Домой Аллергия Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в первой младшей группе «Игрушки. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста: цели, задачи и методы реализации Интеграция с образовательными областями

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в первой младшей группе «Игрушки. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста: цели, задачи и методы реализации Интеграция с образовательными областями

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ (2-3 года)

МБДОУ №239

Воспитатель: Гриньковская Т.М.

Челябинск

Вид: игра

Тема: « Мойдодыр»

Цель: формировать элементарные представления о культурно – гигиенических навыках.

Программное содержание :

развивать у детей навык пользования индивидуальными предметами личной гигиены;

развивать мышление, умение анализировать, сравнивать;

воспитывать культуру поведения, доброе отношение друг к другу.

Предварительная работа: чтение книги К. Чуковского "Мойдодыр".

Оборудование: игрушки зайка и ёжик, чудесный мешочек, мыло, полотенце.

Ход занятия:

1. Воспитатель:

Ой, ребятки, вы знаете, я сегодня шла в садик и по дороге прямо возле нашего куста встретила зайку. Он сидел весь чумазый и плакал. Я спросила у него, что же случилось, чем ты так расстроен, и в чём ты весь испачкался. И вот, ребята, что мне рассказал зайка.

Оказывается, нашего зайку пригласил на день рождения ёжик. Зайка долго думал, что же подарить ёжику и, наконец, придумал: «А что, если я подарю своему другу рисунок, который нарисую сам?» Он взял большой лист бумаги, краску с кисточкой и начал рисовать. Зайчик так старался нарисовать что-то интересное, что и не заметил, как весь выпачкался в краске. Он стал отмывать краску росой, но у него ничего не получилось. Так расстроенный зайчик шёл по лесу и плакал, а в это время пробегала мимо белочка и спросила у него: «Зайка, что с тобой случилась?» Он всё рассказал белке.

Ой, знаешь, что сказала белка: «Я сегодня гуляла по лесу и нашла какой-то мешочек, может быть, он тебе пригодится? Вот только что это в нём лежит, я не знаю». «Спасибо», - сказал зайчик белке, а затем он пришёл к нам попросить у помощи. Ну что, ребятки, поможем зайчику?

Дети: Да

2.Игра «Волшебный мешочек».

Воспитатель:

Так что зайчик не переживай, ребятки тебе обязательно помогут. А ну-ка, давай свой мешочек сюда, может быть, ребята знают, что в нём лежит.

Потихонечку вынимаю чудесный мешочек и достаю из него мыло.

Воспитатель:

А ну-ка, дети, посмотрите, что это?

Дети: Мыло.

Воспитатель:

А для чего нам нужно мыло?

Дети: Чтобы мыться, намыливать ручки.

Воспитател ь :

Молодцы ребятки. Ой, а что-то здесь ещё в мешочке лежит? (вынимает полотенце)

Что это?

Дети: Полотенце.

Воспитатель:

А для чего полотенце нам нужно?

Дети : Чтобы вытираться.

Воспитатель:

Молодцы. Ребятки, а сейчас давайте нашему зайке покажем, как правильно нужно мыться и вытираться полотенчиком, а также поможем нашему зайке отмыть краску.

Идём в умывальную комнату.

Воспитатель:

Смотри, зайчик, сейчас мы тебе покажем, как надо правильно умываться, а ты всё запоминай и мойся вместе с ребятами.

Использование художественного слова:

Знаем, знаем да - да- да,

Где здесь прячется вода.

Выходи, водица, мы пришли умыться.

Ладушки, ладушки с мылом моем лапушки.

Воспитатель:

Молодцы, ребята, я смотрю, вы все хорошо вымыли с мылом ручки и вытерли насухо полотенцем. Ой, смотрите, а нашего зайку ведь совсем не узнать.

Пока дети умываются, отмыть вместе с ними зайку или заменить на такого же чистого другого зайца.

Воспитатель:

Зайка тоже вместе с вами умывался, и посмотрите, какой же он стал чистый и опрятный, посмотреть приятно.

Предлагаю детям вернуться в игровую комнату.

3. Физкультминутка.

Воспитатель:

Ребятки, а давайте мы с нашим зайкой поиграем.

Зайка серый умывается,

Видно в гости собирается:

Вымыл ротик, вымыл носик,

Вымыл глазки, вымыл лобик,

Вымыл ручки, вымыл ножки,

Вымыл ухо, вытер сухо.

(действие выполняется по тексту)

3. Сюжетная игра « В гости к ёжику»

Воспитатель :

Что-то мне зайка хочет сказать?

А зайка говорит вам спасибо и предлагает вместе с ним пойти к ёжику. Ну что пойдём?

Дети : Да

Итог: Данное занятие способствует развитию культурно-гигиенических навыков детей первой младшей группы (2-3 года).

Конспект НОД

по социально-коммуникативному развитию

детей в первой младшей группе

Золотая осень

Цель занятия: Вырабатывать у детей нравственные основы радостного и жизнеутверждающего мировосприятия, помогать замечать красоту природы в разное время года.

Задачи: Закреплять умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред). Воспитывать бережное отношение к природе, умение любоваться ею. Формировать основы экологической культуры. Формировать готовность детей к совместной деятельности. Развивать детское воображение.

Интеграция с образовательными областями:

Социально-коммуникативное развитие: Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать детям о красивых местах родного края. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Привычку сообща играть. Воспитывать организованность, коллективизм.

Познавательное развитие: Учить детей замечать изменения в природе.

Речевое развитие: Совершенствовать речь как средство общения. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого словаря. Продолжать приучать детей слушать стихотворения, правильно воспринимать содержание произведения. Учить детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Художественно-эстетическое развитие: Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической музыкой. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Физическое развитие: Обеспечить реализацию биологической потребности детей в двигательной активности.

Предварительная работа: Создание плаката «Берегите лес!». Предложить дома, вместе со старшими, обсудить правила поведения в лесу, затем провести в группе круглый стол на эту тему. Устроить выставку рисунков «Осенний лес».

Оборудование и материалы: Проектор для показа фотографий и иллюстраций, музыкальный центр с записью музыкальных произведений «Осень» (сл. А. Плещеев, муз. П. И. Чайковский) и «Осенняя песня» (муз. П. И. Чайковский, цикл «Времена года», октябрь), яркий большой зонт, мольберт с листом для коллективной работы, краски, кисти.

Ход занятия:

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу показать вам, как удивителен мир, в котором мы живем. Мы посмотрим фотографии, сделанные в нашем городе и рядом с ним. И вы увидите, как красив наш родной край, особенно золотой осенью.»

Чтение с показом иллюстраций стихотворения Ивана Александровича Бунина «Лес, точно терем расписной... »

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,



Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой;





Как вышки елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца…

Воспитатель спрашивает детей, с чем сравнивает поэт лес золотой осенью. Почему он называет лес не желтым и красным, а золотым и багряным (листочки подсвечены солнцем). В обсуждении воспитатель подводит детей к тому, что эту красоту надо беречь.

Игровое упражнение «Да – Нет». Как вести себя в лесу. Играем – рассуждаем.

Воспитатель: «Чтобы сберечь красоту леса, надо соблюдать правила поведения в природе. Давайте убедимся, что вы их знаете. Я буду называть варианты поведения, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда согласны. И так, в лесу надо:

Разводить костер где попало. Не разводить костер.

Бросать мусор, бить стекла. Не оставлять мусор в лесу.

Ломать деревья. Замазать рану на дереве специальной мастикой или глиной.

Не шуметь в лесу, не беспокоить лесных жителей. Шуметь, разорять птичьи гнезда, муравейники, уносить лесных жителей в город.

Рвать растения, занесенные в красную книгу. Собирать опавшие листочки для осеннего букета, упавшие веточки, шишки, желуди для поделок, съедобные грибы и ягоды, не повреждая растения и грибницы.»

Игра «Дождик и зонтик».

Воспитатель: «Теперь, когда мы вспомнили правила поведения в природе, я приглашаю вас на прогулку в лес. Но сначала отгадайте загадки.

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою.

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (Облако, тучка.)

Если дождь припустится –

Как цветок распустится.

Если дождик перестанет –

Он сожмется и завянет. (Зонт.)

Что мы возьмем с собой, чтобы спрятаться от дождя? Посмотрите, какой яркий и большой зонтик есть у меня. Давайте с ним поиграем.

Как только я скажу: «Ой, дождик пошел!» - Бегите ко мне под зонтик.

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди и нет просвета.

Затерялось лето где-то. (Дети тихо ходят по тропинкам, смотрят по сторонам. По сигналу бегут под зонтик.)

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый кленовый. (Дети играют с опавшими листьями. Поддевают их ногами, подкидывают руками. По сигналу бегут под зонтик.)»

Совместное рисование «Золотая осень». Муз. сопровождение: «Осень» (сл. А. Плещеев, муз. П. И. Чайковский). Воспитатель: «Вот мы и прогулялись по осеннему лесу. Посмотрели какие красивые, яркие стоят деревья. И наша березка за окном просто чудесна. Посмотрите на нее. Какая она? (Красивая, яркая, золотистая, пушистая.) А на мольберте картина не дорисована. Она скучная. Я начала рисовать ее и не успела закончить. Вы мне поможете? Как вы считаете, чего не хватает? Какие нужны краски?» В ходе рисования воспитатель напоминает об умении уступить, договориться. Помогает установить очередность, обращает внимание, что все хотят порисовать, хвалит за терпение, умение подождать. В заключении воспитатель говорит: «Посмотрите, как заиграла красками наша картина. Она стала совсем другой. Какой? Что вам в ней нравится?»

Д
идактическое упражнение «На что похожа тучка?».
Воспитатель: «А что в небе нарисовано на нашей картине? Да, тучки, которые пытались помешать нашей прогулке. Послушайте стихотворение.» После прочтения стихотворения, воспитатель показывает детям фотографии осеннего неба с тучами и предлагает сказать, на что они похожи.

Туча кошка, хвост трубой,

Туча с длинной бородой,

Туча лошадь, туча жук…

А всего их двести штук.

Бедным тучам очень тесно,

Нету тучам в небе места.

Перессорятся все двести,

А потом заплачут вместе.

И кричит внизу народ:

«Разбегайся, дождь идет!» («Дождь идет», Д. Лукич.)



Игровое упражнение «Красивый осенний листочек кружится на ветру». Муз. сопровождение: «Осенняя песня» (муз. П. И. Чайковский, цикл «Времена года», октябрь). Воспитатель: «Какая грустная музыка. Так и хочется под нее плавно покружиться как осенний листок, падающий с дерева. То почти упал, то ветерок его снова подхватил… Превращаю вас в осенние листочки. Покажем, как они кружатся на ветру».

Итог. Воспитатель: «Грустно, что все листочки опадут, но мир прекрасен всегда, и впереди веселая зима со снегом и разными забавами. Надо только подумать, кому зимой может понадобиться наша помощь. Обязательно сделать дополнительные кормушки для птиц». В конце воспитатель благодарит детей за занятие и сообщает тему следующей встречи.

Список литературы:

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

    Смирнова Е.О. «Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками», М., 2012г.

    Шевченко Л.Л. ДОБРЫЙ МИР. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012г.

    «1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов.» - Ярославль: «Академия развития», 1997г.

    Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4 – 7 лет.» – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011г.

    «Времена года. Стихи и рассказы о природе, загадки.» - М.: Дет. лит., 1999г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    Мир позитива/ на что похожи облака. http://mirpozitiva.ru/topics/topics70.html .

    Музыкальное произведение «Осенняя песня» (муз. П. И. Чайковский, цикл «Времена года», октябрь).

    Музыкальное произведение «Осень» (сл. А. Плещеев, муз. П. И. Чайковский).

    Фотографии осеннего леса выполнены лично автором данного конспекта.

Цель: познакомить детей с понятием «семья», формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям.

Интеграция областей: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие.

Программное содержание:

Социально- коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Речевое развитие: развитие речи как средства общения, активизация словаря, приобщение к художественной литературе.

Художественно- эстетическое развитие: развитие детского творчества; воспитывать интерес к музыке, желание выполнять простейшие движения под музыку; привлекать детей к посильному участию в развлечениях, развивать умение следить за действиями сказочных героев, способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев.

Предварительная работа: изготовление персонажей для пальчиковой игры, проведение пальчиковой игры «Этот пальчик…», чтение русской народной сказки «Репка»

Материал: фланелеграф, фотографии родителей, костюмы к инсценировки сказки «Репка», подбор музыки для проведения физкультминутки «Я пеку, пеку, пеку…».

Описание организованной деятельности:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро -

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и скажем: «Здравствуйте!» (Дети здороваются.)

2. Основная часть. Знакомство детей с понятием «семья».

Воспитатель показывает из-за ширмы пальчиковых персонажей (семья).

Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Давайте поздороваемся. (Воспитатель показывает пальчиковую игру «этот пальчик… », побуждая детей договаривать слова.)

Этот пальчик дедушка – показывает большой палец с пальчиковой игрушкой –дедушкой.

Этот пальчик бабушка- показывает указательный палец – бабушка.

Этот пальчик мамочка – показывает средний палец – мамочка.

Этот пальчик папочка – показывает безымянный палец – папочка.

Этот пальчик Я – показывает мизинец с куклой ребёнка.

Вот и вся моя семья – показывает персонажей высоко подняв руку.

Воспитатель. Ребята, назовите, кто этот пальчик (дети называют каждый пальчик: дедушка, бабушка, папа, мама, ребёнок).

Дедушка такой же, как папа? Дедушка седой, на лице морщинки-складочки – он старенький. У папы нет седых белых волос, нет морщинок – он молодой. А мама такая же как бабушка? (проводится аналогичное сравнение). А это кто? – ребёнок. (взрослый называет сравнительные характеристики.) Это дедушка, это бабушка, это папа, это мама, это ребёнок (дети вместе со взрослым перечисляют пальчиковых героев.) А вместе они - семья.

Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, есть ли у него мама, папа, дедушка, бабушка и как их зовут? Любит ли он их? Уточняет, что у всех есть семья, в семье все любят друг друга и заботятся друг о друге, помогают друг другу.

Воспитатель приглашает детей к фланелеграфу, на котором размещены фотографии каждой семьи и предлагает детям найти и показать свою семью. Дети находят и называют по имени своих родных.

Воспитатель предлагает детям встать рядом друг с другом, посмотреть на соседа, улыбнуться. Вот какие дружные ребята. Мы в детском саду тоже любим, заботимся, помогаем. Воспитатель предлагает обняться детям, показать насколько мы дружные и как сильно мы любим друг друга.

Воспитатель рассказывает детям, что есть много сказок про дружную семью и предлагает детям проиграть русскую народную сказку «Репка».

Детям раздаются роли: дедушка, бабушка, внучка, собачка Жучка, кошка Машка и мышка. Воспитатель рассказывает сказку, а дети в соответствии с текстом выполняют действия.

Воспитатель. А сейчас давайте приготовим для своей мамочки и для папочки и для бабушки и для дедушки для всей семьи, сюрприз. Напечём с вами много пирожков.

Физкультминутка «Я пеку, пеку, пеку…»

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай мамочка

Вкусные два пряничка

А ребяток позову

Пирожками угощу.

3. Рефлексия.

Воспитатель. Молодцы, детки! Вот какие замечательные пирожки мы испекли для своей семьи. Получилось их много. Всем хватит. Спасибо за старание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель.Обогащать знание детей о лесе, кто живёт в лесу, что растёт в лесу (грибы, ягоды, деревья, дикие животные)Развивать тактильную чувствительность, внимание, память, речь.Закреплять приём самомассаж...

Методическая разработка. Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми в первой младшей группе.Образовательные области "Социально-коммуникативное развитие","Речевое развитие","Художественно-эстетическое развитие"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и реализации конструктивно-модельной деятельности, с учётом интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное...

Конспект занятия в первой младшей группе Образовательная область: Физическое развитие Тема: «В гости к Зайке»

Интересно развиваем двигательную активность малышей...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста это не просто важная составляющая воспитания, но и необходимый элемент без которого невозможно формирование полноценной личности ребенка в будущем.

Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становиться неспособным выстраивать даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения.

Особенно четко данная проблема прослеживается в современном мире, когда ребенок уже в возрасте 2 – 3 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.

Итогом становиться ситуация, когда ребенок, например, отправляясь в 1 класс, не умеет общаться со сверстниками. Они ему кажутся какими-то чужими, он не знает о чем с ними говорить, как с ними играть, а если его, не дай Бог, кто-то обидит, он сразу замыкается и еще больше отдаляется. Как правило, учителям в этом случае некогда разбираться в сути возникшего конфликта и все сводиться к простому заключению – раз ребенок не может дружить и общаться, значит, он «плохой и невоспитанный».

На самом же деле проблема не в том, что с ребенком что-то не так, а в том, что его просто не научили ему не показали, как правильно строить свои отношения со сверстниками и как с ними общаться. Он просто этого не умеет делать и как следствие, либо сторонится всех, либо провоцирует конфликт.

Подобные ситуации в раннем возрасте накладывают большой отпечаток на его психику и формирование личности в целом. И навряд ли, такой ребенок вырастет общительным, веселым, целеустремленным и уверенным в себе человеком. А это уже прямая дорога к неудачам в трудовой деятельности и личной жизни.

Так что же такое социально-коммуникативное развитие детей, а главное – как правильно к нему подготовиться и дать ребенку все необходимые основы и навыки общения?

Что представляет собой социально-коммуникативное развитие ребенка

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.

Если выражаться обыденным языком, то социально-коммуникативное развитие необходимо ребенку для того, что бы в будущем, когда он пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, он не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества.

Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, а посему начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.

Основные цели и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников

Основной целью социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте является безболезненная и своевременная социализация ребенка, путем приобщения его к принятым нормам общения, взаимоотношению между сверстниками и старшими, а так же к принятым общекультурным традициям в семье и государстве в целом.

Согласно ФГОС, каждое дошкольное образовательное учреждение имеет специальную программу, следуя которой достигаются все поставленные цели в развитии ребенка. И в данном случае, конечная цель – социализация ребенка – может быть успешно достигнута благодаря правильно поставленным задачам, основными из которых будут следующие:

  • Усвоение основных моральных норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Помощь ребенку в освоении основных правил общения со сверстниками и старшими членами общества.
  • Формирование у ребенка самостоятельности и умения принимать решения.
  • Помощь ребенку в освоении основных эмоциональных составляющих общения – сопереживание, отзывчивость, милосердие.
  • Формирование у каждого ребенка уважения к своей семье, сверстникам, старшим и обществу в целом.
  • Помощь в формировании у ребенка позитивных установок по отношению к труду и творчеству.
  • Формирование у ребенка готовности к совместному труду и отдыху.
  • Формирование у дошкольника основ безопасного поведения для собственной жизни и жизни окружающих, причем во всех сферах жизни – дома, в обществе, на природе.


Успешное решение данных, поставленных задач, позволяет выразить надежду на то, что основная цель социально-коммуникативного развития ребенка младшей, средней группы и более старшего возраста, будет достигнута, и к переходу в качественно новую среду – школу – ребенок будет подготовлен, что не вызовет у него трудностей и значимых проблем.

Игра, как лучший способ социально-коммуникативного развития ребенка любого возраста

Еще педагог и новатор В. А. Сухомлинский говорил: «Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

Именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не говоря уже о малышах, игра была и остается ведущим видом деятельности, а общение во время игры, ее неотъемлемой составляющей.

Большую роль игровой деятельности и ее значению в жизни ребенка, отводил и психолог Л. С. Рубинштейн , который отмечал, что только во время игры ребенок не просто исполняет чужую роль и имитирует чужую личность, но и расширяет, углубляет и обогащает собственную. А в результате - это облегчает ему понимание окружающего мира и происходящих в нем событий.

Однако игра игре рознь, и то, что интересно малышу может совершенно не заинтересовать ребенка 4 – 5 лет. Поэтому игровая деятельность должна не только соответствовать возрасту ребенка, но и давать ему ощущение управления происходящими событиями. Только в этом случае он не только постигнет смысл и всю важность человеческих отношений, но и осознает свое место в них. А это уже сформирует необходимые навыки и опыт общения, который ему пригодиться и на данном этапе, и в будущем.

Так, для детей младшего возраста (2 – 3 года) подойдут обычные сюжетно-ролевые игры на любую тематику «Игра в магазин», «Игра в доктора», «Игра в дочки-матери» и т.д. При этом важно, чтобы в игре принимал участие взрослый – папа, мама, бабушка, дедушка, воспитатель – потому как именно взрослый, своим примером должен показать ребенку, как правильно здороваться, заводить разговор, вести беседу, получить желаемое или наоборот, отказаться от чего-то.

Ребенка среднего возраста может заинтересовать игра «Эмоция», когда он получает неоценимый опыт выражения не только собственных эмоций, но и учится распознавать их в других детях, и адекватно на это реагировать. При этом ребенка можно попросить нарисовать свою эмоции или изобразить ее, в то время как остальные участники игры (дети или взрослые) должны будут отгадать, что чувствует ребенок.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить поиграть в «Ситуацию», когда взрослый участник игры предлагает ребенку смоделировать ту или иную ситуацию. Например, тебе дали 10 яблок и ты с ними пришел в сад – что ты будешь с ними делать? Съешь сам, поделишься с друзьями или отдашь воспитателю. При этом важно, чтобы ребенок вслух объяснял свои действия и мотивацию поступка.

Или, ты выиграл в соревновании, а твой друг (подруга) нет, и он очень расстроен. Что ты будешь делать?

Такие игры дают ребенку не только прекрасный опыт общения, тем самым развивая его социально-коммуникативные навыки и формируя коммуникативную компетенцию в будущем, но и подготавливают его к безболезненной социализации. Когда ему придется самостоятельно, без мамы, папы и воспитателя, переступив порог относительно взрослой жизни, принимать решения, реагировать на происходящие события и участвовать в них.

Видео

Видео-презентация на тему:


Организация деятельности в первой младшей группе детского сада по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (дети 2-3 лет)

Задачи:


  • Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к взрослым и сверстникам;

  • Формировать понятие «мальчик-девочка».

  • Способствовать развитию речи, как средства общения со сверстниками и взрослыми;

  • Пополнять словарь детей и активизировать его в речи.

  • Формировать представление об окружающем пространстве, умение ориентироваться в нем.

  • Знакомить с некоторыми видами транспорта (скорая помощь, пожарная машина, грузовик, автобус).

  • Формировать представление о том, что полезно и что вредно для здоровья людей.

  • Формировать у детей умения самостоятельного обслуживания себя;

  • Формировать первичные представления о труде взрослых;

  • Учить выполнять словесные поручения взрослых.
Реализация образовательной работы по социально – коммуникативному развитию детей 2 -3 лет

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним.

Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать).

Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не

ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.

Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.

Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.

Ребенок в семье и сообществе

Образ Я. Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего

социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять

умение называть свое имя.

Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем

заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям.

Семья. Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи.

Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.).

Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки. На прогулке обращать

внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха.

Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать привычку (сначала под

контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными

предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

Самообслуживание. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при

небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди,

застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

Приучать к опрятности.

Общественно-полезный труд. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр.

Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

Уважение к труду взрослых . Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т.д.), зачем он выполняет те или иные действия.

Формирование основ безопасности

Безопасное поведение в природе. Знакомить с элементарными правилами безопасного

поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).

Безопасность на дорогах. Формировать первичные представления об автомобилях, улице, дороге.

Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.

Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами.

Знакомить с понятиями «можно - нельзя», «опасно».

Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т. д.).

Трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

Развитие игровой деятельности

Особым направлением педагогической работы с детьми раннего возраста является

формирование игровой деятельности.

Игра как форма детской активности пронизывает различные виды деятельности детей раннего возраста. В современной педагогике выделяются разнообразные виды детских игр: игры-забавы, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации.

В педагогическом процессе игре следует уделять особое внимание:

Элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми;

Игра должна быть основной формой организации разных видов детской деятельности;

В течение дня должно выделяться специальное время для проведения разнообразных игр.

Примерная модель организации деятельности по образовательной области «социально-коммуникативное развитие в первой младшей группе.


Режимные

Моменты


Совместная деятельность

с педагогом


Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьёй

Рассматривание предметов и общение с воспитателем.

Рассматривание иллюстраций, плакатов.

Рассматривание сюжетных картинок

Чтение потешек.

Чтение произведений художественной литературы

Игры детей с предметами.

Игры-ситуации

Дидактические игры

Сюжетно- ролевые игры

Рассказы воспитателя

Настольно-печатные игры

Игры со строителем.

Наблюдение за работой няни, дворника.

Самообслуживание.

Трудовые поручения.


Знакомство с художественной литературой.

Рассматривание иллюстраций, картинок.

Рассматривание картин

Общение с воспитателем.

Рассматривание иллюстраций

Игры-ситуации

Дидактические игры

Наблюдение за работой няни, воспитателя, музыкального работника.

Наблюдение за тем, как играют старшие дети.

Путешествие по детскому саду.

Сюжетно-ролевые игры

Рассматривание алгоритмов последовательности одевания на прогулку, раздевания после прогулки, умывания.

Рассказ воспитателя об опасных предметах, которыми пользуются люди


Рассматривание книжек.

Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов Рассматривание предметных картинок.

Разрезные картинки.

Игры с предметами.

Настольные игры.

Строительные игры: игры – вкладыши, катание шаров.

Сюжетно - ролевые игры

Самообслуживание.


Помощь в изготовлении атрибутов для игр.

Беседы с родителями

Папки-передвижки

Консультации

Совместные мероприятия с детьми.

2.1.2. Познавательное развитие.

Цель познавательного развития определена ФГОС ДО - формирование познавательной мотивации у детей.

Направления познавательного развития детей:

Сенсорное развитие детей (цвет, форма, величина);

Формирование представлений о русской народной культуре и традициях.

Формирование элементарных математических представлений,

Формирование целостной картины мир, расширение кругозора детей.

Организация образовательной деятельности по познавательному развитию детей 2-3 лет

Задачи:

Познакомить детей с сенсорными эталонами;

Упражнять в установлении цвета, формы, величины предметов, их свойств и качеств;

Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух в познавательно-исследовательской деятельности;

Формирование элементарных математических представлений: много - мало, один - много, один-два;

Знакомить детей с предметами ближайшего окружения и действиями с ними, расширять кругозор целостной картины мира.

Напоминать детям названия города, в котором они живут.
Организация и реализация образовательной деятельности по познавательному развитию детей 2-3 лет образовательной области «Познавательное развитие»

Предметная деятельность и познавательные способности

В раннем возрасте познавательное развитие ребенка осуществляется в рамках предметной

деятельности. Предметная деятельность в раннем возрасте определяет, т.е. «ведёт» за собой психическое развитие, поэтому она и называется ведущей. Именно в ходе предметной деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития важнейших способностей, умений и личностных качеств ребенка - речи, мышления, познавательной активности, целенаправленности и самостоятельности. Поэтому создание оптимальных условий для обогащения и развития разнообразных действий с предметами - первая задача образовательного процесса в раннем возрасте.

В этой области развития можно выделить несколько направлений.

Прежде всего, это развитие культурно нормированных, практических и орудийных действий.

Особая задача, стоящая перед педагогом в рамках предметной деятельности - овладение

бытовыми навыками и навыками самообслуживания. Орудийными действиями малыш

овладевает не только в повседневной жизни, но и в процессе индивидуальных и совместных со взрослым игр, и занятий.

Совместная деятельность не должна навязываться ребенку. Педагог откликается на просьбу малыша о помощи, подключается к его игре, помогает преодолеть затруднения. Он может помочь ребенку правильно скоординировать и распределить свои действия. При этом не следует выполнять действия за малыша, важно, чтобы ребенок научился сам выделять нужные свойства предметов, например, подбирать и соединять части пирамидки или матрешки в нужном порядке. Подсказки воспитателя не должны носить директивный характер. Следует проблематизировать ребенка, предоставить ему возможность собственных попыток, свободу действий. Взрослый поощряет действия ребенка, хвалит его. Следует разумно сочетать совместную деятельность ребенка со взрослым и самостоятельную деятельность малыша. Воспитатель должен предлагать ребенку виды деятельности, соответствующие его умениям, выявлять «зону ближайшего развития» и создавать условия для овладения более сложными действиями. Организуя совместную деятельность, прежде всего, необходимо заинтересовать малыша, поддерживать его желание действовать с предметом, не принуждая к точному воспроизведению образца действий.

Следующая задача воспитателей в рамках предметной деятельности - развитие у детей

познавательной активности. Педагоги создают условия для ознакомления детей с окружающим миром, обогащения детей впечатлениями и для детского экспериментирования. Воспитатели должны поддерживать любопытство детей, поощрять любое проявление интереса

Важнейшим направлением познавательного развития в раннем возрасте является

совершенствование всех познавательных процессов - восприятия, внимания, памяти и

наглядно-действенного мышления.

Следующей педагогической задачей данного направления развития ребенка является

формирование целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности.

Познавательное развитие детей раннего возраста, охватывает разные аспекты предметной

деятельности и включает следующие 4 раздела:

Игры и занятия, направленные на развитие практических и орудийных действий

Игры и занятия, направленные на развитие познавательной активности

Игры и занятия, направленные на развитие восприятия и мышления

Игры и занятия, направленные на развитие целенаправленности и самостоятельности в

предметной деятельности.

Формирование элементарных математических представлений

Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить

различать количество предметов (один - много).

Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом - маленький домик, большая матрешка - маленькая матрешка, большие мячи - маленькие мячи и т. д.).

Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического

освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность. Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук

по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей(пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики(4–6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить,группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков - цвет, форма, величина).

Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.);

слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных

различий («Чудесный мешочек», «Теплый - холодный», «Легкий - тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).

Ознакомление с предметным окружением

Вызвать интерес детей к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства.

Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны

(бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы(разные шапки, варежки, обувь ит. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.). Раскрывать разнообразные способы использования предметов.

Способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами.

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч - синий мяч; большой кубик - маленький кубик). Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.

Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.).

Ознакомление с социальным миром

Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.

Вызывать интерес к труду близких взрослых. Побуждать узнавать и называть некоторые

трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, убирает комнату, приносит еду,

меняет полотенца и т. д.). Рассказать, что взрослые проявляют трудолюбие, оно помогает им успешно выполнить трудовые действия.

Ознакомление с миром природы

Знакомить детей с доступными явлениями природы.

Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку,

корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.

Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, подкармливать птиц.

Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).

Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой(рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

Сезонные наблюдения

Новое на сайте

>

Самое популярное