Домой Аллергия Чем короче голосовые связки тем звук. В споре рождается истина

Чем короче голосовые связки тем звук. В споре рождается истина

ГОРТАНЬ - начальный хрящевой отдел дыхательной системы у человека и наземных позвоночных между глоткой и трахеей, участвует в голосообразовании.

Снаружи ее положение заметно по выступу щитовидного хряща – кадыку (адамово яблоко) более развитому у ♂.

Хрящи гортани:

  1. надгортанник,
  2. щитовидный,
  3. перстневидный,
  4. два черпаловидных.

При глотании закрывает вход в гортань надгортанник.

От черпаловидных к щитовидному идут слизистые складки – голосовые связки (их две пары, а в голосообразовании участвует только нижняя пара). Они колеблются с частотой 80-10.000 колебаний/с. Чем короче голосовые связки, тем выше голос и чаще колебания.

Связки смыкаются при разговоре, трутся при крике и воспаляются (алкоголь, курение).

Функции гортани:

1) дыхательная трубка;

Спокойно стоит Глубоко дышит Поет

Артикуляция - работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука; степень отчетливости произношения. Членораздельные звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, губ, челюстей и распределения звуковых потоков.

Миндалины - органы лимфатической системы у наземных позвоночных и человека, расположенные в слизистой оболочке ротовой полости и глотки. Участвуют в защите организма от болезнетворных микробов, в выработке иммунитета.

ТРАХЕЯ

Трахея (дыхательное горло) - часть дыхательных путей позвоночных и человека, между бронхами и гортанью впереди пищевода. Ее длина 15 см. Передняя стенка состоит из 18-20 гиалиновых полуколец, соединенных связками и мышцами мягкой стороной обращенной к пищеводу. Трахея выстлана мерцательным эпителием, колебания ресничек которого выводят пылевые частицы из легких в глотку. Делится на два бронха - это бифуркация.

БРОНХИ

Бронхи - трубчатые воздухоносные ветви трахеи.

Наверное, каждый человек любит петь или пытается петь. Если вы никогда не учились пению или только начинаете, то, возможно, вам просто будет интересно познакомиться с вокальными терминами, узнать для себя что - то новенькое. Ну, а если вы хотите заниматься вокалом профессионально, то вам просто необходимо знать строение вашего рабочего аппарата, хотя бы в общих чертах. Знания сократят ваш путь к успехам в вокале, уберегут от многих «подводных камней». Точная информация поможет «отфильтровать» сведения и не верить всем советчикам без разбору. К тому же, гораздо легче совершить действие, сначала подробно представив его процесс мысленно.

"Человеческий голос является результатом координированной работы всего голосового аппарата", - писал Мануэль Гарсиа - крупнейший педагог 19 века (г. г)
Голосовой аппарат представляет собой сложную систему, в которую входят многие органы.
Основное значение в производстве звука принадлежит гортани. Непринужденное свободное положение гортани считается наиболее "благоприятным" для пения. Здесь воздух, выталкиваемый легкими, встречает на своем пути сомкнутые голосовые связки и приводит их в колебательное движение.

Голосовые связки могут быть длинными и короткими, толстыми и тонкими. Ларингологи установили, что связки у низких голосов длиннее, чем у высоких. Однако у Карузо - тенора были связки баса.
Колеблющиеся голосовые связки образуют звуковую волну. Но для того, чтобы человек произнес букву или слово, необходимо деятельное участие губ, языка, мягкого неба и т. д. Только слаженная работа всех органов голосообразования превращает простые звуки в пение.
Важную роль играет и носовая полость. Вместе с придаточными пазухами она принимает участие в образовании голоса. Здесь звук усиливается, ему придается своеобразная звучность, тембр. Для правильного произношения звуков речи и для тембра голоса определенное значение имеет состояние носовой полости и придаточных пазух. Именно их индивидуальность придает каждому человеку своеобразный тембр голоса.
Интересно, что полости в передней части черепной коробки человека полностью соответствуют по своему назначению акустическим сосудам, замурованным в древнеримских амфитеатрах, и выполняют те же функции природных резонаторов.
Механизм правильного голосообразования строится на максимальном использовании резонирования.
Резонатор - прежде всего усилитель звука.
Резонатор усиливает звук, практически не требуя от источника звука никакой дополнительной энергии. Умелое использование законов резонанса позволяет достичь огромной силы звука до 120-130 дБ, поразительной неутомимости и сверх этого - обеспечивает богатство обертонового состава, индивидуальность и красоту певческого голоса.
В вокальной педагогике различают два резонатора: головной и грудной. Выше говорилось о головном резонаторе.
Нижний, грудной резонатор придает певческому звуку более низкие обертоны и окрашивает его мягкими плотными тонами. Обладателям низких голосов следует использовать активнее грудной резонатор, а высоких - головной. Но для каждого голоса важно применение и грудного и головного резонаторов.
Немецкий педагог Ю. Гей считает "соединение грудного и головного резонаторов возможным при помощи носового резонатора, называемого им "золотым мостом".
Важную роль играет дыхание певца.
Дыхание является энергетической системой голосового аппарата певца. Дыхание определяет не только рождение звука, но и его силу, динамические оттенки, в значительной мере тембр, высоту и очень многое другое.
В процессе пения дыхание должно подстраиваться, приспособляться к работе голосовых связок.
Это создает лучшие условия для их вибрации, поддерживает то воздушное давление, которое нужно при той или иной амплитуде, частоте сокращений и плотности смыкания голосовых связок. Маэстро Мазетти считал "необходимым условием пения умение сознательно управлять дыханием".

Как можно развить дыхательную мускулатуру?

«Пластичность» дыхания, силу, свободное обращение с ним певцу нужно нарабатывать дыхательными упражнениями. В прежние времена итальянские педагоги вокала подносили ко рту ученика зажженную свечу. Колебание или угасание пламени указывало на то, что ученик выдыхает слишком много воздуха, не используя его. Занятия со свечой продолжались до тех пор, пока техника вокального дыхания не доводилась до совершенства. Кроме таких упражнений со свечой можно посоветовать упражнения с книгами, которые кладут на живот в положении лежа и поднимают силой диафрагмы.

Как это может пригодиться в повседневной жизни?

«Дыхание – это жизнь!» - гласит пословица. «Если вы хорошо дышите, вы будете долго жить на Земле», - говорят йоги. Если у вас нет времени и терпения регулярно заниматься дыхательными упражнениями по системе йогов, совместите приятное с полезным – пойте! Полное вокальное дыхание очень сходно дыхательной гимнастике йогов и несет такую же пользу:

    защищает от заболеваний дыхательных органов, избавляет от насморков, простуд, кашлей, бронхитов и т п. насыщает кровь кислородом, а значит и очищает ее развивает узкую грудную клетку помогает нормально работать желудку и печени, (сокращения диафрагмы вместе с ритмичным движением легких «делает» легкий массаж внутренним органам) восстанавливает работу организма, поэтому толстый человек – худеет, а слишком худой – поправляется

И ничего нет удивительного в том, что занятия вокалом помогают овладеть техникой дыхания на воде и под водой, т. к. основа плавания – такое же глубокое ритмичное дыхание.

Певцу важно дыхание, связанное с пением. Главное для певца не сила дыхания, не количество воздуха, которое забирают его легкие, а то, как удерживается и расходуется это дыхание, как регулируется выдох во время пения, то есть, как координируется его работа с другими компонентами голосового аппарата.
Научиться красиво и правильно петь очень не просто. У певца, по сравнению с другими музыкантами-исполнителями, самоконтроль затруднен. Инструмент воспроизведения звука - голосовой аппарат является частью его организма, и певец слышит себя не так, как окружающие. При обучении и резонаторные и другие ощущения, связанные с пением, оказываются для него новыми, незнакомыми. Поэтому певцу необходимо многое знать, понимать.

"Пение - сознательный процесс, а не стихийный, как многие полагают" - .
Певческие голоса, как у женщин, так и у мужчин бывают трех родов: высокие, средние и низкие.
Высокие голоса - это сопрано у женщин и тенор у мужчин, средние - соответственно меццо-сопрано и баритон , низкие - контральто и бас.
Кроме того, каждая группа голосов имеет еще более точные подразделения:


· сопрано - легкое (колоратурное), лирическое, лирико-драматическое (спинто), драматическое;

· меццо-сопрано и контральто сами по себе являются разновидностями;

· тенор-альтино, лирический (ди-грациа), меццо-характерный (спинто), драматический (ди-форца);

· баритон-лирический и драматический;

· бас-высокий (кантанто), центральный, низкий (профундо).

Правильное определение природы голосовых данных служит залогом дальнейшего их развития. А это не всегда просто сделать. Есть ярко выраженные категории голосов, которые не вызывают ни у кого сомнения относительно их природы. Но у многих певцов (не только начинающих) бывает трудно сразу определить характер голоса.

Следует помнить, что средний регистр у всех певческих голосов наиболее удобен при поисках естественного звучания и правильных вокальных ощущений.
Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.

Наличие хорошей, надежной и перспективной, вокальной техники приводит к тому, что акустические показатели голоса звонкость, полетность, сила голоса, динамический диапазон и др. улучшаются в результате "настройки" голоса в процессе пения.
Умберто Мазетти считал, что "маленький диапазон и небольшая сила голоса не являются полностью исключающим профессиональное обучение фактором". Он полагал, что от правильного обращения и хорошей школы голос может обрести силу и развиться в диапазоне.
Голос редко бывает весь "на поверхности". Чаще его ресурсы скрыты из-за неумелого пользования вокальным аппаратом, его неразвитости, и только в процессе занятий, когда голос развивается, нам становится ясным его достоинства, богатство и красота тембра.

Научные исследования.

О том, что голос человека образуется в гортани, люди знали еще со времен Аристотеля и Галена. Лишь после изобретения ларингоскопа (1840 г.) и классических работ М. Гарсиа (гг.) стало известно, что звук голоса есть результат периодического вибрирования краев голосовых связок, происходящего под действием воздушной дыхательной струи. В качестве активной действующей силы в этом процессе (вибрирования: смыкания и размыкания голосовых связок) выступает напор воздушной струи. Это "миоэластическая теория" М. Гарсиа.

Ученый Рауль Юссон в 1960 году выдвинул новую, так называемую "нейромоторную теорию", сущность которой состоит в следующем: голосовые связки (складки) человека колеблются не пассивно под воздействием проходящего тока воздуха, как и все мышцы человеческого тела, сокращаются активно под действием приходящих из центральной нервной системы импульсов биотоков. Частота импульсов находится в большой зависимости от эмоционального состояния человека и от деятельности желез внутренней секреции (у женщин голос на целую октаву выше, чем у мужчин). Если человек начинает петь, то по данным Юссона, регулирования высоты основного тона начинает осуществляться "корой головного мозга".

Голосовой аппарат человека является исключительно сложным прибором и, как всякий сложный аппарат, он, как видно, имеет не один, а несколько в известной мере независимых друг от друга механизмов регулирования, управляемых центральной нервной системой. И поэтому обе эти теории являются ценными.

Звук голоса человека представляет собой одну из форм энергии. Энергия эта, порождаемая голосовым аппаратом певца, заставляет периодически колебаться молекулы воздуха с определенной частотой и силой: чем чаще колеблются молекулы - тем звук выше, а чем амплитуда их колебаний больше - тем звук сильнее. Звуковые колебания в воздухе распространяются со скоростью 340 м в секунду. Голосовой аппарат - это живой акустический прибор, и, следовательно, кроме физиологических законов, он подчиняется еще и всем законам акустики и механики.

Итак, как же устроены голосовые органы человека.

Основу их составляет диафрагма – мускульно - сухожильная перегородка, (грудо-брюшная преграда) отделяющая грудную полость от брюшной.. Диафрагма является живым фундаментом для целого и совершенного инструмента. Диафрагма, это мощный мышечный орган, прикрепляется к нижним рёбрам и позвоночнику. Во время вдоха мышцы диафрагмы сокращаются, и объём грудной клетки увеличивается. Но мы не можем почувствовать диафрагму, т. к. её движение при дыхании и голосообразовании происходит на подсознательном уровне.
Грудная полость защищённая рёбрами и грудными позвонками, содержит жизненно важные органы- лёгкие, сердце, дыхательное горло, пищевод.

Лёгкие – как настоящие органные меха, участвуют в звукообразовании, создавая необходимый поток воздуха. Из лёгких воздух поступает в бронхи , тонкие и похожие на ветви дерева. Потом они объединяются вместе и образуют трахею, которая идёт вверх, вертикально. Трахея - состоит из хрящевых полуколец, она довольно подвижна, и соединена с гортанью.

Гортань выполняет тройную функцию - дыхательную, защитную и голосовую. Её остов составляют хрящи, которые соединены между собой суставами, связками, и мышцами, за счёт чего обладают подвижностью. Самый большой хрящ гортани - щитовидный, и его размеры определяют величину гортани. Для низких мужских голосов характерна крупная гортань, выступающая на поверхности шеи в виде кадыка. Верхнее отверстие гортани , так называемый вход в гортань образуется подвижным гортанным хрящём – надгортанником . При дыхании гортань свободна, а при глотании свободный край надгортанника наклоняется назад закрывая отверстие гортани. Во время пения вход в гортань прикрывается надгортанником. Гортань имеет свойство быть весьма подвижной, в основном, в вертикальной плоскости.

В середине гортань сужается, и в самом узком месте располагаются две горизонтальные складочки, или - связки. Отверстие между ними называется голосовой щелью. Над голосовыми связками располагаются – желудочки гортани, над каждым из которых находится складка, параллельная голосовым связкам. Верхние желудочковые складки называются ложными и состоят из рыхлой соединительной ткани, желёз и слабо развитых мышц. Железы в этих складочках обеспечивают увлажнение голосовых складок, что очень важно для певческого голоса. При звукообразовании голосовые складки соединяются или смыкаются, и щель закрывается. Связки покрыты плотной тканью перламутрового оттенка. Связки могут изменять свою длину, толщину, и колебаться по частям, что придаёт голосу певца разнообразные окраски, богатство звука и подвижность.
Звук, резонирует в полости над гортанью, в глотке.

Глотка довольно объёмна, неправильной формы. Глотка отделяется от нёба, так называемой, нёбной занавеской . Маленький язычок в задней части нёба, словно образует двойную арку. Размеры глотки могут изменяться от движений нёбной занавески и языка. Так же для правильного звукообразования имеет большое значение артикуляция . Строение голосового аппарата имеет индивидуальные особенности в каждом отдельно взятом случае.

Поэтому педагогический подход к каждому вокалисту так - же очень индивидуален. При работе с певцом, учитываются в первую очередь физическое состояние голосового аппарата, физиологическое строение и личностные особенности певца, психологическое и эмоциональное состояния. И на основе полученного представления составляется индивидуальная программа

Главная задача педагога состоит в том, что бы из своего привычного набора упражнений подобрать для каждого певца именно то, что ему необходимо в данный момент. Или же, если ни одно из данных упражнений не воспринимается учеником правильно, сымпровизировать на ходу именно то, что будет понятно для начинающего певца. Важно, что бы певец почувствовал, что он может добиться правильного результата, что его голос звучит лучше. Он должен получить удовольствие от занятий вокалом.
Несомненно, преподавателю необходимо соблюдать осторожность и не форсировать удачный результат. Главное, что ученик осознал и запомнил приятное ощущение при пении, почувствовал свои возможности. В следующий раз он постарается вспомнить и воспроизвести все свои удачные моменты.

Многие педагоги по вокалу советуют почувствовать звук в животе, на диафрагме, на кончике носа, во лбу, в затылке... Где угодно, но только не в горле, где расположены голосовые связки. А ведь это ключевой момент в устройстве голосового аппарата! Голос рождается именно на связках.

Если вы хотите научиться петь правильно, эта статья поможет вам лучше понять устройство голосового аппарата!

Физиология голоса — колебания голосовых связок.

Вспомним из курса физики: звук — это волна, не так ли? Соответственно, голос — звуковая волна. Откуда берутся звуковые волны? Они появляются, когда «тело» колеблется в пространстве, сотрясает воздух и образует воздушную волну.

Как у любой волны, у звука есть движение. Голос необходимо посылать вперед, даже когда вы поете тихо. Иначе звуковая волна быстро угаснет, голос прозвучит вяло или зажато.

Если вы занимаетесь вокалом, но до сих пор не знаете, как выглядят и где находятся голосовые связки, видео ниже обязательно к просмотру

Устройство голосового аппарата: как работают связки и голос.

  • Мы делаем вдох, легкие увеличиваются в объеме.
  • На выдохе ребра плавно сужаются и .
  • Воздух поднимается по трахее и бронхам, к глотке, где прикреплены голосовые связки.
  • Когда струя воздуха попадает на голосовые связки, они начинают колебаться: смыкаться и размыкаться сотни раз за секунду и создают вибрации в горле.
  • Звуковые волны от колебания голосовых связок расходятся по телу, как круги по воде.
  • А дальше мы направляем рожденную звуковую волну в резонаторы своим вниманием — в нос, рот, чувствуем вибрации в голове, груди, лице, затылке...
  • Резонирующую волну звука мы оформляем в гласные и согласные буквы языком и губами, с помощью дикции и артикуляции.
  • Заполняем звуком рот, выпускаем его на открытой улыбке вперед и… поем!

Ошибки в работе голосовых связок.

Устройство голосового аппарата складывается из всех вышеописанных этапов. Если возникнут проблемы хотя бы на одном из них, вы не получите свободный и красивый голос. Чаще ошибки возникают на первом-втором этапе, когда мы . Связки не должны вступать в борьбу с выдохом! Чем ровнее струя воздуха, который вы выдыхаете, тем ровнее колебания голосовых связок, голос звучит однороднее и красивее.

Если не контролирует поток дыхания, то неуправляемая струя воздуха выходит за раз большой волной. Голосовые связки не в состоянии справиться с таким давлением. Произойдет несмыкание связок. Звук будет вялым и сиплым. Ведь чем плотнее смыкаются связки, тем громче голос!

И наоборот, если вы задерживаете выдох и , происходит гипертонус диафрагмы (зажим). Воздух практически не пойдет на связки, и им придется колебаться самостоятельно, прижимаясь друг другу через силу. И тем самым натирать мозоли. Они же узелки на голосовых связках. При этом во время пения возникают болезненные ощущения — жжение, першение, трение. Если в таком режиме работать постоянно, голосовые связки теряют эластичность.

Конечно, есть такое понятие как «белтинг», или вокальный крик, и делается он с минимальным выдохом. Связки смыкаются очень плотно для громкого звука. Но петь таким приемом правильно можно, лишь разобравшись в анатомии и физиологии голоса.

Голосовые связки и гортань — ваши первые вокальные инструменты. Понимание, как устроен голос и голосовой аппарат дает вам безграничные возможности — вы можете менять краски: петь то более мощным звуком, то звонким и летящим, то нежно и трепетно, то с металлическим звенящим оттенком, то на полушепоте, берущим зрителей за душу...

За движение связок отвечает около 15 мышц гортани! А в устройстве гортани есть еще и различные хрящи, которые обеспечивают правильное смыкание связок.

Это интересно! Кое-что из физиологии голоса.

Человеческий голос устроен уникально:

  • Голоса людей звучат по-разному, потому что у каждого из нас разная длина и толщина голосовых связок. У мужчин длиннее связки, и голос поэтому звучит ниже.
  • Колебания голосовых связок у певцов находятся в примерных пределах от 100 гц (низкий мужской голос) до 2000 гц (женский высокий).
  • Длина голосовых связок зависит от размера гортани человека (чем длиннее гортань, тем длиннее связки), поэтому у мужчин связки более длинные и толстые в отличие от женщин с короткой гортанью.
  • Связки могут тянуться и укорачиваться, становиться толще или тоньше, смыкаться только краями или по всей длине благодаря особому строению вокальных мышц одновременно продольных и косых — отсюда получается разная окраска звука и сила голоса.
  • В разговоре мы задействуем лишь одну десятую диапазона , то есть голосовые связки способны растягиваться в десять раз больше у каждого человека, а голос звучать в десять раз выше разговорного, это заложено самой природой! Если это осознать, будет проще .
  • Упражнения для вокалистов делают голосовые связки эластичными, заставляют их лучше растягиваться. С эластичностью связок голосовой диапазон увеличивается.
  • Некоторые резонаторы не могут называться резонаторами, так как не являются пустотами. Например, грудная клетка, затылок, лоб — они не резонируют, но вибрируют от звуковой волны голоса.
  • С помощью резонации звука можно разбить бокал, а в книге рекордов Гиннеса описан случай, когда школьница перекричала шум взлетающего самолета благодаря силе голоса.
  • Связки есть и у животных, но только человек может управлять своим голосом.
  • В вакууме звук не распространяется, поэтому важно создавать движение выдоха и вдоха для воспроизведения звука при колебаниях голосовых связок.

Какой длины и толщины голосовые связки именно у вас?

Каждому начинающему вокалисту полезно сходить на прием к фониатру (врачу, лечащему голос). К нему я отправляю учеников прежде, чем приступить к первым урокам вокала.

Фониатр попросит вас спеть и покажет с помощью техники, как устроен голос и как работают голосовые связки именно у вас в процессе пения. Расскажет, какой длины и толщины голосовые связки, насколько хорошо смыкаются, какое подсвязочное давление имеют. Все это полезно знать, чтобы лучше использовать свой голосовой аппарат. Профессиональные певцы ходят один-два раза в год к фониатору для профилактики — убедиться, что с их связками все хорошо.

Нам привычно использовать голосовые связки в жизни, мы не замечаем их колебаний. А работают они даже, когда мы молчим. Не зря говорят, что голосовой аппарат имитирует все звуки вокруг нас. Например, проезжающий мимо дребезжащий трамвай, крики людей на улице или басы из колонок на рок-концерте. Поэтому прослушивание качественной музыки положительно влияет на голосовые связки и повышает ваш вокальный уровень. А беззвучные упражнения для вокалистов (есть и такие), тренируют голос.

Педагоги по вокалу не любят объяснять физиологию голоса ученикам, а очень зря! Боятся, что ученик, услышав, как голосовые связки правильно смыкать, примется петь “на связках”, голос зажмется.

В следующей статье мы разберем технику, которая помогает легко управлять голосом и брать высокие ноты лишь благодаря тому, что голосовые связки работают правильно.

Самый древний музыкальный инструмент — голос. И связки основная его составляющая. Всегда чувствуйте работу голосовых связок при пении! Изучайте свой голос, будьте любопытнее — мы сами не знаем своих возможностей. И оттачивайте вокальное мастерство каждый день.

Подписывайтесь на новости блога O VOCALE, где скоро появится небольшой лайфхак, как почувствовать правильно ли вы смыкаете ваши голосовые связки на дыхании.

Вам понравится:


Большинство оппонентов Юссона проводило опыты на животных (собаки, кошки). Сложность, однако, здесь заключается в том, что результаты не всякого опыта можно механически перенести на человека, поскольку человеческая голосовая мышца обладает целым рядом отличительных свойств. На эти отличительные свойства и ссылается Юссон, выдвигая свою теорию, Подобные же опыты на людях могут быть проведены лишь в исключительных случаях, во время вынужденной операции на гортани, да и то с согласия больного.

Тем не менее все же есть основание считать, что регулирование частоты колебаний голосовых связок у человека - процесс довольно сложный, в котором при всех условиях роль миоэластических сил и давления воздуха вряд ли стоит игнорировать. Еще в прошлом столетии немецкому физиологу И. Мюллеру удалось показать, что высоту тона, издаваемого изолированной гортанью человека, можно варьировать принципиально двумя путями: силой натяжения голосовых связок при постоянном давлении воздуха и силой подсвязочного давления воздуха при постоянном натяжении связок. Почему бы эти простейшие механизмы не могли быть использованы природой для регулирования высоты основного тона голоса и в живом организме? Для выяснения вопроса о роли воздушного давления были поставлены следующие опыты (Медведев, Морозов, 1966).

В то время, когда певец фонировал ноту, давление воздуха в его ротовой полости искусственно изменялось при помощи специального устройства. Величина этого давления и частота колебаний голосовых связок регистрировались на осциллографе. Как видно на осциллограмме, несмотря на то что певцу давалась инструкция сохранять высоту ноты неизменной, основной тон голоса его все же непроизвольно повышался или понижался в зависимости от давления в ротовой полости (рис. 17). Искусственное увеличение давления во рту приводило к понижению частоты основного тона вплоть до полной остановки колебаний голосовых связок, а уменьшение давления - вновь к повышению основного топа голоса. При этом было установлено, что чем менее опытен певец, тем более «гуляет» у него частота основного тона при искусственном изменении давления в ротовой полости.

Наконец, в другой серии опытов условие полной естественности фонации совершенно не нарушалось. Певцам давалось задание при пении поты определенной высоты самим периодически изменять, т. е. уменьшать или увеличивать силу подсвязочного давления, стараясь при этом совершенно не изменить высоту основного тона голоса. Сила голоса при этом также изменялась от форте до пиано. Как сила голоса, так и частота колебаний голосовых связок певца непрерывно регистрировались и измерялись специальными устройствами. На графике (рис, 18) хорошо видно, что при волнообразном изменении силы голоса, а следовательно, и давления в легких, частота колебаний голосовых связок также непроизвольно изменяется (правда, в небольших пределах), несколько повышаясь с увеличением силы голоса и понижаясь с уменьшением подсвязочного давления.

Этот факт хорошо известен из житейского опыта: в обычной разговорной речи разве мы не повышаем основной тон голоса, когда хотим крикнуть громче и, наоборот, не понижаем звук при тихом разговоре? Недаром же человеку, начинающему говорить громко, говорят: «Не повышай голоса!».


Рис. 18. Изменение частоты колебаний голосовых связок человека при изменении силы голоса. Сплошная линия-частота основного тона; прерывистая - сила голоса В условных единицах; стрелка - направление усиления голоса и увеличения частоты основного тона; по горизонтали - время от начала фонации (в сек.).

Само собой разумеется, что если бы частота колебаний голосовых связок человека совершенно не зависела от давления (точнее, от разности подсвязочного и надсвязочного давления), то подобных изменений в колебаниях связок мы бы не обнаружили. Однако они обнаруживаются, и проследить это можно на многих других примерах.

Если певцу дать задание пропеть все ноты - от самой низкой до самой высокой - голосом одинаковой силы, например форте, то можно ручаться, что ни один певец не выдержит силу голоса па всех нотах одинаковой. Самые низкие ноты он споет намного тише, чем самые высокие (см., например, рис. 6). Многочисленные исследования говорят, что непроизвольное увеличение силы голоса по мере повышения тона носит у певцов характер закономерности. Таким образом, для того чтобы спеть низкие поты, певец должен обязательно уменьшить силу давления в легких. В то же время увеличение подсвязочного давления помогает певцу взять высокие ноты. Правда, певец может в определенных пределах изменять силу голоса, не изменяя его высоты, но пределы эти все же ограничены: в широких пределах высота голоса зависит от силы, так же как и сила от высоты.

Приведенные опыты и наблюдения хотя и не являются прямым противоречием основной идее Юссона о централь ной нейромоторной природе колебания голосовых связок человека, все же заставляют осторожно отнестись к его высказываниям о полной независимости частоты колебаний голосовых связок от подсвяэочиого воздушного давления.

Голосовой аппарат - это живой акустический прибор, и, следовательно, кроме физиологических законов, он подчиняется еще и всем законам акустики и механики. А обратившись к музыкальной акустике, мы видим, что высота тона музыкальных инструментов регулируется простым натяжением струны или варьированием размеров колеблющихся язычков (Константинов, 1939). Высота звука некоторых свистков (f0) определяется зависимостью f0=kvр, где р - величина воздушного давления, k - коэффициент пропорциональности. Есть данные о том, что и частота колебания голосовых связок человеческой гортани (при прочих равных условиях) также определяется именно этим соотношением (Фант, 1964). Далее, мы видим, что чем короче голосовые связки певца, тем выше его голос. Кроме того, у басов голосовые связки в два с половиной раза толще, чем у сопрано. По исследованиям Л. Б. Дмитриева, размеры резонаторов у певцов с низкими голосами закономерно больше, чем у певцов с высокими голосами (Дмитриев, 1955). Не связана ли вся эта механика с высотой голоса? Несомненно, это так!

Факты говорят, что акустико-механические закономерности регулирования частоты колебания голосовых связок бесспорно имеют место и в живом организме, и сбрасывать их со счета вряд ли будет справедливо. Даже если быть к Юссону крайне доброжелательным и целиком признать наличие «третьей функции» голосовых связок человека, то все же нет оснований думать, что эта «третья функция» является единственным монопольным регулятором частоты колебаний связок. Голосовой аппарат человека является исключительно сложным прибором и, как всякий сложный аппарат, он, как видно, имеет не один, а несколько в известной мере независимых друг от друга механизмов регулирования, управляемых центральной нервной системой. Этим обеспечивается удивительная точность и надежность работы голосового аппарата в очень разнообразных условиях.

Этими доводами, однако, ничуть не умаляется роль центральной нервной системы в регулировании голосовых связок. Наоборот: нужно подчеркнуть, что регулирование всех миоэластических и механических свойств голосовых связок (степени их натяжения, смыкания, плотности и т, д.) и аэродинамических условий в гортани (регулирование подсвязочного давления и т. п.) целиком осуществляется центральной нервной системой. Нервная система заведует всей этой акустикой и механикой. Помогают центральной нервной системе в этом сложнейшем процессе многочисленные чувствительные образования (проприорецепторы и барорецепторы), посылающие к нервным центрам информацию о степени сокращения разнообразных мышц гортани и всего дыхательного тракта, а также о степени давления воздуха в легких и трахее. Роль этих внутренних чувствительных образований (рецепторов) в регулировании голосовой функции хорошо выявлена в работах советских исследователей В. Н. Черниговского (1960), М. С. Грачевой (1963), М. В. Сергиевского (1950), В. И. Медведева с соавторами (1959), а также и в опытах самого Юссона.

Исследования Р. Юссона и его сотрудников несомненно имеют большое прогрессивное значение в развитии физиологии фонации: они приковывают внимание ученых к этой важной проблеме, стимулируют новые поиски и уже сегодня объясняют то, что трудно объяснимо со старых позиций. Несомненно полезен и большой научный спор вокруг новой теории, так как с каждым днем он приносит нам все новые и новые знания. В споре рождается истина.

Загрузить главу

Гортань человека - это гибкий, обладающий тонкой структурой орган дыхательной системы, соединяющий глотку с трахеей. Он чрезвычайно важен для процесса дыхания и пищеварения, поскольку выталкивает вредоносные элементы, пытающиеся проникнуть в дыхательные пути. В гортани также образуются звуки, с помощью голосовых складок регулируется тембр, тон и громкость речи человека.

Устройство гортани

Гортань состоит из плотных тканей и представляет собой короткую трубку из девяти хрящей, покрытую характерным только для горла эпителием. Хрящи соединяются между собой особыми связками.

Гортань человека находится в районе шестого и четвёртого позвонка, за кожным покровом передней стороны шеи. Верх органа подходит к носовой части глотки, соприкасаясь с костью, расположенной под языком.

Особенности строения гортани полностью зависят от функций, возложенных на этот орган. Внешне трубка гортанной системы схематически напоминает два соединённых, соприкасающихся вершинами треугольника. Трубка сужается к центру, но расширяется по обеим кромкам. Серединой гортанной системы является голосовая щель - самая верхняя складка преддверия звуковых связок. Области выше и ниже голосовой щели называются соответственно надскладочной и подскладочной.

По бокам органа между голосовой складкой и преддверием гортани находятся глубокие кармашки - так называемые морганиевы желудочки гортани. Эти составляющие гортани идут вверх и вперёд к черпаловидным складкам. При инфицировании в первую очередь именно они теряют свою изначальную форму, что указывает на развитие болезни. Вестибулярные отделы гортани, которые при нарушении работы голосовых связок могут исполнять их функцию, иногда становятся центром воспалительных процессов и отёков.

С задней стороны гортани располагается глотка, по бокам проходят крупные кровеносные сосуды и нервные окончания. Пульсирование сонных артерий можно с лёгкостью прощупать на шее по обеим сторонам от горла.

Голосовые связки образует пара желтовато-белых, соединённых мышцами и натянутых в полости гортани параллельных складок. Одна сторона голосовых связок скреплена с углом щитовидного хряща, вторая - с черпаловидным хрящом. Немногим выше звуковой щели располагается преддверие гортани - верхний отдел полости этого органа. Оно окружено краями пластин щитовидного хряща, снизу закрывается складками, впереди сверху над преддверием находится уголок щитовидного хряща (комиссура - участок голосовых связок, где щитовидные пластинки образуют угол) и надгортанник. Между боковыми сторонами преддверия гортани находятся щелеобразные желудочки, растягивающиеся до черпалогортанных складочек.

Нижняя часть гортани, расположенная под голосовой щелью и внешне напоминающая конус, связана с трахеей. У ребёнка в раннем возрасте эластический конус гортани состоит из пластичной соединительной ткани. Это место склонно к повышенной отёчности и развитию воспалительных процессов.

Гортанные хрящи

Анатомия гортани довольно сложна. Этот орган представляет собой каркас из шести форм хрящей. Три парных и три непарных хряща поддерживают общую структуру. Рассмотрим каждый хрящ отдельно.

Парные хрящи:

  • Рожковидные - эластичные образования, имеющие форму конуса. Хрящ такого типа находится на верхней части двух черпаловидных элементов.
  • Черпаловидные - участки соединительной ткани, визуально напоминающие треугольники, расположенные на пластинах перстневидного хряща. Состоят из гиалинового хряща.
  • Клинописные - как и рожковидные, являются эластичными хрящами, находящимися рядом с вершиной черпаловидных пластин.

Непарные хрящи:

  • Перстневидный - состоит из двух частей разной формы. Первая часть представляет собой пластинчатую структуру, вторая часть образована из гиалинового хряща, формирующего гортанную границу нижней части, по форме похожа на тонкую дугу.
  • Надгортанный - эластичная ткань, создающая хрящ в форме жёлоба. Её задача - поднятие глотки в процессе приёма пищи, точнее, непосредственно в момент её глотания. Опускаясь, надгортанный хрящ полностью закрывает голосовую щель.
  • Щитовидный - хрящ, образованный двумя пластинами, находящимися под углом. Именно этот хрящ называют кадыком. При соединении пластин под углом 90 градусов - характерно для мужчин - он заметно выпирает на поверхности шеи. У женщин хрящи, составляющие кадык, сходятся под углом более 90 градусов, что делает его незаметным под кожным покровом. Специальная мембрана соединяет этот хрящ с подъязычной костью.

Мышцы гортани

Строение гортани человека предполагает наличие различных мышц. Эти мышцы подразделяются на два типа - наружные и внутренние мышцы гортани. За изменение длины голосовых связок, степень их напряжения и расположение в горле отвечают внутренние мышцы. При их трансформации происходит регуляция воспроизводимого звука. Внешние мышцы действуют как единое целое, выполняя движения глотки при приёме пищи, дыхании и образовании голоса. Выделяют следующие типы мышц полости гортани:

  • аддукторы (констрикторы) - три типа мышц, две парные и одна непарная, осуществляющие сжатие голосовой щели;
  • абдукторы (дилитаторы) - хрупкая мышечная конструкция, проблемы с которой могут привести к параличу связок гортани. Главной задачей этого типа мышц является расширение, раскрытие голосовой щели - функция, обратная предназначению гортанных аддукторов;
  • перстнещитовидная мышца - при её сокращении щитовидный хрящ движется вверх или вперёд, регулируя тем самым напряжение голосовых связок и поддерживая их в тонусе.

Функции

Анатомия и физиология гортани полностью зависят от функций гортани. Жизнедеятельность человека напрямую связана с тремя основными её задачами - дыхательной, защитной и голосообразующей. Рассмотрим каждую из них подробнее.

  1. Дыхательная функция: без воздуха человеческий организм не может существовать. Гортань, являясь частью дыхательной системы, регулирует поступление кислорода в горло. Эта деятельность осуществляется за счёт расширения и сжатия голосовой щели. Также в горле слишком холодный воздух согревается, чтобы уже в таком виде пройти в лёгкие.
  2. Защитная функция: осуществляется благодаря работе множества желёз, находящихся на эпителиальном слое. Один из способов защиты - это наличие так называемых ресничек - нервных окончаний. Если кусочки пищи случайно попадают не в пищевод, а в дыхательную систему, реснички немедленно реагируют и возникают приступы кашля, позволяющие вытолкнуть инородный предмет наружу. Эпителий направляет любой вредоносный элемент обратно во внешнюю среду. При попадании постороннего предмета на голосовую щель она полностью закрывает доступ внутрь гортани и выталкивает его наружу при помощи рефлекторных действий (откашливания). В гортани находятся миндалины - часть иммунной системы, которая борется с элементами патогенной среды и не позволяет им проникнуть внутрь организма. Пористые миндалины задерживают микробы и вирусы при помощи особых углублений - лакун.
  3. Голосообразующая функция гортани (фонаторная): воспроизводимый человеком звук регулируется именно здесь. Тембр голоса зависит от строения гортани человека, её индивидуальных особенностей. Длина голосовых связок определяет тон голоса - чем короче голосовые связки, тем выше тон. Потому высокие голоса характерны для женщин и детей, обладающих короткими связками. У мальчиков к определённому возрасту происходит метаморфоза гортанной структуры, и голос начинает ломаться. Фонаторная функция гортани - самая музыкальная: голосовые связки позволяют нам петь и красиво говорить при условии профессионального владения голосом. Интересно, что для пения может быть достаточно всего лишь пары октав, а при образовании речи обычно задействовано до семи октав.

Дыхательная функция непосредственно связана с защитной, поскольку мышцы и хрящи контролируют силу и объём вдоха, согревают воздух перед его поступлением в лёгкие.

Голосообразующая функция

Строение горла и гортани может меняться в зависимости от возраста. Малыши имеют короткую гортань, находящуюся на три позвонка выше, чем у взрослых. Вход в гортань у детей гораздо шире, у них ещё нет рожковидных хрящей и подъязычных соединений, которые появляются только к семилетию.

У мальчиков и девочек до десяти лет структура гортани практически не отличается. Далее формируются возрастные особенности гортани - в переходном возрасте (после двенадцати лет) голос у мальчиков начинает ломаться. Это происходит по причине усиленного производства мужских половых гормонов и развития половых желёз, что приводит к увеличению длины голосовых связок. Трансформация гортани характерна и для девочек, но изменение голоса у женщин проявляется медленно и незаметно, а у мужчин голос может значительно модифицироваться в течение одного года.

Мужская гортань примерно на треть больше женской, а голосовые связки толще и длиннее, поэтому у представителей сильного пола голос обычно грубее и ниже. Громкость речи зависит от ширины голосовой щели, регулируемой пятью мышцами, - чем больше щель, тем громче звук. При выдыхании воздуха голосовые связки приходят в движении, это сказывается на изменении силы голоса, его тембра, высоты. Помимо гортани в процессе образования речи участвуют лёгкие и мышцы груди - от их силы тоже зависит звучность голоса.

Фонаторная функция гортани является следствием слаженной работы всего человеческого организма. Гортань участвует в формировании звука, полость рта, губы и язык трансформируют его в речь. Множество органов связаны с гортанью, и от их общего состояния зависит здоровье человека.

Это говорит о том, что речь человека - тембр и тон голоса - являются отражением не только особенностей строения гортани, настроения индивида, и показателем деятельности других систем организма. Изменение голоса человека может говорить о его физическом состоянии, наличии проблем со здоровьем. Тембр голоса меняется, когда человек болен простудой, ангиной, страдает другими заболеваниями горла. Даже приём гормонов может привести к временной перемене голоса.

Благодаря тому, что мышца создаёт локальное напряжение голосовых связок, становится возможным воспроизведение дополнительных звуков - обертонов. Именно их совокупностью определяется тембр человеческой речи.

Иннервация и кровообращение

Кровоснабжение гортани, щитовидных гланд осуществляется при помощи сонной и подключичной артерий. К гортани прилегают также задняя гортанная и щитовидная артерии.

Иннервация гортани - это наличие нервных окончаний в анатомии горла. Возбуждение и передача нервных импульсов происходит благодаря блуждающему нерву, состоящему из парасимпатических, чувствительных двигательных волокон. Блуждающий нерв обеспечивает выполнение рефлекторной функции органа - перевод нейронов к корковым речевым и звуковым центрам. Нервные волокна формируют пару больших нервных узлов.

Первый узел состоит из волоконцев двух типов: наружного - иннервирует низовую мышцу, отвечающую за сокращения горла и перстнещитовидного хряща, и внутреннего - пронизывает слизистую гортани, находящуюся над звуковым просветом, слизистую надгортанника и начала языка.

Возвратный нерв содержит те же типы волокон, правый возвратный гортанный нерв отделяется от блуждающего нерва в том месте, где он пересекается с подключичной артерией. Слева возвратный нерв отщепляется от блуждающего на высоте дуговой аорты. Два нерва окружают сосуды и поднимаются вверх по разным сторонам гортани, перекрещиваются под щитовидкой и примыкают к подголосовой полости гортани.

Новое на сайте

>

Самое популярное