Домой Аллергия Последняя заповедь Спасителя – диакон Георгий Максимов. Библия онлайн

Последняя заповедь Спасителя – диакон Георгий Максимов. Библия онлайн

(Матф.28:19) «Итак идите, научите все народы,

крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…»

Вынесенный в эпиграф стих из Евангелия от Матфея является основным из тех немногих евангельских мест, которые актуализируют миссионерство среди языческих народов. С ретроспективных позиций прочтение и понимание этого стиха довольно ясно и однозначно. Однако при этом, указанное прямое повеление Иисуса Христа вызывает у современных богословов довольно много вопросов, как в части самого текстуального содержания, так и в части гармонизации и согласования с историческим контекстом первой церкви и деяний Святых Апостолов. Следует сразу отметить, что наши рассуждения будут строиться в большей степени вокруг осмысления поднимаемых исследователями вопросов, нежели вокруг поиска прямых и однозначных ответов.

Согласно евангельскому повествованию Матфея указанные слова Иисуса были последним и поэтому, возможно, и самым важным наставлением Учителя апостолам. Вот, что удивляет: несмотря на довольно прямое указание, ни один из внимавших словам Господа учеников так и не стал апостолом для язычников; другими словами, никто из великих апостолов Иисуса не насаждал церкви в других народах. Если быть совсем точным в формулировках, то следует сказать, что не существует литературных или археологических свидетельств, с высокой степенью достоверности доказывающих факты миссионерских путешествий великих 12-ти апостолов в языческих странах.

Да, существует довольно богатая устная христианская традиция, дошедшая до нас в виде преданий, рассказывающих о многочисленных миссионерских путешествиях апостолов в чужие земли, особенно о чуть ли не кругосветных путешествиях апостола Андрея.Однако все существующие предания не позволяют говорить о них, как об очевидно достоверных повествованиях. Сама по себе тема устных преданий интересна, значима и заслуживает отдельного рассмотрения. Текст же Нового Завета не говорит о миссионерстве среди язычников кого-либо из 12-ти великих апостолов Иисуса. Можно отметить, разве что, пару коротких путешествий апостола Петра, однако и их сложно назвать апостольством среди языческих народов, особенно в свете следующего новозаветного текста из послания апостола Павла к Галатам: «…узнав о благодати, данной мне [Павлу], Иаков и Кифа [Петр] и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам [идти] к язычникам, а им к обрезанным…» (Гал.2:9).

Важно напомнить, что в первоапостольские времена само по себе «апостольство» по большей части означало не что иное, как насаждение новых общин. Если опираться на новозаветные тексты и другие, более-менее достоверные исторические источники и при этом не учитывать сложившиеся и зафиксированные к позднему средневековью устные предания, то возникает довольно очевидный вопрос: почему, несмотря на прямое повеление Иисуса, никто из первых апостолов не исполнял указанной миссии?

Усиливает этот вопрос и делает очевидней еще одно наблюдение: во всем Новом Завете нет ни одного указания на то, что крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа (как написано в рассматриваемом стихе из Евангелия Матфея), вообще когда-либо совершалось на практике. Об этом не упоминается ни в остальных трех Евангелиях, ни в Деяниях Апостолов, ни в Апостольских Посланиях. Напротив, из Деяний Апостолов следует, что в то время было общепринято крестить только во Имя Иисуса (см. Деян. 2:38; 8:16; 10:48; 19:5 и др.). С другой стороны, все иные важные учения Священного Писания имеют в Библии неоднократное и разностороннее подтверждение. Вот и возникает логичное недоумение: можно ли допустить, что повеление Иисуса проповедовать у народов, а также крестить их «во имя Отца, Сына и Святого Духа» было так быстро забыто Его учениками, что об этом ни разу не упоминается в Деяниях Апостолов?

Поднимаемые и формулируемые вопросы, на самом деле, обсуждаются богословами довольно давно. Наиболее радикально настроенные теологи вообще поднимают вопрос текстуальной достоверности рассматриваемого стиха. Одним из наиболее значимых их аргументов является тот факт, что 24 раза из 29 у одного из самых ранних христианских историков Евсевия Кесарийского 19-й стих 28-й главы Матфея цитируется без формулы «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Другим аргументом является факт прибавки слова «аминь» в конце 20-го стиха, что является явным разночтением относительно более достоверных текстуальных кодексов Нового Завета. [См. Bruce M. Metzger. A Textual Commentary on The Greek New Testament. Deutsche Bibelgesellschaft/German Bible Society, Stuttgart. 1994. - p. 61.] Консервативная же часть библеистического сообщества склонна в своих объяснениях опираться на все теже малодостоверные описания из преданий. Возможно, именно недостаток новозаветных указаний на миссионерство апостолов и стало основной причиной возникновения великого множества и разнообразия преданий, рассказывающих об этом.

Прежде, чем перейти к попыткам анализа самого текста и его реинтерпретации, позвольте отметить еще один усиливающий проблематику факт. В 10-ой главе книги Деяний Апостолов описывается ситуация, когда в сверхъестественном видении апостолу Петру трижды дается указание, чтобы он не почитал нечистым то, что Бог очистил (Деян.10:9-20). Прагматика этих слов была в том, чтобы трижды убедить Петра пойти и войти в дом «нечистого» для иудея италийского сотника Корнилия. И все это было необходимо для самой благовидной цели - для проповеди Слова Божьего, для миссии. Эта ситуация дает нам понять, что, несмотря на прямое повеление Иисуса о необходимости проповеди среди языческих народов, для апостолов, включая самого смелого из них, Петра, проповедь среди язычников оставалась делом «нечистым». Обратите внимание на следующие стихи: «Когда Петр пришел в Иерусалим, братья из евреев стали его попрекать: Ты ходил к необрезанным и даже ел с ними!» (Деян. 11:2-3).

Как же так? А как же повеление Иисуса идти и научить все [языческие] народы? Думается, такое положение вещей могло сложиться в одном из следующих случаев:
- Ученики правильно поняли последнее наставление Иисуса, но банально забыли о нем.
- Ученики неверно поняли эти, на первый взгляд простые слова, а потому и не исполняли их. Т.е. апостолы поняли одно и исполняли слова Иисуса так, как понимали, в то время как Иисус подразумевал нечто иное.
- Ученики всё поняли правильно, т.е. также как и мы сегодня это понимаем, но откровенно не послушались слов Иисуса Христа и не стали миссионерами в языческих народах.
- Провидя, что Его слова будут записаны и будут распространяться в каноне новозаветных текстов, этими словами Иисус обращался не к самим апостолам, а скорее вообще к грядущему церковному сообществу.
- И, наконец, апостолы там и тогда все правильно поняли и правильно исполняли слова Иисуса, однако это знаменитое наставление не совсем правильно в экзегетическом ключе понимается нами здесь и сейчас.

Вполне очевидно, что первая гипотеза звучит довольно абсурдно: крайне маловероятно, чтобы ученики забыли об этом повелении, иначе оно и не было бы зафиксировано у Матфея. Второе предположение возможно, но оно выставляет великих апостолов в довольно неприглядном свете, т.е. неспособными после трех лет ученичества понять простые слова их Учителя. По крайней мере, они, жившие в одной культуре и говорившие на одном языке с Учителем, должны были понять «великое поручение» значительно лучше нас, людей, далеко отстоящих от тех событий в культурном и временном аспектах. То же самое можно сказать и о третьей гипотезе: что это за «столпы Церкви», которые не послушны последней воле Господа!?

Остается еще два объяснения. Если смотреть на проблему через четвертую гипотезу, то картина может быть довольно согласованной. Однако если предполагать, что Иисус обращался с этими наставлениями не к самим апостолам, а к грядущим поколениям верующих, как бы пророчески, то по отношению к присутствовавшим ученикам это могло выглядеть, по меньшей мере, неэтично.

Отметим, что все больше исследователей склоняется в пользу последней из перечисленных гипотез. Придерживаясь аксиомы богодухновенности новозаветных текстов, сложно предполагать, что апостолы были неспособны правильно понять и запомнить последние наставления их Учителя, чтобы хотя бы не попытаться их исполнить. Довольно нелогично и то, что Иисус, игнорируя непосредственно самих учеников, оставил закодированное послание зарождавшейся церкви. Рассуждая с экзегетических позиций, в то время слова Иисуса, скорее всего, означали что-то иное, нежели то, что мы привыкли понимать; именно в соответствии с тем первоначальным смыслом ученики и пытались действовать. Важно попытаться найти и понять этот первоначальный смысл. Существуют определенные аргументы, которые следует учитывать при поиске экзегетического толкования.

Во-первых, «научить все народы» - это откровенно непосильная задача для дюжины учеников. Только в России проживает больше 150 народностей, в мире же их тысячи. Учитывая существовавшие в те времена коммуникации и средства передвижения, а также геополитическую ситуацию в мире, трудно представить, чтобы Иисус мог априори ставить такую задачу непосредственно перед 12-ю апостолами. И еще, если непосредственно само служение Иисуса в своей направленности осуществлялось на 99% к еврейскому народу, то сложно ожидать, что Его позиция в одночасье могла столь кардинально измениться и быть перенаправлена в сторону миссии к языческим народам.При этом нужно помнить, что эта задача оставалась у учеников под запретом (вспомним случай с Петром).

Семантическое поле греческого слова «этнэ», переведенное у нас как «народы» (от греч. «этнос», «народ»), согласно древнегреческих лексиконов может иметь в зависимости от контекста следующие значения: 1) общество, группа, толпа; 2) класс, сословие, особая каста; 3) пол; 4) племя; 5) народность, народ; 6) языческие племена, язычники, «не евреи»; 7) раса; 8) стая, стадо, рой. Конечно, далеко не все смысловые значения подойдут к макро-контексту Нового Завета, однако добрая их половина легко.

Еще несколько слов из лингвистики. Всего в Новом Завете используется примерно полдесятка греческих слов для обозначения в прямом и иносказательном смысле различных социальных групп. Вот основные из них: «охлос», «лаос», «фуле», «этне»,«глосса». Все слова имеют различные оттенки, но точно определить между ними семантическую разницу сегодня довольно сложно, их лексические значения значительно перекрывают друг друга, порой же эти слова и вообще синонимичны. Так, например, русским словом «народ» переводят в некоторых местах в Новом Завете греческие «охлос», «лаос» или «этнос».

Продолжим. Сравнительный анализ переводов новозаветных текстов позволяет предполагать, что один из допустимо возможных переводов древнегреческого слова «этне» - это «племя». Стоит сравнить греческие тексты из книги Откровения - 5:9, 7:9, 10:11, 11:9, 13:7, 14:6, 17:15. Во всех этих местах, синодальный перевод термину «этнос» присваивает именно это русское значение «племя». Что еще примечательно, что почти во всех перечисленных местах, слово «этнос» употребляется совместно с «лаос», «охлос» и «фуле». Что от этого может меняться? Поясним. Синонимом слову «этне» в значении«племя» является другое греческое слово - «фуле». В свою очередь слово «фуле» имеет еще один перевод, как «колено». Отметим еще раз, по той причине, что по прошествии без малого 2000 лет крайне сложно четко и однозначно очертить первоначальные смысловые границы древнегреческих слов, некоторые значения у синонимичных терминов могли мигрировать от одного к другому.

Тут важно учитывать следующий немаловажный факт. Из писем ранних Отцов Церкви, а именно из цитат Папия Иеропольского, приводимых Евсевием Кесарийским, известно, что Евангелие от Матфея было первоначально написано Матфеем на иврите. Процитируем Папия: «Матфей на еврейском диалекте (men un Hebraidi dialektw) изречения [Господни] записал, переводил (hermeneusen) же их кто как мог» . Если опираться на это свидетельство, то уместно утверждать, что Евангелие от Матфея первоначально было написано на древнееврейском или арамейском языке и лишь впоследствии переводилось на греческий язык. За переводчиками оставалось уже их относительно авторитетное право, какими греческими аналогами переводить еврейско-арамейский текст. Вполне возможно, что они могли использовать как «фуле», так и «этне» для перевода одних и тех же слов, как слова «племя» или «колено». Получается следующее: допустимо предполагать, что Иисус первоначально сказал на древнееврейском или арамейском языке следующее: «Идите и научите все колена (племена)...». Какие племена или колена? Может все-таки израильские?

Рассмотрим еще один широко цитируемый текст: «…и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». (Деян. 1:8) Весь вопрос с этим стихом в фразе: «…kai heos es’hatu tes ges» («…и даже до края земли» синод. перевод). Что можно сказать? По крайней мере, одна неточность в переводе очевидна: либо это издержки чрезмерной литературной обработки (что возможно), либо умышленная недоработка переводчиков. Слово «эсхату» - это не существительное, а прилагательное, т.е. правильнее будет перевести как «крайняя, отдаленная, последняя земля». Нет достаточных оснований здесь применять русское идиоматическое словосочетание «край земли» или «край света».

Другое важное греческое слово «ге» очень близко, почти тождественно по значению русскому слову «земля». Оно является одним из образующих корней для таких современных слов, как «геология», «геодезия», «география», «геополитика» и др. Так вот, это слово может равнодопустимо означать: а) земля, как планета; б) земля, как стихия и вещество; в) земля, как суша; г) земля, как почва; д) земля, как земельное владение и е) земля, как страна, край. Есть вопросы и к словосочетанию «даже до». При более буквалистском подходе слово «хеос» может означать либо просто «до», либо «вплоть до», или «пока», или «до тех пор как», или «доколе». Что тут получается? А может получиться вот что: «…и будете мне свидетелями… до крайней земли». Крайней земли? Какой? Чьей? Может быть еврейской? И если Иерусалим, Иудея и Самария - это еврейские земли, то почему крайняя земля - нет?

Обратим внимание еще и на тот факт, что в классической интерпретации с представляемыми масштабами присутствует определенная несоизмеримость. Сначала ученики будут свидетелями в Иерусалиме, т.е. положим, в радиусе 3-5 км, затем они должны стать свидетелями в Иудее, в радиусе пары десятков километров. Самария - можно добавить еще десяток-другой километров. И затем, согласно классической интерпретации, сразу же идет 20 000 км!? Посмотрите на получающийся числовой ряд: 5, 20, 60, 20000. Не всяким экспоненциальным уравнением можно описать такой взлет. Это кажется странным. Это звучит так же, как если бы кому-нибудь было указание, что он будет свидетелем в центре Москвы, во всей Москве, в ближнем Подмосковье и даже до Гавайских и Алеутских островов!? С другой стороны, если Деяния 1:8 интерпретировать как «до крайней [израильской] земли», тогда последовательность чисел становится гармоничной: 5, 20, 60, 200 км.

Пока рано делать выводы и окончательно строить теорию, но серьезные предпосылки на формулирование нового подхода к реинтерпретации обозначенных текстов совершенно очевидны: скорее всего, апостолы правильно поняли слова Иисуса, адресованные, прежде всего, именно им; они были послушны наказу Учителя. Проблема может быть в том, что в нашу классическую интерпретацию вкралось историко-ретроспективное айзегетическое искажение прагматики слов Христа: прямые указания Христа своим 12-ти еврейским ученикам не касались миссии в языческих народах, что гармонично согласуется с макро-контекстом Новозаветных Писаний [айзегетика - привнесение чужеродного смысла в текст - прим. ред.].

Однако закончить хочется на другой ноте. Даже если представленная гипотеза верна, нужно помнить, что миссия к язычникам все же была осмыслена, сформулирована и зафиксирована в Священных Текстах, правда уже апостолом язычников - апостолом Павлом. И это было не что иное, как прямое божественное откровение, которое апостол Павел осознает, но далеко не одномоментно, а на протяжении многих лет.

Но эта большая и важная тема заслуживает отдельного рассмотрения.

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Кирилл Александрийский

Мы оправдываемся, веруя в Бога Отца и в Сына Единородного и в Святого Духа, почему и Сам Спаситель заповедует Своим ученикам, говоря: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» . Если, поэтому, совсем ничего в наше мышление не вносит различие имен, но Отцем можно назвать Сына и, назвав Сына Его, можно указать на Отца, то какая же была надобность давать повеление креститься верующим не в единицу, но в Троицу? Поелику же речь о Божественной природе достигает до тройственного числа, то для всех, конечно, очевидно, что каждое из исчисляемых существует в особой своей ипостаси, так что, нисколько не изменяясь по природе, восходит к единому Божеству и имеет одинаковое поклонение.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I.

Свт. Григорий Палама

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Отвергнутость Иудеев стала примирением мира, и мы были помилованы благодаря их противлению; потому что Говоривший Своим Ученикам ранее: «На путь язык не идите, и во град Самарийский не внидите. Идите же паче ко овцам погибшим дому Исраилева» (Мф.10:5–6) , ныне Он же говорит: «Шедше научите вся языки» ; ибо когда и мы ранее были неверными, и сущего в мире и чрез красоту и порядок вселенной возвещаемого Бога не желали познать, тогда (оставив нас) справедливо Господь обращался и Сам непосредственно и чрез Своих Пророков к тем, которые покорно познавали Его; ныне же, когда они стали неверными, ничто не препятствовало праведному суду Божиему и нам оказать милость и чрез священных Апостолов научить нас о Себе. И посему сразу же следовало это: «Дадеся Ми всяка власть на небеси, и на земли» , так чтобы нас, которым праведный суд Божий не допускал ранее, как неверным, быть наравне с верными, помиловать и призвать (ныне) к небесным (благам).

Итак, идите, – говорит, – научите все народы, крестя и уча их, – и это принадлежит к власти, которую Он принял; ибо Он не сказал: «уча» только, но и – «научая [«Μαθητεύσατε» т.е. – как бы учениками делая все народы.] все народы» . «Учить» только – относилось к Апостолам, исполняющим Его заповедь; но приобретать учеников и крещать, и то из всех народов и родов в массе собранных, является делом уже не только учащих, но – и послушествующих, а более того – божественной благодати и силы Давшего такое повеление; что показывая, и Павел сказал: «Дадеся ми благодать и послушание веры во всех языцех» (Еф.3 и Рим.1:5) . «Крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» . Видите ли, что та же природа и то же достоинство у Трех покланяемых (Божественных) Лиц здесь ясно возвещается? Потому что единое Имя у Троих; единое освящение, бывающее от Них; единая вера в Них.

Часто же в Евангелии говорилось о Них, но не столь отчетливо. И во время Крещения Господня, ясно была показана триипостасность, но единая природа и единое достоинство Их – не столь ясно. Ныне же Господь заповедует всем проповедывать это и запечатлеть с самого начала в сердце верующих: потому что без сего основного догмата и веры в сию истину не возможно, отнюдь, положить основание благочестию.

Омилия 38. На 1-е утреннее воскресное Евангелие.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Ст. 19-20 Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Назначение православных святителей и пастырей – всемирное – приводить все народы земли к Богу чрез Церковь Христову. Для этой великой цели недостаточно одной лишь великой ревности проповедников – необходима еще помощь благодатная, которая дается лишь посланникам Церкви. Кто решается проповедовать христианскую веру без благословения Церкви Православной – тот самочинник и лишается благодатной помощи Божией в своем деле. Как проповедовать, если не будут посланы? (Рим. 10:15) . Вот почему не ведут к спасению души усилия ревностных сектантских проповедников, а также и труды прежних наших интеллигентов – самозванных богословов – В.В. Розанова, Мережковского и других. Игнорируя руководство Православной Церкви, полагаясь на свои лишь человеческие силы, они, естественно, впадают в разные ереси, из которых никак не выпутаться. И вместо добра они усердно работают в сторону зла. Иное дело – труды наших православных профессоров, прежних Духовных Академий и университетов, научно раскрывавших истины богословские во вселенском масштабе с благословения Церкви (к сожалению, впрочем, не все исключительно профессора, хотя подавляющее большинство было православными)… Но главными апостолами для всего христианского мира являлись продолжатели апостолов – православные святители и пастыри. При осуществлении этой всемирной миссии у служителей Христовых не должно быть уныния, когда они видят озлобление со стороны окружающих. Как бы ни был враждебно настроен против святой веры невер или еретик – и он может поддаться действию благодати Божией, лишь бы только у проповедника Христова была крепкая любовь к заблуждающимся и неустанность в труде. Разве только не поддадутся действию благодати Божией сознательные богоборцы, вроде книжников и фарисеев – современников Спасителя, видевших чудеса Господа, например – воскрешение Лазаря, и не только не уверовавших во Христа Бога, но еще более озлобившихся; или нынешних наших богоборцев – обновленцев главарей: Александра Введенского, Александра Сеченюка (Боярского), Владимира Красницкого, Николая Платонова и других сознательных разрушителей дела Божия на земле.

Все эти и им подобные – хулители Духа Святого (Мф. 12:31–32) . Не о них речь, они слепые вожди – и Господь советует апостолам оставить таких: оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15:14) . К погибшим овцам современного народа избранного – народа русского, увлеченного в неверие врагами, наш долг – идти и немолчно возвещать Царство Божие. Кто знает, быть может, многие из них и вообще из других народов, пребывающих в ересях, язычестве и неверии, обратятся на путь истины. «Народ, что земля, – говорит один православный пастырь-миссионер, – земля таит зачатки жизни и в холодную жесткую зиму, но нужно, чтобы к ней весной приблизилось солнце с неба своим теплом и светом: тогда все растет, цветет и приносит плод. Восток свыше, Солнце правды – есть Христос с неба: приблизьте Его через Церковь к духовной жизни всякого народа, всякого племени, и там, как на земле весною и летом, завьется, зацветет дивная жизнь и уплодоносятся духовные нивы» (Прот. И. И. Восторгов. «Церковность». М., 1910. С. 17–18).

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Прп. Симеон Новый Богослов

Тот, кто говорит кому-либо: «сделай это» или «не делай этого», конечно говорит ему так потому что он может или сделать, или не делать. Ведь тот, кто говорил бы это не могущему, разве не говорил бы впустую? Сказал Господь Своим ученикам: «Идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ». То есть сначала - очищение и сила через святое Крещение. А что после этого? «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам ». Итак, всякий, кто не был прежде укреплен этой силой, напрасно трудится, пытаясь исполнять заповеди Христовы, а тот, кто ему приказывает, - безумен и слеп, потому что нужно [его] сначала укрепить разумной благодатью Христовой, которая очищает принимающую ее душу, и только так [можно ему] приказывать. Иначе как возможно земле, полной терний и волчцев, принять чистое пшеничное семя и не заглушить посеянное?

По этой причине никогда не принесут плода те, кто берется за невозможное, не по естеству и порядку и не в соответствии с относящимися [к ним] словами, потому что словом все создано, и содержится, и завершается. А божественное Крещение Христово имеет могущественную силу, которой оно некрещенных и прежде склонных ко злу, когда они крестятся, делает неподвижными на зло. Но если и не так, все же на время делает их устойчивыми против настоящего, и это есть признак его силы. И оно располагает их быть склонными к добру, подобно Ангелам, крепкими силой, исполняющими волю Божию (Пс. 102:20) . И для того Христос дал Свою божественную Кровь верующим в Него, чтобы через приобщение и Причастие ее верующие в Него стали сначала причастниками Божеского естества (2 Пет. 1:4) , - ибо это кровь Бога, - [а затем,] как божественные и имеющие крепость божественной силы, жили по совершенному закону Евангелия Христова, творя Его волю как крепкие силой .

Слово 1 из корпуса «33 слов».

Прп. Иустин (Попович)

Прп. Максим Исповедник

Сам Господь после Воскресения сказал Апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам . Поэтому все, что заповедано, должен соблюдать всякий человек, крестившийся во имя Животворящей и Богоначальной Троицы. Ради этого Господь сочетал соблюдение всех заповедей с правой верой, поскольку Он ведал, что невозможно спасти человека одной только верой, отделенной от соблюдения заповедей. Поэтому и Давид, обладающий правой верой, обращается к Богу: Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех (Пс. 118:128) . Ибо против всякого неправедного пути даны нам Господом заповеди, и если хоть одна [из них] останется в небрежении, то непременно вместо нее будет проложен противоположный ей путь зла”.

Слово о подвижнической жизни.

Блж. Иероним Стридонский

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа

Сначала они учат все народы, потом поят наученных водой. Ибо не может быть, чтобы тело приняло таинство крещения, если душа прежде не восприняла истины веры. А принимают крещение они во Имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы один дар был от Тех, божество Которых едино: и имя Троицы - один Бог.

Блж. Феофилакт Болгарский

Евфимий Зигабен

Шедше убо научите вся языки

вполне полагаясь на данную Мне власть. Сказав: вся языки, разумели народ еврейский. Марк (16, 15) сказал яснее: шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари ; а Лука (24, 47) еще подробнее: и проповедатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима . Незлопамятен был Господь по отношению к кающимся. Когда Он воскрес и являлся ученикам, то не только не упомянул о том, что претерпел от иудеев, но даже не упрекнул ни Петра в отречении, ни остальных учеников в бегстве.

Крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Вот наставление относительно Крещения и обучения. Одно имя у трех Лиц указывает на одно естество Святой Троицы. Имя разумей или Сый, или Бог, или другое какое-либо неизреченное; поэтому крестящие говорят только во имя…, ничего другого не присоединяя.

Экумений

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

В седьмой главе книги Исход Бог говорит божественному Моисею: Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» не открылся им (Исх 6:2 -3). Он показывает, что оно больше, чем может вместить челове­ческий слух. Поэтому, давая апосто­лам наставление о том, как должно совершать крещение обратившихся к познанию Бога, Господь сказал: крестя их во имя , а сказав: имя , Он не сообщил имена в подлинном звучании. Ведь не было возможности для Него сделать их звучание доступным, но вместо подлинных Он сообщил имена, указывающие на отношения и личные. Первые Он употребил, произнеся: во имя Отца и Сына , а личное - прибав­ляя: и Святого Духа . Вслед­ствие этого, что наиболее основатель­но, и в книге Откровения Он не допускает, чтобы всем было известно истинное имя Единородного.

Быт 45:9 ...Идите скорее к отцу моему...
Чис 14:25 ...завтра обратитесь и идите в пустыню к Чермному морю...
Чис 21:27 ...идите в Есевон, да устроят и утвердят город Сигона;..
Втор 3:18 ...идите впереди братьев ваших, сынов Израилевых;..
Нав 1:14 ...вооружившись идите пред братьями вашими и помогайте им,..
Нав 2:16 ...и сказала им: идите на гору, чтобы не встретили вас преследующие,..
Нав 3:3 ...то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним;..
Нав 3:6 ...возьмите ковчег завета [Господня] и идите пред народом...
Суд 3:28 ...И сказал им: идите за мною,..
Суд 9:15 ...то идите , покойтесь под тенью моею;..
Суд 16:18 ...сказав им: идите теперь;..
Суд 18:6 ...Священник сказал им: идите с миром;..
Суд 20:23 ...Господь сказал: идите против него...
Суд 20:28 ...Господь сказал: идите ;..
Суд 21:10 ...идите и поразите жителей Иависа Галаадского мечом,..
Суд 21:21 ...и идите в землю Вениаминову;..
1Цар 16:5 ...освятитесь и идите со мною к жертвоприношению...
1Цар 23:22 ...идите , удостоверьтесь еще,..
1Цар 29:10 ...и встаньте поутру, и когда светло будет, идите ...
4Цар 6:19 ...идите за мною, и я провожу вас к тому человеку, которого вы ищете...
1Пар 16:29 ...Возьмите дар, идите пред лице Его,..
2Пар 18:14 ...И сказал тот: идите , будет вам успех,..
Пс 95:8 ...несите дары и идите во дворы Его;..
Пс 99:2 ...идите пред лице Его с восклицанием!..
Притч 9:5 ...идите , ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное;..
Ис 18:2 ...Идите , быстрые послы, к народу крепкому и бодрому,..
Ис 30:21 ...говорящее позади тебя: вот путь, идите по нему,..
Ис 50:11 ...идите в пламень огня вашего...
Ис 52:11 ...Идите, идите , выходите оттуда;..
Ис 52:11 ...Идите , идите, выходите оттуда;..
Ис 55:1 ...Жаждущие! идите все к водам;..
Ис 55:1 ...даже и вы, у которых нет серебра, идите , покупайте и ешьте;..
Ис 55:1 ...идите , покупайте без серебра и без платы вино и молоко...
Ис 56:9 ...Все звери полевые, все звери лесные! идите есть...
Иер 6:16 ...и идите по нему, и найдете покой душам вашим...
Иер 12:9 ...Идите , собирайтесь, все полевые звери:..
Иер 12:9 ...идите пожирать его...
Иер 41:6 ...сказал им: идите к Годолии, сыну Ахикама...
Иер 49:14 ...соберитесь и идите против него, и поднимайтесь на войну...
Иер 50:5 ...идите и присоединитесь к Господу союзом вечным,..
Иер 50:26 ...Идите на нее со всех краев,..
Иез 9:5 ...А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте;..
Иез 20:39 ...идите каждый к своим идолам и служите им,..
Иез 39:17 ...собирайтесь и идите ,..
Иоиль 3:13 ...идите , спуститесь, ибо точило полно...
Ам 4:4 ...Идите в Вефиль – и грешите,..
Зах 6:7 ...и он сказал: идите , пройдите землю, –..

Мф 4:19 ...и говорит им: идите за Мною,..
Мф 8:32 ...И Он сказал им: идите ...
Мф 10:6 ...а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;..
Мф 20:4 ...и им сказал: идите и вы в виноградник мой,..
Мф 20:7 ...Он говорит им: идите и вы в виноградник мой,..
Мф 25:41 ...идите от Меня, проклятые, в огонь вечный,..
Мф 28:19 ...Итак идите , научите все народы,..
Мк 1:17 ...И сказал им Иисус: идите за Мною,..
Мк 16:7 ...Но идите , скажите ученикам Его и Петру,..
Мк 16:15 ...И сказал им: идите по всему миру...
Лк 10:3 ...Идите !..
Лк 14:17 ...идите , ибо уже всё готово...
Деян 5:20 ...идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни...
Деян 16:36 ...итак выйдите теперь и идите с миром...
Иак 2:16 ...идите с миром, грейтесь и питайтесь,..
Откр 16:1 ...идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю...

1Мак 16:3 ...идите и сражайтесь за народ наш,..
Вар 4:19 ...Идите, дети, идите , ибо я остался пуст...
Вар 4:19 ...Идите , дети, идите, ибо я остался пуст...
2Езд 9:51 ...идите и ешьте тучное, и пейте сладкое,..
3Езд 2:2 ...Мать, которая родила их, говорит им: идите , дети;..
3Езд 2:4 ...идите , дети, и просите у Господа милости...
3Езд 2:13 ...Идите и получите;..
3Езд 12:49 ...Теперь идите каждый в дом свой, и я приду к вам после сих дней...
Иудф 14:2 ...идите все сильные за город и дайте им вождя,


Накануне Своего вознесения Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их исполнять всё, что Я заповедал вам» (); «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ().

Эта заповедь - одна из самых малоисполняемых в Православной Церкви. Ещё святитель Николай Японский писал: «Шедше, научите вся языки - как будто и в Евангелии нет. Хотя слышат это все и знают наизусть. И нет у нас иностранных миссий! В Китае, Индии, Корее, здесь - моря и океаны язычества, все лежит во мраке и сени смертной, но нам что же? Мы - собака на сене! Не моги-де коснуться - “свято оно”! Но почему же вы не являете его миру?» (Дневник, запись от 12 июня 1896 года).

И действительно, стоит заговорить о внешней, подлинной миссии даже с воцерковлённым человеком, как тот, поморщившись, непременно ответит, что, мол, конечно, проповедовать Слово Божие всяким папуасам и китайцам - дело неплохое, но вот нам бы сначала «своих» обратить всех ко Христу, а потом уже можно подумать и о «чужих».

К сожалению, говорящие так, не понимают или не хотят понять две вещи.

Во-первых, это означает, что мы сознательно отказываемся исполнять заповедь Господа нашего Иисуса Христа о проповеди ВСЕМ народам. Слыша заповедь Спасителя, мы думаем не о том, как её исполнить, а о том, как обосновать наше нежелание её исполнять. Со всеми вытекающими для нашей духовной жизни последствиями.

Как известно, дорога под названием «сделаю завтра» ведёт на дорогу под названием «никогда». Говоря, что проповедью Евангелия иным народам мы займёмся лишь после того, как обратим всех русских, мы тем самым говорим, что не займёмся ею никогда - ибо совершенно ясно, что как бы хорошо мы ни проповедовали «своим», они никогда все поголовно не станут православными, поскольку в большинстве случаев причиной их неверия является не недостаток сведений о вере или должных православных примеров, а сознательный выбор. Точно так же и во времена апостолов обстояло дело в еврейском народе. Если бы апостолы решили тогда «обратить сначала своих, а потом уже идти к чужим», то и до сих пор еврейский народ не был бы поголовно православным, а все остальные народы, включая и наш, русский, погибали бы в язычестве.

Во-вторых, внутренняя миссия никогда не будет успешной без внешней. Любой «наш» невер, которому станут проповедовать Православие может с полным основанием сказать: «Вы меня призываете жить по заповедям Христовым? Так почему же сами их не исполняете? Христос говорит: «проповедуйте Евангелие всей твари», а вы не проповедуете». Конечно, так сказать сможет лишь один из сотни, но остальные девяносто девять, хотя не смогут выразить это в словах, но почувствуют то же самое на духовном уровне. Ибо кого могут обратить к Богу те, кто сами сознательно не желают исполнять Его заповеди?

И напротив, если мы станем проповедовать неправославным народам, как тем, которые живут в России, так и тем, которые живут вне её, то станет результативнее и внутренняя миссия. И подвижническое служение миссионеров, и подвиги веры среди новообращённых иноплеменников зажгут огонь благочестивой ревности во многих «номинально православных». Так что акивная проповедь Русской Православной Церкви среди иных народов причинит не ущерб, а большую пользу для распространения веры в русском народе.

Сюда же нужно отнести и такой «аргумент», что, будто бы, у нас сейчас столько внутренних проблем, что не до миссии, а вот когда проблемы разрешатся, тогда уже и подумаем… На самом деле здесь перепутана причина со следствием. Наши проблемы являются следствием того, что мы не живём по заповедям Христовым, одна из которых - «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Единственный путь к преодолению проблем - начать жить по заповедям, в том числе и по этой. Заповеди даны не для тех, у кого нет проблем, а для всех, кто называет себя православными христианами.

Наконец, с темой соблюдения последней заповеди Спасителя связан ещё один важный вопрос, непосредственного касающийся участи нашего земного отечества и нашего народа.

Из-за этого ещё сто лет назад Православие было ограничено ареалом компактного расселения традиционно православных народов. Во всём остальном мире о православной вере не знали вообще ничего. Это касалось даже самых образованных людей Западной Европы, не говоря уже про жителей Азии, Африки, Южной Америки и Австралии.

И в ХХ веке для членов абсолютно всех Поместных Церквей возникли такие условия, что им невольно пришлось покинуть обжитые места и расселиться по всем тем странам, куда они не хотели ехать добровольно. В России это были революция, гражданская война и великая отечественная, в Сербии, Болгарии и Румынии - приход коммунизма, в Греции - гражданская война и экономические проблемы, для Антиохийского и Иерусалимского патриархата - усиление давления со стороны иноверного окружения.

Таким образом минувший ХХ век стал веком широчайшего распрострнения Православия по планете. Православные диаспоры появились на всех континентах и в подавляющем большинстве стран. И везде, где они появлялись, - возникали православные храмы, а в них священники и епископы, производились переводы литургии на местные языки, издавалась православная литература на языках неправославных народов.

Так возникли условия для того, чтобы местные жители начали узнавать о Православии, а узнав, многие стали обращаться в истинную Церковь Христову, и обращать других. Благодаря этому в Западной Европе и Азии православными стали тысячи, в Америке - десятки тысяч, а в Африке - сотни тысяч человек.

В древнем варианте жития апостола Фомы рассказывается, что он, получив в удел для проповеди Индию, никак не хотел отправляться в такую далёкую страну. И Господь ему помог - продав в рабство капитану корабля, отправлявшегося в Индию. Глядя на вышеприведённые факты под этим же углом, складывается впечатление, будто Господь посредством скорбей выгнал православных на проповедь иным народам, куда они не хотели идти добровольно. Мы сами вынудили Его к тому своей ленью и бездействием.

И сейчас, после падения безбожной власти и обретения Церковью полной свободы в своей деятельности, мы имеем столько возможностей для успешной и эффективной внешней миссии, скольких, наверное, не было ни в одно из предыдущих столетий. И, однако же, мы почти ничего не делаем для внешней миссии. Есть лишь несколько энтузиастов, которые не имеют никакой поддержки ни со стороны Церкви, ни со стороны государства. Стыдно сознавать, что Русская Православной Церковь, самая многочисленная из всех Поместных Церквей, уделяет внимание внешней миссии едва ли не меньше всех остальных.

Ещё более полутора веков назад святитель Филарет Московский писал: «Святая Церковь имеет нужду в проповедниках веры для возвещения ее в соседних странах - Китае, Японии, Америке, Тибете, Бухаре, Хиве, Кохане, Персии, Турции и во всех европейских государствах латинского, лютеранского и реформаторского исповедания» (Доклад государю о причинах бедственного положения Православной Церкви в России).

Этот императив нашей Церкви был выражен ещё в позапрошлом веке, и, однако же, в некоторых из перечисленных святителем Филаретом странах по сей день не ступала нога православного миссионера.

Последняя заповедь Спасителя по-прежнему остаётся в небрежении. Как знать, не готовим ли мы тем самым на свою голову новые кары, которые заставят нас отправиться туда, куда мы не хотим ехать по своей воле?

Конечно, не каждый может оставить всё и поехать в Африку или Азию, чтобы проповедовать там Православие. Это особое служение, на которое может решиться лишь подлинно великий духом и преданный Богу человек. Но абсолютно каждый православный христианин может в меру своих сил оказать посильную помощь тем нашим миссионерам, которые уже трудятся в иных странах.

Примером в этом является святой праведный Иоанн Кронштадтский, который, служа в России, всемерно поддерживал миссию, жертвуя и для строительства православного храма в Германии, и для первого православного храма в Южной Америке, и на Японскую православную миссию, и миссионерам в других странах.

Уже сейчас наши русские миссионеры самоотвеженно трудятся в Таиланде, Гонконге, Монголии, других местах. Они нуждаются в нашей поддержке - как духовной, так и материальной. А мы нуждаемся в том, чтобы эту поддержку им оказать, ибо так мы исполним последнюю заповедь Спасителя и сможем стать соучастниками того, что Он обещал, говоря: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» ().

«Идите и научите все народы»

Лишь шаг отделял Христа от его небесного престола, когда Он дал поручение Своим ученикам: “Дана Мне всякая власть на небе и на земле”; “итак, идите, научите все народы”. “Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари” (Мк. 16:15). Снова и снова повторялись эти слова, чтобы ученики могли усвоить их значение. Небесный свет должен был сиять ярко и сильно для всех жителей земли - знатных и незнатных, богатых и бедных. Ученики должны были стать соработниками великого Искупителя в деле спасения мира.

Поручение двенадцати было дано, когда Христос встретился с ними в верхней горнице. Теперь еще большее число учеников услышали об этом. Там, на горе в Галилее, собрались все, кого можно было созвать. Время и место этой встречи перед Своей смертью назначил Сам Христос. Ангел у гроба напомнил ученикам о Его обещании встретить их в Галилее. Это обещание напомнили и верующим, которые собрались в Иерусалиме в пасхальную неделю, а через них оно достигло тех, кто одиноко скорбел о смерти своего Господа. Все они напряженно ожидали этой беседы. Они шли к месту встречи окольными путями, с разных сторон, чтобы не возбудить подозрения у ревностных иудеев, а по дороге взволнованно и горячо обсуждали все случившееся со Христом.

В назначенное время на склоне горы около пятисот верующих собрались небольшими группами, желая узнать о происшедшем из первых рук - от тех, кто видел Христа после Его воскресения. Ученики переходили от одной группы к другой, рассказывая все, что знали об Иисусе, и приводя доводы из Писания, как Он это делал. Фома вспоминал о своих сомнениях, о том, как он избавился от них. Неожиданно среди собравшихся появился Иисус. Никто не мог понять, откуда и как Он пришел. Многие из присутствующих до этого ни разу не встречали Его, но на руках и ногах они заметили следы распятия. Его лицо было богоподобно, и, увидев Его, они склонились с благоговением.

Но некоторые все же усомнились. Так будет всегда. Всегда находятся маловеры, которые становятся на сторону сомневающихся. Как много теряют они из-за своего неверия!

Это был единственный случай, когда после Своего воскресения Иисус беседовал с верующими. Он сказал: “Дана Мне всякая власть на небе и на земле”. Ученики поклонились Ему прежде, чем Он начал говорить, но слова, исходившие из уст Того, Кто восстал из мертвых, заставили их затрепетать. Да, это был воскресший Спаситель. Многие из них видели, как проявлялось Его могущество в исцелении больных, в господстве над силами сатаны. Они веровали в то, что Он имеет власть, чтобы установить Свое царство в Иерусалиме, и силу, чтобы подавить любое сопротивление и усмирить любую стихию. Он успокаивал бушующее море, Он ходил по пенящимся волнам, Он воскрешал мертвых. Теперь Он объявил, что обладает полнотой власти. Его слова возносили Его слушателей над земным и преходящим к небесному и вечному. Они достигли самого совершенного понимания Его величия и славы.

Там, на склоне горы, Христос объявил о том, что Его жертва за человека была полной и совершенной. Условия искупления были выполнены. Он совершил то, ради чего пришел в мир, и теперь восходил к престолу Божьему, чтобы принять почести от ангелов, начальств и властей. Он начал служение Ходатая. Будучи облечен неограниченной властью, Он повелел Своим ученикам: “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века” (Мф. 28:19, 20).

Иудейский народ был хранителем священной истины, но фарисейство сделало его самым обособленным, самым фанатичным из всех народов. В священниках и начальниках все - их одежда, привычки, обряды, предания - исключало всякую возможность того, чтобы стать светом миру. Они считали, что весь мир - это иудейский народ и они сами. Но Христос поручил Своим ученикам проповедовать веру и служение Богу, которые не имеют ничего общего с кастовостью или национализмом, - веру, которая доступна всем народам, всем нациям, людям всех сословий.

Прежде чем оставить Своих учеников, Христос объяснил им природу Своего царства. Напомнив, что ранее уже говорил о нем, Он заявил, что Его цель - установление в этом мире не земного, но духовного царства. Он не должен был царствовать на земле как царь на престоле Давидовом. И вновь Он открыл им Писание, показывая: то, что довелось Ему претерпеть, предопределено на небесах, на Его совете с Отцом. И все это было предсказано людьми, вдохновленными Святым Духом. Вы видите, сказал Он, все, что Я открыл вам о том, как Меня, Мессию, отвергнут, исполнилось. Все, что Я вам говорил об унижении, которое Мне придется перенести, и о смерти, которой Меня предадут, оказалось истиной. На третий день Я воскрес. Читайте Писание более внимательно, и вы увидите, что исполнились все пророчества обо Мне.

Христос поручил Своим ученикам делать то, что Он вверил им начиная с Иерусалима. Иерусалим стал тем местом, где Он явил свое удивительное сочувствие человечеству. Здесь Он пострадал, был отвергнут и осужден. Иудейская земля была местом Его рождения. Здесь, будучи человеком, Он жил среди людей, и только немногие поняли, как приблизилось небо к земле, когда Иисус находился среди них. И именно здесь, в Иерусалиме, ученикам предстояло начать свою работу.

Если учитывать все, что Христу пришлось перенести здесь, и Его никем не оцененный труд, ученики могли бы попросить более благодарное поле деятельности. Но они не стали делать этого. Им предстояло возделать ту почву, куда Он бросил семя истины. И семя прорастет, принеся обильный урожай. Совершая служение, ученики будут подвергаться преследованиям со стороны их ревностных ненавистников - иудеев. Но они идут по стопам своего Наставника и разделяют Его участь. Евангельская весть должна быть обращена прежде всего к тем, кто убил Спасителя.

В Иерусалиме было много людей, которые тайно верили в Иисуса, были и обманутые священниками и правителями. Им также нужно было благовествовать. Их нужно было призвать к покаянию. Чудесную истину, что только через Христа можно получить прощение грехов, надлежало громко возвестить. Поскольку весь Иерусалим взволновали события последних нескольких недель, проповедь Евангелия должна была произвести здесь самое глубокое впечатление.

Но, совершая служение, ученикам не следовало ограничиваться только этим полем деятельности. Евангельская весть должна была достичь самых отдаленных уголков земли. Вы были свидетелями, как Я жил, как Я жертвовал Собой ради мира, сказал Христос ученикам. Вы были свидетелями, как Я трудился ради Израиля. Хотя иудеи не захотели прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь, хотя позволили священникам и начальникам сделать со Мной то, что те задумали, хотя они отвергли Меня, как предсказано в Писании, им все же будет дана еще одна возможность принять Сына Божьего. Вы видели: всех приходящих ко Мне и исповедующих свои грехи Я охотно принимаю. Приходящего ко Мне Я не изгоню вон. Все желающие могут примириться с Богом и получить вечную жизнь. Я доверяю вам, Моим ученикам, эту весть благодати. Она должна быть возвещена прежде всего Израилю, а затем всем народам, языкам и племенам. Она должна быть возвещена иудеям и язычникам. Все уверовавшие должны объединиться в одну Церковь.

Благодаря дару Святого Духа ученики обретали удивительную силу. Их свидетельство должно подтверждаться знамениями и чудесами. Чудеса будут совершать не только апостолы, но и все принявшие их весть. Иисус сказал: “Именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы” (Мк. 16:17, 18).

В то время нередко прибегали к отравлению ядом. Бесчестные люди не колебались таким образом уничтожать тех, кто мешал им в достижении их целей. Иисус знал, что Его ученикам грозит опасность. Многие будут думать, что, убивая Его свидетелей, они этим служат Богу. Поэтому Он обещал сохранить их от всякой опасности.

Ученики должны были получить ту же силу, какую имел Иисус, чтобы “исцелять всякую болезнь и всякую немощь в людях”. Врачуя Его именем телесные недуги, они будут тем самым свидетельствовать о Его власти исцелить душу (Мф. 4:23; 9:6). Им были обещаны и новые дары. Ученикам надлежало проповедовать среди других народов, и потому они должны были получить дар говорить на иных языках. Апостолы и их сподвижники не были людьми учеными, но благодаря сошествию Духа в день Пятидесятницы их речь - и на родном языке, и на языках других народов - стала чистой, точной, правильной, благозвучной.

Итак, Христос дал Своим ученикам поручение. Он наделил их всем необходимым для предстоящей работы, взяв на Себя ответственность за ее успех. До тех пор пока они будут руководствоваться Его словом и трудиться вместе с Ним, они не потерпят неудачу. Идите ко всем народам, призывал Он, идите в самые отдаленные уголки, где только живут люди, но знайте, что Я буду и там. Трудитесь с верой и упованием, потому что Я никогда не оставлю вас.

Поручение Спасителя ученикам относится ко всем верующим. Оно распространяется на всех верующих во Христа до конца времен. Роковая ошибка думать, что спасение душ - дело только рукоположенного служителя. Всем, кого посетило небесное вдохновение, доверено и Евангелие. Все, получившие жизнь во Христе, призваны трудиться во имя спасения своих ближних. Для этого создана Церковь, и, взяв на себя ее священные обеты, мы тем самым обещаем стать соработниками Христа.

"И Дух и невеста говорят: прииди! и слышавший да скажет: прииди!” (Откр. 22:17). Каждый, услышавший этот призыв, должен повторять его. Какое бы ни было у человека призвание в жизни, он прежде всего должен направлять души ко Христу. Иной не способен произносить речи в собрании, но может послужить отдельным людям, растолковав им наставления, полученные от Господа. Служение заключается не в одной лишь проповеди. Богу служат и те, которые облегчают страдания больных, поддерживают нуждающихся, утешают упавших духом и маловерных. Повсюду есть души, обремененные сознанием вины. Не трудности, не изнурительная работа и не бедность унижает человека. Унижает его чувство вины и греха. Именно грех порождает беспокойство и неудовлетворенность. Христос хочет, чтобы его рабы служили душам, которые поражены грехом.

Ученикам предстояло начать свой труд там, где они находились. Им было предписано не избегать самых трудных уголков, где, казалось бы, мало надежды на успех проповеди. Каждый работник Христа должен начать трудиться в своем родном краю. В любой семье найдутся души, которым не хватает сочувствия, которые жаждут Хлеба жизни. Это могут быть и дети, которых нужно привести ко Христу. Рядом с нами находятся люди, не познавшие истины. Так давайте верно трудиться там, где мы нужны, и пусть наши усилия простираются туда, куда поведет нас Бог. Кажется порою, что труды многих людей ограничены теми или иными обстоятельствами, но как бы то ни было, если они выполняют свое дело с верой и прилежанием, их голос услышат повсюду. Когда Христос трудился на земле, то казалось, что поле Его деятельности невелико, но тем не менее множество людей во всех странах услышали Его весть. Часто для достижения самых великих результатов Бог использует самые простые средства. По Его замыслу каждая часть Его дела зависит от других частей, как “колесо в колесе”, когда все действует согласованно. Самый смиренный труженик, движимый Святым Духом, затронет невидимые струны, и их звук разнесется до концов земли и не смолкнет вовек.

Но и поручение “идите по всему миру” не следует упускать из виду. Мы призваны направить наше внимание на самые глухие уголки. Христос разрушает все преграды, все национальные предрассудки и учит любви ко всей человеческой семье. Он поднимает людей над узким кругом эгоистичных интересов, Он упраздняет все государственные границы и искусственные разделения в обществе. Он стирает различия между своими и чужими, между друзьями и врагами. Он учит нас видеть в каждой нуждающейся душе своего брата и весь мир считать своим домом.

“Возложат руки на больных, и они будут здоровы”. Наш мир - огромный лепрозорий, Христос пришел исцелять больных, проповедовать пленникам освобождение. Он был исполнен здоровья и силы и даровал Свою жизнь больным, страждущим, одержимым бесами. Он не отказывал никому, кто жаждал Его исцеляющей силы. Он знал, что умолявшие Его о помощи сами навлекли на себя недуг, но никогда не отказывал им в исцелении. И когда благодать Христа касалась этих бедных душ, они сознавали свою греховность и часто исцелялись от духовной болезни точно так же, как и от физических недугов. Евангелие, как и прежде, обладает той же силой, и почему бы нам сегодня не увидеть подобных результатов?

Христос знает нужды каждого страдальца. Когда злые духи вселяются в человека, Христос чувствует это. Когда горячка мучает человека, Он ощущает эти муки. Он и сегодня желает исцелять больных, как прежде, когда был на земле. Слуги Христа - это Его соработники, Его посредники. Через них Он хочет проявлять Свою исцеляющую силу.

Поучительны методы исцеления, которые применял Спаситель. Однажды Он помазал глаза слепого брением и повелел ему: “Пойди, умойся в купальне Силоам... он пошел и умылся, и пришел зрячим” (Ин. 9:7). Исцеление может совершаться только силой Великого Исцелителя, но Христос использует и самые простые природные средства. Он не одобрял медикаментозное лечение и рекомендовал естественные лекарства.

Многим страдальцам, получившим исцеление, Христос говорил: “Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже” (Ин. 5:14). Так Он учил, что болезнь - это результат нарушения Божьих законов, как природных, так и духовных. Мир не изнемогал бы от страданий, если бы люди жили в соответствии с замыслом Творца.

Христос был Наставником и Учителем древнего Израиля. Он учил, что здоровье - это награда за повиновение законам Божьим. Великий Врач, исцелявший больных в Палестине, обращаясь к Своему народу из столпа облачного, объяснял, что он должен делать и что Бог сделает для него. “Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, - сказал Он, - и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой” (Исх. 15:26). Христос дал Израилю определенные наставления о том, как должно жить, и заверил: “Отдалит от тебя Господь всякую немощь” (Втор. 7:15). Когда иудеи исполняли эти условия, то сбывалось обещание Бога: “Не было в коленах их болящего” (Пс. 104:37).

Все это урок и для нас. Всем, кто хочет сохранить свое здоровье, надо следовать этим наставлениям. Все должны узнать, каковы эти правила. Господь не желает, чтобы люди оставались в неведении относительно Его законов. Мы должны быть соработниками Божьими в деле восстановления здоровья тела и души.

ледует учить других, каким путем сохранять и восстанавливать здоровье. Врачуя больных, мы должны использовать природные средства, которые дал нам Господь, напоминая страдальцам о Том, Кто Единственный может исцелить. Своей верой мы должны приводить ко Христу больных и страдающих. Наш долг - научить людей верить в Великого Исцелителя. Необходимо полагаться на Его обетования и молиться о явлении Его силы. Исцеление является сущностью Евангелия, и Спаситель хочет, чтобы мы убеждали больных, страдальцев и утративших надежду полагаться на Его могущество.

Сила любви проявлялась повсюду в служении исцеления Христа, и только доверившись этой любви, мы можем стать соработниками Бога. Если мы пренебрегаем связью со Христом, то животворная сила не сможет струиться живительными потоками через нас на окружающих нас людей. Порой Сам Спаситель не мог сотворить великих чудес из-за неверия людей. И сегодня неверие отдаляет Церковь от ее Божественного Помощника. Вечными ценностями пренебрегают. Маловерие огорчает Бога и бесславит Его.

Совершая дело Христа, Церковь имеет обетование о Его неизменном присутствии: “Идите, научите все народы, - сказал Он, - и се, Я с вами до скончания века”. Мы должны вместе с Ним нести свое бремя, и тогда мы исполнимся Его силой. Жизнь Церкви зависит от того, насколько верно следует она указаниям Господа. Пренебречь этим - значит оказаться в жалком состоянии духовного прозябания. Там, где христиане не трудятся для блага других, любовь исчезает и вера тускнеет.

Христос желает, чтобы Его служители учили Церковь благовествовать. Они должны учить народ, как искать и спасать погибающих. Но на деле все происходит иначе. Сколько людей с надрывом трудятся, чтобы раздуть в Церкви искорку жизни, которая вот-вот погаснет! Как много духовно немощных церквей! Пасторы вынуждены заботиться о них, как о больных овцах, вместо того чтобы искать потерявшихся овец. А тем временем миллионы людей погибают без Христа.

Божественная любовь к людям непостижима, и ангелы дивятся, видя, как кое-кто в ответ на эту любовь проявляет лишь показную благодарность. Ангелы изумляются тому, что люди не оценивают должным образом любовь Бога. Небо возмущено пренебрежением к погибающим душам. Знаем ли мы, как Христос относится к этому? Что будут чувствовать родители, если узнают, что их дитя, потерявшись в снегу на холоде, было оставлено на погибель теми, кто мог спасти его? Не придут ли они в возмущение и ярость? Не осудят ли этих убийц с гневом - таким же сильным, как их любовь к ребенку? Страдание каждого человека - это страдание дитяти Божьего, и тот, кто не протягивает руку помощи погибающим ближним, навлекает на себя праведный гнев Божий. Это гнев Агнца. Тем, кто утверждает, что близок ко Христу, но сам равнодушен к нуждам своих близких, Он объявит в великий судный день: “Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды” (Лк. 13:27).

Давая поручение Своим ученикам, Христос не только обозначил их обязанности, но и вверил им Благую весть. “Научите народы, - сказал Он, - соблюдать все, что Я повелел вам”. Ученики обязаны учить тому, чему учил Христос, и не только во время Своего пребывания на земле, но и через пророков и учителей Ветхого Завета. Человеческие учения не принимаются во внимание. Здесь нет места преданию, человеческим измышлениям и умозаключениям или церковным уставам. В этом поручении Христа не упоминаются никакие предписания церковной власти. Слуги Христа не должны учить этому. “Закон и пророки”, а также запись Его собственных слов и дел - вот сокровище, вверенное ученикам, чтобы они возвестили его миру. Имя Христа - вот их девиз и отличительный знак, залог их единства, авторитета, которым они руководствуются, и источник успеха. То, что не скреплено авторитетом Христа, не будет признано в Его царстве.

Евангелие следует благовествовать не как формальную теорию, но как живую силу, способную изменить жизнь человека. Бог хочет, чтобы все принявшие Его благодать свидетельствовали об этой силе. Он всегда готов принять и тех, кто оскорблял Его своей жизнью. Когда такие люди каются, Он наделяет их Своим Божественным Духом, доверяет им самые ответственные посты и посылает их в стан непокорных, чтобы они там провозглашали Его безграничное милосердие. Он хочет, чтобы Его слуги свидетельствовали о том, что через Его благодать люди могут уподобиться Христу, радуясь Его великой любви. Он хочет, чтобы мы знали: Он не удовлетворится до тех пор, пока человеческий род не примирится с Ним вновь и не вернет себе преимущества быть детьми Божьими.

Во Христе явлены чуткость Пастыря, родительские чувства и несравненная благодать сострадательного Спасителя. Свои благословения Он преподносит так, чтобы пробудить в нас желание обладать ими. Слуги Христа так же должны предлагать богатства славы невыразимого Дара. Чудесная любовь Христа смягчает и покоряет сердца, тогда как простым повторением догмы не достичь ничего. “Утешайте, утешайте народ Мой, - говорит Господь Ваш”. “Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!” “Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей” (Ис. 40:1, 9, 11). Расскажите людям о Том, Кто “лучше десяти тысяч других”, о Том, Кто “весь - любезность” (Песн. П. 5:10, 16). Это невозможно выразить одними словами. Пусть все это отобразится в нашем характере и проявится в жизни. Христос пребывает в каждом ученике, носящем Его образ. И Бог предопределил всем быть “подобными образу Сына Своего” (Рим. 8:29). В каждом должна проявляться долготерпеливая любовь Христа, Его святость, кротость, милосердие и истина.

Первые ученики пошли проповедовать Слово. Они являли Христа своей жизнью, и Бог трудился вместе с ними, подкрепляя “слова последующими знамениями” (Мк. 16:20). Эти ученики готовились к служению: перед наступлением дня Пятидесятницы они покончили со всеми разногласиями и стали едины. Веруя обещанию Христа о том, что они получат благословение, они молились с верою. Они молились не только о благословении себе, но чувствовали свою ответственность и за спасение других. Евангелие должно было распространиться по всей земле, и они желали обрести силу, которую обещал им Христос. Тогда на них снизошел Святой Дух, и тысячи обратились в один день.

Подобное может произойти и сегодня. Оставим все пустые разглагольствования, будем проповедовать Слово Божье. Пусть христиане покончат с распрями и предадут себя Богу ради спасения погибающих. Пусть они с верой молятся о благословении, и оно придет. Сошествие Духа в апостольские дни было “ранним дождем”, и какими славными оказались его плоды! Но “поздний дождь” будет еще обильнее (Иоил. 2:23).

Все, кто посвятил душу, тело и дух Богу, будут постоянно получать физическую и духовную поддержку, будут приобщаться к неисчерпаемым сокровищам Неба. Христос наделяет их Своим Духом. Святой Дух во всей полноте воздействует на разум и сердце. Благодать Божья умножает их способности, и всякое совершенство Божеского естества помогает им спасать души людей. Сотрудничая со Христом, они достигают совершенства в Нем, и, несмотря на свою человеческую слабость, исполняют дела Всемогущего.

Спаситель стремится проявить Свою благодать и запечатлеть Свой образ в каждом человеке. Он искупил этот мир Своей кровью, и Он хочет сделать людей чистыми, праведными и свободными. Хотя сатана пытается помешать достижению этой цели, но ценою крови, пролитой за мир, победа будет достигнута, и она прославит Бога и Агнца. Христос не успокоится, пока победа не будет полной, и “на подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством” (Ис. 53:11). Все народы на нашей земле услышат Евангелие Его благодати. Не все примут Его благодать, “но потомство мое будет служить Ему, и будет называться Господним вовек” (Пс. 21:31). “Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего”, и “земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море”. “И убоятся имени Господа на западе и славы Его - на восходе солнца” (Дан. 7:27; Ис. 11:9; 59:19).

“Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: “воцарился Бог твой!” ...Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим. Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего” (Ис. 52:7, 9, 10).

Новое на сайте

>

Самое популярное