наиболее сильных и популярных спортсменов или команд и создают условия, способствующие демонстрации высших достижений.

Финансовый успех спортсменов и команд на таких соревнованиях обусловлен прежде всего количеством случаев демонстрации высших качественных характеристик соревновательной деятельности. От участников соревнований требуется очень высокий уровень спортивных результатов, позволяющих рекламировать вероятные сенсационные достижения. Снижение качества соревновательной деятельности ниже определенного уровня ведет к завершению успешной коммерческой карьеры спортсмена или команды, так как организаторы соревнований найдут им замену - другого спортсмена или команду, способную демонстрировать требуемый уровень достижений. Таким образом, супердостиженческий и профессионально -коммерческий спорт по уровню достижений сегодня практически не различается и часто спортсмены, отнесенные ко второму направлению, имеют более высокие результаты, чем отнесенные к первому. Поэтому термин "профессионально -супердостиженческий спорт" не вполне логичен. Разработанная с учетом изложенного модель современного спорта может иметь следующую структуру (см. рисунок).

О социально-правовом статусе спортсменов -профессионалов . Современный спорт высших достижений не только сложен в структурном отношении, но и далеко не однороден по составу субъектов спортивной деятельности. Большую часть его участников составляют спортсмены-профессионалы, которые проходят сложный многолетний путь от юношеских, юниорских, студенческих коллективов и команд до профессиональных клубов, на этом пути изменяется их социальный и правовой статус.

Полноценным спортсменом-профессионалом может считаться тот спортсмен, спортивная деятельность которого регулируется трудовым договором (контрактом), соответствующим трудовому законодательству. Спортсмен-профессионал - указывается в законе "О физической культуре и спорте" - это "спортсмен, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них" . В связи с этим следует иметь в виду, что "Трудовой договор (контракт) есть соглашение между работником и работодателем (физическим либо юридическим лицом), по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется выплачивать работникам заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон" .

Содержание спортивного контракта: имеет некоторую специфику, обусловленную предметом трудового контракта - совместной деятельностью спортсмена или тренера, с одной стороны, и спортивной организации - с другой с целью подготовки и успешного выступления спортсмена на предстоящих соревнованиях. При этом контракт о спортивной деятельности заключается на основе трудового законодательства Российской Федерации и представляет собой соглашение в письменной форме между спортсменом, спортсменом -профессионалом (тренером, специалистом) и руководителем физкультурно-спортивной организации, в том числе профессионального спортивного клуба и команды, и подлежит учету в общероссийской федерации по соответствующему виду спорта, если спортсмен входит в состав сборной команды Российской Федерации.

Контракт о спортивной деятельности должен содержать перечень обязанностей спортсмена, его прав на социальное и медицинское страхование, условия заключения и расторжения такого контракта. Контракт о спортивной деятельности может содержать и другие условия и обязательства. Физкультурно-спортивная организация обеспечивает спортсмену условия для подготовки к спортивным соревнованиям и участия в них, своевременную выплату заработной платы, выполняет иные обязательства, предусмотренные контрактом о спортивной деятельности и не противоречащие законодательству Российской Федерации .

В зарубежном профессиональном спорте большое внимание в контрактах уделяется вопросам создания социальной защиты спортсменов-профессионалов, то есть их пенсионному обеспечению, пособиям по болезни, вследствие получения травм и т.п. Эти вопросы частично решены и в российском законодательстве. За рубежом созданы и специфические профсоюзы игроков, защищающие их профессиональные права. Статья 24 "Закона о физической культуре и спорте" предусматривает, что: "Для представительства и защиты своих прав и законных интересов спортсмены -профессионалы, тренеры могут в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" объединяться в профессиональные союзы" .

Все ли эти атрибуты правового статуса спортсмена -профессионала характерны для современного спорта высших достижений, особенно для индивидуальных дисциплин, как у нас в стране, так и за рубежом? Ответ однозначен: большая часть участников спорта высших достижений не соответствуют вышеизложенным требованиям профессионального спорта.

В настоящее время специалисты почти исключили из лексикона понятие "любитель", не заменив его другим, характеризующим спортсменов, стремящихся к высшим достижениям в разном возрасте и на разных уровнях мастерства. Участники чемпионатов мира и континентов среди старших юношей и юниоров, в том числе участники прошедших в Москве "Всемирных юношеских игр" (1998 г.), не являются профессионалами, хотя многие из них получают помощь и стипендии разного уровня, в том числе и МОКа, средства на питание, но все они относятся к категории спорта высших достижений.

Кто же они? Любители, полулюбители, полупрофессионалы? Определенного ответа на этот вопрос ведущие специалисты не дают.

Студенты-спортсмены участвуют в национальных и международных универсиадах, уровень ряда студенческих игровых команд (например, в баскетболе NCAA) и спортивных достижений в индивидуальных видах достаточно высок. Каков статус этих спортсменов?

Спортсмены-военнослужащие также имеют самые высокие спортивные достижения. Например, лучшие бегуны мира из Кении являются военнослужащими и по правовому статусу не соответствуют понятию "профессионал". Как называть этих спортсменов?

Наконец, среди спортсменов, имеющих высшие спортивные достижения, встречаются заключившие мизерные (в финансовом выражении) контракты со своей федерацией или не имеющие их совсем, но участвующие в крупнейших международных официальных и коммерческих соревнованиях на основе контракта лишь со своими менеджерами. Их доходы связаны только с участием в соревнованиях. Эти спортсмены также не соответствуют требованиям, предъявляемым к статусу спортсмена-профессионала. Если сравнить уровень заработков ряда ведущих спортсменов-студентов, военнослужащих и спортсменов, не имеющих полноценного правового статуса профессионалов, можно отметить, что они часто бывают не меньше, а иногда и больше, чем у многих профессионалов в соответствующем виде спорта. Например, годовой заработок студентки университета Северной Каролины олимпийской чемпионки в беге на 100 и 200 м М. Джонс составил более 2 млн долларов, а она регулярно участвует в студенческом чемпионате США (в Олимпийском 2000 г. у нее было там 8 стартов!). И таких примеров можно привести немало.

На всем протяжении эволюции спорта высших достижений решающее значение имели подготовка и участие спортсменов-любителей в Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира, чемпионатах континентов и страны. Основной целевой установкой их подготовки являлось участие в этих соревнованиях, сроки проведения которых разводились на разные годы. И в настоящее время многие спортсмены-профессионалы также строят свою карьеру с акцентом на успешном выступлении на Олимпийских играх, чемпионатах и мира и континентов, что повышает рейтинг этих спортсменов, а следовательно, и финансовые доходы.

В то же время ряд спортсменов-профессионалов ставят перед собой задачи, заключающиеся только в успешном выступлении в длинной серии соревнований, следующих одно за другим, что связано с материальным вознаграждением за каждый старт в соответствии со стоимостью атлета на "спортивном рынке". В связи с этим многие профессионалы не задаются целью успешно выступить на Олимпийских играх и чемпионатах мира, однако их заработки могут соотноситься и быть более высокими, чем заработки победителей и призеров Олимпиад и чемпионатов мира, так как по своему мастерству они не уступают спортсменам-олимпийцам. Этот признак, разделяющий спортсменов -профессионалов на две группы, может быть положен в основу классификации спорта высших достижений.

Выводы

1. Таким образом, современное спортивное движение в мире имеет два главных направления: массовый, общедоступный спорт (спорт для всех) и спорт высших достижений .

2. Современный спорт высших достижений может быть разделен на:

а) любительский спорт (другого термина пока не предложено), куда следует отнести спортсменов школьников, студентов и условно "военнослужащих", которые получают вознаграждения только за затраченное на спорт время, без соответствующих социальных гарантий, устанавливаемых профессионалам. Определенная часть этих спортсменов впоследствии переходит в настоящие профессионалы;

б) профессиональный спорт , который представляет собой предпринимательскую деятельность, цель которой - удовлетворение интересов спортсменов, избравших спорт своей профессией, спортивных организаций, за которые они выступают, а также зрителей.

Олимпийский спорт и другие популярные виды спорта, не включенные в программу Игр, представляют собой симбиоз, объединяющий любительский и профессиональный спорт, субъектами которого выступают как спортсмены-любители, так и профессионалы, сохраняющие независимо от своего социально-правового статуса верность идеалам Олимпийской хартии. Олимпийский спорт и другие популярные его виды составляет ядро современного спорта высших достижений, так как они служат главным мотивирующим фактором роста спортивных достижений.

3. Непосредственными субъектами спорта высших достижений являются квалифицированные спортсмены -любители и профессионалы. В свою очередь, спортсмены -профессионалы могут быть разделены:

а) на спортсменов, строящих свою подготовку с акцентом на успешном участии в Олимпийских играх, чемпионатах мира и континентов;

б) профессионалов, готовящихся только к коммерческим соревнованиям и соревнованиям профессиональных лиг или ассоциаций. Одна из разновидностей современных коммерческих соревнований, а также кубков мира, Гран-при и других - многоэтапность их проведения (или проведения их сериями). Поэтому часть профессионалов тренируются только для участия в длинной серии этих соревнований с акцентом на тех, в которых разыгрываются наибольшие призовые суммы, причем некоторые из этих стартов достаточно социально значимы. При этом все спортсмены получают вознаграждение в соответствии с контрактами и положением о соревнованиях.

Фактическое разделение спортсменов -профессионалов создает громадные трудности для НОКа, МСФ и НСФ, так как их интересы часто расходятся с интересами менеджеров и спонсоров, с одной стороны, и спортсменов и тренеров - с другой. Поэтому пока не найдены пути консолидации всех социальных групп участников спорта высших достижений, особенно при подготовке к Олимпийским играм.

1.Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи…………...3

2.Спортивная классификация……………………………………………….…....4

3.Студенческий спорт………………………………………………………….....7

4.Особенности организации и планирования спортивной подготовки в ВУЗе………………………………………………………………………………10

5.Спортивные соревнования как средство и метод обще физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки студентов………….13

6.Система студенческий спортивных соревнований………………………….13

7.Общественные студенческий спортивные организации…………………....15

8.Олимпийские игры и Универсиады…………………………………………..16

9.Современные популярные системы физических упражнений………….….18

10.Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий……..21

11.Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений……………………………………...22

12.Список использованной литературы………………………………………..25

1.Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи

Во всём мире существует всего лишь два вида спорта. Различаются они между собой в основном по целям и задачам, которые перед собой ставят, и теми, кто занимается тем или иным видом спорта.ЭтоМассовый спорт и Спорт высших достижений. Массовым спортом занимался каждый человек хоть раз в жизни бесспорно. С его помощью люди во всём мире обретают возможность совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а, следовательно, противостоять нежелательного воздействия на организм современной экологии, бешенного ритма информационной жизни, в котором сейчас крутится почти весь мир. Отсюда можно вывести цели массового спорта , которые заключаются в укреплении здоровья, улучшении своего физического здоровья и получении активного отдыха.Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах.Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая программа по учебной дисциплине "Физическая культура" для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спорту.Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально возможных спортивных результатов на всевозможных спортивных состязаниях, соревнованиях, и т.п., и, естественно, на Олимпиадах. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы не крупнейших международных состязаниях вносят свой вклад в поддержании и укреплении авторитета страны на международной арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у телевизоров, радио и других средств массовой информации миллионы болельщиков во всём мире. Яркий и самый, пожалуй, злободневный пример тому: футбол. В него играют тысячи, а любят его миллионы.Ещё одной общественной ценностью большого спорта является то, что сегодня спорт высших достижений является пока единственной областью деятельности человека, где у выдающихся рекордсменов все системы организма функционируют в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов организма. Это позволяет не только проникнуть в тайны человеческих возможностей, но и определить пути, по которым можно направить эти возможности на достижение гораздо больших результатов в производстве, профессиональных навыках, общественной деятельности.

Для выполнения поставленной цели разрабатываются специальные системы упражнений, подготовки, при правильном выполнении которых возможны достижения максимальных результатов. Разработки производятся при помощи ведущих НИИ. В начале девяностых годов были очень популярны книги и журналы, автором которых являлся А. Шварценеггер, в которых подробно были рассказаны системы тренировок легендарного атлета.

Таким образом, спорт высших достижений позволяет на основе выявленных индивидуальных особенностей и возможностей человека в определённом виде спорта добиваться максимальных, рекордных результатов. «Этим спорт вооружает массовую практику физического воспитания наиболее эффективными средствами и методами физического совершенствования. Рекорды в международных, национальных и других видах соревнований создают моральный стимул для развития массового спорта и занятий физической культурой.

Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализовываться в конкретном спортивном результате.

Министерство общего ипрофессионального образования РФ

ПермскийГосударственный Технический Университет

Химико-технологическийфакультет

кафедра физическоговоспитания

Реферат за курсфизической подготовки

Спорт высших достижений

Выполнил: Митяев А.С.

Группа: ХТТ – 00-2.

Проверил: КораблёваО.В.

/>Пермь-2001


Введение. 3

Спорт высших достижений. 4

Спортивная классификация, её структура. 5

Национальные виды спорта. 6

Заключение. 7

Список использованной литературы 8

Введение.

Данный реферат целиком посвящён проблемам спорта. Но спортав глобальном смысле слова, а не только внутриуниверситетском. Хотя эта частьзатронута тоже в немалой степени.

Сейчас, после нескольких кризисов в нашей стране, молодёжьпостепенно возвращается в спорт. Создаются всевозможные секции, которые в своейоснове призваны повысить уровень спортивной подготовки молодёжи. Спорт начинаетстановиться не обязательным предметом в школе, университете. Население Россиипонимает, что как говорится «в здоровом теле здоровый дух» и по примеру В.В.Путина всеми своими массами рвётся на свежий воздух, в горы или же в спорт зална маты. Это не столь уж и важно. Главное, что распространяется физическаякультура.

На фоне этого подъёма спортивного движения неплохо выглядяти наши спортсмены на всевозможных международных соревнованиях (особенно наОлимпиадах), но в то же время нет ничего выдающегося в этом на фоне заслугбывшего СССР. И, тем не менее, надо стараться к более высоким результатам.

Но для достижения высоких результатов и поддержания уровнястраны на международной арене, несомненно, нужны свежие силы. А где их взять?Безусловно в студенчестве. И именно о них пойдёт речь в этом реферате.

Спорт высших достижений.

Во всём мире существует всего лишь два вида спорта.Различаются они между собой в основном по целям и задачам, которые перед собойставят, и теми, кто занимается тем или иным видом спорта. Это Массовый спорт и Спорт высших достижений.

Массовым спортом занимался каждый человек хоть раз в жизнибесспорно. С его помощью люди во всём мире обретают возможностьсовершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплятьздоровье и продлевать творческое долголетие, а, следовательно, противостоятьнежелательного воздействия на организм современной экологии, бешенного ритмаинформационной жизни, в котором сейчас крутится почти весь мир. Отсюда можновывести цели массового спорта, которые заключаются в укреплении здоровья,улучшении своего физического здоровья и получении активного отдыха.

Массовый спорт во многом повторяет и сходится с физическойподготовкой (культурой). В отличие от него, спорт высших достижений ставитперед собой совершенно иные цели и задачи.

Главной целью спорта высших достижений является достижениемаксимально возможных спортивных результатов на всевозможных спортивныхсостязаниях, соревнованиях, и т.п., и, естественно, на Олимпиадах. Всякоевысшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но истановится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы не крупнейшихмеждународных состязаниях вносят свой вклад в поддержании и укрепленииавторитета страны на международной арене. Поэтому нет ничего удивительного втом, что крупнейшие спортивные форумы собирают у телевизоров, радио и другихсредств массовой информации миллионы болельщиков во всём мире. Яркий и самый,пожалуй, злободневный пример тому: футбол. В него играют тысячи, а любят егомиллионы.

Ещё одной общественной ценностью большого спорта являетсято, что сегодня спорт высших достижений является пока единственной областьюдеятельности человека, где у выдающихся рекордсменов все системы организмафункционируют в зоне абсолютных физиологических и психологических пределоворганизма. Это позволяет не только проникнуть в тайны человеческихвозможностей, но и определить пути, по которым можно направить эти возможностина достижение гораздо больших результатов в производстве, профессиональныхнавыках, общественной деятельности.

Для выполнения поставленной цели разрабатываются специальныесистемы упражнений, подготовки, при правильном выполнении которых возможныдостижения максимальных результатов. Разработки производятся при помощи ведущихНИИ. В начале девяностых годов были очень популярны книги и журналы, авторомкоторых являлся А. Шварценеггер, в которых подробно были рассказаны системытренировок легендарного атлета.

Таким образом, спорт высших достижений позволяет на основевыявленных индивидуальных особенностей и возможностей человека в определённомвиде спорта добиваться максимальных, рекордных результатов. «Этим спортвооружает массовую практику физического воспитания наиболее эффективнымисредствами и методами физического совершенствования. Рекорды в международных,национальных и других видах соревнований создают моральный стимул для развитиямассового спорта и занятий физической культурой

Спортивная классификация, еёструктура.

Единая спортивная классификация необходима для того, чтобысравнить уровень достигнутых результатов как в одной спортивной дисциплине, таки между различными видами спорта.

Внутривузовские соревнования по видам спорта:

Зачётные соревнования на учебных занятиях

соревнования на первенство учебных групп

соревнования на первенство курсов

соревнования на первенство факультетов (или общежитий)

соревнования на первенство Вуза

На этом уровне проводятся такие спортивные соревнования какмассовые кроссы, эстафеты и др. Победители идут на:

межвузовские соревнования по видам спорта и ли комплексныеспортивные мероприятия:

товарищеские соревнования между курсами, факультетами,Вузами

районные, городские соревнования

областные соревнования

зональные соревнования (по территориальному иливедомственному признаку)

Российские студенческие соревнования, участие в составесборных команд в соревнованиях РФ.

В межвузовских соревнованиях обычно участвуют и соревнуютсясильнейшие студенты-спортсмены лично или в составе сборных команд отдельныхкурсов, факультетов, вуза. Цели подобных состязаний весьма разнообразны: отустановления личных контактов до достижения наилучшего спортивного результата всоревнованиях между Вузами, городами, и по России. На уровне отдельных вузов поинициативе ректората и общественных организаций могут быть организованымеждународные спортивные встречи.

Международные спортивные соревнования студентов

Товарищеские соревнования между отдельными факультетами илиВузами

чемпионаты и универсиады Международной федерацииуниверситетского спорта (ФИСУ)

участие в составе сборных команд России в чемпионатахЕвропы, Мира и Олимпиадах.

Национальные виды спорта.

Виды спорта, получившие международное признание, похарактеру деятельности спортсмена условно разделяют на ряд групп: лёгкая итяжёлая атлетика, плавание, гребля, конькобежный и лыжный спорт; спортивныеединоборства - бокс, борьба, фехтование; спортивные игры - футбол, хоккей,баскетбол и др.; виды спорта, использующие специальное оружие для пораженияцели – стрельба пулевая, из лука, на стенде; состязания в мастерстве управлениясредствами передвижения – велосипедом, мотоциклом, яхте и т.д.; игровыеединоборства, построенные на абстрактно-логическом композиционно мышлении человека– шахматы, шашки. Особый вид спорта – конный, основанный на мастерствеуправления и выездки лошади. В настоящее время всё большее распространениеполучают экстримальные виды спорта – горнолыжный спорт, дайвинг, парашютныйспорт, альпинизм, скалолазание и т.д.

Также виды спорта можно классифицировать по преимущественноразвиваемым у человека качествам: силе, быстроте, выносливости, ловкости,сочетанию разных качеств. Некоторые виды спорта имеют многовековую историю иразвились из самобытных физических упражнений в трудовой и военнойдеятельности. К ним относятся бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля,плавание и др. Часть видов спорта сформировалась и развилась сравнительнонедавно: в середине XIX – начале XXвеков. Сюда можно отнести спортивные игры, гимнастику, современное пятиборье,фигурное катание на коньках, спортивное ориентирование, спортивный туризм ит.д. Также на базе развивающейся техники возникли автомобильный, мотоциклетныйи др. виды спорта.

Заключение.

В связи с бурным развитием старых и появлением всё новыхвидов спорта на основе НТР и НТП для населения предоставляются всё болееширокие горизонты и возможности для развития своего духа и тела и путёмсамосовершенствования достигнуть высоких результатов и признания. Студентамнадо решить, что им «по душе» и на основе психофизиологического состоянияопределить пути развития и самосовершенствования. Конечно, в курсе школьной иуниверситетской программы физической подготовки просто невозможно обхватить всевиды спорта в силу тех или иных причин, следовательно необходимосовершенствовать и развивать в себе те или иные навыки и не только во времязанятий.

Список использованной литературы

Курс лекций по дисциплине «физическая культура» длястудентов фармацевтических вузов г. Пермь 1998.

Физическая культура студента г. Москва 1999.

Спорт - воспитательная, игровая, соревновательная деятельность, основанная на применении физических упражнений, имеющая социально значимые результаты. В Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спорт определяется как составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям. В новой редакции Закона спорт определяется как сфера социально- культурной деятельности, как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме специальной практики подготовки человека к соревнованиям и соревновательной деятельности с целью достижения спортивных результатов. Отличительной особенностью спорта является наличие к ней подготовки, а основной целью занятий спортом - достижение возможно более высокого результата. Однако попутно достигаются и другие важные социальные цели - укрепление здоровья и физическое совершенствование людей, их идейное, умственное, нравственное, эстетическое воспитание и др.

Признаки спорта, как части физической культуры следующие:

  • - направленность к высшим достижениям;
  • - специализация по видам спорта;
  • - состязательность;
  • - система подготовки к соревнованиям;
  • - зрелищность.

Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.

Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании.

Фиксируемые в спорте рекорды и достижения, выполнение классификационных норм приобретают широкое признание и служат своеобразным показателем индивидуальных и общечеловеческих возможностей. В отличие от технических эталонов «спортивный эталон» исторически не остается неизменным, а все время прогрессирует, стимулируя тем самым мобилизацию усилий спортсмена на самосовершенствование. Эталонная функция наиболее ярко выражена в спорте высших достижений, однако в той или иной мере она свойственна и спорту в целом, в том числе массовому общедоступному через систему специально организованных соревнований.

Эвристически-достиженческая функция. Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.

Необходимо совершенствовать способности к полной мобилизации своих возможностей в соревнованиях и наиболее эффективно их использовать на разных этапах многолетней подготовки, чтобы подниматься все время на новый уровень мастерства.

К социально-общественным прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижении воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта.

Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является также действенным средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-прикладными видами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военной деятельности.

Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии у детей.

Большая роль отводится спорту и в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.

Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение -- все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.

Почти для всех спорт интересен как эмоционально насыщенное зрелище. Современные технические средства коммуникаций, особенно телевидение, способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ, как никогда прежде, расширилась, а это увеличило влияние спорта на эмоциональный мир человечества.

Без болельщиков спорт перестал бы быть сколько-нибудь общезначимым социальным явлением. Сопереживая с теми, кто соревнуется на спортивной арене, болельщики отождествляют себя с кем-либо из них, как бы сами участвуют в спортивных баталиях, борьбе характеров, разрешении спортивных конфликтов на эмоционально-образном уровне, находят яркие примеры для подражания и поводы утвердиться в своей жизненной позиции.

Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности.

Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.

Спортивное движение как массовое социальное течение приобрело немалое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т.е. сближения людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общности интересов и деятельности по их удовлетворению. Популярность спорта, естественная оценка спортивных успехов с престижными интересами народа, нации, государства делают его удобным каналом для воздействия на массовое сознание. В современном мире этот канал используется и в коммерческих целях.

Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.

Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров -- все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.

Экономическое значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая толика того, что вкладывают государство и общественные организации в развитие спорта. Основная ценность нашего общества -- это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима.

Спорт принято разделять на массовый и спорт высших спортивных достижений. Массовый спорт предполагает занятия отдельными видами спорта, преимущественно массовыми - с привлечением большого количества участников различного возраста и подготовленности.

Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.

Массовый спорт включает в себя: школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт.

Основу общедоступного спорта составляет школьно-студенческий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности в системе образования и воспитания (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально-технические училища, институты и др.).

Профессионально-прикладной спорт выступает как средство подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладной спорт, различные виды борьбы и восточных единоборств в военно-воздушных, десантных, внутренних войсках и частях специального назначения).

Физкультурно-кондиционный спорт служит средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которые принимают участие в массовых официальных соревнованиях.

Оздоровительно-рекреативный спорт - средство здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохранения определенного уровня работоспособности.

Целью массового спорта являются: предоставление возможности заниматься спортом всем желающим, привлечение широких масс населения к активным занятиям, активный отдых, снятие нервно-эмоционального напряжения, укрепление здоровья, повышение работоспособности и достижение физического совершенства.

Кроме того, массовый спорт содействует в подготовке будущих специалистов к высокопроизводительному труду и защите Родины, формированию способности использовать различные формы физических упражнений и спорта в личной жизни, в семье, в условиях будущей поизводственной деятельности.

Цель массового спорта связана с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок. Рассмотрим подробнее основные задачи, выполняемые массовым спортом.

Оздоровительные задачи. Сохранение и укрепление здоровья человека, повышение уровня его физической подготовленности и трудоспособности, продление творческой активности - важнейшая социальная задача. У человека должно воспитываться ответственное отношение к своему здоровью, осознанное понимание необходимости достаточной двигательной активности в режиме каждого дня.

Массовый спорт широко используется как средство охраны и укрепления здоровья учащейся молодежи, является действенным средством борьбы с гиподинамией в условиях автоматизации и комплексной механизации современного производства, средством профилактики различных заболеваний.

Выбирать средства физического воспитания и регулировать физические нагрузки, формы массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий следует в соответствии с принципом оздоровительной направленности, поэтому одним из обязательных условий при занятиях массовым спортом является тщательный контроль за состоянием здоровья занимающихся со стороны преподавателя и врача.

Воспитательные задачи. Массовый спорт - действенное средство в формировании личности человека. Он существенно влияет на подготовку человека к высокопроизводительному труду и защите Родины, на повышение умственной работоспособности, воспитание высоких нравственных качеств, развивает у него эстетические вкусы, чувства, идеалы, потребности. При этом воздействие массового спота специфично и не может быть заменено или компенсировано другими средствами.

Не менее важно воспитывать у человека естественную потребность в систематических занятиях спотом, в организации здорового образа жизни, что тесно связанно с решением образовательных задач.

К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах.

Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов.

Образовательные задачи. Для понимания роли физических упражнений и спорта для здоровья и жизни человека необходимы знания в области физиологии, психологии, медицины, теории и методики физического воспитания, организации и поведения оздоровительных, спортивных мероприятий, спортивных соревнований. Важно также чтобы человек овладел практическими умениями и навыками, методикой обучения технике различных физических упражнений и т.п.

Еще одним очень важным назначением массового спорта является подготовка резерва для спорта высших достижений. Успешное выступление спортсменов на крупных международных соревнованиях во многом зависит от развития массового спорта в стране.

Следует подчеркнуть, что массовый спорт, сам факт его наличия как массового явления, выступает в качестве фактора развития общекультурного содержания спорта высших достижений, поскольку оно широко пропагандирует идею самоценности человеческой способности, идею, реальность смысла, которой для спортсмена в ходе соревновательной борьбы (особенно в рамках наиболее престижных соревнований) может оказаться в определенных обстоятельствах временно утраченной.

В то же время спорт высших достижений тесно связан с массовым спортом, поскольку последний является источником для пополнения рядов участников «большого спорта». При этом имеются общие закономерности подготовки участников, однако в спорте высших достижений имеются присущие только ему социальные, психологические, физиологические и другие особенности.

Также спорт высших достижений по отношению к массовому физкультурному движению выступает в качестве эффективного средства формирования правильной ориентации личности на ценность физической способности человека, а именно, спорт способствует тому, чтобы человек, занимающийся физкультурной деятельностью, не подходил к развитию своих способностей абстрактно как к развитию своих биологических качеств.

В настоящее время понятие «спорт высших достижений» прочно вошло в практику и теорию физического воспитания и спорта. Под этим термином понимается определенное социальное явление, отличающееся тем, что спортивные достижения подкрепляются существенными материальными средствами с использованием новейших достижений науки, а проведение спортивных соревнований такого уровня является мощным фактором в международных отношениях.

Спорт высших достижений предполагает организацию системы тренировок и соревнований, в ходе которых ставится и решается задача достижения максимально возможных результатов, превышающих уже достигнутые.

Современный спорт высших достижений включает ряд направлений: супердостиженческий (любительский) спорт; профессиональный спорт; профессионально-коммерческий спорт (достиженческо-коммерческий и зрелищно-коммерческий спорт).

Супердостиженческий (любительский) спорт в настоящее время все больше приобретает признаки профессионального спорта в той его части, которая касается нагрузочных требований, организации тренировочно-соревновательной деятельности.

Представители любительского спорта высших достижений, как правило, являются студентами, учащимися или военнослужащими, что дает им право называть себя любителями (хотя заработки их в настоящее время часто граничат с заработками профессионалов). Спортсмены-любители почти всегда строят свою подготовку с прицелом на главные соревнования: Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, России. Успешное выступление на этих соревнованиях позволяет им поднять свой рейтинг, а в дальнейшем, перейдя в чистые профессионалы, добиться более высоких гонораров.

Основное отличие профессионально-коммерческого спорта от так называемого супердостиженческого любительского заключается том, что он развивается как по законам бизнеса, так и по закона спорта в той мере, в какой их можно воплотить в подготовке спортсменов-профессионалов.

Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.

Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоваться в конкретном спортивном результате.

Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене.

Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большого спорта. Сегодня спорт высших достижений - пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.

Большой спорт содействует тому, чтобы человек в рамках физкультурной деятельности исходно, в самой начальной фазе процесса физического совершенствования, занимал активную жизненную позицию и деятельно укреплял ее. Понятно, что это есть одновременно и фактор усиления социокультурных возможностей деятельности физического развития.

«Спорт» это обобщённое понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества. Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся. Вот почему мы не можем назвать спортсменом бодрого старичка, передвигающегося по аллеям сквера смесью быстрой ходьбы и медленного бега. Этот уважаемый человек не спортсмен, он физкультурник, использующий ходьбу и бег для поддержания своего здоровья и работоспособности.

Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его отдельных направлений, их принципиальное отличие.

Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.

Цель занятий различными видами массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать

физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах.

Как показала практика, обычно в не физкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но. и в учебное.

Наряду с массовым спортом существует спорт высших достижений, или большой спорт.

Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.

Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большого спорта, которая обычно остается в тени. Сегодня спорт высших достижений - пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития, и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.

Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта.

Новое на сайте

>

Самое популярное