Домой Головная боль Послание к ефесянам святого апостола павла. Послание к Ефесянам Обстоятельства, при которых написано послание

Послание к ефесянам святого апостола павла. Послание к Ефесянам Обстоятельства, при которых написано послание

Смотри, предлог δια он отнес к Отцу, - и заметь, - это для ариан.


Смотри, какая в то время была добродетель: святыми и верными он называет мужей мирских, имеющих жен и детей. А теперь и в горах и пещерах не таковы.


Сказав: благодать , прибавляет: от Бога, Отца нашего , дабы показать, что сделала нам благодать, именно: она сделала Отцом нашим Владыку и Бога. Но и Господь, то есть Сын, по благодати к нам соделался и Иисусом и Христом, так как ради нас воплотился, наречен Иисусом и освятил человечество Божеством.


Вот и Бог и Отец одного и Того же Христа: Бог как воплотившегося, а Отец как Бога Слова.


В отличие от иудейского благословения он назвал это духовным . Ибо то было более телесным. Бог благословит , сказано, плод чрева твоего (Втор.7:13); и благословит вхождение твое и исхождение твое . Здесь же всякое благословение духовное, и ни в чем у нас нет недостатка. Ибо мы сделались бессмертными и сына ми Божиими, и сонаследниками Христа, и начаток наш приемлет поклонение от вышних сил. Посему справедливо сказал: всяким благословением , потому что нам даровано все божественное и духовное. Во Христе . То есть чрез Иисуса Христа дано нам благословение, а не чрез Моисея, как иудеям. Поэтому не только качеством благ, но и посредником отличаемся от них.


Как бы поясняя, почему наше благословение духовно, он говорит: в небесах . Ибо благословение иудеев было на земле, а посему и телесно: "благая (говорится) земли снесте; землю текущую медом и млеком; благословит Господь землю твою" (Пс.127 , Исх.33 , Числ.13:14 , Втор.11:27 и 31). А здесь ничего нет земного, но все небесное. Поэтому-то и духовно наше благословение. Ибо Царство Небесное обещано нищим, и гонимым - великая награда на небесах (Мф.5:3).


Благословил, говорит, нас чрез Христа, равно как и избрал чрез Него, то есть чрез веру в Него. Избрал прежде создания мира . Ибо соделанное для нас предопределено от века, не новое что-либо совершается, но приводится в исполнение положенное из начала. Хорошо также сказал - καταβολν - сложение, создание (собственно значит низвержение (схождение, - Прим. Ред. ) с высоты), дабы показать, что как бы с некоторой высоты Божественной силы низвержен (низведен, - Прим. Ред. ) и утвержден мир. А слово избрал указывает и на Божественное человеколюбие, и на добродетель их, ибо Он избирает всех, которые будут достойны.


Чтобы ты, услыхав, что Он избрал , не сделался беспечным, как уже избранный, - он говорит: для того нас Бог избрал, чтобы мы были святыми и непорочными, оставаясь верными той святости, которую Он даровал нам при крещении, и проводя жизнь добродетельную. Свят же тот, кто держится веры, а непорочен тот, кто безукоризнен в своей жизни; святости же и непорочности Он требует не простой, но пред Ним . Много бывает святых пред людьми, каковы фарисеи, но не пред Богом. Это и Давид говорит: по чистоте рук моих . По какой? - пред очами Его (Пс.17:25). И Исаия также: очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих (Ис.1:16).


Потому, говорит, Он предопределил нас к усыновлению, что желал, сильно желал, стремился (это ведь и есть благоволение ) показать славу благодати и благодеяния Своего. Но разве ищет славы Бог? Нисколько: Божество ни в чем не имеет нужды, но желает прославления от нас, чтобы мы как можно более возлюбили Его. Ибо тот, который изумляется оказанным ему благодеяниям, будет стараться не оскорбить своего благодетеля, и чем более он помнит об этих благах, тем более он будет любить давшего их. Итак, благоволение (εύδοκία) есть желание Божие главное (основа других желаний). Как например: первое хотение Божие, чтобы никто не погиб, второе хотение - чтобы сделавшиеся злыми погибли; потому что Он действительно не по необходимости наказывает, но по изволению. Итак, благоволение есть главное хотение Божие.


Не сказал - даровал (έχαρίσατο), но: облагодатствовал (έχαρίτωσε), то есть соделал нас приятными и любезными. Подобно тому, как если бы кто, встретив какого-нибудь старца, покрытого язвами и изнуренного голодом и безобразного, вдруг сделал его другим, благообразным и юным, украсив его всяческими дарами, так и Бог, найдя нас нравственно изуродованными и гнусными, явил нас приятными и прекрасными. И возжелает , сказано, Царь красоты твоей (Пс.44:12). Облагодатствовал же в Возлюбленном Сыне , то есть чрез Возлюбленного.


Благодаря Возлюбленному, говорит, мы имеем избавление. Какое же? Прощение грехов . Как оно происходит? Кровию . Ибо то особенно изумительно, что, предав на смерть Своего возлюбленного Сына, Он освободил нас, ненавистных, дав в искупление и избавление Кровь Возлюбленного. И заметь, - это более чем усыновление: даже Сына не пощадил ради нас. Ибо после того, как сказал об усыновлении, говорит об этом, восходя от меньшего к большему.


Соделал же это, говорит он, по богатству благодати Своей. Заметь эти усиленные выражения: нам дано богатство, и богатство Божие, богатство благодати, и не просто благодати, но каковую Он в преизбытке даровал нам , то есть преизобильно излил.


То есть благодать излил на нас для того, чтобы, сделав нас мудрыми и разумными, открыть нам тайну воли ; он как бы говорил: тайны сердца Своего открыл нам. Или же таким образом: "чтобы показать нам тайну во - всем разуме и мудрости", то есть глубину всякой мудрости и разума. Ибо врагов, притом презренных, удостоит столь великих благ и это в конце времен и чрез крест, не дело ли это великой мудрости?


Сделал же это как хотел, как прежде положил и предопределил в Нем , имеется в виду во Христе.


И благоволение сие и соизволение прежде положил и предопределил в устроении и в установление полноты времен . Ибо полнота времен, то есть последние времена, требовали наказания и мщения, так как тогда умножилась человеческая злоба. А явление Сына, напротив, в эти последние времена соделало спасение, что свойственно непостижимой мудрости.


Небесное, говорит он, было отделено от земного, не имело одной главы. Ибо, хотя с точки зрения творения Бог один для всех, но что касается нравственного единения, то сего еще не было. Посему Отец прежде положил соединить под единой главой небесное и земное, то есть положить одну главу всем - Христа: и ангелам по бестелесной природе, и человекам по плоти. Посему во Христе соединил Отец, то есть завершил то, что созидалось долгое время, закончив и завершив слово правдой.


Сказав выше: избрал , теперь снова говорит: мы сделались наследниками во Христе, то есть чрез Христа. Но так как наследство есть дело случая, а не добродетели и выбора, то он исправляет это самое, говоря: быв предназначены к тому по определению Божию. Ибо Он не предопределил бы, если бы признавал недостойными. Но все совершающий Бог прежде нашего появления на свет уже видел нас и избрал и отделил нас для Себя; так что, совершив Сам наше избрание и отделение, Он не ошибся. Избрание же для наследия есть дело благости, так как дается без труда, по Божественной благодати, хотя и на достойных простирается. По изволению воли Своей - говорит, дабы показать, что не потому, что евреи не уверовали, случайно призваны язычники, но от вечности то было предопределено, и этот совет Божий и воля Его были искони. Ибо хотя и сказал Христос: на путь к язычникам не ходите (Мф.10:5), и: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф.15:24), но это сказано для увещания иудеев и привлечения их, как детей, склонных к обольщению, так как по истине призвание язычников было предопределено от века.


Чтобы, говорит, быть нам славой Его, - нам, возымевшим надежду на Христа, то есть уверовавшим во Христа и, прежде наступления будущего века, надеющимся на будущие для нас блага. Ибо слава и похвала благости Божией в том, чтобы спасти столь отчужденных.


То есть во Христе. Так и к евреям говорит: говорил нам в Сыне (Евр.1:2). Называет же проповедь словом истины в отличие от закона, бывшего прообразом и тенью, а благовествованием спасения - в отличие от закона умерщвляющего и будущего наказания. Ибо проповедь о первом явлении призывает ко спасению, а труба второго - к наказанию.


В него - в Евангелие, говорит, уверовав , или в Него -- во Христа; то есть благодатью Христовой уверовав, запечатлены , так что ясно, что вы - жребий и удел Божий. Но иудеи запечатлены были обрезанием, как бессловесные, приняв телесную печать, а мы как сыны Божий, и запечатлены Духом, что выше плотского запечатления. Называет же Его Духом обетованным или потому, что по обетованию Он дан, ибо и чрез Иоиля Бог обетовал: излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил.2:28), и Христос говорит: примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой (Деян.1:8), - или потому, что обетование грядущих благ Дух подтверждает. Ибо уже тем, что Он ниспослан нам, дается уверенность в будущем, посему и называется залогом. Послушай, что следует далее.


Бог "купил" нам наше спасение и дал нам пока в залог Духа, уверяя тем, что Он дарует и наследие неизреченных благ. И те, которые поистине причастны Духа, каков был, например, и Павел, отсюда уже разумеют, что Он есть залог совершенного наследия. Посему-то Павел и стенал и искал достигнуть совершенства и быть со Христом (Флп.1:23). А мы не имеем такого залога, как подобает, и не стремимся к совершенству, поскольку еще не вкусили его.


Словом удел - περιποίησις - он обозначает Божию заботливость и попечение о нас. Посему он говорит, что сей залог ведет к совершенному избавлению и к полному нашему спасению, для сего он и дарован. Ибо тогда наступит совершенная свобода, когда совсем уничтожится грех, когда святые освободятся от сожительства с грешниками и будут спасены и приобретены Богом, чтобы быть Его народом. А некоторые под уделом - περιποίησις - разумеют нас самих. Итак, для искупления удела , то есть нас, которые составляем достояние и стяжание Божие.


Постоянно присовокупляет это, удостоверяя, что непременно исполнится обещанное. Ибо, если бы ради нас делал, можно было бы еще сомневаться, но теперь, когда Он намерен совершить это для проявления Своей благости, кто может возразить, что не сделает? Так и Писание говорит: со мной же, Господи, твори ради имени Твоего (Пс.108:21), и: не нам, но имени Твоему дай славу .


Посему . Почему же? Потому, что вы, уверовав, приняли запечатление Духа и получили залог будущих благ и совершенного избавления, и имеете получить то, что уготовано право верующим и благочестно живущим, - непрестанно благодарю за вас . Видишь ли, какое сострадательное сердце, за всех приносит благодарение, как будто сам получил благодеяние. Ибо не только к ефесянам, но и ко всем это пишет. Итак, хотя достойно благодарить Бога и за все другое, чего мы удостоились, но достойно благодарить и за веру верующих, потому что они так просветились, что притекли ко кресту Спасителя, отступив от губителя. Таково ведь свойство братолюбия. Услышав , говорит, о вашей вере во Христа Иисуса . И не только о вере, но и о любви, то есть милосердном и братолюбивом расположении, и даже человеколюбивом, как простирающемся на всех, а не на одних местных святых, то есть на бедных верующих. И везде он с верой соединяет любовь, поскольку она порождает добродетельную жизнь. Ибо без нее бесполезна вера, - вера без дел и жизни; равно как и жизнь - без веры.


Заметь, сколь многих он имеет в своем уме, сколь многих он помнил в своих молитвах. А мы и самих себя не вспоминаем, как должно.


О чем ты молишь и просишь за нас? Дабы Бог умудрил вас, Бог же Господа нашего Иисуса , то есть Человека, подобного нам по плоти. Отец славы , то есть даровавший нам великие и славные блага. Ибо всегда на определенном основании именует Его, как в выражении: Отец милосердия и Бог всякого утешения (2Кор.1:3); и пророк: Господи, крепость моя, щит мой (Пс.17:2 ,3). Посему и здесь, так как Он даровал нам великие и славные блага, называет Его Отцом славы, то есть источником. Ибо нельзя иначе Его называть, как самым славнейшим у нас именем. Григорий же Богослов под славой разумел Божественность Единородного; так что по отношению к Тому же Христу Он есть Бог и Отец: по отношению ко Христу, то есть к человечеству. Бог, а по отношению к славе, то есть к Божественности, Отец.


То есть да даст вам дар, чтобы просветиться от Духа. Ибо если Дух не откроет сокровенных тайн, другим способом невозможно постигнуть их. Ибо только "Он", а не ангел и не архангел, все проницает, и глубины Божии (1Кор.2:10). Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия (

Вышесказанное касалось будущего. Теперь же говорит о бывшем уже, чтобы от сего и то стало достоверным. Что же это такое? То, что, говорит, мы уверовали, ибо и это требует откровения, чтобы вы яснее это поняли. Итак, что же? Разве не сознавали ефесяне, что уверовали? Конечно, сознавали, но не так, как говорит теперь. Ибо не легко это знать, потому что нужна великая сила - переубедить душу и отвратить от заблуждения, такая нужна сила, каковой не требуется для воскрешения мертвого. Ибо мертвых одним только словом воскрешал Господь, но иудеев не убедил даже многими речами и удивительными делами. Посему и говорит, что и для этого имеем нужду в откровении Духа, дабы понять, что принятие нами веры есть дело великой силы и действия Божия. И как Христа воскресил Он из мертвых, так и нас, бывших мертвыми, воздвиг от неверия. Посему и назвал это безмерным величием могущества и державой силы . Ибо когда ничего не достигли пророки и все творение: и видимое, научая своим благоустройством, и невидимое - в лице наставляющих и вразумляющих ангелов, - тогда неожиданно мы получили спасение. А слова: воздействовал во Христе , разумей, сказаны о человеческой природе. Ибо Восставший из мертвых есть Человек, хотя и был Он соединен с Богом.


Не сказал: высоко, но превыше , чтобы указать на величайшую высоту. Ибо из крайней глубины Он возвел на самую высоту человеческую природу во Христе. Конечно, о ней говорит, как об умершей и воскрешенной, так как божественная природа действительно не умирала, не воскресала и не возвышалась, как всегда бывшая выше всякой высоты. Итак, выше всякой ангельской силы воссела прежде презренная человеческая природа.


Чтобы ты, услышав это, не подумал, что именем главы называется какое-нибудь начальство и власть (ибо и это значение имеет слово глава ), он говорит, что Христос есть глава Церкви, как тела, и также ей сроден и тесно соединен. И Церковь есть полнота Его. Ибо как тело есть полнота головы, восполняя ее своими членами, так и Церковь есть полнота Христа, Наполняющего все во всем . Ибо Христос восполняется и как бы завершается всеми членами в лице всех верующих: восполняется как бы рукой в лице милостивого человека и иным способом помогающего слабым; как бы восполняется ногой в лице человека, предпринимающего путешествие ради проповеди и призревающего своих братьев, и иным членом восполняется в другом верующем. И таким образом восполняется всеми членами в лице всех верующих, то есть чрез посредство всех верующих, когда один одну, другой другую оказывает услугу. Ибо тогда становится совершенной глава наша - Христос, то есть получает совершенное тело, когда мы все вместе будем соединены и тесно связаны.


Приветствие (1–2). Благословение Бога за многие благодеяния, дарованные нам во Христе (3–14). Величие христианской надежды, которую верующие имеют во Христе (15–23)

Еф.1:1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе:

Еф.1:2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Приветствие, с каким здесь Ап. Павел обращается к читателям, походит на те приветствия, с какими он обращается к Коринфянам в 1-м и 2-м посланиях. – «Волею Божиею» – см. 1Кор.1:1. – «Апостол Иисуса Христа» – см. 1Пет.1:1. – «Святым и верным во Христе Иисусе». Христиане названы «святыми» в том смысле, что они представляют собою выделенное из грешного мира общество. Они «верны» Богу, т. е. твердо стоят в вере. Тем и другим они обязаны «Христу Иисусу» (см. Рим.1:1): благодаря Его заслугам, они стали святы и с помощью Его благодати сохраняют верность призвавшему их Богу. – «Благодать и мир» – см. Рим. 1и 1Пет.1:2. – «Отца нашего» – см. Мф.6:9.

Еф.1:3-14. Начиная первую, догматическую, часть своего послания, Ап. в форме восхваления Бога дает читателям общее изображение величия христианства. Прежде всего он говорит, что христианство имеет предвечное основание: мы, христиане, избраны Богом прежде сложения мира во Христе Иисусе к ближайшему общению с Богом. Потом Ап. указывает на то, что мы искуплены кровью Христа от грехов, получили высокую мудрость от Бога и во Христе уже вступили в теснейшее единение с Богом – даже получили печать того, что мы стали наследниками небесного блаженства.

Еф.1:3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,

«Благословен Бог и Отец..». См. 2Кор.1:3. Ап. прежде всего говорит с Еф.1по Еф.1о том, что Бог сделал для христиан в доисторическое время, или, можно сказать, от вечности. Он «благословил», т. е. назначил нам во Христе, – Который здесь мыслится как существовавший до Своего воплощения, от самой вечности, – «всякие», т. е. касающиеся всех сторон нашего существа, «благословения». – «Духовным», – т. е. принадлежащим к высшей, божественной, духовной области бытия. В Нов. Завете слово «духовный» обыкновенно употребляется для обозначения высшего, божественного происхождения какого-либо явления. – «В небесах». Самое действие благословения имело место на небе (ср. ст. 4-й: «прежде создания мира»).

Еф.1:4. так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,

«Благословение» – это не первое дело, за которое Ап. хочет благодарить Бога. В основе этого «благословения» лежит «избрание» (так как – по греч. стоит κατώς собственно: cогласно с тем как , но здесь, как можно заключать из контекста речи, этот союз имеет значение союза причины ср. Рим. 1:28). – «В Нем», т. е. во Христе. Христос, Сын Божий, уже от вечности был избран Богом для совершения спасения людей, и мы точно также, благодаря этому, уже от вечности были предизбраны Богом к тому, чтобы составить общество верующих. – «Святы и непорочны» – не в смысле нашего нравственного самоусовершенствования, а, как видно из контекста речи, в общем смысле: мы предназначены составить из себя общество избранных Божиих, которые освящаются кровью Христа. – «Пред Ним», т. е. назначены на служение Богу. – «В любви». Так как здесь речь идет вообще об отношении Бога к нам, то лучше разуметь здесь не нашу любовь, а любовь Бога к людям. Многие древние и новые толкователи относят это выражение к 5-му стиху, что представляется более вероятным, так как иначе это выражение слишком было бы отдалено от глагола, к которому оно только и могло бы относиться («избрал»).

Еф.1:5. предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,

«Предопределив». В одно время с избранием совершилось и наше предназначение к усыновлению Богу во Христе. О «предопределении» – см. Рим.8:29. Здесь Ап. прибавляет, что это предопределение основано на любви Бога к нам. – «Усыновить». Понятие «усыновления» было известно и в Ветхом Завете (Исх.4:22; Втор.14:1), но там это усыновление было уделом народа как единого целого, а в Новом Завете оно дается каждому верующему в отдельности (Гал.4:7). – «По благоволению воли Своей». По толкованию св. Иоанна Злат., под «благоволением» нужно разуметь «сильное хотение нашего спасения». При этом нужно сказать, что это «хотение» или решение является совершенно свободным (ср. Лк.2:14). По отношению к «хотению» любовь Божия, о которой Ап. сказал в начале стиха, является его внутреннею основою.

Еф.1:6. в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном,

«В похвалу». Нельзя сказать, что Бог имел прямой целью в Своем деле по отношению к людям Свое прославление: это противоречило бы ранее указанному мотиву действий Божиих, каким является любовь. Здесь Ап. только указывает на то, что должно явиться естественно само собою, как совершенно нормальное последствие действий Божиих. – «Славы благодати». Выражение «славы» представляет собою определение к слову «благодати». «Благодать», т. е. расположение Бога к людям, является как славная, величественная, и мы естественно восхваляем ее. – «Которою Он облагодатствовал нас». Эти слова представляют собою переход к следующему изображению того состояния, в каком христиане уже находятся (Ранее шла речь о том, что было сделано для них Богом до их действительного призвания в Церковь). Бог теперь «облагодатствовал», т. е. подарил нам в изобилии Свою благодать (ср. Ин. 1:16). По толкованию Златоуста и нек. др. древних толкователей, здесь дана и мысль о том, что Бог Своею благодатью сделал нас любезными или приятными Себе, – конечно, чрез то, что Сын Его очистил Своею кровью нас от всякого греха. – «В Возлюбленном». Согласно с контекстом речи, это выражение следует понимать как обозначение «возлюбленного нами». Такое понимание стоит в соответствии и с заключительными словами послания (см. Еф.6:24).

Еф.1:7. в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,

От предвечного действия благодати Божией Ап. переходит к изображению ее действия в настоящее время. – Во Христе («в Котором» – относится к выражению Еф.1:5: «чрез И. Христа») «мы имеем искупление» (о значении этого слова см. Рим.3:24), а плодом этого искупления, совершенного сразу для всех людей, является «прощение грехов» каждого из нас в отдельности. Это «прощение» нельзя понимать как только акт юридический, а нужно видеть в нем действительное отнятие от нас греха, очищение греха (ср. Мф.26:28; Лк.1:77; Рим.5:1). Но то и другое соответствует («по богатству») богатой благодати Божией: благодать Божия – это величайшая сила Божия, подающая нам множество духовных сил.

Еф.1:8. каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,

«Каковую Он в преизбытке даровал нам». Благодать или, как выражается Ап. Петр, божественная сила (2Пет. 1:3) дарована нам в виде «всякого рода премудрости и разумения». Под «премудростью» нужно разуметь способность проникать умом в самую сущность и достоинство вещей, а под «разумением» – способность правильно относиться к вещам, известный нравственный такт.

Еф.1:9. открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,

Новое доказательство любви Бога к людям. Бог открыл нам то, что составляло Его собственную тайну – тайну Его воли, что было тайно предрешено им относительно мира. Открыл Он эту тайну по благоволению Своему к людям, какое Он возымел к ним во Христе. Из этого мы можем заключать, что Бог теперь относится к нам как к Своим искренним друзьям, потому что тайнами делятся только те, кто стоит в дружеских отношениях между собою.

Еф.1:10. в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.

В чем же состояла эта тайна? «В устроение полноты времен», т. е. когда наступил назначенный Богом срок, когда все периоды, какие должны были предшествовать пришествию Христа, прошли (εις οικονομίαν в силу того, что смотрение или домостроительство о спасении людей пришло к концу), Бог решил все существующее привести снова в первоначальное нормальное состояние, в каком мир находился до падения («соединить под главою – Христом» – ανακεφαλαιοῦν собственно: объединить, привести разрозненные части к единству, но здесь, в отношении к делу Христа, это слово может значить и восстановить в первобытном состоянии). Это приведение в нормальное состояние есть следствие искупления, совершенного Христом и, начавшись с основания Церкви Христовой на земле, будет продолжаться в течении всего периода существования человечества на земле. Без сомнения, это действие не простирается на демонские силы, которые не искуплены: они не способны к восстановлению (понятие полного «восстановления» вообще чуждо Новому Завету).

Еф.1:11. В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей,

Еф.1:12. дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.

Еще новую милость мы получили от Бога во Христе: мы «стали наследниками», т. е. приобрели право на вступление в славное царство Божие и на обладание благами этого царства. К получению этого высокого права мы были предназначены свободною благою волею Бога. – «Дабы послужить..». Так велико это право наследников, что мы должны постоянно прославлять даровавшего нам это право Бога. – «Ранее уповали на Христа». Ап. говорит здесь о всех христианах вообще и называет их «ранее уповавшими» или, точнее, предуповавшими потому, что имеет в виду то обстоятельство, что полное исполнение христианских надежд последует только в будущем, когда будет даровано нам полное наследие (проф. Богдашевский). Прич. прош. времени здесь стоящее (προηλπικότας) обозначает не прошедший факт, но продолжающий свое существование.

Еф.1:13. В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,

Здесь Ап. обращается уже к тем христианам, которые будут читать его послание. – «В Нем», т. е. во Христе читатели послания «запечатлены обетованным Святым Духом», после того как услышав «слово истины» или «благую весть» о своем спасении, уверовали в эту весть («уверовав в него», т. е. во Христа – перевод неправильный, потому что везде в II-ой главе одна мысль присоединяется к другой, предыдущей, посредством местоимения ός, а здесь и стоит: εν ῶ). Самое «запечатление», как видно из контекста речи, есть акт не только внутренний, но и наблюдаемый вне, людьми посторонними (ср. 1Кор.9:2). Здесь Ап., несомненно, разумеет ниспослание благодати Духа Святого на верующих в праздник первой христианской Пятидесятницы (Деян.2) и последующее излияние духовных даров на вступавших в Церковь. Бог этими дарами отмечал христиан как людей святых, избранных.

Еф.1:14. Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.

«Который есть залог наследия нашего». Дух Святый, какой получали христиане, был еще только свидетельством того, что они со временем получат все те блага, какие обещал им Христос («наследие свое»), т. е. небесную славу. – «Для искупления удела Его». Здесь Ап. имеет в виду, как можно выводить из контекста речи, будущее искупление или освобождение «удела» Божия или общества верующих. Ведь пока мы, христиане, живем на земле, мы все еще не составляем исключительно владения Божия. Но со временем, благодаря дарованным нам силам благодати Св. Духа, мы должны освободиться от власти земных обстоятельств и тогда-то прославится Бог вполне. Впрочем это «освобождение» будет совершено не сразу, а постепенно.

Еф.1:15-23. Ап. знает, что Ефесяне имеют веру и любовь . Теперь он испрашивает у Господа, чтобы Он еще дал им вникнуть в великое значение христианской надежды . Пусть, с помощью посланных им от Бога премудрости и разумения, они поймут и самое существо этой надежды, и ее основание и, наконец, способ, каким она осуществляется. А чтобы самая эта надежда была в Ефесянах более твердою, Ап. указывает на то, что уже сделано Богом по отношению ко Христу: совершенное в этом отношении так велико, что христиане могут быть уверены в том, что Бог совершит и для них то, сравнительно малое, что составляет предмет их надежды.

Еф.1:15. Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,

«Посему», т. е. в виду дарования христианам многоразличных благословений (см. Еф.1 и сл.). – «И я» – подобно вам, т. е. принимая участие в вашей радости и благодарении за вышеуказанные благодеяния. – «Услышав» – по всей вероятности, от приходивших к нему из Ефеса христиан. – «Ко всем святым» – ко всем христианам.

Еф.1:16. непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,

Еф.1:17. чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,

Ап. благодарит постоянно Бога за то, что Ефесяне сделались участниками божественных благословений. Он вспоминает о них и в молитвах, т. е. молится за них, чтобы Бог дал им Духа премудрости и откровения. – «Бог Господа», т. е. Бог Христа по Его человеческой природе. – «Отец славы» – Которому принадлежит слава или величие, как никому еще, от Которого исходит это величие (ср. 1Кор.2:8). – «Духа премудрости и откровения». Дух Св. уже принадлежит христианам (Еф.1:13) и молиться о Его даровании нет нужды. Поэтому выражение: «чтобы дал...» лучше перевести так: «чтобы Бог сделал пребывающий уже в вас Дух Духом, производящим в вас премудрость и откровение». «Премудрость» – см. Еф.1:8. – «Откровения» – конечно, не откровения о чем-либо новом в религиозном отношении, а о снятии с нашего разумения всяких, мешающих нам ясно понимать величие христианства, покрывал (ср. 1Кор.2:10). – «К познанию Его» – точнее: в познании Его (εν επιγνώσει αυτοῦ). Слова эти лучше отнести к следующему стиху.

Еф.1:18. и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,

«И просветил..». В области ведения о Боге («в познание Его» – Еф.1:17) пусть Ефесяне обладают «просвещенными очами сердца», т. е. пусть они совершенно светлыми глазами души («сердце» – центральное седалище и центральный орган личной жизни Рим.10:10) познают Бога. – «Дабы вы познали..». Прежде всего это просвещение душевных очей в области познания Бога нужно для того, чтобы Ефесяне познали, «в чем состоит надежда призвания Его», т. е. в чем заключается предмет христианской надежды, которая основывается на божественном призвании (ср. Рим.8:24). – «И каково богатство..». Здесь определяется, в чем именно состоит предмет христианской надежды: это – «наследие» Божие, чрезвычайно величественное, которым пользуются и будут пользоваться святые Божии («для святых» – точнее: «среди святых». «Святые» – здесь в собственном смысле, а не вообще христиане).

Еф.1:19. и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,

Наконец, просвещенные очи сердца нужны христианам для того, чтобы понять, как велико могущество Божие, проявляющееся уже в настоящее время на нас, верующих. – «По действию державной силы Его». Слова эти естественнее относить к выражению 20-го стиха и таким образом здесь видеть ту мысль, что великое могущество Божие проявляется в отношении к верующим сообразно тому действию державной силы Божией, которою Бог действовал в отношении ко Христу (см. след. стих).

Еф.1:20. которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,

В отношении ко Христу державная сила Божия проявилась в том, что Бог воскресил Христа из мертвых (см. Рим. 8:11) и посадил Его – как прославленного человека (по Божеству Своему Господь Иисус Христос никогда не покидал Божественного трона. Златоуст) – на небесах по правую руку от Себя (см. 1Цар.20:25; 3Цар.2:19; Пс.109:1).

Еф.1:21. превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,

Несомненно, что здесь речь идет не о земных властях, а об ангельских чинах: в предыдущем стихе сказано уже, что Бог посадил Христа на небесах. Конечно, здесь разумеются только добрые ангелы, потому что здесь Ап. говорит о возвышении Христа, а не о победе Его над силами ада. Некоторые толкователи (напр. проф. Богдашевский) полагают, что перечисление чинов ангельских идет здесь в восходящем порядке. – «И всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем». Ап. хочет сказать, что Христос выше всех чинов ангельских, о существовании каких мы знаем уже, и всяких иных, о которых мы узнаем только в будущей жизни (Бл. Феодорит). – «Век сей» – время до второго пришествия Христа, а «век будущий» – будущая жизнь.

Еф.1:22. и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,

См. Пс.8:5-7. – «И поставил Его выше всего, главою Церкви». Правильнее перевести с греческого нужно так: «и Его (Христа) дал, как главу над всем, Церкви». Только, конечно, в этом случае нужно добавить, что Христос дан Церкви не только как дар (Рим.5:15), но тоже как Глава. Церковь особенно возвышается чрез то, что ей дана такая Глава, которая является главою всего существующего.

Еф.1:23. которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.

Чтобы показать особую близость Церкви ко Христу, Ап. называет ее «телом Христовым». Христос есть голова, а Церковь – тело. Если из головы идут все нервы, управляющие движениями тела, то и от Христа Церковь получает все силы для своей жизни. – «Полнота наполняющего все во всем». Это выражение одни толкователи (Златоуст, бл. Феофилакт) понимают как обозначение значения Церкви – (полнота – πλήρωμα в действ. значении), говоря, что Церковь восполняет собою Христа, хотя Христос Сам наполняет все. Другие (напр. проф. Богдашевский) понимают это выражение в страдательном значении («полнота» – то, что наполняется или наполненное. Параллельные выражению πλήρωμα есть выражения άγγελμα, κήρυγμα, тоже имеющие страдательное значение). Последнее мнение представляется более правильным, потому что везде в рассматриваемой главе речь идет о том, что Церковь получила , а не о том, что она сама дает . – «Наполняющего все во всем». По более распространенному толкованию, Ап. говорит здесь о том, что Церковь есть полнота Того, Кто весь мир наполняет всеми предметами, находящимися в мире. Но с таким толкованием трудно согласиться главным образом потому, что, с принятием его, мы уменьшим значение Церкви. В самом деле, что особенного будет в том, что Церковь наполняется Христом, как и весь мир? Лучше поэтому принять выражение εν πᾶσιν (по-русски: перев. во всем ) как мужской род и видеть здесь указание на отдельные лица – на членов Церкви, а под выражением «все» (τά πάντα) понимать все стороны деятельности этих «всех» лиц. Таким образом, все это выражение можно передать так: «Наполняющего или исполняющего всех членов Церкви во всех сторонах их внутренней жизни». Все же выражение «полнота Наполняющего...» всего естественнее, вместе с Богдашевским, изъяснять так. Церковь есть полное совершенство во всех отношениях. Но такова идея ее, а осуществление этой идеи совершается только постепенно в жизни верующих, чрез действие Христа. Христос (Своими благодатными силами) исполняет всех верующих, из полноты Его Церкви мы все восприемлем, что нам нужно для того, чтобы достигнуть «меры возраста исполнения Христова» (Еф.4:13).

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

1:3-14 Это единое изречение в греческом тексте, являющееся хвалой путей Божиих, кратко повторенное в Рим. 8,28-30. Хвала воздается избравшему нас Отцу (ст. 4-6), искупившему нас Сыну (ст. 7-12) и запечатлевшему нас Духу (ст. 13,14). Павел размышляет о предвечном избрании верующих, прощении их в настоящем веке и будущем их наследии. Ключ ко всему тексту - повторяющееся выражение "во Христе" или "в Нем", говорящее о тесном единстве, которое Бог утвердил между Христом и Своим избранным, прощенным и запечатленным народом.

1:3 в небесах. С этим местом соотносятся два из пяти других мест Послания к Ефесянам, где также присутствует это выражение. Христос был воскрешен из мертвых и посажен одесную Отца "на небесах", откуда Он управляет вселенной, будучи "выше всего, главою Церкви" (ст. 20,22). Более того, верующие тоже воскрешены и восседают с Ним "на небесах" (2,6). Через победу Христа над смертью верующим дарованы милости, за которые Павел благословляет Отца.

1:4 так как Он избрал нас в Нем. См. статью "Избрание и осуждение" . Павел ликует, что Бог избирает людей к общению с Собой (Рим. 8,29-33; 9,6-26; 11,5.7.28; 16,13; Кол. 3,12; 1 Фес. 1,4; 2 Фес. 2,13; Тит. 1,1). Некоторые полагают, что слова "в Нем" означают, что Бог решил избрать тех, кто, по предвидению Божию, уверует во Христа. Это не только вносит в текст мысль, которой там нет, но, более того, в другом послании Павел учит, что само пребывание "во Христе" уж есть состояние избранничества (1 Кор. 1,26-31). Павел прямо говорит, что предызбирающая любовь Божия основана на Его благоизволении (ст. 5,10; ср. Втор. 7,7.8), а не на чем бы то ни было, что мы сделали или сделаем (Рим. 9,11.16). "В Нем" скорее означает, что Божие избрание всегда имело в виду падший народ в союзе с его Искупителем (2 Тим. 1,9). См. 1 Пет. 1,18-21; Откр. 13,8. святы и непорочны. См. 5,27; Кол. 1,22. Бог намерен провести Своих избранных по всему пути: от духовной смерти во грехе (2,1-5) - к прощению грехов во Христе (ст. 7) и к окончательному устранению греха из их жизни (Рим. 8,29.30).

в любви. Если слова "в любви" относятся к предыдущему тексту, то они поясняют природу святости и непорочности, к которым призваны верующие (Ср. 3,17; 4,2.15.16; 5,2). Однако если они связаны со ст. 5, то указывают, что предопределение - это не просто действие Божиего изволения, но и акт любви. Такое прочтение, вероятно, более истинно и совпадает с 2,4.

1:5 усыновить. См. Рим. 8,14-17,29; Гал. 3,26.27; статью "Усыновление".

1:6 Мысль о всесильной любви Божией ведет не к чувству страха и неотвратимости, а к выражению безграничной хвалы (ст. 12,14) перед безграничной милостью Бога, у Которого есть не только сила, но и желание привести духовно мертвых в живое общение с Собой (см. ком. к 2,1-10).

благодати Своей... в Возлюбленном. Это ассоциируется с Кол. 1,13, но рассматривает и Искупителя как объект Божиего избрания и любви (1 Пет. 1,18-21; Откр. 13,8). Речь о благодати доминирует в ст. 6-8.

1:7 См. Кол. 1,14; 2,13 и ком.

искупление. Освобождение (обычно из рабства или плена) посредством выкупа. Об искуплении, которое еще грядет, см. ст. 14; 4,30.

1:9 тайну Своей воли. См. 3,3.5.6.10 и ком.; Кол. 1,27.

1:10 в устроении полноты времен. Здесь не только обращенность к будущему. Христос уже приходил, принеся искупление и усыновление (Гал. 4,4). Благодаря Своей смерти и воскресению Он уже принял главенство над Церковью и, хотя и незримо, правит вселенной (Деян. 2,32-36; Кол. 1,15-20). Тем не менее, главное в этом стихе - сосредоточенность на будущем. Павел говорит, что видимое единство Церкви - это предвкушение будущего соединения под властью Христа вся и всех. Поэтому апостол подчеркивает единство в Церкви иудеев и язычников (ст. 11-14; 2,11-22) и действенную любовь среди христиан (4,2.15; 4,32 - 5,2.21-23). Тема ст. 9-12 подробнее изложена в 3,2-12.

1:11-14 Павел предвосхищает то, что он скажет в 3,6: что иудеи и язычники - "сонаследники" обетования во Христе. Современные Павлу верующие иудеи, которые "ранее уповали на Христа" (ст. 12), стали таковыми по воле Божией и служат к похвале Божией славы. Язычники, отозвавшиеся на проповедь Евангелия, получили то же обетование, какое было дано Израилю - дар Духа Святого - и это также должно послужить к похвале Божией славы.

1:11 Совершающего все по изволению воли Своей. Воля Божия объемлет все.

1:13 запечатлены. Подобно неизгладимому следу, оставляемому царской печатью, Дух Святой - это сокровенный знак Божией собственности на Его народе.

обетованным Святым Духом. По словам Иисуса (Лк. 24,49), Дух Святой является обетованием Отца. Это обетование распространяется на язычников наравне с иудеями на основании их веры во Христа (Иез. 36,26.27; Иоил. 2,28; Ин., гл. 14 - 16; Деян. 1,4-5; 2,33.38.39; Гал. 3,14;4,6).

1:14 залог. Дарование Духа - не только исполнение обещания Божия пребывать со Своим народом, но и залог того, что Бог приведет Свой народ к конечному наследию. Дар Духа - порука и предвкушение славы будущего века (Рим. 8,18-23).

удела Его. Ветхий Завет учит, что Бог выбирает некий народ Себе в наследие (Втор. 32,9; Пс. 32,12), выкупает его из рабства и делает Своей собственностью (Исх. 19,5; Втор. 7,6). Павел прилагает это понятие к язычникам наравне с иудеями (ср. 1 Пет. 2,9).

1:15 Посему и я, услышав о вашей вере. См. Введение: Время и обстоятельства написания. Служение Павла в ефесской церкви продолжалось более двух лет, хотя к моменту написания послания прошло, возможно, лет пять как он покинул Ефес. Ясно, что ефесская община значительно выросла с тех пор. С другой стороны, упоминание людей, о вере и любви которых он лишь слышал, можно расценить как указание на то, что послание было адресовано многим общинам (вне Ефеса), которые Павел не посещал.

1:19-23 В этих стихах - суть новозаветного учения о воскресении и воцарении Иисуса. Более того, привносят два важных момента в новозаветное понимание воскресения Иисуса и положения верующих. Во-первых, Павел говорит здесь, что та же сила, которая воскресила Иисуса из мертвых, действует в верующем (2,4.5; 3,16.17). Во-вторых, что Христос поставлен выше всего, "главою Церкви" (ст. 22). Христос не только занимает самое высокое положение во вселенной, - Он имеет его как представитель верующих (Кол. 3,3; Еф. 2,6) и правит вселенной в интересах (ради) Своей Церкви. Этическое учение послания сосредоточено на истине, что власть дается ради служения.

1:20-21 на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени. См. ком. к 3,10.

1:21 не только в сем веке, но и в будущем. См. 1 Кор. 15,24.

Приветствие (1–2). Благословение Бога за многие благодеяния, дарованные нам во Христе (3–14). Величие христианской надежды, которую верующие имеют во Христе (15–23)

Еф.1:1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе:

Еф.1:2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Приветствие, с каким здесь Ап. Павел обращается к читателям, походит на те приветствия, с какими он обращается к Коринфянам в 1-м и 2-м посланиях. – «Волею Божиею» – см. 1Кор.1:1. – «Апостол Иисуса Христа» – см. 1Пет.1:1. – «Святым и верным во Христе Иисусе». Христиане названы «святыми» в том смысле, что они представляют собою выделенное из грешного мира общество. Они «верны» Богу, т. е. твердо стоят в вере. Тем и другим они обязаны «Христу Иисусу» (см. Рим.1:1): благодаря Его заслугам, они стали святы и с помощью Его благодати сохраняют верность призвавшему их Богу. – «Благодать и мир» – см. Рим. 1и 1Пет.1:2. – «Отца нашего» – см. Мф.6:9.

Еф.1:3-14. Начиная первую, догматическую, часть своего послания, Ап. в форме восхваления Бога дает читателям общее изображение величия христианства. Прежде всего он говорит, что христианство имеет предвечное основание: мы, христиане, избраны Богом прежде сложения мира во Христе Иисусе к ближайшему общению с Богом. Потом Ап. указывает на то, что мы искуплены кровью Христа от грехов, получили высокую мудрость от Бога и во Христе уже вступили в теснейшее единение с Богом – даже получили печать того, что мы стали наследниками небесного блаженства.

Еф.1:3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,

«Благословен Бог и Отец..». См. 2Кор.1:3. Ап. прежде всего говорит с Еф.1по Еф.1о том, что Бог сделал для христиан в доисторическое время, или, можно сказать, от вечности. Он «благословил», т. е. назначил нам во Христе, – Который здесь мыслится как существовавший до Своего воплощения, от самой вечности, – «всякие», т. е. касающиеся всех сторон нашего существа, «благословения». – «Духовным», – т. е. принадлежащим к высшей, божественной, духовной области бытия. В Нов. Завете слово «духовный» обыкновенно употребляется для обозначения высшего, божественного происхождения какого-либо явления. – «В небесах». Самое действие благословения имело место на небе (ср. ст. 4-й: «прежде создания мира»).

Еф.1:4. так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,

«Благословение» – это не первое дело, за которое Ап. хочет благодарить Бога. В основе этого «благословения» лежит «избрание» (так как – по греч. стоит κατώς собственно: cогласно с тем как , но здесь, как можно заключать из контекста речи, этот союз имеет значение союза причины ср. Рим. 1:28). – «В Нем», т. е. во Христе. Христос, Сын Божий, уже от вечности был избран Богом для совершения спасения людей, и мы точно также, благодаря этому, уже от вечности были предизбраны Богом к тому, чтобы составить общество верующих. – «Святы и непорочны» – не в смысле нашего нравственного самоусовершенствования, а, как видно из контекста речи, в общем смысле: мы предназначены составить из себя общество избранных Божиих, которые освящаются кровью Христа. – «Пред Ним», т. е. назначены на служение Богу. – «В любви». Так как здесь речь идет вообще об отношении Бога к нам, то лучше разуметь здесь не нашу любовь, а любовь Бога к людям. Многие древние и новые толкователи относят это выражение к 5-му стиху, что представляется более вероятным, так как иначе это выражение слишком было бы отдалено от глагола, к которому оно только и могло бы относиться («избрал»).

Еф.1:5. предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,

«Предопределив». В одно время с избранием совершилось и наше предназначение к усыновлению Богу во Христе. О «предопределении» – см. Рим.8:29. Здесь Ап. прибавляет, что это предопределение основано на любви Бога к нам. – «Усыновить». Понятие «усыновления» было известно и в Ветхом Завете (Исх.4:22; Втор.14:1), но там это усыновление было уделом народа как единого целого, а в Новом Завете оно дается каждому верующему в отдельности (Гал.4:7). – «По благоволению воли Своей». По толкованию св. Иоанна Злат., под «благоволением» нужно разуметь «сильное хотение нашего спасения». При этом нужно сказать, что это «хотение» или решение является совершенно свободным (ср. Лк.2:14). По отношению к «хотению» любовь Божия, о которой Ап. сказал в начале стиха, является его внутреннею основою.

Еф.1:6. в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном,

«В похвалу». Нельзя сказать, что Бог имел прямой целью в Своем деле по отношению к людям Свое прославление: это противоречило бы ранее указанному мотиву действий Божиих, каким является любовь. Здесь Ап. только указывает на то, что должно явиться естественно само собою, как совершенно нормальное последствие действий Божиих. – «Славы благодати». Выражение «славы» представляет собою определение к слову «благодати». «Благодать», т. е. расположение Бога к людям, является как славная, величественная, и мы естественно восхваляем ее. – «Которою Он облагодатствовал нас». Эти слова представляют собою переход к следующему изображению того состояния, в каком христиане уже находятся (Ранее шла речь о том, что было сделано для них Богом до их действительного призвания в Церковь). Бог теперь «облагодатствовал», т. е. подарил нам в изобилии Свою благодать (ср. Ин. 1:16). По толкованию Златоуста и нек. др. древних толкователей, здесь дана и мысль о том, что Бог Своею благодатью сделал нас любезными или приятными Себе, – конечно, чрез то, что Сын Его очистил Своею кровью нас от всякого греха. – «В Возлюбленном». Согласно с контекстом речи, это выражение следует понимать как обозначение «возлюбленного нами». Такое понимание стоит в соответствии и с заключительными словами послания (см. Еф.6:24).

Еф.1:7. в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,

От предвечного действия благодати Божией Ап. переходит к изображению ее действия в настоящее время. – Во Христе («в Котором» – относится к выражению Еф.1:5: «чрез И. Христа») «мы имеем искупление» (о значении этого слова см. Рим.3:24), а плодом этого искупления, совершенного сразу для всех людей, является «прощение грехов» каждого из нас в отдельности. Это «прощение» нельзя понимать как только акт юридический, а нужно видеть в нем действительное отнятие от нас греха, очищение греха (ср. Мф.26:28; Лк.1:77; Рим.5:1). Но то и другое соответствует («по богатству») богатой благодати Божией: благодать Божия – это величайшая сила Божия, подающая нам множество духовных сил.

Еф.1:8. каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,

«Каковую Он в преизбытке даровал нам». Благодать или, как выражается Ап. Петр, божественная сила (2Пет. 1:3) дарована нам в виде «всякого рода премудрости и разумения». Под «премудростью» нужно разуметь способность проникать умом в самую сущность и достоинство вещей, а под «разумением» – способность правильно относиться к вещам, известный нравственный такт.

Еф.1:9. открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,

Новое доказательство любви Бога к людям. Бог открыл нам то, что составляло Его собственную тайну – тайну Его воли, что было тайно предрешено им относительно мира. Открыл Он эту тайну по благоволению Своему к людям, какое Он возымел к ним во Христе. Из этого мы можем заключать, что Бог теперь относится к нам как к Своим искренним друзьям, потому что тайнами делятся только те, кто стоит в дружеских отношениях между собою.

Еф.1:10. в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.

В чем же состояла эта тайна? «В устроение полноты времен», т. е. когда наступил назначенный Богом срок, когда все периоды, какие должны были предшествовать пришествию Христа, прошли (εις οικονομίαν в силу того, что смотрение или домостроительство о спасении людей пришло к концу), Бог решил все существующее привести снова в первоначальное нормальное состояние, в каком мир находился до падения («соединить под главою – Христом» – ανακεφαλαιοῦν собственно: объединить, привести разрозненные части к единству, но здесь, в отношении к делу Христа, это слово может значить и восстановить в первобытном состоянии). Это приведение в нормальное состояние есть следствие искупления, совершенного Христом и, начавшись с основания Церкви Христовой на земле, будет продолжаться в течении всего периода существования человечества на земле. Без сомнения, это действие не простирается на демонские силы, которые не искуплены: они не способны к восстановлению (понятие полного «восстановления» вообще чуждо Новому Завету).

Еф.1:11. В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей,

Еф.1:12. дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.

Еще новую милость мы получили от Бога во Христе: мы «стали наследниками», т. е. приобрели право на вступление в славное царство Божие и на обладание благами этого царства. К получению этого высокого права мы были предназначены свободною благою волею Бога. – «Дабы послужить..». Так велико это право наследников, что мы должны постоянно прославлять даровавшего нам это право Бога. – «Ранее уповали на Христа». Ап. говорит здесь о всех христианах вообще и называет их «ранее уповавшими» или, точнее, предуповавшими потому, что имеет в виду то обстоятельство, что полное исполнение христианских надежд последует только в будущем, когда будет даровано нам полное наследие (проф. Богдашевский). Прич. прош. времени здесь стоящее (προηλπικότας) обозначает не прошедший факт, но продолжающий свое существование.

Еф.1:13. В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,

Здесь Ап. обращается уже к тем христианам, которые будут читать его послание. – «В Нем», т. е. во Христе читатели послания «запечатлены обетованным Святым Духом», после того как услышав «слово истины» или «благую весть» о своем спасении, уверовали в эту весть («уверовав в него», т. е. во Христа – перевод неправильный, потому что везде в II-ой главе одна мысль присоединяется к другой, предыдущей, посредством местоимения ός, а здесь и стоит: εν ῶ). Самое «запечатление», как видно из контекста речи, есть акт не только внутренний, но и наблюдаемый вне, людьми посторонними (ср. 1Кор.9:2). Здесь Ап., несомненно, разумеет ниспослание благодати Духа Святого на верующих в праздник первой христианской Пятидесятницы (Деян.2) и последующее излияние духовных даров на вступавших в Церковь. Бог этими дарами отмечал христиан как людей святых, избранных.

Еф.1:14. Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.

«Который есть залог наследия нашего». Дух Святый, какой получали христиане, был еще только свидетельством того, что они со временем получат все те блага, какие обещал им Христос («наследие свое»), т. е. небесную славу. – «Для искупления удела Его». Здесь Ап. имеет в виду, как можно выводить из контекста речи, будущее искупление или освобождение «удела» Божия или общества верующих. Ведь пока мы, христиане, живем на земле, мы все еще не составляем исключительно владения Божия. Но со временем, благодаря дарованным нам силам благодати Св. Духа, мы должны освободиться от власти земных обстоятельств и тогда-то прославится Бог вполне. Впрочем это «освобождение» будет совершено не сразу, а постепенно.

Еф.1:15-23. Ап. знает, что Ефесяне имеют веру и любовь . Теперь он испрашивает у Господа, чтобы Он еще дал им вникнуть в великое значение христианской надежды . Пусть, с помощью посланных им от Бога премудрости и разумения, они поймут и самое существо этой надежды, и ее основание и, наконец, способ, каким она осуществляется. А чтобы самая эта надежда была в Ефесянах более твердою, Ап. указывает на то, что уже сделано Богом по отношению ко Христу: совершенное в этом отношении так велико, что христиане могут быть уверены в том, что Бог совершит и для них то, сравнительно малое, что составляет предмет их надежды.

Еф.1:15. Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,

«Посему», т. е. в виду дарования христианам многоразличных благословений (см. Еф.1 и сл.). – «И я» – подобно вам, т. е. принимая участие в вашей радости и благодарении за вышеуказанные благодеяния. – «Услышав» – по всей вероятности, от приходивших к нему из Ефеса христиан. – «Ко всем святым» – ко всем христианам.

Еф.1:16. непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,

Еф.1:17. чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,

Ап. благодарит постоянно Бога за то, что Ефесяне сделались участниками божественных благословений. Он вспоминает о них и в молитвах, т. е. молится за них, чтобы Бог дал им Духа премудрости и откровения. – «Бог Господа», т. е. Бог Христа по Его человеческой природе. – «Отец славы» – Которому принадлежит слава или величие, как никому еще, от Которого исходит это величие (ср. 1Кор.2:8). – «Духа премудрости и откровения». Дух Св. уже принадлежит христианам (Еф.1:13) и молиться о Его даровании нет нужды. Поэтому выражение: «чтобы дал...» лучше перевести так: «чтобы Бог сделал пребывающий уже в вас Дух Духом, производящим в вас премудрость и откровение». «Премудрость» – см. Еф.1:8. – «Откровения» – конечно, не откровения о чем-либо новом в религиозном отношении, а о снятии с нашего разумения всяких, мешающих нам ясно понимать величие христианства, покрывал (ср. 1Кор.2:10). – «К познанию Его» – точнее: в познании Его (εν επιγνώσει αυτοῦ). Слова эти лучше отнести к следующему стиху.

Еф.1:18. и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,

«И просветил..». В области ведения о Боге («в познание Его» – Еф.1:17) пусть Ефесяне обладают «просвещенными очами сердца», т. е. пусть они совершенно светлыми глазами души («сердце» – центральное седалище и центральный орган личной жизни Рим.10:10) познают Бога. – «Дабы вы познали..». Прежде всего это просвещение душевных очей в области познания Бога нужно для того, чтобы Ефесяне познали, «в чем состоит надежда призвания Его», т. е. в чем заключается предмет христианской надежды, которая основывается на божественном призвании (ср. Рим.8:24). – «И каково богатство..». Здесь определяется, в чем именно состоит предмет христианской надежды: это – «наследие» Божие, чрезвычайно величественное, которым пользуются и будут пользоваться святые Божии («для святых» – точнее: «среди святых». «Святые» – здесь в собственном смысле, а не вообще христиане).

Еф.1:19. и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,

Наконец, просвещенные очи сердца нужны христианам для того, чтобы понять, как велико могущество Божие, проявляющееся уже в настоящее время на нас, верующих. – «По действию державной силы Его». Слова эти естественнее относить к выражению 20-го стиха и таким образом здесь видеть ту мысль, что великое могущество Божие проявляется в отношении к верующим сообразно тому действию державной силы Божией, которою Бог действовал в отношении ко Христу (см. след. стих).

Еф.1:20. которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,

В отношении ко Христу державная сила Божия проявилась в том, что Бог воскресил Христа из мертвых (см. Рим. 8:11) и посадил Его – как прославленного человека (по Божеству Своему Господь Иисус Христос никогда не покидал Божественного трона. Златоуст) – на небесах по правую руку от Себя (см. 1Цар.20:25; 3Цар.2:19; Пс.109:1).

Еф.1:21. превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,

Несомненно, что здесь речь идет не о земных властях, а об ангельских чинах: в предыдущем стихе сказано уже, что Бог посадил Христа на небесах. Конечно, здесь разумеются только добрые ангелы, потому что здесь Ап. говорит о возвышении Христа, а не о победе Его над силами ада. Некоторые толкователи (напр. проф. Богдашевский) полагают, что перечисление чинов ангельских идет здесь в восходящем порядке. – «И всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем». Ап. хочет сказать, что Христос выше всех чинов ангельских, о существовании каких мы знаем уже, и всяких иных, о которых мы узнаем только в будущей жизни (Бл. Феодорит). – «Век сей» – время до второго пришествия Христа, а «век будущий» – будущая жизнь.

Еф.1:22. и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,

См. Пс.8:5-7. – «И поставил Его выше всего, главою Церкви». Правильнее перевести с греческого нужно так: «и Его (Христа) дал, как главу над всем, Церкви». Только, конечно, в этом случае нужно добавить, что Христос дан Церкви не только как дар (Рим.5:15), но тоже как Глава. Церковь особенно возвышается чрез то, что ей дана такая Глава, которая является главою всего существующего.

Еф.1:23. которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.

Чтобы показать особую близость Церкви ко Христу, Ап. называет ее «телом Христовым». Христос есть голова, а Церковь – тело. Если из головы идут все нервы, управляющие движениями тела, то и от Христа Церковь получает все силы для своей жизни. – «Полнота наполняющего все во всем». Это выражение одни толкователи (Златоуст, бл. Феофилакт) понимают как обозначение значения Церкви – (полнота – πλήρωμα в действ. значении), говоря, что Церковь восполняет собою Христа, хотя Христос Сам наполняет все. Другие (напр. проф. Богдашевский) понимают это выражение в страдательном значении («полнота» – то, что наполняется или наполненное. Параллельные выражению πλήρωμα есть выражения άγγελμα, κήρυγμα, тоже имеющие страдательное значение). Последнее мнение представляется более правильным, потому что везде в рассматриваемой главе речь идет о том, что Церковь получила , а не о том, что она сама дает . – «Наполняющего все во всем». По более распространенному толкованию, Ап. говорит здесь о том, что Церковь есть полнота Того, Кто весь мир наполняет всеми предметами, находящимися в мире. Но с таким толкованием трудно согласиться главным образом потому, что, с принятием его, мы уменьшим значение Церкви. В самом деле, что особенного будет в том, что Церковь наполняется Христом, как и весь мир? Лучше поэтому принять выражение εν πᾶσιν (по-русски: перев. во всем ) как мужской род и видеть здесь указание на отдельные лица – на членов Церкви, а под выражением «все» (τά πάντα) понимать все стороны деятельности этих «всех» лиц. Таким образом, все это выражение можно передать так: «Наполняющего или исполняющего всех членов Церкви во всех сторонах их внутренней жизни». Все же выражение «полнота Наполняющего...» всего естественнее, вместе с Богдашевским, изъяснять так. Церковь есть полное совершенство во всех отношениях. Но такова идея ее, а осуществление этой идеи совершается только постепенно в жизни верующих, чрез действие Христа. Христос (Своими благодатными силами) исполняет всех верующих, из полноты Его Церкви мы все восприемлем, что нам нужно для того, чтобы достигнуть «меры возраста исполнения Христова» (Еф.4:13).

Новое на сайте

>

Самое популярное