Домой Диарея Путешествие роберта пири на северный полюс. Так кто открыл Северный полюс? Кук vs Пири 1909 роберт пири открытие

Путешествие роберта пири на северный полюс. Так кто открыл Северный полюс? Кук vs Пири 1909 роберт пири открытие

Биография Роберта Пири, как увлекательная повесть, насыщенна интересными событиями, историческими фактами, научными исследованиями и путешествиями.

В истории географических открытий американец Роберт Пири навсегда останется первопроходцем и открывателем Северного полюса.

Детство и юношеские годы

Родился Пири Роберт Эдвин 6 мая 1856 года в городе Крессон (штат Пенсильвания). Роберт был единственным ребенком в хорошо обеспеченной семье. Его отец, Чарльз Пири, славился на всю округу мастерством изготовления бочек, что позволяло жить семье ни в чем не нуждаясь. Но когда Роберту было 3 года, от воспаления легких отец скоропостижно умирает.

Семья не бедствует, отец оставляет приличное по тем временам состояние в 12 тысяч долларов. Однако, несмотря на достаток и размеренную светскую жизнь, вдова Пири покидает Крессон и переезжает к сестре в Мэн. В этом городке и проходят детские, и юношеские годы Роберта.

Мальчик учится в школе и считается прилежным учеником. Жажда познания естественных наук и тяга к географии, увлекают Пири со школьной скамьи. С аттестатом об окончании школы, юный Роберт поступает в Боудинский колледж, в котором без труда получает профессию чертежника-геодезиста.

Молодой инженер успешно применяет свои знания в картографии, подает документы, и поступает на службу в Управление береговой службы. Работает заместителем главного инженера в Никарагуа и на строительстве будущего Панамского канала.

Годы жизни и странствий

Роберту Пири, как многим великим людям, присуще постоянное состояние распутья и неопределенности. Ему было сложно сделать выбор между мечтами об увлекательном будущем и обыденной серостью заурядного инженера. О своей неудовлетворенности Пири пишет в дневниках и письмах к друзьям.

Заветное желание сделать великое открытие и жажда приключений берут в итоге верх над обыденностью, и в 1886 году Роберт собирается в поездку по Гренландии. После этого путешествия Пири окончательно «заболевает» Арктикой. Мысль о создании большой, профессиональной полярной экспедиции, через весь ледниковый щит Гренландии, не дает покоя Пири. Он начинает сбор денег, которые покроют расходы экспедиции.


По мере планирования экспедиции, растут необходимые расходы и сбор средств отнимает значительно больше времени, чем предполагал путешественник.

Лишь в 1892 году экспедиция Роберта Пири пересечет северо-запад далекой Гренландии, что принесет путешественнику признание, популярность и славу по всей Америке.

При поддержке богатых меценатов, в 1898 году Роберт создает «Арктический клуб Пири», что заряжает его энергией и поднимает боевой дух. В 1902 году путешественник добирается до своей заветной цели – северного мыса Гренландии.

В 1905 году, при поддержке членов арктического клуба, Роберт Пири строит судно «Рузвельт», которое предназначено для путешествия до высшей точки Арктики.


Арктическое судно — Рузвельт

6 сентября 1909 года покоритель северных высот с четырьмя своими друзьями доходит до Арктики. Они устанавливают флаг Соединенных Штатов Америки на самой высокой точке полюса и в подтверждение делают 30 фото.

В то время Пири еще не знает, что другой опытный путешественник, Фредерик Кук, побывал на полюсе намного раньше него (21 апреля 1908 года).

Предоставленные Пири доказательства, что средств Кука могло хватить только на половину пути, сыграло ключевую роль. Кук не сумел предоставить необходимых доказательств своего пребывания в наивысшей точке Арктики.

После всех споров и разбирательств, Пири был признан первопроходцем Арктики. Роберт Пири был награжден Золотой медалью географического сообщества, получил звание контр-адмирала американского флота и персональное жалованье в размере 6000 долларов в год.


Семья и личная жизнь

В 1882 году будущий путешественник знакомится в Вашингтоне с Джозефиной Дибич. Джози была в возрасте 19 лет и о венчании в таком возрасте не могло быть и речи. Их свадьба состоится через шесть лет после знакомства, в 1888 году.

У супругов Пири родится трое детей. Интересным фактом является то, что первая дочь появилась на свет в суровых климатических условиях Севера. Второй ребенок, девочка, родившись на материке, проживет всего семь месяцев, и умрет от инфекции. Третьим ребенком четы Пири был сын, которого назвали именем отца.

Роберт не был хорошим мужем. После одной из полярных экспедиций, у него рождается внебрачная дочь. Потомки этого «греха» до настоящего времени живут в Гренландии.

Роберт Пири долго болеет, и умирает в 1920 году от лейкоза. Его законная супруга Джозефина, переживет мужа на 35 лет.

Основные и значимые даты жизни

Будучи богатым человеком, с хорошим образованием и престижной работой, Роберт Пири мог бы прожить беспечную жизнь. Но жажда путешествий и открытий гнали его в походы и странствия. Он оставил потомкам тысячи фотографий своих северных странствий, интересные и подробные записи в дневниках.

  • 1886 год – Пири впервые исследовал ледяной слой Гренландии;
  • 1891-1892 годы – пересекает Гренландию, и достигает залива Независимости;
  • 1900 год – совершает попытку добраться до Северного полюса от мыса Хекла;
  • 1909 год – отправляется с собачьей упряжкой от мыса Колумбия на север, и достигает Северного Полюса.

Имя Роберта Эдвина Пири вписано в историю географических исследований, как первопроходца и открывателя Северного полюса. Его имя носит пролив на севере Канадского Арктического архипелага.

Роберт Пири родился в городе Крессон, в 80 милях к востоку от Питтсбурга. Позже он переехал в штат Мэн, где окончил школу в Портленде и Боудин-колледж в Брунсвике. Вступил в состав ВМС США, и служил первоначально в Панаме, где познакомился с Мэтью Хенсоном, афроамериканцем, который стал его бессменным секретарём и помощником.

В 1886 году Пири предпринял первую поездку в Гренландию, огласив план пересечения ледникового покрова этого острова на санях. Однако в 1888 году первым Гренландию пересёк Фритьоф Нансен.

С 1890-х годов Пири стал последовательно изучать опыт выживания и передвижения в Арктике, используемый эскимосами, чей опыт и услуги он постоянно использовал в экспедициях. В экспедициях 1891-1892 и 1893-1894 годов его сопровождал норвежский полярник Эйвин Аструп. Пири отказался от использования палаток и спальных мешков, взамен взяв практику строительства стационарных иглу, которые могли многократно использоваться. Охотники, каюры и проводники-эскимосы стали постоянными членами его экспедиций. Пири, кроме того, создал так называемую «систему Роберта Пири»: организация перевалочных баз, на которые опирается исследовательский отряд. Так же он сформулировал несколько правил и условий, без которых по его словам успех экспедиции может быть под сомнением.

Роберт Пири должен пройти через льды к самой северной точке на материке, откуда он мог бы вернуться обратно в следующем году.

Во время зимовки вести интенсивную охоту, чтобы у участников экспедиции всегда имелся запас свежего мяса.

Взять с собой на 60 % больше собак, чем потребуется.

Подобрать трудоспособных, выносливых и, безусловно, преданных общему делу людей, в числе которых обязательно должны быть эскимосы, как наиболее приспособленные к суровым условиям Арктики.

Предварительно доставить к месту выхода экспедиции в санный поход достаточно провианта, топлива, одежды, походных кухонь, и других предметов снаряжения, дабы главная партия смогла дойти до полюса, а вспомогательные отряды до места назначения и обратно.

Лучшие дня

Тщательно проверить и испытать каждый предмет снаряжения, убедиться, что он наилучшего качества, и имеет минимальный вес.

Экспедиция должна быть обеспечена лучшим типом саней.

Начальник экспедиции должен пользоваться абсолютным авторитетом у всех участников экспедиции, дабы любое его приказание беспрекословно выполнялось.

В промежутках между экспедициями Пири возвращался на родину в США. Возвращался только для того, чтобы подготовить новую экспедицию. Он прожил среди эскимосов на крайнем севере Гренландии около полутора десятков лет. Во время одной из экспедиций Пири отморозил ноги. Пришлось ампутировать восемь пальцев. Но этот несчастный случай не смог сломить упорства путешественника.

Последующие экспедиции

В 1895 году Пири предпринял экспедицию для исследования северной оконечности Гренландии, и впервые попытался достигнуть Северного полюса. Экспедиция была неудачной, Пири от обморожения потерял восемь пальцев на ногах. Только в 1900 году он достиг мыса Пири, который, как он считал, был крайней точкой поверхности Северного полушария. В 1898 году команда Пири встретилась с экспедицией Отто Свердрупа, работавшей в Арктике до 1902 года. Личной встречи выдающихся полярников не получилось: Пири обвинил Свердрупа в желании достичь Северного полюса, отняв у него заслуженную славу. Об этом писал Свердруп в своей книге «Новые земли: четыре года в Арктике», Пири никогда не упоминал об этом эпизоде.

Экспедиция к Северному полюсу

Основная статья: Арктическая экспедиция Пири (1908-1909)

Экспедиция Пири 1908-1909 гг. - шестая арктическая экспедиция Роберта Пири и его третья попытка достигнуть Северного полюса, успешно завершившаяся 6 апреля 1909 года. По словам руководителя, завершала его 23-летнюю борьбу за покорение Северного полюса. Экспедиция ставила перед собой сугубо спортивные задачи, поэтому её вклад в развитие науки невелик. Сразу после возвращения достижение Пири было поставлено под сомнение Ф. Куком, который заявил, что достиг Северного полюса ранее - 21 апреля 1908 года. Точка в этом споре не поставлена по сей день, а во второй половине ХХ в. распространились версии, что Пири вообще не достиг Северного полюса.

Наследие

Пири никогда не скрывал, что его экспедиции были официальными предприятиями под патронатом истеблишмента и правительства США. По этой причине он чрезвычайно болезненно отнёсся к сообщениям Фредерика Кука, что он достиг полюса ещё 21 апреля 1908 года, и сделал всё от себя зависящее, чтобы дискредитировать Кука. В 1911 году постановлением Конгресса США Пири был возведён в звание контр-адмирала и удостоен правительственной пенсии. При этом указывалось, что причиной были выдающиеся заслуги в исследовании Арктики (о покорении Северного полюса не упоминалось). Пири похоронен на национальном Арлингтонском кладбище.

Семья

Жена - Жозефина Дибич Пири

Дочь - Мэри Анигито Пири (родилась в Гренландии во время экспедиции 1893 года, второе имя - в честь 20-тонного метеорита, найденного Пири, и перевезённого в Нью-Йорк).

Сын - Роберт Эдвин Пири-младший

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Роберт Эдвин Пири (1856—1920) - американский путешественник, исследователь Арктики, совершивший несколько переходов через Гренландию. В 1908 - 1909 гг. на судне «Рузвельт» осуществил экспедицию к Северному полюсу.

Целью экспедиции было достижение Северного полюса, какие - либо научные цели не ставились. В состав экспедиции на момент ее отплытия из Синди 17 июля 1908 года входило 22 человека: Роберт Пири, начальник экспедиции; Роберт Бартлетт, капитан судна; Джорж Уордуэл, старший механик; доктор Гудсел, хирург; профессор Росс Марвин; Дональд Макмиллан, Джордж Боруп, Метью Хенсон - помощники начальника экспедиции; Томас Гашью, помощник капитана; Джон Мэрфи, боцман; Бэнкс Скотт, механик; Чарльз Перси, заведующий хозяйством; Уильям Причард, юнга; Джон Коннорс, Джон Коуди, Джон Барнз, Деннис Мэрфи, Джордж Перси - матросы; Джеймс Бентли, Патрик Джойс, Патрик Скинз, Джон Уайзмен - кочегары.

В начале августа 1908 года «Рузвельт» отплыл от мыса Йорк, приняв на борт несколько эскимосских семейств и около сотни собак для целей экспедиции, число которых позже увеличилось до 246 особей.

Судно «Рузвельт» было специально построено в США для экспедиции к Северному полюсу с учетом опыта, полученного Р. Пири в его предыдущих походах. В качестве дополнительных транспортных средств использовались шесть вельботов, сани в количестве 23 штук.

Продовольствие делилось на два вида: предназначенное для питания участников санных походов и предназначенное для питания на корабле во время пути туда и обратно и на зимней стоянке. Провиант, заготовленный для санных походов, должен обеспечивать максимум питательности при минимальном собственном весе, объеме и весе тары. Необходимыми продуктами питания для санного похода в Арктике в любое время года, независимо от температуры воздуха и длительности путешествия, Р.Пири считал пеммикан (концентрат, приготовленный из говядины, жира и сушеных фруктов), чай, сухари и сгущенное молоко. Питание на борту корабля и на зимней стоянке состояло из обычных продовольственных продуктов. Отличительной чертой экспедиций Пири является то, что никогда путешественники не брали с собой мясо, его добывали в ходе зимней охоты, таким образом, имелась возможность пополнять рацион свежим мясом. Запас питания состоял из следующих продуктов:

мука- 16 000 фунтов;

кофе- 1000 фунтов;

чай- 800 фунтов;

сахар- 10 000 фунтов;

бекон- 7000 фунтов;

сухари- 10000 фунтов;

сгущенное молоко-100 ящиков;

пеммикан- 30000 фунтов;

сушеная рыба- 300 фунтов,

соль.

В Хок-Харборе путешественников ожидало вспомогательное судно «Эрик» с 25 тоннами китового мяса на борту. В августе 1908 года на борт «Рузвельта» с указанного вспомогательного судна было перегружено около 300 тонн угля и 50 тонн моржового и китового мяса. Также было взято 3500 галлонов керосина и 1000 фунтов курительного табака. В Эта был оставлен запас угля в размере 50 тонн для обратного плавания «Рузвельта».

Р.Пири и заведующий хозяйством Перси разработали следующее меню зимнего режима питания.

Понедельник. Завтрак: каша, бобы, черный хлеб, масло, кофе. Обед: жареная печенка, макароны с сыром, хлеб с маслом, чай.

Вторник. Завтрак: овсяная каша, яичница с ветчиной, хлеб с маслом, кофе. Обед: солонина с зеленым горошком, пудинг, чай.

Среда. Завтрак: каша двух видов на выбор, рыба для матросов, колбаса для членов экспедиции, хлеб с маслом, кофе. Обед: жаркое с томатами, хлеб с маслом, чай.

Четверг. Завтрак: каша, яичница с ветчиной, хлеб с маслом, кофе. Обед: солонина с зеленым горошком, пудинг, чай.

Пятница. Завтрак: каша на выбор, рыба, рубленый шницель на правый борт (стол Пири и его ближайших соратников), хлеб с маслом, кофе. Обед: суп гороховый, рыба, пироги с клюквой, хлеб с маслом, чай.

Суббота. Завтрак: каша, тушеное мясо, хлеб с маслом, кофе. Обед: жаркое с томатами, хлеб с маслом, чай.

Воскресенье. Завтрак: каша, «бруз» (ньюфаундлендские сухари, сваренные с соленой треской), хлеб с маслом, кофе. Обед: кумжа, фрукты, шоколад.

Стандартный дневной рацион на одного человека в последнем марше к полюсу во всех экспедициях Пири состоял из 1 фунта пеммикана, 1 фунт сухарей, 4 унций сгущенного молока, S унции спрессованного чая, а так же 6 унций жидкого топлива (спирт, керосин). Дневной рацион собак состоял из фунта пеммикана.

Продовольственные склады были устроены у мыса Блэк-Кейп, а также в бухте Линкольн.

Экипировка участников экспедиции состояла из одежды и обуви, которые обычно используют эскимосы. По заметкам Пири, путешественники «в Арктике одевались практически так же, как эскимосы, вплоть до меховых чулок». Одежду для них шили эскимоски. У острова Турнавик на борт «Рузвельта» была принята партия лабрадорских меховых сапог. В очень холодную погоду путешественники надевали эскимосские кулеты (меховая куртка без пуговиц, надеваемая через голову) из песцовых или оленьих шкур, к которым пришивался отороченный песцовыми хвостами капюшон, защищающий лицо от холода. Также использовались куртки из мичиганской овчины. Путешественники носили атеа (рубаху из шкур оленят мехом вовнутрь, ее обычно носят летом), чулки из заячьих шкур, камики (сапоги из тюленьих шкур с подошвами из более толстой шкуры тюленя с квадратными ластами), меховые рукавицы.

Палатки, использовавшиеся в экспедиции, были сделаны из легкого брезента с полом, пришитым непосредственно к стенкам. Отверстие для входа было снабжено круглым клапаном, который затягивался шнурком, благодаря чему, по замечанию Пири, палатки были абсолютно непроницаемы для снега. Палатки имели пирамидальную форму с шестом в центре. Края палаток удерживались полозьями саней и лыжами, которые использовались в качестве распорок.

К концу осенней работы путешественники перестали пользоваться брезентовыми палатками и приступили к строительству на пути следования отрядов постоянные иглу из снега, в которых ночевали проходящие партии. Размеры иглу зависели от количества людей в отряде (иглу на троих имело пол 5х8 футов; на пятерых- 8х10 футов). Блоки для иглу, округленные с внутренней стороны, нарезались различных размеров: для нижнего ряда массивней и крупнее, чем для верхнего. Толщина стен зависела от плотности снега: если снег был уплотнен, то стена могла составлять несколько дюймов; если же он был рыхлым, то блоки нарезались толще. Иногда, по замечанию Пири, фундамент состоял из блоков 2- 3 фута длиной и 2 фута высотой, иногда размеры были иными. Снежные блоки укладывались по эллиптической окружности с уклоном внутрь, причем уклон возрастал по направлению вверх. Каждый блок удерживался на месте двумя соседними, кроме блока, закрывавшего отверстие в крыше. У подножия дома вырезали отверстие, для входа через которое из иглу выбрасывался снег, накопившийся при его постройке. В задней, более широкой части дома покатый снежный пол выравнивался, там делалось возвышения для сна. В передней части снег выгребался для обеспечения места для керосинок и кухонных принадлежностей.

В иглу люди спали на полу, не раздеваясь, подстелив шкуру мускусного быка и накрывшись легкой оленьей шкурой. В данной экспедиции спальными мешками Р.Пири не пользовался.

Прочее снаряжение включало в себя следующие предметы и приспособления: собачьи сбруи и сани, сделанные эскимосами; лесоматериалы, винтовки, патроны, дробовики с зарядами для них, спички, топоры, ножи, ножи для вскрытия консервных банок, иголки, нитки, керосинки, чайные кружки, охотничьи ножи, деревянный барабан и лот, проволоку, нож-пилу для постройки иглу, спиртовые печки, «кухонные ящики» (деревянные ящики, крышки которых откидываются и служат столом, с двумя керосинками с двойной горелкой). Кастрюлями служили донные части 5-галлоновых керосиновых банок, снабженные крышками. При упаковке банки опрокидываются вверх дном на керосинки, а кухонный ящик закрывается на петли.

Из медикаментов были взяты следующие лекарства и средства: кетгут, хирургически иглы, бинты, вата, хинин, танин, марля, жидкая мазь для пластырей, борная кислота, антисептический порошок для присыпки ран.

На случай форс-мажорных ситуаций в каждый из шести вельботов был уложен ящик с запас продовольствия на 7-10 дней: двенадцать 6-фунтовых банок пеммикана, две 25-фунтовые банки сухарей, две 5-фунтовые банки сахара, несколько фунтов кофе, несколько банок сгущенного молока, а также керосинка, 5 банок керосина по галлону каждая, винтовки, дробовики, патроны, заряды, некоторые медикаменты. Лодки были подвешены с полным комплектом весел, мачт и парусов на шлюпбалках. При отплытии из Эта основные продукты питания (чай, кофе, сахар, пеммикан, сухари), а также керосин были сложены на палубе у бортов, чтобы их можно было сбросить немедленно на лед, в случае если судно будет раздавлено.

Большие ящики, содержавшие банки с беконом, пеммиканом, мукой, путешественники использовали «наподобие гранитных глыб» при сооружении на мысе Шеридан трех домов 15х30 фунтов каждый. Все припасы были специально упакованы для этой цели в ящики определенных размеров. При возведении домов ящики ставились верхней частью внутрь, крышки с них были сняты, и содержимое вынималось по мере надобности, как с полок. Таким образом, дом представлял собой, по воспоминаниям Р.Пири, «нечто вроде бакалейной лавки».

В ходе экспедиции Пири использовал систему вспомогательных отрядов, которые на первом этапе прокладывали путь, создавали продовольственные базы и, выполнив эту роль, возвращались обратно, а главная небольшая партия шла по этому следу, сберегая силы для броска к конечной цели. Пири называл такой способ движения «системой Пири», хотя ее использовал Ф.П. Врангель в первой половине 19 века и многие европейские полярные исследователи, а также жители Крайнего Севера (чукчи, эскимосы).

Во время экспедиции к полюсу экспедиция столкнулась с некоторыми трудностям. Главной трудностью оказалась повышенная смертность собак во второй половине 1908 года (в августе собак было 246, в начале ноября 193, а в конце этого же месяца 160). Падеж собак Р.Пири связывал с недостаточной питательностью корма. Кроме того работу экспедиции осложняли отдельные случаи заболевания гриппом, хотя явление не имело массового характера.

Интенсивноохотиться в течение осени и зимы для обеспечения участников экспедиции свежим мясом.

Иметьсобак больше необходимой нормы, учитывая их убыль в 60%.

Руководительэкспедиции должен пользоваться доверием и быть авторитетом для других участников.

Предварительнодоставить к месту выхода в санный поход достаточное количество снаряжения, чтобы основной отряд смог дойти до полюса и обратно, а вспомогательные - до крайних северных пунктов своего маршрута.

Иметь большой запас саней лучшего типа.

Иметьдостаточное количество подразделений (вспомогательных отрядов), каждый под начальством опытного помощника.

Тщательно испытать все предметы снаряжения и убедиться, что они соответствуют целям, для которых предназначены.

Знать размеры нагрузки, которой можно подвергать каждого человека и собаку без риска для их здоровья.

Возвращаться тем же путем, по которому экспедиция шла на север, экономя силы и время.


Пири (Peary) Роберт Эдвин (1856-1920), американский полярный путешественник, адмирал (1911). В 1892 и 1895 пересек Гренландию. 6 апреля 1909 на собачьих упряжках достиг Северного полюса.

Пири Роберт Эдвин - полярный исследователь, адмирал (1911). В 1892 и 1895 годах пересек Гренландию. 6 апреля 1909 года на собачьих упряжках достиг района Северного полюса.

Пять раз шел Пири к вершине планеты и пять раз вынужден был поворачивать обратно. То незамерзающая открытая вода, то непроходимые торосы останавливали его.

В промежутках между экспедициями на год-другой он возвращался на родину в США. Возвращался только для того, чтобы подготовить новую экспедицию. В общей сложности он прожил среди эскимосов на крайнем севере Гренландии полтора десятка лет.

Пири родился в Крессон-Спрингсе (штат Пенсильвания) 8 мая 1856 года. Окончив школу первой и второй ступени в Портленде, он был принят в колледж Бодуэна в Брунсвике.

После окончания колледжа Пири работает чертежником в Береговой и геодезической службе США (г. Вашингтон). Вскоре он переходит в военно-морское ведомство и получает звание лейтенанта. Через три года его посылают в Никарагуа. В тропических лесах он проводил изыскания трассы канала через перешеек. После завершения этой работы Министерство предоставило Пири несколько месяцев отпуска, и он неожиданно для всех уехал в Гренландию.

В июне 1886 года китобойное суденышко "Игл" ("Орел") высадило Пири в Годхавне. Пири еще не задумывался всерьез о покорении полюса. Планы его были более скромными: пересечение Гренландии от западного берега до восточного.

В то время внутренняя часть Гренландии оставалась на картах белым пятном. Существовало мнение, что ледники только окаймляют остров, а за ними должны находиться обнаженные скальные участки с более мягким климатом, даже покрытые лесами.

Пири не смог добиться успеха. За 26 дней его отряд сумел продвинуться менее чем на 100 миль в глубь ледяной пустыни. Но гренландская экспедиция составила ему имя, а сам он безнадежно "заболел" Севером.

В 1891 году он вновь отправился в Гренландию. Свою цель он сформулировал так: "...достигнуть и определить северную границу Гренландии сухопутно, то есть пересечь внутренний лед". Но на подходах к месту зимовки, кусок льда заклинил руль судна, тяжелый железный румпель резко развернуло. Удар пришелся Пири по ногам. "Перелом обеих костей над лодыжкой", - определил врач экспедиции Ф. Кук.

Уже через полтора месяца Пири лично участвует в заброске продовольственных складов, которые должны обеспечить санные путешествия будущего года. А весной Пири отправился в поход и прошел по ледниковому щиту более 2000 километров, совершив двойное пересечение Гренландии в северной ее части.

В январе 1899 года Пири, готовя бросок к полюсу, в самое темное время полярной ночи решится забросить вспомогательный склад продовольствия. Его отряд будет неделю пробиваться к Форту-Конгер. В Форте-Конгер корабельный врач Томас Дедрик ампутирует ему обмороженные 8 пальцевна ногах, и вновь отряд будет пробиваться в ночи - теперь уже назад, к месту стоянки "Виндоуорда". Его 11 дней везли на нартах. А уже через месяц после ампутации он снова отправится к Форту-Конгер... на костылях. Что бы там ни было, весной они должны идти к полюсу!Спешка объясняется тем, что он хотел опередить норвежца Отто Свердрупа...

В 1892 году в своем отчете Филадельфийской академии наук Пири характеризовал доктора Кука как "неутомимого исследователя необычного народа, среди которого нам довелось жить", но самому Куку не разрешил опубликовать статью об этнографических исследованиях.

Всю свою жизнь Роберт Пири подчинил исполнению мечты о покорении полюса. Пири уже за пятьдесят, но он не хочет мириться с неудачами. У него появилось чувство, что покорение вершины планеты предначертано ему судьбой. Рузвельт называет Пири национальной надеждой.

В конце февраля 1909 года огромный караван уходит с мыса Колумбия: 19 нарт, 133 собаки, 24 человека. 1 марта в арьергарде стартует сам Роберт Пири...

О судьбе Пири мир ничего не знал до осени 1909 года. Только 7 сентября в Европу пришла победная телеграмма: "Звезды и полосы вбиты в полюс!" Как вы понимаете, "звезды и полосы" - это американский флаг, который Пири, по его словам, водрузил на полюсе 6 апреля 1909 года.

В тот день, когда телеграмма Пири достигла Европы, в Копенгагене уже чествовали покорителя Северного полюса... доктора Фредерика Кука! Он утверждал, что достиг вершины планеты 21 апреля 1908 года.

Казалось, Кук и Пири с полным основанием поделят между собой честь и славу первооткрывателей. Но Пири не мог смириться с тем, что он "только второй". Он слишком привык считать полюс своей собственностью. Уже одна из первых телеграмм Пири была объявлением войны: "Примите к сведению, что Кук просто надул публику. Он не был на полюсе ни 21 апреля 1908 года, ни в какое другое время..."И разразился скандал - беспрецедентный в истории географических открытий.

На стороне Пири стоял Арктический клуб, созданный им самим еще в 1898 году и носивший его имя. В состав клуба входили состоятельные и весьма влиятельные люди: президент Американского естественноисторического музея, президент крупнейшего банка Америки, железнодорожный магнат, владелец газет и многие другие. В течение десяти лет они субсидировали все экспедиции Роберта Пири. Можно сказать, они сделали ставку на него. Его успех был одновременно их успехом, его лавры отчасти и их лаврами. Но что такое эфемерные лавры! Его успех сулил им вполне реальные дивиденды.

В 1911 году после долгих дебатов нижняя палата конгресса США приняла резолюцию, которую вскоре подписал президент. Пири присваивалось звание контр-адмирала и от имени конгресса объявлялась благодарность "за его арктические исследования, завершившиеся достижением Северного полюса".

Однако, исчерпывающих доказательств достижения полюса не смогли представить ни Кук, ни Пири.

Ими могли бы стать данные о глубинах океана, измеренные в районе полюса (их можно было бы проверить впоследствии), либо многократные повторные астрономические определения, проведенные на дрейфующем льду независимо друг от друга несколькими участниками экспедиции и желательно несколькими инструментами.

Однако ни Кук, ни Пири не смогли измерить глубину океана в районе полюса и провести полноценные астрономические определения.

Кука сопровождали два эскимоса, но они, естественно, не умели пользоваться секстантом.

Многие участники экспедиции Пири были опытными штурманами, но одного из них Пири не взял к полюсу. Капитана Бартлетта, начальника передового отряда, он отослал назад с широты 87°47", когда до полюса оставалось всего 133 мили. Пири всегда стремился, чтобы ни один "белый" не мог претендовать на его славу. На пути к полюсу его сопровождали четыре эскимоса и слуга-мулат Мет Хенсон.

Записи Роберта Пири вызывали и вызывают множество вопросов. Во-первых, было установлено, что "полюсные" фотографии, представленные Пири как доказательство его победы, сделаны не на полюсе. Во-вторых, не может не вызвать удивление скорость его передвижения по дрейфующим льдам.

Пири в 1906 году смог достичь скорости 25,9 километра в сутки, Кук на своем пути к полюсу проходил в среднем за сутки 27,6 километра, капитан Бартлетт, налегке возвращаясь к мысу Колумбия, - 28,9 километра.

Несложный расчет показывает - чтобы успеть за восемнадцать дней достичь полюса и вернуться к мысу Колумбия, Пири должен был проходить в 1909 году по 50 (!) километров в сутки. Такая скорость кажется совершенно невероятной.

В наши дни американец Теон Райт провел обстоятельный анализ документов и материалов, относящихся к истории спора между Пири и Куком. Его книга "Большой гвоздь" издана и в нашей стране. Он приходит к заключению: "Все вместе показывает, что возможен только один вывод: Пири не был на полюсе, а его сообщения о последнем походе - сплошная мистификация".

Однако далеко не все принимают точку зрения Райта. Споры между сторонниками Пири и Кука не утихают и до сих пор. И решить этот спор окончательно могут, наверное, только американские исследователи - они имеют доступ к материалам и документам своих соотечественников.

Проявив мужество и настойчивость в достижении цели, Пири не смог признать свое поражение. Показательно, что, вернувшись на судно, он даже не оповестил участников экспедиции о достижении полюса. Видимо, план фальсификации записей возник когда Пири узнал от эскимосов об успехе Кука. Пири скончался в Вашингтоне 20 февраля 1920 года после продолжительной болезни.

6 апреля 1909 года экспедиция американского исследователя Роберта Лири достигла Северного полюса . Его соотечественник Фредерик Кук при этом утверждал, что побывал на Северном полюсе годом раньше.

Кем был Роберт Пири

Роберт Пири был необыкновенно честолюбивым человеком. Еще в юности он записал, что «хотел бы снискать имя, которое открыло бы мне доступ в круг избранных, где я ощущал бы себя наравне с каждым». По окончании школы и колледжа он стал офицером Военно-морского ведомства США и занимался военно-инженерными работами в Центральной Америке. Но уже тогда, прочитав несколько книг о севере, Пири стал связывать свои честолюбивые мечты с исследованием северных территорий. И вскоре отправился в Гренландию.

В 1891—1892 годах он пересек этот остров на санях — впрочем, не слишком удачно: в начале похода Пири сломал ногу и не остался инвалидом лишь благодаря профессиональному мастерству врача экспедиции. Этим врачом был как раз Фредерик Кук, его будущий соперник.

Роберту Пири вообще долго не везло — все его амбициозные планы рушились, ибо его постоянно кто-нибудь опережал (тот же Фритьоф Нансен, например). Однако американец не отчаивался — возмечтав о покорении Северного полюса, он на протяжении 1890-х годов изучал быт эскимосов и придумывал свою «систему», которая должна была помочь ему добраться до самой северной точки планеты.


Свой бросок к полюсу Пири совершил в первой половине 1909 года. Экспедиция готовилась фундаментально: под эгидой Военно-морского министерства США; заранее устраивались промежуточные базы; численность отряда была велика.

6 апреля 1909 года Роберт Пири достиг Северного полюса . Каково же было его изумление, когда на обратном пути он узнал о том, что Фредерик Кук сделал это годом раньше: 21 апреля 1908 года. С тех пор Пири яростно отстаивал собственный приоритет, развернув широкую газетную кампанию и неустанно обвиняя Кука в подлоге.

Так был ли Роберт Пири на Северном полюсе

Дело для Кука осложнялось тем, что документы его похода оказались утеряны (не без, кажется, стараний Пири). Отметим, что современные исследователи, подробно изучившие дневники, карты и фотографии экспедиции Пири, склоняются к выводу, что американец все-таки не добрался до полюса, сделав ошибку в расчетах. При этом называются расстояния от восьми до 160 километров, отделявших его от цели в конечной точке пути.

Новое на сайте

>

Самое популярное