Домой Нарыв Особенности экспериментально-психологического исследования в клинической психологии. Методы (методики) для исследования личности

Особенности экспериментально-психологического исследования в клинической психологии. Методы (методики) для исследования личности

Расстановка ударений: КЛИНИ`ЧЕСКИЙ МЕ`ТОД в психологии

КЛИНИЧЕСКИЙ МЕТОД в психологии - более или менее длительное изучение личности, включающее в себя как наблюдение, так и применение других, в частности экспериментальных, методик с целью более углублённого исследования различных сторон личности и постановки психологич. диагноза. К. м. в психологии применяется при изучении как психически здоровых людей (для исследования закономерностей развития личности), так и в случаях различных нарушений психич. процессов. При изучении здорового человека К. м. чаще всего применяется для исследования закономерностей развития психич. процессов в дет. возрасте (см. Детская психология ). В этом случае длительное ("продольное") изучение ребёнка сочетается со спец. психологич. пробами и с тщательным опросом ребёнка (такой вариант К. м. применялся, напр., швейц. психологом Ж. Пиаже и его сотрудниками при исследовании мышления ребёнка).

Начало спец. разработке К. м. в психологии при изучении больной психики и в особенности применению в составе этого метода экспериментально-психологич. методики было положено в Германии в психиатрич. клинике Э. Крепелина (1856 - 1926). Дальнейшее развитие К. м. связано с именами Э. Блейлера - в Швейцарии, К. Гольдштейна - в США и др. В России первая экспериментально-психологич. лаборария в составе клиники была создана В. М. Бехтеревым в 1885 в Казани. Большое внимание уделяли развитию К. м. С. С. Корсаков, А. А. Токарский, Г. И. Россолимо, А. Н. Бернштейн, Л. С. Выготский . Благоприятные условия для развития К. м. создало проникновение в психологию сеченовских и павловских идей нервизма, на основе к-рых ведётся разработка К. м. в ряде неврологич. и психиатрич. учреждений (А. Р. Лурия , Б. В. Зейгарник, В. Н. Мясищев и др.).

К. м. применяется в дефектологии , в целях дифференциальной диагностики аномальных детей, подлежащих направлению в спец. школы, а также в психиатрич., неврологич. и нейрохирургич. клиниках. Используется К. м. также в целях судебно-мед. и трудовой экспертизы.

Обычно при изучении больной психики К. м. применяется в системе комплексного исследования, когда наряду с изучением анамнестич. данных и клинич. наблюдением включаются неврологич. и физиологич. исследования. При таком комплексном исследовании К. м. выступает не только как существенное средство дифференциальной диагностики нарушений психия. деятельности, но и как способ контроля за ходом развития коррекционной или компенсаторно-восстановительной работы, а также для выявления наиболее эффективных методов и приёмов такой работы.

Экспериментально-психология. методики, применяемые при использовании К. м., можно разделить на несколько групп: методики, направленные на изучение состояния слухового, зрительного, кинестезич. и двигательного анализа и синтеза, нарушения к-рых могут быть вызваны поражением того или иного отдела мозга; эти методики дают исходные ориентировочные данные для дальнейшего изучения, К-рое включает в себя: методики, направленные на анализ познавательной деятельности (восприятие, представления, память, мышление, речь, внимание), методики изучения эмоционально-волевой сферы.

Наиболее разработаны методики исследования познавательной деятельности (воспроизведение рассказов, объяснение сюжетных картин, классификация предметов, выделение существенных признаков понятий и др.). В наименьшей степени разработаны методики изучения эмоциональной и волевой сферы.

К. м. предполагает индивидуализированный подход к выбору методик исследования в зависимости от особенностей изучаемого лица и получаемых результатов.

Лит.: Бернштейн А. Н ., Клинические приемы психологического исследования душевнобольных, 2 изд., М., 1922; Лурия А. Р ., Травматическая афазия, М., 1947; его же, Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга, М., 1962; Принципы отбора детей во вспомогательные школы. Под ред. Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия, М., 1960; Зейгарник Б. В ., Патология мышления, М., 1962; Рубинштейн С. Я., Методика экспериментальной патопсихологии. Метод. пособие, М., 1962; Кононова М. П ., Руководство по психологическому исследованию психически больных детей школьного возраста, М., 1963; Rеу A ., Monographies de psychologie Clinique, Neuchatel - P., 1952; Contributions toward medical psychology, ed. by A. Weider, v. 1 - 2, N. Y., ; Handbuch der klinischen Psychologie, hrsg. von E. Stern, Bd 1 - 2, Z#252;rich, 1954 - 55; Lоuttit С. M ., Clinical psychology of exceptional children, 3 ed., N. Y., ; Handbook of abnormal psychology, ed. by H. J. Eysenck, N. Y., ; Meili R ., Lehrbuch der psychologischen Diagnostik, 4 Aufl., Bern - Stuttg., .

Методы исследования в медицинской (клинической) психологии

Клиническая психология при выборе методов исследования руководствуется задачами, вытекающими из профессиональных обязанностей: участие в решении задач дифференциальной диагностики, анализ структуры и установление степени психических нарушений, диагностика психического развития, характеристика личности и системы ее отношений, оценка динамики нервно-психических нарушений и учет эффективности терапии, решение экспертных задач.

Диагностическая задача диктует использование таких психологических методик, которые способны оценить деятельность отдельных психических функций, а также дифференцировать психологические феномены и психопатологические симптомы и синдромы. Задача психокоррекции подразумевает применение различных шкал для анализа эффективности применяемых психокоррекционных и психотерапевтических методик.

При подборе методик клинический психолог учитывает прежде всего цели психологического обследования, а также соматическое состояние испытуемого, его возраст, профессию и уровень образования, время и место проведения исследования.

В.Д. Менделевия делит все методы исследования в клинической психологии на три группы: 1) клиническое интервьюирование, 2) экспериментально-психологические методы исследования и 3) оценка эффективности психокоррекционного воздействия. Большей частью эти методы заимствованы из общей психологии, часть же создана в медицинской психологии и предназначена для решения специфических задач в работе психолога-клинициста.

Существует еще одна классификация методов медицинской психологии - условное деление на нестандартизированные и стандартизированные методы. Нестандартизированные методы представлены набором так называемых психологических методик (Б.В. Зейгарник, 1976 г., С.Я. Рубинштейн, 1970 г.). Эти методы направлены на выявление определенных видов психической патологии. Выбор их осуществляется индивидуально для конкретного испытуемого, в основном с целью дифференциальной диагностики. Психологическое заключение основывается не столько на количественном анализе конечного результата деятельности пациента, сколько на качественном анализе способов деятельности, характерных особенностей самого процесса выполнения задания.

В случае применения стандартизированных методик способ анализа результатов основывается преимущественно на количественной оценке, которая сопоставляется с оценками, полученными на соответствующих выборках больных и здоровых испытуемых.

Клиническое интервьюирование. Термин «интервью» стал использоваться клиническими психологами недавно. Раньше говорили о клиническом расспросе или беседе. Некоторые рекомендации к проведению такой беседы встречаем в работах Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн.

Основными целями клинического интервьюирования являются оценка индивидуально-психологических особенностей клиента, ранжировка выявляемых особенностей по качеству, силе и тяжести, отнесение их к психологическим феноменам или к психопатологическим симптомам. Клиническое интервью - метод получения информации об индивидуально-психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах и синдромах, внутренней картине болезни пациента и структуры проблемы клиента, а также способ психологического воздействия на человека, производимого непосредственно на основании личного контакта психолога и клиента (В.Д. Менделевич, 1998 г.).

Интервью нацелено не только на активно предъявляемые человеком жалобы, но и на выявление скрытых мотивов поведения человека и оказание ему помощи в осознании внутренних оснований для измененного психического состояния. Психологическая поддержка - существенный момент интервью.

Клиническое интервью строится на следующих принципах:

  • однозначности, точности и доступности формулировок и вопросов;
  • адекватности и последовательности;
  • гибкости, беспристрастности опроса;
  • проверяемости получаемой информации.

Принцип однозначности и точности касается корректного и точного формулирования вопросов, задаваемых клиенту (пациенту). Принцип доступности заключается в том, что речь клинического психолога должна быть понятна клиенту, приближена к его разговорной речи, не должна содержать специальных терминов.

Последовательность в проведении интервью - еще один принцип, который сводится к тому, что сначала формируется первая группа феноменов или симптомов. Это вытекает из анализа жалоб пациента, рассказов его родственников или наблюдения за его поведением. В опросе выявляются феномены, симптомы, синдромы, которые сочетаются с уже выявленными. Затем определяеются тип формирования (эндо-, психо- или экзогенный) и уровень расстройств, а также этиологические факторы.

Принцип проверяемости и адекватности психологического интервью подразумевает уточнение конгруэнтности понятий и правильной интерпретации ответов пациента. Принцип беспристрастности заключается в ненавязывании пациенту собственного представления о наличии у него психопатологических симптомов. Подкрепляясь практическими процедурами, эти принципы становятся действенными.

Существуют различные методологические подходы к проведению интервью. Некоторые ученые считают, что 50 мин. - это оптимальная длительность первого интервью, последующие с тем же клиентом (пациентом) могут быть короче. В.Д. Менделевич предлагает следующую структуру клинического интервью, состоящую из четырех эпатов:

  • 1) установление доверительной дистанции; ситуативная поддержка, предоставление гарантий конфиденциальности; определение ведущих мотивов проведения интервью;
  • 2) выявление жалоб (пассивное и активное интервью), оценка внутренней картины - концепции болезни; структурирование проблемы;
  • 3) оценка желаемого результата интервью и терапии, определение субъективной модели здоровья пациента и предпочтительного психического статуса;
  • 4) оценка антиципационных способностей пациента; обсуждение возможных вариантов исхода заболевания (если оно обнаружено) и терапии; антиципационный тренинг.

Эта схема может использоваться при каждой беседе, но время и усилия, отводимые на тот или иной этап, различны в зависимости от очередности встреч, эффективности терапии и др.

Клиническое интервью состоит из вербальных и невербальных способов. Невербальные проявления клиента позволяют распознавать массу важной информации. Визуальный контакт, язык тела, интонация и темп речи, структура предложений могут явиться индикаторами конфликта в человеке. Использование вербальной и невербальной коммуникации способствует более точному пониманию проблем клиента и создает благоприятную ситуацию во время клинического интервью.

Экспериментально-психологические методы исследования психических процессов и состояний. Методы исследования ощущений и восприятия. Исследование тактильной и болевой чувствительности осуществляется обычно клиническим методом Фрея с помощью набора специально подобранных градуированных волосков и щетинок, прикрепленных под прямым углом к ручке. Кожную дискриминационную чувствительность определяют с помощью циркуля Вебера.

Для определения общей болевой чувствительности чаще всего применяют методику сенсографии А.К. Сангайло. При изучении расстройств функций органов зрения и слуха имеют значение опрос и наблюдение за больным, а также специальные приемы: проекционный периметр, таблицы Е.Б. Рабкина, адаптометр, аудиометры.

Особенно трудна в клинической практике диагностика и дифференциальная диагностика психогенных расстройств функций органов чувств, особенно зрения и слуха. Здесь необходимо комплексное исследование сенсорной сферы пациента. Частично оно осуществляется невропатологами, окулистами, отиатрами. Более сложные программы изучения особенностей сенсорных процессов осуществляют психологи, используя психологические и патопсихологические методики (шумовые пробы, сравнительная оценка парных стимулов, пробы с включенными изображениями, тахистоско- пический метод).

Методы исследования памяти. Наиболее часто для оценки мне- стических нарушений используется методика запоминания десяти слов. Она направлена на изучение способности к непосредственному краткосрочному или долговременному, произвольному и непроизвольному запоминанию. Для исследования опосредованного запоминания используют приемы, предложенные Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и А.Р. Лурия. Эти приемы основаны на сочетанном предъявлении испытуемому стимульного ряда слов и вспомогательного визуального материала, так или иначе связанного по смыслу с вербальным. С этой же целью используют метод пиктограмм.

При исследовании расстройств непосредственной памяти могут использоваться пробы на запоминание искусственных звукосочетаний, цифр. Изменяя способ предъявления (написано на карточках или произнесено вслух), можно изучать особенности различных видов памяти.

Методы исследования внимания. При выявлении отдельных свойств внимания - объема, переключаемости, устойчивости, концентрации и избирательности используют следующие приемы:

  • таблицы Шульте и тахистоскопический метод (объем внимания);
  • красно-черную таблицуа Шульте-Горбова (переключаемость внимания);
  • корректурную пробу, таблицы Бурдона-Анфимова (устойчивость внимания);
  • методику Торндайка (концентрация внимания);
  • методикуМюнстерберга (избирательность внимания).

С помощью каждой из этих методик могут быть получены и более широкие характеристики внимания. Так, тахистоскопическая методика выявляет не только объем, но и устойчивость и переклю- чаемость внимания. Таким образом, корректнее говорить о преимущественной направленности того или иного приема на отдельные свойства внимания.

Методика «счет по Крепелину» используется в основном для исследования утомляемости.

Методы исследования мышления и интеллекта. Для исследования интеллекта используют ряд стандартизированных методик - Бине- Симона, Векслера, Равена и др. Благодаря апробации на большом количестве испытуемых, стандартизированные методики позволяют подвергнуть результаты не только качественному, но и количественному анализу, опирающемуся на статистически обоснованное представление о выполнении этих заданий в норме.

Существует большое количество экспериментально-психологических методов исследования нарушений мышления. Это так называемый набор патопсихологических методик: классификация, исключение предметов, исключение понятий, выделение существенных признаков, методика Эббингауза, ассоциативный эксперимент, простые аналогии, сложные аналогии, сравнение понятий, пиктограммы, методика Выготского - Сахарова.

Представление об особенностях мышления и интеллекта можно получить в процессе беседы с пациентом. Надо обращать внимание на темп и активность выполнения мыслительных операций. Если темп мышления пациента ускорен, для него характерны повышенная отвлекаемость, поверхностность ассоциаций, легкая переклю- чаемость. В случае замедленности процессов мышления переклю- чаемость нарушена, ассоциации возникают с трудом, пациент медленно переходит от одного суждения к другому. Из беседы выявляется и патология мышления: навязчивые, бредовые идеи, разорванность мышления, резонерство.

Методы исследования эмоций. Особая роль в исследовании эмоциональных расстройств принадлежит анамнестическому методу (изучается эмоциональная сфера в процессе жизни пациента) и клиническому наблюдению за его поведением. Одним из наиболее значимых в оценке эмоциональных нарушений является тест цветовых выборов Люшера.

Для оценки аффективных нарушений используются опросники шкалы самооценки: определение выраженности тревоги (шкала

Спилбергера, Шихана), депрессии (Бека, Гамильтона). Испытуемый самостоятельно оценивает уровень собственной эмоциональности, а затем результаты сравнивают с клиническими показателями. Чаще эти методики применяются при оценке эффективности терапии.

Для исследования эмоциональной сферы используются и такие психологические методы, как семантический дифференциал, методика Б.В. Зейгарник (феномен незавершенных действий), методика сопряженных моторных действий А.Р. Лурия (оценка эмоционально-моторной устойчивости), методика К.К. Платонова (эмоционально-сенсорная устойчивость). Сведения о состоянии эмоциональной сферы испытуемого можно получить и с помощью проективных методов исследования личности (ТАТ, тест Роршаха и др.), опросников и шкал {MMPI, Уэсмана-Рикса и др.).

Методы исследования индивидуально-психологических особенностей личности. Условно методы исследования личности делят на две основные группы: клинические и лабораторные. В основе первых лежат беседа и наблюдение за поведением пациента. Вторые подразумевают использование психологического инструментария. Традиционно применяемые в психологии методики исследования личности - тест незаконченных предложений, фрустрационный тест Ро- зенцвейга, ТАТ, проективные рисунки, MMPI, личностный опросник Бехтеревского института (ЛОБИ).

ЛОБИ имеют определенное значение при экспресс-диагностике, при массовых исследованиях. Но сами по себе эти методы недостаточны для изучения отдельных случаев, где нужна глубокая характеристика личности.

Оценка эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия. Проблема оценки эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия - важная методологическая проблема клинической психологии. Б.Д. Карвасарский предложил клиническую шкалу (М.М. Кабанов, В.М. Смирнов,

А.Е. Личко, 1983 г.), в которую включены следующие четыре критерия:

  • 1) степень симптоматического улучшения;
  • 2) степень осознания психологического механизма болезни;
  • 3) степень изменения нарушенных отношений личности;
  • 4) степень улучшения социального функционирования.

Наряду с этой шкалой используются показатели динамики психического состояния пациентов по данным различных психологических тестов {MMPI, метод цветовых выборов Люшера и др.).

Выбор методов тесно связан с задачами, которые ставит перед собой клинический психолог. Всевозможные методы исследования делят на 3 группы:

· Клиническое интервьюирование

· Экспериментально-психологические методы

· Оценка эффективности психокоррекционного воздействия

При обследовании учитывается соматическое состояние пациента, возраст, пол, профессия и уровень его образования, время и место проведения исследования.

Клиническое интервьюирование (беседа)

Это творческий процесс и во многом зависит от личности психолога. Одна из основных целей клинической беседы – оценка индивидуально-психологических особенностей клиента, ранжирование их по качеству, силе и тяжести, а также отнесение их к психологическим феноменам или к психопатологическим симптомам. Истинная диагностика должна обязательно сочетать в себе и беседу.

Клиническое интервью – это метод получения информации об индивидуально-психологических свойствах личности, психологических феноменах, психопатологических симптомах, внутренней картине болезни, структуре проблем пациента, а также способ психологического воздействия на человека, который происходит в процессе интервью. Отличается от обычного расспроса тем, что нацелено не только на выявление жалоб, но и на выявление скрытых мотивов поведения человека и оказание ему помощи в осознании истинных оснований для имеющихся проблем. Существенным является поддержка клиента (пациента).

Функции интервью – диагностическая и терапевтическая.

Принципы интервью :

· Однозначность и точность - правильное, корректное формулирование вопросов.

· Доступность - учет образовательного, языкового, национального и др. факторов.

· Последовательность расспроса – после выявления первой жалобы, - формирование 1-й группы феноменов или симптомов и т.д. Также важен расспрос пациента об очередности появления психических переживаний, особенно в контексте событий.

· Проверяемость и адекватность – здесь важны уточняющие вопросы.

· Принцип беспристрастности – нейтральная позиция психолога, соблюдение этических норм, создание доверительной атмосферы, терапевтическая эмпатия.

Существуют различные подходы в интервью по длительности, считается, что 1-е интервью – около 50 минут, последующее интервью с тем же клиентом – короче.

Экспериментально-психологические методы исследования

Основная задача данных методов – обнаружение изменений функционирования отдельных психических функций и выявление патопсихологических синдромов (это патогенетически обусловленная общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных).

Методы обследования в клинической психологии – это обширный набор способов оценки деятельности головного мозга. Все методы освоить невозможно – важно уметь подобрать необходимый метод и уметь трактовать его данные.

Сфера психической деятельности, в которой отмечены нарушения Патопсихологическая методика
Расстройства внимания Таблицы Шульте Корректурная проба Счет по Крепелину Методика Мюнстерберга
Расстройства памяти Тест из десяти слов Пиктограмма
Расстройства восприятия Сенсорная возбудимость Проба Ашафенбурга Проба Рейхардта Проба Липмана
Расстройства мышления Тесты на классификацию, исключение, силлогизмы, аналогию, обобщение Ассоциативный эксперимент Проблема Эверье Пиктограмма
Расстройства эмоций Тест Спилбергера Метод цветовых выборов Люшера
Расстройства интеллекта Тест Равена Тест Векслера

Оценка эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия.

Одной из важных методологических проблем клинической психологии является проблема оценки эффективности психологического воздействия, для этого применяется клиническая шкала оценки эффективности психотерапии (Б.Д. Карвасарского) , она включает 4 критерия:

· критерий симптоматического улучшения

· степень осознания психологических механизмов болезни

· степень изменения нарушенных отношений личности

· степень улучшения социального функционирования.

Наряду с данной клинической шкалой используются показатели динамики психического

состояния пациентов по данным различных психологических тестов. Чаще других

используется ММРI и метод цветовых выборов Люшера.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

Задание 1. Проанализируйте различные определения понятия «клиническая психология», выделите общее содержание, специфику отечественных и зарубежных взглядов на клиническую психологию как область науки и практики.

Задание 2. Выделите объектное поле клинической психологии.

Задание 3. Определите предмет клинической психологии. Опишите характеристики, которые на Ваш взгляд могут войти в предмет клинической психологии в ближайшие 50 лет.

Задание 4. Разграничьте понятия «клиническая» и «медицинская психология».

Задание 5. Приведите аргументы в пользу каждой из позиций: «клиническая психология – отрасль психологии», «клиническая психология – отрасль медицины», «клиническая психология – междисциплинарная область исследований».

Задание 6. Проанализируйте соотношение клинической психологии и психологии в медицине.

Основная литература к теме :

1. Вестник клинической психологии / Ред. С.Л. Соловьева. – СПб, 2004.

2. Залевский Г.В. К истории, состоянию и проблемам современной клинической психологии // Сибирский психологический журнал. –1999, – вып.10, С.53-56.

3. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. 4-е изд. – СПб, 2010.

4. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. – М., 2008.

5. Перре М., Бауман У. (ред.) Клиническая психология. 2-е изд., – СПб.- М., 2003.


Похожая информация.


В основе расстройств восприятия лежит нарушение процесса идентификации субъективного образа с воспринимаемым объектом (узнавание). В случае психосенсорных расстройств искажается процесс восприятия объекта или его признаков. В случае агнозий затрудняется процесс узнавания воспринимаемых объектов. В случае иллюзий возникающий субъективный образ не соответствует реальному объекту и полностью его замещает.

Психосенсорные расстройства возникают у людей, начиная с дошкольного возраста, и обнаруживаются в двух формах:

1. Искаженное восприятие объектов внешнего мира :их величины и размеров, формы, постоянства цветовой гаммы, пространственного положения и устойчивости, количества и целостности, ощущение замедления или ускорения течения времени. Встречаются системные искажения восприятия объектов внешнего мира - дереализации .При дереализациях реальный мир представляется мертвым, нарисованным, неестественным, человек может отмечать необычное восприятие освещенности, цветовой раскраски. Мир кажется как бы во сне. Дереализации обычно возникают не раньше возраста 6-7 лет;

2. Искаженное восприятие собственного тела :нарушения схемы тела, положения его частей, веса, объема и т. д. Системные искажения восприятия собственного тела называются деперсонализацией .При деперсонализации человек убежден в том, что его физическое и психическое "Я" каким-то образом изменилось, но объяснить конкретно, как изменилось, он не может. При изменении восприятия телесного облика говорят о соматической деперсонализации. Она проявляется в чувстве измененности, отчужденности или отсутствия частей тела или внутренних органов, а также их функций. Если больной ощущает изменения своего психического "Я", говорят об аутопсихической деперсонализации. Она проявляется в виде недостаточной отчетливости восприятия больным процессов мышления, памяти, чувств и собственно восприятия. Чувство измененности восприятия при деперсонализации носит целостный характер и сопровождается обычно мучительным сопоставлением восприятия в данный момент с воспоминаниями о прежнем восприятии. Синдром соматической и аутопсихической деперсонализации длительно существует при психических расстройствах и редко встречается у детей младше 10-12 лет.

Возникают психосенсорные расстройства обычно эпизодически (от нескольких секунд до нескольких минут) и обычно сопровождаются чувством страха. Соматические и аутопсихические деперсонализации при психических расстройствах могут существовать длительно. Распад целостности образа восприятия может быть столь выраженным, что становится невозможным узнавание объектов. В этом случае говорят об агнозиях .



Агнозии - затруднения узнавания предметов и звуков - связаны с нарушениями процесса синтеза (обобщения) признаков в процессе конструирования целостного образа реальности. В целом агнозии связаны с изменениями смысловой стороны восприятия. Они развиваются вследствие поражений коры головного мозга и ближайших подкорковых структур (вторичных и третичных зон слухового, зрительного и тактильного анализаторов). Чувствительность сохраняется, а вот способность к анализу и синтезу информации утрачивается. Обычно агнозии имеют длительный затяжной характер (длятся от нескольких недель до нескольких лет).

По органам чувств выделяют зрительные, тактильные и слуховые агнозии .

Зрительные агнозии подразделяются на:

- тотальную агнозию (неузнавание предметов или их изображений);

- симультанную агнозию (узнавание предметов и их изображений, но неузнавание изображения ситуации, в которой участвуют эти предметы);

- агнозию цвета (цвета различает, но не узнает цвета предметов) и шрифтов (пишет, но не может прочитать);

- пространственную агнозию (нарушение ориентировки в пространственных признаках изображения);

- лицевую агнозию ;

- географическую агнозию (неузнавание маршрута или местности).

Тактильная агнозия выступает в виде:

- астереогнозии (предметы не воспринимаются на ощупь, не распознается материал, из которого они состоят, - агнозия текстуры, или агнозия пальцевая, когда не идентифицируются пальцы рук);

- соматогнозии (не узнается схема своего тела).

Слуховая агнозия связана с нарушением узнавания знакомых звуков (например, одна из разновидности слуховой агнозии - амузия - неузнавание музыкальных звуков).



Следует различать истинные агнозии и псевдоагнозии. Псевдоагнозии имеют дополнительный элемент, которого нет в агнозиях: диффузное, недифференцированное восприятие признаков. Псевдоагнозии возникают при серьезных интеллектуальных нарушениях - деменциях. Дело в том, что восприятие, освобожденное от организующей функции мышления, становится рассредоточенным: несущественные признаки предметов могут становиться в центре внимания, что и приводит к неправильному узнаванию (лошадь воспринимается как птица, потому что уши стоят торчком, а на то, что лошадь впряжена в телегу, внимание не обращается). При псевдоагнозиях также страдает ортоскопичность: перевернутые предметы уже не воспринимаются, тогда как показанные в прямой экспозиции - узнаются.

Иллюзии (от лат. illusio - ошибка, заблуждение) - это неадекватное отражение воспринимаемого объекта, несоответствие субъективного образа реальному предмету. Различают аффективные, вербальные, слуховые, тактильные, обонятельные и зрительные иллюзии (парейдолии и псевдопарейдолии). Чаще встречаются зрительные и слуховые иллюзии, а у детей по сравнению со взрослыми чаще встречаются зрительные иллюзии. У психически здоровых людей при определенных условиях также могут наблюдаться такие ошибки восприятия, как иллюзии. Это так называемые физиологические иллюзии .Примером их являются миражи в пустыне, голоса, слышимые в шуме ветра, и т. д. Известны также оптические иллюзии в восприятии величины, формы, удаленности предметов, основанные на законах физики.

При рассмотрении клинических нарушений памяти необходимо придерживаться разделения памяти как психической функции на два типа: декларативную и процедурную память .

Под декларативной (эксплицитной) памятью понимается произвольная память на события и объекты. Она локализуется в медиальных частях височных долей, включая гиппокампальную область, а также энториальную, парагиппокампальную кору и ядра таламуса (медиодорсальные и передние).

Под процедурной (имплицитной) памятью понимается память на действия и навыки, привычки, условные способы поведения. Такая память может протекать без участия сознания и воли. Она локализуется в соответствующих сенсорных и моторных отделах мозга.

Нарушения памяти практически всегда затрагивают декларативную, а не процедурную память. В обыденном смысле под памятью тоже понимается именно декларативная память.

Еще одним пунктом, необходимым для понимания клинических нарушений памяти, следует признать разделение памяти по характеру запоминаемой информации на семантическую и эпизодическую (автобиографическую).

Семантическая память - это память, в которой закодированы и сохранены только основные значения информации, особые характерные признаки события или объекта, позволяющие отличить его от других феноменов или включить его в общий класс по типу "часть - целое".

Эпизодическая память представляет собой форму памяти, в которой информация хранится со всеми сопутствующими ей случайными "метками" о том, где, когда и как была получена эта информация.

В норме запоминанию подвергается семантическая информация, тогда как эпизодическая по мере временного дистанцирования от события утрачивается. В случае нарушений памяти изменяется соотношение процессов консолидации семантической и эпизодической информации: эпизодическая доминирует или "мешает" воспроизведению основной информации.

В целом при нарушениях памяти речь идет о нарушениях сохранения, поиска и установления функциональных связей между различными кодами информации о событиях и объектах..

Выделяют следующие клинические типы нарушений памяти:

Дисмнезиями называют формальные расстройства динамических процессов памяти.

Парамнезиями называют патологическую продукцию мнестических процессов.

Гипермнезии - непроизвольное оживление памяти, которое проявляется в повышении способности воспроизведения давних, незначительных, малоактуальных событий прошлого. При этом ослабевает запоминание текущей информации и повышается способность воспроизводить давно забытые события прошлого, незначительные и малоактуальные для больного в настоящем. При этом особенно сильно страдают произвольное запоминание и воспроизведение. Данное нарушение памяти может встречаться при особых состояниях сознания, в гипнотическом сне, при приеме алкоголя и некоторых наркотиков, а также при различных психических заболеваниях (в отдельных случаях шизофрении, психопатии, при маниакальных и гипоманиакальных состояниях и пр.).

Гипомнезия - частичное выпадение из памяти информации. Нарушается способность запоминать, удерживать и воспроизводить отдельные события или их детали. Слабо воспроизводятся даты, имена, термины, цифры.

Гипомнезии являются наиболее часто встречающимися клиническими расстройствами памяти. Гипомнезия может быть временной, эпизодической, но может иметь и стойкий, необратимый характер. Такие нарушения памяти могут касаться одной или нескольких модальностей (зрительной, слуховой и т. п.). Гипомнезия входит в структуру многих психопатологических синдромов (невротического, психоорганического и др., а также является симптомом врожденного или приобретенного слабоумия).

Амнезия - полное выпадение из памяти событий, имеющих место в определенный период. Амнезии являются основным объектом клинической психологии. Их можно классифицировать по разным основаниям. Различают амнезии по отношению к событиям, происходящим в разное время от начала расстройства, по нарушенной функции памяти и по динамике проявления расстройства памяти.

По отношению к событиям ,происходящим в разное время от начала расстройства, выделяют следующие типы амнезий:

1) ретроградная - выпадение из памяти событий до начала (острого периода) болезни (расстройства); ретроградная амнезия может возникнуть, например, после черепно-мозговой травмы;

2) конградная - выпадение воспоминаний о событиях в острый период болезни (расстройства);

3) антероградная - утрата воспоминаний о событиях, происходящих после острого периода болезни (расстройства); антероградную амнезию можно наблюдать после повреждений в гиппокампе или хронических отравлений, а также при деменциях.

4) антероретроградная - выпадение событий, происходивших до, во время и после острого периода болезни (расстройства); скорее всего, возникает в результате временного недостатка кровообращения в гиппокампе.

По нарушенной функции памяти различают следующие типы амнезий:

1) фиксационная - на текущие и недавние события;

2) анэкфория - неспособность воспроизведения информации без подсказки;

3) прогрессирующая - сначала наступают трудности в воспоминании, затем наступает забывчивость на текущие и недавние события, потом забываются все более отдаленные события. Сначала страдает память времени совершения отдаленных событий, а затем страдает память содержания событий. Сначала - менее организованное знание (научное, языки). Затем - многократно случавшиеся события. Потом забываются факты с сохранением аффективной памяти. Затем идет распад праксической памяти - памяти навыков, и наступает апраксия.

По динамике проявления расстройства памяти выделяют следующие амнезии:

1) ретардированная - забывание наступает через некоторое время после ЭПИ; какое-то время хорошо помнит, но спустя короткое время - уже не может воспроизвести (например, короткий рассказ).

2) стационарная - стойкое нарушение памяти без видимых изменений (улучшений или ухудшений) во времени;

3) лабильная (прерывистая) - нарушения колеблются в течение времени - то возникают, то исчезают;

4) регрессирующая - амнезия с частичным восстановлением памяти.

Нарушения динамики мнестических процессов служит не столько индикатором нарушения памяти в узком смысле, сколько признаком истощаемости психики, неустойчивой работоспособности (которая определяется отношением к окружающему и к себе, личностной позицией в ситуации, способностью регуляции поведения, целенаправленностью усилий). Нарушенная динамика успешно корректируется самими пациентами через дополнительные средства опосредования. Нарушения динамики могут быть связаны и с нарушениями аффективной сферы личности.

Опосредованное запоминание – запоминание с использованием промежуточного, или опосредующего, звена для улучшения воспроизведения.

Нарушение опосредованного запоминания у больных разных нозологических групп исследовали Г. В. Биренбаум, С. В. Логинова. Оказалось, что введение опосредования часто не улучшает, а ухудшает у больных возможность точного воспроизведения.

Причина трудности опосредования у больных олигофренией заключается в недоразвитии мышления, неспособности установить условную смысловую связь между стимульным словом и рисунком. При олигофрении нарушена не только смысловая. но и механическая память. У астенических олигофренов отмечается грубая недостаточность чтения, письма, счета и частые ошибки в памяти. У стенических олигофренов более выражено расстройство долговременной памяти.

При эпилепсии отмечается снижение эффективности опосредованного запоминания в сравнении с непосредственным.

У больных эпилепсией, а также при органических поражениях головного мозга отмечаются трудности опосредования предложенных понятий с конкретным рисунком. Это является следствием выраженной склонности к чрезмерной детализации, фиксации на отдельных свойствах предметов. При органических поражениях подкорковых структур головного мозга в большей степени нарушено произвольное воспроизведение и сохранение, в меньшей степени – узнавание и запоминание. Отмечается связь нарушений памяти с психической истощаемостью и снижением сенсомоторной активности.

У больных шизофренией условность рисунка становится беспредметной и широкой, что перестает отражать реальное содержание слова, или рисунок отражает актуализацию слабых, латентных свойств, что также затрудняет воспроизведение. Нарушения оперативной, кратковременной, отсроченной и опосредованной памяти не выявляются. Наблюдаемое в методиках снижение памяти часто имеет вторичный характер, обусловленный снижением волевого усилия.

У больных неврозами и при реактивных психозах жалобы на снижение памяти часто не подтверждаются экспериментально-психологическим исследованием. При этих заболеваниях в их механизмах ведущая роль принадлежит личностно-мотивационным и эмоциональным расстройствам. Поэтому испытуемый может "работать" под определенное "органическое" заболевание. Однако ошибки могут быть в простых вариантах заданий и отсутствовать в сложных. Снижение памяти и внимания у больных с неврозами часто отражает внутреннюю тревогу и беспокойство. Отмечаются психогенные амнезии, которые следуют за психотравмой.

Данные экспериментов показали, что испытуемые запоминали лучше незавершенные действия (эффект Зейгарник). Преимущество незавершенных действий перед завершенными проявлялось не только в количественном отношении, но и в том, что незавершенные задания назывались первыми.

Корсаковский синдром . Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого, так называемый корсаковский синдром, который был описан известным отечественным психиатром С. С. Корсаковым при тяжелых алкогольных интоксикациях. Этот вид нарушения памяти часто сочетается с конфабуляциями - т.е. заполнение провалов памяти несуществующими событиями - в отношении текущих событий и дезориентировкой в месте и времени. Два последних признака могли быть слабо выражены, но первый всегда чрезвычайно выражен и составляет основной радикал этого страдания (забывание текущих событий).

Корсаковский синдром может также обнаружиться при других диффузных поражениях мозга неалкогольного генеза и также при поражении определенных ограниченных мозговых систем. Больные, у которых имеют место подобные амнестические явления, не помнят событий недавнего прошлого, но воспроизводят те события, которые были много лет назад. Так, подобный больной может правильно назвать события из своего детства, школьной жизни, помнит даты общественной жизни, но не может вспомнить, обедал ли он сегодня, посетили ли его вчера родственники, беседовал ли с ним сегодня врач и т.п.

Ряд экспериментальных данных свидетельствует о том, что речь идет о плохом воспроизведении, а не следствии плохого удержания информации.

Корсаковский синдром может проявиться в неточности воспроизведения слышанного, виденного, в неточности ориентировки. При этом возникает иногда ложное воспроизведение, без грубых конфабуляций: нередко больные сами замечают дефекты своей памяти, пытаются восполнить ее пробелы, придумав не существовавший вариант событий.

Прогрессирующая амнезия . Расстройства памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве. Временами такие нарушения памяти носят гротескный характер: так, одной больной казалось, что она живет в начале нашего века, что только что кончилась первая мировая война, только что началась Великая Октябрьская социалистическая революция.

Подобные нарушения памяти отмечаются часто при психических заболеваниях позднего возраста, в основе которого лежит прогрессирующая, качественно своеобразная деструкция коры головного мозга. Клинически болезнь характеризуется неуклонно прогрессирующими расстройствами памяти: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, стираются в памяти события последних лет и отчасти давно прошедшего времени. Наряду с этим сохранившееся в памяти отдаленное прошлое приобретает особую актуальность в сознании больного. Он живет не в настоящей реальной ситуации, которую не воспринимает, а в обрывках ситуаций, действий, положений, имевших место в далеком прошлом. Такая глубокая дезориентировка с отнесением в отдаленное прошлое представлений не только об окружающей обстановке и близких людях, но и о собственной личности при старческом слабоумии развивается постепенно.

Такие расстройства памяти, характеризующиеся "жизнью в прошлом", ложным узнаванием окружающих, с адекватным этой ложной ориентировке поведением возникают в основном при старческом слабоумии. В основе его лежит диффузный, равномерно протекающий атрофический процесс коры головного мозга.

К основным мыслительным операциям относятся обобщение, отвлечение (абстрагирование), анализ, синтез.

Обобщение есть следствие анализа, вскрывающего существенные связи между явлениями и объектами. Существует несколько уровней процесса обобщения:

· функциональный – отношение к классу на основании функциональных признаков;

· конкретный – отношение к классу на основании конкретных признаков;

· нулевой (нет операции) – перечисление предметов либо их функций без попытки обобщить.

При всем многообразии нарушения операциональной стороны мышления можно свести к двум крайним вариантам:

1. снижение уровня обобщения;

2. искажение процесса обобщения.

При снижении уровня обобщения и абстрагирования в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях. Вместо выделения обобщенных признаков больные используют конкретно-ситуационные сочетания, у них отмечаются трудности абстрагирования от конкретных деталей (например, общее между диваном и книгой в том, что "на диване можно читать" ). Подобные нарушения могут быть в легкой, умеренно выраженной и выраженной степенях. Эти нарушения встречаются при олигофрении, тяжелых формах энцефалита, а также при органических поражениях головного мозга другого генеза с деменцией.

Однако говорить о снижении уровня обобщения можно в том случае, если этот уровень был у человека ранее, а затем снизился, что и происходит с больными эпилепсией, органическими поражениями ЦНС, последствиями травм головного мозга. У больных же олигофренией отмечается недоразвитие понятийного, абстрактного мышления, а именно процессов обобщения и отвлечения.

При искажении процесса обобщения и абстрагирования больные руководствуются чрезмерно обобщенными признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами. Отмечается преобладание формальных, случайных ассоциаций, уход от содержательной стороны задачи. Эти больные устанавливают чисто формальные, словесные связи, реальное же различие и сходство не служит для них контролем и проверкой их суждений. Например, сходство между ботинком и карандашом для них в том, что "они оставляют следы" . Подобные нарушения мышления встречаются у больных шизофренией.

Этот вид нарушений связан с серьезными изменениями в мотивационной сфере личности. Влияние изменений мотивационной сферы уже можно наблюдать в искажении процесса обобщения. Однако есть нарушения, в которых изменения личностного компонента мышления проявляются особенно ярко, что и заставило Б. В. Зейгарник выделить их в отдельную группу. Суть мышления составляет оперирование существенными аспектами реальности. Однако существенным у человека оказывается то, что приобрело смысл в процессе жизнедеятельности. Так, признаками нарушения выступает не частота проявления какого-либо признака или свойства мышления, а роль, которую оно играет в жизни человека. У смысла есть две стороны: индивидуальный и общественный (предметно-объективный, конвенциальный). В разных обстоятельствах доминирует то один, то другой, однако конвенциальный смысл всегда оказывается доминирующим критерием, обеспечивающим однозначность продуктов мыслительной деятельности разных людей. Нарушение целенаправленности мыслительных процессов связано с приданием большей значимости индивидуальному смыслу в ущерб общественному.

Виды таких нарушений мышления: витиеватость, соскальзывание, резонерство, разноплановость, аморфность, разорванность .

Витиеватость - слишком пространные рассуждения, излишние для понимания излагаемой мысли.

Соскальзывание (непоследовательность мышления) - внешне немотивированные, неожиданные эпизодические переходы от одного содержания к другому по случайной ассоциации или несущественному для конечной цели рассуждения признаку. После соскальзывания больной способен продолжить последовательность основного рассуждения. Здесь нет ускорения темпа мышления, мысль между соскальзываниями сохраняется.

Резонерство - пространные рассуждения по несущественному поводу. Основу резонерства составляют банальные нравоучения, морализированные истины, известные изречения. Речь сохраняет правильность, но многословна, изобилует причастными и деепричастными оборотами, вводными словами. Здесь происходит отрыв от контекста и ситуации общения, когда различные значения слова сопоставляются сами с собой, а выбора адекватного значения не происходит. Мыслительный процесс направлен не на цель, задаваемую ситуацией, а на "более общую", "универсальную" цель. У таких больных речь не облегчает выполнение задания, а затрудняет его: произносимые слова вызывают случайные ассоциации, которые их отвлекают.

Разноплановость - постоянная необоснованная смена оснований для построения ассоциаций. В результате мысль лишается основного стержня, иногда объединяются несочетаемые понятия. Суждения об одном и том же феномене одновременно протекают на разных уровнях.

Аморфность - нечеткое использование понятий (непонятно, о чем говорит больной).

Разорванность - отсутствие связей между отдельными умозаключениями. Выделяют логическую и грамматическую разорванность. Логическая - нет логической связи между отдельными компонентами мысли. Грамматическая - набор отдельных, несвязанных слов (шизофазия). Словесная окрошка.

С нарушениями личностного компонента мышления связан такой класс нарушений, как нарушения содержания мышления .Сюда относится формирование навязчивых , сверхценных и бредовых идей .

Навязчивые идеи (обсессивные мысли) - это непроизвольно возникающие мысли, содержание которых не несет адекватной информации или вступает в значительное противоречие с системой личных ценностей. Неадекватность содержания в этом случае понимается и критически оценивается человеком, но возникновение таких мыслей непроизвольно, от них невозможно освободиться, и человек испытывает эмоциональный дискомфорт от их наличия. При этом они воспринимаются не как чуждые, навязанные, а как собственные мысли. Навязчивые мысли возникают в результате воздействия психотравмирующих обстоятельств жизни (тогда содержание мыслей отражает эти обстоятельства), или же они возникают в случаях повреждения базального ганглия, поясной извилины и префронтальной коры (тогда содержание мыслей никак не связано с обстоятельствами жизни или же быстро от них отрывается).

Вслед за возникновением навязчивых мыслей вскоре возникают навязчивые (компульсивные) действия, которые имеют характер ритуальной защиты и снимают душевный дискомфорт, возникающий при возникновении мыслей. Осуществление этих действий (ритуалов) не приносит человеку удовлетворения, и он сам понимает бессмысленность их совершения, однако не может их не совершать (поскольку они связаны с обсессивными мыслями). Ритуальные действия придают человеку ощущение контроля над ситуацией, которая субъективно воспринимается как опасная. Действие же играет роль символической защиты от этой опасности. Осознание их бессмысленности приводит к нерешительности и медлительности.

Сверхценные идеи - логически обоснованные убеждения, тесно связанные с мировоззрением личности, базирующиеся на реальных ситуациях и обладающие большим эмоциональным зарядом. Они приобретают неадекватное по степени значимости доминирующее положение в жизни человека, подчиняют себе всю его деятельность, что приводит к дезадаптации. Содержание сверхценных идей отражает мировоззрение личности, критика отсутствует или носит формальный характер. Сверхценные идеи побуждают человека действовать в соответствии с их содержанием. Так организованное мышление суживает круг интересов личности, приводит к избирательному восприятию реальности. Со временем сверхценные идеи могут утрачивать свою актуальность. Сверхценные идеи содержательно могут быть связаны с переоценкой следующих факторов:

Биологических свойств своей личности (дисморфофобические сверхценные идеи - убежденность в наличии биологического дефекта или недостатка; ипохондрические сверхценные идеи - преувеличение тяжести своего заболевания; идеи сексуальной неполноценности, идеи физического самоусовершенствования);

Психологических свойств своей личности (идеи изобретательства, реформаторства и талантливости);

Социальных аспектов функционирования личности (идеи вины - преувеличение значимости реальных поступков; эротические идеи - обычные знаки внимания расцениваются как признаки страстной влюбленности других лиц; идеи ревности - убеждения в неверности партнера, основанные на реальных фактах, не имеющих характера достоверных доказательств; идеи сутяжничества или кверулянства - убежденность в необходимости борьбы с малозначимыми недостатками, возводимыми в ранг борьбы с социальной несправедливостью).

Бредовые идеи (бредовые расстройства мышления) - навязчивые, последовательно и энергично отстаиваемые ложные умозаключения, не соответствующие реальности (в их основе лежат нереальные события и факты, например, приписывание себе или другим мнимых, несуществующих качеств, поступков и т. д.), которые упорно поддерживаются личностью, несмотря на аргументы и доказательства обратного. Однако если подобные умозаключения предписываются определенной культурой или субкультурой, к которой принадлежит человек, то они не должны характеризоваться как бредовые. Бред может иметь монотематическое или систематизированное политематическое содержание. Содержание бреда, его начало зачастую связаны с жизненными обстоятельствами, однако факты здесь приобретают искаженную, одностороннюю трактовку и вскоре полностью отрываются от действительности. Кроме поступков и личностных позиций, имеющих непосредственное отношение к содержанию бреда, эмоции, речь и поведение в целом не отличаются от нормальных. Большинство бредовых расстройств, по-видимому, не связаны с шизофренией, хотя при шизофрении нередко развивается бред в качестве компенсаторной реакции на искаженный процесс восприятия (вообще же при шизофрении расстройства психической деятельности изменяют чувство своей индивидуальности, неповторимости и целенаправленности). Самостоятельным бредовым расстройством является паранойя - наличие бреда ревности, бреда величия или бреда преследования.

Саморегуляция мышления осуществляется путём прогнозирования критериев искомого в самом процессе решения задачи, что, наряду с недизъюнктивностью мыслительного процесса, необратимостью результатов его развития, эмоциональной регуляцией и др., определяет специфику функционирования живого мыслительного процесса по сравнению с работой систем искусственного интеллекта.

Функционирование процессов мышления, лежащих в основе процесса осознания, выступает одним из условий успешности осуществления субъектом смыслоосознания (которое, в свою очередь является одним из механизмов развития смысловой сферы личности).

Недостаточная системная регуляция (метакогниция) касается систематического обращения к предшествующему опыту и личностному опосредованию процесса мышления. Сюда включается, например, одновременная обработка нескольких аспектов проблемы, создание общего плана мышления, поиск подходящей информации из разных источников, координация мыслительных усилий, обращение к самому себе с вопросами с одновременным представлением себя как стороннего человека, не занятого сиюминутным решением проблемы (умение увидеть себя над проблемой, абстрагироваться от конкретных мешающих условий). Недостаточная системная регуляция может быть обусловлена травматическими и токсическими поражениями, опухолями, воспалительными процессами лобных долей мозга. Системная регуляция мыслительных процессов также нарушается под влиянием сильных эмоциональных перегрузок.

В исследованиях патопсихологов (Г. В. Биренбаум, Б. В. Зейгарник, Н. К. Калиты и др.) на примере больных эпилепсией был проанализирован процесс формирования аномальных черт их характера. На клиническом и экспериментально-психологическом материале было убедительно доказано, что многие личностные черты эпилептиков не являются прямыми следствиями нарушения деятельности мозга при этом заболевании, а формируются прижизненно.

Клиническая картина эпилепсии включает в себя, помимо нарушений познавательной деятельности, весьма характерные изменения личности, которые включают в себя сочетание брутальности (наличие аффективных, дисфорических расстройств со склонностью к агрессии, пренебрежению социальными нормами), угодливости и педантичности. Клиницисты обычно связывают эти особенности личности с самой болезнью, припадками.

Психологи, рассматривая развитие личности как прижизненный, социально обусловленный процесс, показывают, что ребенок, у которого вследствие болезни появлялись припадки, оказывается в особой социальной ситуации развития, отличной от социальной ситуации здоровых детей. Из-за объективных трудностей в учебной деятельности, проблем с общением у них складываются особые, зачастую негативные, отношения с другими детьми, учителями. Рефлексируя свою неполноценность, такой больной ребенок пытается скомпенсировать ее, вызвать хорошее отношение к себе со стороны сверстников и взрослых не всегда удачными, но доступными ему способами: угодливостью, приспособлением к чужим требованиям. Из-за инертности, являющейся одним из ключевых симптомов заболевания, эти способы фиксируются, становятся типичной формой поведения, а затем и чертой личности.

Аналогичный путь развития проходит и другая характерная черта личности эпилептика - его педантичность и сверхаккуратность. На начальных стадиях болезни эти качества также проявляются как способы компенсации первичных дефектов (выраженных нарушений мнестических функций, тугоподвижности мышления, ригидности).

Формирование патологических черт характера при эпилепсии можно объяснить неудачной компенсацией обусловленных самой болезнью первичных дефектов. Вследствие нарастания инертности способы компенсации у таких больных не становятся свернутыми и автоматизированными, не приобретают характер навыка. Наоборот, больные "застревают" на стадии сознательного контроля за исполнением вспомогательных действий, и мотив из широкой деятельности все более смещается на выполнение узкой. В связи с этим изменяется и смысл деятельности. Приобретает смысл исполнение отдельных операций (в норме выполняющих роль технических средств), а сама сложная опосредованная деятельность перестает быть главной.

При этом первично присущая эпилептику аффективность насыщает этот неадекватный смысл, делая его активным отношением. Поэтому больные не терпят даже малейшего нарушения порядка, очень остро реагируют на внешнее вмешательство в заведенные ими правила.

Таким образом, в ходе болезни выработанные больными способы поведения становятся не просто проявлениями неудачной компенсации, а превращаются в привычные действия, в определенные отношения к миру, т. е. становятся определенными чертами характера.

клинической психологии Клиническая психология (греч. Klinike - врачевание, kline –постель, ложе) - область медицинской психологии ... клинического психолога в сфере оказания... в деятельности специального психолога , как , впрочем, ...
  • Профессия клинического психолога

    Курсовая работа >> Психология

    Практики нуждаются в клинических психологах как специалистах широкого профиля, способных решать комплексные задачи , носящие межотраслевой...

  • Предмет и задачи детской психологии

    Шпаргалка >> Психология

    ВОПРОС 8. Психология как наука. Предмет и задачи детской психологии Предмет психологии - наука... 5. Исполнение действия с приложением волевых усилий. 6. ... при клинической смерти... процессы памяти как специальные действия, ... задач ), развитие эмоциональной сферы . ...

  • Предмет , задачи и структура юридической психологии

    Учебное пособие >> Психология

    ... психологии . Предмет , задачи и структура юридической психологии . Междисциплинарные связи. Методология и методы юридической психологии . История юридической психологии . Правовая психология ...

  • Психология как научная дисциплина

    Шпаргалка >> Психология

    ... задач . Психологич хар-ка готовности к обуч в школе. 1)развит познават сферы ... – развитием. Учение как специальная деятельность играет ведущую роль... ориентировано на клинически здоровую личность... ; 4) практ. приложения . Предмет соц психологии все шлифовался, его...

  • Новое на сайте

    >

    Самое популярное